СЕМЬ ИСКУССТВ
Номер 3(4) - март 2010 года
Мир науки

Борис Горобец
Профессор математики Анатолий Дмитриевич Мышкис. К 90-летию со дня рождения (1920-2009)
«Непосредственно перед экзаменом по физике одна из студенток попросила объяснить ей какой-то вопрос. Володя Рохлин рассказал все, что нужно, но в конце добавил: "А еще здесь есть эффект Кошкиса-Мышкиса" ─ и стал рассказывать какую-то наукообразную чепуху.

Оскар Шейнин
Случайность и необходимость. Почему орбиты планет эллиптичны?
Несмотря на свое отрицание случайности, Кеплер колебался и по меньшей мере иногда фактически признавал ее. Кант быть может не был хорошо знаком с выводами Ньютона и потому ошибся, но вот почему споткнулся Лаплас понять трудно.

Культура

Эдуард Бормашенко
Эдип и Адам
Исчерпывающее знание о себе ведет к смерти, вот еще один пласт мифа об Эдипе. Фрейд приглашает узнать правду о себе и исцелиться, Софокл говорит иное: узнаешь о себе всю правду – умрешь.

Дора Штейман
Воронежская ссылка Мандельштама
В Воронеже жизнь возвращалась медленно, поэзия вернулась, внезапно и бурно апрельскими днями 1934 года, когда пробуждается природа и так приятно пахнут синие пласты чернозема. «Чернозем» – первое стихотворение ссыльного Мандельштама в Воронеже.

Лев Левинсон
Вехи и судьбы фотографа и его героев. К 140-летию со дня рождения М.С Наппельбаума
Наппельбаума помнят не только за фотографии в ателье, но и за то, что он внёс существенный вклад в развитие портретной фотографии. Внедрённые им методики сейчас воспринимаются как само собой разумеющееся.

Музыка

Владимир Фрумкин
Кафкианский мир Шостаковича
По Арановскому, «деидеализация» зла Шостаковичем отразила реалии чудовищного, «кривозеркального» советского мира, где Добро и Зло причудливо переплелись и перемешались.

Читаем книгу

Йеѓуда Векслер
Драма апостазии
Но суть проблемы – вовсе не в факте музыкального «плагиата». Ведь в литературных произведениях (и, в частности, в романах малеровского времени) цитаты очень нередки, и никто не называет это «плагиатом» – почему же, в принципе, это невозможно в музыке?

Сцена и экран

Елена Матусевич
Дверь
Совсем дурак, все улыбается. Чего, спрашивается, тут улыбаться? Кому это нужно? Не русский, говорят. Оно и видно – дурак.

Поэзия

Тимур Раджабов
Искать в осенней глухоте...
Скажи, мой друг, о чём твоя печаль,
нездешний взгляд и слог почти испанский?
Зачем выводит выспренние стансы
надсадная душа-теплоцентраль?


Проза

Владимир Матлин
Афродита-21, или Атака на Пыньчой
Судьей оказалась молодая женщина с тихим голосом, бесстрастным лицом и сдержанными жестами. Когда она разглядывала представленные фотографии скульптурных произведений, лицо ее потеряло безмятежное выражение и обнаружило испуг и растерянность.

Нина Воронель
Две истории
Не исключено, что именно по доносу этой стервы – а может, какой-нибудь другой, – Зиминых вскоре арестовали и надолго отправили в страну ЗэКа. Впрочем, времена были такие, что было несущественно, кто именно донес и о чем: Зимины вращались в кругах обреченных, и сами были обречены.

Андрей Чередник
Родные люди. Два рассказа
Варя смотрела на дождь, и вдруг подумала, что никогда еще она не ощущала этот мир так остро, как сейчас. Жизнь промчалась мимо, как безумный поезд. А сегодня она вглядывается в каждый листик, в каждую ягодку, вслушивается в шорох травы. А почему не раньше?

Переводы

Эрнст Левин
Песенка Франца Шуберта «Спокойной ночи»!
Начнём с главного: с «прозрачности». Что хочет сказать автор о своём герое? Каков он из себя, этот самый «я»? Как мне к нему относиться, чтобы потом передать своё отношение и читателю, и исполнителю?

Яков Лотовский
Джером Сэлинджер
Над пропастью во ржи. Роман Дж.Сэлинджера. Перевод Я.Лотовского
Обстоятельное знакомство с оригиналом показало, что классический перевод не совсем адекватен оригиналу.

Читальный зал

Евгений Майбурд
Если… О книге воспоминаний В. Туманова
В целом, книга – великий документ эпохи. И еще: в ней отразилась выдающаяся личность. И еще: она затрагивает фундаментальные проблемы человеческого бытия, это экзистенциальная книга.

Валерий Головской
Манифесты, манифесты…
Дискуссия в аду по поводу новой книги Игоря Бирмана «Капиталистический манифест».

Вера Зубарева
Вечная женственность и «женская поэзия»
Не секрет, что многие наши современники до сих пор относятся к женской поэзии слегка снисходительно, с улыбкой. Встречалась с мужской позицией многократно: девичьи, мол, забавы.

* - дебют в журнале



Яндекс цитирования


//