Номер 2(71)  февраль 2016 года
Эдуард Бормашенко

Эдуард Бормашенко Мера человеческого. Часть II. Евреи

בס''ד

Изучая землян, наш марсианский антрополог не обошел вниманием и евреев, рассмотрев вопрос скрупулезно и непредвзято. Университетская дотошность профессора, не пропустившего загадку тысячелетней отделенности евреев, достойна одобрения, а объективность – изумления, ибо марсианские кампусы сплошь заражены антисемитизмом, хотя ни лекторы, ни студенты в глаза еврея не видели. Евреев на Марсе нет, а еврейский вопрос – есть.

Самодостаточность, обособленность и выносливость племени, столетиями не обнесенного границами, разумно было отнести на счет своеобразного мировоззрения, удерживавшего народ от распада прочнее, чем территориальные и государственные обручи. Подбор ключей к иудаизму давался ученому с трудом, ибо его с младых ногтей твердо приучили к тому, что подходить к антропологическому явлению с мерками внешними, чуждыми изучаемому феномену – нельзя. Профессор попытался сделать гиюр (чего не сделаешь во имя науки), однако получил вежливый, но непреклонный отказ. Соответствующего прецедента раввины в святых книгах не нашли.

Ничего не оставалось, кроме попытки вскрыть сейф иудаизма ключами греческой философии, в глазах раввинов подозрительной, если не еретической. Прожив вблизи евреев год и прочитав тьму книг, профессор пришел к выводу о том, что иудаизм представляет собою удивительный, невозможный синтез холодного «человек – мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих» и пламенной, всепроникающей и въедающейся во все поры бытия платоновской религиозности.

Оказалось, что иудаизм – не свод священных текстов, а то, что думали и думают о Б-ге, евреях, мире и всем, что его наполняет – раввины, то есть эксперты по Талмуду. При этом авторитет священных текстов – платоновски беспрекословен. А раввины, интерпретируя эти тексты, предполагают в человеке человеческое поведение, и вовсе не рассчитывают на невозможное. Монастыри, вериги, власяницы и самосожжение вдов евреям не положены. А каждую неделю у евреев бывает праздник. Еврейский религиозный закон – галаха представляет собой уникальный пример протагоровской социальной инженерии, в которой все примерено, скроено и сшито по человеческой мерке.

Евреям, например, строго настрого запрещены в пищу все червяки, ползающие и кишащие. Но при этом отнюдь не следует ползать по листьям салата с лупой и микроскопом, а велено глядеть в оба, положившись на человеческие глаз и добросовестность. Вся галаха прислонена к человеческим, совершенно человеческим слуху, зрению, вкусу. У евреев все, как у людей, только на два вершка над землей, но в этих двух вершках все дело.

Сама земля Израиля скроена по человеческой мерке, ее можно пройти за неделю вдоль, и за день поперек. И у жителя Эйлата, получившего сообщение о теракте в Нагарии, холодеет под ложечкой, так как будто рвануло у него во дворе. Все близко, все по соседству.

И вообще, жизнь должна продолжаться. У человека невыносимое горе, умер близкий. Он сидит неделю на полу грязный, небритый, в разорванной рубахе. В глазах страдание и невыносимость бытия. Но на седьмой день предписано встать и жить, во что бы то ни стало, – жить. А в Субботу влезть в белую рубаху и освятить вино и хлеб. Такова еврейская теология – теология выживания.

Казалось бы чистый протагоров евристический гуманизм: «человек – мера всех вещей». Но оказывается, сама жизнь, у евреев не поверяема мерой человеческого. Допустим, тонет корабль, и двое держатся за доску. Поблизости шлюпка, но подобрать она может, не перевернувшись, лишь одного. Кого надлежит спасать? Ответ греческой философии – мудрейшего, ибо от него больше пользы родному городу. Еврейский подход совершенно иной: невозможно определить, кого следует вытаскивать. Жизнь неизмерима прагматической линейкой.

Если общине говорят, выдайте нам одну женщину, а не то изнасилуем всех остальных, – выдавать нельзя. Если говорят, выдайте одного мужчину, а не то перебьем всех, то в случае, если человек не совершил преступления, заслуживающего смертной казни, община должна избрать смерть. Нет эталона, чтобы мерить.

А иногда мерка есть. Идут, скажем, тяжелые роды, мать и ребенок в опасности: кого спасать? Католический ответ: ребенка, ибо он еще не крещен, и не спасет свою душу от чертей. Галаха предписывает спасать мать. Разумом такую проблему не расщелкаешь, без веры-доверия к Закону не обойтись.

А еврей, это тот, кто доверяет специалисту, ученому, разбирающемуся в Талмуде, раввину. Однако, раввин – не только знаток Закона, в котором, по мнению евреев, наиболее полно и естественно воплощен Б-г, но человек посвященный, получивший знание непосредственно от учителя, а тот от своего, и так по цепочке вплоть до Моше рабейну. Ну, а правление посвященных – это стерилизованный платонизм. Рабби Моше Хаим Луццато, например, полагал, что все пуды священных еврейских текстов уже содержались в Синайском Откровении, и истины, о которых, эти тексты толкуют, открывались мудрецами, но не изобретались.

Рассмотрев поразительную самовоспроизводимость еврейского племени, марсианин пришел к выводу, что ее секрет – в уникальной системе ценностей, поместившей в центр мироздания Книгу, и полагающей знатность по годности Книгу читать и понимать. Вернувшихся на склоне дня домой отца семейства и его сына домочадцы спрашивают не «сколько заработали?», но «что выучили?». Эта система ценностей удерживается на протяжении поколений в семьях вполне ассимилированных, и стесняющихся бабушкиных чепцов и дедушкиных бород, потихоньку слабея, растворяясь и сходя на нет.

Ассимилированный еврей Эйнштейн, разъясняя без занудства бестолковым и нетерпеливым общую теорию относительности, сказал так: понимаете, раньше думали, что, если вымести помелом из Вселенной все наличные тела, пространство и время останутся, но теперь мы знаем, что без тяготеющих масс не будет ни пространства ни времени. Ученый марсианин, завершая отчет, написал: «прежде я полагал, что если убрать из Вселенной все живое, Бог останется, но теперь знаю, что если удалить с Земли евреев – Б-га не будет».


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:5
Всего посещений: 2572




Convert this page - http://7iskusstv.com/2016/Nomer2/Bormashenko1.php - to PDF file

Комментарии:

Ефим Левертов
Петербург, Россия - at 2016-02-23 10:54:23 EDT
"Если говорят, выдайте одного мужчину, а не то перебьем всех, то в случае, если человек не совершил преступления, заслуживающего смертной казни, община должна избрать смерть".
Конечно, проблема не совсем однозначна. У Гедалии Аллона это описано так: «Ехала группа евреев по дороге и вдруг к ним пристали язычники (римляне) и говорят: «Дайте нам одного из вас, чтобы мы его казнили, иначе – убьем всех». Что им было делать? Пусть все они до единого будут убиты, это лучше, чем выдать кого-либо. Но если злодеи потребуют какого-либо конкретного человека…, то его можно выдать, чтобы никто больше не пострадал» (Аллон Г. История евреев Эрец-Исраэль в талмудическую эпоху. Т.2.-Иерусалим, 1994). Далее у Аллона рассказывается: «Явились войска, окружили город и предъявили ультиматум: выдайте нам этого человека или мы разрушим город. Рабби Иехошуа бен Леви побеседовал с беглецом и уговорил его отдаться в руки властей» (там же). Однако вывод Аллона из этого не столь очевиден: «Считалось недостойным выдавать человека властям, обвинявшим его в политическом преступлении, даже если из-за этого в опасности была вся община» (там же).
Все это достаточно остро встало не так давно - во время Второй Мировой.
----------------------------------------------------
"...если вымести помелом из Вселенной все наличные тела, пространство и время останутся, но теперь мы знаем, что без тяготеющих масс не будет ни пространства ни времени".
И это является, как я понимаю, Вашим промежуточным ответом на "гравитационные волны".

Владимир Гольдшмидт
- at 2016-02-23 10:05:58 EDT
Всё, о чем пишет Э. Бормашенко оригинально и интересно. Тем не менее….
Если бы марсианский антрополог и тот же капеллан некоторое время пожили в современном Израиле, в этой уникальной лаборатории изучения еврейства, потолкались бы среди населяющих эту страну евреев «разных национальностей» и, соответственно, ментальностей, среди ультраортодоксов и секулярных, оценили бы их «дружбу и взаимопонимание», то, не исключено, что и ответ капеллана, и заключительная фраза отчёта марсианского учёного звучали бы по-другому. Когда же мы, наконец, начнём говорить правду, а не использовать новояз Оруэлла (словарь типа «В»), искажающий реальность, явление, так чётко подмеченное Овертоном (окно Овертона)? Как бы не назвали негра, хоть афро-американцем, он всё равно остаётся негром, и ничего в этом постыдного нет, кроме подмены слов. Несмотря на то, что под давлением шведских феминисток на гербе льва-самца лишили половых органов, реальный лев от этого не перестал быть львом-самцом. Ассимилированный еврей А. Эйнштейн отказался от предложенного ему поста Президента Израиля. Видимо, он разбирался не только в физике.

Хан-Декан
- at 2016-02-21 01:25:58 EDT
Статья сильная, приникновенная, хвалить придётся...

Автору, живя за МКАДОМ, ах простите, в смысле не на Марсе - достаточно реалистично представляются исходные марсианские пейзажи и марсианские пытливые Джордано Бруно.
Мне вот что интересно, откуда такая точность экстраполяций в моделировании марсианства и их условных Бруно? Из Томска ли или как там его, запамятовал точно? Из условной Перми? Или марсиане всё же прорываются за МКАД?
К сожалению великому есть же проблема со связями... но излагается так будто бы проблемы и нету...

Вопрос в и другом. Те кто обозначены знанием Талмуда - сдадут и мужчину и женщину - за городскую стену. Уже сдали.
Самому надо разобраться, кого считать знатоком, а кого - only обозначенным как знатока. А разобраться можно только самому постигая эту step-мудрость. А если ты сам постиг level/step, то зачем посредник?
Не исключаю что ориентиры заключённые в том числе и в Талмуде - записаны в "операционную систему" еврейского индивида, но идентифицируются далеко не всеми. А индивид, развиваясь (или не очень) - соответственно получает или не получает доступ к кодам сам, постигая их. Разумеется не всё буквально и с апгрейдом.

Правда в завершении написания отчёта я бы не брал на себя такую категоричность как марсианин хотя и люба она.

Протагоров
- at 2016-02-19 12:41:26 EDT
Казалось бы чистый протагоров евристический гуманизм: «человек – мера всех вещей».
==============
Что значит "евристический"? От слова "эврика" или от слова "еврей"?

Тартаковский.
- at 2016-02-19 12:17:13 EDT
Элиэзер Рабинович
- 2016-02-19 02:33:33(908)

Бог останется, но теперь знаю, что если удалить с Земли евреев – Б-га не будет».

Нет. Евреев нет и совсем нет в культуре Дальнего Востока, а народы эти существуют, и Б-г среди них есть. Почему бы нам, зная как много мы и вправду дали человечеству, не быть иногда поскромнее?

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&

Тем более, что это не повредило бы нам во мнении других народов.

Беленькая Инна
- at 2016-02-19 06:45:34 EDT
Ученый марсианин, завершая отчет, написал: «прежде я полагал, что если убрать из Вселенной все живое, Бог останется, но теперь знаю, что если удалить с Земли евреев – Б-га не будет».
________________________

Исстари человеческий ум занимал вопрос: Бог создал евреев или евреи создали Бога? И на протяжении веков считалось, что этот вопрос не имеет решения. Но, похоже , что теперь ответ найден?

Арон
- at 2016-02-19 03:53:16 EDT
Юлия Барам
Нетания, - at 2016-02-18 21:08:06 EDT
"А еврей, это тот, кто доверяет специалисту, ученому, разбирающемуся в Талмуде, раввину."

Остапа понесло.
----------------------
Душевная, грамотная нолодёжь у нас. Жаль, кроме 12 стульев и Золотого телёнка, ничего не помнят.

Борис Дынин - Элиэзеру
- at 2016-02-19 03:39:11 EDT
Элиэзер - Б. Дынину
- 2016-02-19 03:21:13(918)
====================
Элиэзер,

Бердяева мы знаем :-)

Я: «Почему мы должны быть скромнее капеллана?»

Вы: «Не пишу ли я совсем о другом? Капеллана - нет, но, может быть, скромнее Будды, Конфуция etc., etc.?»

Потому что мы евреи. Мы знаем Бога не по Будде, Иисусу... а по Торе и по истории, которую знал каппелан, полагаю, слышавший и о Будде и Конфуции.
За все человечество говорить не буду, но капеллан (если был такой) знал разницу. Также как и Бердяев, но почем-то Будда его не смутил. Много дорог ведут к Богу, но сеть особая. Экспериментального доказательства не представлю.

Элиэзер - Б. Дынину
- at 2016-02-19 03:21:13 EDT
Борис Дынин
- 2016-02-19 02:50:47(911)

====================
Элиэзер,
Помните, когда Фридрих Великий потребовал от своего придворного капеллана доказать ему существование Бога одним словом, капеллан сразу ответил: “Евреи!” .


Борис, не писал ли я в той же своей статье?:

Николай Бердяев писал: «...В дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, ...мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа... ...Со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать». Я не могу не согласиться с невозможностью объяснения еврейства без привлечения идеи Творения и Творца. Б-г как бы создал два мира на Земле: Восток и Запад, считая арабов восточной частью Запада и проводя очень условную границу по Двуречью.

Почему мы должны быть скромнее капеллана?

Не пишу ли я совсем о другом? Капеллана - нет, но, может быть, скромнее Будды, Конфуция etc., etc.?

Ontario14
- at 2016-02-19 03:14:37 EDT
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2016-02-18 19:23:10 EDT
...чтят ли субботу... «Не приведи господь» в такой-то день предаться похоти! Ну, а если очень хочется?..

**********
Опять сочинительством Талмудов-Шульхан-Арухов занимаемся ? :-))))
Специально для Тартаковского Галаха пошла даже не на послабление, а на чуть ли не предписание в этом вопросе для Субботы.


Борис Дынин
- at 2016-02-19 02:50:47 EDT
Элиэзер Рабинович
- 2016-02-19 02:33:33(908)

Эдуард заканчивает:

Бог останется, но теперь знаю, что если удалить с Земли евреев – Б-га не будет».

Нет. Евреев нет и совсем нет в культуре Дальнего Востока, а народы эти существуют, и Б-г среди них есть. Почему бы нам, зная как много мы и вправду дали человечеству, не быть иногда поскромнее?
=====================
Элиэзер,
Помните, когда Фридрих Великий потребовал от своего придворного капеллана доказать ему существование Бога одним словом, капеллан сразу ответил: “Евреи!” . Почемумы должны быть скромнее капеллана?

Элиэзер Рабинович
- at 2016-02-19 02:33:33 EDT
Интересно, как всегда.

Евреям, например, строго настрого запрещены в пищу все червяки, ползающие и кишащие.

Почему можно саранчу?

Идут, скажем, тяжелые роды, мать и ребенок в опасности: кого спасать? Католический ответ: ребенка, ибо он еще не крещен, и не спасет свою душу от чертей. Галаха предписывает спасать мать. Разумом такую проблему не расщелкаешь, без веры-доверия к Закону не обойтись.

Потому, что в прошлом вероятность новорожденного выжить без матери была мала, так что могли погибнуть оба. Женщина, которая выжила, могла бы родить ещё.

Рассмотрев поразительную самовоспроизводимость еврейского племени, марсианин пришел к выводу, что ее секрет – в уникальной системе ценностей.

Я уже однажды комментировал это, тогда более резкое, чувство превосходства уважаемого Эдуарда над греческой цивилизацией. Мне представляется более верным объяснение Руссо, Достоевского, С.Я. Лурье, повторенное мной в статье "Два века еврейской цивилизации?", "Заметки, Но. 20, 2009 - "государство в государстве". Еще я там писал:

Жан-Жак Руссо, полный восхищения, приписал этот успех Моисею, который, по его словам «задумал и совершил удивительное дело: создать нацию как единый организм из скопища несчастных беглецов, которые не имели ни ремёсел, ни талантов, ни добродетелей, ни мужества и ни одной пяди своих земельных владений, так что представляли собою чужеродное тело на лице земли. Моисей решился превратить это бродячее и раболепствующее племя в Политический организм, в свободный народ; и когда оно бродило в пустыне, не имея и камня, чтобы преклонить голову, Моисей дал ему прочное устройство, выдержавшее испытания времени, судьбы и всевозможных завоевателей, – то устройство, которое не могли ни разрушить, ни даже изменить пять тысячелетий, и которое существует ещё сегодня во всей своей силе, даже тогда, когда эта нация как единое целое уже более не существует.

...Вот почему эта удивительная нация, столь часто угнетаемая, столь часто распыляемая по свету и, казалось бы, уничтоженная, но неизменно преклоняющаяся перед своим законом, всё же сохранилась до наших дней, расселившись среди других народов, но с ними не смешиваясь; вот почему её нравы, законы, обряды существуют и будут существовать столько, сколько будет существовать мир, несмотря на ненависть к ней и преследования со стороны остальной части человеческого рода».


Эдуард заканчивает:

Бог останется, но теперь знаю, что если удалить с Земли евреев – Б-га не будет».

Нет. Евреев нет и совсем нет в культуре Дальнего Востока, а народы эти существуют, и Б-г среди них есть. Почему бы нам, зная как много мы и вправду дали человечеству, не быть иногда поскромнее?

МУЖИК
- at 2016-02-19 01:46:26 EDT
Возник вопрос: какую роль в жизни современного человека играет РЕЛИГИЯ созданая 3000 лет тому назад !
БЭА
- at 2016-02-19 01:40:09 EDT
Оригинально, мне понравилось.
Юлия Барам
Нетания, - at 2016-02-18 21:08:06 EDT
"А еврей, это тот, кто доверяет специалисту, ученому, разбирающемуся в Талмуде, раввину."

Остапа понесло.


Benny
Toronto, Canada - at 2016-02-18 20:42:37 EDT
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ. - at 2016-02-18 19:23:10 EDT / Гостевая: 2016-02-18 19:23:10(841)
-------------------
"Философская вера в Бога" позволяет верующим придерживаться принципиально разных взглядов на "роль человека в космосе", "личную ответственность" и "свободу воли" - и "абсолютно местечковая ритуальность религии" играет там ключевую роль:

http://psylib.org.ua/books/polon01/txt03.htm (П. Полонский, ТЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСТВА И ИУДАИЗМ, Раздел 3)
9. ОБЛАДАЮТ ЛИ АНГЕЛЫ СВОБОДОЙ ВОЛИ? Человек как субъект истории или как поле борьбы высших сил

Цитата из 9-ой главы:
..... Христиане часто говорят о своем "духовном совершеннолетии", о своей духовной свободе, упрекая иудеев в "рабской покорности" Закону, в их "недостойном взрослого человека хождении на помочах мелочных предписаний".
Однако то, что мы только что увидели, говорит как раз об обратном. Позиция иудаизма, согласно которой именно человек и только человек сотворен по образу и подобию Бога, только он ответствен за царящее в мире зло, – представляется позицией существенно более "взрослой", нежели христианская, приписывающая происхождение зла не самому человеку, а принципиально иному существу – ангелу, делающая человека "полем борьбы высших сил" и этим уменьшающая его личную ответственность. ....

Маркс ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2016-02-18 19:23:10 EDT
Всякий раз, когда я пересекаюсь с г-ном Бормашенко, меня не покидает ощущение, что он путает совершенно разные понятия – философскую веру в Бога (Человек создан по Его подобию – с выводами из этого обстоятельства) и абсолютно местечковую ритуальность религии: бог создан по нашему подобию - суетливо заглядывает в кастрюли, следит, на голове ли ермолка, чтят ли субботу... «Не приведи господь» в такой-то день предаться похоти! Ну, а если очень хочется?..

Апология же еврея –> евреям вполне могла быть лишь несколько переиначена греком, японцем, итальянцем - полагаю, что и бушменом, имеющим в виду соплеменников.
Наше упоение исключительностью (счастливо забывая – сами вот «живее всех живых»! – чем за это плачено) – что ж, лишь бы дитя не плакало.

Националкосмополит
Израиль Воскрешенный. - at 2016-02-18 10:39:32 EDT
«Ассимилированный еврей Эйнштейн, разъясняя без занудства бестолковым и нетерпеливым общую теорию относительности, сказал так: понимаете, раньше думали, что, если вымести помелом из Вселенной все наличные тела, пространство и время останутся, но теперь мы знаем, что без тяготеющих масс не будет ни пространства ни времени. Ученый марсианин, завершая отчет, написал: «прежде я полагал, что если убрать из Вселенной все живое, Бог останется, но теперь знаю, что если удалить с Земли евреев – Б-га не будет».»
****
«Все люди конечно евреи, но не все не боятся признаться» - Губерман.

В 20ом веке произошел ряд Воскрешений – более глобальных, чем по мнению Христиан и Мусульман является, как они думают Воскрешение Христа.
Это Воскрешение Святого Языка, Воскрешение Израиля, Воскрешение всех Шабатонов Торы и Воскрешение Нонгалутной Эры (или, что тоже самое начало Постгалутной Эры).

Что будет дальше?
То, что написано в Книге Книг.
Левитов, которые предназначены Богом в жертву вместо первенцев нет.
Но есть «Левиты Мира» - единственно оставшееся Колено Иуды.
Они и пойдут в символическую жертву Богу.
В Бога будут по настоящему верить все народы Мира.
А это означает, что все они, разумеется будут, как и мы Израильтяне разговаривать, смеяться и плакать на Святом Воскрешенном Языке Его.
Таким образом Левиты Мира растворят в себе все верующие в Бога народы, и через это, как бы пойдут в жертву Богу.


Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2016-02-18 08:57:43 EDT
Воспринимаю этот текст Э. Бормашенко как интересный урок, полезную лекцию, как ответ на незаданные, но крутящиеся в голове вопросы.
Спасибо.
М.Ф.

А.Б.
- at 2016-02-18 05:04:10 EDT
"Рассмотрев поразительную самовоспроизводимость еврейского племени, марсианин пришел к выводу, что ее секрет – в уникальной системе ценностей, поместившей в центр мироздания Книгу, и полагающей знатность по годности Книгу читать и понимать. Вернувшихся на склоне дня домой отца семейства и его сына домочадцы спрашивают не «сколько заработали?», но «что выучили?».
Эта система ценностей удерживается на протяжении поколений в семьях вполне ассимилированных, и стесняющихся бабушкиных чепцов и дедушкиных бород, потихоньку слабея, растворяясь и сходя на нет.
Ученый марсианин, завершая отчет, написал: «прежде я полагал, что если убрать из Вселенной все живое, Бог останется, но теперь знаю, что если удалить с Земли евреев – Б-га не будет».
:::::::
Если представить, что Улицкая прочла "Мера человеческого" и др. работы Э.Б. и обсуждает прочитанное с учёным марсианином ...марсианин, не понимая, зачем еврею/еврейке вместо Бога ... - интересная может произойти беседа, вот бы подслушать :)

Борис Дынин
- at 2016-02-17 21:26:54 EDT
Энциклопедия иудаизма на страничке!
Юлий Герцман
- at 2016-02-17 20:23:19 EDT
Совершенно замечательный текст. Спасибо, Эдуард.
Ontario14
- at 2016-02-17 20:09:30 EDT
Вот такой высоты планку, какую дает Эдуард, для журнала не перешибет никакая Улицкая, леhавдиль элеф haвдалот.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//