Номер 3(4) - март 2010
Борис Горобец

Профессор математики Анатолий Дмитриевич Мышкис

К 90-летию со дня рождения (1920-2009)

В 2010 году должен был бы отмечаться 90-летний юбилей выдающегося математика, механика и педагога, доктора физико-математических наук профессора А.Д. Мышкиса, соратника и соавтора великого физика ХХ века Я.Б. Зельдовича по знаменитым учебникам «Элементы прикладной математики» и «Элементы математической физики». Но, к сожалению, Анатолий Дмитриевич недавно скончался, это произошло 9 июля 2009 г. в Москве.

А.Д. Мышкис родился 13 апреля 1920 в г. Спасск, ныне Рязанская область. Он ученик академика И. Г. Петровского. Окончил механико-математический факультет МГУ (1941) и Военно-Воздушную Инженерную Академию (1944). Доктор физико-математических наук (1951), профессор (1952). Был членом Президиума научно-методического совета по математике при МВ ССО СССР, председателем секции ВТУЗов Московского математического общества. Почётный член президиума Харьковского математического общества, почётный профессор Московского института инженеров транспорта.

А. Д. Мышкисом был внесён большой вклад в теорию обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений с частными производными, в том числе в связи с прикладными задачами – в частности, в исследовании поведения жидкости в невесомости и в задаче Жуковского о трогающемся поезде (сведения из Википедии).

В память об Анатолии Дмитриевиче эта небольшая подборка эпизодов, которая опубликована как глава из только что вышедшей книги Бориса Горобца «Советские физики шутят… Хотя бывало не до шуток» (Москва, УРСС-ЛИБРОКОМ, 2010. 256 с.

Короткие отрывки, вошедшие в эту главу, отобраны из книги самого А.Д. Мышкиса «Советские математики. Мои воспоминания», Москва, УРСС-ЛИБРОКОМ. 2009. 304 с. Нижеследующие тексты даются от лица А.Д. Мышкиса, а примечания от лица автора-составителя книги «Советские физики…» Б.С. Горобца.

Анатолий Дмитриевич Мышкис

Я давно знаю Григория Исааковича Баренблата, работы которого принадлежат к физической механике. Вспоминается доклад Г.И. на заседании Московского математического общества, когда он предложил оригинальное объяснение появления НЛО, связав их с квазиустойчивыми турбулентными образованиями. Еще вспоминаю, как он охотно принял мое предложение говорить "Слава КПСС", вместо "Слава Богу". Побольше бы таких людей!» (C. 111).

«На одном заседании математической секции Дома Ученых был доклад о тайнах египетских пирамид. Докладчик сообщил, что какие-то комбинации размеров этих пирамид дают с огромной точностью основные физические константы. Докладчик (как и некоторые слушатели) не понимал, что для этого размеры пирамид должны быть известными с аналогичной точностью, что невозможно, и, самое главное, что им приравнивались численные значения величин различной размерности! Когда я сказал об этом, докладчик так и не понял, о чем речь» (С. 125).

***

«Существенно снизился уровень школьной подготовки, так что не только приведение дробей к общему знаменателю, но даже (это подлинный случай на экзамене!) упрощение выражения 6/2 превратилось кое для кого в непреодолимую проблему» (С143).

***

«В Беэр Шеве <Израиль> оказалось несколько моих знакомых ─ бывших советских граждан. Все мои доклады я читал по-русски, и никаких вопросов это не вызвало. На одном довольно многочисленном семинаре организатор перед моим докладом спросил: "Евреи здесь есть?", имея в виду тех, кто не понимает по-русски. На что под общий смех последовал ответ: "Нет! " (С. 136)

***

«Я слышал, что Турция заявила нам протест по поводу того, что на гербе Армении изображен Арарат, который армянам не принадлежит. На это туркам ответили, что на их гербе и флаге изображен полумесяц, хотя Луна им не принадлежит» (С. 118).

***

«Непосредственно перед экзаменом по физике одна из студенток попросила объяснить ей какой-то вопрос. Володя Рохлин рассказал все, что нужно, но в конце добавил: "А еще здесь есть эффект Кошкиса-Мышкиса" ─ и стал рассказывать какую-то наукообразную чепуху. Студентке на экзамене достался именно этот вопрос, и она сначала все хорошо рассказала, а потом сказала: "А еще…" и т. д., но ей не дали рассказать, в чем заключается этот эффект. Потом Кошкиса-Мышкиса мне часто поминали. Когда я через много лет напомнил Л.С. Понтрягину свою фамилию, он тут же сказал: "А, помню, Кошкис-Мышкис"» (С. 170).

***

«Мне рассказывали о банкете по случаю защиты диссертации Кронрода <А.С. Кронрод участвовал в начале 1950-х гг. в составе группы Л.В. Канторовича в расчетах водородной бомбы>. Места, которые должны были занимать профессора, обозначались ребусами, разгадками которых были фамилии. Так, для фамилии Петровский была изображена станция метро с буквой П, вместо М, а фамилия Меньшов читалась в обратную сторону. Это же надо было заметить! <…> Диссертацию, весьма глубокую и по методам, и по результатам, признали докторской. Это было примерно в 1950 г, и любопытно, что после этой защиты Кронрод совершенно перестал заниматься "чистой" математикой, открыто характеризуя ее как совершенно бесполезное занятие» (С. 176).

***

«В Баку на банкетах присутствовали только мужчины. Я спросил: а если диссертацию защитила женщина, что тогда? Мне рассказали, что недавно был такой случай; при этом, чтобы соблюсти обычай, на банкете женщина не присутствовала, поздравления принимал ее муж» (С. 281).

***

О харьковском академике В.А. Марченко, специалисте в области математической физики.

«В.А. Марченко совершенно не соответствует общепринятому представлению о знаменитом ученом, академике. <…> он уклоняется от публичности, у него своеобразное произношение: вместо буквы "л", он произносит “в”. Его жена рассказывала, как, желая получить лодку, он привел в полное недоумение собеседника <пояснение: этот звук типичен для белорусов: "ў" и называется у-кратким ─ Б.Г.>.

О харьковском физике В.Л. Германе.

«Как-то он пошел в оперный театр на "Пиковую даму". Когда он пробирался к своему месту, вдруг кто-то спросил соседа: "А кто Герман? ", имея в виду исполнителя. Герман остановился и резко сказал: "Я Герман, что Вам нужно", чем вызвал смятение у зрителя» (С. 267).

***

О директорах харьковского Физико-технического института низких температур (ФТИНТ) украинских академиках Б.И. Веркине (основателе ФТИНТа) и А.Д. Тюпцове (преемнике Веркина):

«Маленький кабинет Б.И Веркина был отделен от столь же маленькой комнаты, предназначенной для его секретарши и тех, кто ждал приема. Когда Б.И. повышал голос, его было всем хорошо слышно. Как-то, сидя там, я услышал набор ненормативной лексики, относящийся к проблемам строительства института. Когда я зашел к Б.И., то обратил его внимание на это обстоятельство. На следующий же день простую дверь заменили на двойную, чем была решена проблема» (С. 275).

«С инженерами "Энергии" обсуждался, в частности, вопрос о появлении и эволюции пузырей в жидкости. Жидкость с пузырями с легкой руки А.Д. Тюпцова стала называться "запузыренной", а жидкость с растворенным в ней газом ─"загаженной"» (С. 276).

***

«Как-то придумали такое развлечение. На здании "Известий" была строка с электрической бегущей рекламой. Надо было успеть каждое слово произнести, отбрасывая от него спереди по одной букве: например: сахар, ахар, хар, ар, р. Помню наш восторг, когда появилось слово сосиски (С. 148)[1]

***

«Мы решили количественно оценивать получаемые удовольствия и неудовольствия, приняв за единицу удовольствие от неожиданно найденного одного рубля. Помню, как я тогда <в школьном возрасте> хорошо понял эффект нелинейности: например, из того, что при поедании порции эскимо я получал удовольствие на 0,5 единиц, не вытекало, что при поедании десяти порций я получу удовольствие на 5 единиц! И лишь при «независимом поедании» десяти порций можно говорить о законе линейности» (С. 148).

Пояснение составителя. Это – проявление универсального психофизического закона Вебера-Фехнера, найденного еще в XIX веке и распространяющегося на все органы чувств: «Сила ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения». Например, ощущение сладкого от чая с двумя кусками сахара примерно вдвое сильнее, чем от одного куска; прирост же ощущения при увеличении числа кусков сахара в чае от 10 до 20 явно нелинеен и совсем невелик. То же с запахами: проверьте, например, на ангел и демон живанши. Странно, что А.Д. Мышкис не упоминает этот закон; а ведь именно с ним связана всем известная логарифмическая децибельная шкала для измерения силы звука (Б.Г.).

 

 Сауна Дельфин


[1] А мы читали светящиеся вывески, у которых какая-нибудь буква как бы погасла. Иногда это приводит к рискованным вариантам, например, встречалась вывеска «Мебель» с погасшей 1-й буквой. Мне рассказывали, что в Минске на аналогичных вывесках написано по-белорусски «Мебля». Иногда мы прибавляли буквы сзади или спереди. Помню, что в 1970-х гг. на Пятницкой улице в Москве открыли румынский магазин «БУКУР». Любопытный вариант возникал, если к нему приписать «Е», правда, почему-то многие долго не догадывались, как получить результат, что говорит о недостатке лексической тренировки (Б.Г.)

 


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 3540




Convert this page - http://7iskusstv.com/2010/Nomer3/Gorobec1.php - to PDF file

Комментарии:

Таьяна
- at 2016-11-08 22:08:03 EDT
А.Д. Тюпцов никогда не был "преемником Веркина", директором ФТИНТ он тоже не был. Он умер в 1993 году в возрасте 53 лет. С кем-то вы его путаете...
Леон
Москва, РФ - at 2010-03-21 11:29:13 EDT
Публикация производит странное впечатление: слишком мал творческий вклад ее автора Бориса Горобца. Автором надо было указать А.Д.Мышкиса, а Горобца -- публикатором.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//