Номер 11(68)  ноябрь 2015 года
Эдуард Бормашенко

Эдуард Бормашенко Благословение и Проклятие Творчества

בס''ד

Творчество – главная радость человеческой жизни. Мне всегда было жаль людей, не знавших этой радости. Алдановский Бальзак в «Повести о смерти» изумлялся: а зачем, собственно, живут бесталанные люди? Быть может главное, что доставляет творчество, это ответ на вопрос «зачем?», предлагая иллюзию смысла жизни, хотя бы на мгновение, на час. «Я живу для того, чтобы писать, доказывать теоремы, снимать кино»… Потом наступает похмелье, но это же – потом…

***

Я убежден в том, что творческая зависимость – наркотическая. Если долго не пишешь, не придумываешь эксперименты – чувствуешь ломку, похлеще той, с которой знаются алкоголики, бросающие пить, и курильщики, завязавшие с курением. Наверняка можно проследить точный биохимический цикл творческой зависимости, выяснить, какое именно вещество выделяется и на какие рецепторы действует. Французы говорят: кто пил, тот и будет пить, а я скажу: кто писал, тот и будет писать. Опростившийся, размягченный и умиленный Толстой, тайком от всех, в стол, писал своего бесподобного «Хаджи-Мурата».

***

Мой друг Пинхас Полонский утверждает, что в творческом акте человек ближе всего к Тв-рцу, и источник радости творчества – ощущение близости в Вс-вышнему. Это лишь приятная, ласковая полуправда. Истинному творчеству покровительствует вечный благодетель художников – дьявол. Декорации сталинской Москвы в «Мастере и Маргарите» наводят на поверхностное отождествление дьявола с конкретным режимом (и в самом деле сатанинским).

На самом деле, от Мастера всегда потягивает серой, в этом Сталин неповинен. Для Мастера полуправда хуже лжи. Обнажение бытия – сущность Искусства. Истэблишированные церкви знают, что это обнажение с жизнью несовместимо, и горой стоят за кусочно-прерывистую, спеленатую полуистину.

Для упорядоченной, благолепной человеческой жизни ее более чем достаточно. Срывание фиговых листков – страшнейшее из аутодафе. Но это аутодафе – дьявольское. Мир, как он есть, – непереносим.

***

Обнаженные фигуры, написанные Микеланджело в Сикстинской капелле, разгневали кардиналов, и они наняли способного мазилу «одеть» Адама, Еву и самого Вс-вышнего. Этого живописца называли «браккетоне» – панталонщик. Эта история – метафора взаимоотношений Искусства и религии (именно религии, не веры). Искусство срывает покровы с жизни, религия их набрасывает, следя за тем, чтобы жизнь не прекращалась. Правда моцартовского Реквиема, «Пшеничного Поля с Воронами», «Смерти Ивана Ильича» с жизнью несовместна.

***

В моей молодости на слуху было «творчество масс». Это – попросту словесная абракадабра. Массы ничего творить не могут. А вот творческая среда – омерзительна. Какие темные страсти в ней бушуют. Творчество делает человека тщеславным, завистливым, эгоистичным, черствым. Ландау совсем не шутил, когда говорил, что детей заводить не надо, а если уж заведутся, следует их выставлять в форточку. Творчеству мешают всё и все: дети, близкие, друзья, жены.

***

Игнатий Потапенко, приятель Чехова (Антон Павлович сплавил ему надоевшую Лику Мизинову), писал:

«Каждому художнику слова ведомо это ощущение: работая в присутствии другого, он чувствует, как будто тот слышит его мысли, видит образы, возникающие в его голове, следит глазами за их чеканкой, отделкой, за всем интимным процессом творчества. Это – мучительное чувство, которого обыкновенно не понимают и не признают близкие. "Я тебе не помешаю?.." – говорит жена или сестра, садится рядом и читает книгу и… мешает, потому что мысли и образы стыдятся, бледнеют, прячутся».

А еще говорили Потапенко – бездарь, второсортный писатель. Наблюдательность у него была отменная. Жены, сестры, дети – все мешают творчеству.

***

Мир, созданный Тв-рцом всего сущего, оттого так интересен, что Б-г ни с кем не советовался. Добрые люди посоветовали бы создать его попроще, помельче, попонятнее, а главное – разумнее.

***

Композиторы о себе говорят: «человек человеку – композитор». Но в точности то же могут сказать о себе, прозаики, поэты, живописцы. Солнышко русской поэзии, И. Бродский, как-то ухаживал за прекрасной венецианкой Мариолиной Дориа де Дзулиани, и писал об этом так: «Она была действительно сногсшибательной, и когда в результате спуталась с высокооплачиваемым недоумком армянских кровей на периферии нашего круга, общей реакцией были скорее изумление и злоба, нежели ревность или стиснутые зубы, хотя, в сущности, не стоило злиться на тонкое кружево, замаранное острым национальным соусом. Мы, однако, злились. Ибо это было хуже, чем разочарование: это было предательство ткани».

А знаете, кто такой: «недоумок армянских кровей»? Это интеллигентнейший, благороднейший Мераб Константинович Мамардашвили, гений философской мысли ХХ века. Можно пригнать в строку тухлую переписку Ньютона с Лейбницем, нецензурно обвинявших друг друга в плагиате, мнения Ландау об Илье Пригожине, Френкеле которыми он щедро делился с учениками. От Пастера прятали свежие номера научных журналов. Если в них попадалась статья Либиха, Пастер приходил в неистовство. Исключения из этого поноса гениальной ненависти к коллегам – штучны. Фарадей предпочитал свободное время проводить с сапожниками, переплетчиками, шорниками, едва умевшими читать и писать. Я его прекрасно понимаю, надо же и отдыхать от академического, творческого злопыхательства.

***

Платить приходится за все, а за радости творчества и плата – от души. Бочка с дерьмом, которую на тебя опрокинут коллеги, отчуждение от близких, все ерунда по сравнению со страхом. И страх этот – не очистительный страх Б-жий, а страх исписаться. Постоянный ужас: все, конец, исписался. Получается бездарно, неталантливо. Зачем же тогда жить? Диоклетиан, которому смертельно надоело отправление императорских обязанностей, плюнул на сенаторские лысины и отправился в свое имение, выращивать капусту. Когда навещавшие его друзья пытались завести с ним беседу об интересном, то бишь о политике, он говорил им: «А поглядите, какая у меня капуста». От творчества капуста не помогает. Толстой, тачая сапоги, прошивал в голове строки «Хаджи Мурата».

***

Раньше люди жили для Б-га, с тех пор, как бога раскассировали, те, кто попроще, стали жить для жизни, а одаренные – для творчества, культуры. Подмены, как водится, не заметили. От нее не выиграли ни божеское, ни творческое.


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:3
Всего посещений: 46




Convert this page - http://7iskusstv.com/2015/Nomer11/Bormashenko1.php - to PDF file

Комментарии:

Igor Mandel
Fair Lawn, NJ, USA - at 2015-12-01 22:57:59 EDT
Браво, Эдуард! Творчество - да, наркотик. И, скорее всего, генетически предопределенный (уже есть определенные исследования в этом направлении). И ломки есть, и привязанность, и все прочее. Причем уровень этого наркотика в крови не коррелирует с качеством продукта - наркоозабоченный может быть очень активен и бесконечно творить (то есть, по сути, придумывать какие-то новые комбинации известных вещей, ибо ничем другим творчество не является) - но эти комбинации неинтересны другим, или уже были и т.д. Про таких будут говорить "графоман" или "серый ученый". А он всего лишь очень творческая личность. А другой - с малой концентрацией в крови - будет лениво предаваться иногда порывам, но результаты будут изумительными, как Рембо, например. Со способностью к труду все это тоже никак не связано. Просто именно комбинация "творческий зуд" (наркотизм) - талант (умение делать ранее не деланное и интересное дргим) и трудоспособность (реальное делание) - и порождает тех, кого мы считаем гениями и талантами. Плюс - общественные обстоятельсва, тянущие его труды куда-то наверх. Без чего-то одного вероятность попасть в список падает экспоненциально. А как именно - дело темное и малопонятное.
Националкосмополит
Димона, Израиль - at 2015-11-22 14:50:13 EDT
Я то думал , что «Человек человеку - волк», это очень плохое общество.
Оказывается «Человек человеку – композитор, физик – теоретик, писатель, артист, конструктор, изобретатель, художник, офицер, врач, учитель, спортсмен и вообще творческий человек одного вида деятельности» еще страшнее выглядит.
Что делать?
Создавать общество открытой анонимной коммуникации творческих людей и одной специальности, и разных специальностей.
Документы творчества должны быть анонимны, как книги Танаха.
Скромнее надо быть, господа творцы – обезличивать себя надо.
Пусть после вас имен ваших не будут помнить, но пусть будут каждый день юзать придуманное вами для людей.

Согласен, что творческий человек – наркоман.
Он каждый день чего-то там новое придумывает.
У него имманентный креативный инсайт.
Он плодит документы своих творческих актов, как раковые клетки в больших количествах.
Но после его ухода большинство образованных людей в лучшем случае будут говорить об 1-3 открытых им закономерностях, причем не о тех, которых он сам считал самыми важными.

Кстати зачем так много платить творческому наркоману.
Может напротив брать с него деньги за его любимую работу – наркотик.

Статья короткая, но насыщенная смыслами.
Есть, что отрефлексировывать.

Эстер Пастернак
Ариэль, - at 2015-11-16 11:58:43 EDT

"Мир, созданный Тв-рцом всего сущего, оттого так интересен, что Б-г ни с кем не советовался".

***********************************************************************************************
Известный мидраш: "Бог смотрел в Тору и на ее основе создавал мир".
А об остальном - у Тютчева все сказано:

Молчание
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя,
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..



Е.Т.
Нью -Йорк , - at 2015-11-16 01:49:51 EDT
Эдуард, ваш крик души не оставляет места равнодушию. Вы обречены на творчество. Вы также служите Б-гу . А критические, депрессивные моменты присущи каждому творческому человеку. Длительный отдых от всего и всех может помочь.

Жизнь ужасна, но искусство, по-моему, не всегда обнажает истину. Иногда-- приукрашивает. Иногда --искажает. "Когда б вы знали из какого сора..."-- в такой же мере относится и к " предательству ткани" у Бродского. Простая мужская ревность и мизантропия сублимировались в прекрасное произведение. "Набережная неисцелимых"--художественная вещь, а не документальная проза или переписка. Ничьи имена не названы...

Алекс Б.
- at 2015-11-16 01:39:25 EDT
Французы говорят: кто пил, тот и будет пить, а я скажу: кто писал, тот и будет писать.
Опростившийся, размягченный и умиленный Толстой, тайком от всех, в стол, писал своего бесподобного «Хаджи-Мурата».
---------------------
Грех ли сочинительство?
Если - грех, то - какой? - гордыня-? - труд Сочинителя оказался недостаточно эффективен ?
"Иудаизм: грех — нарушение или неисполнение заповеди. По законам Пятикнижия за грехи, совершённые по ошибке,
следует принести особую жертву искупления — «хатат» (от слова «хет»).
Те же самые законы предусматривают прощение всех совершённых грехов в День Искупления — в начале осени,
10-го числа месяца «тишре» (Левит 16:29)".
в христианстве: «Впадший в грех да не впадает в отчаяние..."
В русском языке слово «грех» (ст.-слав. гр?хъ), очевидно, изначально по значению соответствовало понятию «ошибка»
(ср. «погрешность», «огреха»).
Аналогично греки обозначали понятие греха словом др.-греч. ????????, ???????, означающим «промах, погрешность, провинность»,
либо синонимичным ему словом др.-греч. ?????????[2]; а иудеи — словом (ивр. ????????????? — «хата») — непреднамеренный грех, промах."
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85#.D0.92_.D0.B8.D1.83.D0.B4.D0.B0.D0.B8.D0.B7.D0.BC.D0.B5
- Уважаемому автору всё это давно известно.
Вот и пишИте на радость всем нам, читателям Портала, или - "тайком от всех, в стол",
und "Force will be with You always"... и так далее :)

Б.Тененбаум
- at 2015-11-15 15:46:38 EDT
Не знаю, что сказать. Думаю все же, что Моцарт бывал настроен и получше, и что Пушкин, случалось, относился к коллегам по цеху более снисходительно. И насчет Диоклетиана, я бы сказал, "... капустное преувеличение ..." :) Если Л.Толстой писал в стол великую книгу, то чем "правил в стол" человек, который на пару поколений отсрочил распад Империи, мы знать не можем.

P.S. Но, конечно, захватывающе поглядеть в душу человека, способного на творчество, его глазами. Хотя и страшновато.

Виктор Каган
- at 2015-11-15 09:32:30 EDT
Слава Б-гу, без претензий на высказывание абсолютных истин и "раскрытие тайн творчества", а просто непростые рассуждения о непростом этом деле. Записи из дневника ... Ассоциация - дневники любившего писать и не могущего не писать Жюля Ренара, где "Невозможно писать, поминутно не восклицая: "Господи, каким дерьмом я занят!".
Борис Дынин
- at 2015-11-15 03:03:09 EDT
Дорогой Эдуард! Радость творчества у того, кто продолжает творить, должна бы вызвать более благодушное настроение. Впрочем, "должна бы" есть только благое пожелание.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//