Номер 6(19) - июнь 2011
Владимир Дембо

Владимир Дембо Как поддержать интерес ребёнка во время занятий

 

От автора.

Я – израильтянин. Писатель, журналист, пианист, психолог, шахматный тренер. Последние 6 лет живу с семьёй в Афинах. 1950 года р. Тридцать пять лет назад окончил ленинградскую консерваторию, являюсь бессменным тренером своей дочери, Елены Дембо. Ей было дано интереснейшее и особое воспитание: в 2.5  года она довольно свободно читала на русском языке тексты любой трудности, неплохо говорила на английском, в 5-6 лет в уме складывала и вычитала в пределах 200. Когда девочке было всего 4 года, о ней был снят первый телефильм и были написаны первые серьёзные статьи в газетах; её серьёзно изучали на кафедре педагогики и психологии, а также в мед. институте. Особо занимались мы с женой Леночкиным здоровьем и выносливостью, и главное, все занятия были ей в радость!
Сейчас ей 27 лет, она обладательница восьми медалей за чемпионаты мира и Европы, победительница и призёр многих международных турниров, автор шести солидных книг по шахматам.

Читателю предлагается глава из моей книги "Искусство быть родителями", где подробно рассказывается,  как воспитать ребенка здоровым, талантливым, умным, активным, жизнерадостным; сделать его большой личностью.

***

– Когда Леночка была ещё маленькой – 3-4 года, – как вам с женой удавалось проводить с ней настоящие занятия и давать ей серьёзные знания? Ведь она должна была быстро уставать, что-то должно было надоедать? Ведь ребёнок…

Да, это вопрос исключительно важный, и именно эта проблема зачастую является невыполнимой для многих родителей, поскольку этому же никто не учит! Мы также всё постигали сами – анализируя, наблюдая, сравнивая. И очень быстро поняли, что для успешной работы с маленьким ребёнком абсолютно необходимо регулярное выполнение ряда условий, а невыполнение их практически гарантирует неуспех. Итак, вот эти условия основные, конечно; второстепенных может быть миллион!

1) Максимум времени, особенно в первые год-два, занятия должны проходить в игровой форме.

2) Всегда привлекать к процессу обучения любимые игрушки – Зайку и Мишу, Ёжика и Слонёнка. Причём одного из них делать на уроке умненьким «Учителем», а другого – маленьким «Учеником». Но роли их частенько взаимозаменять! Для поддержания интереса образы не должны «застаиваться»!

3) Постоянно чередовать изучаемые предметы. Например, 3-5 минут – шахматы, 3-5 минут – чтение на русском языке, 3-5 минут – английский язык, 2-3 минуты – математика.

Конечно, если у ребёнка уже выработалась выносливость, и он способен позаниматься одним предметом 15-20 минут, то это замечательно! Такую возможность обязательно нужно использовать! Но при этом необходимо внимательно следить за состоянием и настроением ребёнка. Уметь вовремя остановиться – это большое искусство!

4) Время от времени менять очерёдность предметов. В раз и навсегда заведённом расписании нет особой надобности, а вот впечатление импровизации всегда импонирует любому ребёнку: дети же и живут обычно в мире импровизаций (и нам, взрослым, а тем более, родителям или педагогам, этому бы учиться и учиться…).

5) Обязательно реагировать на просьбу ребёнка что-то «поучить в этот раз» побольше или поменьше, а что-то вообще пропустить. Но не позволять делать из подобных отклонений систему! Надо мягко, но безоговорочно настоять на разумном порядке: ребёнок должен понимать и чувствовать, что это всё-таки урок. И папа или мама в данном случае – это всё-таки учитель, которого надо слушаться.

6) При изучении каждого предмета следить за чередованием более сложного материала с более лёгким и даже очень лёгким. Минуты, потраченные на что-то объективно лёгкое, это, обычно, не потеря времени. Это – отдых перед более трудным материалом, это – самоутверждение для ребёнка. (Он всё может сделать! Он молодец!) А если ещё лёгкие вопросы обставить с юмором! Например, после нескольких непростых упражнений типа 15+14 или 28–13 сделать шутливо-испуганное лицо и медленно заговорить:

А сейчас будет ещё труднее! Трудное-трудное…

Леночка немного пугается и настораживается. Что будет??

Слушай внимательно и запоминай! Но, наверное, и запомнить-то не сможешь! Мишутка, помогай Леночке! Итак (замолкаю): 3+3!!

Она чуть испуганно и недоверчиво (и это всё??) смотрит на меня и видит, что я начинаю улыбаться, и уже сама заливается смехом. Вот это задание! Она такие делала, «ещё когда была маленькая!»

Ну что, Леночка, решила? Не очень трудно было? А теперь на самом деле чуть сложнее: 16+14=?

Такая разрядка – очень полезна. И, между прочим, в своей полувековой педагогической практике я нередко видел, что наиболее силён не тот ученик, который иногда может сделать что-то очень трудное, а тот, кто шутя может сделать что-то не очень сложное. Именно это часто показатель высокого класса.

Аналогично – в шахматах. Леночке и самой иногда хотелось она просила об этом! поиграть позиции с огромным материальным перевесом, типа «ладья против одной-двух пешек» или «три пешки против одной». Мы шутили, что она «уже впадает в детство», но, конечно, шли ей навстречу. И повторяю, обычно это имеет смысл. В тех же шахматах, например, это способствует развитию техники ребёнка. При условии, естественно, что в этих лёгких позициях будут делаться хорошие, правильные ходы. Хотя, если честно, и это не всегда обязательно! Иногда можно позволить ребёнку немного подурачиться. И если, таким образом, он просто получит от изучаемого предмета удовольствие, то это уже будет шагом вперёд!

7) Вести уроки очень эмоционально. Всё должно говориться обоими – от души: довольно громко и ярко. Это очень важно для общего настроя на уроке.

8) Завести дневник, в котором будут ставиться отметки за шахматные уроки шахматы почти сразу после начала занятий ими стали выглядеть как явно профилирующие. А вечером в этом дневнике обязательно должна была расписываться мама: для неё-то «мы» и старались! И надо было видеть, как, услышав мамин звонок в дверь, Леночка мчалась ей навстречу с дневником в руках и, не давая снять хотя бы пальто, просила расписаться под очередной пятёркой. Кстати, пятёрки порой бывали и с минусами. И я уверен, что Леночка очень удивилась бы, увидев высшую оценку за не самые лучшие ответы.

Здесь необходимо сделать очень важное добавление: этот дневник был не единственным. Он был – для ребёнка. Для воспитания чувства ответственности (3 года – это давно уже личность!), для регулярного чувства радости от отлично, а главное добросовестно (!) сделанной работы, для испытания чувства гордости перед мамой и нашими друзьями, которым мы иногда этот дневник показывали. А второй дневник был – для нас, родителей, и этот дневник был тоже шахматный. Дело в том, что мы уже тогда повели Леночку по своей собственной программе (а кто и когда делал шахматную программу для 3-4-летних детей??). Эту программу, на день вперёд, мы создавали каждый вечер, когда Леночка уже засыпала, а на следующий вечер скрупулёзно фиксировали всё, что удавалось сделать за день, как обычно, в несколько приёмов. Этот, родительский, дневник и очень ясно показывал нам Леночкин рост, все задания действительно были сделаны на «5» и отлично дисциплинировал всю нашу педагогическую работу.

С радостью могу добавить, что и этот, бесценный для нас, дневник, и один из Леночкиных «личных» дневников уцелели после всех наших эмиграций (в отличие от сотен пропавших книг и нот…).

9) Всегда искать, за что можно похвалить, но похвала обязательно должна быть справедливо заслуженной! Не дай Бог не приучать ребёнка к незаслуженной похвале! Этого не было я гарантирую! ни разу в нашей жизни.

10) Во время шахматных занятий, учитывая маленький возраст, надо постоянно что-то менять в названиях, придумывать новые а, главное, смешные! названия фигур. Примеры: конь – коняшка, конский, копытный, копытяшкин, козлик, козлище, козёльский, конягин, хвостиков, копытулин, копытин, коняшкин, длиннохвостов, копытончик, копытунчиков, четырёхкопытин; слон – слоник, слонявчиков, слонишка, слонятинка, слонский, хобот, хоботный, хоботоносный, ушастый, слоноподобный и т. д.

Новые названия часто применялись в процессе занятий с 3-5-летним ребёнком для поддержания интереса, настроения и работоспособности. Порой уставший ребёнок был склонен кончить занятия, но, услышав новые забавные названия, готов был продолжить работу. Хотя бы для того, чтобы от души посмеяться над чем-то новым и смешным!

11) Постоянно придумывать какие-то тематические двустишия. Причём порой мы их придумывали заранее, а в нужный момент применяли. Например, Миша что-то очень хорошо прочитал (нашими, естественно, голосами!), и Леночка смотрит на него с восхищением, хотя и с некоторым оттенком недоверия – знает она Мишу! А Михаил, раскачиваясь на своих толстеньких и мохнатых лапках, гордо и, я бы даже сказал, победоносно декламирует:

Это, братцы, вам не шутка!

Ваш помощник – сам Мишутка!!

А если, например, Зайка играл с Мишей в шахматы точнее, Леночка играла, переставляя фигуры на доске Зайкиными лапками, а мы передвигали фигуры лапами Миши! и Миша, в отличие от Зайки, делал совершенно неправильные, безграмотные ходы, то Зайка, бодро обыграв косолапого, мог начать радостно приплясывать на столе, в победном экстазе временами заскакивая и на доску (!), и распевать:

Зайка правильно играл

И Мишутку обыграл!

Зайка правильно играл

И Мишутку обыграл!

Понятно, что поэтическая ценность этих «стихов» равна нулю (чтоб не сказать больше!), но в работе они очень помогали. Они ужасно смешили, они придавали новые силы, то есть увеличивали работоспособность! они поощряли что-то хорошее, правильное. А то, что эти весёлые, подбадривающие и обучающие! слова были ещё и зарифмованы, придавало им и какой-то шарм, и какую-то особую убедительность.

Конечно, игрушки оказывали нам огромную, неоценимую помощь. Они были активными участниками любых занятий и сидели прямо на столе: порой – один зверь, а порой – и целая компания! И очень часто именно им (!) мы и задавали вопросы, а они, с нашей же помощью, нам отвечали. В основном правильно, но иногда и неправильно, и Леночка мгновенно их поправляла. А иногда плюшевый Миша «говорил» нам такое, что слушать это было просто невозможно, и все кроме Миши! только смеялись над этими «страшными» ответами. Но смех был упаси Боже! – не насмешливым или злым! Этого вообще никогда не могло быть, и не только во время занятий! Наоборот, Леночка могла просто схватить Мишу и крепко обнять, а мы в это время ласково гладили его по головке и приговаривали:

Мишенька! Ну какой же ты ещё маленький! Опять ты всё перепутал! Вот послушай Леночку: она тебе сейчас всё-всё объяснит.

И Леночка тут же «всё-всё» Мише объясняла. А если это было необходимо, то мы, продолжая играть свои роли в этом педагогическом спектакле, аккуратно ей помогали. И уже тогда Леночка сама всё полностью Мише рассказывала, повторяя, таким образом, услышанное, а попутно, в свои 4 года, – училась преподавать…

И так проходило огромное количество уроков, независимо от того, были ли это шахматы, или был английский язык, или русский, или это была математика. В любом случае, в первые годы обучение зачастую хотя, разумеется, и не всегда! носило игровой характер. Но при этом мы всегда следили за КАЧЕСТВОМ ЗАНЯТИЙ. При всех игровых моментах получение настоящих, серьёзных знаний было главным. Не игра с «топтанием на месте», как мы не раз видели это у иных педагогов! а игра ради получения ясного, чёткого результата. С обязательными домашними заданиями, с обязательным их выполнением, с обязательным, максимально высоким по возможности, конечно! качеством в этой работе.

При воспоминании о Мише спасибо ему за его многолетнюю помощь! я бы хотел процитировать (прошу прощения!) самого себя. Письмо, которое было опубликовано в газете, даёт, как мне кажется, ясное представление о методах нашей воспитательной и педагогической работы с Леночкой.

Кстати, об этом письме: могу подивиться, что на него не было НИ ОДНОГО ОТВЕТА ни от одной мамы, ни от одного папы, ни от бабушек, ни от дедушек… Ни от одного педагога или воспитателя… К сожалению, эта тема – воспитание детей – оказалась людям совершенно неинтересной…

Без игры нет победы

Владимир Дембо

Дорогая редакция! В № 47 «АК» 2006 года было опубликовано письмо одной из читательниц газеты, Гликерии Галину, и я хотел бы ответить на него. Сразу хочу сказать, что письмо – очень хорошее! Более того: тема, которая волнует Гликерию («Сохраним традиции по воспитанию наших детей»), более чем актуальна! Наша семья прошла несколько эмиграций (а побывали мы в десятках стран мира), и мы знаем, что эта проблема – сохранение традиций – волнует тысячи людей. Ведь, действительно, СССР, кроме страшных, ужасных, негативных явлений, имел и совершенно замечательную культуру, во многих областях – прекрасное образование. И, конечно, лучшее из того, что мы все вынесли из далёкой уже советской жизни, мы обязаны сохранить в наших детях!

Сам я, как и Гликерия, педагог, но специальность моя иная: я пианист, окончил Ленинградскую консерваторию. Кроме этого, шахматный тренер и журналист. Также педагог (русский и английский языки) и моя жена, окончившая Ростовский-на-Дону университет. Она тоже шахматный тренер и журналист.

Мы занимаемся обучением и воспитанием детей с 1970 года. Но особенно остро этот вопрос встал перед нами в связи с рождением дочери, в 1983 году. Наступил новый период в обучении и воспитании – уже в нашем собственном. При этом огромную работу – теоретическую мы проделали ещё до родов моей супруги. Мы читали специальную литературу о воспитании маленьких детей, часами делились друг с другом мнениями: что-то критиковали, а что-то хорошее, новое – с радостью запоминали… Но главное, вырабатывали свою собственную систему воспитания, которую претворили в жизнь с собственной дочерью. А теперь, через годы, стараемся передать принципы этой системы нашим ученикам, причём младшему из них ещё только 3,5 годика, но он уже хорошо учится!

Конечно, в письме в газету невозможно рассказать даже о малой части того, что именно мы делали и как! Об этом я читал специальные многочасовые лекции для психологов на курсах повышения квалификации, для врачей, для преподавателей, родителей в школах и садах, в ВУЗах, ПТУ… Естественно, рассказывал не только о нашей работе с дочерью, но и о том, каким вообще мне видится процесс воспитания и обучения детей, отвечал на множество вопросов, часто очень интересных и глубоких!

Самовоспитание и самообучение продолжалось! И результаты нашей работы с ребёнком радовали: в 2,5 года она уже медленно, но целыми словами (!) читала детские книжки на русском языке, в 3,5 умела складывать и вычитать простые двузначные числа, а в 3 года и 11 месяцев стала победительницей шахматного турнира, играя против мальчиков 8-12 лет.

В общем, с ребёнком велась огромная работа по четырём направлениям, намеченным родителями. При этом специально подчёркиваю! особой заботой было сохранение всех детских радостей, создание светлого, доброго мироощущения. Добавлю, и это очень важный и неоднозначный момент! что воспитывали мы нашу дочь только сами, без бабушек и дедушек: они жили в других концах страны. И мы сами все годы много и серьёзно работали.

Теперь – о примерах, которыми предлагает поделиться Гликерия (прекрасная идея!).

 номер 8 800

Все мы знаем, как трудно увести ребёнка домой из песочницы, когда вокруг дети, а рядом качели и карусели! Объяснять, что надо идти обедать или ужинать и спать, – бесполезно. К тому же надо учесть, что ребёнок уже однозначно по времени! голодный и сонный. Он этого не понимает, но именно из-за этого может быть и медлительным, и капризным сколько криков и слёз бывает именно в эти моменты!

Что делали мы? Когда я уводил дочь на прогулку, мама срочно усаживала в прихожей большого мохнатого Мишу (вполне годились и Зайка, и Ёжик…). На голову Миши водружалась панамка, на морду – итальянские тёмные очки, на толстый живот натягивалось какое-нибудь старое детское бельишко. А перед Мишей раскрывали книжку или ставили шахматную доску с какой-то красивой и несложной позицией. Причём Мишу немного наклоняли вперёд, и сразу было видно, что он пытается что-то прочитать или решить. Хотя вид его – умилительно-смешной явно говорил о том, что это «что-то» ему, мягко говоря, не даётся…

А я до прогулки, ещё дома, заготавливал записочку и терпеливо ждал своего часа…

И вот, когда нам надо было возвращаться с прогулки домой, разыгрывалась примерно такая сценка:

Ой, Леночка, вот эта птичка, видишь, пролетела и что-то беленькое кинула! Давай поищем!

Кидаемся вместе искать… Конечно, она находит записочку. В ней крупными печатными буквами (очень чётко!) написано: «Леночка! Пожалуйста, приходи поскорее, помоги мне прочитать про солнышко (про зайчонка, про лисёнка и т. д.)! Твой Миша!» Или: «Ленуся! Пожалуйста, помоги мне поскорее найти мат в 1 ход (в 2 хода, в 3 хода)! Я очень жду тебя!!! Твой Мишенька!»

Как вы понимаете, Леночка немедленно подхватывала свои игрушки и мчалась к любимому зверю. Радостно и вдохновенно. И тянула меня за собой.

Когда мама открывала дверь, Леночка пулей подлетала к мохнатому зверюге и, обнимая его, читала то, что он «не мог» осилить, или решала расставленную позицию. Потом целовала его (а мы – её!) и приговаривала:

Мишенька! Но это же так просто!

Вот, вкратце, весь пример. В нём – масса воспитательных и учебных моментов. Причём могу поклясться, что Леночка вскоре поняла, что это была игра, но с радостью её поддерживала, поскольку это было и интересно, и смешно один вид Топтыгина чего стоил! А ведь маленькие дети, в основном, только так и должны учиться – в игре.

На этом кончаю. Полезных примеров, конечно, можно было бы привести множество, но объём газеты возрос бы до объёма «Войны и мира» или трилогии о д’Артаньяне и его друзьях!

Всего доброго! Буду рад читать новые письма на эту тему! А тем, кто захочет поговорить об этом, – наш номер: 210.66.17.442.

«Афинский Курьер», ноябрь-декабрь 2006 года, Афины.

Здесь, как Вы видите, вместе с прогулкой проходит и маленькое занятие. И проходит оно почти непрерывно: на улице и дома. Это просто маленький спектакль, который в то же время является целой россыпью крохотных уроков. Уроков чтения, шахмат, доброты, внимания, педагогики, послушания родителям, юмора… И совсем не важно, что длились эти уроки всего лишь какие-то минутки, а порой – и секунды. А как ещё заниматься каждый день многими дисциплинами и созданием личности, если ребёнку всего только 2, 3, 4 года? Именно так: минуты, секунды… Но это должно неоднократно повторяться в течение каждого дня: только тогда возможна польза от таких занятий. И согласитесь, что подобные занятия, по крайней мере, в своей основе, для большинства семей – не проблема. Было бы желание. А вот это и только это! как раз и является тормозом для успешного развития многих способных и талантливых детей. Потому что родителям здесь надо, конечно, поработать: проявить фантазию, что-то приготовить, поставить для себя и для ребёнка какие-то цели; уметь в свои, возможно, и не слишком уже юные годы играть с ребёнком в детские (вроде бы!) игры и уметь откровенно не деланно! получать от этого удовольствие.

Короче, если Бог дал счастье стать родителями, то надо выполнять и соответствующие обязательства. И кто посмеет сказать, что воспитание и обучение собственного ребёнка не входят в их число?


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 2452




Convert this page - http://7iskusstv.com/2011/Nomer6/Dembo1.php - to PDF file

Комментарии:

Владимир Дембо
Афины, Греция - at 2011-07-12 11:48:47 EDT
Уважаемый Националкосмополит!
Спасибо за Ваши добрые слова! Исключительно рад был прочитать Ваши разумнейшие высказывания! Высказанные, к тому же, предельно чётко. Очень жаль, что могу пожать Вашу руку только мысленно, из Греции!:)
Всего Вам самого-самого доброго!

Националкосмополит
Израиль - at 2011-07-09 09:25:27 EDT
Уважаемый Владимир!
В неделе - симметричном стиле жизни, который я проповедую, люди будут 26 недель в году заниматься свей текущей деятельностью 8 часов в день, 1248 часов в год с одним выходным «седьмым днем» в неделю и 26 недель они будут находиться в творческом отпуске.
Таким образом простые рабочие люди – муж и жена смогут распределить свое время так, что бы всегда кто-нибудь из них находился с детьми без ущерба для бюджета семьи.

Тогда они смогут обучать своих детей, как они хотят.
Если и прибегать к помощи посторонних платных учителей, то только в режиме индивидуального урока по системе мастер класс, с требованием реальных результатов.

100 часов такого класса, и ребенок должен сдать школьный курс физики, математики, химии, двух – трех иностранных языков на хорошие отметки и идти учиться в институт.
Помещая детей в различные языковые среды, родители к семи годам получат ребенка, свободно разговаривающего на 4х – 5ти языках.
К 12ти – 14 ти годам ребенок будет свободно читать и писать на этих языках рассказы и стихи, а так же будет знать весь курс школьной математики, включая мат анализ, теорию вероятности и математическую статистику.
Далее ребенок будет неделю, две, три работать на различных работах, которые ему под силу и такое же время учиться тем или иным курсам, по своему выбору и выбору его родителей по системе: две-три недели – усвоенный и сданный курс с предоставлением в последующий такой же срок работы за деньги по этому курсу.

К 21 году «ребенок» превратиться в зрелого мультипрофессионального специалиста с высшим образованием.

Хотелось бы верить, что ваша дочь, дай Б-г ей здоровья и счастья не гениальный уникум, а обычный человек, которого можно сформировать из 90% детей при правильном и обязательно индивидуальном образовательно – воспитательном подходе.

Кода-то Борис Альтшулер написал книгу «Алгоритм Изобретательства», где он убедительно доказал, что изобретателем может стать каждый человек, пользуясь его методикой.
Действительно, через два три года после ее прочтения моя физиономия красовалась на доске: «Лучшие Изобретатели Института».
Институт же занимал много лет первое место в Москве среди ПИ и НИИ по изобретательской работе.

Желаю вашей методике оказаться реально-эффективной не только для «вундеркиндов», а для 90% обычных детей, и не только в области шахмат, а в сфере всех других видов человеческой креативной деятельности.

Владимир Дембо
Афины, Греция - at 2011-07-02 20:10:08 EDT
<Националкосмополит> Ходила, к огромному нашему сожалению, ходила: в Израиле с этим было очень строго. Но мы делали всё возможное, чтобы ходить туда не каждый день. Или, хотя бы, не сидеть на всех уроках. Пытались сберечь каждый час. И потратить его с большой пользой.
Националкосмополит
Израиль - at 2011-07-02 14:30:04 EDT
Из текста не понятно, ходила ли ваша дочь в школу.
Мне почему-то кажется, что нет.
Если мои подозрения справедливы, то я вас категорически приветствую, ибо современная реальная школа – источник детского недоразвития.
Думаю, что основа ваших успехов и в вашей методике, и в том, что вы уберегли ребенка от школы, как родители академика Сахарова, воспитав дома великого физика.

Владимир Дембо
Афины, Греция - at 2011-06-30 07:23:13 EDT
В.Дембо-Б.Тененбаум
1."форматировании ребенка под себя" - но кто говорил о "форматировании ребенка под себя"?? Об этом и речи быть не могло! Наша задача была - создать именно новую, интереснейшую личность. Мы же педагоги!
2."Каждому родителю хочется видеть в своем дитяти улучшенную копию себя" - мы с женой ни в коем случае этого не хотели!
3."но ведь ребенок и сам по себе личность" - ну, конечно! И это-то и должно стать главным! Кто же спорит?:)
4."Так не лучше ли помогать ему в его развитии, не навязывая ему ни профессии, ни направления его интересов?" - так ведь именно это и делалось!! Мы как раз и помогали, именно учитывая огромный интерес Леночки к шахматам! Ничего не навязывая, и перепробовав множество других направлений (!!). Но тянуло ребёнка к шахматам (она видела и нашу с женой работу, и детей-шахматистов, и многое другое). И я начал с 1-2 минут (в виде игры!) работу и с ней (к её большой радости!). Как тысячи музыкантов со своими детьми. Так что же в этом плохого??

Б.Тененбаум-В.Дембо
- at 2011-06-29 21:27:27 EDT
Спорить с вами, конечно, невозможно, но мне кажется, что в "форматировании ребенка под себя" есть некий соблазн и насилие над его личностью. Каждому родителю хочется видеть в своем дитяти улучшенную копию себя, но ведь ребенок и сам по себе личность. Так не лучше ли помогать ему в его развитии, не навязывая ему ни профессии, ни направления его интересов ?
Владимир Дембо
Афины, Греция - at 2011-06-29 20:34:21 EDT
Господин Песталоцци,
1."Замужем ли? Имеет ли детей?" - замужем, детей пока нет.
2."На кого, в конце концов, выучилась: какая конкретная профессия, чем зарабатывает на жизнь?" - "в конце концов, выучилась" на шахматистку :):). Конкретная профессия: опять же, шахматистка:) Со специальностями: профессиональный игрок высшего класса, писательница, международная журналистка, педагог.
"Чем зарабатывает на жизнь?" - всем вышеперечисленным :)
3."Каков, словом, РЕЗУЛЬТАТ ваших (с супругой) педагогических усилий?" - прежде всего, она очень хороший человек (это - мнение и наше с супругой, Надей, и очень-очень многих людей).
Чисто профессиональные результаты: она обладательница восьми медалей за чемпионаты мира и Европы, победительница и призёр многих международных турниров, автор шести солидных книг по шахматам (простите, повторяю то, что написано в самом начале. Но Вы ведь об этом спрашиваете...), мужской международный мастер с прекрасным соответствующим рейтингом, женский международный гроссмейстер. Выступала за спортивные клубы Германии, Сербии, Хорватии, Израиля, Венгрии, Греции, Великобритании, Турции, Румынии (на мужских и женских досках).

Владимир Дембо
Афины, Греция - at 2011-06-29 20:17:17 EDT
Господин V-A (к сожалению, Вы не указали своё имя...).
Было же понятно, что зря забанили, поэтому эту формулировку почти сразу убрали :).

V-A
- at 2011-06-29 19:47:45 EDT
Елена Дембо играла на сайте chess.com и некоторое время назад ее там забанили с формулировкой "Account closed for cheating"
Песталоцци.
- at 2011-06-29 19:18:27 EDT
Владимир Дембо
Афины, Греция - Wed, 29 Jun 2011 09:16:30(Frankfurt)/ - Wed, 29 Jun 2011 03:16:30(New York)

"Так ли Леночка самостоятельна, как ее ровесницы?\" - Вы имеете ввиду возраст 27 лет??:) Ещё когда ей было лет 7-8, она во многих вещах уже была самостоятельнее иных 20-30-летних, а далее оно только развивалось. Причина этого элементарна: в шахматах необходимо самостоятельно и при жестком контроле времени находить правильные решения на каждый ход соперника!! Как тут не стать самостоятельным? Но мы это ещё и воспитывали во всём, кроме шахмат! Специально!

27 лет! Замужем ли? Имеет ли детей? На кого, в конце концов, выучилась: какая конкретная профессия, чем зарабатывает на жизнь7 Каков, словом, РЕЗУЛЬТАТ ваших (с супругой) педагогических усилий?

Владимир Дембо
Афины, Греция - at 2011-06-29 12:34:46 EDT
<Виктор Каган> Уважаемый господин Каган!
Я согласен почти со всем, что Вы написали. Человек Вы явно и думающий, и знающий. Прекрасно! Теперь - по существу.
1."но вероятность очень богатых задатков более высока, чем у детей "обычных" родителей" - конечно, в этом нет сомнений. Хотя и тут не всё просто:).
2."такие дети часто либо безо всякого специального воспитания" - вот это то, с чем я не согласен. Как правило, дети умеют делать именно то, чему их специально обучали. Конечно, с какими-то редчайшими исключениями :).
У нас же именно огромная работа на очень высоком уровне дала соответствующии результаты. Думаю, это не надо подробно объяснять! Результаты, безусловно, редчайшие, и такой же была и работа. Говорю это не как родитель, а как педагог. Объективно (я же аналитик).
3."есть ли сведения о применении системы другими родителями и результатах применения" - конечно, нет. В первые годы многие над нами только смеялись, негодовали, высказывали массу неприятного. Правда, в газетах разных стран в основном писали прекрасно, часто брали интервью по TB и радио (понятно, что умные люди всегда есть:)). Но так работать, как мы - люди не хотели! Хотя наша с супругой огромная статья о 6-летней Леночке очень серьёзно изучалась на всероссийских семинарах (об этом мы случайно узнали 10 лет назад в Будапеште:)).
4."интересно, что думает сам Автор о возможности широкого применения описанной системы и перспективах такого применения" - тысячу раз - да!! Но в применении к каждому ребёнку она должна быть индивидуальной! Помните? "Нет болезни, есть больной!" Здесь - аналогично. Только это может считаться педагогикой! Могу добавить, что многие наши ученики (в музыке и шахматах) при внешнем отсутствии данных добивались блестящих успехов (типа чемпиона мира до 12 лет, отличных консерваторий, и т.д.).
Обо всём этом я очень подробно рассказываю в своём двухтомнике. С сотнями примеров и выводов.
Всего Вам самого доброго!

Владимир Дембо
Афины, Греция - at 2011-06-29 09:16:30 EDT
<Инна> Уважаемая Инна!
Спасибо за все добрые слова! И, конечно, надо ответить на Ваши вопросы.
1."Вы заранее целенаправленно готовили Леночку в шахматные чемпионки, т. е. выбрали для нее, малышки, судьбу, или нет?" - Инночка! Это - невозможно, и просто не серьёзно. Во первых, была бездна не шахматной работы, и всё зависело только от её интересов (ребёнок ведь рос и развивался!) и предрасположения. Готовить из 2-летнего ребёнка чемпионку мира по шахматам (!!) не могло придти нам в голову! Мы делали ребёнка здоровым, весёлым, умным, активным, добрым... Над этим мы работали...
2."Что было бы, если бы ей шахматы не нравились, а нравилось бы рисовать?" - конечно, занимались бы рисованием!:) Но!! Только в том случае, если бы у неё обнаружились явные данные к этому, и мы бы видели конкретные результаты! В отличии от тысяч девочек, годами просто теряющих время (и свои данные к чему-то другому!!), тихонько что-то изображая в альбомах. Конечно, крохотная польза есть и в том, но именно крохотная.
3."Стали бы вы готовить ее к карьере художницы-завоевательницы призов?" - эта фраза меня просто удивила и немного огорчила...
"К карьере художницы-завоевательницы призов" - звучит очень нехорошо, правда? И слово "карьера", и "завоевательница призов" (это просто ужасно!)... Завоеватели приносят горе, причём в огромных количествах... А наша дочь становилась победительницей в интеллектуальнейшем виде спорта. В благородном, красивом. Создавала и создаёт произведения исскуства! Можно ли это сравнивать?
4."Не было ли ваше воспитание невольно направлено на подавление личности, на сужение поля интересов ради больших достижений в определенной области?" - Инночка! "Невольно" в воспитании быть не должно! И, конечно, подавления не было! Об этом даже думать не серьёзно, даже о самой возможности!
5."Так ли Леночка самостоятельна, как ее ровесницы?" - Вы имеете ввиду возраст 27 лет??:) Ещё когда ей было лет 7-8, она во многих вещах уже была самостоятельнее иных 20-30-летних, а далее оно только развивалось. Причина этого элементарна: в шахматах необходимо самостоятельно и при жестком контроле времени находить правильные решения на каждый ход соперника!! Как тут не стать самостоятельным? Но мы это ещё и воспитывали во всём, кроме шахмат! Специально!
Всего доброго!

Инна
- at 2011-06-28 20:02:48 EDT
Уважаемый Владимир Дембо, спасибо, что поделились своим замечательным опытом. Очень мне понравилось про обучение в игре. Хотя с нашими детьми специальных уроков не проводилось (за исключением того, что короткое время они не ходили в школу, а учились на дому), то, что мы делали, способствовало их развитию, например, повесили большую географическую карту в комнате у очень маленьких.
Но вот что не дает мне покоя: вы заранее целенаправленно готовили Леночку в шахматные чемпионки, т. е. выбрали для нее, малышки, судьбу, или нет? Что было бы, если бы ей шахматы не нравились, а нравилось бы рисовать? Стали бы вы готовить ее к карьере художницы-завоевательницы призов? Не было ли ваше воспитание невольно направлено на подавление личности, на сужение поля интересов ради больших достижений в определенной области? Так ли Леночка самостоятельна, как ее ровесницы?

Виктор Каган
- at 2011-06-28 19:27:51 EDT
Рассказ, конечно, очень впечатляет. У меня вопроыс, растущие из нескольких десятков лет работы с детьми. Автор и его жена, мягко говоря, очень нестандартные - много выше планки среднего уровня - люди. Ребёнок не обязательно должен воспроизводить это, но вероятность очень богатых задатков более высока, чем у детей "обычных" родителей. В общем, такие дети часто либо безо всякого специального воспитания, либо провоцируя направленные занятия с ними показывают быстрое и высокое развитие (ну, что называется, вода дырочку найдёт и росток пробивает асфальт). Это тем более так в случае описываемой семьи, где задатки ребёнка и система оказались синергичны. Итак, система в этих руках сработала и для этого ребёнка оказалась хороша. Вопрос: есть ли сведения о применении системы другими родителями и результатах применения? Я имею в виду хорошо документированные сведения с описаниями родителей, ребёнка, семьи и т.д. и отдалённых результатов. Если таковых нет, то интересно, что думает сам Автор о возможности широкого применения описанной системы и перспективах такого применения. Спрашиваю ещё и потому, что видел кошмарные результаты применения хороших методов - иногда в случаях "Заставь дурака богу молиться", но чаще просто потому, что они были не для этих конкретных родителей и\или детей.
Владимир Дембо
Афины, Греция - at 2011-06-28 18:48:36 EDT
<Суходольский> Уважаемый господин Суходольский!
Уверяю Вас: в нашем воспитании Леночки не было ни малейшей опасности! Кстати, в моём двухтомнике, который недавно был опубликован, одна огромная глава посвящена нашим встречам с психологами, прекрасным детским врачом (доктором наук), и т.д. Они изучали и саму Леночку (с 4 лет), и наши методы работы с ней. Сказали, что всё делается наилучшим для ребёнка образом, и что такого они ещё никогда не видели (думаю, эта глава - одна из самых интересных в двухтомнике).
Теперь, насчёт Никитиных. И об этом есть специальная глава!:) Это обойти было невозможно! И я подробно пишу, что их методы мы изучали очень серьёзно, и многое в их работе вызывает большое уважение. Но!! Мы пошли абсолютно иным путём в том, что касается развития данных ребёнка и интеллекта. Поэтому наши и их результаты даже нельзя сравнивать! У них были просто "очень здоровые дети" и "решатели проблем" (как прекрасно написал академик Амосов). Конечно, только такие результаты нас с супругой устроить никак не могли! По очень многим причинам :)
Всего Вам доброго!

Владимир Дембо
Афины, Греция - at 2011-06-28 18:31:15 EDT
<Карский Максим> Уважаемый Максим!
Спасибо Вам за прекрасный отзыв! И, конечно, успехов Вам в Вашей работе с внуками! Очень рекомендую Вам (если можно) прочитать мой двухтомник, вышедший в апреле. Там масса подробнейших рекомендаций, как надо заниматься с детьми, чтобы добиться подобных результатов. Это всё - реально!!

Суходольский
- at 2011-06-28 13:56:02 EDT
А мне кажется метод воспитания в семье Дембо достаточно опасным, хотя он и оправдался в их случае. Помню опыт семьи Никитиных по раннему развитию детей. В целом, он провалился. Многое зависит и от ребенка. Одно верно: с ребенком нужно постоянно играть, заниматься им, не жалеть времени и сил.
Карский Максим
- at 2011-06-27 09:37:55 EDT
Приветствую новую рубрику в журнале: "Педагогика". Весьма в духе лозунга Аристотеля на обложке журнала. Статья Дембо очень интересна. Результат методики автора очевиден - дочь добилась потрясающих успехов. Конечно, один опыт - недостаточная статистика, но все в методике столь просто и логично, что хочется и самому попробовать. Со своими детьми я уже опоздал. Но, может, со внуками получится?

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//