Номер 12(58) декарь 2014 | |
Многоголосие и многомерность в освещении
В статье представлен анализ особенностей
изображения Отечественной войны 1812 года в исторических романах Е. Я.
Курганова. Соотношение документального начала и вымысла, усложнение
коммуникативных отношений автора и читателя, перемена точек зрения – это
и многое другое отличает прозу данного писателя от других. Доказывается,
что произведения Е. Я. Курганова, имеющие идейным центром образ войны
1812 года, образуют единое полотно, многомерное и панорамное.
Утверждается, что наибольший интерес для читателей и литературоведов
представляет роман «Шпион Его Величества, или 1812 год
(историко-полицейская сага)», достаточно полно представляющий эпоху,
интереснее всего построенный и на сегодняшний день еще полностью не
опубликованный. Автор романа, прибегнув к оригинальной композиционной
структуре, побуждает читателя к тому, чтобы он составил собственное
представление об описанных событиях. Текст произведения состоит из
дневника главного героя и приложений – записок других участников
событий, которые хранятся в бумагах главного героя и полны его
примечаний. Показано, что в романе предложена «многоголосая» версия
происходящего, в которой мнения участников то согласуются, то вступают
в противоречие друг с другом. Ключевые
слова: война; автор; читатель; герой; точка зрения; современная
литература; историческая проза. Е. Я. Курганов – известный литературовед, автор
работ по истории и теории анекдота, в последнее десятилетие заявил о себе
как интересный и серьезный прозаик, автор ряда исторических романов. Среди
них выделим те, что посвящены изображению войны 1812 года. Это романы
«Шпион Его Величества, или 1812 год (Историко-полицейская сага в четырех
томах)», «Генерал-шпион, или Жизнь графа Витта (Невероятный, но правдивый
роман)», «Первые партизаны, или Гибель подполковника Энгельгардта
(Роман-документ в пяти частях с прологом и эпилогом)», «Завоеватель Парижа
(Биографическая хроника с картинками эпохи)». Основным концептом и идейным
центром всех этих произведений, является война. Каждое из них показывает
эпоху в определенном ракурсе и с точки зрения героев – участников событий.
Вместе взятые, они образуют единое полотно, многомерное и панорамное. Но
несомненно, что наибольший интерес для читателей и литературоведов, с
точки зрения обозначенной нами проблемы, представляет роман «Шпион Его
Величества, или 1812 год (историко-полицейская сага)», наиболее полно
представляющий эпоху, наиболее интересно построенный и, к сожалению, пока
еще полностью не опубликованный. Огромную роль в реализации концепции войны и
создания концептосферы романа играет его композиция. Композиционная
структура произведения сложна и своеобразна. Прежде всего бросается в
глаза ее многослойность. Основной текст, который имеет форму дневника
Якова де Санглена, создателя русской тайной военной полиции при Александре
I, дополняется приложениями – записками других участников событий, которые
хранятся в бумагах главного героя и полны его примечаний, дописок на полях
и пояснений. Таким образом, в романе предложена «многоголосая» и
противоречивая версия происходящего, в которой мнения участников то
согласуются, то противоречат друг другу, но при этом всегда «работают» на
то, чтобы изображение получилось многомерным и чтобы читатель смог
составить собственное представление об описанных событиях. Созданная в романе композиционная структура
позволила Е. Курганову уйти от авторского диктата в освещении исторических
событий: это Санглен в своем дневнике описывает происходящее таким, каким
он его видит. Он же комментирует дневник Алины Коссаковской [Курганов,
2013], записки финансиста Абрама Перетца [Курганов, 2014] и «секретные
прибавления к мемуарам А. Чарторыйского» – «Книгу Адама» [Курганов, архив
авт.а]. Он, постоянно высказывая сомнение в правдивости написанного ими,
оценивает, полемизирует с мемуаристами, опровергает или подтверждает их
высказывания. Например, предваряя дневник графини Алины краткой справкой,
Санглен пишет, что это «сплошное вранье. Верить … не стоит». И далее
продолжает: «Сие сочинение носит пасквильный характер, и я отказываюсь
рекомендовать его к печатанию» [Курганов, 2013]. Об Адаме Чарторыйском он
высказывается резко, поддерживая действия царя, фактически обманувшего
своего недавнего любимца и нарушившего обещание сделать его наместником
Польши, называя их «суровыми и справедливыми» [Курганов, архив авт.а].
Оправдывает он и позицию царя в истории с Перетцем, пожертвовавшим в Характеры героев, особенности их личностей, их
позиции и взгляды на войну и эпоху так до конца и не проясняются для
читателя, даже когда он переворачивает последнюю страницу произведения,
прочитав все, включая приложения, потому что остается слишком много
противоречий и возможностей для различных интерпретаций. И это не упущение
автора, а его осознанная позиция и признание читателя как со-творца,
наделенного правом иметь собственное мнение о рассказанном. Более того,
автор использует своего рода провокационную стратегию: разъяснение по
поводу тех или иных сюжетных коллизий он поручает одному из
героев-мемуаристов, в то время как другой (чаще всего Санглен) его
опровергает. Например, борьба русской тайной полиции и польской графини
Коссаковской постоянно заканчивается ее арестом, побегом из-под стражи и
дальнейшим появлением в наиболее важных и потому уязвимых для русских
местах: при попытке покушения на царя, в Москве, в которую вскорости
должна войти армия Наполеона, при подготовке и проведении Веского
конгресса и др. Сначала мы узнаем обо всех перипетиях этого
длительного поединка из дневников Санглена. Читатель, основываясь на его
записях, считает Алину виновной в ряде преступлений против российского
государства. Он с интересом следит за тем, что и как предпринимает полиция
для ее поимки, и всякий раз разочаровывается, когда ей удается
ускользнуть. Казалось бы, все ясно, так как на эту версию работает и
дневник самой героини, объясняющей мотивы своих действий любовью к родине,
ненавистью к России и стремлением способствовать возрождению «великой
Польши» [Курганов, архив авт.а]. Это же, пусть и косвенно, подтверждается
в мемуарах Чарторыйского – еще одного вельможи, желающего возродить
польскую государственность. Поэтому у читателя складывается определенное
представление о героине. Но оно опровергается в записках Перетца: он
высказывает мнение, что графиня мало того, что была двойным агентом и
выполняла поручения Аракчеева, так еще и состояла в любовной связи с
Сангленом. Это, с его точки зрения, и объясняет ее удачливость при побегах
из-под стражи. Мемуарист утверждает, что предоставил царю доказательства в
виде выкраденных любовных записок, и это способствовало падению директора
воинской полиции. Подобный сюжетный поворот не только опрокидывает
читательские представления, сложившиеся ранее, но и в новом свете подает
главного героя романа, поскольку противоречит очень многому из того, что
тот писал в своем дневнике. Казалось бы, теперь-то все ясно: читатель
наконец получил возможность все «разложить по полочкам» и составить
окончательное мнение. Но «позднейшие вставки» Санглена страстно
опровергают обвинения финансиста в его адрес: «Невыносимая клевета! Плод
воспаленного воображения господина Перетца, и более ничего! Упоминаемых им
писем и в помине не было. Никогда. Ручаюсь головою. Да ежели бы даже
графиня Коссаковская и стала вдруг писать мне любовные записочки, то зачем
мне было хранить их среди бумаг канцелярии Высшей воинской полиции? Я бы
тут же их уничтожил. В общем, налицо наглая выдумка господина Перетца»
[Курганов, 2014]. Обе точки зрения логически верны: один герой
говорит о предоставленных доказательствах, другой уверяет в их ложности.
Читатель, уже знакомый и с дневником Санглена, и с дневником Алины,
оказывается в своеобразном тупике, так как ни в одном из них не было даже
намека на возможную связь героев. Автор при этом остается в стороне,
предоставляя читателю самому решить, кто прав и кому верить. А для того,
чтобы ему окончательно определиться в своем отношении к героям, придется
подобрать собственную «доказательную базу», которая будет состоять из
множества фактов и мнений. Может быть, он еще раз перечитает какие-то
фрагменты, найдет в них подсказки и тогда окончательно разрешит для себя,
кто прав, Перетц или Санглен. Таким образом, дневниковая форма повествования в
романе Е. Курганова из монологической превращается в диалогическую: каждый
повествователь рассказывает о своей версии происходящего, а Санглен
корректирует и опровергает то, что говорят остальные повествователи. Все
это способствует созданию совершенно особой атмосферы недоговоренности,
множественности мнений и сомнений в правоте того или иного рассказчика.
Читатель постоянно оказывается перед необходимостью учитывать то, что все
четверо находятся между собой в сложных отношениях и преследуют каждый
свои собственные цели. К тому же читателю приходится учитывать, что среди
основных героев только Алина Коссаковская – вымышленный персонаж, а
остальные – реальные исторические лица, оставившие свой след в истории
страны и в той или иной степени повлиявшие на эпоху. Это характерно не только для данного романа, но и
для всей исторической прозы писателя, посвященной эпохе Под это определение подходят все главные герои
романов о той эпохе. Например, Павел Иванович Энгельгардт («Первые
партизаны, или Гибель полковника Энгельгардта» [Курганов, б]) в
энциклопедических и биографических источниках предстает как несомненный
герой, под страхом смерти отказавшийся от сотрудничества с французами и от
предательства [Энгельгардт]. А в романе, где приводятся отрывки из
реальных свидетельств и документов, он предстает еще и неуживчивым,
скандальным, малоприятным в глазах соседей человеком [Курганов, б]. Графа Ивана Витта («Генерал-шпион, или Жизнь графа
Витта» [Курганов, а]), несомненно, человека храброго, некоторые
современники считали предателем и не без оснований называли соглядатаем
царя. В биографических справочниках упоминаются свидетельства генерала П.
И. Багратиона, назвавшего Витта «лжецом» [И. О. Витт], и Ф. Ф. Вигеля,
считавшего его редким интриганом [И. О. Витт]. Военные историки нашего
времени восторгаются его талантом разведчика [Шигин], в то время как можно
встретить и резко отрицательное мнение: «Его ордена омыты кровью и слезами
жертв» [Абросимов]. Курганов учитывает все это, его Витт – человек из
плоти и крови, ему свойственно ошибаться, увлекаться, испытывать разные
чувства. Но несомненно одно: он верен своей стране, даже если его понятие
о верности расходится с читательским. О реальном Якове де Санглене («Шпион его
величества…») в романе приведены отзывы его современников, среди которых
А. И. Герцен, Н. И. Греч, Ф. Ф. Вигель, Т. П. Пассек и др. [Курганов, в].
Современники в большинстве своем отзывались о нем отрицательно. Автор
объясняет все это так: «Вообще надобно признать, что негативная репутация
Санглена во многом исходила из российского жандармско-полицейского мира
николаевского времени и, может быть, даже во многом формировалась в
пределах этого мира. Это, видимо, объясняется тем, что Санглен был личным
шпионом Александра I, знал множество государевых тайн, и, соответственно,
в царствование Николая I он оказался совершенно не ко двору. Можно даже
сказать, что его побаивались, побаивались того, что он может рассказать»
[Курганов, архив авт. б]. Но были и те, кто воспринимал Якова де Санглена
положительно – эти отзывы также приведены в романе. По мнению современного
нам исследователя, Санглен «имел репутацию двуличного человека» [Кочуев,
2012]. Современный военный журналист и историк А. Ю. Бондаренко считает,
что «современники побаивались его… даже тогда, когда он был частным лицом»
[Левкова]. Итак, о каком бы из героев ни шла речь, автор
уходит от однозначной оценки человека, представляя его с разных сторон.
Писатель называет свои романы «реконструкциями» и на основе реальных
фактов, документов и свидетельств создает собственные картины, в которых
реальность подвергнута художественной обработке, а документы придуманы. В
результате создается иллюзия предельного правдоподобия, что и привносит в
произведения Е. Я. Курганова публицистический оттенок, поскольку они
воспринимаются читателем именно как документальное повествование. Реальные
исторические лица, мощный документальный фундамент, дневниковая форма
повествования – все это способно ввести читателя в заблуждение и заставить
интерпретировать вымышленное как реальное. Например, некоторые придуманные
писателем факты обрели самостоятельность и используются другими авторами в
публикациях о реальных людях как достоверные. Так, краевед из Рыбинска И.
Кочуев в статье, посвященной реальному Я. де Санглену, пишет, что он
участвовал в «амурных похождениях» императора Александра, в то время как
это вымышленный факт из романа Е. Курганова [Кочуев, 2012]. С другой стороны, то, что придумано, вполне могло
происходить и в реальности. Например, история шарлатана Франца Леппиха,
который обещал Александру I сделать «большой (воздушный – Е. Б.) шар, на
котором 50 человек полетят, куда захотят, по ветру и против ветра»
[Курганов, 2011а, с. 88], и получил под этот проект большие деньги,
введена в роман для того, чтобы передать общую атмосферу, царившую при
дворе накануне сдачи Москвы противнику и характеризовавшуюся оторванностью
от реальности, неумением понять и принять очевидное и нежеланием брать на
себя ответственность за промахи и ошибки. По сути не важно, имел ли место
этот эпизод в реальности, – он мог быть, потому что не противоречил этой
реальности: неудачный опыт воздухоплавания мог и состояться. Известно, что
во Франции первые воздушные шары поднимались в воздух за несколько лет до
Великой французской революции, то есть в 80-е гг. ХYIII в., значит,
русский самодержец вполне мог увлечься идеей использования воздушного шара
в военных целях вместо того, чтобы заниматься делами армии. Таким образом,
вымышленное и реальное подается автором в одном ряду и оправдывает его
формулу «если это и не происходило, то вполне могло произойти»: «Все, без
исключения, персонажи – вплоть до самых эпизодических – реальные
исторические лица. Практические все описанные события имели место, а если
не имели, то вполне могли бы иметь» [Курганов, 2005, с. 6]. В результате роман представляет собой правдивый
портрет эпохи, основанный на единстве самых разных начал и взглядов.
Исходя из этого, можно сказать, что авантюрное начало, выраженное в
сюжетной линии борьбы Санглена и Алины, естественным образом включено в
сферу начала эпического, документального, основанного на борьбе государств
и народов. Вымышленные люди и события вписываются в логику реальных
документов и свидетельств. Само повествование облечено в документальную
форму, ведь дневники и записки – это документы эпохи. Сочетание
публицистического и художественного начал в прозе Е. Курганова и специфика
документальности в его произведениях уже становились предметом научного
осмысления [Брызгалова, 2013], поэтому в данной статье нет смысла
останавливаться на этой проблеме. Дневники Якова де Санглена составляют большую часть
повествования. Все происходящее мы видим его глазами, к нему сходятся все
сюжетные нити в четырех томах «полицейской саги». Каждый том делится на
части, которые состоят из эпизодов. Но Санглен не только автор дневника,
он своеобразный дирижер, руководитель оркестра, в котором у каждого из
героев своя партия. В справке, предваряющей одно из приложений, автор
говорит о Санглене, что он «на протяжении многих лет собирал письма,
дневники, воспоминания, посвященные памятной эпохе 1812-го года»
[Курганов, 2014]. Его архив – это и есть роман, в котором личностное
становится одним из проявлений всеобщего. Дневники и записки героев
передают жизненный опыт людей той эпохи, их восприятие происходящего. Не
случайно автор называет мемуары финансиста Перетца «своего рода исповедью,
историко-психологически чрезвычайно показательной» [Курганов, 2014]. В
картине эпохи частные свидетельства обретают иной, более глубокий смысл,
выражают ее суть, характер и становятся ее объективными составляющими.
Литература Абросимов А. В поисках крестного отца Виттовской улицы / А. Абросимов // Newfavorite: Культурно-информационный ресурс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.newfavorite.net/vitt.htm (дата обращения: 01.12.2013). Брызгалова Е. Н. Художественное и публицистическое начала в исторической прозе Е. Курганова / Е. Н. Брызгалова // Colloquium: Volume di contribute scientifici internazionali; a cura di U. Persi e A. V. Polonskij. – Bergamo – Belgorod: Edizioni “POLITERRA”, 2013. – P. 22–32. Иван Осипович Витт // Хронос. Биографический указатель [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hrono.info/biograf/bio_we/witt_io.php (дата обращения: 12.09.2013). Кочуев И. Шпион его величества / И. Кочуев //
Рыбинская неделя. – 2012. – № 40 (217), от 10.10.2012 [Электронный
ресурс]. – URL: week.ru Курганов Е. Генерал-шпион, или Жизнь графа Витта / Е. Курганов [Электронный ресурс]. – URL: http://iaelita.ru/aelitashop/item/zavoevatel-parizha-_cikl-_zabytye-generaly-1812-goda_.html (дата обращения: 07.12.2013). Курганов Е. Первые партизаны, или Гибель подполковника Энгельгардта / Е. Курганов [Электронный ресурс]. – URL: http://iaelita.ru/aelitashop/item/pervye-partizany2.html (дата обращения: 20.2.2014). Курганов Е. Шпион Его Величества, или 1812 год. Июль
– сентябрь Курганов Е. Шпион Его Величества, или Курганов Е. «Где соль, там и Перетц»: Эпизод из историко-полицейской саги “Шпион Его Величества” / Е. Курганов. [Электронный ресурс] // Заметки по еврейской истории. – 2014. – № 1 (171). – Январь. – URL: http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer1/Kurganov1.php (дата обращения: 18.01.2014). Курганов Е. Дневник Алины. Бумаги из архива военного советника Якова Ивановича де Санглена / Е. Курганов. [Электронный ресурс] // День и ночь. – 2013. – № 6. Журнальный зал. – URL: http://magazines.russ.ru/din/2013/6/29k.html (дата обращения: 12.02. 2014). Курганов Е. Шпион его величества / Е. Курганов // Нева. – 2005. – 12. – С. 6–98. Курганов Е. Книга Адама (Секретные прибавления к мемуарам А. Чарторыйского) / Е. Курганов // Архив автора. Курганов Е. Шпион Его Величества (историко-полицейская сага). Москва. Охота на французов (конец июня – первая половина июля 1812 года / Е. Курганов // Архив автора. Курганов Е. Шпион Его Величества, или 1812 год (историко-полицейская сага в четырех томах). Том первый. Петербург – Вильна. Март – июнь 1812-го года / Е. Курганов [Электронный ресурс]. – URL: http://flibusta.net/b/173131 (дата обращения: 07.12.2013). Левкова А. Яков де Санглен: начальник русской контрразведки. Беседа с военным историком Александром Бондаренко / А. Левкова // Радио Голос России [Электронный ресурс]. – URL: rus.ruvr.ru/2010/09/30/23124959.html (дата обращения: 21.12.2013). Шигин В. Штирлиц ХIХ века / В. Шигин // Независимое военное обозрение [Электронный ресурс]. – URL: http://nvo.ng.ru/spforces/2005-06-24/7_shtirliz.html (дата обращения: 09.09.2013). Энгельгардт Павел Иванович (1774 – 1812) // Наполеон и революция [Электронный ресурс]. – URL: http://impereur.blogspot.ru/2012/12/1774-1812.html (дата обращения: 25.09.2013). |
|
|||
|