Номер 5(62)  май 2015 года
Дмитрий Быков

Дмитрий Быков Счастье

1.

Старое, а в чем-то новое чувство начала февраля,

Небо серое, потом лиловое, крупный снег идет из фонаря.

Но ясно по наклону почерка, что все пошло за перевал,

Напор ослаб, завод кончился, я пережил, перезимовал.

 

Лети, снег, лети, вода замерзшая, посвети, фонарь, позолоти.

Все еще нахмурено, наморщено, но худшее уже позади.

 

И сколько ни выпади, ни вытеки – все равно сроки истекли.

(Я вам клянусь: никакой политики, это пейзажные стихи).

 

Лети, щекочущее крошево, гладь лицо, касайся волос.

Ты слышишь – все кончено, все кончено, отпраздновалось, надорвалось.

 

Прощай, я пережил тебя, прости меня, все было так бело и черно,

Я прожил тут самое противное и вел себя, в общем, ничего.

 

Снег, снег, в сумятицу спущусь твою, пройдусь, покуда все еще спят,

И главное, я чувствую, чувствую, как моя жизнь пошла на спад.

 

Теперь бы и жить, чего проще-то, довольно я ждал и горевал –

Но ясно по наклону почерка, что все идет за перевал.

 

Кружится блестящее, плавное, подобное веретену.

При мне свершилось тайное, главное, до явного я не дотяну.

 

Бессонница. Ночь фиолетова. Но я еще насплюсь, насплюсь.

Все вверх пойдет от снегопада этого, а жизнь моя на спуск, на спуск.

 

Нравится мне это испытание на разрыв души моей самой.

Нравится мне это сочетание, нравится до дрожи, Боже мой.

 

2.

Но почему-то очень часто в припадке хмурого родства

Мне видится как образ счастья твой мокрый пригород, Москва.

Дождливый вечер, вечно осень, дворы в окурках и листве,

Уютно очень, грязно очень, спокойно очень, как во сне.

Люблю названья этих станций, их креозотный, теплый чад –

В них нету ветра дальних странствий, они наречьями звучат,

Подобьем облака ночного объяв бессонную Москву:

Как вы живете? Одинцово, бескудниково я живу.

Поток натруженного люда и безысходного труда,

И падать некуда оттуда, и не подняться никуда.

Нахлынет сон, и веки тяжки, и руки – только покажи

Дворы, дожди, пятиэтажки, пятиэтажки, гаражи.

Ведь счастье – для души и тела – не в переменах и езде,

А в чувстве полноты, предела, и это чувство тут везде.

 

Отходит с криком электричка, уносит музыку свою:

Сегодня пятница, отлично, два дня покоя, как в раю,

Толпа проходит молчаливо, стук замирает вдалеке,

Темнеет, можно выпить пива в пристанционном кабаке,

Размякнуть, сбросить груз недели, в тепло туманное войти –

Все на границе, на пределе, в полуживотном забытьи;

И дождь идет такой смиренный, и мир так тускло озарен –

Каким манком, какой сиреной меня заманивает он?

Все неприютно, некрасиво, неприбрано, несправедливо, ни холодно, ни горячо,

Погода дрянь, дрянное пиво, а счастье подлинное, чо.


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:4
Всего посещений: 5435




Convert this page - http://7iskusstv.com/2015/Nomer5/DBykov1.php - to PDF file

Комментарии:

Воложин
Натания, Израиль - at 2015-06-06 17:03:25 EDT
Я отозвался на эти стихи статьёй по адресу http://www.pereplet.ru/volozhin/295.html#295
Victor-Avrom
- at 2015-05-22 04:28:39 EDT
Ася Крамер - Виктору-Авруму
- at 2015-05-20 22:00:42 EDT
Я не знаю кто пришел у вас в Подбостонье на встречу.

И я не знаю. Люди пришли, вероятно.

У нас в Пало Алто прошли две встречи с Быковым. Я к сожалению, не смогла попасть, хоть включила все ресурсы – билеты были плотно распроданы. Было две лекции – о Булгаковой и Цветаевой. Быков был великолепен.
И я бы с бОльшим удовольствием посетил бы его литературоведческие лекции.

Потому что чувствовал отношение и понимание аудитории. Если она у вас была настроена антагонистически, как вы говорите, то немудрено, что он вас подкалывал.
Подкалывать тоже можно по-разному. Призывать к уничтожению израильских евреев - это что-то уже что-то с чем-то.

Вы я вижу, большой друг Израиля их тех, что любят «без шуток».
Был бы я большим другом Израиля, жил бы там. А так отношение к Израилю у меня ненамного лучше быковского.

Имеете, как говорится право, но, честное слово, успокойтесь, с Быковым все будет хорошо.
В Киеве бузина, а в огороде дядька.

Если хотите, поставьте его в списке «неприятелей» номером 133 и решите вопросы с предыдущими 132-мя.
Мимо кассы.

С такой дешевой провокационностью, которую вы тут продемонстрировали («да, он гений,но чего его жалеть - он не любит Израиль!»)
Опять мимо кассы. Я пишу о том, что меня потрясло. А провокация - это холодный расчёт. Поверьте, в провокациях я толк знаю.

мы потеряем все свои лучшие качества – интеллигентность, юмор, умение отличить who is who. Короче ваш всплеск мне резко не понравился.
Никогда ни в какие коллективы не входил и прошу меня не записывать. Чего вы там потеряете, если ещё не потеряли, - ваше личное дело.

Впрочем, поначал показалось что вы сами подкалывались - нельзя же всерьез писать такие фразы. Но потом стали как-то серьезно объясняться. Странно все это...
Ну я же говорю - я от такого заявления ОХРЕНЕЛ. До этого я не верил, что Быков - антисемит. А тут он как раз в еврейском журнале напечатался. Так что уж извиняйте, не мог не сообщить. А то как какой-то симпатичный человек оступился - довели. А несимпатичный что-то ценное сделает - сразу "резко не понравился". Вот это странно.

GaL
Saint-Lambert, Канада - at 2015-05-21 16:20:02 EDT
Дмитрий Быков: "Мне видится как образ счастья твой мокрый пригород, Москва."

Осип Мандельштам: "...Рядом со мной проживали суровые семьи трудящихся. Бог отказал этим людям в приветливости, которая все-таки украшает жизнь. Они угрюмо сцепились в страстно-потребительскую ассоциацию, обрывали причитающиеся им дни по стригущей талонной системе и улыбались, как будто произносили слово “повидло”.
...............................................................................................................
"И я благодарил свое рождение за то, что я лишь случайный гость Замоскворечья и в нем не проведу лучших своих лет."

В совокупности - полтора еврея. По отдельности - только один.

Э.Левин
Мюнхен, - at 2015-05-21 02:05:08 EDT

Л.С.-2
Редькино, МО, - 2015-05-20 23:44:15(101):
На меня повеяло, так я тоже...
====================================
Сравнив с навеянным Вам «тожем» оригинал, сказать мы можем (без шуток, верьте старику):
Ваш вариант милей и ближе. Квод лицет Соколу, я вижу, нон лицет тучному Быку.

Виктор (Бруклайн)
- at 2015-05-21 00:44:41 EDT
Уважаемый Л.С.-2! Ваши стихи, как всегда, меня очень впечатлили и порадовали. Я их уже скопировал в папку "Избранное". Большое спасибо!
Б.Тененбаум-Игорю Ю. :)
- at 2015-05-21 00:42:11 EDT
нагильской Вагонкой Вы Одинцово и Бескудниково Быкова слегка побили. Стихами он слегка побил Вас. В общем - ничья, etc
==
Ничья с гроссмейстером - мечта любого шахматиста-любителя :)

Элиэзер
- at 2015-05-21 00:39:56 EDT
Л.С.-2

И двор барачный, быт бардачный, и счастье тела и души.
И время до сих пор не застит того, что было так давно,
И это вправду было счастье, и это было мне дано.
И в счастье приоткрыта дверца, и доступ есть ещё туда,
Не потому, что это детство, а потому, что навсегда.


Поэзия несовершенная.
Счастья не разделяю.
Трогает.

Игорь Ю.
- at 2015-05-21 00:36:50 EDT
ЛС-2

Леонид, нагильской Вагонкой Вы Одинцово и Бескудниково Быкова слегка побили. Стихами он слегка побил Вас. В общем - ничья.

Ася Крамер
- at 2015-05-21 00:03:17 EDT
Л.С.-2. Респект!
Б.Тененбаум-Л.С.-2
- at 2015-05-20 23:47:00 EDT
Л.С.-2
Редькино, МО, - 2015-05-20 23:44:15(101)

Очень понравилось ...

Л.С.-2
Редькин&, - at 2015-05-20 23:44:15 EDT
Вот чем и хороша настоящая поэзия, что она приподнимает завесу, за которую забыл уже, когда и заглядывал, но за которой свершилось тайное, главное, а до явного, может, и не надо дотягивать. Людей потому трогает мокрый пригород... дождливый вечер... дворы в окурках и листве, что они более человечны, чем "строгий стройный вид".
У уважаемого Элиэзера "другие представления о счастье и об уюте. От тех - уехал. Не трогает." - да ради Бога! Только речь здесь идёт не о счастье житья среди дегунинских окурков, а о том мимолётном облачке, пылинке на ноже, случайном звуке и запахе прели или креозота, которые и вызывают счастье воспоминания и предчувствия.

В коментах к Быкову на разных сайтах всегда куча стихов, в основном, глупых и всегда "недотягивающих". На меня повеяло, так я тоже...

Оно уже почти остыло, но всё равно порою жжёт,
Как мокрый пригород Тагила, который в памяти живёт.
В какой-то беспросветной дали, где мелочь каждую видать,
Где столько лет меня не ждали, не ждут, уже не смогут ждать.
У незабытого истока, где мой давно растаял след,
Куда не приходил так долго, куда возврата больше нет.
Где не иссяк ещё покуда и не исчезнет никогда
Поток натруженного люда и безысходного труда.
Прошедшей жизни отголоски мне вновь предстали наяву,
Гальянски, лайски и вагонски я до сих пор порой живу.
То полностью не истребимо, что до сих пор живёт во мне,
Как разноцветный росчерк дыма в закрытом наглухо окне,
Как вид на жизнь совсем не мрачный, удачи мелкие гроши,
И двор барачный, быт бардачный, и счастье тела и души.
И время до сих пор не застит того, что было так давно,
И это вправду было счастье, и это было мне дано.
И в счастье приоткрыта дверца, и доступ есть ещё туда,
Не потому, что это детство, а потому, что навсегда.

Ася Крамер - Виктору-Авруму
- at 2015-05-20 22:00:42 EDT
Я не знаю кто пришел у вас в Подбостонье на встречу. У нас в Пало Алто прошли две встречи с Быковым. Я к сожалению, не смогла попасть, хоть включила все ресурсы – билеты были плотно распроданы. Было две лекции – о Булгаковой и Цветаевой. Быков был великолепен. Потому что чувствовал отношение и понимание аудитории. Если она у вас была настроена антагонистически, как вы говорите, то немудрено, что он вас подкалывал. Вы я вижу, большой друг Израиля их тех, что любят «без шуток». Имеете, как говорится право, но, честное слово, успокойтесь, с Быковым все будет хорошо. Если хотите, поставьте его в списке «неприятелей» номером 133 и решите вопросы с предыдущими 132-мя. С такой дешевой провокационностью, которую вы тут продемонстрировали («да, он гений,но чего его жалеть - он не любит Израиль!») мы потеряем все свои лучшие качества – интеллигентность, юмор, умение отличить who is who. Короче ваш всплеск мне резко не понравился.
Впрочем, поначалу показалось что вы сами подкалывались - нельзя же всерьез писать такие фразы. Но потом стали как-то серьезно объясняться. Странно все это...

Эвелина
Нью-Йорк, - at 2015-05-20 19:35:16 EDT
Отлично!!! В резонанс входит боль, испытываемая человеком, который страдает от несовершенства мира. А если еще и интеллектом Б-г наградил, да в придачу семитской внешностью и христианской верой, иудейской задиристостью и ранимостью одновременно, и православным состраданием!!! Яркая, блистательная Личность и одаренный Поэт. Явление очень редкое, а в наши дни и подавно...
Рута Марьяш
Рига, Латвия - at 2015-05-20 13:31:50 EDT
Великолепен стих второй - "...в припадке хмурого родства..."
Victоr-Аvrom
- at 2015-05-20 05:57:16 EDT
Зал был изначально настроен
а) антироссийски (и гул возмущения стоял, когда Быков признавался в любви к дегунинским окуркам)
б) произраильски (и Быкова бомбардировали записками на тему какая он погань)
В результате к началу 2-го часа атмосфера была весьма неприятная, видимо чтец решил её разрядить весёлой шуткой. Шутка не удалсась, в зале люди стали искать глазами знакомых, я же ущипнул себя, проверяя не снится ли это мне.

Аня- VA
- at 2015-05-20 05:14:29 EDT
Victоr-Аvrom
- 2015-05-19 17:23:21(995)

=============================
Mind boggling! будь я там, честно, на пол бы трахнулась. У меня все-таки остается надежда, что это из какого-то контекста выпало, и что он really, really did not mean it. И коль уж зашел разговор об этом событии, позвольте спросить - какова была реакция зала?

РМ
- at 2015-05-20 00:21:14 EDT
- Victоr-Аvrom


Романс ведь дОлжно перь? И на какую мелодию прикажете?
* * *

Да перьте на любую! Ибо прем, прем и переть будем!

Victоr-Аvrom
- at 2015-05-19 22:13:11 EDT
Борис Дынин - Victоr-Аvrom
Хорош или нет этот городской романс, как его определил Марк Зайцев. По моему, хорош! А по Вашему?


Романс ведь дОлжно перь? И на какую мелодию прикажете?

Нахум
Израиль - at 2015-05-19 21:36:40 EDT
... искал я рифмочку на *чо*
(погода дрянь дряное пиво)
но без политик незлобиво -
я тоже член
кооператива
и сплюнул ловко
за плечо...

Victоr-Аvrom
- at 2015-05-19 17:23:21 EDT
Аня -VA
о Господи, да где же он такое сказал? Что нами хорошо борщ солить, а не в солонке держать - это слышала, а про убивать? может, ссылочкой раздобритесь?


В подбостонье сказал, в центре Макор в этом году. Кстати, народу на него много пришло - Никитины внизу в подвале выступали, а Быков - на главной сцене. Про солонку много кто говорит и какая-то правда тут есть, а про убивать ... не сразу - первый раз такое слышал и, честно, опешил.

Olga
Haifa, Israel - at 2015-05-19 14:59:58 EDT
"видится как образ счастья твой мокрый пригород, Москва. ..."

Как представила!... Ужас, а не счастье.

Но автор уж оч. хорош!

Борис Дынин - Элиэзеру М. Рабиновичу
- at 2015-05-19 02:08:40 EDT
Элиэзер - Борису Дынину
- 2015-05-19 01:36:51(926)

Нет, я изменю формулу и отвечу: как хорошо описано то, от чего я, по счастью, уехал!
Не трогает.
==============================================================
Понимаю. Но поэтическая чуткость оригинала исчезла.

Элиэзер - Борису Дынину
- at 2015-05-19 01:36:51 EDT
Нет, я изменю формулу и отвечу: как хорошо описано то, от чего я, по счастью, уехал!
Не трогает.

Борис Дынин - Э. М. Рабиновичу
- at 2015-05-19 01:00:13 EDT
Элиэзер М. Рабинович
- 2015-05-19 00:26:21(920)
У меня другие представления о счастье и об уюте. От тех - уехал. Не трогает.
===================================

С чем мы имеем дело: с поэтическим выражением личных чувств, где важно - это поэтическое, или с политической декларацией?

А если изменим несколько слов, то стихотворение тронет Вас, Элиэзер?

Но почему-то очень часто в припадке хмурого родства
Мне видится как образ горя твой мокрый пригород, Москва.
Дождливый вечер, вечно осень, дворы в окурках и листве,
Воняет очень, грязно очень, пугает очень, как во сне


Элиэзер М. Рабинович
- at 2015-05-19 00:26:21 EDT
Но почему-то очень часто в припадке хмурого родства
Мне видится как образ счастья твой мокрый пригород, Москва.
Дождливый вечер, вечно осень, дворы в окурках и листве,
Уютно очень, грязно очень, спокойно очень, как во сне.


У меня дцругие представления о счастье и об уюте. От тех - уехал. Не трогает.

Аня -VA
- at 2015-05-19 00:25:06 EDT
о Господи, да где же он такое сказал? Что нами хорошо борщ солить, а не в солонке держать - это слышала, а про убивать? может, ссылочкой раздобритесь? а то не успокоюсь, разволнованная я сильно, по причине если не любви, так уважения к Быкову. И жалости, как уже отметила. Правда, должна добавить, жалость у меня ко всем половинкам, им нелегко и надо быть к ним снисходительными, кто знает, куда бы меня повело, не струись во мне чистая кровь двух белорусских местечек. Но это, скорее всего, к данному стихотворению не относиться, а если и относиться, то не совсем прямо, а если не прямо, то забудем.
Victоr-Аvrom
- at 2015-05-18 23:39:13 EDT
Игорь Ю.

При чем здесь "ненавидит"? Не любит, не понимает, Израиль его не устраивает (ну, и на здоровье!), но когда и кому он сказал "ненавидит"? Или чем он это показал?


На вопрос о том, что делать с израильтянами - евреями Быков ответил -
Ну не убивать же их .. сразу.

for me it is enough. End enough is enough.

Аня
- at 2015-05-18 23:30:09 EDT
Ненавидит, думаю, слишком резко, но даже если так, еще более жалко, это колечко той же половинчатой цепочки
Борис Дынин - Victоr-Аvrom
- at 2015-05-18 23:27:43 EDT
Victоr-Аvrom
- 2015-05-18 23:14:52(902)
что его жалеть, он ненавидит Израиль
=============================
Виктор, к чему это здесь? Аня выразила свое впечатление от стихотворения. Ваше замечание - это впечатление на впечатление Ани, спроецированное на позицию Быкова по вопросу об Израиле, не самому важному для него в последнее время. Хорош или нет этот городской романс, как его определил Марк Зайцев. По моему, хорош! А по Вашему?

Игорь Ю.
- at 2015-05-18 23:26:38 EDT
При чем здесь "ненавидит"? Не любит, не понимает, Израиль его не устраивает (ну, и на здоровье!), но когда и кому он сказал "ненавидит"? Или чем он это показал?
Здесь же на сайте Берковича опубликованы стихи Быкова. Они совсем о другом, о них и надо говорить в отзывах. Литератор он сильный, лектор и знаток мировой литературы - каких мало. Поэт - замечательный, что очевидно по этим стихотворениям. А личные качества пусть будут заботой его семьи и друзей. Политические его предпочтения можно будет обсудить после его публицистических статей.

Victоr-Аvrom
- at 2015-05-18 23:14:52 EDT
что его жалеть, он ненавидит Израиль
Аня
США - at 2015-05-18 23:00:12 EDT
Да, гениально, но неужели только мне одной его жалко, по-грустному жалко, вообщем, как хотите, а жалко...
Ася Крамер
- at 2015-05-18 22:53:37 EDT
Он гениален, черт возьми!

Марк Зайцев
- at 2015-05-18 22:28:46 EDT
"Одинцово, бескудниково я живу"...
По-моему, это шедевр городского романса. Браво!

Victоr-Аvrom
- at 2015-05-18 20:29:32 EDT
В припадке хмурова родства
у Пастернака размер украв
И гулкие удары в буфера
потоком безысходного труда

И правда лучше выпить пива
И не мозолить нам глаза
А на пенёчке у обрыва
Спустить однажды тормоза.

Деза
Париж, Франция - at 2015-05-18 15:44:45 EDT
Отлично!
Соплеменник
- at 2015-05-18 15:13:37 EDT
Уважаю!

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//