Номер 1(38) - январь 2013 | |
Три танца Жар-Птицы Из цикла "Совершенно невероятные музыкальные истории"
Однажды
к композитору X. прилетела Жар-Птица.
Было
это жарким июльским днём, солнце палило нещадно, все окна в квартире были
открыты, так что откуда, из какого окна она влетела, было неясно. Да и потом – X.,
с головой ушедший в работу, появление непрошеной гостьи некоторое время не
замечал.
Но
потом он как-то вдруг почувствовал, что в комнате, кроме него, рояля, стола и
двух стульев, ещё кто-то или что-то есть, поднял от партитуры голову – и увидел,
что перед ним стоит ну самая что ни на есть настоящая Жар-Птица – именно такая,
что ни в сказке сказать, ни пером описать: в сверкающем всеми цветами радуги
оперении, с длинными, в меру тонкими ногами, обутыми – ну, тут уж совсем,
правда, на человеческий манер – в белые атласные туфельки. А главное – с
совершенно ангельским, не лишённым, однако, некоторой живости и даже дерзости
во взгляде женским лицом.
В
первое мгновение X. – ну, не то чтобы опешил, но немного растерялся, посмотрел
на гостью долгим взглядом и поправил для порядка очки.
– Ну,
чего? – сказала Жар-Птица на чистом русском языке – как ей, впрочем, и
полагалось, – не видал, што ли? Жар-Птица и есть! – Голос её был далеко не
лишён приятности, хотя и с некоторой дерзинкой.
X.,
вообще мало любивший, чтобы ему во время работы мешали, хотел было уже спросить
гостью, что ей здесь, собственно, надо и кто она вообще такая, но как-то сразу
передумал.
Время
было шаткое, и непрошеные гости могли появиться в любое время дня и ночи.
Правда, входили они обычно через дверь, а перед этим даже и звонили в звонок,
но это были, конечно, детали. Новая власть была на выдумки хитра, фантазии для
дневных или ночных визитов к людям у неё хватало, и попасть с ней впросак было
плёвое дело. Да и потом: что-то в этой необычной гостье было.
Между
тем Жар-Птица прошлась лёгкой, танцующей, немного развинченной походкой от
окна, где её взгляд X. застал, к роялю, потом таким же манером обратно,
облокотилась крыльями о подоконник, обвела медленным взглядом комнату,
почему-то задержалась на стоящей на полочке вазе с цветами, и сказала:
– Нда-а-а,
а деньжат-то у тебя, видать, не густо, голубь! А?
X.,
совершенно ошеломлённый вопросом, неизвестно откуда взявшимся знанием о его
финансовых средствах, а главное – этим развязным "голубь", не ответил
ничего.
А
Жар-Прица, то ли ободрённая впечатлением, которое её реплика произвела, то ли
продолжая свою мысль, ещё раз обвела глазами комнату, посмотрела на X. каким-то
особенным взглядом и сказала:
– И хоромы
у тебя не тово... не очень. Бедные хоромы-то... Не то што у Игорь Фёдорыча, -
протянула она и заговорщически X. подмигнула.
X., к
этому времени уже поняв, что так просто выставить гостью за дверь не удастся,
и, с другой стороны, сильно задетый замечанием о хоромах, спросил запальчиво: Это
какого же Игорь Фёдорыча?
Но
Жар-Птицу, видимо, не так-то легко было смутить. Тем же самым тоном, слегка то
ли растягивая, то ли распевая слова, она сказала:
- Како-ово,
како-ово - залато-ово! А и не знаешь будто? Стравинского Игорь Фёдорыча! У
него-то хоромы не чета твоим!
А Вы, -
X. решил ни за что на свете не поддаваться этому "ты" - в надежде,
что гостья всё-таки обидится и уйдёт, то есть улетит, - а Вы, собственно,
откуда знаете, какие у "Игорь Фёдорыча", - он передразнил её тон, -
хоромы?
Я-то? –
усмехнулась Жар-Птица каким-то особенным смешком. – Я-то уж знаю! Почитай с год
у него жила. На всех харчах, между прочим. С полным довольствием!
– Это
как же: в птичнике, что ли? – спросил язвительно X., которого постепенно
начинал злить то ли этот тон, то ли сравнение его с "Игорь Фёдорычем"
– причём явно не в его, X., пользу.
– В
птичнике – это ты живёшь, голубь! – ответила с распевом Жар-Птица. – А я-то –
я-то в доме жила. У Игорь Фёдорыча. Квартиру мне отвели. Из трёх комнат – хошь
как по бульвару разгуливай! И почитай каждый день в ресторане гуляли.
Финьшампань, а то и Клико вдову – слыхал, может? – пила! То-то вот! Игорь-то
Фёдорыч, хоть и скаред, а знал: меня уважить надо, а то…
– Да за
что же? За что уважить-то? – прервал Жар-Птицу X., к стыду своему заметив, что
уже как-то поддался тону своей гостьи, поправился и спросил строго: Так за что
же надо было Вас, как Вы говорите, уважить?
Но
Жар-Птица и бровью не повела.
– А за
то самое, голубь, за то самое, – сказала она, явно наслаждаясь тем, что её
собеседник-таки не сумел поставить её на место. – Ты што же думаешь: Игорь
Фёдорыч Жар-Птицу свою с головы взял, што ли? Или с курицы, может, списал? –
она вызывающе усмехнулась. – Не-ет, голубь, это я ему всё показала! Все танцы,
как оно, значит, у нас, у Жар-Птиц то есть, бывает. А он всё потом только на
музыку перекладывал. Так-то!
А то
стал бы он меня у себя дома держать, по Парижам возить, кошель свой развязывать
– как же! Ещё и уговаривал меня всякий раз, штоб станцевала ему, и ждал, пока у
меня настроение придёт перед ним танцевать-то!
И то
сказать: мужичонка он, конешно, так себе, скушный, даром што денег куры не
клюют и все ему кланяются. Ты-то, голубь, поинтересней его будешь, – и она
улыбнулась X. вызывающей улыбкой.
И вдруг
без всякого перехода сказала: Присяду, я, што ли? Стоишь тут стоишь, а ты хотя
б стул предложил! Эх ты, голубь! Неопытный, видать, ещё! – и, пододвинув стул,
села, положив ногу на ногу.
Потом
она опять обвела глазами комнату, посмотрела на раскрытый рояль и сказала: – А хошь, музыку тебя писать научу? Не хуже
будешь, чем Игорь Фёдорыч, а? Я ведь у него мно-о-огому научилась – даром што
Жар-Птица!
X. от
такой наглости совершенно опешил и пролепетал в ответ что-то вроде того, что он
в некотором смысле тоже композитор и…
Но тут
Жар-Птица его бесцеремонно перебила:
– Ну,
ежели композитор, то сыграй мне чего-нибудь. А то ску-у-ушно мне с тобой как-то
стало! А я скуку смерть как не люблю.
X., в
котором как-то странно смешались желание понравиться гостье, доказать ей, что
он не хуже её "Игорь Фёдорыча", и желание каким-нибудь образом, но
возможно поскорее от неё избавиться, сел за рояль и начал играть, краешком
глаза следя за реакцией гостьи. Но ничего, кроме качания туфелькой – вроде бы в
ритме музыки – и тихого мычания он не заметил. То ли она подпевала мелодии, то
ли что-то своё озвучивала – понять было трудно.
Внезапно
Жар-Птица слегка зевнула и сказала: А ничего, хорошо, нравится мне даже. А всё
ж до Игорь Фёдорыча… – она не договорила.
X.
почувствовал, что если он ещё раз услышит про Игорь Фёдорыча, он схватит первую
попавшуюся из лежащих на рояле партитур и даст своей гостье этой партитурой по
голове. Он перевёл глаза на то место, где лежали партитуры и увидел, что сверху
лежала "Весна священная" – вполне подходящий по увесисости том.
Жар-Птица,
как будто что-то почувствовав, сказала вдруг мирным тоном: Ну это ты чего?
Никак обиделся? Поскучнел сразу. Экие вы все, композиторы: одному то не скажи,
другому это. Ну хошь, развеселю тебя чем – ну вот даже и станцевать тебе могу.
А?
– Это
что, из репертуара Игорь Фёдорыча? – язвительно спросил X.
– Да
оставь ты Игорь Фёдорыча в покое! – ответила раздражённо Жар-Птица. – Экие вы
все право! Он сам по себе, ты сам по себе. Ну, да ладно – она перевела взгляд на
свою туфельку и, помедлив, спросила: Так танцевать мне или чего?.. А то ведь и
улететь могу: мне это раз-два, – добавила она обиженно.
– Да,
да, потанцуйте, конечно, – ответил X., которому стало вдруг неудобно за свой
тон, а особенно за только что возникшее желание прихлопнуть гостью "Весной
священной". – Конечно. Буду очень рад.
– Ну
што ж, рад так рад, – сказала Жар-Птица, которой, по всему видно, очень
хотелось себя показать. – А подыграть мне сможешь?
Не
дожидаясь ответа, она встала со стула и попыталась отодвинуть его ногой в
сторону, чтобы не мешал. X. подскочил, взял стул, поставил его на место – и тут
впервые увидел лицо своей гостьи так близко.
Чёрт
побери: она была на диво хороша! Особенно прекрасны были огромные зелёные,
опушённые длинными ресницами глаза. И надо же было ей уродиться Жар-Птицей!
– Ну
спасибо голубь. Услужил, – сказала Жар-Птица, от которой не укрылось
произведённое ею впечатление. – А то всё сидишь, сидишь. И давай начнём,
пожалуй, а то время вроде, – она посмотрела на стенные часы, – к заходу солнца
идёт. А я после захода не танцую.
X. сел
за рояль – и тут началось!
Жар-Птица
вдруг взметнулась ввысь и распустила хвост, сверкнувший в лучах проникавшего в
комнату солнца тысячью изумрудов, потом, медленно опустившись на пол, повела
плечами и поплыла, почти не касаясь пола, потом закрутилась с возрастающей
быстротой, при каждом движении открывая всё новую и новую игру красок.
X., в
первые секунды ошеломлённый бешеным темпом, быстро нащупал ритм и с
удовольствием увидел, что его музыка поспевает за этими волшебными
превращениями и сменой красок.
Внезапно
Жар-Птица остановилась, как будто в ней кончился какой-то завод, опёрлась,
переводя дух, о крышку рояля и сказала: Хух-х-х, утомилась я! Мне б лимонаду
сейчас – у тебя нету, небось?
– Есть,
вот лимонад как раз есть, сию минуту принесу. Тепловатый, правда, – ответил
поспешно X., ещё под впечатлением танца и своей внезапно возникшей музыки.
Он
принёс бутылку лимонада, два стакана, поискал, куда это всё поставить, не
нашёл, поставил один стакан на рояль, а в другой, глядя Жар-Птице в глаза, стал
наливать из бутылки лимонад.
– Ты
гляди не пролей, голубь, – медленно произнесла Жар-Птица и усмехнулась, – а то
жена заругает. Или не женат ещё? – тон её сделался каким-то уж совсем вызывающим.
Но
странно: на этот раз ни "голубь", ни эта раскованная, вызывающая
усмешечка гостьи не казались уже X. неприятными. Наоборот, всё, каким-то
образом объединившись с его только что отзвучавшей музыкой и с танцем
Жар-Птицы, вдруг составилось в одну гармоничную картину.
Нет,
нет, свою новую музыку он, конечно, не забудет: музыкальной памятью его точно
бог не обидел.
Но ему
вдруг захотелось, чтобы его гостья осталась бы подольше – со всеми её
странностями, с этим самым "голубем" и даже с "Игорь
Фёдорычем". Будет жаль, если она сейчас уйдёт – ну, или улетит – не всё ли
равно. А на то, кажется, похоже...
Видимо
мысли эти отразились-таки на выражении его лица, потому что Жар-Птица вдруг
спросила: Ну чего это ты опять поскучнел, а? Ну, улыбнись же, улыбнись, чего
там? Польза, што ли, тебе какая от печали? ...Играть, однако, ты мастак. Это уж
точно, – добавила она без всякого перехода. – И под музыку твою мне хорошо
танцевалось. Ну ка, давай ещё раз!
Она
протанцевала ещё, а потом ещё раз, показывая всё новые и новые пируэты – то
бешено вертясь, то подлетая к потолку и внезапно на лету распушивая хвост, то
вдруг почти застывая в каком-то трансе. Потом, так же как и в первый раз, она
внезапно прервала танец, облокотилась о крышку рояля и совершенно обессиленным
голосом сказала:
– Ну
всё, голубь, уходилась я. А и тебе отдохнуть надо – сколько музыки насочинял!
Голова-то своя, не казённая, её беречь надо. Я постою вот так – ну, или лучше
стул мне дай, посижу, в себя приду. А потом, – она усмехнулась и посмотрела X.
прямо в глаза, – мне назад лететь надо.
– Может
быть, останетесь? – нерешительно произнёс X., совершенно выведенный из себя
этим взглядом, раздираясь между желанием, чтобы гостья не уходила, и желанием
немедленно записать только что возникшую музыку. – Может быть, в самом деле
останетесь? – повторил он неуверенно.
Угу, – произнесла
Жар-Птица с прежней лёгкой развязностью в тоне, – может, ещё с женой
познакомишь. То-то она обрадуется!.. Или – чего это я? – ты ж вроде и не
женатый ещё. Ну, женатый-неженатый – это мне без разницы. – Она помедлила. –
Нет уж, милый, мне лететь надо, а тебе здесь оставаться.
Она
встала со стула, лёгким движением расправила крылья, потом медленно отделилась
от пола и не то, чтобы вспрыгнув, а как-то всплыв вверх, перепорхнула на подоконник
и уже оттуда сказала:
– А ты
того… ничего… хорошую для меня музыку сочинил. Пожалуй, получше Игорь Фёдорыча
будешь. – И, чуть помедлив, добавила: А уж покрасивей и подобрее точно. Прощай,
голубь, не поминай лихом. Может, когда и прилечу к тебе.
С этими
словами она взмахнула крыльями и исчезла, как будто её никогда и не было.
В
комнате остался запах каких-то тонких духов – впрочем, может быть, это X., в
душе которого ещё колыхался взгляд опушённых длинными ресницами зелёных глаз,
только показалось.
Но так
или иначе – он был свободен и мог записать свою только что возникшую музыку –
чёрт возьми, он действительно помнил её от первой до последней ноты!
Он
медленно подошёл к столу, сел и стал записывать. ***
– Ну и
странная же история! И что это за "Три Танца Жар-Птицы" за такие,
откуда их автор выкопал? Ни у какого X. этих самых танцев Жар-Птицы и в помине
нет.
...Впрочем,
некоторые говорят, будто бы это вовсе даже и не "Три Танца Жар-Птицы"
какого-то неизвестного X., а "Три фантастических... – И слышать не желаю! – Ну, как знаете... |
|
|||
|