Номер 1(26) - январь 2012 | |
"Учиться у СССР – значит учиться побеждать"
Захватив в 1945 г. Восточную Европу, Сталин
начал приспосабливать ее к своим нуждам. Новые просоветские марионеточные
правительства должны были научиться управлять новыми, на советский лад
организованными государствами. В числе прочего нужно было научиться управлять
архитектурой. Но сама советская архитектура, прежде чем стать образцом подражания
для европейских «младших братьев», прошла через пятнадцатилетний период
перерождения, который начался в 1929 г. До конца двадцатых годов архитектура в СССР была
частью общеевропейской художественной культуры.. Советская диктатура мешала ей
развиваться в силу социально-экономического устройства страны, но до поры до
времени не посягала на художественную свободу. Новая экономическая политика, объявленная Лениным
в 1921 г., разрешала частное предпринимательство в определенных границах.
Это позволяло архитекторам иметь мелких частных заказчиков, проектировать
кооперативное жилье. Но таких заказов было очень мало. Поскольку крупная
промышленность и практически вся недвижимость были национализированы, главным
заказчиком для всех советских архитекторов стало государство в лице
разнообразных ведомств и министерств. Советское государство 20-х годов было
политической диктатурой, ставящей себе экспансионистские цели. Поэтому главными
ее целями было, как и позже, при Сталине, развитие военной промышленности.
Социальных программ практически не существовало, поэтому объем строительства, имеющего
социальный смысл, был ничтожным. В это время строилось очень немного поселков и
квартир для рабочих. В основном, жилье было не квартирным, а коммунальным. В
проектах крупных заводов 20-х годов предполагалось строительство жилья всех
типов: от общих бараков для сезонных рабочих до коттеджей заводской администрации,
но финансирование таких поселков всегда стояло под вопросом. От 20-х годов в 2,54 см СССР сохранились, в
основном, здания, имеющие идеологический характер (напр. рабочие клубы), и
административные здания – министерства, научные институты. Плюс некое
количество жилых домов и санаториев для правящей элиты разных уровней, которые,
как правило, проектировались и строились втайне, без публикаций в прессе. Это время – эпоха советского авангарда – было
самым лучшим временем советской архитектуры. От него осталось очень мало
хорошей архитектуры, поскольку строительная активность в СССР была низкой.
Однако это время дало гигантское количество очень хороших проектов и имен замечательных,
а иногда и гениальных архитекторов, которые получили мировую известность именно
благодаря проектам. Это было возможно только потому, что в тот момент
в СССР, при тотальном политико-идеологическом терроре, еще не было художественного
террора. До 1932 г. в СССР не проводилось
централизованной художественной политики. Партийная элита была относительно
самостоятельна и поддерживала самых разных архитекторов – и классицистов, и
конструктивистов. Архитекторы были обязаны, как и все прочие,
декларировать свою верность советской диктатуре, но в художественных вопросах
они были вполне свободны. Теоретические и художественные проблемы архитектуры
можно было открыто обсуждать в прессе. Можно было образовывать художественные
объединения разных направлений и с разными художественными программами, хотя
регистрация таких обществ и была затруднена. Кроме того, сама профессия архитектора оставалась относительно
свободной. Хотя большинство архитекторов работало на государственных
предприятиях, но они могли иметь частную практику, свободно брать заказы и выступать
от собственного имени. И, что особенно важно, – в это время проводилось множество
архитектурных конкурсов, которые были настоящими. То есть, было известно кто
заказчик, жюри состояло из специалистов, а не только из партийных чиновников.
Решения жюри были обоснованными, принимались открыто, а не тайно и анонимно, как
позднее, при Сталине. Собственно говоря, благодаря конкурсам 20-х годов,
советская архитектура того времени и стала знаменитой. Только тогда, когда Сталин пришел к абсолютной
власти (то есть в 1928-1929 гг.), советская архитектура начала мутировать
и превращаться в сталинскую, то есть – в тоталитарную. Начало сталинизации советской архитектуры
относится к 1928-29 гг., когда были фактически заблокированы художественные и
теоретические дискуссии. Сталин санкционировал создание чисто партийных
художественных объединений во всех областях культуры и искусства. В архитектуре
это была ВОПРА - организация «пролетарских архитекторов», Соперничество между
различными архитектурными группировками стало выражаться в дискуссиях о том,
какая из них наиболее марксистская. Попытки публиковать самостоятельные
теоретические работы влекли за собой немедленное обвинение в антимарксистской
ереси. А нежелание отвечать на такие обвинения и доказывать свои марксистские
убеждения влекло за собой опасность ареста по политическим обвинениям. Это было
время резко ужесточившегося террора, которое на партийном языке называлось
«усилением классовой борьбы». К 1930 г. была ликвидирована профессиональная
свобода – все архитекторы были насильственно превращены в государственных
чиновников. Частная практика была запрещена, проектная деятельность оказалась
сконцентрирована в государственных проектных организациях, подчиненных
различным ведомствам и трестам. Между 1928 и 1932 гг. в СССР были запрещены и
распущены все независимые общественные организации вообще – от профессиональных
сообществ (инженерных, медицинских, краеведческих, художественных) до обществ краеведов
и любителей эсперанто. K 1932 независимая от государства общественная
жизнь в СССР полностью перестала существовать. В апреле 1932 г. было издано постановление ЦК
ВКП(б) о роспуске всех художественных объединений. Их должны были заменить единые
Союзы советских писателей, художников, архитекторов, композиторов и т. д.
Это были псевдообщественные организации – «творческие Союзы», – находившиеся
под строгим партийным контролем. Реформа «творческих объединений» означала
официальный запрет на личные художественные взгляды, в том числе и в
архитектуре. Больше в СССР не могло быть конструктивистов, рационалистов,
классицистов и т.д. Все архитекторы становились «советскими архитекторами», у
всех отныне должны были быть общие взгляды. С этого момента и вплоть до развала Советского
Союза, советская архитектура стилистически контролировалась партийными органами
и Союзом архитекторов, как цензурным ведомством. В феврале 1932 г., накануне ликвидации всех художественных
объединений в СССР, было объявлены победители в конкурсе на Дворец советов.
Решение об этом, несомненно, принимал лично Сталин. Официально высшие премии
получили три проекта, и ни один из них не имел никакого отношения к современной
архитектуре. Фактическим победителем был объявлен эклектический проект Ивана
Жолтовского. Проекты крупнейших европейских архитекторов, участвовавших в
конкурсе, остались не замеченными. Это решение означало ликвидацию остатков
художественной свободы в СССР и введение художественной цензуры. Одновременно
был запущен процесс создания нового государственного стиля, следовать которому
должны были все архитекторы страны. Проектировать отныне предписывалось в том стиле,
который в данный момент нравился партийному руководству. С весны 1932 г. современная архитектура во всех ее
проявлениях и вариантах была запрещена к применению. Было ясно дано понять, что
высшему начальству нравятся стилизации под старину и что отныне только в таком
духе и следует проектировать. Одновременно были оборваны всякие независимые
связи между советскими и западными архитекторами. В 20-е годы, несмотря на
коммунистическую диктатуру, советские архитекторы (во всяком случае, некоторые)
ощущали себя частью европейского профессионального сообщества, и пыталась
решать общие теоретические проблемы. С 1932 г. советские и западные
архитекторы оказались разделены железным занавесом, и личные контакты между
ними оказались невозможными. Начался процесс переобучения советских
архитекторов. В Москве была создана специальная комиссия во главе с близкими
Сталину архитекторами – Щусевым и Жолтовским. Комиссия должна была утверждать
все самые важные новые проекты и пересматривать уже утвержденные. Начались переделки под классицизм уже утвержденных
проектов и строящихся зданий. За этим последовала реформа архитектурного
образования. Не только студентов, но и уже получивших дипломы архитекторов,
заставили обучаться «возрождению классического наследия». Главным авторитетом в
области архитектурного образования стал Иван Жолтовский. Старые
профессора-конструктивисты перестали быть конструктивистами и в короткое время
автоматически превратились в классицистов. С середины 30-х годов в СССР современных
архитекторов больше не стало. Все без исключения оказались вынужденными заниматься
«возрождением классического наследия». Те немногие, которые не сумели
приспособиться, исчезли из архитектуры. Ликвидация в 1929 г. НЭПа и запрет частной
собственности позволили Сталину сосредоточить в своих руках все промышленные,
продовольственные и финансовые ресурсы страны и начать процесс, который был официально
назван индустриализацией промышленности. В реальности это был процесс
милитаризации страны за счет населения, жизненный уровень которого был опущен
до абсолютного минимума. Главной целью пятилетних планов 30-х годов было
строительство военной промышленности и армии, которая должна была через 10-12
лет стать самой сильной армией в мире. Для достижения этой цели в СССР были проведены
глобальные социальные реформы. Весь труд в стране стал принудительным – в той
или иной форме. В промышленности было введено рабовладение (ГУЛАГ,
спецпереселенцы, трудовые армии, мобилизации), в сельском хозяйстве –
крепостное право. *** Если в 20-е годы внутренняя политика советской
власти была асоциальной (т.е. исключала разработку и проведение социальных
программ, направленных на повышение уровня жизни населения), то сталинская
политика была антисоциальной. Она была направлена на снижение уровня жизни
населения с целью максимального использования всех ресурсов страны в
военно-промышленной области. Во время первой пятилетки была уничтожена вся
естественная, не зависящая от государства, структура обеспечения населения
жизненными благами. Не стало частной торговли, частного производства
продовольственных и промышленных товаров, исчезли магазины, рестораны,
трактиры, исчезли все отрасли частных ремесел. Соответственно этому изменились социальный смысл и
типология советской архитектуры при Сталине. Сталинская архитектура была полностью лишена
социального значения в обычном смысле этого слова. Перед ней не ставилась
задача улучшать среду обитания населения. В 1920 годы индивидуальных квартир для рабочих (и
вообще для обычного, непривилегированного населения) практически не строили.
Однако тогда существовал идеологический миф о том, что когда-нибудь все рабочие
будут жить в отдельных квартирах. В 1929 г. само понятие «рабочая
квартира» оказалось под запретом. Было объявлено, что единственно правильная
форма жилья – «обобществленное жилье». То есть общежития. В 1929-30 гг. в
СССР прошла серия конкурсов на обобществленное жилье и дома-коммуны. Но в 1930 г.
и эта кампания была запрещена, поскольку разработанные тогда программы
домов-коммун предполагали определенный уровень комфорта и благоустройства. Это
были многоэтажные каменные здания с центральным отоплением, канализацией,
общими кухнями, строить которые правительство не собиралось. В реальности с 1929 г. массовыми типами жилья
для рабочих в СССР были общие деревянные бараки и землянки, без отопления, без
горячей и холодной воды, без ватерклозетов, душевых и кухонь. Если во второй половине 20-х годов на одного
городского жителя в СССР приходилось где-то 5,5 кв. м. на человека,
то в начале 30-х годов норма расселения снизилась до 3-3,5 кв. м. В
некоторых новых промышленных городах - до 2 и даже до 1,7 кв. м на
человека. Эти метры располагались, в основном, в очень плохих деревянных
бараках, чаще всего общих, не разделенных на комнаты. К концу 30-х годов норма расселения в СССР
стабилизировалась на уровне около 4 кв. м. на человека и не менялась вплоть до
середины 50-х годов. Никаких планов решения жилищной проблемы в сталинское
время не существовало. Финансирование жилищного строительства только
поддерживало этот статус-кво. Проекты массового жилья больше никогда не
публиковались и не обсуждались в советской прессе. В качестве советской жилой
архитектуры с 1932 г. официально публиковались только дорогие и пышно
разукрашенные дома для партийного и советского руководства. Они подавались в прессе как жилые дома для всех,
хотя предназначались только для 2-3 % городского населения максимум. Архитектурная типология в сталинское время стала
очень примитивной. Она практически не включала в себя общественную
инфраструктуру. Так называемые «социалистические города» при
промышленных предприятиях все годы сталинского правления представляли собой большие
барачные поселки без удобств. Редкие лавки, магазины, распределители и школы
располагались в таких же бараках. Абсолютно необходимым элементом советского
рабочего поселка были общественные бани, потому что возможность мыться дома
отсутствовала. Впрочем, и бань всегда и повсюду хронически не хватало. Отдельно, как правило, располагался небольшой
поселок комфортабельных одноквартирных и многоквартирных домов для партийного и
административного руководства. Центром поселка или города служила площадь, на которой
стояли здания партийного комитета, советской администрации (иногда военный штаб
и здание НКВД-ОГПУ). На главных улицах, ведущих к центру, строили здания для
министерств и ведомств и жилые дома для руководящих работников. Обязательным элементов большого города был театр.
В небольших городах и поселках – дома культуры. Сталин любил театр, но главной
задачей этих сооружение было проведение партийных конференций и прочих
официальных мероприятий. Типологически официальная советская архитектура была
феодальной. Она выполняла две главные задачи: 1. Обслуживала узкий правящий слой 2. Декорировала центральные улицы и площади
городов, превращая их в монументальные ансамбли, символы государственной мощи и
места проведения ритуальных политических церемоний. Практически все профессиональные задачи, которые
касались массовых потребностей и улучшения жизни населения, перед сталинскими
архитекторами не ставились вообще. Этим сталинская архитектура принципиально
отличалась от архитектуры других европейских стран, включая нацистскую
Германию. В европейской архитектуре 20-60-х годов главной профессиональной проблемой
было строительство массового жилья и всей связанной с ним инфраструктуры. В сталинской архитектуре этой и многих других
проблем не возникало. Город как место жизни обычных людей не существовал в
сознании сталинских архитекторов. Можно назвать несколько особенностей, делавших
сталинскую архитектуру тоталитарной и отличавших ее от нормальной. 1. Обязательная государственная служба всех
архитекторов. 2. Государственная художественная цензура. 3. Введение единого государственного стиля. 4. Запрет на личные художественные и
профессиональные взгляды. 5. Редуцированная типология архитектуры. 6. Потеря социального смысла архитектуры. 7. Исключительное использование архитектурных
сооружений в качестве идеологических символов режима. Именно такой архитектуре предстояло научиться
восточно-европейским архитекторам, имевшим несчастье оказаться на территории,
захваченной Советским Союзом в 1945 г. Характерный ее пример – послевоенные высотные
здания, одно из которых было построено в Варшаве с помощью советских
заключенных. Сам сталинский архитектурный стиль – нечто ордерно-неоклассическое
– не был обязательной и непременной особенностью советской архитектуры. Если бы
Сталину нравилась готика или древнеегипетская архитектура, то советский
имперский стиль был бы неоготическим или древнеегипетским. А советские
теоретики архитектуры объяснили бы, почему наследие именно этих исторических
эпох следует считать вершиной художественного развития мировой архитектуры и в
обязательном порядке возрождать. Специфика сталинской (и послесталинской) советской
архитектуры заключалась не в конкретном стиле, а в особой организации
профессиональной деятельности и художественной цензуры, позволявшей партийному
начальству управлять всей проектной деятельностью в стране. Хрущев в 1955 г. запретил неоклассицизм, но
оставил нетронутой всю систему государственной организации проектирования и
контроля за архитектурой. В результате возник тоталитарный модернизм,
определивший облик советских и восточноевропейских городов в 50-80-е годы.
* Доклад, прочитанный на
немецко-польском коллоквиуме "Социалистический реализм и национальная
традиция. Учет, оценка и постановка на охрану ключевых объектов в Варшаве и
Берлине". Берлин, сентябрь 2011. "Учиться у СССР – значит учиться
побеждать" – официальный лозунг в Германской Демократической Республике. |
|
|||
|