Номер 8(33) - август 2012
Семен Талейсник

Семен Талейсник Отражения ритуала гадания в живописи

 

 

Самая громкая сенсация, самые эксклюзивные сообщения во время проведения Мундиале 2010 – это прошедшее гадание осьминога Пауля из аквариума Центра морской жизни в немецком городе Оберхаузене о шансах на победу команд мирового первенства по футболу. Пауль многое предугадал, включая победу Испании, и стал самой авторитетной гадалкой современности.

Я, конечно, огорчён результатами поединка, подтвердившего предсказания Пауля, но отнюдь не стану считать его оракулом, ибо уверен, что он случайно "накаркал" или нашарил результат игры. Но болельщиков голландской сборной он огорчил, угадав в очередной раз верно. Хотя, что сказать о моллюске, даже если он признанный на сегодня предсказатель? Одна физиономия чего стоит? Слизняк! Да и только!

Осьминог Пауль на своём рабочем месте. (Пока "портретов" Пауля ещё никто не написал, ограничусь фотографией из Интернета).

Гадание - одна из самых древних страстей человеческих. Желание, стремление предугадать - один из первых инстинктов человека, как и животного, чтобы выжить. Во-первых, чтобы найти пищу. А это значит угадать, где она лежит, растёт, живёт. Может находúться. Как её достать, сорвать, убить. Позднее - как её сварить... Во-вторых, предусмотреть внезапное ненастье и успеть укрыться. В-третьих, почувствовать угрозу нападения хищников или врагов и предотвратить её... А затем и всё остальное так важно предугадать вовремя...

Впрочем, со мной могут не согласиться, что это гадание, а не просто инстинкт, приобретённый опыт. Ведь кто-нибудь другой может догадаться или предусмотреть то, что следует сделать. Дать совет, как уберечься от сглаза, либо победить, приворожить, полюбить, погубить, обмануть, как выздороветь, сколько прожить... Или, взявшие на себя роль таких предсказателей, внушают что-то людям в унисон задуманному, успокаивая либо пугая, настораживая, порой подыгрывая им, а то и просто обманывая. Прикрываясь присущим якобы им волшебством или владением некой магией. А как утверждает мой любимый доктор Грегори Хаус из бесконечного захватывающего меня киносериала того же названия «Доктор Хаус»: - «предельность магии - это оксюморон», как способ разрешения необъяснимой ситуации. Ибо ничего заранее предугадать нельзя. Невозможно. И я с ним согласен.

Но гадалки с предсказателями живут и процветают. Гадалки или предсказатели, которым удалось угодить заказчику удачным предсказанием ожидаемого им события, начали получать подарки, мзду, плату, делать бизнес, называться «профессионалами», оставаясь обычными шарлатанами... И научились обманывать наивных и легковерных, глупых и малообразованных, тёмных и охваченных верой в возможности особых людей знать о них всё или почти всё. Так гадалки и вошли в число мошенников, фокусников, знахарей, колдунов, шаманов, телепатов, ясновидящих, астрологов и т.п.

И несть им числа, несмотря на все достижения науки и несовпадения их пророчеств и предсказаний. Ибо одно совпадение распространяется по миру среди людей быстрее и эффективнее, нежели тысячи и миллионы ошибок, несовпадений или простых надувательств... И о гадалках стали рассказывать всякие небылицы, описывать их способности, умения, славить, рекламировать, пиарить и этим тоже зарабатывать свою долю или процент от дохода...

А также стали изображать, рисовать, а в наше время и фотографировать, причем "замечены в этом" не только уличные или случайные художники, но и мастера живописи, великие художники всех времён... Среди них Босх, Лука Лейденский, Караваджо, великий русский художник Врубель и другие.

Среди классических полотен, посвящённых гаданиям, мне удалось найти картину знаменитого английского художника XIX века - сэра Эдварда Джона Пойнтера, на своём полотне изобразившего сцену в Римских банях, когда молодые патрицианки беседуют с приглашённой гадалкой...

Сэр Эдвард Джон Пойнтер (Edward John Poynter) «Гадальщица». 1878 г.

Я умышленно начал с картины, написанной в XIX веке, так как на ней изображена сцена гадания в древнем Риме. Многие художники ещё в средние века, задолго до Пойнтера, рисовали гадалок, но его сюжет оказался наиболее "древним". Будучи оригинальным в выборе композиции, отличаясь точностью рисунка, яркостью красок и деликатностью изображаемого, Эдуард Пойнтер пользовался известностью как превосходный исторический и жанровый живописец. В особенности его привлекали сюжеты из античного мира, и он смело выводил на сцену нагие или благородно и скромно задрапированные женские фигуры. Примером чему является и приводимая мною картина. Уже тогда, а возможно и ранее, труд гадалок или их искусство были востребованы.

В ритуале гадальщице помогает «волшебный фонарь» - прозрачный шар, который она держит в правой руке, разглядывая через него слушающую её женщину классического типа со спортивной фигурой, разгадывая, возможно, её любовную интригу или беспокоящее недомогание... С неподдельным интересом, эмоционально подняв руку, прислушивается к словам гадальщицы, внимательно наблюдающая действо её подруга. Сама «гадальщица», как названа она в подписи к картине, выражает своими жестами и гордой осанкой убеждение в своей правоте, вселяя этим веру окружающим. Она, эта гадальщица, не бедна, не нищенка в рубище, а вполне обеспеченная, возможно, богатая особа, в красивом ярком, свободно ниспадающем с её величавой фигуры одеянии. Её красивая, гордо посаженная голова на высокой шее повёрнута к слушающей её патрицианке. Чёрные волосы прибраны золотисто-жёлтой косынкой либо шляпкой, под которой угадывается подвязанный узел волос. Манерой держаться она невольно вызывает уважение как предсказательница судеб...

Лука Лейденский. "Гадалка". Лейден, 1508 г. Дерево, 24х31 см

В поисках наиболее ранних по написанию картин о гадалках, нельзя пройти мимо картины «Гадалка», автором которой является ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ, как привычно звучало прозвище нидерландского художника Луки Хёйгенса (Lucas Huyghensz van Leyden). (Лейден 1489 или 1494-1533).

Рожденный, по словам его современника, «живописцем и гравером с кистью и резцом в руках», Лука Лейденский писал и небольшие жанровые сценки, как например, картина «Гадалка», приобретённая музеем Лувра лишь в 1962 году. Эта картина имеет и иное название - «Ворожея». Предполагают, что автору картины тогда было всего четырнадцать лет. Полотно является первой жанровой картиной, представляющей события каждодневной жизни людей, включая процесс предсказания будущего при помощи карт.

Молодая женщина - гадалка на картах... Грустный юноша стоит в ожидании - как и какая выпадет ему карта. Приветственно сняв шляпу левой рукой, он правой вручает цветок такой же смущённой, либо сосредоточенной и нагнетающей сцену предстоящего таинства молодой женщине. Предполагаемая гадалка - в белом платке-капоре и в сером платье с весьма глубоким декольте. Рукава его оторочены широкими дорогими меховыми манжетами и оканчиваются кружевами. На столе видны ещё не все разложенные карты из колоды в её левой руке. За спинами участников гадания довольно многолюдно. Все - в ожидании его результатов...

Существует и другое мнение по поводу написанной художником сцены. Мол, нет никаких оснований считать, что изображенная сцена имеет отношение к гаданию на картах, так как в те времена это было занятие отнюдь не для светских дам, тем более в публичном месте. А в роли гадалки следовало бы ожидать "старую ведьму", а не молодую богатую даму. Кроме того, человек из высоких слоев общества вряд ли стал приветственно обнажать голову перед какой-то гадалкой. Скорее перед нами галантная сцена встречи знатного молодого человека и знатной девушки, которая развлекает себя игрой с картами, а вовсе не сцена гадания. Тем более, что художник Лука Лейденский вообще предпочитал изображать карточные игры между мужчинами и женщинами...

У меня нет достаточных оснований не соглашаться и с такой трактовкой картины, но я остаюсь при своём мнении, не наблюдая в их лицах шарма или флирта, столь обычных при встрече молодых людей. Только озабоченность и сочувствие...

Джованни Баттиста Пьяццетта. (1682-1754) «Гадалка» Первая половина XVIII века

 Холст, масло. 154 x 114 см. Венеция. Галерея Академии

Сын скульптора и гравёра, Джованни в 1697 поступил в мастерскую Антонио Молинари. Изучал живопись Креспи и Караваджо. В 1727 был принят в Болонскую Accademia Clementina. В 1750 возглавил Scuola di Nudo при венецианской Академии, отдавал много времени преподаванию и воспитал плеяду талантливых учеников.

Образ венецианской гадалки в соломенной шляпе, которая сидит, вызывающе подбоченясь и свысока и надменно глядя на глупый легковерный мир, просто обескураживает своей самоуверенностью. Гадалка не удостаивает взглядом коленопреклоненную даму в черном, простирающую к ней руки. Она настолько убеждена в правоте и истинности своих умозаключений, что любая особа, обратившаяся к ней за предсказаниями, несомненно, поверит в любое из них. Настоящая гадалка всегда в некотором смысле психолог.

ЦЫГАНСКОЕ ГАДАНИЕ

В течение множества веков, да и по сей день, в Европе и России прибегали к цыганскому гаданию, желая узнать и вовремя исправить свою судьбу. Поэтому-то цыганки-предсказательницы оказались запечатленными на полотнах многих известных мастеров - Караваджо, Манфреди, Жана де Булоня, Тильманна, Ренье, Вуэ, Навэ, Ооста и других. Часто, вопреки настрою европейского общества былых времён, гадалки на картинах выглядят красивыми, нарядными - художники предпочитали рисовать то, что сами видят, а не то, что говорят вокруг. Однако отдельные художники не приукрашивали своих героинь, а показывали их истинный облик. Мне бы хотелось более подробно остановиться на картине цыганского гадания, сочетавшегося, как это нередко бывало, с воровством соучастников в мошенничестве, ибо сюжет «гадалка плюс вор/воровка» характерен для картин этой эпохи.

Жорж Дюмениль де Латур, также Ла Тур (фр. Georges de La Tour; 1593 - 30 января 1652) - французский живописец из Лотарингии. «Гадалка», 1630-1639. Холст, масло. 102×123 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Художник родился в семье булочника. На его творчество большое влияние оказала школа Караваджо. Расположение Лотарингии между Германией, Францией и Нидерландами предопределило влияние на Латура голландской жанровой живописи.

Сюжет картины Жоржа де Латура «Гадалка» навеян новеллой Сервантеса «Цыганочка», написанной в 1613 году, в которой рассказывается о судьбе белокожей красавицы и певуньи Пресьосы. В Википедии по поводу этой картины написано следующее: «Золотой блестит в изрезанной морщинами руке старухи, плата за ее искусство и одновременно неотъемлемый атрибут ритуала гадания. Перед тем как заглянуть в будущее, она чертит им крест на белой мягкой руке, которою ей так доверчиво протянул юноша. Особо выделяется белокожая цыганка. Эта фигура - дань популярному в Западной Европе мифу о похищениях цыганами детей из благородных семей. Возможно, имеется в виду, что она «продажная девка» у гадалки-сводницы. Платок, завязанный под подбородком, указывал на то, что девушка была уже не девственницей, но не замужем...»

«Позолоти ручку!» - привыкли мы слышать из уст цыганок, встреченных нами на улицах и особенно рынках многих городов. Это означало, что гадалка погадает, если вы ей предварительно заплатите. Иначе гадание не состоится. Но пришло это выражение издавна от ритуала использования золотой монеты для начертания креста на раскрытой для гадания ладони. Это могла быть и серебряная, и медная монета, в зависимости от возможностей заказчика. Естественно, гадалка, получая использованный для этой цели золотой, могла оставить его себе, но все остальные деньги, как и «попутную добычу», по неписаным законам цыганского табора, должна была отдать в общий котел. К такой попутной добыче относятся, как чётко видно на картине, умело срезанная белой цыганкой с цепочки на поясе клиента монетка-амулет, бусы или кошелёк, вытягиваемые из кармана ловкой рукой чёрной цыганки, стоящей справа от него. Воровство идёт в четыре руки на небольшом пространстве сцены. Даже яркая одежда персонажей не отвлекает внимания зрителя, который поглощён совершаемым действом. Как выразительны зорко следящие за возможной реакцией юноши глаза цыганок! И как убедительно и по-деловому старуха со сморщенным лицом и монетой в скрюченных пальцах в это время вещает свои предсказания внимающему ей юноше, устремившему на неё свой несколько надменный и недоверчивый взгляд. Во всей картине царит напряжение между кажущимся спокойствием всех участников и их деловитой активностью по обворовыванию наивного юноши, возможно впервые попавшего в такую переделку.

«ГАДАЛКА». Микеланджело Меризи де Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) (1571-1610) Порто-Эрколе. Подарена Людовику XIV доном Камилло Памфили в 1665 г. Ок. 1595, Рим, Капитолийские музеи, Лувр, Париж (1596-97). Холст, масло. 99x131см.

Мне представляется, что эта картина великого бунтаря и прожигателя жизни, баловня судьбы, сочетающего талант и неуёмную жажду жизни во всех её проявлениях, написана декоративно и несколько схематично. В ней нашла своё отражение реальность, почерпнутая в авантюрно-богемных кварталах Рима, где прошли первые годы Караваджо. Две полуфигуры - молодая цыганка, гадающая по руке, и нарядный паж - как бы отрешены друг от друга и от самого процесса гадания. Во всяком случае, их взгляды не направлены на руку юноши, где пересекаются линии судьбы... Они смотрят друг на друга, в лица, в глаза. Но эти взгляды безучастны, и от этого картина кажется недосказанной, сдержанной, либо её сюжет не полностью раскрыт художником, хотя в ней видны его мастерство и идея. Весьма скупо обошёлся художник и с красками, особенно, если сравнить их охристо-коричневые цвета с ярким, богатым колоритом других мастеров, изображающих встречи с цыганками-гадалками. Это мы увидим в нижеследующих картинах современников и даже учеников Караваджо. Я склонен поддержать мнение, что это вообще не уличный набросок с натуры, а гораздо вероятнее, «живая картина» с позирующими натурщиками, написанная маслом в мастерской, а не на площади или постоялом дворе. Мне эта картина не нравится, но что значит моё частное мнение, когда автор её великий Караваджо... Тем более, что многим она нравится.

Бартоломео Манфреди, (итал. Manfredi). 1580 - 1622). «Гадалка» 1616 год. Итальянский живописец, родом из Мантуи

Один из крупнейших последователей Караваджо, он стремился прямо подражать ранней манере своего кумира. Излюбленными сюжетами его жанровых картин являлись бытовые сценки службы солдат, затей карточных игроков, сцены с гуляками в тавернах. А также и встречи с гадалками, одну из которых мы видим на этой картине. Две молодые цыганки и двое юных повес. Одна из цыганок в бордовом платье с повязанным свободно бело-цветастом платке и слегка закатанными рукавами убедительно показывает значение линий на руке юноши, отображающих все повороты его судьбы, чему он, судя по выражению лица, склонен тут же поверить и щедро расплатиться за хорошие вести. Вторая цыганка, что помоложе, туго обвязанная платком вокруг головы и шеи, внимательно наблюдает, готовая прийти на помощь подруге. Дружок в широкополой шляпе с красным пером с интересом прислушивается к речам гадалки. Возможно, и он захочет узнать свою судьбу. Обычная жанровая картинка…

«Гадалка», или «Женщина, гадающая на руке солдату»», Холст, 125х175 см. Коллекция Людовика XIV. Художник БУЛОНЬ ЖАН ДЕ, ПРОЗВАННЫЙ ВАЛАНТЕНОМ. Валантен де Булонь (фр. Valentin de Boulogne), правильнее Валантэн или Валантан, 1591-1632), прозванный Лё Валантэн, имя от рождения Жан Валантэн (Jean Valentin) (Куломье, 1594 - Рим, 1632)

Французский художник эпохи барокко, представитель караваджизма. Итальянцы считают Валантена лучшим последователем Караваджо и причисляют его к своим художникам Римской школы. Валантен довольно скоро расстался с сюжетами религиозного содержания и стал писать фигуры воинов, нищих, людей, пристрастившихся к вину и картежной игре, падших женщин и т. п. Одежда персонажей иногда изобличает их богатство и, может быть, знатность, а выражения лиц, по замечанию некоторых критиков, свойственны грабителям и плутам.

Искусствоведческого анализа картины я не нашёл, но сюжет легко прочитывается. Солдат внимательно смотрит на свою руку и приближающуюся к ней руку гадалки в ожидании их соприкосновения и начала момента разгадывания его судьбы. Он напряжён. Вторая его рука упирается в стул, слегка приподнимая тело. Его одежда выдержана в тёмных контрастных тонах, а наряд цыганки ярок и типичен шириной платка, свободным покроем белой блузки с ярко-красной вставкой и пышностью синей юбки. Лица и позы присутствующих полны любопытства и сопричастности к предстоящим откровениям гадальщицы...

Симон Петер Тильманн, Италия, XVII век

Никаких комментариев к этой картине мне также найти не удалось. Судя по удивлённому лицу цыганки – гадальщицы, её поразило количество серебра, оказавшегося неожиданно в руке. Это же видно по сурово смотрящему сквозь очки старому человеку, который положил кисть на плечо юноши, возможно, пытаясь его остановить или отрезвить. В то же время, ошарашенное лицо богатого юноши, по-видимому, молодого офицера в шикарной одежде, сжимающего левой кистью эфес дорогой шпаги, после услышанного из уст гадалки кажется отрешённо-удивлённым. Похоже, он сам не знает, сколько монет отсыпал в благодарность за гадание молодой и не менее удивлённой прорицательнице…. Возможно, это её первый крупный куш… Но каков красный цвет на картине! Удивительной яркости! Как он привлекает внимание к юноше, делая его центром картины, хотя он и находится ближе к краю полотна. Так делал Гойя.

Картина «Гадалка» 1620-1622 год. Из серии «Цыганские гадания». Художник Николя Ренье, Франция. Родился в г. Мобёж, примерно около 1590 года, умер в Венеции.

Комментариев по этой картине мною не найдено. Широким щедрым жестом вальяжно откинула руку богатая дама в сторону гадалки, смуглой, дородной, не очень молодой цыганки. Её лицо выражает и интерес к тому, что скажет гадалка, и снисходительную улыбку сомнения в истинности полученных сведений, затаившуюся в сомкнутых губах. Я не уверен, но по сидячей позе, несколько отёчному лицу и широте юбки в талии можно подумать и о том, что будущая мама хочет услышать от гадалки слова убеждения в благополучном исходе материнства и судьбе новорожденного. А может быть ей желательно узнать, кто родится - мальчик или девочка. Ведь это происходило в ещё в ХУ1 веке, когда УЗИ ещё даже не предполагалось... Не зря же за спиной цыганок видна шляпа с пером и лицо молодого мужчины с выражением нетерпения, возможно, отца ребёнка с зажатым в руке мешочком денег для оплаты услуг... Я, конечно, не могу утверждать, что мои предположения истинны, ведь Николя Ренье делал эту зарисовку без меня, но читатель волен согласиться или предложить своё понимание картины...

Симон Вуэ, Франция, 1618. Серия - «Цыганские гадания»

Пока гадалка с серьёзным выражением лица пытается убедить своих клиентов в открывшихся ей откровениях, последние озабочены отвлечением её внимания от мошенника, засунувшего руку в сумку цыганки. Он выразительным жестом поднятого пальца свободной руки подаёт знак своему подельщику о необходимости продолжения «беседы»... Лицемерная заинтересованная улыбка и протянутые распахнутые ладони молодой женщины, отвлечённый взгляд соучастника воровства, следящего за действиями карманника, улыбающегося своей удаче, а главное, удачная добыча - такова написанная художником сцена гадания и воровства.

Якоб ван Оост, Голландия, XVII век

Прогуливающийся вельможа не пожалел нескольких монет для оплаты гадания неожиданно появившихся цыганок и решил послушать, что скажет гадалка, совпадут ли её предсказания с его планами на сегодняшний вечер или на ближайшее время. Любопытно и не так уж и дорого для него, фаталиста по характеру, чтобы позволить себе такую вольность иди развлечение, пока время не торопит... Стоящий позади офицера паж терпеливо переносит очередной каприз своего хозяина...

ВЕЛСЕН ЯКОБ ВАН. «Гадалка»,1631. Холст, 26 х 23 см. Делфт до 1625 - Амстердам 1656. Определена в Лувр в 1950 г.

Глядя на эту картину, невольно сомневаешься в том, что эти мрачные и серьёзно настроенные мужчины в почти одинаковой форме "ночного дозора" и сидящая испуганная женщина с опущенными и сплетёнными в волнении пальцами рук, встретились для обычного гадания. Ведь название картины «Гадалка». Но кажется, что поводом к разговору, который ведёт с ней подбоченившийся офицер в красном плаще при шпаге, стало уличение гадалки в мошенничестве или в недозволенном занятии в ночное время...

Цыганские гадания. Франсуа-Жозеф Наве, Италия, 1824 год Наве'з (Navez)

Франсуа Жозеф (16.11.1787, Шарлеруа, - 12.10.1869, Брюссель), бельгийский живописец; виднейший представитель классицизма в Бельгии. Учился в Париже у Ж.Л. Давида (1813-16). В 1831-59 директор брюссельской Академии Художеств.

Художник создавал выразительные портреты, какие мы видим на картине, где чёткость композиции и местный колорит крестьян Х1Х века успешно сочетаются с живой характерностью типов семьи Хемптинне, пожелавшей погадать у проходящей немолодой и строгой цыганки-гадалки. По мнению критиков, картины Наве и на мифологические, исторические и религиозные темы отмечены также академической сухостью.

А теперь немного истории и великосветских сплетен...

Жозеф Данхаузер. Наполеон и Жозефина у гадалки, 1844

ДАНХАУЗЕР, Жозеф, (Danhauser, Josef. 1805-1845) австрийский живописец. Родился в Вене. Учился в Венской Академии изящных искусств. (с 1824 г., у П. Крафта). С 1840 г. - профессор Венской Академии изящных искусств (1840-1842 гг). Совершил поездку в Нидерланды (1842 г.). Обычно писал жанровые сцены и портреты. Погиб предположительно в Вене.

Жозефина у гадалки мадмуазель Ленорман. D' APRES UN DESSIN DE RIBAULT GRAVE PARNORMAND FILS. (COLLECTION A. DEVAUX). По рисунку Норманна Риболта из коллекции Дево. (Гравюра, возможно, по рисунку)

Французская Сивилла Мария Аделаида Ленорман - гадалка, у которой часто бывала Жозефина Богарне, впоследствии жена Наполеона I. Значительную роль в судьбе Марии Ленорман сыграла дружба с супругой молодого генерала Бонапарта. При первом же знакомстве гадалка предсказала ей корону. Ни Жозефина, ни сам Наполеон тогда гадалке не поверили, однако не прошло и 10 лет, как предсказание сбылось. Придя к власти, Наполеон не забыл удачливую прорицательницу: он презентовал ей миллион франков.

Ленорман стала личной гадалкой Жозефины, и почти каждый день баловала ее благоприятными прогнозами своей загадочной колоды из 36 карт с не всегда понятными узорами и рисунками. Наполеону не очень нравилась тесная дружба Жозефины с экстравагантной гадалкой. Позднее, став императором, он постарался отдалить Ленорман от супруги, а после того, как во время очередного сеанса гадания она предсказала ему бесславное поражение в войне с Россией и ссылку на остров Эльба, и вовсе разгневанно вышвырнул ее из столицы.

Если посмотреть на две представленные фигуры гадалки, госпожи Ленорман с учётом, что первая картина принадлежит перу вполне определённого художника, а вторая, рисунок неизвестного мастера, больше смахивает на фото, то изображения на них совершенно не сопоставимы. На полотне художника Жозефа Данхаузера бросается в глаза неопрятная старуха в рваном рубище, находящаяся в состоянии транса со зловещими предсказаниями или раскрытием тайны будущего, воздевшая руки и глядящая в ужасе в небеса, отбросив свой посох. Её слова вызвали испуг и волнение обречённо откинувшейся в кресле Жозефины. На втором рисунке, мадемуазель Ленорман стоит спиной к нам во всей красе молодости и изящества женщины с великолепной фигурой, театральным жестом выносящей свой вердикт, вознеся руку над внимательно и заинтересованно внимающей ей Жозефиной.

Император пассивен или ошарашен и удивлён услышанным. Я склонен отнести картину художника Данхаузера к его личному аллегорическому представлению о классическом образе гадалки, вещуньи, колдуньи, в привычно сказочном облачении, предсказывающую недобрые вести... А рисунок более реалистичен, судя по описанию биографов и лиц, контактировавших со знаменитой французской Сивиллой. Кстати, её способности прорицательницы и гадалки мне представляются не столько присущими ей мистическими способностями, которые я вообще не признаю во всех случаях. Это скорее всего результат её эрудиции, несомненных умственных способностей, знакомством с человеческой психологией, пониманием социальной и политической обстановки того времени, а также знанием многих тайн королевского двора и особенностей закулисной светской жизни высшего общества Франции. Не зря же она предсказала, что Жозефина станет императрицей, выйдя замуж за амбициозного корсиканского офицера, и его крах и даже остров Эльбу.

Её понимание тщетности декабрьского восстания русских офицеров позволило ей предсказать и смерть в петле Муравьёву, возразившему ей, что, мол, дворян в России не вешают... Так что мадемуазель Мария Аделаида Ленорман, изображённая на рисунке, мне больше импонирует как женщина и как гадалка, нежели грязная вещунья на картине Жозефа Данхаузера.

Теме гадания, гадалкам отдали свою дань и некоторые русские художники. Наиболее известна картина Михаила Врубеля "Гадалка".

Михаил Врубель. Гадалка. Испания. 1895. Холст, масло. Третьяковская Галерея

На картине Михаила Врубеля, написанной им в Испании, - всё отражает колорит этой страны. Картина, возможно, навеяна оперой "Кармен", которую художник очень любил и считал "эпохой в музыке". Изображённая им молодая испанская цыганка с восточными чертами лица, насыщенно чёрными волосами, такими же густыми бровями и выразительными глазами, внимательно и понимающе смотрящими на зрителя из-под черных же ресниц, верит своему предсказанию. Этот взгляд невозмутим. Она властно, без колебаний, подтверждает точность предсказания. Если лицо сосредоточено, то руки расслаблены, а карты уже своё сказали и вердикт цыганкой вынесен. Пиковый туз не оставляет сомнений в роковом выводе о дальнейшей судьбе и раскрывшейся страшной тайне будущего у доверившегося человека. Не будет ли он раскаиваться в приходе к ней? Возможно, во взгляде её горящих глаз можно прочитать и некое сочувствие. Разноцветье ковра, игра золотисто-розовых складок на платье и платке, небрежно охватывающих непринуждённо сидящую фигуру, не мешают сосредоточить наше внимание на лице, руках и разложенных небрежно картах для гадания. Картина по своему характеру - произведение глубоко психологическое.

Русский художник Шебуев Василий Козьмич. «Гадание». Автопортрет с гадалкой. (1805 - 1807). Холст, масло 91,5 х 73,5. Третьяковская Галерея.

Творческая судьба живописца В.К. Шебуева целиком связана с Петербургской Академией Художеств. Он обучался и получил воспитание в академии екатерининских времен. Уже в девять лет Шебуев выходит по отметкам в число первых учеников. После окончания учения с аттестатом первой степени и малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев был оставлен пенсионером при Академии Художеств, а в 1803 г. отправлен в Рим, где совершенствовал свое искусство, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах. К римскому периоду и относится картина, стоящая в творчестве живописца особняком.

Красивый, романтично настроенный молодой человек смотрит на нас с картины "Гадание". Автор изобразил себя в типичном модном костюме того времени с загадочной улыбкой в момент гадания цыганки по протянутой ей своей кисти, почему-то белого, не телесного, цвета. Как будто это белое, ещё не прожитое и не исхоженное полотно его жизни. На ней ещё нет резких, и вообще никаких линий, нет морщин и неразгаданных отпечатков, оттисков судьбы. Она ещё чиста и девственна. Иначе я объяснить и понять белый цвет кисти не могу. И в этом вижу романтизм молодого человека, улыбающегося ещё неизведанным радостям жизни, художника, излучающего уверенность в своих силах.

Это полотно, как жанровая сцена, соответствует во многом романтическому направлению в искусстве начала XIX в. Картина якобы неокончена, по мнению аналитиков, завершен лишь автопортрет, остальные фигуры остались в виде эскизных набросков. Этим, кстати, можно объяснить и "белизну", недописанность руки. Хотя моя версия мне кажется не менее убедительной. Это самое известное произведение художника, которому он отдал предпочтение и хранил его у себя до конца жизни.

Таковы мои впечатления от знакомства с обнаруженными мною в сокровищницах музеев, галерей и частных собраний, при неоценимой помощи Интернета, картинами художников разных стран, где сюжетом послужило гадание или гадалки…


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 3820




Convert this page - http://7iskusstv.com/2012/Nomer8/Talejsnik1.php - to PDF file

Комментарии:

Печник-Националкосмополиту
Торонто, Канада - at 2012-09-02 20:51:51 EDT
Вы пишете:"Я излагаю свои проекты и социальные изобретения, как и положено великому тривилизатору"

Первое: Сразу вспомнилась картина Дали "Великий.... (как там забыл)" ( быстренько стараюсь записать
перво пришедшую ассоциацию, чем она и ценна)
Второе: Я не знаю как "положено великому тривилизатору" но, это Вам только кажется что излагаете
предельно простым языком. Это Вы скромничаете. Мой ник должен Вам говорить, что для меня
надо ещё проще.Вам интеллектуалам сложно опускаться до уровня печек-лавочек.
Третье: Я обязательно ознакомлюсь с Вашей «Социальный Концепт Проект Новая Суббота» когда она
выйдет под редакцией типа, как -"Философия для чайников", а до этого не в вконя корм.
Третье: Ваш ник "Националкосмополит" навевает какую-то удлинённую мрачноватость, это я не в порядке
обсуждения ников, а то модерация иссечёт меня батогами, а о личных впечатлениях.
Чет-ое: Мелькнула идея, а не написать ли Вам книгу о куртизантках как это просит Беленькая Инна.
Ведь вам профессионалам это же очень просто как по вдохновению так и по заказу. Двумя
читателями Вы уже обеспеченны я и Б.И.(кажется это безответственная фривольность)
Пятое: Для того что бы Вы не подумали что я читал Ваш постинг невнимательно замечу:
В перечислении: "Все Субботы, первые и десятые дни месяца, Пейсах, Рош ха Шана, Сукот, Шабатон,..."
Вы упустили Ем Ха Шиши

Удачи в новых начинаниях. Ответа не жду.

Националкосмополит
Израиль - at 2012-09-02 13:23:37 EDT
«Националкосмополиту.
Вы пишете страшно (жутко) умно.Моя беда, у меня очень маленькая голова, а хочется
все знать. Не объясните ли вы, как это понять:"Так и возникнет у нас – Израилизаторов
Аврамео – Буддистской Цивилизации чудесный порядолк из всеобщего хаоса мировой депрессии"
Кто это или что это такое - израилизаторы? У меня на ум (какой есть, таеой есть) приходят
ассоциации с агрегатами т.е. - сепаратор, ионизатор, сегрегатор и другие механизмы.
Мне кажется, очень к месту девиз: Каждому местечку (даже в Израиле) по одному Израилизатору!»
***********************
Уважаемый Печник!
Я излагаю свои проекты и социальные изобретения, как и положено великому тривилизатору, предельно простым языком.
Поэтому даже в вашей маленькой голове, но надеюсь большом сердце они прекрасно поместятся.
(см, и принимайте участие в обсуждении темы «Социальный Концепт Проект Новая Суббота» в разделе Форума «Политика и Общество».)
Что бы понять, что такое «Глобальная Израилизация»нужно вначале понять, что такое открытая мною Заповедь Заповедей Книги Книг.
Это равный баланс дней труда и свободы от него, согласно Торе Письменной.
Все Субботы, первые и десятые дни месяца, Пейсах, Рош ха Шана, Сукот, Шабатон, Юбилейный год.
Все это «Шабаты Шабатоны Торы», в которые Книга Книг запрещает работать.
Если их подсчитать то получится с точностью до одного – двух дней равный баланс дней труда и дней свободы от него.
Открыв эту Заповедь Заповедей Книги Книг и переформатировав ее в практически выполнимую форму – Симметрии Недель Труда и Творческого Отпуска – «Новую Субботу», и проповедуя эту Новую Полную Субботу Торы всему человечестыу в рамках моего глобального социального проекта я превратился в успешного, надеюсь Израилизатора Аврамео – Буддистской Цивилизации.
Был бы рад, если бы вы а так же автор статьи вошли на форум и приняли участие в обсуждении моего проекта.
****************************************
«Что же касается высказыванных националкосмополитом идей, то, поскольку я не владею пониманием вопроса и трактовкой терминологии, предпочитаю воздержаться от дискуссии по затронутым им темам...
Что и Вам советую.»
******************************************
А я советую вам не игнорировать автора глобального социального проекта, а ознакомиться с его содержанием на Форуме и принять участие в его обсуждении.

*********************
«Впервые вхожу в контакт с националкосмполитом...»
*********************
Особенно богато смыслами ваше многоточие.
****************************
«Вряд-ли смогу понять и примкнуть к этому глобальному социальному проекту в силу своего невежества и недопонимания его принципов и планов,»
**************************

Вы не невежда.
Вы разумный человек, поддавшийся к сожалению влиянию некоторых доминантов нашей гостевой в политике игнорирования моих текстов.
***************************************
« но хочу поддержать высказанную автором комментария мысль о том, что: - «сегодняшняя гадалка должна знать математическую статистику и уметь программировать тогда она создаст программы, играющие на бирже со всё большим и большим хаосом все успешней и успешней».
Тогда гадалка превращалась бы в программиста, прогнозирующего выигрышные игры на бирже... И звать её уже «гадалкой» не придётся, ибо это будет уже другая её ипостась...»
************************************************
Если бы вы ознакомились с моим социальным проектом, то поняли бы, что жребий в обществе Новая Суббота играет тотально очищающую общество от коррупции всех видов роль.
Вы бы так же поняли, что жребий можно организовать так, что он принесет нулевой процент брака во всех сферах жизни человека и общества.
Тогда любая гадалка может предсказывать обратное сколько угодно – все равно не сбудится.

М. ТАРТАКОВСКИЙ - анониму..
- at 2012-09-01 09:22:09 EDT
Гадалкин- Fri, 31 Aug 2012 15:49:44(CET)
Нет у нас с Вам ни пары сотен, но одной даже сотни лет жизни, чтобы дождаться окончательного и верного решения, чтобы успеть разобраться, кто и как или, вернее, что и как создали Вселенную и имеет ли к этому отношение придуманный верующими людьми в своём невежестве некий Бог, Всевышний...
***********************************
Уважаемый проф. Талейсник! Все что Вы сказали повторено миллионы раз "вежественными" людьми, в уверенности своего вежества не замечающие, что все их ответы при всем их успехах по лечению человеческого мозга и контролю над ним не были ответами на те вопросы, на которые человеку отвечает религия. Не понимать этого есть невежество тем более мало-извинительное, что выражается с "божественным" апломбом.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Здесь, ниже, было с апломбом сказано: одни-де верят, что Бог есть, другие - в то, что его нет... Т.с. разные мнения, обе имеют равное право на существование. Но с таким же правом можно толковать о том, что "ХОЛОКОСТ БЫЛ = ХОЛОКОСТА НЕ БЫЛО, придуман евреями. Есть истина и есть ложь. И это в отношении религии и науки прекрасно, хоть и бегло, утверждено в следующем тексте:
Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - Fri, 31 Aug 2012 07:27:21(CET)

Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-31 19:18:53 EDT
Уважаемые господа читатели и комментаторы!
С этого момента убедительно прошу отвлечься о дискуссии на религиозную тему и перейти к обсуждению моего текста о картинах с изображением процесса гадания и их персонажей. Извините, если ваш коммент останется без ответа.
Заранее благодарен.
СТ.

Ontario14
- at 2012-08-31 17:39:31 EDT
Но время для переосмысления уже прошло...
********************
никогда не поздно пить боржоми

"Тора и наука"

http://youtu.be/PIdSbdzCKcs

r. Y.Levin

Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод., Израилдь - at 2012-08-31 17:25:29 EDT
И. Беленькой, М. Тартаковскому - С. Талейсник.
Всё могло происходить и более спокойно и не вызывать неприятия и даже некоторой некорректности, если бы моя первая фраза в начале третьего абзаца текста была бы не о страсти, дальше об инстинкте, а звучала бы так: - «Гадание – одно из первых проявлений духовной (психической) жизни человека».
И не страсть и не инстинкт. Но сознательно приобретаемый опыт... И интуиция.
А в четвёртом абзаце допускается сомнение в том, что это инстинкт, но речь уж идёт о догадках, возможности предусмотреть опасность и т.д., что свидетельствует об обдумывании, т.е. о психической составляющей, о духовной жизни... Но не написано!
Слова о мистике, к которой отношусь негативно, у меня всегда вызывают отторжение, потому и последовала такая «бурная» реакция. А потом уже вовсе ни к чему задели бога и пошло-поехало.
Спасибо г-ну М. Тартаковскому, который снял напряжение и остановил каждого... Надеюсь.
Что касается Пятикнижия, то я согласен, что мне бы не мешало знать. Но время для переосмысления уже прошло....
В эрудиции И. Беленькой не откажешь, но её надо иногда придерживать, чтобы ею не задеть оппонента. О высмеивании, скорее о поддевке, можно было подумать, но лучше не заметить и не платить тем же...


Гипси
- at 2012-08-31 16:04:03 EDT
Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - Fri, 31 Aug 2012 15:22:40(CET)

Если хватит духа и желания, то мне есть над чем поразмыслить, любуясь этими картинами и познакомится с их авторами. Надеюсь, это будет корректно по отношению к Вам?
-----------
Это не только будет корректно, но доставит мне большую радость: приятно, когда твои усилия (в данном случае - совершенно пустяковые) способствуют творчеству другого человека. Советую Вам ещё посмотреть сайт художника Николая Бессонова (он занимался цыганами, и Вы что-то о них писали). Успехов Вам.

Гадалкин
- at 2012-08-31 15:49:44 EDT
Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - Fri, 31 Aug 2012 07:27:21(CET)

Нет у нас с Вам ни пары сотен, но одной даже сотни лет жизни, чтобы дождаться окончательного и верного решения, чтобы успеть разобраться, кто и как или, вернее, что и как создали Вселенную и имеет ли к этому отношение придуманный верующими людьми в своём невежестве некий Бог, Всевышний...
***********************************
Уважаемый проф. Талейсник! Все что Вы сказали повторено миллионы раз "вежественными" людьми, в уверенности своего вежества не замечающие, что все их ответы при всем их успехах по лечению человеческого мозга и контролю над ним не были ответами на те вопросы, на которые человеку отвечает религия. Не понимать этого есть невежество тем более мало-извинительное, что выражается с "божественным" апломбом.

С уважением, Гадалкин

Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-31 15:22:40 EDT
Уважаемый Гипси!
Не знаю какими словами выразить Вам свою благодарность за присланную ссылку о цыганских гаданиях в живописи. На сайте помимо тех нескольких картин, которые я проанализировал с моей личной точки зрения, есть ещё немало колоритных и интересных полотен. Если хватит духа и желания, то мне есть над чем поразмыслить, любуясь этими картинами и познакомится с их авторами. Надеюсь, это будет корректно по отношению к Вам?
Ещё раз большое спасибо.

М. Тартаковский - С. Талейснику.
- at 2012-08-31 15:03:51 EDT
Инне Беленькой - С. Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - Fri, 31 Aug 2012 13:20:19(CET)
---Для меня и Библия, и Тора, и даже Коран – не более, чем сборники легенд, мифом, высказываний мудрых людей их составителей...

>>>>>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<<<<<

Тора - отражение древнейшей истории; Книги Навина, Судей, Царств, Летопись да и Пророки это сама История. Не надо быть непременно евреем и непременно верить в Создателя (я не верю), чтобы знать это.
А знать надо бы.
Г-жа Беленькая несколько выспренне, щеголяя эрудицией (это ей свойственно), написала много справедливого. Не тот здесь автор, которого следовало высмеивать.

Беленькая Инна-С.Талейснику
- at 2012-08-31 15:03:39 EDT
Очень жаль, что Вам изменила корректность.
Но я просто возразила на Ваше утверждение, что "Гадание - один из первых инстинктов человека", как пищевой, оборонительный и пр. животные инстинкты. Зачем же так безапелляционно говорить. Начали бы просто с художников, у Вас это хорошо получается. Каюсь, хотела убедить Вас, что гадание - одна из сторон духовной жизни древнего человека. Не вышло, только задела Ваше самолюбие, за что извиняюсь. А еще я не причисляла храмовых жриц к гадалкам. Не надо приписывать еще и это ко всему, в чем Вы меня порочите.

Гипси
- at 2012-08-31 13:43:10 EDT
Уважаемый автор, может быть, Вам будет полезна ссылка:
http://gypsy-life.net/gadanie-01.htm

Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-31 13:20:19 EDT

Инне Беленькой - С. Талейсник
Видит Б-г, я хотел сохранять корректность по отношению к Вам в связи с Вашими невразумительными высказываниями, процитированными мною из Вашего текста и взаимно повторенными Вами для меня. Не будем в третий раз их повторять.
Для того чтобы Вам не « было бы глупо меня образовывать», вам не мешало бы быть более образованной и более умной по сравнению со мной, как Вы это, очевидно априори, считаете. Я никогда не считал признаком бОльшей эрудиции или образованности манипуляции иностранными терминами или редкими в употреблении словами...для пущей важности.
Нисколько не отвергаю охватывающую Вас "партиципацию" ко всему окружающему с древности по сей день, высказывания Юнга и Вашу убеждённость в «глубокую веру в бога» у Ивана Петровича Павлова, в коей я сомневаюсь. Я совершенно не оспариваю такие рассуждения о Торе, которая по Вашим представлениям «по своей мощи и глубине несравнима и несоизмерима с Новым Заветом». (Возможно)... Согласен и с тем, «что Тора вобрала в себя все те коллективные представления и мифологические образы, которые уходят своими корнями в доисторию человека. Ее мощь исчисляется толщей этого доисторического пласта». (Красиво пишете, доктор Беленькая!).
Считайте, что Вы правы и убеждены в этом. Для меня и Библия, и Тора, и даже Коран – не более, чем сборники легенд, мифом, высказываний мудрых людей их составителей.... И только. Но я уважаю эти книги и даже нередко цитирую из них те или иные положения и мысли, но для меня они не учебники, не научные трактаты, не результаты научных исследований и их доказательств.
Вот и я далеко ушёл от «гадалок», как и Вы. «Вернёмся к нашим баранам» – этим «гламурным» дамам, на картинах великих и прекрасных художников, «не имеющим ничего общего с теми пифиями, халдеями и звездочетами, которые были органической частью психической жизни человека древности»...
Пифии – женщины прорицательницы служил в Дельфийском оракуле и даже есть их изображения. Это моё упущение и здесь Вы правы. Ну, где мне взять столько пифий (я нашёл только одну картину Джона Кльера с изображением пифии), коли их не рисовали художники? Либо я не нашёл, либо плохо искал... Но найденную, благодаря Вашей подсказке картину пифии, я вставлю в исходный текст. Спасибо!
Вы ещё напомнили о весталках и храмовых жрицах. А вот тут мне придётся Вас образовать, но я не считаю это глупостью. Обязанности весталки, кроме строгого целомудрия, состояли главным образом в поддерживании священного огня, в соблюдении чистоты храма, в совершении жертвоприношений богине Весте и пенатам, в охранении палладиума и других святынь.
Иеродулы или храмовые жрицы, храмовые проститутки....Так что они не были гадалками... А занимались делом, телом.(Всё это из википедии)
И я вовсе не смутился, когда Вы намекнули на куртизанок, хотя и удивился Вашему предложению этим заняться, ... Но, возможно, я решусь, покраснев, это сделать в моём следующем описании...
И великодушно Вас прощаю. Как и Вы меня, если что не так...
СТ







Беленькая Инна- исправление
- at 2012-08-31 09:00:19 EDT
Следует читать : "Ее духовная мощь исчисляется толщей этого доисторического пласта.
Беленькая Инна - С.Талейснику
- at 2012-08-31 08:31:29 EDT
Я человек далёкий от всякой мистики, не религиозен, атеист, материалист. И для меня Ваши слова и выражения о «необходимости паралогического мышления», о «мистических элементах и мистических связях», якобы, «господствующих в коллективных представлениях», столь «необходимых в мистических приёмах гадания для их обнаружения», так же как и «вещие сны» и понятие о «дельфийском оракуле» – пустые слова.

_____________________________________________________________________________________

С моей стороны, было бы глупо Вас образовывать. Но я хочу заступиться за древнего человека, которому Вы отказываете в каких-либо проявлениях психической жизни. Одни инстинкты и рефлексы, условные и безусловные. Но даже Иван Петрович Павлов сумел как-то совмещать свои исследования с глубокой верой в бога.
Я уже раньше говорила, что , на мой взгляд, примитивный человек , который жил в единении с Космосом, усматривал связь между своей жизнью и жизнью Вселенной, был куда одухотворенней современного человека с его приземленностью и прагматичностью.
Однажды я ехала в автобусе и в окно увидела какие-то механизмы и людей, копошившихся вокруг лежащей на землю огромной пальмы. Вид этой поверженной пальмы вызвал у меня острое чувство живого существа, близкого к человеку, переживание той самой сопричастности(или партиципации) ко всему окружающему, которая отличала восприятие и мироощущение древнего человека. В этой сопричастности, одушевлении всей живой и неживой природы и земля представлялась ему не просто территорией для проживания, но как Мать-земля, которой обязаны своим рождением и произрастанием и пальма и сам человек. Недаром во многих языках человека так и называют "рожденный от Земли".
Юнг(тоже, между прочим, врач) писал, указывая на совпадение патологических образов с мифологическими: "Наблюдающему их врачу недостает необходимых исторических знаний и поэтому он не в состоянии узреть параллелизм между своими наблюдениями и данными, известными из истории религии и культуры. Знаток же мифологии и сравнительной истории религии, как правило, не является психиатром и вследствие этого не ведает, что его мифологемы все еще свежи и живы, как , например, в сновидениях и видениях, в укромных тайниках личностных и индивидуальных переживаний".
Да и как отбрасывать тот доисторический пласт в жизни человечества, который лежит в основании всей человеческой культуры и религии.
Может, я выскажу крамольную мысль, но когда говорят , что Тора по своей мощи и глубине несравнима и несоизмерима с Новым Заветом, то дело в том, что Тора вобрала в себя все те коллективные представления и мифологические образы, которые уходят своими корнями в доисторию человека. Ее мощь исчисляется толщей этого доисторического пласта.
Но я далеко ушла от "гадалок". Просто, хочу сказать, что эти гламурные гадалки на картинах не имеют ничего общего с теми пифиями, халдеями и звездочетами, которые были органической частью психической жизни человека древности.
Точно также, как не имеют ничего общего современные путаны и куртизанки(которыми, я чувствую, Вас смутила) с весталками и храмовыми жрицами. Надеюсь, Вы меня за это простите.

Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-31 07:27:21 EDT
Гадалкину - С. Талейсник
Уважаемый Гадалкин!
Нет у нас с Вам ни пары сотен, но одной даже сотни лет жизни, чтобы дождаться окончательного и верного решения, чтобы успеть разобраться, кто и как или, вернее, что и как создали Вселенную и имеет ли к этому отношение придуманный верующими людьми в своём невежестве некий Бог, Всевышний...
Но, думаю, что ближе к этому всё же наука, опыт, прогресс, ибо результаты этих исследований более убедительны, нежели предположения и Боге-строителе всего сущего. Увы, нет доказательств, а ведь уже проло более 2000 лет, со времени Воскрешения и более 5000 лет со дня появления первого человека... А воз и ныне там.
Зато люди уже летают вокруг Земли, гуляли по Луне, и ездят с «Любопытством» по Марсу. А при помощи телескопа Хаббл заглядывают и в другие Галактики и даже всматриваются в Чёрные дыры... А Всевышнего так и не встретили. Да и деяний его, кроме необъяснимых поступков, творящихся на нашей планете, вроде кровопролитных войн, геноцида, природных катаклизмов, уносящих миллионы в его Рай и Ад...
А ему всё это по-барабану! Его любят, возвеличивают, молятся, просят, возводят храмы, рисуют, целуют, на коленях перед его рисованным выдуманным ликом стоят и ничком лежат, вопиют: - « Помоги!»
А ему плевать!
При чём здесь моё гадание. Я об этом не писал. Я показал, как проходит процесс гадания на картинах художников, а мы перешли на иное. Но и это объяснимо, так как взаимосвязано, ибо вера – и есть вариант гадания и ожидания чудес...
А их не бывает! Есть только научно обоснованная закономерность и случайные совпадения...
СТ

Печник
Торонто, Канада - at 2012-08-31 00:02:54 EDT
Ув.Семён Талейсник.
Извините за неправильное написание Вашей фамилии в прошлом постинге.
Спасибо за совет. Очень тактично. Надеюсь я Вас правильно понял.
При таланте, яблоко на голову - озарение.
В других случаях, кирпич на голову и хоть бы хны. Но, что то происходит и рука к перу перо к
бумаге. Читаеш такой текст раз - не понял, второй раз -не понял, третий раз - опять не понял,
вскидываеш руки и начинаеш хохотать. Разве можно было бы так смеяться без интернета?
Я второй раз обратил внимание на этого катализатора, больше не буду.

Ув. Ион Деген.
При всём уважении я не воспользуюсь Вышим советом прочесть «На пути Тшувы», Как говорили раньше:
"Я Солженицкера не читал но, я его осуждаю". Я начинал другой печки "В начале сотворил Бог небо и землю"
Притягивать Эйнштейна в ряды верующих, это очень большая натяжка. Из выражения "Бог в кости не играет
(или бросает)" тянуть его в синагогу не надо. Кажется он её не посещал.
Стивен Хокинс рассказывает, как то Римский Папа прислал ему приглашение на симпозиум о создании Богом
вселенной. С.Х. говорит, если вселенная замкнутая сфера, то всё происходит по законам (физическим) и Бог не в
силе их изменить; если вселенная разлетается (говорят со скоростью света) с будущим коллапсом в исходную "точку"
где место Бога в этом случае? Короче, в любом случае для него (Бога) нет места.Ещё он добавил, знали бы они
кого они приглашают.
Господин Деген, Вы талантливый (во многих аспектах) человек с очень богатой биографией.
Когда Вы излогаете документальный материал с использованием приёмов художественного повествования,
Вас очень и очень интересно читать (IMHO). Когда в Вашем рассказе вносится религия, чувствуется натяжка
и белые ниточки. Я прочёл всю Вашу беллетристику которая есть на интернете и с радостью буду читать всё
что Вы ещё опубликуете. Сами понимаете, я Вам советов не даю а только высказал своё скромное мнение.
Относительно Бога, есть верующие (верят) и науке тут не место, есть атеисты и мы получаем ответы
после экспериментов.

Спасибо вам большое, вы оба очень достойные люди.
Всех вам благ и здоровья.

Ион Деген
- at 2012-08-30 21:15:43 EDT
Многоуважаемый коллега Талейсник!
Есть у нас общее. Мы оба подольчане. Мы коллеги. Мы оба воспитаны атеистами. Но я в тридцатиоднолетнем возрасте впервые прочитал Библию, а Вы её не читали.
Разница между религиозным и атеистом в том, что первый верит в существование Бога, а второй в существование Бога не верит. Казалось бы, оба равны в своей ВЕРЕ. У атеиста, адепта религии АТЕИЗМ, нет доказательств того, что Бог не существует. Ещё недавно так же обстояло дело у религиозного. Кстати, я, к сожалению, не религиозный, а просто верующий. Т. е., не соблюдающий всех 613 мицвот, но знающий (и могущий доказать), что без Творца невозможно по меньшей мере существование органического мира. Великие физики (не стану приводить списка от Ньютона до Эйнштейна и дальше) считали, что без Творца вообще не могла возникнуть Вселенная и не может существовать. Тема эта не для двух строчек в Гостевой. Убеждать Вас я не собираюсь. Меня ведь никто не убеждал. Простите, что занимаю Ваше время не обсуждением очерка, а побочно возникшей темой.
Всего-всего Вам самого доброго!

Уважаемый Печник!
Начните от печки. Прочтите первых пять глав книги Феликса-Азриэля Кочубиевского «На пути Тшувы», появившейся в «Киоске». Надеюсь, Вы поблагодарите меня за рекомендацию.

Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-30 20:50:23 EDT
Уважаемый Печник!
Спасибо за положительную оценку статьи и смелости в отстаивании моего кредо.
Что же касается высказыванных националкосмополитом идей, то, поскольку я не владею пониманием вопроса и трактовкой терминологии, предпочитаю воздержаться от дискуссии по затронутым им темам...
Что и Вам советую.
Остальные Ваши замечания оставлены для ответов адресатам.
СТ

Печник
Торонто, Канада - at 2012-08-30 19:38:45 EDT
Уважаемый Семён Телейсник.
Срасибо за статью и элегантность в отстаивании своего кредо.
За смелость - поклон и уважение.
Ион Деген - разносторонний и удивительный человек.Ожидалось
более веского аргумента чем "против примитивных рассуждений об эволюции"
Вопрос к г. Дегену: А что из биомеханики добавило знаний в происхождении Евы из
ребра Адама?

Националкосмополиту.
Вы пишете страшно (жутко) умно.Моя беда, у меня очень маленькая голова, а хочется
все знать. Не объясните ли вы, как это понять:"Так и возникнет у нас – Израилизаторов
Аврамео – Буддистской Цивилизации чудесный порядолк из всеобщего хаоса мировой депрессии"
Кто это или что это такое - израилизаторы? У меня на ум (какой есть, таеой есть) приходят
ассоциации с агрегатами т.е. - сепаратор, ионизатор, сегрегатор и другие механизмы.
Мне кажется, очень к месту девиз: Каждому местечку (даже в Израиле) по одному Израилизатору!

Вот здесь, меня интересует Ваше (профи)мение ув. Семён Телейсник. Рубите правду-матку, мы выдержим
и я и Нацкосполит.

Беленькая Инна, Вы пологаете что о куртизанках мало написано книг?
А Вы уверены что прочли их все и Вам очень нужна ещё одна?

Ко всем с уважением



Семён Талейсник
Ганей Авив- Лод, Израиль - at 2012-08-30 17:14:54 EDT
Впервые вхожу в контакт с националкосмполитом...
Вряд-ли смогу понять и примкнуть к этому глобальному социальному проекту в силу своего невежества и недопонимания его принципов и планов, но хочу поддержать высказанную автором комментария мысль о том, что: - «сегодняшняя гадалка должна знать математическую статистику и уметь программировать тогда она создаст программы, играющие на бирже со всё большим и большим хаосом все успешней и успешней».
Тогда гадалка превращалась бы в программиста, прогнозирующего выигрышные игры на бирже... И звать её уже «гадалкой» не придётся, ибо это будет уже другая её ипостась...


Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-30 16:56:26 EDT
Роланду Кулесскому - С. Талейсник

Дорогой Роланд!
К предсказанию о гибели «Титаника» можно ещё добавить предсказания Нострадамуса, да и сбывшиеся по случайному совпадению многие догадки гадалок... Без этих совпадений, или догадок, не были б столь живучи эти ритуалы...
Здесь огромное поле для дискуссий и предположений. Но я основной акцент сделал на изображениях ритуала гадания в живописи, что Вами и оценено. А я благодарю Вас за добрые слова в Вашем отзыве.

Гадалкин
- at 2012-08-30 15:48:14 EDT
Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - Thu, 30 Aug 2012 15:36:17(CET)
я был ближе к к его содержимому, нежели любой, кто не держал его в руках... Но это не значит, что я вник во всё, что он содержит, представляет, может, но является пока для нас во многом ещё непостижимым. Но не Всевышний нам поможет разобраться, что и к чему, а наука, опыт и прогресс возможностей. Но, уж, точно не гадание...
************************************************
Точно не гадание, но подчеркнутое жирным после курсива есть точно гадание, если речь идет не симптомах, а о сути. Впрочем, если у автора есть пару сотен лет жизни, может его гадание и исполнится, а может останется гаданием.

Роланд Кулесский
Натанья, Израиль - at 2012-08-30 15:36:34 EDT
Очерк Семёна Талейсника интересен как анализом живописных решений темы "Гадания", так и возникающих из этого анализа вопросов утилитарного свойства: откуда необходимость и живучесть этого феномена человеческой жизни, сохранившегося до сегодняшнего 21го века? По-видимому, есть много оснований верить в реальную возможность предугадать и предсказать. Можно было бы добавить к живописным картинам также сцены гибели Титаника, предсказанной за три года до катастрофы в деталях, не укладывающихся в голове.
Очерк доставляет удовольствие обширным материалом, историческими деталями, остроумными оценками и свидетельствует об эрудиции автора и прекрасным владением материалом. Спасибо!

Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-30 15:36:17 EDT
Марку Аврутину - С. Талейсник

Дорогой Марк!
Моё выражение о, якобы, постижения мною всего того, что представляет мозг человека, это, конечно, фраза для понимания того, что я был ближе к к его содержимому, нежели любой, кто не держал его в руках... Но это не значит, что я вник во всё, что он содержит, представляет, может, но является пока для нас во многом ещё непостижимым. Но не Всевышний нам поможет разобраться, что и к чему, а наука, опыт и прогресс возможностей. Но, уж, точно не гадание...
И пока человек не в состоянии заглянуть в себя и в своё будущее, будут на земле гадалки, прорицатели и прогнозисты... Но последние используют знания, опыт, научные данные, а шарлатаны – веру людей в чудеса предсказания. И художники вправе их рисовать и отражать всё, что связано с ритуалом гадания. Этим я и воспользовался для своего очерка.
Ваше предположение о появлении человека в результате вариантов совокупления предков и приматов весьма подкупает...
Спасибо за отклик и высказанные сомнения и предположения.

Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-30 15:12:54 EDT
Дорогой Александр!
Я тронут Вашим своевременным возвращением из командировки в Каракалпакию, дабы не забыть наисать несколько слов о моём очерке. Я вас ждал и благодарю за отклик, а также за несколько преувеличенные мои достоинства, что свойственно Вашей щедрой натуре и влиянию восточной сердечности.
Ваш, СТ.

Националкосмополит
Израиль - at 2012-08-30 11:30:56 EDT
Феномен страсти человека к пользованию услугами прорицателей несомненно связан с его страстью к использованию различного вида Божественных Горалей – жребиев.
Святая Земля распределялась между Коленами Израиля по жребию, выбор между Козлом отпущения и жертвенным козлом так же по жребию.
Само рождение человека происходит по маловероятному жребию и поэтому может воспрениматься, как чудо.
Сегодня человек идет покупать лотерейный билет, или играть в спортивный тотализатор, или в казино, или на бирже, а предварительно многие идут к гадалке.

Я же в своем глобальном социальном проекте Новая Суббота, см. Форум предложил для освобождения от коррупции предоставлять людям, прошедшим тест профессионального отбора большинство мест работы, включая три ветви власти всех уровней – по жребию.
К гадалкам тогда можно ходить, а можно не ходить, но коррупции все равно не будет.
Русская рулетка – это гениальный жребий для ленивых тренироваться в стрельбе и фихтовании, но не трусливых рискнуть жизнью с регулируемой степенью вероятности людей.
Если я бы был гадалка, я бы предугадал точную вероятность гибели данного человека.
Это я к тому, что сегодняшняя гадалка должна знать математическую сттистику и уметь программировать тогда она создаст программы, играющие на бирже со все большим и большим хосом все успешней и успешней.
Так и возникнет у нас – Израилизаторов Аврамео – Буддистской Цивилизации чудесный порядолк из всеобщего хаоса мировой депрессии много более безисходной, чем депрессия 1929 года.

Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-30 10:39:49 EDT
Семён Талейсник – И. Беленькой.
Некоторые Ваши вопросы ставят меня в тупик, но я хочу сохранять корректность в своих ответах.
Мне не попадались живописные полотна, достойные внимания художников с изображением на них чародеев, пифий, оракулов, колдунов, шаманов, астрологов, прорицателей, предсказателей.
Я бы не обратил внимание на сцены из сеансов Кашпировского, будь они написаны современным Репиным, ни на отображение взмахов рук Алана, или момента воскрешения, демонстрируемого Гробовым...
Кроме Врубеля и Шебуева, третьим неизвестным мне автором, возможно, мужского пола был автор иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина (1899г, акварель, Государственный Литературный музей, Москва), которую я не причислил к описываемым мною полотнам, хотя там изображен древний волхв.
А на всех остальные были гадалки. Так случилось, и в этом нет моей вины. Да и это так в жизни бывает. Почти нет мужиков среди гадалок. Если Вам попадётся картина с названными Вами персонажами, сообщите мне ссылку, и я Вам буду весьма признателен.
Что касается предложения или провокативного намёка провести исследование живописи с куртизанками, то это и меня соблазняет, но я как-то стесняюсь, либо не решаюсь, увлечься этим привлекающим пороком. Вы потом спросите, а путаны где, привокзальные шлюхи, просто проститутки, девочки по сопровождению... Как Вы уже написали о ворожеях и пр.


Семён Талейсник
Ганей Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-30 10:37:16 EDT
Глубокоуважаемый Ион Деген!
Уверен, что в Вашей необычной судьбе Вы всё преодолели благодаря сильной генетике, здоровому организму, силе воли, умению врачей и случайностям... Надеюсь, что всё обошлось без вмешательства божественного провидения. Став хирургом-травматологом, профессия и опыт «сроднили Вас с биомеханикой, которая добавила аргументы против примитивных рассуждений об эволюции».
Я был воспитан атеистом. Последние приверженцы иудаизма – бабушка и дедушка - были «похоронены» полуживыми в земле Винницкого стадиона. Больше о боге я не вспоминал, исключая чтение книг с увлекательными легендами, мифами, поэзией, любуясь убранством церквей, католических соборов и особым кагалом синагог...
Став врачом – нейрохирургом, я констатировал все изменения в мозгу человека, его функциях и психике, только как результат патологии, нанесенными травмами, вынужденным вмешательстве рук хирурга или инструментов в его вещество... А также изучая и понимая его эволюцию. И не видел никаких сверхъестественных или необъяснимых явлений, которые могли бы заставить меня подумать о приобщении к религии... Впрочем, как и всё в жизни.
Спасибо Вам огромное за внимание к моему очерку и, в частности, к комментарию. Надеюсь, что наши взгляды совпадают.


М. Аврутин
- at 2012-08-30 10:21:29 EDT
Дорогой Семен, затронутая Вами тема, мне кажется неисчерпаемой. Средневековые мастера неспроста отражали в своих произведениях процесс гадания. Человек после грехопадения лишился непосредственного доступа к знанию, но неизменным оставалось его стремление к постижению истины. По мере развития научных методов познания, мистические - становились преимущественно уделом шарлатанов. Но, тем не менее, "держа в ладонях мозг, его познать не сможешь". Вы ведь можете сколь угодно долго держать в руках, скажем, жесткий диск компьютера, перекладывать его из одной руки в другую, даже, будучи мастером по ремонту, менять вышедший из строя на новый, при этом ничуть не приближаясь к пониманию функционирования того, что на нем записано. А человеческий мозг и человек вообще ещё сложнее. Мы также далеки от понимания всего этого, как и тысячи лет назад. И всякие человекоподобные - шимпанзе, неандертальцы, денисовцы и пр. - не наши древние предки. Хотя среди нас во множестве пребывают потомки тех, которые произошли в результате совокупления человека с человекоподобными животными.
Александр Бизяк
Хайфа, Израиль - at 2012-08-30 10:15:32 EDT
Только что вернулся из творческой командировки в Каракалпакию и первым делом, естественно, зашел на "Семь искусств". Нашел новое эссе С.Талейсника и убедился в сотый раз: многогранности таланта уважаемого автора нет предела. Если человек талантлив, то во всем.
Эрудит, атеист, материалист, литератор, искусный эскулап, прекраснейший стилист!
Прочитал с огромным удовольствием и благодарностью.
С нетерпением жду новых публикаций.
Творческих успехов Вам, уважаемый Семен!


Беленькая Инна - С.Талейснику
- at 2012-08-29 21:26:49 EDT
Не буду с Вами спорить. На самом деле все эти живописные полотна служат наглядной иллюстрацией Ваших представлений об этом ритуале. Один Врубель только и выделяется на их фоне. Его "Гадалка" их всех - наиболее значимый образ.
А что, больше никто из художников , кроме представленных, на эту тему не писал? И никакие волхвы, чародеи, пифии, оракулы не нашли своего воплощения в мировой живописи? Я, конечно, не знаток, и буду признательна, если Вы просветите меня на этот счет. Мне просто непонятно, в чем цель Вашей статьи, сам выбор образа гадалки. А почему, к примеру, не куртизанки?

Ион Деген
- at 2012-08-29 20:54:13 EDT
Многоуважаемый коллега Талейсник!
С пониманием и удовольствием прочёл Вашу фразу: «Я держал человеческий мозг в руках почти полвека моей практики». Мозг в своих руках, мне пришлось держать считанное количество раз. Зато кости, мышцы и прочие связки – в тысячах наблюдений. Это прочно сроднило меня с биомеханикой, которая добавила аргументы против примитивных рассуждений об эволюции. Не поделитесь ли Вы убеждениями, приобретенными в момент держания в руках мозга, укрепивших Вас в религии под названием Атеизм?
С наилучшими пожеланиями
Ион.

Семён Талейсник
Ганей-Авив - Лод, Израиль - at 2012-08-29 19:35:30 EDT
Уважаемая Инна!
Поскольку Вы «разрешаете» автору или допускаете по его воле выбирать любую тему для её воплощения, то позвольте автору самому и определять степень его проникновения в неё. Я человек далёкий от всякой мистики, не религиозен, атеист, материалист. И для меня Ваши слова и выражения о «необходимости паралогического мышления», о «мистических элементах и мистических связях», якобы, «господствующих в коллективных представлениях», столь «необходимых в мистических приёмах гадания для их обнаружения», так же как и «вещие сны» и понятие о «дельфийском оракуле» – пустые слова. Ибо я ни во что в это не верю. Не признаю и не имею никаких оснований допускать все эти представления и измышления... Совпадение предугаданного события или факта предсказателем (гадалкой) является обычной случайностью.
То есть, я хочу подчеркнуть, что мы с Вами стоим на совершенно противоположных позициях в нашем миропонимании и мировоззрении, хотя и с почти одинаковыми дипломами...
Если Вы внимательно прочли мой очерк, то в нём совершенно чётко сказано о намеченной мною задаче - отразить в очерке ОТОБРАЖЕНИЕ РИТУАЛА ГАДАНИЯ В ЖИВОПИСИ.
И только. Без проникновения в надуманные мистические явления и проявления их на лицах персонажей этих полотен.
Меня как зрителя интересовали сцены гадания, образы гадалок и их клиентов, окружающая обстановка, атрибуты этого действа, одежда, наконец, краски. То есть, весь изображаемый антураж процесса живописцем.
Я не художник. Я врач – нейрохирург. Я держал человеческий мозг в руках почти полвека моей практики. И это мне кажется важнее для понимания моего отношения к гаданию, как к человеческой выдумке, нежели приведенный Вами пример совпадения в одном слове – нахаш - понятия змей и гадание на иврите и арабском языке...
СТ

Беленькая Инна-С.Талейснику
- at 2012-08-27 04:53:51 EDT
Гадание - одна из самых древних страстей человеческих. Желание, стремление предугадать - один из первых инстинктов человека, как и животного, чтобы выжить. Во-первых, чтобы найти пищу. А это значит угадать, где она лежит, растёт, живёт. Может находúться. Как её достать, сорвать, убить. Позднее - как её сварить... Во-вторых, предусмотреть внезапное ненастье и успеть укрыться. В-третьих, почувствовать угрозу нападения хищников или врагов и предотвратить её... А затем и всё остальное так важно предугадать вовремя...

Впрочем, со мной могут не согласиться, что это гадание, а не просто инстинкт, приобретённый опыт.

____________________________________________________________________________________________

Конечно, автор волен выбирать любую тему, которая находит свое отражение в живописи, будь то поварское , лекарское искусство или искусство гадания. Но это предполагает и всесторонне проникновение в эту тему. А сведение искусства гадания только к животным инстинктам вряд ли может пролить свет на гадание, которое занимало такое важное место в психической жизни человека с древности. В частности, питаться каким-нибудь животным или растением - это значит в известном смысле сопричаститься ему, приобщиться его, отождествиться с ним.
И здесь дело в мышлении древнего человека, которое ориентировано по-иному, чем наше. Гадание основано на вере в мистическую партиципацию(сопричастность) между всеми предметами и явлениями. Мышление древнего человека не знает случайных связей, оно приписывает мистическое значение всем отношениям, какие даны в его представлениях. Это мышление по принципу: после этого - значит вследствие этого.
Гадание абсолютно необходимо пра-логическому(или мистическому) мышлению, и нет обычаев более распространенных, чем обычаи гадания.
Чем больше мистические элементы и мистические связи господствуют в коллективных представлениях, тем более необходимы мистические приемы(гадание) для их обнаружения. А вещие сны? А дельфийский оракул? Гадание нашло свое отражение не только в искусстве, но и в языке. На арабском и иврите змей и гадание обозначаются одинаково - нахаш.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//