Номер 10(67)  октябрь 2015 года
Борис Тененбаум

Борис тененбаум Учет векселей в условиях кризиса
Главы из новой книги «Израильские войны»
(предыдущие главы см. в №6/2015 и сл.)

 

I

 

В свое время,  еще до предложений Комиссии лорда Пила о разделе Палестины, Жаботинский говорил, что  следует ожидать попытки англичан понизить свои обязательства. И даже приводил пример, ссылаясь на свою юность в дореволюционной России:

 

"... у нас в Одессе какой-нибудь коммерсант ни за что не признавал, что он банкрот. Но однажды вечерком он приглашал своих кредиторов на чаепитие, и предлагал им вернуть его векселя на 30% номинала, и уверял, что это – в общих интересах. И я чувствую, что в Лондоне уже начали кипятить чай ...".

 

Ну, если продолжить аналогию, то да, действительно: в ноябре 1917 сионисты, включая и самого Жаботинского, смотрели на Декларацию Бальфура как на вексель – только выписанный не безвестным одесским коммерсантом, а Ротшильдом.

 

По ставшей штампом поговорке, “… над Британской Империей не заходило солнце …” - она была явлением беспрецедентным, рядом с ней меркли все прочие. 

 

Со времен Рима мир не знал другого столь же грандиозного построения – но Империя британцев превосходила и Рим, ибо правила не только землей, но и морями.

 

Это даже было отражено в гимне, который по-английски начинался словами: "Правь, Британия, волнами …” - после чего следовало смелое утверждение, что правление это возгласили ангелы еще с тех пор, как по воле Небес остров Британия поднялся из лазури моря.

 

Так что если уж Британия в лице лорда Бальфура пообещала евреям создать их национальный очаг, то они обещание это рассматривали как "... вексель банка Ротшильда …".

 

Но, увы, и самые крупные банки иногда вынуждены проводить реструктуризацию долгов.

 

II

 

Японцы называли Первую мировую войну"... гражданской войной европейцев ..." - и со своей точки зрения были правы. Основные военные действия развернулись в Европе, окончились поражением Германии и Австро-Венгрии,  а заодно – и распадом Российской Империи – но и победители оказались до крайности истощены.

 

Франция буквально потеряла целое поколение, Англия пострадала меньше, но финансы ее были подорваны.

 

Oна была вынуждена так экономить, что не обновляла даже военный флот. K началу 1939 оказалось, что из 12 линейных кораблей, имевшихся в распоряжении Великобритании, только два были построены в 20-е годы – а остальные 10 были ветеранами Первой мировой войны, не прошедшими модернизации.

 

В докладах Адмиралтейства говорилось, что "... в метрополии нет ни одной военно-морской базы, оборона которой отвечала бы современным требованиям ..." - а между тем угроза новой войны становилась все более и более отчетливой.

 

Мюнхенское соглашение 1938 года рухнуло, и в этих условиях Великобритании следовало направить все свое внимание на подготовку к новой войне в Европе.

 

Из этого проистекала необходимость поддержания “… спокойствия в колониях …”. Hy, a если не полного спокойствия, то хотя бы максимально возможного.

 

В этом виделась абсолютная неизбежность.

 

III

 

Так называемая Конференция круглого стола между арабами и евреями состоялась в Лондоне в феврале 1939 – но ее ход можно было предсказать заранее, еще в декабре 1938.

 

Именно в этом месяце прошение Сионистской организации к британским властям о внеочередном допуске 10 тысяч еврейских детей из центральной Европы в Палестину было отклонено.

 

Резкое ограничение еврейской иммиграции было твердым требованием всех арабских делегатов – и недавних мятежников, возвращенных из ссылки членов Верховного aрабского комитета Палестины, и Абдуллы, эмира Трансиордании, и Нури Саида, виднейшего политического деятеля Ирака, и принца Фейсала из Саудовской Аравии, и представителей правительства Египта.

 

В еврейской делегации главными людьми были трое – доктор Хаим Вейцман, Давид Бен-Гурион, и лорд Ридинг – бывший вице-король Индии, он был одним из наиболее уважаемых членов еврейской общины Великобритании[1].

 

Конференция началась с того, что арабская делегация отказалась сидеть за одним столом с еврейской делегацией. И даже более того – отказалась находиться с евреями в одной комнате.

 

Так что с самого начала дискуссия разделилась: стороны находились в двух разных залах, и говорили не друг с другом, а с английскими посредниками.

 

Ну, и дальше конференция шла по той же колее.

 

Еврейскую точку зрения изложил доктор Вейцман. Он сказал, что понимает озабоченность арабских представителей тем, что новые иммигранты превысят "... экономическую емкость Палестины ...", но заверил их, что этого не произойдет, и что положение арабов в Святой Земле ничуть не ухудшится, а даже изменится к лучшему. А правительство Великобритании он просил не сокращать иммиграцию в тот "... черный день ...", который пришел к евреям центральной Европы.

 

От арабов выступал Джамал ал-Хуссейни, близкий родственник Амина ал-Хуссейни, муфтия Иерусалима.

 

Ну, и он сказал, что речь, собственно, может идти только о том, что Палестина получает, наконец, независимость, ее будущее правительство само решит все вопросы, связанные с присутствием в стране всяких там еврейских чужаков. A в обмен на согласие Великобритании на такое урегулирование будущее правительство пообещает в разумной мере учесть "... интересы Англии в сфере безопасности ...".

 

Заявление делалось по всем правилам торговли на восточном базаре – запрос на порядок превышал ожидания продавца.

 

На этом конференция и прервалась.

 

IV

 

Всю следующую неделю Малколм Макдональд, министр колоний Великобритании, выкручивал руки еврейской делегации, настаивая на том, чтобы она согласилась на прекращении иммиграции в Палестину. А в ответ на отказ говорил, что коли так, то Англия может и согласиться на арабский запрос, и оставить ишув без британской защиты.

 

Эта угроза была подкреплена тем, что Невилл Чемберлен, английский премьер, сообщил прессе, что Правительство Его Величества в принципе готово принять идею независимой Палестины - с демократической формой правления и с “… законодательным собранием, избранным на пропорциональной основе …”.

 

На практике это означало, что законы в Палестине будут приниматься при гарантированном арабском большинстве в две трети голосов, а что такое полиция, набранная на основе пропорционального представительства, евреи помнили со времен хевронской резни.

 

В последней попытке “… добиться согласия сторон …” министр колоний известил еврейскую делегацию, что ее отказ на ограничение иммиграции ведет только к ужесточению переговорной позиции арабов, создает трудности британской администрации, и тем самым ведет к усилению антисемитизма в самой Англии. Чего,  добавлял министр,  "... не может желать ни один истинный друг еврейской общины ...". 

 

Убедить евреев согласиться на закрытие Британской Палестины для мечущихся в поисках спасения беженцев из Германии министру не удалось. Hо, как оказалось, на его "... компромиссные предложения ..." не согласились и арабы.

 

В итоге Правительство Его Величества приняло решение самостоятельно.

 

Было объявлено, что в течение следующих 10 лет Палестина получит независимость. Еврейская община сохраняет право принимать иммигрантов, но в количестве не больше 10 тысяч человек в год в течение 5 лет. Впрочем, еще 25 тысяч могут въехать по дополнительной квоте – но продажа земли евреям запрещается, немедленно, начиная с момента принятия Белой Книги 1939 года.

 

Книга была принята 17 мая. Она, в сущности, отменяла Декларацию Бальфура. Жаботинский, говоря о "... возможном понижении обязательств ...", оказался просто безудержным оптимистом.

 

Англия не понизила свой вексель – она его порвала.

 

По всей еврейской Палестине прошли отчаянные демонстрации протеста.  Но это ничего не изменило – а 1-го сентября 1939 года Германия начала вторжение в Польшу, и это изменило все.

 

Началась Вторая мировая война.

 

***

 

Примечания:

 

1. Движение, возглавляемое Жаботинским, с Англией больше не сотрудничало, и приглашения не получило.

 


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 2001




Convert this page - http://7iskusstv.com/2015/Nomer10/Tenenbaum1.php - to PDF file

Комментарии:

Б.Тененбаум-Игорю Ю., с благодарностью
- at 2015-10-25 04:39:26 EDT
Игорь Ю-Э. Рабиновичу, Б. Дынину
- 2015-10-25 04:04:59(389)

Ко времени Парижских переговоров 1919 года сионисты в США и Англии (среди евреев) были в абсолютном меньшинстве. Во Франции - практически не существовали. Я говорю о политическом сионизме, не путать с культурным. После погромов 1929 года авторитет политических сионистов увеличился, но среди еврейской элиты этих трех стран по-прежнему был весьма и весьма слабым.

В то же время непрерывно - с помощью Франции и, в некоторой степени, Англии - росли политические и государственные амбиции арабов, особенно - Сирии и Ирака (условных, географически не совпадающих с нынешними границами).

В таких условиях политическая поддержка политического сионизма и усиление еврейского присутствия в Палестине в любой форме, кроме культурной, руководством США и Англии не имела никакого смысла для интересов этих стран. США по известным причинам самоустранились от большой политики в Европе и БВ вплоть до 1940 года (для них Азия и японский вопрос был важнее), ну, а англичане действовали на БВ согласно СВОИМ интересам, как они их понимали. У них хватало проблем в Египте, Индии, Ираке и, конечно, в Палестине.

Но новому поколению политических лидеров была чужда "сентиментальность" Вильсона, Бальфура и Ллойд Джорджа.

А на ней, на этой сентиментальности держалась на 50% поддержка политического сионизма до, во время и сразу после Великой войны. Остальные 50% - тактические интересы воющих стран, случайно совпавшие в отношение сионистов. И переставшие быть такими уже к 1920 году, если не к 1919.

Вопрос лояльности, например, английских и американских евреев к политике своих стран никогда не подвергался сомнению среди еврейской ЭЛИТЫ этих стран вплоть до конца Второй Мировой. А только она, элита, и имела значение. Не знаю, шла ли такая лояльность от чтения Талмуда, или от желания спокойной и сытой жизни для себя. Это, как всегда, вопрос открытый.

Мне кажется, БМТ, "назначенный" Министром колоний в любом довоенном году ничем в своей деятельности не отличался бы от тех людей, которые были реальными министрами.

Мы все сильны задним умом и знанием последствий политических решений 1919-39 годов. Все политические деятели проводят политику в интересах своих стран, как они ее понимают в свое неопределенное время. Это, конечно, азы и все это понимают. Но часто забывают.

Именно в этом смысле политика Англии была объективно антисионистская, где-то на уровне крайне антисионистской. Могла, конечно, быть еще хуже, учитывая очевидную угрозу со стороны Германии и все с этим связанные проблемы, но в то время остатки какой-то аристократичности и благородства все еще существовали во внешней политике Британии. Еще не все умерли, кто помнил ситуацию с обещанием в Декларации Бальфура. Да и Вейцмана послать подальше было не легко.

Потом, после войны, и этого не стало.

Б.Тененбаум-Б.Дынину
- at 2015-10-25 04:11:19 EDT
"... [Белая] Книга была предательством евреев и не случайно вызвала протест Черчилля и Ллойд Джорджа ..."

Совершенно с вами согласен, уважаемый тезка - но "Белая Книга", хоть и готовилась в министерстве колоний, но подлежала одобрению всего кабинета. Тут ведь затрагивались интересы и казны, и дипломатии, и флота, и - желательно - военных властей, со своей командной цепочкой, независимой от колониальной администрации.

Военных, правда, спрашивали не всегда ...

Могу привести совершенно конкретный пример: Бевин, проведя в жизнь свои решения по Палестине и вызвав в результате восстание, запросил мнение фельдмаршала Монтгомери - и что же теперь делать ?

Ну, и фельдмаршал сварливо ответил, что дело военных - выполнять полученные от правительства директивы. Вот пусть Эттли посоветуется со своим кабинетом, и даст другие указания - тогда и поглядим ...

Если перевести это с бюрократического на человеческий, то фраза звучала бы так:
"вы, болваны, залезли в болото, не знаете, как выбраться - а ответственность хотите свалить на нас ?".

Элиэзер
- at 2015-10-25 04:02:27 EDT
Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2015-10-25 03:49:40 EDT
В Англии, если вы не можете изменить политику кабинета министров, членом которого вы являетесь, вы можете из этого кабинета выйти, и образовать оппозицию. Даже, если уж так сложится, "... оппозицию из одного ...", как сделал Черчилль в 1938.

********************************************

Опять - не ответ на поставленный мной вопрос. А вопрос:
что страна могла делалть в условиях, когда:

1) Британия не сумела подавить 3-летнее арабское восстание;
2) Она пригласила к себе арабов и евреев, а те даже к тени договоренности не смогли прийти.

Дальше - по моему ответу Бенни.
"Черную книгу", уважаемый Борис Д.? Какого содержания? Далее - опять по моему ответу Бенни.

Борис Дынин
- at 2015-10-25 03:50:57 EDT
Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- 2015-10-25 03:15:52(378)

... Что бы сделал министр колоний Борис Тененбаум в 1939 г.? ...

Подал бы в отставку, сделал заявление для прессы с объяснением причин. Скорее всего, "Таймс" осудила бы такое решение - но материал для публикации взяла.
=========================================
Министром колоний в 1939 г. был Макдональд. Почему он должен был уйти в отставку, когда решался такой вопрос, как вопрос об эмиграции европейских беженцев в Палестин? Дело другое, что он выпустил пресловутую Белую книгу, сопровождая ее утверждением, что Декларация Бальфура выполнена. Идеей этой книги было недопущение "ирландизации" Палестины. Но это было не к месту и не ко времени. Книга была предательством евреев и не случайно вызвала протест Черчилля и Ллойд Джорджа. Но вскоре Макдональду не надо было уходить в отставку. Черчилль, став премьер-министром, перевел его в 1940 г. в министры здравоохранения. Колесо истории совершило оборот надеюсь, что Б.М.Тененбаум, будучи министром колоний, вместо «Белой книги» выпустил бы «черную», а не ушел бы в отставку.

Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2015-10-25 03:49:40 EDT
В Англии, если вы не можете изменить политику кабинета министров, членом которого вы являетесь, вы можете из этого кабинета выйти, и образовать оппозицию. Даже, если уж так сложится, "... оппозицию из одного ...", как сделал Черчилль в 1938.
Элиэзер
- at 2015-10-25 03:40:58 EDT
Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2015-10-25 03:15:52 EDT
... Что бы сделал министр колоний Борис Тененбаум в 1939 г.? ...

Подал бы в отставку, сделал заявление для прессы с объяснением причин. Скорее всего, "Таймс" осудила бы такое решение - но материал для публикации взяла.


То-есть автор Борис Тененбаум, непримиримо через 76 лет критикующий Британию за её действия 1939, сам, будь он министром колоний, не нашел бы для своей страны никакого достойного выхода, не имел бы никакого достойного совета своему правительству, а просто умыл бы руки и ушел бы от личной ответственности в отставку?

Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2015-10-25 03:15:52 EDT
... Что бы сделал министр колоний Борис Тененбаум в 1939 г.? ...

Подал бы в отставку, сделал заявление для прессы с объяснением причин. Скорее всего, "Таймс" осудила бы такое решение - но материал для публикации взяла.

Элиэзер - Б. Тененбауму
- at 2015-10-25 02:56:59 EDT
Англия примерно за 300 лет (начиная с Кромвеля и, допустим, к началу Первой мировой войны) создала самое достойное общество в Европе.

Да, дорогой Борис, это то, что я подчеркнул в недавнем комментарии на статью Игоря.

Но "вексель Бальфура" на тот момент, когда его выписали, предполагал поселение в Британской Палестине около миллиона европейских евреев - по 100 тысяч в год в течение 10 лет. Это нигде не было зафиксировано в письменном виде...

Этого нигде не было сказано именно в силу неральности, но было подчеркнуто, что интересы других групп страны не могли страдать. Как могли бы англичане это политически осуществить при полном неприятии арабами? И где бы Вы взяли такое количество сионистов, готовых к эмиграции?

И представьте себе, что пусть не за 10, а за 20 лет, к 1938, в такой опасный момент для евреев Европы, в Палестине имелся бы ишув такого размера?

И где бы Вы взали такое количество сионистов, готовых к эмиграции?

Ho Англия порвала вексель, я ничуть не преувеличиваю.

Англия выполнила и перевыполнила во много раз то, что она обещала по Декларации Бальфура и Мандату, позволив создание государста а не "еврейского дома". Мы должны ей в ножки поклониться с благодарностью. Я ничуть не преувеличиваю.

Вы не ответили на вопрос:

"Что бы сделал министр колоний Борис Тененбаум в 1939 г.?"


Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2015-10-25 00:15:45 EDT
Элиэзер, у автора (т.е. у меня) нет никакой антибританской позиции. Наоборот - я, наверное, англофил, и совершенно честно думаю, что Англия примерно за 300 лет (начиная с Кромвеля и, допустим, к началу Первой мировой войны) создала самое достойное общество в Европе.

Но "вексель Бальфура" на тот момент, когда его выписали, предполагал поселение в Британской Палестине около миллиона европейских евреев - по 100 тысяч в год в течение 10 лет. Это нигде не было зафиксировано в письменном виде - но такие цифры обсуждались.

И представьте себе, что пусть не за 10, а за 20 лет, к 1938, в такой опасный момент для евреев Европы, в Палестине имелся бы ишув такого размера ?

Ho Англия порвала вексель, я ничуть не преувеличиваю.

Элиэзер
- at 2015-10-24 23:23:44 EDT
Как всегда, хорошо и ярко написано, но, как я уже неоднократно подчеркивал, я не разделяю антибританскую позицию автора. Декларация Бальфура и Мандат были утопией, добровольно пронятой на ебя англичанами - без этой утопии, однако, реальное государство Израиль никогда не было бы образовано.

Англия не понизила свой вексель – она его порвала.

Значит, "еврейский дом" (никогда не было обещано государство) в Палестине так и не существует?!

Англичане не смогли подавить арабское восстание, длившееся 3 года, евреи и арабы не могли договориться, каков же тогда предложения уважаемого автора?

В итоге Правительство Его Величества приняло решение самостоятельно.

А что еще оно могло сделать? Что бы сделал министр колоний Борис Тененбаум?

Сэм
Израиль - at 2015-10-21 18:37:46 EDT
"... Такие мои профанские замечания ..."

Да, действительно ...
Б.Тененбаум - at 2015-10-20 21:12:56 EDT
-------------------------------------------
Борис!
Вполне нормально было бы Вам не прочитать мои замечания на написанное Вами.
Вполне нормально было бы прочитать и проигнорировать.
Но прочитав и прореагировав так, как прореагировали Вы, это по сути признать их справедливость.
Я ошибся, сделав замечание, что нельзя рассказывать про лондонскую конференцию 1939 г. не упомянув арабское восстание 1936-39 годов и на самом деле это события никак не связанные? Может быть. Но высказанная мною позиция имеет все права на существование – опровергните её.
Я ошибся, сделав замечание, что "обрушение" Мюнхена произошло после начала этой конференции, не говоря уже о её подготовке? Может быть. Но я привёл даты – опровергните их.
Я ошибся, сделав замечание, что не развитие британских ВМФ после окончания Великой войны вызвано тем обстоятельством, что их главного соперника – германского флота открытого моря не существовало, а когда он начал восстанавливаться, то началось и строительство в ВБ?
Может быть. Но я привёл факты – опровергните их.
И последнее.
Моё право с подлинно израильской скромностью характеризовать мною написанное так, как сделал я.
Но у Вас, профессионала, такого права нет.
Почему?
ИМХО в данном случае объяснять не надо.

Б.Тененбаум
- at 2015-10-20 21:12:56 EDT
"... Такие мои профанские замечания ..."

Да, действительно ...

Сэм
Израиль - at 2015-10-20 20:32:54 EDT
К сожалению в статье нет ни слова про арабское восстание в Палестине 1936-39 года, жёстко, если не сказать жестоко, подавленное англичанами одновременно с созывом конференции. А без этого многое в действиях англичан не понять. Интересно, что восстание удалось подавить с помощью освободившихся в Европе после Мюнхена воинских частей. (Вот такие "штуки" выкидывает порой история).
И ещё пару замечаний, не слишком принципиальных.
1. Интересно было бы узнать на основании чего автор написал: "Мюнхенское соглашение 1938 года рухнуло, и в этих условиях Великобритании следовало направить все свое внимание на подготовку к новой войне в Европе"
Можно принять за дату "обрушения" Мюнхенского соглашения 14 – 15 марта 1939 г, когда Словакия провозгласила независимость, а Чехословакия превратилась в немецкий протекторат Богемии и Моравии. Можно – 21.03 1939, когда Германия потребовала от Польши Данциг. Лондонская же конференция проходила с 7 февраля по 17 марта.
2. Говоря о слабости британских ВМФ перед 2-ой Мировой войной не надо забывать, что причина не строительства линкоров в 30-ые годы была очень проста – главного соперника, германского ВМФ практически не существовало. Когда же началось его развитие, ВБ начала строить линкоры: Кинг Джордж и Принс оф Уэлс были заложены в 1937 г
3. Такие мои профанские замечания. Но учитывая восторженные отзывы очень компетентных людей можно только вспомнить классика:
"Если звёзды зажигают, значит это кому-то нужно".

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2015-10-20 18:37:54 EDT
Б.Тененбаум-М.Фуксу
- 2015-10-20 17:41:43(1031)

"Вообще, это какая-то заколдованная книжка. Если считать по названиям, то 13-я - до нее было восемь в Москве и четыре в Бостоне. "
-----------------------------------
Если 13-я по счёту, то всё в полном порядке.
У нас, у евреев, 13 – возраст бар-мицвы.
Ваша книга представит Вас автором вполне созревшим и готовым к новым добрым делам. Ваша книга сумеет "участвовать" в миньяне, т.е. войти шорт-лист престижных литературных конкурсов в числе десяти лучших.
Можно было бы и дальше продолжить с числом 13, но и сказанного достаточно. Постарайтесь исполнить этот прогноз.
М.Ф.

Б.Тененбаум-М.Фуксу
- at 2015-10-20 17:41:43 EDT
Про иллюстрации разговор будет с издателем, но обложка, по-моему, выйдет удачной :)

Вообще, это какая-то заколдованная книжка. Если считать по названиям, то 13-я - до нее было восемь в Москве и четыре в Бостоне.

Но, с другой стороны, это глубоко переработанная версия самой первой, "Арабо-Израильские Войны", которая вышла аж в 2008, в Бостоне, и коммерческoe издание которой не получалoсь ну никакими силами. Собственно, не получилось и сейчас: в Москве издательство вроде бы взяло, но передумало, а в "Гешарим" с истинно израильской прямотой отказали - сразу, наотрез, и без рассмотрения текста :)

Так что труд сей выйдет в Бостоне, в M-Graphics - хорошо иметь в друзьях издателя :)

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2015-10-20 15:37:08 EDT
Хорошая книга получается. Планируется ли снабдить иллюстрациями?
Спасибо.
М.Ф.

Б.Тененбаум-Игорю Ю., Ю.Герцману
- at 2015-10-20 02:41:30 EDT
Книжка, по-видимому, выйдет в ноябре. У нее уже есть согласованная обложка, и есть название, "Холм Весны". Продаваться будет через веб сайт издательства M-Graphics:
http://www.mgraphics-publishing.com/ru/ru_index.html

Игорь Ю.
- at 2015-10-20 01:56:47 EDT
Да, надо ждать книгу. Слишком короткие главы, даже - главки, только разжигают аппетит.
Юлий Герцман
- at 2015-10-20 00:45:08 EDT
Официально прошу включить меня в список заказчиков книги. Честно обязуюсь послать платеж в законной валюте США, а также впредь.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//