Номер 1(2) - январь 2010 | |
Виталий Лазаревич Гинзбург (1916-2009)
(Ни дня без открытия!) Казалось бы, я должен был ассимилироваться. Но это совершенно не так, я даже помыслить никогда не мог и не могу об отречении от своего народа. В.Л. Гинзбург, Автобиография [1] Заниматься наукой, физикой, во всяком случае, на
сколько-нибудь высоком уровне, совершенно невозможно…, не имея
мировоззренческих позиций, не задумываясь о философских вопросах. В.Л. Гинзбург, Там же Эта статья посвящена памяти
великого физика и человека. В её основу положены, однако, только впечатления о нескольких
встречах и беседах, и лишь вскользь упоминаются научные достижения, отражённые
в многочисленных научных статьях (около 400) и книгах (10) – основном наследии
большого учёного. Причина этого не случайна. Описание научных достижений
Виталий Лазаревич Гинзбург
Он читал некоторое из того,
что я писал по социально-политическим вопросам, нередко комментировал
прочитанное, интересовался моим мнением по поводу происходящего в Израиле, обычно
выражал поддержку. Касались мы и других вопросов – о еврействе, о религии, об
объективной оценке труда научного работника, о справедливости в присуждения
Нобелевской премии по физике. Именно обо всём этом я и расскажу в данной
заметке. Намерен в основном говорить о тех вопросах, которые с ВЛ обсуждал
лично. Конкретно, коснусь так называемого «плана Гинзбурга» урегулирования
арабо-израильского конфликта, отношения ВЛ к своему еврейству [5] и еврейскости
вообще, к религии [6], к Израилю и проблеме поселений и их жителей, к
политической левизне и её роли в применении опять-таки к Израилю. Из других
проблем опишу наше обсуждение того, почему и СССР и Россия имеют относительно
малое число Нобелевских лауреатов по физике и роль индекса цитирования в оценке
научного работника. Естественен вопрос: имеет
ли смысл, говоря о большом учёном, вообще обсуждать что-то, к его научной
деятельности прямо не относящееся? Ответ даёт сам ВЛ: «Если мы хотим составить
достаточно полное представление о человеке, то должны узнать о нём многое. Конкретно,
хотелось бы узнать, во-первых, каково его мировоззрение, включая сюда отношение
к религии. Во-вторых, интересны его политические взгляды. Далее, в-третьих,
следует характеристика профессиональной деятельности» [1]. Данная статья
касается главным образом, но не только, первых двух пунктов. Однако начну с нашего
знакомства, одностороннего и относящегося, насколько помню, к концу
шестидесятых. Тогда я впервые увидел ВЛ «в деле»: он, уже академик, выступал в
Новосибирске с пленарным докладом о сверхтекучести нейтронных звёзд. По ходу
доклада во мне зрел протест. Сверхтекучесть, на мой взгляд, могла существовать
лишь на поверхности этого объекта, но не в объёме, как утверждал докладчик. С
нетерпением я ждал конца выступления, чтобы задать «разоблачительный» вопрос, а
там – будь, что будет. К публичной порке я был готов. Оказалось, однако, что
«любопытных» – довольно много. Слово получил Р.З. Сагдеев, задавший «мой»
вопрос, притом, в утвердительной и чинонепочитающей форме. «Ну, что сейчас
будет!», – подумал я, ожидая испепеляющих молний. Однако ВЛ спорить не стал,
сказал, что поверхностная сверхтекучесть даже интереснее, чем объёмная, и начал
развивать эту идею в течение следующего получаса. Я был поражён. Происшедшее
показалось мне признаком научной слабости. В быстрой перемене точки зрения я
увидел лишь поверхностность. Поразило, что ВЛ не нашёл, чем «испепелить» своего
оппонента[2]. А я уже к
тому моменту видел процедуру «испепеления» в исполнении такого гроссмейстера
этого дела, как великий Ландау. Не скрою, инцидент меня огорчил, а ВЛ –
разочаровал. В стремительной перестройке я, увы, умудрился не заметить Мастера
физики, способного взглянуть на проблему с разных сторон, при которой внимания
заслуживают иные, а не только свой, подходы. Я нередко посещал семинар
ВЛ, и так случилось, что пару раз работы, казавшиеся мне просто неверными,
встречали похвалу руководителя семинара. Для меня тогда естественной казалась
другая обстановка: найти ошибку, «загрызть» докладчика было «делом чести,
славы, доблести и геройства». А тут – академическое благодушие… Это теперь мне
семинарский разнос не кажется научным достижением. Скорее, напротив. А тогда
вывод мой был скор – слабы они, включая и руководителя семинара. Тут ещё
попалось мне утверждение ВЛ в какой-то обзорной статье, что примерно 25 градусов
по шкале Кельвина – наивысшая возможная температура сверхпроводника. И когда
через пару лет, после открытия в 1986-м К.А. Мюллером и Й.Г. Беднорцем[3]
сверхпроводников при 35о К началось триумфальное шествие вверх
по шкале температур – я вспомнил прогноз ВЛ. Ошибка в предсказании и здесь была
мною необоснованно переоценена. Но к концу восьмидесятых моё
отношение к ВЛ было уже иным. Сдвигу способствовало много факторов. Субъективно
очень важным было осознание того, что моя работа по «атомному тормозному
излучению» следует по сути из идей переходного излучения, высказанных ВЛ и академиком
И.М. Франком, Нобелевским лауреатом, за сорок лет до того. Я уже в полной
мере оценил и понял, что значит предельная концентрация ВЛ на своём деле, когда
буквально каждый день им делалось что-то новое – этакий принцип «ни дня без
открытия», о чём уже тогда свидетельствовал гигантский перечень его научных
достижений. Да и лояльность к начинающим учёным и коллегам ценилась мною к тому
времени весьма высоко. Научную благожелательность
и интерес со стороны ВЛ я почувствовал в полной мере и совсем недавно, когда в
2007, уже совсем немолодой и больной, он нашёл время и силы прочитать, разобраться,
дать положительный отзыв, и принять к печати в своём журнале «Успехи физических
наук» нашу с В.Р. Шагиняном и К.Г. Поповым обзорную, а значит –
весьма длинную, статью о фермионной конденсации. Отмечу, что эта сравнительно новая
идея в теории многочастичных систем встречается научной общественностью, мягко
говоря, без всеобщего энтузиазма. Тем более, поддержка ВЛ стоит многого. Хорошо
помню, как и в нашем, оказавшемся последним, разговоре, ВЛ спросил меня, чем я
сейчас занимаюсь. Вопрос о том, любой атом, помещённый внутрь фуллерена – полой
оболочки, состоящей из несколько десятков атомов углерода, взаимодействует с
потоком фотонов, его заинтересовал. Он сразу увидел в проблеме перспективу. Заданные
вопросы были под стать авторитету и без минимальной скидки на возраст – глубоки
и точны. Как я уже отмечал выше,
наше знакомство было, однако, связано не только и не столько с наукой, сколько
с другими делами. В В сентябре Встреча
с ВЛ поразила меня и в другом отношении. Узнав, что я знаком с ситуацией в Израиле
не понаслышке, он начал разговор словами: «Что это у вас эти левые с ума
посходили и отбились от рук?» Я попытался ответить, и получил рекомендацию «что
делать», которую, лишь слегка упрощая и огрубляя, можно передать словами «Да
наплюньте вы им полную харю!». Несколько ошарашенный, поскольку встреча была
далеко не тет-а-тет, я ответил: «Виталий Лазаревич, у меня уже не хватает
слюны![5]». Вскоре точку
зрения ВЛ на «детскую болезнь левизны» и способ её лечения я его словами
передал слушателям в интервью радио РЭКА. Последовавшие разговоры на
Гумбольдтовской конференции показали, что ВЛ следит за происходящим в Израиле с
большим вниманием. Степень заинтересованности явно не объяснялась только тем,
что одна из внучек ВЛ живёт в Израиле. Уместно напомнить, что ВЛ был в этой стране
несколько раз, что первой его международной премией, принесшей деньги, так
необходимые для существования в России периода экономических реформ, или
попросту грабежа, была присуждённая ему в Проблема взаимоотношения с
буйными соседями Израиля, его выживания во враждебном окружении волновала ВЛ.
Он не видел возможности мирного сосуществования с палестинскими арабами, о чём
и писал [1]: «Допустить такую возможность в ближайшем будущем (или делать вид,
что они её допускают) могут только совершенно безмозглые банкроты, добившиеся в
своё время пресловутых соглашений Осло». И сегодня, к сожалению, вполне
актуально сказанное ВЛ в начале 2004: «Слепота,
безответственность, преступная наивность – вот характерные черты этих
"прогрессивных либеральных левых интеллектуалов" XX века. Могли бы
наши современники чему-то научиться, усвоить элементарные уроки истории! Но
нет, поддерживают явного бандита Арафата, уличенного в казнокрадстве, лжи,
организации террора. Оправдывают, по сути дела, террористов, всех этих талибов
и шахидов, которых колонизаторы, империалисты, сионисты вынуждают якобы делать
свое черное дело. … Любые уступки Арафату и ему подобным только ухудшат
ситуацию, обернутся новыми жертвами. Разве сторонники этой обанкротившейся
политики уступок и соглашательства не должны отвечать за свои действия?». Лишь имя бандита изменилось
за пятилетку, а суть безмозглой поддержки со стороны людей, заинтересованных
материально или бескорыстных, так называемых «полезных идиотов» – нет…[6] Решение проблем
взаимодействия Израиля с окружением ВЛ видел в чётком разделении «мы здесь –
они там», т. е. в создании «двух государств для двух народов». Он полагал,
но был в этом не уверен, что именно «поселенцы» есть препятствие к такому
решению, а потому, считал он, изолированные посёлки следует убрать. При этом
забота о «втором государстве» не должна касаться Израиля – это дело «собратьев
в богатых арабских странах». Однако вопрос о судьбе
поселений ВЛ считал для себя, тем не менее, открытым. Неуверенность ВЛ
отразилась в посланном мне письме: «Но вот мне недостаточно ясен вопрос о "поселениях" и т. п. Поэтому и пишу, и хотел бы
узнать Ваше мнение». В ответ я, сам и совместно с М.Е. Перельманом,
объяснили неправильность его отношения к данному вопросу, равно как вредность и
невозможность реализовать идею «Два государства для двух народов». В более
поздних разговорах его отношение ко всем жителям Иудеи и Самарии стало иным. Мы
же с Перельманом, буквально отвечая на вопросы ВЛ, написали статью «Коротко о
поселениях и поселенцах». Нам удалось убедить его, что эти жители ни в
малейшей мере не есть препятствие миру вокруг и внутри Израиля, и что свою землю
Израиль отдавать не должен, да и на этом пути мира не получишь. Мне казалось,
что подобные доводы ВЛ убеждали. Проблема земли Израиля волновала не только ВЛ.
В этой связи вспоминаю то, что вычитал у крупнейшего израильского физика Ю. Неемана:
«Я рассказал Лифшицу[7] о различных
планах мирного урегулирования. Вдруг у Лифшица вырвалось: "Нельзя нам
отдавать ни пяди земли!" Мне запомнилось это "нам"» [2]. Характерно, что отношение к
Голанским высотам у ВЛ с самого начала было иным. Эту проблему он знал лучше. Он
ясно понимал беспочвенность требований Сирии в этом вопросе, поскольку Сирия
владела Голанскими высотами всего с 1944 по 1967 – маловато для того, чтобы
считать земли исконно своими. Вот что писал ВЛ в [1]: «Я сам там был и видел
развалины большой древней синагоги. Почему же это «исконная сирийская земля»?
Сирия напала на Израиль, была разгромлена и потеряла Голанские высоты. … Её
потеря – плата за агрессию». Безопасность Израиля тесно
связывалась ВЛ с проблемой справедливости мироустройства. Но его позиция определялась
и ощущением им своего еврейства. Человек абсолютно нерелигиозный, ВЛ, тем не
менее, еврейство глубоко ощущал и говорил о нём открыто. Очень точно это
отражено в словах, вынесенных в эпиграф. Он также писал: «Ярким проявлением у
меня еврейского национального чувства являются стыд и негодование, когда я
сталкиваюсь с евреем негодяем и, вообще, отрицательной личностью. Одновременно
меня радует, если достойный человек является евреем. Так, я очень рад, что
Эйнштейн был евреем, да и немало других выдающихся людей». Уместно вспомнить,
что ВЛ был членом президиума Еврейского конгресса России. Кстати, ВЛ признавал и
огромную роль иудаизма в сохранении еврейского народа в течение тысячелетий вне
своего государства, высоко оценивал роль синагог как объединяющего еврейский
народ начала. В ответ на моё замечание, что я не дорос до атеизма, ВЛ ответил,
что иногда, чисто эмоционально, завидует верующим, поскольку с искренней верой
жить легче. Эту точку зрения понимаю и принимаю. В то же время, ему казалось,
что в Израиле роль религии очень велика, и он считал, что во имя равноправия с
неверующими, её необходимо существенно ограничить. С этой позицией согласиться
я не мог, и приводил контрдоводы. А ВЛ не только говорил и убеждал, но умел
слушать и изменять своё мнение даже в научных вопросах. Отношение к своему народу и
происхождению со стороны крупного, широко известного человека – непростой
вопрос, в особенности, если этот человек – не религиозен. Тем более что на
Западе этническое происхождение подменяется обычно принадлежностью к
определённой религии. Помню, как удивляло моих знакомых иностранцев, когда я
говорил о своём еврействе, отмечая в то же время, что отнюдь не следую строго канонам
иудаизма. Знаю сам, да и читал, о
ряде известных учёных, и не только учёных, которые старательно обходили
публичное обсуждение темы своего еврейства вообще и выдающегося вклада евреев в
мировую культуру в особенности. Свои успехи они видели в независящей от
этнического происхождения случайной комбинации генов, т. е. своей личной
особенностью. Так, в беседе М. Гелл-Манна и Ю. Неемана с Р. Фейнманом,
тот отрицал, что среди знаменитых физиков непропорционально много евреев.
«Возьмите венгров, тоже маленький народ. А из него вышли и Ю. Вигнер и Э. Теллер»,
– говорил Фейнман. Оказалось, он не знал, что оба упомянутых им – евреи[8].. Кстати,
Фейнман не разрешал поместить своё имя и биографию в книгу, посвящённую евреям
– лауреатам Нобелевских премий, считая саму классификацию лауреатов по
национальности надуманной. Отмечу, что другой
знаменитый физик в своей книге – автобиографии умудрился не коснуться «дела
врачей», хотя ему, еврею по матери, было в то время больше двадцати лет, и
ничего об этом деле не знать он просто не мог. ВЛ же и этой позорнейшей страницы
в истории сталинщины в СССР не обошёл. Вполне ощущая, куда сегодня дует
общественный ветер в России, он счёл нужным не только сказать, но и написать:
«К огромному счастью, Великий Вождь не успел доделать задуманное и умер или был
убит 5 марта Можно подумать, что
проблемы Израиля, и еврейство суть какие-то мелочи, о которых в применение к
знаменитому учёному и упоминать то не надо. Так сказал мне однажды очень
известный российский писатель: «Что вы, Мирон, всё время носитесь с этими
провинциальными проблемами?». Я ответил, что, коль они провинциальны, то почему
не уходят десятилетиями с первых страниц газет, новостных блоков радио и ТВ,
представляют предмет занятий ведущих политиков крупнейших стран мира. Да что,
десятилетия – эта «провинция», этот «провинциальный» народ был объектом
внимания тысячелетия. То, что зарождалось здесь, на территории сегодняшнего
Израиля определило ход дальнейшей истории фактически всего человечества. В этой статье я хочу
рассказать также об одном не чисто научном вопросе, в котором пересёкся с ВЛ.
Речь идёт о так называемом «индексе цитирования», т. е. числе ссылок на
данного автора в научной литературе как важной и объективной характеристике
исследователя. Ни я, ни ВЛ этот индекс не изобрели. Он известен давно, но лишь
использование персональных компьютеров и сети Интернета сделало его легко
доступным. Я увлёкся этим индексом, когда выяснил, сколь просто с его помощью можно
отделить заведомого авантюриста от приличного учёного. Затем расширил поиск и
обнаружил, что значительное число учёных, избранных академиками РАН в И вот, читая раздел
«Трибуна» журнала «Успехи физических наук», я набрёл (случайно!) на статью ВЛ,
где он писал:
«Отделение физических наук РАН слывет, если не ошибаюсь, одним из самых
«приличных». И что же могу сказать об отборе кандидатов в этом Отделении, где я
много раз был членом экспертной комиссии. Не помню случая, чтобы кто-нибудь
поинтересовался Индексом цитирования у кандидата[9] и имело место
обсуждение его работ. Все делается в спешке и только непосредственно перед
выборами». И в личном разговоре с ВЛ выяснилось, что учёт
индекса цитирования для оценки вклада учёного он считает необходимым, хотя,
разумеется, отнюдь недостаточным. Хочу затронуть ещё один
важный вопрос, касающийся оценки научных достижений, более точно – Нобелевских
премий по физике. Почти после каждого присуждения раздаются голоса,
утверждающие, что и на этот раз Россию, как и ранее СССР, на «пиру наград»
обнесли. Проще всего на эту тему промолчать, слушая, как совсем непричастные,
абсолютно не знающие принципа награждения, завещания Нобеля, механизма отбора
кандидатов и выбора лауреатов рассуждают о «злых кознях» американского научного
лобби, о запретах получать премии со стороны партийных бюрократов в СССР, и
прочей чепухе. Сказать неприятную правду всегда труднее, чем промолчать. Она,
эта правда, требует определённой смелости, как и открытое сообщение о своём
еврействе. С другой стороны, вероятно прав был Е. Евтушенко, когда писал «Мне
говорят – ты смелый человек. Неправда, никогда я не был смелым. Считал я просто
недостойным делом унизиться до трусости коллег». Я получал приглашения
номинировать на Нобелевскую премию в течение ряда лет, ВЛ, как выяснил в
разговоре с ним, гораздо дольше. Оказалось, что его взгляды на причину недодачи
близки к моим. Сформулировав шутливую теорему, что получение Нобелевской премии
по физике есть лишь проблема дожития, ВЛ чётко и открыто отрицал обвинения в
адрес Нобелевского комитета по физике в какой-то антисоветской или
антироссийской предвзятости. Моя точка зрения встречала у ВЛ понимание. Я же полагаю,
что основная причина малого числа советских или российских Нобелевских премий
заключается в качестве работ. Ведь недостаточно первым сказать весьма
неконкретное «э». Необходимо, чтобы это «э» обросло конкретным содержанием.
Существенно сказываются и в общем малые затраты на научный поиск и на науку в
целом в России, да и СССР. Свою важную и негативную роль играет и почти
традиционная недоброжелательность коллег-соотечественников, и многолетняя
традиция несвободы, которая неизбежно сковывает и научную фантазию страхом
ошибиться. Эйнштейн говорил, что бывают моменты в истории страны и народа, когда общественная деятельность учёного становится важнее его профессиональной. Многочисленные интервью, появление дискуссионной «Трибуны УФН», борьба с лженаукой и анти-наукой, с попыткой Русской Православной церкви проникнуть в школу показывают, что ВЛ сложившуюся в России ситуацию понимал, и отмалчиваться считал для себя неподходящим. Ему было что сказать «народу и городу», и все возможности для этого, совсем немалые у Нобелевского лауреата, он использовал очень эффективно буквально до самого конца своей жизни. Не менее важно, правда, чтобы «народ и город» слушали и слышали, что ему говорят. Вместе с другими девятью академиками, включая Нобелевского лауреата Ж.И. Алфёрова, ВЛ написал письмо президенту России против клерикализации российского общества, против рассмотрения теологии как науки, против попыток вернуть православный «Закон Божий» в среднюю школу. Несмотря на все звания подписавших, письмо это удалось опубликовать с трудом. Оно стало объектом полемики и жёсткой критики в обществе. Но ВЛ был борцом, и твёрдо отстаивал свои убеждения. Результат не замедлил сказаться: в июле 2007-го православное общественное движение «Народный собор» потребовало от прокуратуры Москвы привлечь ВЛ за «возбуждение религиозной вражды, оскорбление многих десятков миллионов христиан России». Это была неправда – ВЛ никого не оскорблял и вражды не возбуждал, хотя в выражениях бывал и резок. Отмечу, что ВЛ считал и Израиль государством, где роль религии чрезмерна и создаёт угрозу гражданским правам неверующих. Он, однако, отчётливо понимал, что в конкретных условиях существования Израиля, как и во всей истории еврейского народа, религия играла особую и сберегающую нацию роль. Я с близкого расстояния подобной угрозы правам неверующих не вижу, а потому с представления ВЛ о засилье религии в Израиле не соглашался. Хочу упомянуть ещё об
одном, далеко не несущественном аспекте деятельности ВЛ. В 1998 году по его
инициативе при Президиуме РАН была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и
фальсификацией научных исследований. Она включала известных учёных. С *** Наше близкое знакомство с
ВЛ было кратким, в основном по моей вине, но для меня чрезвычайно важным и
стимулирующим. Именно поэтому позволю себе закончить данную заметку теми же словами,
что и поздравление главному редактору «Успехов физических наук» Виталию
Лазаревичу Гинзбургу в связи с девяностолетием журнала: Я счастлив, как
зверь, до ногтей, до волос,/ я радостью скручен, как вьюгой,/ что мне с
командиром таким довелось/ шаландаться по морю юнгой[10]. Литература [1] V.L. Ginzburg, On
superconductivity and superfluidity. A scientific Autobiography,
Springer, (2009). Автобиография (Приложение к Нобелевской лекции, 2003) Прислана
с надписью ВЛ «Это главное!» с указанием разделов, в основном обсуждающихся в
данной статье. [2] В. Л. Гинзбург, Об
атеизме, религии и светском гуманизме, Москва, ФИАН, 2009. [3] А.М. Блох,
Нобелевская премия - популярно обо всём, Москва, БуКос, 2008. [4] В. Каждая,
Диакон бесстыжий или как делают антисемитом, Москва, 2008. [5] В.Л. Гинзбург, Несколько замечаний об атеизме, религии и еврейском национальном чувстве,
Сетевой альманах «Заметки по еврейской истории», № 23,
2002 [6] В.Л. Гинзбург, Заметки об атеизме, науке и религии в современном мире, Сетевой альманах
«Еврейская старина», № 8,
2002 [7] Ю. Нееман,
Политика без иллюзий, Иерусалим, 1988. Иерусалим Примечания
[1]
Позволю далее в данной заметке Виталия Лазаревича Гинзбурга именовать ВЛ,
хотя и не знаю, принята ли была эта аббревиатура среди его учеников и коллег.
[2] Лишь через много лет
я подумал – а, может, не захотел оппонента «испепелять»?
[3] Нобелевская премия
пришла к ним через год, в
[4] Текст был составлен
автором данной статьи и проф. М.Е. Перельманом.
[5] См. пародию на
Маяковского в книге Архангельского «Парад бессмертных»: «А у меня уже не
хватает слюны. Шлите почтой: Нью-Йорк, Маяковскому!»
[6] Увы, не изменилась
во многом и политика правительства Израиля, изо всех сил пытающегося доказать миролюбие
Израиля мировому сообществу, страдающим «слепотой, безответственностью,
преступной наивностью».
[7]
Имеется в виду академик
Е.М. Лифшиц.
[8]
Об этом мне рассказал проф. Ю. Нееман
[9]
Выделено мною – МА
[10] С. Кирсанов * От рекламодателя: Windows 7 кардшаринг, программы для кардшаринга |
|
|||
|