Номер 6(7) - Июнь 2010 | |
Сонеты по разным поводам
***
01
Прекрасна молодость, ей
не страшны невзгоды.
И жалобы ей наши не
важны.
Не ждем мы милости не
только от природы,
И от детей, которым не
нужны.
Есть в этом глупости
божественной начало?
Иль мудрости божественной
конец?
О том судачить будто не
пристало,
Но больно жмёт терновый
наш венец.
Известно: молодым сродни
победы,
И нет у времени обратного
пути.
Но вместе радоваться и
отвращать их беды
Нет лучше участи, как ни
крути-верти.
Виной всему Адамова
забава
С тех пор, как Ева яблоко
сорвала. Июнь, 1999
***
02
Вот похоронный дом –
ворота в никуда.
Я что-то зачастил сюда.
Опасно!?
В какой заход я вновь
приду сюда,
а друг придет ко мне
домой напрасно.
Защиты от поветрия смерти
не найти.
И нет нужды терпеньем
запасаться.
Не лучше ль счёт годов
назад перевести,
чтоб в мыслях и делах
летам попридержаться.
Я не смогу проверить этот
трюк,
но кто меня переживёт…
(Прекрасно!),
сумеет подсчитать и
оценить,
как важно молодым в себе
остаться.
Но коль стремится к
завершению игра,
то мир покинуть вовремя
пора. Февраль, 2000
***
03
Ты не ищи заступников.
Поступки,
которые сомнительны, увы,
потребуют у совести
уступки
и лжи, и лжи, и лжи, и
лжи.
Ты не обманывай себя
высокой целью,
не строй интриги тонкие
ходы:
что праведно, то праведно
и с болью,
что лживо – лживо, как ты
ни верти.
Пытайся строить жизнь по
этой мерке,
и с прописною истиной
дружи.
В ней мудрость древняя
собралась по крупинке.
А дальше просто – просто
ей служи.
Упущенных возможностей
немало –
Дорога вымощена ими как
попало. Август, 2001
***
04
Обиды детские и взрослых
покаяния,
они как оспины, а иногда,
рубцы,
свидетели сердечного
страдания
обычно молчаливы как
агнцы.
Во взрыве спора иль
неумной ссоры
Родитель с изумленьем
узнаёт,
что был не прав, когда в
иные годы,
от наказания детей не
уберёг.
Однако мамы-папы не
узнают,
когда заматеревшие юнцы
от осознания обидных слов
взрыдают,
но где теперь их мамы и
отцы?
Но совестью рождённые
страдания
Останутся как мера
порицания. Май, 2002
***
05
Традиции? Что это? Постоянство?
Преемственность? Тупой
консерватизм?
Инерция? Бездушие?
Мещанство?
Иль общества поступков
механизм?
У дипломатов он зовётся
протоколом,
на похоронах, свадьбе –
ритуал,
в рутинной одуряющей
работе – инструкция,
а в светской праздности
он ежегодный бал.
В кругу семьи, друзей
живут иные правила,
в них твёрдой
обязательности нет,
но волею желания и памяти
рождается традиция-обет.
Консерватизм – традиции
основа,
он как мезуза на двери
или подкова. Май, 2002
***
06 Моей жене
– Мери
Мы в нашем театре
ставим нашу пьесу:
артистов подобрали без
конкурсных интриг,
в ней те, кто «тянет»
роль, играет с интересом,
кто в пошлость не
срывается или в щенячий визг.
Но вот мы в одиночестве –
актёров только двое:
тот навсегда ушёл, а с
этим не сошлись,
нет также с нами тех, кто
превзошёл игрою, –
итак, мы драму ставим,
где роли на двоих.
Мне хорошо играть
по-прежнему с тобою,
ничто не изменили сорок с
лишним лет,
с тех пор, как стал я
мужем, ты – женою,
лишь пред тобой держу за
наш спектакль ответ.
Нам не нужны восторги и
награды,
мы рады и тому, что
обошли преграды. 27 июня 2002
***
07
Придумка изощрённого
Пройдохи,
который правит миром из
небес,
в божественный союз
соединила
любовь и sex как чудо из чудес.
Perpetuum mobile – изысканный и скотский –
в реальности простейший
механизм,
плодит людей посредством
связи плотской,
и бег его кулис неумолим.
Творец задумал: ход его
убавить,
послал на землю голод,
войны, страх,
придумал также разные
болезни,
но изменить его («Ура!»)
не смог никак.
Так необдуманный поступок
ведёт к потоку глупых
шуток. Июль, 2002
***
08
Утренний свет проникает
сквозь штору
и будит пылинки в
фотонном ручье,
а взглядом ласкает
бесстыдно натуру,
как краски художник
кладёт на холсте.
Тот солнечный луч от
Вселенной посланник,
он нежен, бесплотен и в
помыслах чист,
и в цирке земном
открывает он праздник,
...но к рампе выходит
Великий Стилист.
И он же – поэт, режиссёр
и провидец,
лишь пьесы стары, как не
нов этот мир,
иначе б не был я игрищ
очевидец,
в которых порок – и
звезда, и кумир.
Не поздно ещё пьесы новые
ставить,
Но где тот Мессия, что
театр исправит? Июнь, 2002
***
09
Есть города в пустыне и у
моря,
на знамени у них –
веселье и азарт,
к ним едут и летят от
радости и горя,
познать гипноз игры и
власть бесовских карт.
Ласкает грубый слух монет
каскад летящих,
пленяет пошлый взгляд
завистливой толпы,
и сладкий вкус игры –
глоток вина пьянящий –
дарит иллюзию нешуточной
борьбы.
Инстинкт завоевать – от
Ники – самый главный,
всё из него: любовь,
прогресс и власть,
а также ненависть,
стяжательство и щедрость,
не
дай вам, Бог, в его тиски попасть.
Не нам судить, что
праведно, что ложно.
До истины за жизнь
добраться невозможно. 9 августа 2002
***
10
Когда покинула Земля
созвездие Стрельца,
ведомая десницею Творца,
и вновь вошла в пределы
Козерога,
Зима взяла её в объятия с
порога
и объявила самый малый
день,
как первый крик Природы
Ренессанса,
в котором всё от божьего
таланта:
как свет луны или от
солнца тень.
Однако этот ясный поворот
на новый круг мы позже
отмечаем,
и днём столь
примечательным встречаем
как праздник, что зовётся
Новый год.
Все наши прихоти условны,
коль Природа
всегда в урочный час
встречает Козерога. 13 декабря 2002
***
11
Философы, мыслители,
пророки,
искатели истоков Жизни,
истин,
сырьё ль из прошлого вам
пища и уроки.
или Всесущий – мира
Исполин?
Кто нас придумал: Бог или
пришельцы?
Мистичен или материален
мир?
Отбор естественный или
случайный фокус
нас в Homo Sapiens из клетки
превратил?
И всё же эволюция! Прав
Дарвин несомненно,
животный мир по правилу
живёт:
что плохо для него
исчезнет непременно,
что хорошо к прогрессу
поведёт.
Цепочка превращений
бесконечна.
В ней утверждение, что
жизнь продлится вечно. Июль, 2003
***
12
Безвременно
ушедшим поэтам
День мотался от жары к
холоду.
Тучи для солнца
отплясовали.
От этой вакханалии зову
грозу
от боли, которую в голову
запрятали.
Пришла буря во спасение
и очистила день и тела
скверну,
потому возникло
соображение
навестить по любви
таверну.
И опять всё пошло по
кругу
от очищения до страдания,
то строчку в стихе
забуду,
то новую напишу без
рыдания.
Такова по опыту всех
творцов природа.
Из круговерти один выход
для пишущего народа. Сентябрь, 2003
***
13
Молчание и звук, как
пауза и слово,
не существуют врозь –
значением сильны,
безмолвие и гром звучат
подчас сурово,
а шум и тишина – веселием
полны.
Мы с замираньем ждём
аккордов продолжения,
когда по воле Мастера
оркестр на миг затих…
Тут таинства искусств,
как в мыслях озарения,
томительны и сладостны,
как постлюбовный вскрик.
Но есть другой ансамбль воинственный
и жуткий,
он производит боль: в
ушах не звук, а скрип,
как вой сирен
безжалостный и гулкий.
Я жажду тишины – так к
ней душой прилип.
Когда мы управлять
научимся молчанием,
тогда не будет строк с
негодным содержанием. Март, 2005
***
14
Назад оглядываться – знаю
– не хочу,
но и вперёд смотреть –
себе дороже,
поэтому о прошлом
помолчу,
а с настоящим обойдусь
построже.
Возьму бутылку красного
вина,
оно для сердца и любви
полезней,
пойду к красавице,
которая умна
и ценит секс – лекарство
от болезней.
Устав от наслаждений,
посижу
над виршами – они моя
услада,
или по весям ближним
поброжу,
свобода от забот – моя
награда.
Ценить, лелеять каждое
мгновение –
единственное мудрое
решение. 28 марта 2006
***
15
Когда бы не
был я бездельником отчаянным,
то вирши бы
писал, не отрывая зада,
и не боялся
бы обидеть словом напечатанным,
того в ком
вижу не врага, а гада.
Скользит и
вьётся он и в стойку поднимается,
Ужалит – в
нору прячется быстрей.
Зовут его
Завистник, Лицемер и Склочник,
Ханжа и
Скряга, Сноб или Злодей.
Однако не
бояц я, а пишу от скуки.
Писательские
лавры не нужны,
поэтому
рифмовочные муки
оставлю тем,
кому они важны.
От лени мы
страдаем больше, чем от власти
мирских
страстей и всяческой напасти. Март, 2006
***
16
Не всякий храм увидишь в
Зазеркалье.
Здесь мистика –
реальность, факты – миф:
в голубизне воды –
вселенское объятье,
а трепет волн –
космический прилив.
Антена-крест сигналы шлёт
в пространство
от плачущей земли, а
«маковка»-слеза.
Посылка – код Земли, в
нём чисел постоянство, –
«сеченьем золотым» навеки
названа.
Универсален ряд из чисел
Фибоначчи,
сулит надежду, что в
других мирах
поймут призыв – не может
быть иначе –
и Злобу отзовут и
уничтожат Страх.
Фантазия – искусный
врачеватель,
когда забывчив или спит
Создатель. Ноябрь, 2006
***
17
Вчера по думам день был
серый и плохой,
Над домом вороны кружили
очень низко,
А чайки криками стонали –
чем не вой? –
Как будто враг-недуг
подходит к стенам близко.
Что это: явь, прозренье
иль игра ума,
Который чуток к счастью и
несчастью?
Беда, как правило,
приходит не одна,
И сумма бед сродни погод
ненастью.
Однако у Стихии бездна
лет.
И смена непогоды и погоды
Уравнивает шансы: чёт или
нечёт.
Природе – вечность, а
живому – годы.
Поэтому, чтоб власть Её
отнять,
В унынии права нет
подолгу пребывать. Январь, 2007
***
18
Не слишком тяжелы заботы
О том, кем очень
дорожишь,
Но повседневные хлопоты
Скучны – от них не
убежишь.
Но если ритм отмерить
чётко,
И не лениться рано
встать,
Тогда появится
возможность
«n» строчек за день написать.
С лихвой окупятся
старанья
Восторгом от удачных
строк,
А «m» плохих без колебанья
Заброшу в мусорный бачок.
К остатку «к» предел
навечно
Стрелой направлю в
бесконечность. 28 мая 2008
***
19
Не оставляй на всякий
случай,
Не прячь в шкафу иль в
сундуке,
а наряжайся в самый
лучший
костюм и двигай налегке
в театр, в бар, на party,
к другу, в кино, музей
иль на балет,
а коль найдёшь себе
подругу,
то всем ты будешь
образец.
А дело страсти без потуги
твори,
как в первый раз влюблён,
люби подруг не за услуги
–
и будешь дружбой
награждён.
Но обстоятельства порою
мешают быть самим собою. 13 июня, 2008
***
20
От сала губы утирая
рукой грязнущей и сопя,
Пентюх шёл улицей, играя
мослами, страхи наводя.
Навстречу двигался
кудрявый
в очках, с горбинкой на
носу,
и с книгами, отнюдь не
бравый
Борух – он нёс домой
мацу.
Читатель ухмыльнуться
вправе:
конфликта тут не
избежать.
Но дело вовсе не в забаве
–
мацу и сало размешать.
Изъян в строении генов
виден,
но идеал не очевиден. Июнь, 2008
***
21
Любил, люблю я стих
толковый,
с мелодией от рифмы
новой,
писать и тут же
повторять,
чтоб строфы в памяти
держать.
Чем чётче мысль – короче
строчка,
неряшливость не для
стихов,
и, если форма-оболочка
без выкрутасов – стих
готов.
Теперь нужна проверка
ритма,
оценка хора: «та-та-та»,
и музыкальная начинка –
подмога слову у стиха.
Но вкус изменчив и,
конечно,
творение из слов не
вечно. 30 июня, 2008
*** 22
Интеллигент, пенсне
поправив,
сказал: «Поверить не
могу,
что морж свой член в
моржиху вставив,
резвиться может на
плаву».
Но вопреки такому мнению
плодятся звери, а приплод
отверг херовые сомнения
как импотентский ловкий
ход.
Мораль проста: держи
улыбку–
и не срами семян копилку,
а делай, что угодно Богу,
и победишь зверей
природу.
Совет усвоить всякий
может,
но всех последствия
тревожат. Июнь, 2008
*** 23
Vita brevis, ars longa (lat.)
Не погасить в душе
тревогу:
так страшен 21 век.
В какую спрятаться
чертогу
от дьявольских его утех.
Интриги, заговоры, драка,
убийства, воровство и
ложь,
беспамятство и злость
варяга –
заснуть бы, но бросает в
дрожь.
Пока ещё он не коснулся
моих сегодняшних забот,
но запах тленья
потянулся,
а свежий ветер занемог.
Жизнь коротка и
бессердечна.
Печалюсь..., но искусство
вечно. 18 мая 2009
***
24
А вот и утро! Душно
летом!
Прохлады нет. Исчезла
ночь.
Хочу пропеть про то
сонетом...
Пегас мне силится помочь.
Амур-проказник
менкен-писом
во сне приснился и
стрелой
коня вспугнул, а я
раздетым
предстал пред девой
молодой.
Она без всякого смущения
взяла Достоинство моё,
и наступило
воскрешение...
и пробужденье без Него.
Тут чуда нет. Здесь всё
земное.
Резвиться – дело молодое. Август 20, 2009
***
25
Итоги подводить пора...
Карга с косой не за
годами.
Шпионит тихо, но всегда,
и пакостит, сверля
глазами.
Я прячусь, а она со мной,
врачам подкидывая взятки,
флиртует как Спаситель
мой
и из аптек мне шлёт
подарки.
Но разгадав её игру,
я докторов не обижаю,
рецепты все в камине жгу,
а дни с улыбкою встречаю.
Тут информация важна,
а жизнь и так обречена. Август 23, 2009
***
26
Лето уходит и осень с
дождями
туманную грустную гонит
волну.
Сердце сжимается чаще
клещами.
Ночи бессонные – сны
наяву.
И снится: воюю стихами с
ненастьем
бравурной строфой убиваю
беду,
а в бурю суровую песней
удачной
от тела усталого боль
отведу.
Утро неясным и сереньким
светом
медленно день напрягает к
труду...
Вспомнить хочу, что я
лгал пред рассветом,
но ни строки записать не
могу.
В мыслях врага побеждаем
мы ловко,
А на яву нас подводит
сноровка. Август 29, 2009
***
27
Всегда
нервозно и тревожно,
когда
предвидишь поворот
на том пути,
где невозможно
притормозить
и сделать сход...
к обочине,
минуя драму
от
столкновения с судьбой.
Но как найти
дорогу к храму,
шагая только
по прямой?
У колеи круты
изгибы,
неизмерима
глубина,
её следы – лица морщины
и в
обрамленьи белизна.
Бывает знание
опасно.
Незнание
подчас прекрасно. Сентябрь, 2009
***
28
OMNIA MEA MECUM PORTO (лат) «Всё моё ношу с собой» Биант – греческий философ
или
VOLENS NOLENS (лат.) «волей-неволей» О, как приятно в день воскресный
в постели долго полежать,
а не включаться в ритм
карьерный: «идти, увидеть, побеждать»[1].
Так рассуждал я в неге томной,
лелея лености порыв,
пока звонок нежданно
звонкий ушей моих, увы, достиг.
И проклиная власть такую
чужих желаний и забот,
включаюсь в суету людскую с сумой бесчисленных тревог.
В диалектической спирали
у жизни что-то мы
украли...
20
января 2010 |
|
|||
|