Номер 10(23) - октябрь 2011
Жозефина Пастернак

Жозефина ПастернакБиография отца.
Вступительная статья, публикация, комментарии Эрнста Зальцберга

Леонид (Ицхак-Лейб) Осипович Пастернак[1] родился 4 апреля 1862 г. в г. Одессе. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Его мать Лия была неграмотной ; на ней лежали все заботы о семье и домашнем хозяйстве, которое содержалось в образцовом порядке. Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, однако родители не поддерживали его увлечение «малеванием» и безжалостно уничтожали все его рисунки.

Постоялец отца Михаил Фрейденберг, впоследствии муж сестры художника Аси (Анны), привлек гимназиста Леонида к сотрудничеству в одесских сатирических журналах «Сверчок», «Маяк» и «Пчелка». Так, в журнале «Пчелка» был опубликован в 1879 г. рисунок Пастернака «Босяк», о существовании которого напомнил художнику много лет спустя М.Горький.

В 1881 г. Леонид закончил гимназию и, по настоянию родителей, поступил на медицинский факультет Московского университета. Двумя годами позже он переходит на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Этот перевод был связан как с нелюбовью к медицине, так и с тем, что студенты этого университета имели право беспрепятственно покидать страну. Воспользовавшись этим, Леонид Осипович уезжает в Мюнхен и поступает в Королевскую Академию искусств, в класс довольно известного живописца Л.Хертериха. Через два года он заканчивает с медалью натурный класс Академии и в этом же году экстерном - юридический факультет Новороссийского университета, после чего в течение года проходит обязательную военную службу.

14 февраля 1889 г. Леонид женился на молодой пианистке Розалии Исидоровне Кауфман[2], и этот брак оказался на редкость счастливым.

В этом же году известный меценат П.М.Третьяков купил несколько работ Л.О.Пастернака, в том числе картину «Письмо с родины», экспонировавшуюся на ежегодной выставка «передвижников». Это дало возможность художнику совершить поездку в Париж, о которой он давно мечтал.

10 февраля 1890 г. у супругов Пастернак родился первенец Борис[3] и через три года - сын Александр[4].

В Москве Пастернак стал членом «поленовского» кружка, в который входили В.Д. и Е.Д.Поленовы, И.И.Левитан, В.А.Серов, А.Е.Архипов, М.В.Нестеров. Члены кружка собирались по средам в доме Поленовых, рисовали с натуры или по памяти и обсуждали работы друг друга.

В 1894 г. Пастернак стал профессором Училища живописи, ваяния и зодчества и оставался на этом посту более четверти века. За год до этого назначения, весной 1893 г., состоялось знакомство Л.О.Пастернака с Л.Н.Толстым. Оно произошло на очередной, XXI выставке «передвижников» в Москве, где экспонировалось полотно Леонида Осиповича «Дебютантка». Когда Толстой остановился около картины, художник К.Савицкий, знавший о том, что его коллега работает над иллюстрациями к «Войне и миру» и является страстным почитателем писателя, представил их друг другу. «Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами», - немедленно откликнулся Толстой[5].

Пастернаки становятся частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне. Итогом этих визитов стала замечательная серия набросков, рисунков и картин Пастернака, посвященная писателю. Пастернак рисует Толстого в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом, слушающим музыку и читающим свои произведения.

Л.О.Пастернак был также одним из лучших иллюстраторов произведений Л.Н.Толстого. Помимо «Войны и мира», он сделал 33 иллюстрации к роману «Воскресение». Они были созданы в течение 6 недель в 1898 г., одновременно с завершением произведения писателем. Каждая из них обсуждалась с Толстым и была им одобрена. Эти иллюстрации экспонировались в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., где они удостоились медали.

Из крупных работ Пастернака 1890-х годов, помимо «Письма с родины» и «Дебютантки, следует отметить «Молитву в приюте слепых» (1890), «Домой» (1893), «Муки творчества» (1893) и «Студенты перед экзаменом» (1895). Все они экспонировались на выставках «передвижников», неизменным участником которых с 1888 по 1901 год был Леонид Осипович. Картина «Студенты перед экзаменом» была удостоена золотой медали на Мюнхенской международной художественной выставке, экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и была приобретена парижским Люксембургским музеем.

В начале века в семье Пастернаков следом за двумя сыновьями появились две дочери - в 1900 г. родилась Жозефина[6] и в 1902 г. - Лидия[7].

Портрет Жозефины в детстве. 1900

В 1905 г. Петербургская Академия художеств избрала Леонида Осиповича академиком живописи. Осенью этого же года началась первая русская революция. Поскольку восстание в Москве расширялось и становилось все более кровопролитным, Пастернаки, по совету директора Училища князя Львова, в конце декабря 1905 г. уехали в Германию. В Берлине художник пишет заказные портреты и устраивает выставку своих работ.

В конце 1906 г. семья возвратилась в Москву. Постепенно жизнь в столице входит в норму, в Училище возобновляются регулярные занятия, и Леонид Осипович приступает к своим профессорским обязанностям.

Помимо преподавания, художник пишет в эти годы много портретов выдающихся деятелей русской и европейской культуры и политических деятелей. Так, на его полотнах запечатлены литераторы М.Горький, В.Брюсов, Вяч. Иванов, К.Бальмонт, Э.Верхарн, Ш.Ан-ский, композиторы А.Скрябин, С.Рахманинов, микробиолог И.Мечников, английский режиссер Г.Крейг, думский деятель В.Маклаков, теоретик анархизма князь П.Кропоткин и многие другие. В ряду портретов нельзя не отметить замечательный по композиции и одухотворенности групповой портрет детей Л.О.Пастернака «Поздравление» (1914, Третьяковская галерея).

В годы, предшествовавшие революции 1917 г., художник участвовал во многих выставках в России, Германии, Австрии, Англии и Франции.

В первые послереволюционные годы Л.О.Пастернак принял участие в ряде выставок, таких, как 1-я Государственная выставка гравюр (Москва, 1919 г.). Однако жизнь в столице становилась все труднее. Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне требовалось лечение, получить которое в Москве было невозможно. При содействии А.В.Луначарского в 1921 г. они уезжают в Германию. Вместе с ними едут дочери Жозефина и Лидия, а оба сына, Борис и Александр, остаются в Москве.

В феврале-марте 1923 г. Борис Пастернак навестил родителей в Берлине. Во время этого визита Леонид Осипович создал свой последний и, пожалуй, один из лучших рисунков старшего сына (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее).

В начале 1920 годов усиливается интерес Л.О.Пастернака к еврейской тематике. В это время он заканчивает и издает монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве». В книге - 30 черно-белых репродукций работ великого голландца, обширные комментарии к ним Пастернака и его мысли о влиянии евреев и их истории на тематику живописи Рембрандта. Монография была выпущена на иврите в издательстве «Явне» и почти одновременно - на русском языке издательством С.Д.Зальцмана в Берлине[8].

В 1923 г. вышел альбом Л.О.Пастернака с восемью цветными портретами деятелей еврейской культуры[9] и предисловием (на русском языке) художника Г.Штрука, эмигрировавшего из Германии в Палестину. В альбоме помещены портреты поэта Х.Бялика, драматурга Ш.Ан-ского, писателя Д.Фришмана, критика М.Гершензона, музыковеда и композитора Ю.Энгеля, раввина Я.Мазе, деятеля сионистского движения Н.Соколова и автопортрет художника.

И, наконец, в 1924 г. в издательстве А.Штибеля вышел в свет ещё один альбом Пастернака со 148 иллюстрациями[10]. Альбом отличался высоким полиграфическим исполнением, и 50 его экземпляров были снабжены автографом художника.

В начале 1924 г. Пастернак принял участие в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованной парижским издателем А.Э. Коганом. Из этой экспедиции художник привез десятки рисунков и этюдов, часть из которых предполагалось включить в двухтомную монографию о Палестине. К сожалению, эта работа так и не увидела света.

В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею знаменитостей. Здесь им написаны портреты художников М.Либермана и Л.Коринта, писателей А.Ремизова и Г.Гауптмана, поэта Р.-М. Рильке, композиторов С.Прокофьева и Г.Эйслера, скрипача М.Эльмана, физика А.Эйнштейна, германского канцлера Г.Штреземана.

В Берлине, в галерее Хартберга, состоялись две персональные выставки художника (1927 и 1932 гг.). В 1932 г. в издательстве А.Штибеля вышла монография М.Осборна о Пастернаке, в которой были помещены 150 репродукций его работ и четыре отрывка из его автобиографии.

После 1933 г. Пастернаку как еврею было запрещено заниматься живописью и преподаванием, и перед Леонидом Осиповичем и Розалией Исидоровной снова встал вопрос о перемене места жительства. Поначалу они думали о возвращении в СССР, но, в конце концов, в 1938 г. они уехали в Англию, где уже жили Лидия и Жозефина. Вскоре после приезда в Лондон, 23 августа 1939 г., от сердечного приступа умирает Розалия Исидоровна, и Леонид Осипович переезжает к младшей дочери Лидии в Оксфорд. Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст, художник продолжает работать. Так, в военные годы им созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий “Мессию” Генделя», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни».

Л.О.Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 г. После смерти художника состоялись мемориальные выставки его работ в Оксфорде (1958[11] и 1990 г.г.), Бристоле, Ковентри и Мюнхене (1962 г..), Лондоне (1958, 1969[12] и 1974 г.г.), Москве (1969 и 1973 г.г.) и Тель-Авиве (1984 г.).

В организации этих выставок активное участие принимали Лидия и Жозефина Пастернак. Приводимая ниже статья Ж.Л.Пастернак является введением к каталогу рисунков и картин Л.О.Пастернака, экспонировавшихся в Оксфорде в 1990 г.,[13] и содержит интересные детали его биографии. Каталог был напечатан ограниченным тиражом гектографическим способом и никогда не переводился на русский язык[14].

Эрнст Зальцберг

***

«Л.Н.Толстой завершает один из “Севастопольских рассказов” вопросом, обращенным к самому себе: “Кто, в таком случае, герой моего рассказа?”. И далее продолжает: “Это не храбрый командующий, не самодовольный генерал, не смелый капитан и не простой солдат. Герой моего рассказа - правда”[15].

Толстой хотел, чтобы его первый роман "Воскресение"был богато иллюстрирован. Почему он выбрал для этого молодого художника, начинающего свой путь в мире искусства? Я думаю, потому, что Леонид Осипович Пастернак (я буду называть его далее ЛОП) не боготворил ни натурализм, ни академизм, ни авангардизм; героем ЛОП тоже была только правда.

Мое введение должно быть кратким, и я попытаюсь перечислить основные вехи в жизни и творчестве ЛОП.

Его отец был бедняком; таким же гордым, как шотландец. Шотландской была и пуританская атмосфера в их доме: сначала обязанности, потом удовольствия. Семья жила на окраине города. Люди здесь были простыми, бедными и дружелюбными. Дворник заказал шестилетнему ребенку (Леониду - Э.З,) нарисовать охотничьи сцены с борзыми. Он платил мальчику шесть копеек за рисунок и обклеивал ими стены дворницкой. Получив гонорар, Леонид бежал за угол и покупал конфеты себе и сестре Асе. Другой его благодетельницей была добросердечная жена православного священника. Так как родители Леонида были весь день заняты, она брала их детей с собой на базар или просто в город, и даже в старости ЛОП вспоминал эти иногда утомительные, но всегда доставлявшие удовольствие, походы.

В редкие минуты отдыха отец Леонида выказывал чувство юмора и талант имитатора _ и это доставляло удовольствие детям. Позднее ЛОП утверждал, что от отца он унаследовал свой специфический талант перевоплощения - основное качество художника-портретиста, важное также для создания живых зарисовок и "схватывания наиболее существенного". От матери он унаследовал любовь к природе, простору, цветам и, в особенности, розам.

ЛОП поступил в гимназию и потом - в университет. Будучи по характеру мечтательным, добрым и готовым придти на помощь ребенком, Леонид не был, однако, образцовым школьником. Он менял гимназии без ведома родителей и любил развлекать одноклассников безобидными шутками и фокусами, которые проделывал за спиной учителей. Помимо этого, он рисовал карикатуры, хранившиеся в раскрашенной от руки папке. В них не было ничего обидного, они заставляли людей смеяться, никогда не раздражали и не задевали их. Ребята были в восторге, видя себя на набросках в “Журнале” ЛОП (на одном из них изображен и сам автор).. Он не знал, что каким-то образом его “Журнал” попал в учительскую и изрядно повеселил его школьных наставников. Однажды учитель математики, прозванный за свою требовательность и строгость “страшилкой”, вызвал его: “Пастернак!”. ЛОП вытянулся перед ним. “Нарисуй мой портрет на доске”. “Я... Господин учитель, я приготовил домашнее задание и...” “Мой портрет, пожалуйста”. ЛОП продолжал делать вид, что не понимает просьбы. В этот день было два урока математики, разделенных двадцатиминутной переменой. Учитель наказал ЛОП закончить портрет к концу перемены. Когда он вернулся в класс, школьники впервые увидели его смеющимся. Позднее. ЛОП говорил об облагораживающем влиянии искусства. Что касается карикатуры, то он утверждал, что это не обезображивание объекта, а выявление его характерных черт, которое научит карикатуриста стать хорошим портретистом.

После университета ЛОП мечтал о поступлении в Королевскую Академию искусств в Мюнхене, где мог бы изучать новую тогда технику рисунка углем. Его бедные родители принесли в жертву всё, что могли, для того, чтобы сделать это возможным. Леонид был принят в класс профессора Хертериха. Его работы были настолько хороши, что учитель никогда не поправлял их и разрешил ЛОП забрать их домой. В Москве они были приобретены такими любителями живописи, как Щукин, Третьяков и другие. Рисунок углем стал его любимой техникой, и он внёс в нее свои собственные новшества.

На одной из вечеринок ЛОП встретил известную пианистку Розу Кауфман и сразу влюбился в неё. В возрасте восьми лет она выступила с исполнением фортепианного концерта Моцарта, в 26 - стала профессором Одесского отделения Императорской Консерватории в Петербурге[16]. Несмотря на растущую популярность в России и за рубежом, Роза не утратила скромность, присущую истинному артисту, не вела себя, как «звезда», и никогда не пыталась поразить аудиторию чисто пианистическими эффектами. У ЛОП, однако, не было средств для того, чтобы жениться и начать семейную жизнь.

В 1888 г. П.Третьяков купил для своей галереи большую картину ЛОП “Письмо с родины”[17]. Полученные за работу деньги оказались сюрпризом для художника; в следующем году он женился на Розе и они переехали в Москву.

К этому времени ЛОП был известен и оценен в Петербурге Репиным. В Москве он стал членом поленовского кружка молодых художников. В связи с прибавлением семейства, ЛОП испытывал материальные трудности, однако сила характера помогала ему преодолеть их; он был неустанный труженик. Невозможно перечислить все его выставки в России и за рубежом, или оценить число его работ, которые находятся в Петербурге, Москве и многих провинциальных музеях. Картины ЛОП экспонируются также в главных музеях Англии, Германии, Франции, Италии и США.

 Я упомяну здесь два новшества, которые были наиболее близки и дороги сердцу ЛОП. Первое связано с его работой в Училище живописи, ваяния и зодчества (московское отделение Петербургской Академии[18]), руководимом князем Львовым, с которым у ЛОП установились близкие отношения. Школа приобрела известность благодаря внедрению новых методов преподавания, некоторые из которых были введены ЛОП. Вторым новшеством, возможно, неизвестным зарубежом и, наверняка, в России, было решение отбирать картины для выставок, не прибегая к помощи жюри. Московские художники разочаровались прихотями «передвижников» в этом деле и организовали свою группу, которая провозгласила, что выбор картин для выставки является персональной ответственностью самого автора. Вначале, не уверенные в успехе, эти художники назвали себя «Группа 36». Вскоре, однако, стало ясно, что их работы пользуются успехом, и они изменили название своего объединения на более престижный “Союз русских художников”. Ежегодные выставки “Союза” стали одним из наиболее интересных событий в культурной жизни Москвы. ЛОП являлся одним из основателей и участником этих выставок, где молодые художники и их старшие коллеги были представлены рядом, не будучи помехой друг другу.

Я бы хотела посвятить это Введение памяти моей мамы и сестры Лидии, чья скромность помешала им получить то признание, которое они заслуживали: первая - за вдохновенную музыкальность, вторая - за блестящие переводы на английский стихов Бориса. На одном из рисунков ЛОП изобразил жену и дочь, читающих при свете лампы. Рисунок подчеркивает не только позы моделей, углублённых в чтение. Он свидетельствует о чем-то настолько глубоком, что трудно изобразить открыто, и что, возможно, не было осознано даже самим художником. Это - удивительное высвобождение сущности характеров Розы и Лидии, имя которой - скромность.

Последние заметки в бумагах ЛОП, сделанные во время Второй мировой войны, содержат ссылку на “Царствие Божие на Земле” Л.Н.Толстого: “Должно пройти тысячи и тысячи лет, прежде чем установится Царство Божие на Земле”. И ещё: “Как хорошо, что Толстой не был свидетелем этой бесчеловечной войны”. ЛОП был избавлен от худшего - он умер в мае 1945 г., за несколько недель до преступления в Хиросиме».

Примечания

 

[1] О Л.О. Пастернаке см также: Osborn, Max. Pasternak. Warsaw, Stybel, 1932; Bukman,D. Leonid Pasternak. A Russian Inpressionist, 1862-1945. Maltzahn Gallery Ltd., London, 1974; de Mallac, Guy. A Russian Impressionist: Leonid Osipovich Pasternak, 1862-1945. California Slavic Studies 10 (1977): 87-120; Salys, Rimgalia with an Introduction by Whiteley, John. Leоnid Pasternak, The Russian Years, 1875-1921. A Critical Study and Catalogue. Oxford University Press,1999; Зальцберг,Э.. Художник Л.О.Пастернак. Русское еврейство в зарубежье, т.1 (6). Составитель, гл.редактор и издатель М.Пархомовский. Иерусалим, 1998. С.270-286.

[2] О Р.И.Пастернак см также: Levitsky,S. Rose Koffmann-Pasternak: La mere du poete. Etudes Slaves et Est-Europeennes #8, 1963: 73-80; Pasternak, A. La mere. In: Mark, P.J. (ed.). Die Famile-La Famile-The Family Pasternak. Editions Poesie Vivante, Geneve, 1975; Zaltsberg, E. In the Shadow: Rosalia Pasternak, 1867-1939. East European Jewish Affairs, vol. 28, #1, 1998: 29-36.

[3] Пастернак Б.Л. (1890-1960), поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 г.

[4] Пастернак, А.Л. (1893-1982), архитектор, педагог и мемуарист.

[5] Pasternak Leonid. My Meeting with Tolstoy. Russian Review. April 1960: 124.

[6] Пастернак, Ж.Л. (1900-1993), поэтесса и философ.

[7] Пастернак-Слейтер, Л.Л. (1903-1989), биохимик, поэт, переводчик.

[8] Пастернак, Л.О. Рембрандт и еврейство в его творчестве. Берлин, изд-во С.Д. Зальцмана, 1923.

[9] Пастернак, Л.О. Альбом портретов. Текст Германа Штрука. Иерусалим: Берлинское отделение изд-ва «Явне». 1923.

[10] Bjalik, Ch., Osborn, M. L.Pasternak, His Life and Work. Stybel, Warsaw-Berlin, 1924.

[11] Memorial Exhibition of Paintings and Drawings by Leonid Pasternak, 1862-1945. Catalogue of Exhibition Held in the Ashmolean Museum, Oxford, April 1958. Oxford, Ashmolean Museum, 1958.

[12] Leonid Pasternak, 1862-1945. Catalogue of Exhibition of Works by Leonid Pasternak Organized by Oxford University Press in London, March 20-May 30, 1969. London, Oxford University Press, 1969.

[13] Drawings by Leonid Pasternak, 1890-1945, with an Introduction by Josephine Pasternak. Ashmolean Museum, Oxford, 12 June-5 August, 1990. На выставке были представлены 32 рисунка художника и три его картины, принадлежащие музею и Фонду Пастернака.

[14] Перевод с английского Введения Ж.Пастернак - публикатора

[15] Приведенная цитата не точна. Рассказ Толстого заканчивается так: «Ни Калугин со своей блестящей храбростью -  bravoure de gentilhomme - и тщеславием, двигателем всех поступков, ни Праскухин, человек так себе, ни Михайлов со своей робостью и ограниченным взглядом, ни Пест, ребенок без твердых убеждений и правил, не герои этого рассказа. Герой его тот, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен - правда» (Л.Н.Толстой. «Севастополь в августе месяце». Полное собрание художественных произведений, т. II. Гос. изд-во, М., - Л., 1929. С.100.

[16] Р.И.Кауфман была профессором музыкальных классов Одесского отделения Императорского Русского музыкального общества.

[17] Большинство источников указывает другую дату этого события - 1889 г.

[18] Училище не было отделением Петербургской Академии художеств, хотя его выпускники имели тот же статус, что и выпускники Академии.


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 4253




Convert this page - http://7iskusstv.com/2011/Nomer10/Zaltsberg1.php - to PDF file

Комментарии:

зальцберг
Торонто, Канада - at 2011-12-03 02:27:29 EDT
Уважаемый г-н Торпусман.
Спасибо за милый отзыв
Всех благ,ЭЗ

Абрам Торпусман
Иерусалим, - at 2011-10-30 11:48:23 EDT
Очень милая публикация.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//