Номер 1(38) - январь 2013
Ася Лапидус

Ася
ЛапидусТак все и было

Яков Соломонович Пан (И.Нечаев)

 

 

Перед вами групповая фотография, типичная для начала 20-х годов прошлого столетия – студенты рабфаковцы – все, как один переросшие юный студенческий возраст - во главе с преподавателем, скромно примостившимся слева – ничего не замечаете? – да, я понимаю вас - вы недоверчиво удивлены – преподаватель 15-летний - нет, не капитан - просто мальчик в очках и коротких штанишках.

Это Яша Пан - в будущем инженер, журналист – сначала автор, а потом и сотрудник журнала Знание - Сила, писатель, один из самых оригинальных зачинателей советской научно-популярной литературы, волшебную книгу которого "Рассказы об элементах" мне хочется рекомендовать всем и каждому. Почему волшебную – если прочитаете, поймете – так о науке не писал никто, даже жанра такого не существовало. Это потом, через четверть века появился заморский Мартин Гарднер, завлекший в сети точных наук целое поколение американских подростков (как показала наука и жизнь, не только американских и не только подростков). А предтеча – предтечей была не больше, не меньше, как История свечи Майкла Фарадея – незабываемая, но, как по мне, все-таки не такая завлекательная. Я бы назвала этот уникальный жанр – поэтическим научным детективом. Читается взахлеб. Я не буду ничего рассказывать – это надо прочитать самому. А мне хочется сказать хотя бы несколько слов об авторе.

Но сначала, как водится – предисловие. Много, очень много лет тому назад в разговоре с папой я упомянула имя моего университетского знакомого и некоторым образом коллеги - математика Вити Пана.

- Погоди, погоди – сказал папа – он живет на Кропоткинской в большой коммунальной квартире?

– Да, а ты откуда его знаешь?

– Я когда-то работал с его отцом в знаменитой газете «За индустриализацию», которую делали полтора энтузиаста – в частности, мы с Паном – прекрасные были времена, кончились, впрочем, быстро и отнюдь не благополучно. Мне бы хотелось познакомиться с его сыном. Должен тебе сказать, что Пан был первым - лучшим из всех, кто когда бы то ни было писал научно-популярные книги. Нет, не одним из лучших, а именно лучшим – поверь мне, как-никак я читатель-профессионал, хотя и пишущий. И человеком он был особенным, к тому же родом из легендарного города Бердичева, – папа смеялся, он не умел и не хотел говорить возвышенно.

Книга И.Нечаева (псевдоним Я.Пана) «Рассказы об элементах», изданная в 1939 году, оказалась библиографической редкостью, и буквально до последнего времени мне никак не случалось прочитать ее. И вот теперь она передо мной на экране, благодаря всезнающему интернету. Не могу удержаться – хочется сказать о собственном впечатлении.

Химию я изучала только в школе, и она была моим врагом номер один. От химических формул и разных валентностей рябило в глазах, а таблица Менделеева на уныло выбеленной школьной стене вызывала непроходимую скуку и тупую тоску. А тут – не просто интересно, а именно интригующе, по-настоящему любопытно. И как просто, как понятно – я бы сказала – очаровательно написано, при этом, о вещах далеко не тривиальных, и нисколечко, ни капельки не подстраиваясь под неграмотного читателя, наоборот - с той особенной простотой, которая ставит знак равенства самого благородного свойства между учителем и учеником, писателем и читателем, исследователем и последователем. И как живо – к тому же ничуть не устарело.

Теперь, наконец, об авторе. Яков Соломонович Пан родился в 1906 году, как я уже говорила, в фольклорно знаменитом городе Бердичеве, где, кстати, за 50 лет до этого в семье ссыльного польского аристократа родился известный английский писатель Джозеф Конрад.

Анекдоты не обманывали - в начале ХХ века Бердичев считался, да и был вполне захолустным местечком. А семья Пан была не просто бедной, а ужасающе бедной. Достаточно сказать, что из 18-и детей (!) выжило только 10. Родители умерли рано. Дети жили по родственникам, в школу ходили по очереди – одна пара башмаков на Яшу с братом. Насчет еды – подголадывали, конечно, а то и просто голодали. Зато с учебой – любознательности и способностям Яши можно было только позавидовать, с учебой дело шло блестяще.

Мальчик понимал, что ему надо учиться дальше и всерьез, но как? И вот он в возрасте 14-и лет, ничтоже сумняшеся, пишет письмо не больше и не меньше, как наркому просвещения А.В. Луначарскому. Детская наивность города берет – сановный покровитель искусств, культуры и советского просвещения помог мальчику приехать в Москву.

Я просто не могу не привести этих удивительных документов – переписку никому не известного малолетнего Яши Пана с влиятельным Луначарским, характеризующую некоторым образом и непостижимое смутное время, но еще больше юный талант, научная заинтересованность которого просто не умела понимать границ.

Из переписки Я.С. Пана (И.Нечаева) и А.В. Луначарского

«14 – VII – 1921 г.                         Бердичев, Киевской губ.

                   Тов. Луначарский!

Имею смелость обратиться к вам с необычайною просьбой, осуществление которой может быть в вашей власти. Я – мальчик 14 лет, сирота, ученик 5-го класса б. Коммерческого училища. <…> С 10 лет я читаю научные книги и знаком со всеми отраслями науки. В школе я всегда проходил курс по пятеркам. Во мне горит страшное желание учиться. Здесь я могу потерять свои способности и кончить свою жизнь рядовым, пешкой, в то время как я, подобно Илье Муромцу, чувствую в себе силушку великую, понятно, духовную, ибо физической силой и ростом природа меня обидела, что мне очень вредит. Я хочу начать службу обществу рано и в очень крупном масштабе. И, понятно, здесь, в гнилом Бердичеве с его затхлой мещанской атмосферой я только понапрасну растрачиваю свои силы. Я бы хотел быть всем: экономистом, естествоиспытателем, изобретателем и т.д. Мне кажется, что я в себе соединяю гении Маркса, Дарвина, Мечникова, Менделеева, Уатта, Стефенсона и т. п. В советской России, этом первом опыте великого социалистического общества таланты и гении не должны пропадать, и я, даже увеличивая свое значение в 100 раз, тоже могу пригодиться обществу. Не знаю я только, как скорее этого достичь. Учиться здесь, в этой обстановке нельзя, тем более, что я – сирота, и, кроме всего, должен весьма серьезно заботиться о самом прозаичном и зверском – о желудке. Здесь и лежит гвоздь моей просьбы: еще раз извиняясь за беспокойство (ведь вы все-таки заведываете Наркомпросом и вам заниматься пустяками некогда), прошу придумать план моего извлечения из Бердичева и дать развиться моим талантам.

Ради социализма, товарищ! Не думайте, что я взбалмошный мальчик, страдающий манией гениальности, не думайте, что это письмо подсказано мне родными, с целью избавления от едока, только не подумайте этого, товарищ! Я пишу вам совершенно искренно и самостоятельно, т.к. во мне говорит великая страсть к науке, и если эта страсть в ближайшем будущем не будет удовлетворена, я сгорю от этой страсти. Я вас не знаю, вы меня не знаете, но общая идея – служение человечеству пусть руководит как вами, так и мной. Я обращаюсь к вам как к Народному Комиссару Просвещения Российской Социалистической Республики и как к коммунисту – придумайте, как я могу водвориться в Москве, чтобы с успехом изучать науки и развить те богатства, которые, как мне кажется, мне дала природа. И кто знает, может быть, я буду Ломоносовым ХХ века?

Не махните рукой на это письмо, как на надоедливую муху, не бросьте его в сорный ящик, а прислушайтесь к голосу ищущего света и ответьте мне лично, что вы об этом думаете. Еще раз извиняюсь и прошу меня извинить, и если вы меня найдете дураком, страдающим психической болезнью, то простите и не говорите другим, чтобы не осмеяли мою молодую зеленую душонку.

Жду скорого ответа.

Яков Пан

P.S. Я владею хорошо еврейским и русским языками. Знаю немного по эсперанто, древнееврейски, украински, французски и немецки. Если вы не найдете нужным мне ответить, я вас больше беспокоить не буду.

Ответ Луначарского.

26/12 1921 г.

Дорогой товарищ.

По недоразумению мое письмо, при котором сопровождалась моя записка к Советской власти о содействии Вашему выезду, к Вам не попала. Снова сообщаю Вам, что готов, несмотря на некоторую действительно слегка мальчишескую самоуверенность, которая проглядывает в Вашем письме, поверить, что Вы человек обещающий. Пройти мимо не хочется. Поэтому предлагаю Вам выехать в Москву. Здесь Вы будете помещены в так называемый «Дом юношества» Наркомпроса. Условия сносные. Вы сможете также совершенно свободно пользоваться всеми культурными ресурсами Москвы. По приезде в Москву направляйтесь на Поварскую улицу, Хлебный переулок, дом 15 и спросите там Евгению Егоровну Соловьеву.

Нарком по Просвещению А. Луначарский

Так благодаря А.В. Луначарскому, Яша попадает в Москву и тут же поступает на рабфак – курс которого щелкает, как орешки, - экстерном и в охотку. А через год талантливый мальчик начинает преподавать на том же рабфаке, где учился сам, взрослым студентам (откуда и фотография). Потом продолжает образование в бауманском МВТУ, по окончании которого поступает на работу в Химический институт им. Карпова (ныне НИХФИ – Научно исследовательский физико-химический институт им Карпова). К этому же времени относятся его первые публикации в газетах и журналах - очерки и рассказы по истории науки, которые сначала печатались в журналах «Знание – сила» и «Техника - молодежи», а позже продолжились «Рассказами об элементах».

Он оставляет научную деятельность и переходит на журналистскую работу сначала в газету «За индустриализацию», а затем в журнал «Знание – сила». Война обрывает его планы. Он отправляется на войну добровольцем – слабого здоровьем, больного туберкулезом, в армию его не взяли – зато в народное ополчение, куда брали всех, зачислили и его. Вскоре ему удается перейти в регулярную армию. А осенью 41-го лейтенант Яков Пан уже командует ротой – у него все получается первосортно. Только вот пережить мясорубку войны – оказалось невозможным. В своем последнем письме он писал жене: «Попадаем в такие передряги, что надо быть готовым ко всему». Так оно и случилось. В самом начале войны, в октябре 1941 года он погиб в боях в районе озера Селигер, оставив жену вдовой и двухлетнего сына сиротой.

В заключение должна заметить, что почти забытая на родине (последнее издание в 1960-м), книга «Рассказы об элементах» переводилась и издавалась за границей неоднократно: в США (“Chemical Elements”, Coward-MacCann, Inc., New York, 1942), в Англии (изд. Lindsay Drummond, 1944; “The Chemical Elements”, Tarquin Publications, Norfolk, 1997 and 2003) и во Франции (Belin: Pour la Science, Paris, 2005). И всегда ей сопутствовал неизменный читательский успех. Причина этого проста – книга замечательная. Искренне рекомендую и советую ее прочитать.

Даю интернетовскую ссылку: http://dutum.ru/element/elem00.htm. А статья эта еще написана с некоторой надеждой, что все-таки книгу переиздадут – она того стоит.

Сокращенная версия статьи опубликована в журнале "Знание-Сила" №11 2012 г.


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 2484




Convert this page - http://7iskusstv.com/2013/Nomer1/Lapidus1.php - to PDF file

Комментарии:

Виталий
Бердянск, Украина - at 2013-10-09 09:02:36 EDT
Добрый день Ася!

Спасибо вам за статью "Так все и было" о Я. С. Пане. Интересно, познавательно и трогательно.
Я сам коллекционер и редактор сайта "Архив фантастики" и знал И. Нечаева как автора книги "Берлый карлик". Сейчас же он открылся для меня еще с более неожиданной стороны. Особенно впечатлило его смелове письмо Луначарскому.
По моим данным он погиб 19 ноября 1941, но вот когда он точно родился - до сих пор не знаю. Только год - 1906.

Сможете помочь? Или дать электронный адрес его сына Виктора?

Спасибо большое.

Ирина Машинская
Нью Джерси, США - at 2013-02-07 23:27:07 EDT
Какая сила и одновременно - какое невероятное обяние - и в слоге, и влогике, и в тоне. Так одаренные молодые люди писали в начале 19 века - и по-русски, и по-английски (см переписку молодых Кольриджа и Саути). Проживи он дольше - кружил бы еще головы. Удивительный человек, и не случайно, что отец другого удивителного человека, которого я имею честь называть другом - уже столько лет.
Лида Перельман
Москва, - at 2013-02-01 19:17:46 EDT
В переписке дыхание поразительного времени, да и вообще Времени - как и в самих "Рассказах об элементах"...
Элиэзер М. Рабинович
- at 2013-02-01 06:16:13 EDT
Замечательная статья, и я открыл книгу Я. Пена и увлекся прекрасным и безыскусным изложением. Жаль, что его книги не издавались и были малоизвестны. Но как правильно замеtил Sемен Л., властителем дум в популяризации науки во времена моего детства были книги Я. Перельмана, которые и сейчас стоят на полке. Перельман тоже не пережил войну - умер от голода в блокадном Ленинграде.

Удивительно, что Луначарский не только быстро ответил мальчику, но и заметил, что тот, по-видимому, письма не получил и повторил его.

Виктор Пан
CORTLANDT MANOR, New York, USA - at 2013-02-01 05:08:21 EDT
Дорогая Ася!

Спасибо тебе огромное за точные и добрые слова о моем отце.

Витя.

Роман Кремень
- at 2013-01-28 16:17:58 EDT
Уважаемая А. Лапидус!
Читать эту статью для меня было, что вдыхать чистейший воздух.
Безыскусная, ни капли фальши. Веришь каждому слову.
Как нужны людям во все времена такие светлые личности, как Яша Пан!
И как их всегда недостает...

Вспомнил времена своего детства и юности и эту страсть к творчеству, созиданию, стремлению всё сделать своими руками, когда мы, подростки, собирались в группки и после уроков строили модели яхт, самолетов...
Пожалуй, в обозримом будущем в мире не будет наблюдаться такой массовой тяги к знаниям и культуре, такого бескорыстного энтузиазма, как у тех поколений "юных техников", "мичуринцев", кружков юных математиков, физиков, химиков, шахматистов, музыкантов, художников, фотографов, планеристов..., журналов Юный техник, Знание-Сила, Квант...
Нынче другие времена, другие песни...
С благодарностью Р. Кремень.

Семен Л.
Россия - at 2013-01-28 15:13:32 EDT
До "заморского Мартина Гарднера" был ещё Яков Исидорович Перельман. Странно, что он никак не упомянут.
Михаил Бродский
Днепропетровск, Украина - at 2013-01-28 14:57:16 EDT
Такими очерками вы делаете великое дело. Жаль, что доступ к ним сравнительно ограничен. По возможности популяризую в относительно узком кругу. Низкий поклон.
Cоплеменник
- at 2013-01-27 09:39:31 EDT
Ещё одна судьба - кусочек общей еврейской мозаики.
Юлий Герцман
- at 2013-01-27 01:54:32 EDT
Учитывая мое восторженное отношение к предыдущим публикациям автора, я, кажется, завоевал право отозваться на эту: "Э-э... так себе..."

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//