Номер 11(24) - ноябрь 2011
Эрнст Зальцберг

Эрнст Зальцберг Российские композиторы-евреи в Америке (1880_1950)

На протяжении 70 лет (1880_1950) из России в США эмигрировало около 2,5 млн. евреев. Главной причиной эмиграции являлись политические и связанные с ними экономические условия в царской и затем послереволюционной Советской России. Дореволюционные эмигранты направлялись, как правило, напрямую в США. Часть послереволюционной еврейской эмиграции осела в Западной Европе; некоторые ее представители достигли Нового Света до или в начале Второй мировой войны.

Среди эмигрантов были представители различных социальных и профессиональных групп, включая и композиторов. Некоторые из них прибыли в страну в юном возрасте и стали профессионалами уже на новой почве. Другие приехали в США сложившимися музыкантами и должны были в той или иной степени адаптироваться к новым социальным и культурным условиям. Некоторые оставались в своем творчестве приверженцами по преимуществу старых музыкальных традиций, другие впитывали новые музыкальные веяния и даже создавали их сами и, таким образом, способствовали дальнейшему развитию музыкальной культуры в США. Взаимодействие композиторов-эмигрантов с музыкальной средой в новой стране было обоюдным: в меру своего таланта они влияли на композиторское творчество и музыкальную жизнь своей новой родины, но и сами не оставались равнодушными к влияниям новой музыкальной среды и культуры.

Весьма условно композиторов-евреев из России, оказавшихся в Америке, можно разделить на две группы: традиционалисты и новаторы. Первые оставались, в основном, в традициях тональной «после кучкистской» и позднеромантической русской музыки конца XIX века. За редкими исключениями, творчество этих композиторов было связано с еврейской (литургической и светской) тематикой.

Композиторы-новаторы были более чуткими к веяниям современности и нередко сами задавали им тон. Представители этой группы в значительной степени отошли от музыкальных традиций XIX века; некоторые из них развивали идеи музыкального импрессионизма, другие экспериментировали в области атональной, серийной и электронной музыки и с иными системами организации звуков и времени.

Несколько особняком стоят российские композиторы, работавшие в жанре “легкой” музыки (кино, мюзикл, песни). В смысле техники композиции они, конечно, не были новаторами, но были таковыми в деле освоения и развития новых жанров музыкального творчества.

Ниже приводятся краткие биографии наиболее значительных представителей каждой группы.

Композиторы-новаторы

Лопатников Николай Львович (1903, Ревель _ 1976, Питтсбург, США) учился до 1917 г. в Петербургской, потом _ в Хельсинской консерватории (1918 _ 1920 гг.). Получил техническое образование в г.Карлсруэ (Германия), где одновременно занимался композицией с Эрнстом Тохом. До войны жил в Берлине и Лондоне, сочиняя музыку и выступая в качестве пианиста. Среди ранних работ композитора: опера «Дантон», два концерта для фортепиано с оркестром, камерная музыка и Симфония №1, которую исполняли многие оркестры в Европе и Америке. Эмигрировал в США в 1939 г. и получил американское гражданство в 1944 г. Преподавал композицию в Харт колледже, Вестчестерской консерватории и Институте технологии Карнеги (ныне _ Карнеги Меллон университет). Среди произведений американского период: переработанная верисия “Симфонического опуса» и балет «Плавильный котел». Был членом Национального института искусств и литературы.

Лурье Артур Винсент (Артур Сергеевич Лурье, настоящее имя _ Наум Израилевич Лурье, 1891, Белоруссия _ 1966, Принстон, штат Нью-Джерси, США) _ композитор, музыкальный писатель, теоретик, критик, крупный деятель музыкального футуризма и представитель «серебряного» века русской культуры. Родился в Могилевской губернии в семье инженера. С 1899 г. до 1909 г. учился в коммерческом училище в Одессе, в 1912 _ 1916 гг. _ в Петербургской консерватории в классе композиции А.К.Глазунова. С 1918 г. по 1921 г. работал начальником музотдела Наркомпроса (МУЗО). 17 августа 1922 г. уехал в командировку в Берлин и стал «невозвращенцем». Жил во Франции. Весной 1941 г. при содействии руководителя Бостонского симфонического оркестра С. Кусевицкого уехал в США и поселился в Нью-Йорке. В 1961 г. Артур и его третья жена Элла переехали в Принстон в дом, завещанный Лурье философом Ж.Маритеном.

Среди произведений Лурье американского периода: вокальные циклы на стихи Пушкина и поэтов-современников (А.Ахматовой, Ф.Сологуба, М.Кузмина, А.Блока), две симфонии (Sinfonia dialectica №1 и Симфония №2 «Кормчая»), Сoncerto spirituale для хора, фортепиано и оркестра, A little chamber music, опера-балет “Пир во время чумы» и др. Свое главное произведение американского периода, оперу «Арап Петра Великого» (либретто Ирины Грэм с обильным использованием стихов Пушкина) композитор создал в 1949_1955 гг., а партитуру завершил в 1961 г. Премьера оперы в концертном исполнении состоялась лишь 9 декабря 1992 г. в Кельне. В связи со столетием со дня рождения композитора о нем был снят в США документальный фильм «В поисках утраченного Орфея», исполнены и записаны некоторые его произведения; мемориальные концерты состоялись в Петербурге, Кельне и Бостоне.

Музыкальный стиль Лурье претерпевал со временем существенные изменения. Он начинал как смелый новатор (эксперименты с четвертитоновой и атональной музыкой, со специально подготовленным фортепиано). В Париже, частично под влиянием Стравинского, Лурье сочинял в духе неоклассицизма. В Америке он склонялся к субъективной лирике, тональности и мелодии, что не исключало использования отдельных элементов атональной и серийной техники. Помимо музыкальных произведений, большой интерес представляет дневник композитора, который он вел, живя в США. Приведем лишь две записи:

1946, 4 января. «Страшное ощущение хаоса повсюду, на каждом шагу. Люди усыпляют сознание, находят какие-то пустые, ничего не значащие слова, убаюкивают совесть. Все продолжается по механической инерции когда-то заведенного порядка. А жизнь наряду с этим так же беспощадно равнодушна и жестока. Какая должна получиться ”музыка” из всего этого процесса? У каждого человека своя музыка, это главное в нем, то, чем живет душа, то, что она поет, и всякая другая музыка той, внутренней, своей только мешает и убивает ее...»

1946, 30 августа. «Обо мне нельзя говорить, что я сочиняю музыку. Я на ней сижу как курица на яйцах. Я ее высиживаю, и таким путем она оформляется внутренне сама собой, а потом уже почти невозможно объяснить, как это произошло Я думаю, что в этой музыке живое и свободное (”ее биология”)-непохожее ни на что другое, объясняется этим процессом ее вынашивания. Вот уже для меня это действительно всегда было связано с жизнью, в каждой интонации, каждой частице материи. Моя музыка была экзистенциальной задолго до того, как появился этот термин в обороте...»

Орнштейн Лев или Лео Орнстайн (1883, Кременчуг _ 2002, Грин Бэй, штат Висконсин, США) _ композитор, пианист и педагог. Родился в музыкальной семье: его отец был кантором, дядя играл на скрипке. В 1904 г. поступил в Петербургскую консерваторию, где его учителями были А.Глазунов (композиция) и А.Есипова (фортепиано). В 1906 г. семья Орнштейнов эмигрировала в США и обосновалась в Нью-Йорке. Лев продолжил музыкальное образование в Институте музыкального искусства (ныне _ Джульярдская школа музыки). В 1911 г. начинается его карьера концертирующего пианиста, которая продолжалась до 1922 г. Преподавал до 1953 г., сочинял до глубокой старости. Автор произведений для оркестра, камерной и фортепианной музыки, включая восемь сонат и концерт для фортепиано с оркестром. В ранних произведениях широко использовал принципы атональной музыки, в более поздних сочетал его с традиционным тональным изложением музыкального материала.

Шиллингер Иосиф Моисеевич (1895, Харьков _ 1943, Нью-Йорк) _ композитор, теоретик и педагог. Закончил Петроградскую консерваторию, где его учителями были В.Калафати, М.Чернова, Н.Черепнин и Я.Витол, одновременно прослушал курсы славянской истории и мифологии в Петроградском университете. В 1921 г. становится профессором и деканом факультета композиции Харьковского музыкально-драматического института. В 1921-1926 гг. _ консультант Наркомпроса в Москве и Петрограде. Покинул Россию в 1928 г. и с 1929 г. жил в Нью-Йорке. Большинство его сочинений создано до отъезда в Америку (симфоническая рапсодия «Октябрь», марш «Поступь Востока» и др.). В США сочинил Первую («Великорусскую») симфонию, ряд вокальных и фортепианных произведений, а также произведения для электрического инструмента терменвокса, созданного Львом Терменом, с которым Шиллингер тесно сотрудничал в 1928-1931 гг. («Первая аэрофоническая сюита»).

Шиллингер был пионером электронной музыки и создателем универсальной теории творчества, которую широко использовал в своей педагогической практике в России и США. Среди его американских учеников были Б.Гудмен, Г.Миллер, О.Левант, Д.Гершвин, который использовал эту теорию и советы Шиллингера, работая над оперой «Порги и Бесс».

Исследовательница творчества композитора Е.Дубинец пишет: «Система Шиллингера ценна тем, что представляет автономное видение музыкального искусства, отличное от традиционного и достаточно хорошо организованное. С Шиллингером можно спорить и не соглашаться, критиковать... его математические и терминологические познания..., однако необходимо признать, что его система - уникальное явление в истории современного искусства. Ни один теоретик не осмелился совершить то, о чем многие говорили и предполагали, что буквально ”носилось в воздухе”, но не поддавалось легкому и дерзкому воплощению. Шиллингер за свою короткую жизнь сумел это осуществить, донести до умов множества своих учеников и даже оставить в письменном... виде»

Композиторы-традиционалисты

Авшаломов Аарон Ашерович (1895, Николаевск-на-Амуре _ 1965, Нью-Йорк). Учился музыке всего один год в школе Стерна в Швейцарии и вернулся в Николаевск. После революции уехал в Сан-Франциско и затем в Пекин. В 1925 г. закончил свою первую оперу «Куан Йин» и первый балет «Душа Цина». В 1926 _ 1929 гг. Авшаломов снова в Америке, затем _ в Китае, где прожил до 1947 г. В эти годы им созданы опера «Великая стена», Первая симфония, симфоническая поэма «Аллеи Пекина», Концерты для фортепиано и скрипки с оркестром, пьесы для китайских народных инструментов пипы и урху, вокальные произведения, оркестровые миниатюры. Авшаломов стремился модернизировать китайскую музыку, используя приемы западиной гармонизации и оркестровки, и добился в этом больших успехов. Его сын Джейкоб говорил о нем в 1985 г.: «Его достоинство состояло в том, что он глубоко уважал целостность древней китайской музыкальной культуры _ ее лады, интонации, окраски и ритмы, легенды и саги. Он искал методы адекватного выражения этих элементов с помощью симфонического оркестра и усложненной текстуры. Конечно, в исторической перспективе музыка А.Авшаломова принадлежит 19 веку... Однако и это было громадным шагом в развитии музыкальных традиций в Китае, которые оставались неизменными на протяжении последних 400 лет».

В 1947 г. Авшаломов окончательно уехал в США. Сначала он поселился в Лос-Анджелесе, потом _ в Нью-Йорке. Здесь им написаны Симфонии №№ 2, 3 и 4, опера «Сумерки Янг Гуэйфей», три балета, Концерт для флейты с оркестром, Квартет для струнных инструментов, фортепианные и вокальные произведения.

Сын Аарона Джейкоб (р.1919) и сын Джейкоба Дэвид (р.1946) _ оба американские композиторы и дирижеры.

Ахрон Иосиф (Юзель) Юльевич (1886, Лодзь _ 1943, Голливуд, Калифорния, США) _ скрипач, композитор, педагог. Учился в Петербургской консерватории у Л.Ауэра (скрипка) и А.Лядова (композиция). Был активным членом Общества еврейской народной музыки, созданного в 1908 г. В США _ с 1925 г. Автор симфонической музыки, трех концертов для скрипки, двух сонат для фортепиано, вокальных и камерных сочинений, музыки для кинофильмов. Значительное место в творчестве занимала еврейская тематика: Симфонические вариации и Соната на тему еврейской народной песни «Б-г построит Галилею» (1915), «Кидуш ѓа-Шем» (1928), «Голем» для виолончели, трубы, валторны и фортепиано (1931), «Голем», сюита для камерного оркестра (1932), «Вечернее субботнее богослужение» (1932), Концерт для фортепиано с оркестром (1941).

Вейнберг Яков (1879, Одесса _ 1956, США) _ композитор, пианист. Учился в Московской консерватории как пианист (одновременно проходил курс контрапункта у С.Танеева) и в Московском университете. Совершенствовал пианистическое мастерство в Вене у Т.Лешетицкого. В США _ с 1926 г, с 1929 г. преподавал в Нью-Йоркском колледже музыки. Среди произведений Вейнберга: опера «Пионеры Израиля», два Концерта для фортепиано с оркестром, синагогальная служба «Shabbat Baaretz».Положил на музыку Геттисбергскую речь А.Линкольна и некоторые выступления Ф.Рузвельта.

Вайнер Лазарь (1897, Черкассы _ 1982, США) _ композитор, дирижер, пианист. Учился в Киевской консерватории. В 1914 г. уезжает с семьей с США, где пишет произведения на еврейские темы и занимается обработкой еврейской народной музыки. Был музыкальным руководителем синагоги на Манхеттене, преподавал сочинение литургической музыки. Среди его учеников _ кантор синагоги «Темпль Исраэль» Роберт Абельсон и др.

Гланц Лейб (1898, Киев _ 1964, Тель-Авив ) _ кантор, певец, композитор, музыковед и общественный деятель. Учился в Киевской консерватории по классу фортепиано и композиции (у Р.Глиэра). В 1920 _ 1926 гг. _ кантор в Кишиневе. В 1930 годы _ главный кантор синагоги Ohev-Shalom в Нью-Йорке. В 1941 г. семья Гланц переезжает в Лос-Анджелес, где Лейб пел в главных синагогах города. Был крупным ученым в области истории еврейской музыки. С 1954 г. жил в Израиле. Автор 215 сочинений религиозной музыки и музыки других жанров.

Левенсон Борис (1884, Аккерман, Бессарабия _ 1947, Нью-Йорк)_ композитор, фольклорист. Окончил Петербургскую консерваторию в 1907 г. по классу композиции у Римского-Корсакова. В США _ с 1920 г. Писал симфоническую, камерную, литургическую и вокальную музыку с частым обращением к еврейскому фольклору. Среди его произведений: «Еврейские картинки» для кларнета и фортепиано, «Еврейский танец» для саксофона и фортепиано, цикл «Еврейские народные песни» для кларнетного квинтета, оркестровая сюита «Палестина» и др.

Розовский Шломо (Соломон) (1878, Рига _1962, Нью-Йорк) _ композитор, педагог, музыковед. Окончил юридический факультет Киевского университета (1902) и Петербургскую консерваторию по классу композиции у Витола и Лядова. В 1904 _ 1908 гг. изучал музыкально-теоретические предметы у Римского-Корсакова и Глазунова. В 1908 г. стал одним из основателей Общества еврейской народной музыки. До 1917 г. сочинил поэму «Хасиды», фортепианное трио, два квинтета для духовых инструментов («Бесконечная мелодия» и «Моше-сапожник»), фортепианные пьесы. Эти произведения основаны на фольклорном материале или на темах, сочиненных автором в подражание еврейских народных мелодий. В 1925 г. репатриировался в Эрец-Исраэль, где активно занимался преподаванием, композицией и исследовательской работой. Писал музыку к спектаклям, симфоническую, камерную и вокальную музыку. Выпустил сборник синагогальных мелодий и еврейских песен. В 1947 г. уехал в США. В 1957 г. в Нью-Йорке вышел его фундаментальный труд «Библейская кантиляция: Пятикнижие Моисеево» (на английском языке).

Саминский Лазарь (1882, Украина _ 1959, Порт-Честер, штат Нью-Йорк, США) _ композитор, музыковед, дирижер, музыкальный деятель. Окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у Н.Римского-Корсакова и А.Лядова и по классу дирижирования _ у Н.Черепнина. Был одним из основателей Общества еврейской народной музыки, в 1909 _ 1916 гг. был его секретарем и председателем художественной комиссии. В 1919 г. Саминский покинул Россию, с 1920 г. поселился в США. С 1924 г. _ музыкальный директор нью-йоркской реформистской синагоги «Иммануэль». В композиторской практике следовал традициям позднего романтизма; в произведениях еврейской тематики широко использовал фольклорный мелос. Среди произведений американского периода: опера-балет «Дочь Ифтаха» (1925), кантата «Царь Саул» (1929), «Праздничное богослужение для кантора, хора и органа» (1929), симфония с хором «Иерусалим, город Соломона и Христа»(1930), «Хасидская сюита» для скрипки и виолончели с оркестром (1937), «Антология духовных и обрядовых еврейских песен» для кантора, солистов, хора и органа (1946) и др. Саминский _ автор многих музыковедческих трудов («Музыка наших дней», «Музыкальное гетто и Библия» и др.).

Цимбалист Ефрем Александрович (Аронович) (1889, Ростов-на-Дону _ 1985, Рено, штат Невада, США) _ скрипач и композитор. В 1901-1902 гг. учился в Петербургской консерватории у Леопольда Ауэра и закончил ее с Большой золотой медалью и Рубинштейновской премией. Много концертировал в России и за рубежом. В США _ с 1911 г., с 1928 г. преподавал в институте Кертиса в Филадельфии, в 1941 _ 1968 гг. был его директором. Автор оперы «Ландара» (1956), симфонической поэмы «Портрет артиста» (1945), концертов, камерной музыки и многочисленных произведений для скрипки, включая фантазии на темы опер «Кармен», «Золотой петушок» и произведений Сарасате («Сарасатеана»).

Композиторы «легких» жанров

Темкин Дмитрий Зиновьевич (1894, Кременчуг _ 1979, Лондон) _ композитор, аранжировщик. Учился в Петербургской консерватории, после отъезда из России _ у Ф.Бузони в Берлине. В США _ с 1925 г. Автор музыки к 140 голливудским фильмам; 24 раза выдвигался на премию «Оскар» и получил ее 4 раза: за музыку к фильмам «Ровно в полдень» (1953), «Высокий и могучий» (1955), «Старик и море» (1959) и за лучшую песню в фильме «Ровно в полдень». В числе номинаций - музыка к советско-американскому фильму «Чайковский» (реж. И.Таланкин, 1969 г.). Ассоциация иностранной прессы Голливуда 8 раз присуждала ему приз «Золотой глобус». Композитор был кавалером Ордена Почетного Легиона, Ордена Изабеллы Католической; Союз композиторов, аранжировщиков и музыкальных издателей (S.A.C.E.M.) наградил его золотой медалью М.Равеля.

Покрасс Самуил Яковлевич (1897, Киев _ 1939, Нью-Йорк) _ композитор и эстрадный пианист. В 1917 г. закончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано и вернулся в Киев, где имел большой успех как эстрадный пианист, аккомпаниатор и автор популярных романсов. По заказу командования Красной Армии написал марш «Красная Армия всех сильней» (слова П.Григорьева), немедленно ставший хитом. В феврале 1924 г. уехал в Берлин; в 1927 _ 1928 гг. _ в Париже, с 1928 г._ в США, где руководил небольшим джаз-оркестром и писал музыку для голливудских фильмов. В числе картин с его музыкой _ «Три мушкетера» (1939, реж. Алан Дуан).

Мишле Мишель (Левин Михаил Исакович (1894?, Киев _ 1995) - композитор, аранжировщик и концертмейстер. Учился в Киеве и Лейпциге, сдал экстерном выпускные экзамены в Петербургской консерватории (1914). Эмигрировал на Запад в 1921 г., жил в Германии, Франции, с 1941 г._ в Голливуде. В последние годы жизни вернулся в европейский кинематограф. Автор музыки к более чем 200 европейским и голливудским фильмам, а так же оперы, балета, песен и романсов на стихи Кузмина, Ахматовой, Бальмонта, Северянина.

Ирвинг Берлин (Бейлин Израиль Моисеевич (1888, Тюмень или Могилев _ 1989, Бостон, США) _ композитор-песенник. В США _ с 1893 г. Рано оставшись без отца, перепробовал много профессий. В 16-летнем возрасте написал первую песню. Всего он создал около 1500 песен, самая известная из них _ «Боже, благослови Америку» (God Bless America, 1918), которая считается неофициальным гимном США. Среди других хитов композитора: «Puttinin the Ritz» (1929), которую называют гимном Голливуда, и «The White Christmas». Президент Д.Буш-старший на похоронах Берлина в Бостоне возглавил траурную процессию, певшую «God Bless America», а затем выступил с речью, в которой назвал композитора «легендарным человеком, чьи слова и музыка помогут пониманию истории нашего народа».

В заключение следует упомянуть выдающихся американских композиторов с русско-еврейскими корнями. Это Д. Гершвин (Джейкоб Гершовиц, 1898-1937), названный одним американским критиком «Авраамом Линкольном негритянской музыки», А. Копленд (Каплан, 1900_1990) и Л. Бернстайн (1918_1990), без творчества которых невозможно представить себе развитие современной американской музыки.

Источники

Е.Дубинец. «Перерос музыку как таковую». Русские евреи в Америке, кн. 2. Ред.-сост. Э.Зальцберг. Иерусалим_Торонто_Санкт-Петербург, 2007. С. 159_187.

Евреи России в зарубежье: Очерки истории. Автор-сост. и гл. ред. М.Пархомовский. Иерусалим, 2008.

Э.Зальцберг. Аарон Авшаломов, пионер современной китайской музыки. Русское еврейство в зарубежье. Сост., гл. ред. и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 2003. С. 73-86.

Л.Корабельникова. Александр Черепнин: долгое странствие. Москва, 1999.

Л.Корабельникова. Там, за океаном... Русские евреи в Америке, кн. 1. Ред.-сост. Э. Зальцберг, М. Пархомовский. Иерусалим _ Торонто _ Москва, 2005. С. 125-142.

Музыка. Большой Энциклопедический словарь. Гл.редактор Г.В.Келдыш. «Большая Российская энциклопедия». Москва, 1998.

Я.Сорокер. Российские музыканты-евреи. Иерусалим, 1992.

Электронная еврейская энциклопедия.

Э.Зальцберг,

Торонто, 2010


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 4746




Convert this page - http://7iskusstv.com/2011/Nomer11/Zaltsberg1.php - to PDF file

Комментарии:

владимир шварёв
меона, израиль - at 2017-02-14 17:32:06 EDT
Большое спасибо за статью! Она информативна, кратка, интересна. Пожалуйста, исправьте опечатку в дате рождения композитора Льва Орнштейна : 1883 год переправить на 1893. Спасибо.
Eugene Kaplan
ny, ny, usa - at 2015-07-20 01:37:59 EDT
Irving Berlin passed away in New York, rest in peace in Bronx
Aschkusa
- at 2011-12-10 00:39:02 EDT
Прекрасная познавательная статья.

У меня вопрос к автору вне рамок этой статьи: где-то читала, что Glenn Miller тоже еврей. Правда ли это или мы просто забираем в евреи всех нам известных?

Эрнст Зальцберг
Торонто, Канада - at 2011-12-03 02:20:19 EDT
Дорогая Маша-перепутал страницы. Должно быить 206-226.
Эрнст Зальцберг
Торонто, Канада - at 2011-12-03 02:18:05 EDT
Дорогая Маша,
Вы правы-сейчас русско-еврейско-американских композиторов гораздо меньше, чем их было 50-70 лет тому назад.
Об одном из них-Давиде Финко, Вы можете прочитать в статье Е.Дубинец "Композитор, которого признала Америка" в книге Русские евреи в Америке, кн.3.Иерусалим-Торонто-Санкт-Петербург, 2009.С.296-225.
Всех благ, ЭЗ

Маша Кац
- at 2011-11-30 23:09:39 EDT
Очень познавательно и интересно. На первый взгляд, "кругом одни евреи". Наверно, время было такое. А как сейчас?

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//