Номер 2(15) - январь 2011
Эстер Пастернак

Эстер
Пастернак «Пасущий средь лилий…»

בס"ד

 

Ты царь. Живи один

А.С. Пушкин

Поэзия – самая глубокая форма исповеди, которую только могло изобрести человечество.

«Все мои произведения – фрагменты одной большой исповеди», – говорил Гёте. Из шести колен творчества, колено поэзии самое трагичное. У поэзии свой «двор» и свои «хасиды». Еще в 1930 годах поэт София Парнок назвала один из своих лучших поэтических циклов – «Ненужное добро». Мир был создан десятью речениями Всевышнего. Если принять одну из концепций Гердера, то выходит, что человечество вначале разговаривало стихами. Возможно, это звучит наивно и, тем не менее, история каждой литературы начинается не с прозы, а с поэзии. Пушкин чуть ли не завещал: «…Живи один…». Мол, если не можешь, не станешь поэтом. Что такое поэт? Что такое поэзия? Должен ли поэт «уметь навязать себя миру?» Нет исчерпывающих ответов (и не требуется), но эмоционально поразмыслить полезно «уму высокому».

Голубь голый и светлый,

Не живущий четой.

Соломоновы пеплы

Над великой тщетой.

Великое неумение большого поэта Марины Цветаевой! Соломоновы пеплы – это Коѓелет (Экклезиаст) в том понимании ежеминутной муки, которую знает настоящая поэзия.

Поэт страдает волевым изъяном, при котором потребность души вывернуть себя, по крупице, отдавая так тяжело достающийся, промытый чистой слезой, золотой песок, – неизмеримо сильна! Притягивая солнечные лучи, поэзия раскаляет стекло сокровенной исповеди до ожоговой температуры – до «высокой болезни» и, рассекая узлы повседневности, питается из источника первородства.

Побывав на звездах, приколотых к бархатке ночи на планете слов, мастер приносит с собой невиданное богатство – пробы редких пород, и в одночасье становится должником у вечности.

Вся святая Тора состоит из имен Бога. Одно из имен, как известно – Творец. Созданные по образу и подобию, поэты микро творят на одной из ступеней макромира, пробуждая в нас «души прекрасные порывы».

Сегодня, в век компьютерной техники поток графомании напоминает нашествие фальшивомонетчиков, и плохо придется душе графомана за напрасно срубленные деревья – крик их слышен с начала земли и до конца ее.

Нужна ли поэту слава? Вопрос довольно странный, не правда ли? Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на земле. Без этой насущной «роскоши», поэт не сможет творить, не сможет дышать. Весь сплав духовной и творческой энергии, переработанный на слух, предназначен, в конечном итоге, для предельно доверительного общения с читателем. Поэзия сравнений, метафорическая поэзия подключена к бытию – ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение.

Горчат зеленые оливки рифм и крупная соль образов, собираясь в дождевых лунках воображения, оттаяв, превращается в живую воду. Пробуя её, я чувствую солоноватый вкус молодого миндаля, и в эти минуты страстно хочу приобщиться, приблизиться и услышать из псалма Давида: …услышал звуки, Языка которого не знал.

Рав Авраам Ицхак Коэн Кук в книге «Свет возвращения», пишет:

В дни прихода Машиаха (Мессии) станет ясно, что поэзия есть форма обновленного пророчества.

Тяжелая парча над голубым вокзалом.

Две памяти сидят, обнявшись на узле.

Суконная луна и звезд крахмальных слалом –

Расставлены флажки в созвездье водолей.

 

Я снова не смогу уйти от водопада,

Рук оторвать от глаз, бинты от свежих ран.

Поленницею зла лежат остатки сада,

Из-за скалы косит стареющий варан.

 

Жизнь сложена из шкур семьи хамелеонов.

Мой воробьиный день в косицу заплетут,

И в этой жизни паж, я вновь стою за троном,

А девочка-душа – в пуантах, на лету.

Э. Пастернак

Объемный образ явления, преподнесенного как законченная, конкретная форма отображения, является отправной точкой будущих взаимоотношений между читателем и поэтом, и имеет две формы – в плоскости и в направленном луче света. Тонкая поэтическая материя ни в коей мере не способна на бой барабана или шум ударника, это скорее близорукое небо (О. Мандельштам), а не учебник поэтических четвергов. Исповедь муки музыкой и словом безоглядная, а сила ее по-прежнему в игре на разрыв аорты. Нет упрощений, нет уплощения, нет пересказа, – есть кровная связь между возможной мерой и невозможной безмерностью. Поэзия не могла бы существовать, если бы не была – преодоленное исключение из общего правила. Вся жизнь мастера есть один сплошной черновик, откуда он временами вырывается, дабы звуками арфы заполнить ауру чистовика, с тем, чтобы Пушкина чудный товар не пошел по рукам дармоедов, и для того, чтобы – жить!..

Мучение словом вернее капитуляции перед ним; тепло слез честнее холода рассудка и, называться поэзией может только лирическая поэзия, достающая до лопаток, бывших когда-то крыльями. Ангел упоения, витая над головой, наслаждается человеческими достижениями в звуках – метафорах небесного свода. Поэзии чужда коллекция коллективной рифмы (любовь-кровь и т. п.). Как правило, «и божество и вдохновенье» обходятся без заимствования серых правил. Государство поэтических эмоций не признает бесплодных земель и, если захочет Творец, нет-нет, да блеснет, взвившись в воздух, леска удачи.

Музыка слов – пестик – хрупкий, нежный и тонкий – внутренняя часть в цветке искусства.

В «Песне Песней» говорится об отношениях между народом Израиля и Всевышним, сотворившим все, Создателем, творящим ежесекундно, и навечно Творец – «пасущий средь лилий».

Закладывая амбразуру времени творчеством, растягивая меха музыки и, свистом щегла закладывая уши, поэт ошеломляет силой видения: Где как обугленные груши на ветках тысячи грачей» (Б. Пастернак). Но время не замерло, и «мгновенье не остановилось», а лишь подарило поэту беспомощность и восторг ребенка, намекая на то, что беспомощность в данном случае есть сила, и что не было бы этих и других, берущих за сердце строк, и не было бы Поэзии, будь поэты всепомощны.

Ф. Мадокс Форд на поставленный ему вопрос «о целях литературы», сказал: Книга – чудесная вещь, сотворенная чтобы сделать нас счастливыми и дать нам те слезы, которые так близки к блаженству.

И разве не сказал Кольридж, что цель поэзии – наслаждение?

И осень утренним окном,

И сад – великая награда,

И птицы нежности и дом

В зеленой тени винограда.

А на пустой лужайке дня,

Как только улетают птицы,

Гуляет ветер по странице,

Оглядываясь на меня.

Э. Пастернак

Поэт выходит на подмостки. Он выходит один и знает, что сейчас, когда зал полон, и потом, когда занавес опустится, с ним останутся неповторимые минуты, когда все добро мира не может перевесить лепет единственной строчки «ненужного добра».

Вначале 1990-х, после презентации моей книги стихов, В. Богуславский сказал мне: «Сегодня писатели и поэты пишут, в основном, друг для друга, и друг друга сами же и читают».

Я говорил пред хладною толпой… – припомнились мне в тот вечер строки Пушкина, пробудив странную грусть, и ею же наполнив сердце.

Март-ноябрь, 2010


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 1946




Convert this page - http://7iskusstv.com/2011/Nomer2/EsPasternak1.php - to PDF file

Комментарии:

Роланд Кулесский
Натанья, Израиль - at 2011-04-12 11:43:52 EDT
Глубокое эссе, поэтически возвышенное, которое читается как гимн поэзии, с замечательными образными стихами автора. Вместе с тем, эссе проникнуто стремлением "защитить" поэзию, в первую очередь, от графоманов, что мне кажется излишним, поскольку графоманство не имеет отношения к поэзии, а скорее – к воспитанию души.


Соловей Юдит
Ариэль, Израиль - at 2011-03-01 05:15:08 EDT
Дорогая Эстер, читать тебя всегда удовольствие.Столько ума,столько души, столько таланта.СПАСИБО.
Р Н
Израиль - at 2011-02-27 04:38:13 EDT
Дорогая Эстер!Спасибо за праздник,который даришь с каждым новым произведением,
с нетерпением жду следующего!

герш
байона, сша - at 2011-02-26 21:28:34 EDT
Подлинная эссеистика, не просто очерк, а искусство слова...Точно и актуально:
"Сегодня в век компьютерной техники поток графомании напоминает нашествие фальшивомонетчиков, и плохо придется душе графомана за напрасно срубленные деревья- крик их слышен..."
Благодарю, Эстер!

Лея Алон
Иерусалим. , Израиль. - at 2011-02-26 13:51:55 EDT
Как глоток свежего воздуха. Прекрасно до слёз. Спасибо автору. Стихи : настоящая высокая поэзия. Давно я не испытывала такого чувства. Лея.
Александр Гордон
Израиль - at 2011-02-26 05:21:12 EDT
Прекрасное эссе, вызывающее размышления о поэзии и поэте. Очень хорошие стихи Автора. Поздравляю с большой творческой удачей! Спасибо Автору.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//