Номер 6(19) - июнь 2011 | |
Вон, Триер!
Посмотрим на последние кадры фильма «Антихрист» (2009). По лесистым скалам сноровисто подымается к главному герою масса людей. На крупном плане среди подошедших – одни женщины. Можно предполагать, что на общем плане люди в брюках взяты просто для массовки. Трудно было найти столько женщин. Вы и не обращаете внимания на их пол: люди. А подошли – женщины. А герой только что убил свою жену… Вот женщины этих волшебных окрестностей об этом мистически сразу узнали, оказались тут, вскарабкались к нему и сейчас отомстят. А он уже, собственно, и готов умереть. Он полюбил смерть. (Конец фильма.) И автор вместе с ним. В самом деле. Вот первые кадры. Титры. И – потрясающий звук. Не согласитесь ли, что со смаком сделано. Автор во всём фильме смакует траурность, угнетённость. Чёрно-белый фильм. Всё – одно к одному. И название соответствующее. По сюжету главный герой, психоаналитик, лечит свою жену. А на самом деле автор наслаждается поводом снимать эту черноту в душе и в мире. Смотреть – душепротивно. Но так это всё тянется… Что, - помня, чем кончается фильм (убийством, показанным и непоказанным, вот-вот оно произойдёт), - напрашивается естественное оправдание всему этому мраку: автору это просто нравится. Может, потому нравится, что никому такое не нравится. Похоже, ему нравится делать то, чего никто не делает. Скажем, только в порнофильмах же снимают половой акт так, чтоб было видно, как входит и выходит мужской половой орган в женский, а в художественных же не снимают. Ну, пожалуйста: здесь – так снято. Даёшь исключительность! Причём – «в лоб». Собственно, нечего объяснять. Никакого ж скрытого содержания нету. Всё – чтоб ударить по нервам. Как у экспрессионистов когда-то. Только те своими произведениями орали в ужасе: «Бога нет!» Ужас наводили «напрямую». И, значит, идеал их был противоположен. А здесь, у Триера, наоборот: идеал в том и состоит – в осознании, что Бога нет. Само произнесение слова «Антихрист» в титрах дано каким-то объективным тоном. Без авторского отрицания. В мир пришёл Секс (с большой буквы). Это и есть Антихрист. И грешные люди, естественно, приемлют приход Антихриста. – Таков, по-моему, иллюстративный, не скрытый смысл этого фильма. То есть я б его отнёс к околоискусству (надо бы учредить такую категорию для просто устроенных произведений, выражающих своё «зачем это сделано» «в лоб»). И не стал бы его «объяснять». Если б не то, что случилось с автором на Каннском кинофестивале 2011 года. Обычно я избегаю объяснений художественного смысла произведения, опираясь на внетекстовую материю (на интервью авторов и т. п.). Но с «Антихристом»-то мы имеем дело не с художественным произведением. Здесь опираться на интервью – можно. Идеал автора не меняется ж быстро. От 2009-го до 2011-го прошло только два года. Вот это интервью.
– Можете ли
вы поговорить о ваших германских корнях, о готических аспектах вашего фильма
[другого,
«Меланхолия»], о факте, который вы упоминали в датском киножурнале – о вашем
интересе к нацистской эстетике.
– Одна
вещь, которую я могу сказать, так это то, что я думал долгое время, что я
еврей, и был этим счастлив. Позже появилась (еврейский датский режиссёр)
Сюзанна Биер, и я стал менее счастлив быть евреем. Это была шутка. Потом
выяснилось, что я не был евреем, и даже если я еврей, то второго сорта, из-за
семейной иерархии. Потом я обнаружил, что я на самом деле был нацистом, потому
что фамилия моей семьи – Хартман, от чего я получил удовольствие (смеётся). Что
я могу сказать? Я понимаю Гитлера, но я думаю, что он наделал неправильных
вещей, абсолютно. Я могу представить его себе сидящим в бункере в конце… Я
всего лишь говорю, что я его понимаю. Он не тот, кого можно назвать хорошим
парнем, но я многое в нём понимаю и немного ему симпатизирую. Но, поймите! Я же
не за 2 мировую войну! Я очень за евреев, хотя не очень – из-за израильтян…
Сволочи, но… Как мне выбраться из этого предложения? (смеётся). Если говорить о
повелении, то мне нравится Альберт Шпеер [личный архитектор Гитлера, осуждён
на Нюрнбергском процессе на 20 лет тюрьмы], он был один из лучших божьих
детей, он имел талант, который он смог использовать… (вздыхает). ОК, я нацист
(смеётся).
– Это [наверно,
«Меланхолия»] ваш ответ на голливудские блокбастеры, или вы представляете
себе что-то значительно более грандиозное, чем это?
– Да, это
то, что мы нацисты… у нас есть тенденция пытаться делать грандиозные вещи
(смеётся). Быть может, вы могли бы убедить меня совершить Окончательное решение
[перекличка с Окончательным решением еврейского вопроса – полным уничтожением
евреев]… Для журналистов (смеётся). Ведь тут не только шутки, но и серьёзное: это понимание Гитлера в конце, значит, готовящегося к самоубийству… Не каждый может покончить жизнь самоубийством. Нужно иметь силу духа, будучи в здравом уме. Как трагедии людей, идеологически противоположных фашистам, строятся? Герой умирает – идея его остаётся жить. Вот и бессмертная нацистская идея обретала, получается, своего трагического героя в лице Гитлера в бункере в конце. В бункере… Под землёй… Чернота… – Красиво! Что-то похожее на приятие смерти в сладкой черноте чёрно-белого «Антихриста». А эта аналогия пулемётного падения жёлудей на крышу… Не приятие ли это детоубийства? Что такое секс для секса, как не детоубийство? Ведь героиня видела, как сын взобрался на подоконник и сейчас упадёт… Но у ней начинался оргазм. Что важнее оргазма?! А жёлуди ж – те же будущие дети дубов… Тоже падают… На крышу и не прорастут. – Всё это в кино есть приятие смерти в разных видах, приятие смерти автором. И понимание Гитлера в бункере в конце есть лишнее подтверждение идеи, что фашизм – это культ смерти, и что Триер эту идею приемлет. А величие культа (потому величие, что исключительность же проявляется на фоне обычных человеческих идей) подтверждается по Триеру не только разрушением, но и созиданием, раз ему гитлеровский архитектор люб. Исключительность же требует фона из обычности: голливудского кино… Вообще же, Триер – совершенно отвязанный субъект. Считающий, что слова – это полная ерунда (то ли дело, мол, киноязык, способный внушать эмоции непосредственно). И ими можно себе всё позволить. А потом отбрехнуться, что пошутил. – Но и в шутке есть доля правды. Его идеал вполне себе фашистский. И смутно чувствовалось это и в «Антихристе». Только и разницы – что сказанное киноязыком, как видим, не подвергается остракизму. И потому имеет некоторый смысл ввязываться мне с объяснениями. А то нашёлся и найдётся ж кто-то, кто этого фашизма в фильме не увидел и не увидит. Пальмовая ветвь Каннского фестиваля, премия Северного совета, лучший датский фильм и т. д. и т. п. Так я что: за идейную цензуру? Нет. Повторю. Я за то, чтоб внедрили в жизнь понятие околоискусства. Если до Второй мировой войны фашизм родился среди лишенцев Истории, то сейчас (посмотрите на этот «лучший датский фильм») он возрождается в процветающих странах. Почему? – Потому что его естественно рождает либерализм, опирающийся на идею свободы. Но бывает «свобода от» и «свобода для». О «свободе для» либералы не говорят, считая, что каждый конкретный индивидуум сам может найти применение свободы – или вообще не искать для нее никакого применения. Это вопрос частного выбора, который не обсуждается и не является политической или идеологической ценностью. А «свобода от» в своём развитии доводит видите до чего. Так, может быть, чтоб найти Окончательное решение для фашизма, надо напрочь отказаться от самого либерализма? А что?.. Он на вере в прогресс основан. А человечество скоро от перепроизводства и перепотребления вообще погибнет. Меддоуз уже с 1980 годов ведёт отсчёт десятилетий, с уходом каждого из которых без отказа от идеи прогресса человечество всё более и более удаляется от возможности в будущем, когда спохватится, обеспечить себе жизнь на уровне небогатого европейца. 23 24 серия остров ненужных людей онлайн 23 мая 2011 г. |
|
|||
|