Номер 10(35) - октябрь 2012
Алексей Цвелик

Алексей Цвелик Немного о Китае

Я в Шанхае уже в третий раз, в этот раз приехал на месяц. Вот уже больше недели читаю лекции по квантовой теории поля студентам в Фуданском университете, а параллельно не прекращаю работать со своими друзьями из Америки, Грузии, Италии, Франции, Великобритании, идет непрерывный поток статей, которые надо поделывать, дописывать, рецензировать... Так что пришлось дождаться уик-энда, чтобы сделать первую вылазку за пределы очерченного вышеупомянутыми обстоятельствами небольшого круга, и выбраться с нашей университетской окраины в большой Шанхай. Сел на метро и поехал. Путеводитель и мои знакомые по отелю (немец - профессор китаеведения из Трира и его канадская жена) советовали мне посетить бывшую французскую концессию; посмотрев в путеводитель, я заметил там русскую православную церковь св. Николая, построенную в 1933 г., что увеличило мой интерес. Через 12 остановок оказался на месте.

Что вам сказать про Шанхай? Ну, это конечно, не Рим и даже не Париж, но, в общем, это не так уж плохо. Нужно ведь сделать скидку на то, что где-то с начала XVIII века (между историками, как водится, нет согласия насчет точной даты) до 1979 года Китай только падал. Нынешний его подъем – совсем недавнее явление и достигнуть такое за каких-то 30 лет – это поистине феноменально.

Вообще нынешний Китай во многом непонятен. Непонятен больше, чем Китай древний, которым я интересовался со дней моей юности. С одной стороны, Китай – древняя страна, а внешних следов истории вокруг почти нет. Ну какая в Шанхае история? Дома начала XX века, времен французской концессии? А в Пекине? Ну императорский дворец (Запретный Город), так это же современник Кремля... От времен Конфуция или совсем баснословных времен «Книги перемен» остались лишь бронзовые вазы в музеях, да и то их в Китае не так много, разошлись по всему миру... Так что все в иероглифах, в книгах, в языке. Оттуда древняя культура и философия и возвращаются в жизнь. Разумеется, в реальности все это перемешано с коммерческой дешевкой, телевизор здесь такой же, как и везде. Включишь его во Франции, или в Америке или, не дай Бог, в России (или на Брайтоне, что одно и тоже) и увидишь тоже самое, что в Китае (разумеется, тут несколько другая конфигурация лиц и глаз, но, с точностью до перемены наших на ваших, содержание программ идентично). То же слащавое пение наташ королевых, тот же патриотический мордобой...

Одно забавное наблюдение: как вы думаете, какие у китайцев идеалы женской и мужской красоты? Не догадываетесь? Если верить их рекламе, такие же, как у нас. Не верите, посмотрите сами. На китайских рекламах европейских моделей почти нет, зато китайские модели выглядят почти, как европейские.

Непонятно еще то, как все это работает. Китай XIX века и начала XX представляется страной бесконечной коррупции и это нам понятно – чего другого ожидать от авторитарной системы, управляемой чиновниками. Про Китай времен Мао и говорить нечего, тут тоже все понятно и до боли знакомо по родной стране, которую китайцы тогда во многом и копировали. Но что делать с нынешним Китаем? Вроде бы «мудрое руководство» никуда не делось, коррупция тоже, кстати, имеется (так в один голос утверждают мои хозяева), но номенклатура ведет себя с некоторой, я бы сказал, осторожностью, с мудрой умеренностью. Все это как-то не вписывается в мои представления о природе человека и власти, о неограниченной жажде власти и наживы, которая так с такой наглядностью проявила себя в прошлом. Я далек, конечно, от утверждения, что здесь нет проблем и жизнь райская. Отнюдь. Я просто удивляюсь, как «мудрому руководству» удается вести корабль авторитарного государства между Сциллой единоличной тирании и Харибдой политического паралича и при этом еще и держать чиновный класс в узде так, чтобы все не разворовали («все» здесь добавлено недаром, воруют, конечно, но не все).

Ну вот, добрел до церкви св. Николая. Там, к счастью, не конюшня и не склад, но помещение занимает какая-то фирма.

Наткнулся неожиданно на еще одну русскую церковь, но там тоже «гроб стоит».

«Ну вот, обидно до смешного,

Был целый мир, - и нет его;

Нет ни похода Ледяного,

Ни капитана Иванова,

Ну, абсолютно ничего...»

Впрочем, Китай исчезновениями не удивишь. То ли 70, то ли 100 миллионов человек, как корова языком слизала. И, ничего, переступили, в их истории такое не в первый раз...

Зато возвращаясь к метро, я был вознагражден выставкой интересной молодой китайской художницы Лин Хэиронг (Lin Hairong). Разумеется, эти, взятые с интернета (фотографировать на выставке не разрешали) снимки не могут воздать должное ее таланту. Но я был тронут...

«Журавли улетают на юг». Мой хозяин сказал мне, что это не хань, а монголы (костюмы монгольские).

«Грустная Кармен».

Во второй выходной в Шанхае я опять пошел смотреть на современное китайское искусство. Побывал в двух галереях. Одна из них находится в здании, где когда-то британцы продавали билеты на скачки. Там большая персональная выставка некоего художника, имени которого я не запомнил. В общем, приятно, хотя особо глубоко не задевает. Больше всего понравилась «Эклога юности».

Опять-таки любопытно, что на большинстве картин лица европейские.

Другая выставка – в современном здании неподалеку, там находится Музей Современного Искусства (частный). Мне просто очень понравилось, напал на замечательную выставку двух скульпторов – Чиань Жина и Чу Гуанчи. Название выставки любопытное: «Будет ли когда-нибудь лучше?»

«Лошадь». Чиань Жин

«И слон уляжется рядом с барашком». Чиань Жин

Образ нового Китая. Чу Гуанчи (бронза)

Вариация на тему Брейгеля. («Слепые поводыри слепых») Чу Гуанчи

А вот и оригинал

 Мудрое руководство. (Подражание Микеланджело)

Сообщил о своих хождениях своему хозяину (т.е. профессору, который меня пригласил). Он в ответ показал мне свою коллекцию старинной китайской керамики. В ней немало предметов 700-800 летней давности. Глазурь на одной вазе покрыта тонкой сеткой трещинок. Такой узор – результат обжига, ценится, как нечто нерукотворное – «так Природа захотела, почему – не наше дело, отчего – не нам судить...» В традиционной китайской философии ценится спонтанность, как бы каприз природы. Та же спонтанность ценится и в художнике; она – как бы выражение глубин его души, по ней можно судить, что он за человек, вульгарный ли мужлан или человек со вкусом.

Ян Чен (так зовут моего хозяина), лет на 15 моложе меня, сам из Гонконга. Познакомились мы на конференции в Сингапуре, посвященной 60-летию моего приятеля и соседа Володи Корепина (забавно, что конференцию организовали на противоположной от места нашего с Володей обитания точке земного шара). Яну понравился мой интерес к Китаю, его искусству и философии, вот так, слово за слово, началось сотрудничество.


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 2121




Convert this page - http://7iskusstv.com/2012/Nomer10/Cvelik1.php - to PDF file

Комментарии:

Aschkusa
- at 2012-11-28 08:38:48 EDT
Симпатичная статья. Интересно.
Лили
- at 2012-11-28 07:02:20 EDT
Информация очень интрсная. Хочется чтоб ей интересовлось больше людей.
елена матусевич
- at 2012-11-02 03:26:46 EDT
О Китае все всегда интересно. Меня лично туда никогда не тянуло, приводит в ужас океан людей на 90% одного и того же вида, цвета волос и глаз, монокром. Я в курсе про меньшинства, но все таки. Замечательные работы художников! Мне почти ничто никогда не нравится, а тут очень понравилось, спасибо. Пишите еще про Китай, все подряд. Когда я еще туда попаду, если попаду, а так интересно!

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//