Номер 6(43) - июнь 2013 | |
Ночной гость
В
предрождественскую ночь …-го года – так по крайней мере рассказывают –
известному композитору X. приснился престранный сон.
Вообще-то
сны посещали X. не так уж чтобы сказать часто и, будучи все какими-то
странными, особого удовольствия X. не доставляли. А уж если они в ночь перед Рождеством
приходили – тут уж, как говорится, хоть святых выноси: сплошная чертовщина,
такое приснится, что и Гоголю со всеми его Диканьками не придумать!
Ну,
вот, например, приснилось X. как-то в одну из таких ночей представление
"Весны священной". Всё идёт, вроде, как полагается: артисты усердно
землю – то есть, сцену – вытаптывают, девушка к своей жертвенной роли
готовится, зрители музыку слушают да на сцену смотрят, ждут, когда же это самое
жертвоприношение состоится, даже и бумажками конфетными хрустеть перестали – в
общем, полный ажур.
И
вдруг – р-р-аз! – на сцену выскакивает, откуда ни возьмись, этот озорник и
насмешник Пульчинелла! Вылез – и стал выделывать всякие забавные кунштюки, и
добро бы ещё пристойные, так и это нет! Потом прошёлся по сцене колесом, а
потом, совсем уж обнахалившись, девушку из круга выхватил и стал с ней Линди Хоп танцевать! А дирижёр при таком
повороте совсем растерялся и вместо того, чтобы в партитуру посмотреть, что ему
делать надо, скомандовал оркестру "Линди хоп!" – и оркестр именно Линди
Хоп и заиграл. Ужас!
Артисты
сцену вытаптывают, старец в ужасе руки к небу воздевает, девушка,
обрадовавшись, что если её в жертву и принесут, то уж по крайней мере не
сейчас, с Пульчинеллой Линди Хоп отплясывает, а публика в зале, сперва опешив
от такого поворота событий, включилась, и этому безобразию аплодировать стала!
Видали
Вы такое? Спасибо, ещё, что администратор рабочих сцены отрядил, и те выволокли
безобразника за уши. А публика, вместо того, чтобы обрадоваться, ещё и
протестовала!
Или
вот в другой раз приснилось X., как он по улице идёт, а навстречу ему – Солдат.
В полном обмундировании – как будто только что роль свою отыграл и прямо со
сцены гулять отправился. Так тот, вместо того, чтобы “Здравия желаю!” или
что-то в таком роде сказать, вдруг погрозил неизвестно кому корявым пальцем и
угрожающе произнёс: “С чёртом связался! Тангу с чардашем плясать заставлял! Вот
ужо будет тебе!“ – и, ещё раз погрозив пальцем, взвился в небо и исчез, а на
его месте появился некто с лицом композитора Прокофьева и, язвительно
улыбнувшись, сказал: “А музыка Ваша, сударь, из ´Садко´! А что не из ´Садко´,
то из ´Золотого петушка´! Так то!“ – после чего, насладившись произведённым
впечатлением, пропал, как будто его и не было.
Правда,
в тот раз X. удалось, произнеся “Свят, свят!” прогнать свё сновидение, и более
того – увидеть совсем другой, прекрасный сон: как хор и оркестр ангелов под
управлением архангела Гавриила исполняет “ Симфонию псалмов”, а Бог Саваоф,
сидя в некотором отдалении, слушает, подперев рукой щёку, этот концерт, и по
его лицу струятся слёзы умиления.
Но
такие сны были совершеннейшим исключением, так что каждый раз, ложась в предрождественскую
ночь спать, X. уже заранее готовился к визиту очередного странного сна, который
потом будет днями держаться в голове, мешая работе и не желая выветриваться. Но
готовься ты или нет – сон приходил, и деваться от него было некуда.
Так
было и на этот раз.
Едва
успел он заснуть, как комната наполнилась грохотом невесть откуда взявшегося оркестра.
Скрипки, в содружестве с виолончелями и контрабасами, наяривали так, как будто
пришёл их последний час, и единственное, что им осталось – это показать, на что
они способны. Ударник самозабвенно бил одну тарелку о другую, отвлекаясь от
этого занятия только для того, чтобы угостить крепким ударом большой барабан.
Медные, в моменты, когда им было позволено сказать своё слово, подвывали
“У-у-у!”, “У-у-у!” под такой же аккомпанемент глиссандо струнных. В воздухе
висел отчётливый звон сабель – было такое впечатление, что рубятся все против
всех.
X.
лежал какое-то время, не в силах пошевелиться, но потом, вспомнив о когда-то
подействовавшем “Свят, свят!”, попытался это произнести. Но музыка, то ли не
услышав призыва, то ли не желая откликаться на “Свят, свят!” – в ней явно
слышалось что-то восточное, и уж во всяком случае, не православное – продолжала
звучать.
Вне
себя от ужаса, X. закричал не своим голосом: “Чур меня, чур! Не я твой лиходей,
взбесившийся рахат-лукум!” – последнее, как видно, относилось к восточному
характеру звучащего.
Наконец,
грохот и завывания смолкли – то ли под действием таинственного для них
чурования, то ли обидевшись на сравнение с рахат-лукумом, да ещё и взбесившимся
– а может быть, просто исчерпав отпущенные им такты. Звон сабель, лишившись
поддержки меди и ударных, растворился в воздухе, уступив место полной тишине.
X.
лежал некоторое время с закрытыми глазами, отдыхая от полученных впечатлений,
как вдруг он почувствовал, что в спальне, кроме него, ещё, кажется, кто-то
есть. X. открыл глаза – и похолодел от ужаса, хотя сидящий перед ним человек
никакого повода для похолодения, и уж тем более для похолодения от ужаса не
подавал.
Светлый,
сработанный из отличной чесучи, великолепно шитый костюм как влитой сидел на
его более чем плотной фигуре, а выделявшийся на фоне костюма ярко-красный
галстук нисколько не портил общей гармонии, а наоборот – добавлял ей какую-то
пикантность или уж во всяком случае её колорировал. Весь облик ночного гостя излучал
доброжелательность.
Незнакомец
между тем посмотрел на X. чуть оттенённым насмешливостью взглядом и спросил: –
Слушай, что так кричишь? Почему говоришь “Чур меня, чур!” – ты что, Борис
Годунов? И кто взбесился? Я взбесился? Ты взбесился?
X.,
глядя на гостя широко раскрытыми глазами и преодолевая желание повторить своё
“Чур меня, чур!”, прошептал: “К-к-то Вы?” – на что незнакомец, широко
улыбнувшись, сказал: Как – кто? Твой гость, дорогой!
“К-к-ак
Вас зовут?” – губы подчинялись X. плохо, в ушах продолжала звучать только что
отгремевшая музыка, противная дрожь в теле, возникшая, как только он увидел
незнакомца, не желала униматься.
–
Слушай, – произнёс незнакомец с лёгким упрёком в голосе, – разве гостя сразу
спрашивают: “Кто ты? Откуда ты?“ У нас так не принято.
“У
кого это – у вас?”, хотел спросить X., но вместо этого, и опять шёпотом и
заикаясь, повторил своё: “К-к-то Вы?”.
Но
обида – если она и была – у незнакомца быстро прошла, и он, улыбнувшись,
ответил: Как – кто? – Рахат-Лукум.
–
К-к-то? – переспросил X. ещё более тихо.
– В
чём дело, дорогой? Что ты так испугался? – В тоне незнакомца проскользнули
насмешливые нотки. – Ты – X., я – Рахат-Лукум. Какая разница?
– Я
пишу музыку! – отпарировал вдруг неизвестно откуда взявшимся твёрдым голосом X.
Но
смутить незнакомца таким ответом оказалось трудно.
–
Да? – произнёс он с видимым удовольствием. – Знаешь, я – тоже.
–
Это какую же? – к X. вернулась его обычная язвительность – Вжик-вжик? – добавил
он, вспоминая недавно услышанное и почему-то связав его со своим ночным гостем.
– Почему
“жик-жик”? – гость, кажется, немного обиделся. – Почему “жик-жик”?
X.
уже готовился ответить что-то язвительное, но собеседник его опередил.
– …почему
“жик-жик” хуже, чем “пых-пых-пых” – тут гость слегка поднял ноги и сделал ими
несколько движений в сторону пола, овеществляя сказанное.
От
такого кощунства у X. перехватило дыхание, но почувствовав, что рвущееся у него
с языка “Вон отсюда!” он сумеет лишь прошептать, он не ответил ничего. Гость
же, может быть воодушевлённый этой безответностью, а может быть, просто развивая
свою мысль, продолжал:
–
От “пых-пых-пых” сцена портится, ремонт потом нужен, артисты жалуются, что не
могут больше, ноги болят. Девушка страдает, умирать не хочет. А у меня всё
хорошо, сцене ремонт не нужен, ноги ни у кого не болят, девушку не убивают –
все довольны!
К X.
вернулся дар речи. – И большой барабан тоже? – спросил он с подчёркнутой
язвительностью.
Но
легче было, кажется, пробить кулаком крепостную стену, чем вывести его
собеседника из равновесия.
– Конечно!
– произнёс он с сияющей улыбкой. – Не только большой, и малый!
– И
тарелки, конечно, тоже довольны? И медные – тоже? – ехидный тон X. испытывал
заметное крещендо.
Но
на визави X. этот тон, кажется, не произвёл должного впечатления, и он, продолжая
улыбаться, ответил: – Да! Именно так, как ты говоришь! И тарелки довольны! И
медные довольны! И кларнеты с флейтами довольны. А главное: кто слушает – все
довольны!
X.
замолчал, не зная, что ему на всё это сказать, как всё-таки заставить
незнакомца уйти. Но текли секунды, и с каждой следующей надежда, наконец,
остаться одному, вытряхнуть из ушей только недавно прозвучавшее, и, может быть,
даже увидеть приличествующий Рождеству сон – эта надежда таяла.
В
конце концов молчать дальше становилось уже невежливым, и X. уже хотел что-то
произнести – хотя бы "Х-м", но незнакомец опередил его. Видимо, долго
молчать было ему не очень привычно.
–
Что сейчас пишешь, над чем работаешь? – спросил он с заинтересованностью
собрата по перу.
– Я
не люблю об этом говорить, – хмуро ответил X.
–
Почему? В чём дело? – в тоне ночного гостя проскользнуло удивление. – Может
быть, боишься, что я у тебя мелодии заберу? Напрасно боишься! Совсем напрасно!
У меня этих мелодий так много, что не только в голове – и в квартире уже не
помещаются.
– Я
не люблю говорить о том, что ещё не исполнено, – ещё более хмуро ответил X.
Похоже, что квартира, наполненная мелодиями, произвела на него впечатление. Но
его собеседник, то ли воодушевлённый мыслью о своих мелодиях, то ли будучи
жизнерадостным от природы, хмурости X. не поддался.
–
Боишься, сглазят?
–
Мне бояться нечего! – тон X. сделался уж совсем хмурым: непробиваемый оптимизм
непрошеного гостя начинал его уже всерьёз раздражать. – Мне некого бояться! –
прибавил он для точности попадания.
Но
смутить незнакомца?!
– Конечно!
– в его голосе прозвучала даже некоторая торжественность. – Всё правильно
говоришь! Кого бояться, зачем бояться? В этом мире хватит места и для меня, и
для тебя, и для него. Для всех хватит. Я, например, не боюсь сказать, над чем
работаю, что пишу. Сейчас пишу музыку к драматическому спектаклю. Могу
показать, если хочешь. – Тон ночного гостя сделался совсем домашним.
– Не
хочу, – собирался произнести X., но вместо этого как-то само собой произнеслось
только "М-м-м".
Впрочем,
даже если бы "не хочу" и пробилось бы через плотно сжатые губы X.,
это бы на ход событий не повлияло: музыка уже шла.
Тарелки
в сотрудничестве с другими ударными привычно делали своё дело, поддерживая
время от времени приседающую на сильных долях такта мелодию – впрочем, чёрт бы
побрал этого Рахат-Лукума с его оптимизмом – мелодию довольно хорошую и – да,
здесь уж хочешь-не хочешь, надо отдать ему должное – хорошо подходящую для
бального вальса. Но он, X., разумеется, своему ночному гостю и слова об этом не
скажет... – впрочем, вся эта мелодия идёт уже по второму... нет, уже по
третьему разу... ага, вот и четвёртый... и опять тарелки... видимо, автор
полагает, что эту мелодию иначе как на тарелках не подашь...
Но
слава Богу, здесь хоть на саблях не дерутся! С него хватит и уже услышанного...
Впрочем, на балу, вроде, на саблях сражаться не полагается – другой жанр...
Наконец,
музыка кончилась.
–
Ну, что скажешь? - в тоне ночного гостя появилась даже какая-то горделивость. –
Кто слушал, говорят "хорошо".
X.
уже хотел съязвить по поводу тарелок с барабаном, но потом, вспомнив, что это
эффекта не произвело, сказал: Кого-то напоминает! – что должно было бы быстро
сбить с его визави спесь, а может быть, вообще заставить его уйти. Но не тут-то
было!
–
Правильно говоришь! – голос незнакомца светился неподдельной радостью. -
Обязательно напоминает! И знаешь, кого?
–
Кого? - машинально и устало произнёс X., думая, что вот вроде все средства
исчерпаны, и...
– Меня
напоминает! Меня! – с нескрываемым торжеством в голосе произнёс незнакомец.
–
Скверная музыка! – вдруг совершенно неожиданно для себя сказал X. – и,
подкрепляя свои слова, пропел "тар-ра, та-тта тар-ра, та-тта…", показав
руками, как хлопают тарелки.
– Э-э,
с тобой плов не сваришь! Нехороший ты человек! – Гость не то, чтобы особенно
обиделся, но как-то сразу поскучнел.
– Я
не люблю плов, – отпарировал X. хмурым тоном. (Чёрт побери, мало этой музыки,
так его незваный гость вроде вознамерился ещё и плов среди ночи варить).
–
Плов не любишь, это не любишь, то не любишь! Что любишь? – Незнакомец встал,
пошёл к двери и уже у порога, полуобернувшись, сказал: А вальс мой ты с твоей
женой танцевать будешь! – и ушёл, хлопнув дверью, а на месте, где он сидел,
вдруг возникла жена X. и сказала:
–
Послушай, я понимаю, что ты устал, но сейчас уже семь вечера, а в восемь приём
в посольстве, куда мы приглашены – ты, надеюсь, не забыл? Не пойти невозмо...
–
Да, да, я помню, – перебил X. устало. – Конечно, пойдём.
Всё
время, пока они ехали, в ушах X. звучала никакими средствами оттуда не
изгоняемая мелодия услышанного им вальса.
Они
подъехали к воротам посольства, поднялись по лестнице и вошли в зал.
Первое,
что X. увидел, была небольшая группа оживлённо беседующих мужчин, среди которых
он узнал своего ночного гостя. Да, это был несомненно он – на сей раз в
ослепительно белом, отлично на нём сидящем костюме, на фоне которого ярко
выделялся красный галстук.
X.
инстинктивно сжал локоть жены и произнёс задыхающимся шёпотом: Рахат-Лукум!
–
Что-о? – таким же шёпотом спросила она. – Какой Рахат-Лукум? Что ты говоришь?
Нет, ты действительно переутомился.
–
Это он! – упрямо, тем же задыхающимся шёпотом повторил X. – Он!
–
Кто – он? - переспросила жена. – Кто – он? Кого ты имеешь в виду?
–
Там, в белом костюме и красном галстуке. Рахат-Лукум!
– Послушай,
ты в своём уме? О чём ты говоришь? Это известный на весь мир композитор.
X.
уже хотел сказать, что известный на весь композитор может быть только один, и
это – он, но почувствовав, что тон жены не предвещает ничего хорошего,
промолчал.
В
это время человек в белом костюме вдруг прервал себя на полуслове и раздвинув
собравшихся вокруг него людей, подошёл к X., сердечно его поприветствовал, сказал
комплимент жене и, подведя X. к группе только что оставленных им собеседников,
отрекомендовал его как своего давнего хорошего знакомого.
X.
двигался как во сне, мечтая только о том, чтобы этот приём, на котором он – во
всяком случае, пока – был чем-то вроде статиста и уж при всех обстоятельствах
никак не первым лицом – чтобы этот приём поскорее кончился, а самое главное –
чтобы куда-нибудь исчезла продолжающая звучать в его ушах музыка вальса,
заставляющая его при каждом ударе тарелок втягивать голову в плечи.
Но
вечер тёк по своим законам, и до конца, или до того времени, когда можно было
бы без последствий уйти, оставалось ещё немало, как вдруг в уши X. ударила
музыка.
Это
была уже не назойливо звучащая у него в ушах мелодия – она звучала, заполняя зал,
наяву!
Присутствующие
разделились на пары и – кто более, кто менее вдохновенно – отдались вальсу.
X.,
застигнутый музыкой врасплох, стоял в оцепенении, не в силах пошевелиться.
–
Ты как будто не собираешься танцевать? – голос жены не оставлял никаких сомнений
в её недовольстве. – Или ты хочешь, чтобы меня пригласил на тур вальса
кто-нибудь другой?
Деваться
было некуда: они включились в танец.
Вальсируя,
X. всей душой желал, чтобы здесь вдруг появился Пульчинелла и начал бы
выделывать свои кунштюки – или, на худой конец, возникли бы Солдат с чёртом – и
этот вальс, заставлявший сейчас стольких людей самозабвенно себе отдаться,
исчез бы, растворившись в смехе окружающих. Но об этом нечего было и думать: ни
Пульчинеллу, ни Солдата, и уж тем более чёрта в посольство никто бы не
пропустил.
А
потом все звуки стали тише, танцующие растворились в воздухе, и когда X., долго
пролежав с закрытыми глазами, переживая увиденное, наконец их открыл, он не
увидел ничего, кроме своей рабочей комнаты. Всё как будто стояло на своих
привычных местах... – но нет, не всё. Стул, стоящий обычно у стола, стоял
теперь у кровати, и на его спинке висел ослепительно белый пиджак, а на нём –
столь же ослепительно красный галстук.
–
Рахат-Лукум! – медленно произнёс X. – и повторил: Рахат-Лукум! Потом он закрыл
глаза и открыл их вновь. И вот теперь уже всё стало на свои места.
Исчез
и белый костюм, прихватив с собой красный галстук, стал на своё постоянное
место стул, и только в ушах X. продолжала звучать, постепенно затихая,
поддерживаемая всё более слабыми ударами тарелок услышанная им – во сне?
когда-то наяву? – мелодия.
***
Хорошенькая,
конечно, история!
Впрочем,
бред это всё, россказни, ерунда в чистом виде! Какой-то X., какие-то вальсы с
тарелками, рахат-лукум! Выдумают же такое!
Но
вот некоторые говорят: Никакой это не «какой-то X.», а... Да, да, да! Он самый!
Именно! А что до описанной истории: Всё правда!
Пойди
проверь... |
|
|||
|