Номер 9(22) - сентябрь 2011
Антонина Шнайдер-Стремякова

Антонина Шнайдер-Стремякова Жизнь – что простокваша
Главы из мемуарной дилогии, 2-й том
250-летняя история рода из российских немцев

 

АДОЛЬФОВНА?

В субботние и воскресные дни народ в садах копошился, как в муравейнике, с той только разницей, что в муравейнике тихо. Напоминая пёструю демонстрацию, направлялись во вторую половину воскресного дня к электричке; были счастливы, когда удавалось в неё втиснуться. Вёдра, рюкзаки, сумки, тележки затаскивались подчас по головам, и, когда в переполненном вагоне удавалось примостить своё ноющее и совсем уж как-то по-животному уставшее тело, человек в сладкой истоме блаженно закрывал глаза, радуясь, что час-полтора – столько уходило на дорогу – может находиться в покое.

Каждый выгадывал место, чтобы к моменту прихода электрички оказаться у двери вагона. Первых заталкивала напиравшая сзади толпа. В числе таких «счастливчиков» оказалась однажды и я. Радость, что удастся, возможно, занять свободное место, подогрелась, когда ещё из тамбура услышала:

- Адольфовна, иди сюда!

- Адольфовна?.. – застряла от удивления в дверях толстушка. – Эт чо ишшо за Адольфовна?.. Откеда?..

Не реагируя, я радостно упала на сиденье рядом с Григорьичем, севшем ранее на одной из остановок. Когда-то он работал инженером в Куете, а сейчас, как и большинство пенсионеров, купил сад, завёл в нём пасеку, и весь был поглощён этим «хобби». Толпа вталкивала толстушку в вагон. От ненавистного имени, выплывшего из небытия после полувекового забвения, она, похоже, лишилась сил и поэтому вновь застряла, но на этот раз уже в тамбуре при входе в вагон. Её туманные глаза вцепились в мои, как бы желая удостовериться, что обращались ко мне.

- Чо встала? Проходь! – проталкивала её напиравшая толпа.

- Да тут «Адольфовну»... посадили! – недовольно крикнула она, забыв и про усталость, и про то, что надо бы занять место, не замечая, что её беспощадно толкали.

- И чо?.. Да уйди ты отседа! – требовательный голос всё же несколько осадил её враждебность.

- Вы чо?.. Откуда таки «Адольфы?.. Ты, чо ль, Адольфовна? – клещеватым взглядом впилась она.

- Я...

- Немка, чо ль?

- Немка...

- Михайловна! – крикнули ей. – Ты ж не выстоишь!.. Иди – мы на тебя место заняли!

- Да тут, понимашь, тако дело... Ты хто такая? – требовательно обратилась она ко мне.

Властный громкий голос вынудил людей приглушить голоса. И в установившейся тишине я громко произнесла:

- Ты же слышала – Адольфовна.

- Адольф – это ж Гитлер! А ты хто?

- А я... его дочь! – вызывающе съязвила я, ожидая реакции.

После секундного оцепенения вагон расхохотался, а с меня схлынула внутренняя напряжённость. Люди с недоумением, любопытством и весёлым интересом приглядывались ко мне... На раздававшиеся реплики: «Молодец: не испугалась!» – «А чо? Може, и дочь?» – «Какая там дочь!.. Ты посмотри на неё!» – «Да не было у него детей!» – «Немка всё ж...» – «И что?» – я реагировала уже с улыбкой. Некоторые, узнавая во мне знакомую, успокаивали: «Не переживай, Адольфовна. Ну, дура дремучая попалась – что с неё возьмёшь?»

Толстушка, навострив к нам свои «локаторы», подсела на свободное место. Перемигиваясь, мы с Григорьичем громко радовались встрече, делясь новостями и какими-то садоводческими находками. Наш житейский разговор о бытовых делах снимал, я чувствовала, у толстушки недоверие и к моменту, когда мы подъехали к городу, она, повернувшись к своим, длинно выдохнула:

- Надо ж – нормальна женшшина, а Адольфовна!.. Послухать – дак наша и наша!.. Никада б не подумала, шо встренусь с живой Адольфовной. От жисть... выкинет же такое!

БАБУШКА ЗИНА

Десять лет бабушка Зина жила ожиданиями встречи с дедушкой. Подолгу разглядывая себя в зеркало, прихорашивалась... Стоит, бывало, розовощёкая, с ясными голубыми глазами и, чуть-чуть поворачивая голову, притрагивается к лицу. Пышные до плеч густые волосы гладко причёсаны, сзади круглый гребень чуть ниже макушки. Она медленно вынимает гребень и проводит им по волосам. Улыбаясь, развязывает фартук и снова завязывает так, чтоб образовался бантик. Этот бантик на попе привлекал взгляды, и тотчас бросалась в глаза её стройная миниатюрная фигура. Всегда чистая и опрятная, она привлекала лёгкой, летящей походкой.

– Ну, что ты, бабушка, так прихорашиваешься? Все равно никто не видит! – смеялись мы, дети.

– Вдруг альтпапа вернётся, а я грязная, неопрятная...

Бабушка целыми днями возилась с детьми тёти Маруси, полола огород, управлялась по хозяйству. Иногда няня и нас приводила, а сама уходила в колхоз зарабатывать трудодни.

Дом был полон детей, и, как все дети, мы бегали, кричали, ругались, мирились и опять ругались; нас не волновали ни заботы бабушки Зины, ни её здоровье, что с каждым днём всё слабело, – хождения с передачками для дедушки Сандра отнимали силы и время. Лето было на исходе, а сена в должной мере не заготовили – некому было. С трудом успели выкопать картошку.

Женщины боялись зимы – суровой зимы сорок третьего!

Февраль. В сарае ни соломинки.

– Как спасти корову? Чем кормить её? – не раз слышали мы горестный вопрос бабушки. – Сондрик, будто не в колхозе живём, даже соломы не даёт. А ведь Мария работает, на каникулах – и Лида с Машей!.. Будь он неладен! И когда только Сандр вернётся?

А Сандр, оказывается, давно лежал в сырой земле.

Недалеко от дома стоял заброшенный пустой амбар, покрытый старой соломой, и две беззащитные, уставшие от жизни женщины приняли решение дёргать на крыше этого амбара солому и таким образом спасти корову, что недели через две должна была отелиться. Мы любили нашу бурёнушку – звали её Леной – и, заходя в сарай, гладили бока, счищая линявшую шерсть, – для мячика. Корова грустно смотрела, а мы, поглаживая, ободряли её, будто она понимала:

– Потерпи, скоро лето, скоро будет много травы. Нам тоже молока хочется, но мы же терпим!

Молочка мы не дождались. Вскоре кто-то заметил, что с крыши исчезает солома. Установили слежку – поймали бабушку Зину с тётей Марусей.

– Почему Сондрик наша смерть хочет? Даже солома не даёт! Я же, как все, – работать! Почему другим давать, нам – нет? – плача, оправдывалась в правлении колхоза тётя Маруся.

Утром к нам во двор заявился сам Сондрик, с ним – ещё какие-то люди. Тётя Маруся уже ушла – с детьми оставалась бабушка. Глянула по привычке через замерзшее окно во двор, коротко глотнула и громко крикнула:

– А-а! Корову уводят!

И, накинув тёмную шаль, в лёгкой домашней одежде рванулась к дверям. Все, кроме трёхлетнего Вити, не сговариваясь, – за нею.

Корову выводили из сарая. Один впереди тянул за верёвку, другой бил по распухшим бокам – погонял.

С трудом подыскивая слова, бабушка пыталась приструнить Сондрика:

– Тети маленький голодать – пошалеть нато! Ему каша, малако, сыр нато! Я ф Родин ходить – прокурор шалофацца!

– Я сам себе прокурор! – не глядя, отрубил он.

– Пошла, пошла! – погонял кто-то.

Полураздетые дети, крича и плача, бежали рядом. Я с сестрой пытались погладить бока; пятилетний Саша тянул за хвост; девятилетняя Лиля забежала вперёд и, поглаживая морду, со словами: «Ле-е-на, Ле-е-на!» толкала корову назад, к дому. Её оттолкнули – и она, в платьице с короткими рукавчиками, нырнула в снег. Сзади ударили, корова рванулась, Саша отпустил хвост и тоже опрокинулся в снег.

Так брюхатую Лену увели из дырявого сарая. Молча глядя вслед, мы горько плакали. Не обращая на нас внимания, бабушка поплелась к избе, бросилась на кровать, отчаянно и беспомощно по-немецки запричитала:

– Господи-и! За-а что-о? Смилуйся, Го-осподи! Сандр! Где ты? Помоги, Са-а-анд-д-др!

Глядя на неё, дети забились в углы и затихли. Надолго воцарилась тишина. Хотелось есть, но мы молчали. К вечеру пришла тётя Маруся, увидела лежавшую бабушку, нас, голодных, – и заметалась по избе. Из валенок высыпала пшеницу, которую украдкой натолкала туда в пшеничном амбаре, достала чугунок, бросила пшеницу в воду и сварила, приправив ложкой топлёного масла. Казалось, в целом мире не было ничего вкуснее этой каши, этой разбухшей пшеницы!..

С тех пор свежая, гладкая и розовощёкая бабушка Зина как-то быстро постарела. Лицо посерело, по нему ручейками пробежали морщинки, печать страдания поселилась в нём и больше так и не сошла...

питер такси
Теплый пол


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 2846




Convert this page - http://7iskusstv.com/2011/Nomer9/AShnajder1.php - to PDF file

Комментарии:

Kirill
- at 2012-02-08 12:34:27 EDT

вы, Кирилл, очевидно, этнический немец, находитель здесь относительно давно и получили от правительства Германии достаточно денег, компенсаций, льгот и ссуд, которые еврейскому контингенту даже не снились.

„Еврейский контингент“ получает от Германии больше немцев и сосёт Германию, но при этом ненавидит немцев. Интересно, кого он будет сосать, если Германии не будет?



Wasja
- at 2012-02-02 20:20:04 EDT
Kirill
- Thu, 02 Feb 2012 14:23:31(CET)

Хорошие рассказы, но у евреев всё сводится к собственному интересу. И корень этот материальный. «Холокост был только, к СОЖАЛЕНИЮ, у евреев», – пишет Б. Э. Альтшулер. Уничтожение османами армян (как и русских немцев, чеченцев и др.) для евреев не холокост. За медленное уничтожение денег не дают, и потому они стоят и будут стоять на том, что многолетние унижения и медленная смерть – не холокост . Печи и яры – это деньги.
---------------
Какой-то поистине бредовый постинг и, к сожалению, без ответной реакции автора.
Уничтожение турками гигантского количества, 1.5 млн, армян было геноцидом на исторически собственной армянской территории Великой и Малой Армении, окончательно захваченной Турцией более полтыщи лет назад и считается репетицией Холокоста. Армяне пробовали в начале 20 века сепаратистскую активность, вроде той курдов сегодня, но были в результате погромов вырезаны (кстати, вместе с, например, еврейскими лаклухами), а оставшееся армянское население согнано в колонны и послано на "переселение" в Сирийскую пустыню, где многие были убиты в пути, женщины изнасилованы и т. д. И всё-таки часть несчастных выжила.
Немцы впервые в истории поставили геноцид на индустриальные рельсы и организовали индустриальные машины смерти - лагеря уничтожения в Восточной Европе, особенно в Польше. Такой подход и такая практика сингулярны! В самой Германии не было лагерей смерти, были концентрационные лагеря, где людей также убивали, но без душегубок, циклона Б и крематориев.
В отношении так вас волнующих денег, то вы, Кирилл, очевидно, этнический немец, находитель здесь относительно давно и получили от правительства Германии достаточно денег, компенсаций, льгот и ссуд, которые еврейскому контингенту даже не снились. Поэтому берите пример с замечательных немцев, таких как покойный канцлер Вилли Бранд, который во время визита в Варшаву встал на колени перед монументом убитых в Холокосте евреев. Бранд не был обязан этого делать: он был антифашистом и эмигрантом во время войны. Несмотря на это он считал вину немецкого народа частью своей собственной вины. Постарайтесь это понять.

Kirill
- at 2012-02-02 14:23:31 EDT
Хорошие рассказы, но у евреев всё сводится к собственному интересу. И корень этот материальный. «Холокост был только, к СОЖАЛЕНИЮ, у евреев», – пишет Б. Э. Альтшулер. Уничтожение османами армян (как и русских немцев, чеченцев и др.) для евреев не холокост. За медленное уничтожение денег не дают, и потому они стоят и будут стоять на том, что многолетние унижения и медленная смерть – не холокост . Печи и яры – это деньги.
Жавронский
- at 2011-10-14 17:26:18 EDT
Уважаемая Антонина! У вас колоритнейшие рассказы, интересные и музыкальные по исполнению. Слов мало, мыслям тесно. В будущем лучше держитесь правила «с волками жить – по волчьи выть». Не все, кто здесь отметились, читали Вашу с блеском исполненную «писанину
V-A
- at 2011-10-06 23:03:40 EDT
Сухим языком цифр:
Из общего состава СС (900 тыс):
рейхсдойче - 400 000
фольксдойче - 300 000
немецкие народы - 50 000
не немецкие народы - 150 000

Валентин Анохин
США - at 2011-10-06 20:25:07 EDT
Немцы всегда ненавидели евреев...Проклятье ХОЛОКАСТА будет извечно на Германии...Его не смыть ..Эйнштейн отказался от приглашения вернуться в Германию , заявив: они убили слишком много моих братьев, моей ноги не будет на этой земле...
Кому же как не ему мы должны следовать...
Стыдно российскому еврею жить на немецкой земле... на социале... Он бациллотрегер антисемитизма...
Немецкий антисемитизм является нам даже в сказках братьев Гримм... Публикация этих рассказов, на мой взгляд,- ошибка ... И еще одна ошибка, которую допускают участники дискуссии,- ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ....Разумеется, евреи и немцы разные... Я встречал замечательных немцев, отдыхая вместе на Карибах... И даже играл с одним профессором из Дюссельдорфа в шахматы...На заповедь величайшего из евреев - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ для меня...

Немцы-переселенцы в сетях правых радикалов
- at 2011-10-06 17:29:28 EDT
В Дюссельдорфе прошла демонстрация немцев-переселенцев, на которой "засветились" правые радикалы. Кто стоит за подобными акциями и кому они выгодны, выяснял автор специального журналистского расследования Виктор Вайц.

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4197207,00.html

Григорий
Хайфа, Израиль - at 2011-10-06 16:43:39 EDT
Согласен, "антисемитский потенциал" советских немцев довольно значительный. По величине этого потенциала советские немцы впереди восточных (ГДР) и значительно опережают западных (ФРГ) немцев. Объяснение здесь простое. Советские немцы выросли в стране, где не было идеологической борьбы с нацизмом и где правил государственный антисемитизм. Примеров антисемитизма среди "пишущих" советских немцев много. Один из них статья Манфреда Финка (Роберта Кона) "Дар сострадания". Автор пытается спрятаться за ссылками на именитого писателя, но напрасно. Обладающий "даром сострадания" Солженицын, уже давно стал цитатником для антисемитов. Проверка же "фактов", приведенных Солженицыным, не входила в планы "дотошного историка". Не было сострадания у евреев-колхозников, не было сострадания у Еврейского антифашистского комитета, не было его также у еврея Ильи Эренбурга, внесшего значительный вклад в победу над нацизмом. Именно еврейского "сострадания" (другие нации, не имеющие сострадания, в статье не упоминаются), по мнению Финка-Кона, заслужил немец-оккупант, убийца, чьими руками, а также руками их местных пособников, среди которых было немалое число "фольксдойче", творились чудовищные злодеяния, в том числе уничтожение 6 миллионов евреев. Можно только сожалеть, что находятся люди, публикующие такую писанину.

Старый одессит
Одесса, Украина - at 2011-09-26 22:20:14 EDT

Уважаемая Антонина!
Вскоре после прочтения здесь Ваших рассказов я в общении со своей знакомой получил очень интересную для меня ссылку о любимой моей певице - Анне Герман. Там приведена подробная история семьи, её предки и трагедия проживания в СССР...
Чуть ли не детективная история родственников певицы, как мне показалось, перекликается с Вашей публикацией и может быть Вам будет интересна, если Вы ещё её не встречали.

@http://www.annagerman.senat.org/Eurydyka/index.html@

Берлага
- at 2011-09-26 20:00:38 EDT
Теорема

Антонина Ш-С
1. Утверждаю, что трудармейцами командовали в большинстве своём евреи

Антонина Ш-С
- Мон, 26 Сеп 2011 19:42:10(ЦЕТ)
2. По сути люди все евреи...

Вывод:

Утверждаю, что трудармейцами командовали в большинстве какие-то люди, о национальности которых рассуждать бессмысленно.

Антонина Ш-С
- at 2011-09-26 19:42:10 EDT
Борису Дынину.

Показалось, что Вы заёрничали, говоря о бабушках.

Прочтите первые отзывы под моими текстами и увидите, кто бросил фобскую наживку: «Российские немцы привезли с собой в Германию громадный антисемитский потенциал». В школах юга Германии выпущен даже учебник, где есть абзац, будто фольксдойче участвовали в Холокосте. Фобия рождает фобию. Пытаясь немцефобию остановить хотя бы здесь и объяснить причины «антисемитского потенциала», я сказала то, что помню с пятилетнего возраста, – умирающим незачем было выдумывать, кто их мучил.

По диагонали пробежала гостевую, и в записную книжку вынесла: «Сосед, убивший вашу мать, может в раскаянии предложить вам денежную компенсацию, но вопрос вашей души - брать ли эти деньги» (Я. Розенфельд) Совершенно мне незнакомый автор, но какой глубины и порядочности человек!

По сути люди все евреи, но кто-то успел об этом позабыть и начал брызгать слюнями. А это, как известно, рождает ответную реакцию и подогревает стаю... Я ночью уезжаю. Экспромтом Вам, Борис, подарок мой (простите, если не угодила). Я никогда никому не подыгрывала и не пыталась быть хорошей. Это от души.

ВЕС СТРАДАНИЙ

- Ну, подумаешь, страдал!.. – возмутился он. – Это так, цветочки...
Но как, скажите, измерить силу и вес страданий? Один поседел в день похорон любимого, другой – потеряв в войну хлебную карточку, третий не вынес измены…

КОШАЧЬЕ ВНИМАНИЕ

Молодой кот на согнутых задних лапах и выгнутых передних аппетитно и вожделенно следил за хозяйкой.
Муж улыбнулся и пожалел, что далеко уже не молод.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2011-09-26 17:09:17 EDT
Антонина Ш-С
- at 2011-09-25 21:20:34 EDT
Борису Дынину

Мерзкая ложь! Если волынские немцы не по своей воле оказались на оккупированной территории, я могу допустить (допустить!), что один-два немца убили несколько евреев, но чтобы – Холокост! Стреляйте меня – не поверю, потому что немцев в спешном порядке вывозили. Им был уготован свой Холокост.
ööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööö

Вдогонку

Не было у немцев Холокоста!!! Ложь это! Поиздевались над ними как и над всеми нетитульными нациями, но ХОЛОКОСТА никогда не было. Холокост сингулярен и был только, к сожалению, у евреев.

Супругу экс-канцлера Хельмута Коля советские солдаты изнасиловали в возрасте 12 лет. Это было жуткой трагедией и женщина от неё уже никогда не оправилась. Так и умерла от депрессии. Еврейскому народу даже такого шанса не оставляли, истребляли всех поголовно.

Надо бы осторожнее с понятием Холокост, а то умерщвляют бездомных собак или убивают ежегодно в Канаде детёнышей тюленей, так защитники прав животных немедленно выходят на демонстрации протеста с плакатами против "Холокоста."
Не надо заезжать это понятие!

Берлага
- at 2011-09-26 00:55:35 EDT
Антонина Ш-С
- Sun, 25 Sep 2011 21:20:34(CET)
Утверждаю, что трудармейцами командовали в большинстве своём евреи (не по бабушкам сужу – по смерти отца!), мне говорят «Неправда!»

Логика замечательная. А если бы вашего отца убил бы сахалинский гиляк, который был бы единственный гиляк командир во всей трудармии, но убил бы именно вашего отца, то тогда бы следовало что трудармейцами командовали в большинстве своём сахалинские гиляки?
Как это вы один единственный случай - случай для семьи безусловно трагический - правилом делаете?
Раз случилось с моим отцом, то уже правило для всех?
Это уже не просто шоры, а шоры на шорах.

Борис Дынин
- at 2011-09-25 23:33:24 EDT
Антонина Ш-С
- Sun, 25 Sep 2011 21:20:34(CET)

Дискутировать бесполезно, Борис.
========================================================
И я пришел к тому же выводу в своем последнем постинге. И сейчас пишу не в продолжении данной конкретной дискуссии, но в пояснение того, как дискуссия оборачивается пересудами.

Вы ответили мне:
и «Стоп» бабушкам было, и прочие разъяснения, но ведь у них разговор приблизительно такой: «Наш еврей в трудармии…» и пошло…. Грустно. За эти дни на портале мне открылась пропасть между немцами и евреями. Нет, не договорятся, и это плохо кончится.

Так зачем Вы здесь следуете своим бабушкам, обращаясь к нам? У нас свои бабушки! То что с Вашими бабушками не договориться, это грустно, но понятно, но то, что не договориться с Вами, это уже не понятно, если Вы говорили им "Стоп", но сами продолжаете "non-stop" от их имени.

Утверждаю, что трудармейцами командовали в большинстве своём евреи (не по бабушкам сужу – по смерти отца!), мне говорят «Неправда!» Никто не сказал: «Может быть и были, но не везде». И инцидент был бы исчерпан. Мне бросают под ноги мой этнос: «Фольксдойче устроили Холокост»! И я должна с этим согласиться?
Вот уж что неправда, то неправда. Мерзкая ложь!


А это уж, извините, прямая неправда (мерзкая ли, оставляю Вам судить)
Вот что было написано тем, кого Вы обвинили в мерзкой лжи:

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - Sat, 24 Sep 2011 01:58:08(CET)
Были среди евреев и отдельные убийцы и менеджеры смерти, связавшие судьбу со сталинским ГУЛАГом, но у евреев не было такого массового, если не сказать почти поголовного участия в геноциде, который организовала и в котором хорошо поучаствовала большая часть немецкого народа. Вот, например, часть т. наз. фольксдойче принимали активное участие в Холокосте, убийствах евреев и советских военнопленных


Чего же Вы не исчерпали инцидент, но продолжаете случай отца укреплять бабушкиными пересудами? И разве не правильно сказано о большой части немецкого народа? Так что приписывание Б. Альтшулеру утверждения, что "российские немцы" устроили Холокост, остается на Вашей совести.

Если волынские немцы не по своей воле оказались на оккупированной территории, я могу допустить (допустить!), что один-два немца убили несколько евреев, но чтобы – Холокост! Стреляйте меня – не поверю, потому что немцев в спешном порядке вывозили. Им был уготован свой Холокост.

Как вели себя волынские немцы на оккупированной территории, это вопрос не допущения, а документов. Без них, воспоминания наших бабушек противостоят воспоминаниям Ваших бабушек. Стреляйте меня - не поверю, что они не поддерживали своих "освободителей" со страстью или с холодком. Но не надо стреляться, надо проявлять интеллектуальную чуткость к истории и к своим оппонентам.

И т.д.

"Логика" Ваших реакций остается "бабушкиной", и Вы не сказали себе во-время "стоп". На примере Вашей реакции на слова Б. Альтшулера видно, как дискуссия превратилась в пропасть, ибо слушание другого оказалось слушанием самой себя или бабушек без "писулек историков". После этого методологического замечания я говорю себе "Стоп"

Антонина Ш-С
- at 2011-09-25 21:20:34 EDT
Борису Дынину

и «Стоп» бабушкам было, и прочие разъяснения, но ведь у них разговор приблизительно такой: «Наш еврей в трудармии…» и пошло…. Грустно. За эти дни на портале мне открылась пропасть между немцами и евреями. Нет, не договорятся, и это плохо кончится.

Утверждаю, что трудармейцами командовали в большинстве своём евреи (не по бабушкам сужу – по смерти отца!), мне говорят «Неправда!» Никто не сказал: «Может быть и были, но не везде». И инцидент был бы исчерпан. Мне бросают под ноги мой этнос: «Фольксдойче устроили Холокост»! И я должна с этим согласиться? Вот уж что неправда, то неправда. Мерзкая ложь! Если волынские немцы не по своей воле оказались на оккупированной территории, я могу допустить (допустить!), что один-два немца убили несколько евреев, но чтобы – Холокост! Стреляйте меня – не поверю, потому что немцев в спешном порядке вывозили. Им был уготован свой Холокост.

Дискутировать бесполезно, Борис.

Педант-зануда -Игонту
- at 2011-09-25 20:41:03 EDT
Игонт
- Sun, 25 Sep 2011 20:28:52(CET)

Frau Антонина Ш-С, вы ,случайно, не из NPD ?
__________________________________________________________

Случайно она может быть только вне NPD

Борис Дынин
- at 2011-09-25 20:19:43 EDT
Антонина! Там где эмоции, мыслям трудно. А тема чрезвычайно эмоциональная. Я ведь не писал о ненависти у Вас лично, я вндь заметил, что согласно "писулькам историков" воспоминания российских немцев искажены личными страданиями, сравнениями себя с евреями, российским антисемитизмом, и ощущением, что еврей должен ненавидеть немцев (не без причины!), не не оправданно по отношению к российским немцам и т.д. Но одно только их воспоминание по Вашему же свидетельству: "Евреев не брали на войну", должно было бы побудить Вас сказать им: "Стоп! Что вы знаете об участии евреев в войне? Читали ли вы "писульки"?" Обращались ли Вы, Антонина, к своим героям, объясняли ли Вы им их "неправоту"... без умаления их собственных страданий? Быть может им "правда" не так уж и важна, быть может с "кривдой" легче вспоминать свою судьбу? Но тогда не надо и обсуждать ее с евреями (говорю о Ваших комментариях, а не о рассказах).
Антонина Ш-С
- at 2011-09-25 19:08:25 EDT
Владимиру Вайсбергу.
Это "опус" безграмотной, плохо знающей русский язык 16-летней девочки, которая лишь знала, что воют немцы и русские. Ни о евреях, румынах, грузинах и многих других она понятия не имела. С евреями столкнулась в трудармии.

Снобизм мешает слушать...

Антонина Ш-С
- at 2011-09-25 18:45:01 EDT
Борису Дынину

Борис,если Вы заметили в моём посте "ненависть", нам больше говорить не о чём. Говорить с человеком есть смысл, когда тебя слышат. Останемся каждый со своей правдой. Я лишь хотела, чтоб Вы поняли, что воспоминания ещё живых трудармейцев нельзя снимать со счета - точно так же, как и воспоминания ещё живых узников фашистских концлагарей.

Борис Дынин
- at 2011-09-25 18:22:12 EDT
Антонина! Я прочитал внимательно много "писулек истории" (жизнь уже достаточно долгая), и обнаружил, что обычно, те кто ссылаются на "живую историю живых" в противопоставлении этим писулькам, склоны назвать "писульками" именно то, что не согласуется с их ненавистью, обычно подаваемой как "правда истории", и часто те, кто думает, что лично они не испытывают этой ненависти, оправдывают ее у других (в противопоставлении "писулькам"), тем самым отравляя и свое сознание. Это не значит, что все написанное добросовестно и есть "правда", но, если уж высказываешься о ней, то надо и у "компа" (собирательно говоря)посидеть.
Антонина Ш-С
- at 2011-09-25 18:08:03 EDT
Б.Тененбауму

А при чём здесь КАЧЕСТВО моих литературных произведений? Что Вы вкладываете в слово КАЧЕСТВО? Вы что - филолог?
Если "Да", давайте поговорим

Антонина Ш-С
- at 2011-09-25 18:01:33 EDT
Борис, Вы мне очень симпатичны, но не всему печатанному можно доверять. За свою солидную жизнь я в этом убедилась не раз и не два. У меня нет времени сидеть всё время у компа. Если Вы мне возражаете, прочтите хотя бы мой пост внимательно.
Антонина Ш-С
- at 2011-09-25 17:53:20 EDT
Виталий, на Ваш вопрос я ответила Аврутину. Читайте внимательнее. Я очень хорошо знаю, что евреи воевали - может, даже лучше Вас.
Борис Дынин
- at 2011-09-25 17:51:26 EDT
Антонина Ш-С
- Sun, 25 Sep 2011 17:03:36(CET)

Но выжившие трудармейцы не озлобились. Пожимают плечами: «Война», и даже оправдывают издевательства: «Евреев на войну не брали, а нас кому-то надо было сторожить!»
==================================================
Я заметил: - at 2011-09-24 02:38:54 EDT, что в Ваших рассказах не было сравнений судеи российских немцев и евреев, но что
боль не забывается, и сравнение выскочило в комментариях. Реакция автора на комментарии хорошо проясняет, как... участие (евреев) в их (российских немцев) памяти вырывается из целостной картины событий, теряет пропорции и перспективу, трансформируется в числа и в "правду истории". Окрашена ли она антисемитизмом или нет, можно было бы решить, заглянув в душу "свидетеля", что за пределами моих возможностей.

Теперь могу сказать, что заглянул в Вашу душу, прочитав: "Вам пусть служат писульки историков, а для российских немцев – живая история живых". Трагедия 1939-1945 года, несмотря на все споры ее интерпретаторов, есть самая документированная трагедия в истории. Противопоставить "писульки историков" живой истории живых, значит не задуматься на тем, как антисемитизм превращается в "правду историю", как злоба антисемитов отравляет сознание всех жертв трагедии. Антисемитизм в России, в Польше и т.д усилился во время преступлений нацизма, направленных против тех же русских, поляков. Ваше противопоставление "писулек историков" живой истории живых не только интеллектуально недобросовестно, но есть и согласие оправдать антисемитизм. Жаль.

Антонина Ш-С
- at 2011-09-25 17:48:38 EDT
Уважаемый Аврутин, не передёргивайте! Слова безграмотной женщины в кавычках, мои - в скобках. Если так будет, я Вас буду игнорировать. А Ш-С
Антонина Ш-С
- at 2011-09-25 17:14:57 EDT
развернуть её. Закончить мне хочется словами, что надо пытаться уважать друг друга, а не искать козлов отпущения.

Всем здоровья! С поклоном.

Aschkusa
- at 2011-09-25 10:00:37 EDT
Были и другие фольксдойче, например, Ирена Сендлер (Ирена Сендлерова, польск. Irena Sendlerowa; 15 февраля 1910, Отвоцк — 12 мая 2008, Варшава) — польская активистка движения Cопротивления.
Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер — сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации — Совета помощи евреям (Жегота),— часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри - и спасены.
Её схватило гестапо и чуть не забили до смерти. Её гуманизм уникален и нет слов описать благодарность этой удивительной женщине - Праведнице мира в отличие от реакций на антисемитские утверждения автора.

Любовь Гиль
Беэр-Шева, Израиль - at 2011-09-25 09:19:31 EDT
2) Прочитайте на сайте "Еврейские колонии Украины и Крыма" материал Лазаря Хаита
(http://www.evkol.nm.ru/l_khait.htm), где он записал рассказ Ривы Гимпель- Косой об одной
из братских могил, каких было тысячи, о зверски уничтоженных фашистами евреев - детей,
женщин, стариков. Речь идуёт о могиле на Николаевщине, в селе Доброе Баштанского района.
Не буду полностью цитировать её рассказ, но кое-что приведу к Вашему сведению.
" В этой могиле, пишет Рива, захоронено примерно 900 человел. По рассказам односельчан в
1941 г. все еврейские семьи согнали в загоны для скота на окраине села, особенно свирепствовали
односельчане-немцы". И ещё: " Односельчане-немцы группами выводили людей из загона на окраину села и возле вырытых окопов расстреливали. Сельский врач Штефан собственноручно тавил детей, смазывал им губы ядом и сбрасывал в окоп."
Понятно, что среди русских немцев, оказавшихся под властью фашистов нащлось немало тех, кто
выполнял функции по уничтожению евреев не хуже своих соплеменников из действующей армии Гитлера. Заметьте, что никто не обвиняет в этом ни Вас лично, ни Вашу общину русских немцев.
Допускаю, что среди надзирателей могли быть и евреи, но наверняка не только одни евреи, и почему ВСЕ евреи должны нести за это ответственность? Почему же это может послужить основой для антисемитизма? Да потому, что именно евреи всегда были во всём виноваты у антисемитов всех мастей.

Любовь Гиль
Беэр-Шева, Израиль - at 2011-09-25 08:10:34 EDT
Антонина!
Вы решили закончить дискуссию, но теперь уже не могут молчать читатели после Вашего
утверждения: "... в трудлагерях свирепствовали надзиратели евреи." На самом деле, Вы озвучили
новый навет, созданный новыми русскими немцами. Полностью поддерживаю М.Фукса, комментарий
В.Гольдмана ( 24.09-20:07), а также и др. Не знаю, излечитесь ли Вы от антисемитизма, как Вам
советует Гольдман, но может быть не станете озвучивать подобные наветы.
Вся эта полемика читателей с Вами кажется мне весьма печальным явлением, и вот почему:
1) Я жила в начале 70-х в Целинограде ( теперь Астана - столица Казахстана), преподавала в ВУЗе,
среди представителей многих народов было немало студентов, преподавалей, зав. кафедрами - немцев, были и евреи. Мы все жили дружно. То, что Вы написали в своих мемуарах, и написали
мастерски, всё это правда. Я слышала подобные истории от своих немецких коллег, и меня это трогало до слёз, хотя я прекрасно знала и о том, что гитлеровцы учинили с моим народом на оккупированных территориях, среди уничтоженных ими было немало моих близких родственников. Уверена, что русские немцы знали это не хуже меня, но мне и в голову не приходило переносить на них вину за содеянное фашистами, за этот невиданный в истории геноцид моего народа. Теперь, после Ваших слов я потеряла уверенность в искренности моих бывших товарищей.
История отношений между немцами и евреями очень непростая на протяжении веков, в ней были взлёты и падения, сейчас не время сводить счёты.
Продолжение см. в следующем отзыве.

Виталий Гольдман
- at 2011-09-24 20:07:25 EDT
Выбрасываю то, что слышала и слышу от живых ещё участников Гулага: «Мне думается, неприязнь российских немцев к российским евреям началась в войну, когда в трудлагерях свирепствовали надзиратели-евреи».

Уважаемая Антонина,
я первый обратил внимание на Ваши рассказы и подчеркнул, что русские немцы в годы войны терпели много. Иногда больше, чем евреи (в тылу). На оккупированных территориях было иначе - там для еврея была верная смерть, а русский немец мог и в полицаи выбиться. Но я сейчас о другом. Вы неправильно видите причину и суть возникшего спора. Дело не в том, что кто-то дразнится, а Вы его удачно срезали. Дело в том, что у Вас вырвалась выделенная мной фраза, которая объясняет многое. Она, во-первых, не соответствует действительности. Это легко докажут историки и люди, знакомые с теми обстоятельствами. Во-вторых, она стала частью ментальности что ли, не подберу слова русского, многих русских немцев. Это миф, в который верят свято Вы и близкие Вам люди, как верят в мифы религиозные. Если Вы христианка, то, наверное, верите в непорочное зачатие? Или в другие чудеса. И не думаете, было ли это на самом деле. Вот так же Вы верите в евреев-надзирателей. Точно так же верили немцы при Гитлере, что евреи "вонзили кинжал в спину Германии" и из-за них она проиграла войну. Точно так же люди верят, что евреи добавляют кровь младенцев в мацу. И Вас, по-видимому, не переубедить, что этого не было. Люди очень тяжело расстаются с мифами. Но для других-то это понятно, что ни непорочного зачатия, ни евреев-надзирателей в массовом масштабе не было. И люди видят, что Вы в плену мифов, причем антисемитских. Тут никто, насколько я понимаю, ничего против Вас лично не имеет. Но тот факт, что Вы заражены юдофобией, отмечен и замечен. Поймите это и Вы. Тогда и вылечиться будет проще.

Антонина Ш-С
- at 2011-09-24 19:05:37 EDT
Хронология выступлений на мои безобидные тексты.

Л. Комиссаренко- В. Гольдману «…российские немцы привезли с собой в Германию громадный антисемитский потенциал».
Что-о?.. Такое НЕМЦЕФОБСТВО вызвано моими текстами? Помилуйте!.. Но держусь: «Ваш личный опыт – дело частное». Выскакивает некий Фи (Ффа, Ффу…). Л. Комиссаренко продолжает: «Мой личный опыт - только лишь мизерная её доля». Пытаюсь его урезонить: «Аноним, к примеру, тоже возмущается, могли и расстрелять!.. И трудармий бы не было, а то евреев в газовых камерах всех не передушили, а немцев в лагерях голодом всех не уморили. ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ДО ЧЕГО ТАК МОЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ? ПРОСТИТЕ, Я НЕ ХОЧУ ОБ ЭТОМ ДИСКУТИРОВАТЬ».

Гольдман примером из собственной жизни подмечает типичную особенность, что в СССР оказаться немцем - не евреем! означало порою верную гибель. Стремление Эллы развернуть дискуссию в нужное русло не помогло.

Всё ещё пытаюсь остановить Немцефобию Комисаренко. «Антисемитский потенциал»? Не наблюдаю. Но наблюдает он! Выбрасываю то, что слышала и слышу от живых ещё участников Гулага: «Мне думается, неприязнь российских немцев к российским евреям началась в войну, когда в трудлагерях свирепствовали надзиратели-евреи».

И пошла плясать губерния!..

Э.Альтшулер утверждает даже: «Фольксдойче принимали активное участие в Холокосте». Господин хороший, «Фольксдойче» истреблялись в Гулаге! Неужто, провоцируемые, убежали из своего Холокоста и устроили Холокост другим? Может быть... А, может, это я, Фольксдойче, устроила Вам Холокост?

Меня могут спросить: Зачем ушла на еврейский портал? Отвечу вопросом: Зачем уезжают евреи в Германию? На русском сайте меня не раз «казнили» как еврейку, «еврейство» в детстве помогало выживать, так что кликайте, Господа, как хотите, хоть «антисемиткой», хоть «террористкой», хоть вражиной поднебесной…

Еврейкой в детстве признавали,
Хотя в свои садилась сани.
Распорядилась так судьба…
Фашисткой в детстве уж была.
С Альтшулером в раю я встречусь,
За лысый чуб его схвачусь.
И за фольксдойче отметелю,
С метлой и Богом прокачусь.

А чтобы меньше было ЗЛА, не про-во-ци-руйте меня. И других. НЕ НАДО!.. ДРАЗНИТЬ не надо! Идеологией я сыта по горло.

Всё. Отдыхаю. С поклоном…

Марк Фукс
Израиль - at 2011-09-24 05:27:01 EDT
Учитесь у Марка Фукса, Дипломата и Комиссара. Побольше бы таких – жить было бы солнечней. А правда, она, конечно, колется…

Извините за мой детский лепет. Кланяюсь...



Честно говоря, у меня нет никакого желания обращаться вновь к Антонине Шнайдер.
Даже «комплимент», которого я удостоен, только укрепляет меня в сознании того, что следует пройти мимо и вымыть руки.
К написанному ранее я хочу добавить только несколько слов для моих товарищей по порталу, которые могут не знать некоторых специфических деталей, известных мне.
Правды, конечно, в словах автора мало, или вовсе нет.
Есть зоологический антисемитизм, прикрываемый в свое оправдание набором случайно выпавших в жизни моментов больном переосмыслении автора.
В то время когда на окраины советской империи были выброшены в нечеловеческие условия, но оставались вне основного забора и контрольно-следовой полосы немцы, в то же самое время на Северном Урале в печально знаменитом Ивдельлаге и соседних лагерях по другую сторону забора содержались сионисты, а также просто польские и румынские евреи в силу обстоятельств попавшие в СССР.
Среди них, между прочим, был и Менахем Бегин.
Некоторые из них уцелели, но только в силу того, что были мобилизованы прямо из лагерей в так называемые национальные воинские формирования, формировавшиеся на территории СССР (польская дивизия, литовская дивизия, Армия Андерса) и брошены прямо на фронт. Некоторые из них сложили головы в боях, редким удалось выжить.
Ну, а если рассматривать дооктябрьскую историю немцев в России, то я бы охарактеризовал ее как режим наибольшего благоприятствия, в отличие от евреев.
В шестидесятые годы, когда я служил срочную службу, еще служили и офицеры, и сверхсрочники сороковых-пятидесятых годов. Ни во внутренних войсках, ни во внутренней службе (не путать!) я не встретил ни одного еврея.
Те русские немцы, как впрочем, и крымские татары и корейцы, с которыми меня сталкивала судьба понимали общность судьбы малых народов в империи в эпоху Сталинизма. Такого неприкрытого зоологического антисемитизма, как у автора я в них не наблюдал.

Буквоед - Антонине Ш-С.
- at 2011-09-24 03:19:40 EDT
Антонина Ш-С
- Sat, 24 Sep 2011 00:44:57(CET)

А правда, она, конечно, колется…


Это точно. А правда такова, что вне зависимости от количества евреев среди надзирателей и прочего "начсостава" ГУЛАГа, ненависть ко всем без исключения евреям, включая и тех, кто в этом самом ГУЛАГе был зеком, есть антисемитизм. Точно также ненависть ко всем русским из-за того, что, скажем, Ежов был русским, есть русофобия, и т.д. и т.п. Вот эта правда и колется.

Берлага
- at 2011-09-24 03:02:00 EDT
Антонина Ш-С
- Sat, 24 Sep 2011 00:44:57(CET)
Кто-то написал: «…если и нашлось 1-2 надзирателя, то НЕВОЗМОЖНО ПОВЕРИТЬ, что они возбудили ненависть у почти 3 миллионов немцев, густо пропитанных этой гадостью». Согласна. Был, видимо, не 1-2…


Это замечательный пассаж. Знаете, я сегодня на интернете наткнулся на живой журнал, какого-то бывшего российского немца, который рассуждая на тему еврейских погромов написал, что раз не громили в Империи немцев или грузин, а исключительно евреев, то наверное виноваты именно евреи. Других же не громили. А раз их громили, а других нет, то значит есть какая-то причина в еврейском поведении. Впрочем про причину он тоже написал несколько выше, мол евреи были ростовщики.
Так и вы, раз евреи возбудили ненависть почти у трех миллионов русских немцев, то значит причина была, не 1-2 было еврейских негодяя, а куда больше.
К сожалению линк на данный журнал я потерял и привести не могу.
Давайте продолжим тему о причине ненависти. Я вам могу заметить, что большинство немцев Германии тоже где-то году к 36 испытывали ненависть к евреям.
Судя по вашей логике, вина тоже была еврейской. Ну действительно ведь не за что не ненавидят.
Так ведь.
Значит было за что.
Однако после войны правительство и народ Германии пересмотрели свою точку зрения и неоднократно перед евреями извинялись.
Может вам последовать этому похвальному примеру и во всяком случае хотя бы в разных страшных грехах евреях не обвинять.

Решение о выселении немцев было принято Сталиным. Оно было еще одним звеном в цепи выселений народов, которое началось
до войны и закончилось со смертью диктатора. Посему все претензии к нему и его подручным.
И ко всем народам, кто позволил ему быть у власти. Прежде всего к русскому, как к самому большому и потом по убыванию численности.
В том числе и к немцам и к евреям. Их было примерно равное количество.


>Представьте на секунду: мы в лагере. Вы начальник – я быдло. Почему Вы начальник? Потому что я на еврейском портале – и к тому же впервые. На мои возражения (не важно, по какому вопросу) Вы презрительно вскидываете голову, призывая окружающих к тому же.

А вот это театр. И причем самого дурного свойства. Сначала говорите "переставьте себе", и тут же начинает представление.
Представьте себе, что вы начальник в лагере и фантазируйте на здоровье.
При чем тут еврейский портал?

>И мне не дают пайку хлеба, не слышат мои жалобы на недомогание; ещё живую, бросают в могилу к мёртвым. И всё оттого, что Вы, не терпящий возражений, запрограммировали меня на безликость. Страшно быть в подчинении такого начальника...

К себе дорогуша, к себе. Вы ничего не знаете про собеседника, а уже наговорили ему гадостей, под маской - "представьте себе".
Я вам скажу, страшно быть в подчинении у психа самовзвода, который так возбуждает себя только потому что первый раз на еврейском портале.

Борис Дынин
- at 2011-09-24 02:38:54 EDT
Ох, не хотел я вступать в этот не имеющий достойного конца спор. Но ведь очевидно, что эти воспоминания есть не историческое исследование, но выражение личной (семейной, общинной) памяти истории. А в ней столкнулись трагические воспоминания евреев о немцах и немцев о евреях, к тому же искаженные мглой отношения к тем и к другим со стороны советской власти. Автор не была ни палачом, ни мстителем,и ее реакция на комментарии может восприниматься как свидетельство о том, как помнится история ее участниками и их потомками. Это проявилось в словах c восклицательным знаком в сторону евреев: "В войну в СССР оказаться немцем - не евреем! означало верную смерть" и в сравнениях судеб евреев и немцев, что, надо подчеркнуть, не было ни в тексте, ни в контексте самих рассказов. Но боль не забывается, и сравнение выскочило в комментариях. Реакция автора на комментарии хорошо проясняет, как в памяти неевреев участие евреев в их истории (действительно имевшее место в той или иной степени и форме)оборачивается антисемитизмом (в чем я не имею права упрекать лично автора), как это участие (евреев) в их (российских немцев) памяти вырывается из целостной картины событий, теряет пропорции и перспективу, трансформируется в числа и в "правду истории". Окрашена ли она антисемитизмом или нет, можно было бы решить, заглянув в душу "свидетеля", что за пределами моих возможностей.
Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2011-09-24 01:58:07 EDT
Уважаемая госпожа А.Шнайдер-Стремякова!!!

Внимательно прочёл Ваши тексты и комментарии к ним. Впечатление однозначное: вы - красивая женщина, хорошо владеющая пером, и, к сожалению, зоологическая антисемитка. Г-н Коммисаренко прав: это общий настрой значительной части российских немцев, живущих сегодня в Германии. Против титульной нации в СССР не попрёшь, а эмоции канализировать надо. Вот тут-то евреи Вам в стране государственного антисемитизма и пригодились. Ведь никто из евреев не обвиняет детей из смешанных браков немцев в издевательствах только на том основании, что в их жилах частично(!) течёт немецкая кровь. Немецкие землячества имеют в Германии свою, не очень заметную прессу, в которой, как и в Ваших комментариях, полно антисемитских выпадов. Российские немцы добились в Германии успехов, но не все. Вот злоба и гонит эмигрантов в Национально-демократическую и иные партии экстремистов. Убедить их в чём-то другом просто невозможно.

Да, советская власть поиздевалась и над российскими немцами в годы ВОВа и десяток лет после неё, но в основном в живых оставила и возможность жить в больших национальных коллективах на азиатских окраинах тоже. Мои немецкие друзья и знакомые долго вспоминают свою казахскую родину и несколько лет осенью организовывали поездки в Казахстан, чтобы надеть резиновые сапоги, залезть в болото и пострелять уток. Более трети еврейского народа такого комфорта не испытали, как минимум более 6 миллионов погибли в газовых камерах немецких нацистов, были расстреляны в Бабьем и иных ярах и т. д. Около одного только Освенцима есть ещё и сегодня поля, посыпаные золой убитых и сожжёных евреев толщиной в шесть метров. Изолированная жизнь на переферии СССР прерывалась для немецких мужчин лишь на время военной службы, поэтому сидели в основном в своих деревнях и перемывали двадцать раз на дню евреям косточки.

Были среди евреев и отдельные убийцы и менеджеры смерти, связавшие судьбу со сталинским ГУЛАГом, но у евреев не было такого массового, если не сказать почти поголовного участия в геноциде, который организовала и в котором хорошо поучаствовала большая часть немецкого народа. Вот, например, часть т. наз. фольксдойче принимали активное участие в Холокосте, убийствах евреев и советских военнопленных. И надо отметить, что у некоторых из них были красивые лица вроде Вашего.

Антонина Ш-С
- at 2011-09-24 00:44:57 EDT
Господин Л. Комиссаренко!

Представьте на секунду: мы в лагере. Вы начальник – я быдло. Почему Вы начальник? Потому что я на еврейском портале – и к тому же впервые. На мои возражения (не важно, по какому вопросу) Вы презрительно вскидываете голову, призывая окружающих к тому же. И мне не дают пайку хлеба, не слышат мои жалобы на недомогание; ещё живую, бросают в могилу к мёртвым. И всё оттого, что Вы, не терпящий возражений, запрограммировали меня на безликость. Страшно быть в подчинении такого начальника... Кто-то написал: «…если и нашлось 1-2 надзирателя, то НЕВОЗМОЖНО ПОВЕРИТЬ, что они возбудили ненависть у почти 3 миллионов немцев, густо пропитанных этой гадостью». Согласна. Был, видимо, не 1-2…

Зачем вообще было поднимать эту тему? Чтобы сверчок знал свой шесток? Неприязнь к немцам читалась между строк в постах, подобно Вашим, – не моих! А пришить ярлык «антисемитизм» (как и «враг народа») – что ж, это по-советски.

Учитесь у Марка Фукса, Дипломата и Комиссара. Побольше бы таких – жить было бы солнечней. А правда, она, конечно, колется…

Извините за мой детский лепет. Кланяюсь...

Элиэзер М.Рабинович
- at 2011-09-24 00:22:26 EDT
И антисемитизм здесь не при чём,

*****************************************

Надо же, чуть только копни, и за тонкой личиной интеллигента выскакивает самый примитивный антисемит!
Следующим будет утверждение о евреях-надзирателях, бесчинствоваших в Бухенвальде и отправлявших немцев в тамошние крематории.

Л. Комиссаренко
- at 2011-09-23 22:43:29 EDT
Антонина Ш-С
- Fri, 23 Sep 2011 22:21:39(CET)

Дорогая Элла, благодарю Вас за стремление развернуть дискуссию в русло литературы.

Остальным. Моё дело правое, но в трудлагерях бесчинствовали в основном евреи. Об этом свидетельствовали выжившие, которые испытали это на своей шкуре. И антисемитизм здесь не при чём, ибо наговаривать им на родню было ни к чему - родня от смешанных браков.
======================================================================================
Уважаемые коллеги! Предлагаю после последней фразы никакой дискуссии не разворачивать. С этой дамой всё ясно - эти избитые лживые клише будут питать пещерный антисемитизм "русаков", как называют себя в Германии обуреваемые комплексом неполноценности российские немцы (их местные за своих не признают), ещё не одно поколение.

Антонина Ш-С
- at 2011-09-23 22:21:39 EDT
Дорогая Элла, благодарю Вас за стремление развернуть дискуссию в русло литературы.

Уважаемый Марк Фукс! У меня не рассказы, а КУСКИ из книги. В Ивделе погиб мой отец. Об этом в книге тоже...

Остальным. Моё дело правое, но в трудлагерях бесчинствовали в основном евреи. Об этом свидетельствовали выжившие, которые испытали это на своей шкуре. И антисемитизм здесь не при чём, ибо наговаривать им на родню было ни к чему - родня от смешанных браков.

Берлага
- at 2011-09-23 18:12:29 EDT
Мои две копейки.

Вопрос "кому сейчас хуже всех" был для граждан некоторых нетитульных наций нашей доисторической родины крайне важен, а подчас и решающим для выживания.
Приятель из Одессы рассказывал, что в пору выселения греков из Причерноморья одного его знакомого по рождению записали в евреи.
Интересно переписался ли он в греки, когда достиг 17 лет и надо было поступать в вуз?

Насчет российских немцев.
Другой приятель рассказывал, что у одного выпускника мехмата по фамилии не то Ройзман, не то Шнейдер были проблемы при распределении.
Дело было в конце 60-х.
В зале, где были представители предприятий и главков он ходил от стола к столу и всюду получал отказ.
Один его знакомый( причем еврей) решил ему помочь и громко сказал:"Ройзман. А у тебя что за проблемы? Ведь ты же немец"
Через пару минут место на каком-то предприятии для бедняги отыскалось.

Не знаю уж сколько в данной байке правды.

V-A
- at 2011-09-23 17:11:38 EDT
test
Элиэзер М.Рабинович
- at 2011-09-23 17:03:09 EDT
Согласен с Валерием и г-ном Комиссаренко - никогда не слышал о надзирателях-евреях в советских лагерях. Но - были следователи и начальники лагерей в лагерях немецких военнопленных после войны, думаю, что в Польше. В его "юмористическом" садизме Сталин любил ставить на эти должности евреев, потерявших семьи в Катастрофе. Последствия для пленных были плохими.

Что касается духовной гибели русских немцев как нации, то, что ж, евреи погибли и духовно, и физически в Польше полностью, в России - духовно. Поэтому - Израиль. А у немцев есть великая Германия, которая их принимает безусловно.

Марк Фукс
Израиль - at 2011-09-23 17:02:16 EDT
Уважаемая госпожа А.Шнайдер-Стремякова!
Спасибо Вам за ваш рассказ-свидетельство, а Редактору за содействие в его публикации.
Я бы отделил сам рассказ от отзывов на него.
И поступил бы так главным образом из-за вашей не всегда оправданной и справедливой реакции, которая, как камушек, падающий с горы, вызывает камнепад отзывов и ответов на них.
Я ни в коей степени не ставлю под сомнение правдивость Вашего повествования. Все описанное Вами так типично для остатков Российской империи и ее населения!
Мой личный опыт общения с российскими немцами (а под этим общим названием были и голландцы, и датчане) – самый положительный.
Я не буду касаться таких громких имен как, например, Б.Раушенбах, С.Рихтер, А.Шнитке.
Я постараюсь вспомнить, может Вам будет интересно, где и когда я лично столкнулся с российскими немцами.
Моя срочная службы протекала на Северном Урале. После Свердловска, я попал в Полуночное возле Ивделя. Если Вы занимаетесь историей российских немцев, то полагаю, Вам эти места знакомы. Это одно из мест страшной ссылки немцев Поволжья в годы войны. Попав впервые в клуб местного лесозавода, я был поражен количеством «еврейских» фамилий на Доске почета. Через некоторое время я сообразил, что это не евреи, а немцы. Догадка подтвердилась. Позднее мне пришлось познакомиться с высланными ближе. В конце шестидесятых они все еще были поражены в гражданских правах и ограничены в передвижении. О подробностях они предпочитали не распространяться. Позднее мы получили пополнение из Омской области. Немецкие фамилии вновь замелькали, но теперь уже в рядах военнослужащих МВД. Между прочим мне встречались и немцы офицеры МВД (в Свердловской учебке).
Впоследствии я на протяжении двадцати лет жил в Ташкенте. В десятке километров от Ташкента, по другую сторону границы с Казахстаном, к семидесятым годам существовали «немецкие» села и деревни. Немцы постепенно, оканчивая ВУЗы или другие учебные заведения, фильтровались и в Ташкент.
Со мной работал прекрасный товарищ Альфред Бернгардович Щульц, моим товарищем и начальником одно время был Герман Венедиктович Вазингер, в Вузе, где я учился, мне пришлось изучать механику и детали машин у доцента Б.А. Байдингера.
Однажды судьба столкнула меня в день ввода советских войск в Афганистан в аэропорту Домодедово интересным человеком. Зигфрид Трауготович Квиллинг (надеюсь, память меня не подводит, это бывает редко) – был крупным региональным религиозным деятелем, представлял паству Узбекистана и Казахстана на религиозном конгрессе в Канаде и на обратном пути, на пару суток, как и я, застрял в Москве: взлетные полосы в Ташкенте были заняты. Могу Вам заявить, что беседы с ним, его неподдельное уважение, знание истории моего народа, его проблем и роли оставили след в моем сознании и укрепили меня в моем еврействе.
Собственно мне захотелось Вам написать после фразы: «в трудлагерях свирепствовали надзиратели-евреи".
Допущенное Вами высказывание говорит о Вашей некомпетентности в данном вопросе, и/или, что еще хуже, о сознательной дезинформации.
Жаль!

Проведение параллелей между судьбами евреев и немцев в России и Советском Союзе так, как это делаете Вы в своих ответах, мне представляется некорректным.
При всей внешней схожести отдельных моментов, это разные истории.
Хотя горе человеческое, беда и страдания интернациональны.
В свое время Игорь Гергенрёдер поместил в «7 И» замечательный материал, а я в своем отзыве предложил ему исследовать тему:
«Судьба немцев и евреев в России. Исторические параллели в свете исхода из России в конце двадцатого столетия».
Вот это мне кажется заслуживающим внимания и усилий.
Спасибо за внимание.
М.Ф.


Л. Комиссаренко - Элле, Буквоеду, Валерию
- at 2011-09-23 16:50:04 EDT
Антонина Ш-С
- Fri, 23 Sep 2011 15:38:38(CET)

И последнее. Мне думается, неприязнь российских немцев к российским евреям началась в войну, когда в трудлагерях свирепствовали надзиратели-евреи.
===================================================================================================================

Вот она,(возмутительная) ключевая фраза, с которой начинаются или кончаются(по крайней мере в Германии)разговоры российских немцев. Значит и автору эта бредовая мысль не чужда. А рассказики (определение Эллы)... как рассказики.

Элла Буквоеду
- at 2011-09-23 16:41:41 EDT
Это не одна тенденция, а две разных. Та, о которой говорите Вы, несомненно существует, причем, у всех народов бывшего СССР: на русских тянуть было опасно, казалось безнадежным, слишком уж бесспорной была их власть, вот и искали козла отпущения, у которого не было реальной защиты. Но в рассказиках-то этого нету.

Буквоед - Элле
- at 2011-09-23 16:24:06 EDT
... как правильно отметила Айн Рэнд, за страдания принято платить больше чем за достижения. Очень нехорошая, тревожащая тенденция.
==========
Какая к черту тенденция, когда имеем заявление о том, что "в трудлагерях свирепствовали надзиратели-евреи"?! Имеем антисемитизм российских немцев, испивших свою чашу страданий, как и антисемитизм среди армян диаспоры и в Армении, которым тоже пришлось пережить немало. Вот и вся тенденция

Буквоед
- at 2011-09-23 16:18:15 EDT
Антонина Ш-С
- Fri, 23 Sep 2011 15:38:38(CET)

И последнее. Мне думается, неприязнь российских немцев к российским евреям началась в войну, когда в трудлагерях свирепствовали надзиратели-евреи.
==============
Чистейшей воды ерунда, отдающая антисемитизмом. Евреев "вычистили" из системы НКВД в 1935-1938 г.г., так что в трудлагерях надзирателей-евреев было кот наплакал. Просто "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", так что оголтелый антисемитизм советского общества не мог не предаться и его немецким членам.

Элла
- at 2011-09-23 16:13:29 EDT
Рассказики несомненно правдивые, вполне характерно для советской жизни, но куда интереснее - реакция на них. Никаких поползновений монополизировать страдание в самом тексте не заметно, зато отзывы быстро съезжают на "кому было хуже?". Потому что по умолчанию в нашем мире, как правильно отметила Айн Рэнд, за страдания принято платить больше чем за достижения. Очень нехорошая, тревожащая тенденция.
Антонина Ш-С
- at 2011-09-23 15:38:38 EDT
Уважаемый М. Рабинович, мне вздумалось описать случай из нашей семьи. Прошу прощения, что не угодила в «универсальности»

Уважаемый М. Аврутин! Низко кланяюсь Вам за Ваше скупое «хорошо». Но, дорогой, матерный язык – не язык российских немцев (у них матерного нет), это язык русского менталитета.

Господин Аноним, (не общаюсь с анонимами из принципа; пишу, скорее, для других), я повторила выражение В. Гольдмана «верная гибель», что передаёт дух времени, но вместо «гибель» употребила «смерть» (синонимичное, и особого греха в том не вижу).
Мы расходимся не потому, что Вы буквоед, а я нет – не совпадает главное: наша статистика, вернее, лично моя статистика. Вы можете подобрать статистику КГБ, Партии, Верховного Совета, Инопланетян – я Вам больше не отвечу, ибо этнос «российские немцы» прекратил своё существование. Российские немцы были совсем не тем, кем являются немцы Германии. Произошла «гибель» - духовная на 100%, а физическая на 90-95. Пока. Если не случится реабилитация народа, через какой-нибудь десяток лет произойдёт и смерть физическая – стопроцентная.

И последнее. Мне думается, неприязнь российских немцев к российским евреям началась в войну, когда в трудлагерях свирепствовали надзиратели-евреи.

Уважаемый редактор оказался добр ко мне и поместил два маленьких кусочка из моей дилогии. Кому интересно ознакомиться с нею полностью, прошу на http://www.ozon.ru/context/detail/id/7250431/

Всем спасибо, Господа, за внимание.

М. Аврутин
- at 2011-09-23 10:56:03 EDT
"7 искусств" - это всё-таки более литературный, чем общественно-политический журнал. Поэтому, мне кажется, оценивать следовало бы в первую очередь качество текста. Человек написал о том, что он хорошо знает, и написал, на мой взгляд, хорошо. Подтверждаю слова, сказанные Леонидом Комиссаренко. (Л. Комиссаренко- В. Гольдману- at 2011-09-22 16:22:14 EDT).
Могу добавить, что для большинства русских немцев, приехавших в Германию, основным языком общения остался матерный язык. Трудно было в послевоенное время вырваться немцам за пределы "зоны", получить образование. Наверное, труднее, чем евреям. И тем не менее удавалось. Был я лично знаком с талантливыми инженерами и учеными немецкого происхождения. А один, так и вовсе, может быть отнесен к категории великих - это акад. Борис Викторович Раушенбах. В его отделе довелось мне делать диплом. Человеком он был высочайшей культуры. Так что, разные они, эти русские немцы. Впрочем, так же, как и русские евреи.

Элиэзер М.Рабинович
- at 2011-09-23 07:17:08 EDT
Не очень морально сравнивать разные вида горя - тем, кому было плохо, было плохо, и это заслуживает описания и сочувствия. Хотя то, как у бабушки Зины уводили корову, не отличается по напряжённости от того, как при организации Голодомора на Украине, входили в крестьянский дом и сбрасывали еду обедающей семьи на пол и в мусор. Однако сочувствие уменьшается таким комментарием:

Антонина Шнайдер-Стремякова
Берлин, - at 2011-09-22 22:02:32 EDT
в войну в СССР оказаться немцем - не евреем! означало верную смерть.


потому что это просто неправда. Г-н V-A ответил на это замечание убедительно, и я могу только присоединиться.
Мне случалось в Сибири ходить по ягоды с немецкими детьми (1951-53). Помню, девочка лет 16 спрашивала меня: "За что мы здесь? Чем мы виноваты?" У меня не было и не могло быть ответа. Кроме такого, что в этом селе много людей всех национальностей (даже китаец один был), которые могли бы задать тот же вопрос. Виноватых там не было.

И моя бабушка ждала деда, который давно был в земле. Вот этого понимания других и универсальности, а не исключительности страдания в то время, мне как-то у автора нехватает.

Виталий Гольдман
- at 2011-09-23 02:02:59 EDT
Вот нашел в воспоминаниях Георга Фингера http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer2/Finger1.php:

Хорошо помню, как в 1944 году, когда мне исполнилось 16 лет, я получал паспорт. Я пришел в паспортный стол с документами, и делопроизводитель, просмотрев их, повела меня к начальнику. Тот сказал, что должен выслать меня в течение 24-х часов в Караганду, т. к. я по национальности немец, и мой отец сослан органами милиции вследствие своего происхождения и подданства. Следует сказать, что нашей семье повезло в том, что отца выслали в среднюю Азию органы милиции за нарушение паспортного режима, а не органы НКВД, и мы не попали в списки семей врагов народа, что спасло наши жизни. Я спросил, можно ли меня не высылать, ведь мне только 16 лет. На что мне ответили, что у них распоряжение: все немцы подлежат высылке из Москвы без исключения. Я был ужасно расстроен и пошел домой, чтобы посоветоваться с мамой. Мы решили, что я должен попросить, записать в мой паспорт национальность матери, которая была еврейкой. Начальник паспортного стола удивился моему решению и предложил записать меня русским, т. к. мои имя и отчество звучат как русские, а на вид не скажешь, какой я национальности. Но я отказался, мол, с какими глазами я буду объяснять, как я стал русским, имея отца немца, а мать еврейку. Так в пятом пункте моего паспорта появилась запись – еврей.

Пример того, когда стать евреем было лучше, чем немцем. А на оккупированных территориях было все наоборот.

V-A
- at 2011-09-23 00:40:35 EDT
Вам, Антонина, надо бы тщательнее выбирать слова и не
сравнивать несравнимые вещи.
Остаться евреем на оккупированной территории - да,
означало практически верную смерть (навскидку, 9 из 10
евреев там погибли). И то я не говорю верная смерть, я
говорю - практически верная смерть (так как был Киев, но
были и Черновцы).

Советские немцы были отправлены в трудовые армии, где была
ПОВЫШЕННАЯ смертность, но все же не такая как на фронте
(куда немцев не брали). 7 из 10 немцев в трудармиях выжили,
что за 10 лет существования трудармий при тогдашней
средней продолжительности жизни почти соответствует
естественной убыли.

Антонина Шнайдер-Стремякова
- at 2011-09-22 23:27:08 EDT
Уважаемый Л. Комиссаренко!

Сказанное Вами – Ваша истина; Ваш личный опыт - только и всего. Аноним, к примеру, тоже возмущается, могли же и расстрелять!.. И трудармий бы не было, а то евреев в газовых камерах всех не передушили, а немцев в лагерях голодом всех не уморили. Вы понимаете, до чего так можно договориться? Простите, я не хочу об этом дискутировать. А за внимание ещё раз спасибо.

Л. Комиссаренко - Шнайдер-Стремяковой
- at 2011-09-22 22:30:47 EDT
К великому сожалению сказанное мной - объективная истина; мой личный опыт - только лишь мизерная её доля.
V-A
- at 2011-09-22 22:27:27 EDT
Антонина Шнайдер-Стремякова
в войну в СССР оказаться немцем - не евреем! означало верную смерть.


а откуда же тогда миллионы немцев после войны в СССР
появились? Думали бы что пишете - немцев Поволжья,
например, вывезли за Урал (а могли бы и пешедралом заставить
идти, этапом, как в России было принято ещё и в 30-е годы).

Да, вывезли жестоко - но ведь не расстреляли же.

А моя бабушка (родом из Балакова) вообще возглавляла
Куйбышевский Облсовпроф во время войны.

Антонина Шнайдер-Стремякова
Берлин, - at 2011-09-22 22:02:32 EDT
Уважаемый Виталий Гольдман! Тронута отзывом. Спасибо. Вы подметили типичную особенность: в войну в СССР оказаться немцем - не евреем! означало верную смерть.

Л. Комиссаренко спасибо за внимание. Ваш личный опыт – дело частное.

Л. Комиссаренко- В. Гольдману
- at 2011-09-22 16:22:14 EDT
Целиком соглашаясь с Вашим комментарием, хотел бы добавить, что российские немцы привезли с собой в Германию громадный антисемитский потенциал. Убедился в этом, живя с ними в одном общежитии, учась на языковых курсах, знаю несколько отвратительных примеров садистского преследования соседей-евреев. С другой стороны, рискуя повторить старую антисемитскую мантру, могу сказать, что с некоторыми из них поддерживаю приятельские отношения, правда, не без внутренней настороженности.
Виталий Гольдман
- at 2011-09-22 15:17:45 EDT
Очень грустные, но своевременные заметки. Русским немцам выпала вдвойне тяжелая судьба. И я знаю людей, для которых оказаться евреем было спасением, а оказаться немцем - верная гибель. Т.е. на шкале испытаний "еврей" в СССР стоял совсем не на последнем месте. А русские немцы - существенно ниже. Хорошо, что о судьбе несчастных вспомнили на портале.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//