Номер 6(7) - Июнь 2010 | |
Живое и Мертвое
בס''ד «…какая пропасть отделяет познание очевидности от жизни в ней». О. Хаксли, «Контрапункт» «В японском городе Никко есть ворота, которые
японцы называют самыми красивыми воротами страны. Они были построены в период
большого влияния китайского искусства (их построил архитектор и резчик Цингору
в середине ХVII века). Это необычайно сложные ворота, со множеством фронтонов,
изумительной резьбой и большим количеством колонн, на основании которых
вырезаны драконьи головы, божества и т. п. Но, приглядевшись, можно
заметить, что в сложном и искусном рисунке на одной из колонн некоторые из его
мелких деталей вырезаны вверх ногами. В остальном, рисунок полностью
симметричен. Спрашивается, для чего это было нужно? Как говорит предание, это
было сделано для того, чтобы боги не заподозрили человека в совершенстве.
Ошибка была сделана намеренно, дабы не вызвать зависти и гнева богов». Так заканчивает рассказ о симметрии законов физики
Ричард Фейнман. Внутренняя симметрия этих законов, именуемая также и красотою,
производит на эстетически чуткого человека оглушительное впечатление. Когда
отец мне, еще школьнику, рассказал о том, что законы сохранения напрямую
связаны с симметриями пространства-времени, я недели три ходил пришибленный, и окончательно
уяснил, что жрецы научного знания – люди особенные, и им ведомо тайное,
сокровенное понимание мира, куда более изумительное, чем глянцевые побрякушки,
вроде самолетов и подводных лодки, поражающие простаков. Я не расстался с этим
детским впечатлением по сей день, когда способность удивляться притупилась. *** Набрасывая на мир сетку симметрии, видишь мир
вполне определенным образом. Эта сетка наиболее полным образом реализует
Платоновский идеал познания – познаваемое только неизменное. В самом деле,
что есть симметрия? Симметрия – преобразование, оставляющее объект неизменным.
В самом определении симметрии чуткое ухо различит противоречие, преобразование
по смыслу своему должно что-то менять. Однако, сколько ни крути шар вокруг
своей оси, он останется шаром. Симметричные тела – эстетически привлекательны, в
сущности, говоря о гармонии, мы подспудно часто имеет в виду именно симметрию. Симметрия
правит в архитектуре и отчасти музыке (классическое строение музыкальной сонаты
– симметрично, между двумя быстрыми частями, как правило, заключена медленная);
утренняя еврейская молитва содержит элементы симметрии, отвечающие симметрии
Храма. Симметрия правит и современным естествознанием, реализуя Платоновскую
ставку на вечное, неизменное, статичное. *** Эстетическая привлекательность симметрии коренится
в человеческой психологии. И я наберусь окаянства предположить, что не в
последнюю очередь она связана с симметрией человеческого тела. А если
вспомнить, что человек создан по образу и подобию, то нетрудно сделать и далеко
идущие теологические выводы: в человеке зашифровано многое, надо только
разгадать шифр. Обратим, однако, внимание на следующее: если снять с человека
кожу (да простят мне читатели садистскую вольность), нашим глазам предстанет
картина, лишенная внешней симметрии. Намек прозрачен: за симметричной картиной
прячется более искусный рисунок. Умеем ли мы его разглядывать? *** «Каждое из этих студенистых творений было в себе безусловно пропорционально, холодно симметрично, и в этом-то и заключалось нечто зловещее, антиорганическое, враждебное жизни; слишком они были
симметричны» Т. Манн, «Волшебная Гора» Приложение Платоновского идеала познания к
феномену жизни не только поражает своей беспомощностью. Пока дело идет о
теоретических изысканиях – еще полбеды, хуже, когда этот идеал напяливают на живое.
На развалинах утопий ХХ века, стоит задать себе вопрос об обаянии чар Платона. Платоновское
идеальное «Государство» выгонишь в дверь, – залезет в окно (теперь, кажется,
американское). Втискивая жизнь в смирительную рубашку
неизменного, человек ограждает себя от Хаоса, не отдавая себе отчета в том, что
Хаос неотделим от жизни. Парадокс состоит в том, что человек не может мыслить
Хаос; мышление неотделимо от упорядочения, но живая мысль – спонтанна. Мысль
приходит, она случается. Жизнь не то чтобы асимметрична, самое
представление о симметрии оказывается неприменимо к жизни, ибо живое всегда новое,
иное. Каждое следующее мгновение человек рождается заново. Неожиданная
встреча, прочитанная книга, переживание, раскаяние, да просто продуманная до конца
мысль круто меняют жизнь, не говоря уже о банальном биологическом старении.
Идеи симметрии сделали мир предсказуемым, человек – непредсказуем. Побывав на семинаре у биологов, я узнал о том, что
клетки – асимметричны, асимметрична – молекула ДНК. Несимметрично благодаря
памяти человеческое сознание: «мысленно можно создать все, но уничтожить потом
удается не все, почти ничего (С. Лем, «Библиотека ХХI века»). Физикам очень хочется подобраться к живому с
бритвой симметрии. Эйнштейн как-то обронил: «различие между прошлым и будущим
всего лишь иллюзия, впрочем, иллюзия навязчивая». В самом деле, в теории
относительности время, такая же координата, как и пространственные. Но живому
прекрасно известно, что различие между прошлым и будущим – не иллюзорно. Напротив,
для живого, это различие, быть может, наиболее фундаментально. *** Не только ученые ищут симметрию. Людям далеким от
науки почему-то хочется, чтобы в мире, наряду с Б-гом был непременно и черт,
хочется симметрии сил добра и зла. Даже записные атеисты не ставят под сомнения
эту симметрию, помните: «Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно
гнетут». Симметричен был античный Космос, весело
проказничающие и нахмуривающие брови греческие боги – зеркальное отражение
Земли в Небо. В монотеизме разрыв между Б-гом и человеком – непреодолим, мир
единобожия асимметричен, баланс черного и белого нарушается, ведь источник
всего сущего – Един. Добро не есть противоположность зла. «Уклоняйся от зла и
делай добро...» (Теѓилим, 34, 15). От зла можно только отойти, это
заблуждение, что зло можно переделать в добро. «Зло согласится с логической
схемой, будто иначе как в противоборстве двух начал добра не бывает, и быть не может
<…> Настоящее добро выше равновесия гнета и свободы, тьмы и света». (В. Бибихин, «Из записей на тему самопознания»). Досадно, что борьба с чертями оказывается
безнадежной, восстанавливая симметрию, они прорываются и в религию, где
поклоняются Единому. *** Совершенно симметричное человеческое лицо –
безжизненно. Булгаков, подчеркивая жизнеспособность дьявола, не уставал
напоминать о несимметричности физиономии Воланда. *** «Гансу Касторпу показалось, что он понял, отчего древние зодчие, воздвигая храмы, сознательно, хотя и втихомолку, нарушали симметрию в распорядке колонн». Т. Манн, «Волшебная гора» Каббалисты говорят о том, что мир сотворен 22
буквами еврейского алфавита. Обратим внимание на то, что среди них, только
«каф» и «хет» симметричны. Такая графика – нетривиальна. Среди 32 заглавных
букв кириллицы – 19 имеют ось симметрии, из 26 заглавных букв английского
алфавита – 17 симметричны. Абсолютный рекорд ставит (и, видимо, неслучайно)
греческий алфавит, из 24 заглавных букв, 21 – симметрична. Возможно, при
сотворении мира соображения симметрии играли не столь значительную роль, как
кажется физикам? Реальность – неодносвязна, обнаружение симметрий –
лишь один из способов упорядочивать мир. И, быть может, время симметрии
подходит к концу. Настоящее искусство всегда бежало совершенной симметрии,
чувствуя ее безжизненность; Цингору с умыслом напроказничал в рисунке ворот в
Никко. Современное искусство, построенное на диссонансах
и разрывах, пытается освободиться от пут симметрии и пробиться к живому. М. Мамардашвили,
говорил, что точную картину физических явлений мира мы покупаем ценой нашего
непонимания сознательных явлений, непонимания живого. Здесь – сообщающиеся
сосуды. Запуская в свое мышление все более высокие абстракции, доставляющие нам
радость созерцания все более совершенного, гармоничного мира, мы все далее
уходим от понимания разорванного, напряженного, длящегося, живого. *** «Эти строки я пишу под звуки музыки Прокофьева к
балету «Ромео и Джульетта» … Какой нарастающий темп! Но если попытаться
остановить его хотя бы на одну секунду, то все произведение потеряет смысл. В
музыке нет равновесия, как, например, в классической физике. Мелодия – это
система диссипативная, подобно организму человека. В организме человека нет
постоянных молекул; организм меняет свой молекулярный состав десятки раз на
протяжении всей жизни (Ю. Нееман)». Гений Юваля Неемана ухватил разницу
между живым и мертвым: живое – неравновесно. Любопытно, что образцом познания
Нееман почитал – геометрию, полагая, что всякое точное знание, должно
быть подобно геометрии, вполне сходясь в этом с Платоном. Так ли? Мне иногда кажется, что талантливая молодежь
выказывает все большее равнодушие к физике, потому что из нее ушла жизнь.
Сквозь призму физики не разглядеть цельный, развивающийся организм Вселенной,
не видать Б-га живого, а человеку естественно тянуться только к живому. Классическая физика сделала все возможное, чтобы
избавиться от наблюдателя. Квантовая механика пошла на попятный, вернув наблюдателя
науке. Сама возможность познания мира предполагает наличие в нем человека. Так
надломился классический идеал рациональности. Тысячи лет человеческая мысль вертится между
Гераклитовым «все течет» и Парменидовым «ничто не изменяется» с явным креном в
сторону Парменида. Начиная с промышленной революции, человеческая жизнь
меняется все быстрее, перефокусируя мышление на становящееся, развивающееся,
живое. *** Мы живем во время, когда старое представление о гармонии исчерпало свои возможности, а контуры нового понимания еще не проступают. Мне кажется, что какой бы ни была новая гармония, она будет включать осознание того, что не только в одну и ту же реку, но и в самого себя нельзя войти дважды. Познавая, мы смотрим на природу «из живого». Конечно, люди всегда будут заклинать вечность, но вечность не мертвую, более всего напоминающую о дворце Снежной Королевы, а живую. автобазар украина |
|
|||
|