Номер 11(68) ноябрь 2015 года | |
Сергей Баймухаметов |
Они придумали «Эхо Москвы»
В августе самая известная радиостанции России
отметила 25-летие
В такие дни принято вспоминать, обращаться к истории. Тем более, она рядом
– я тридцать лет дружу с человеком, который не только стоял у истоков, но
и придумал название – «Эхо Москвы».
Это Александр Сергеевич Щербаков.
Мы знакомы со времен легендарного коротичского «Огонька», где он был
ответственным секретарем, а затем, при Льве Гущине – его первым
заместителем. Я там регулярно печатался. Потом они с Гущиным ушли в
«Литературную газету», и я стал внештатным колумнистом
«ЛГ».
Сейчас Александр Щербаков – главный редактор
интернет-журнала «Обыватель». Готовит к выпуску в издательстве «Эксмо»
книгу «В незримом мире сердца. Моя жизнь с Галиной Шербаковой». И работает
над другой – о мире журналистики с 60-х годов прошлого века до наших дней.
Наверняка, будут в ней и страницы, посвященные «Эху Москвы».
То есть о временах, «когда мы были молодые, и чушь
прекрасную несли, фонтаны били голубые и розы красные росли».
- Саша, как получилось, что ответственный секретарь
коротичского «Огонька» стал одним из создателей радиостанции? Где Киев и
где бузина? Я не к тому, что Коротич родом из Киева…
- В моей жизни было несколько событий и дел,
которые, мне кажется, оправдывают ее существование. И одно из главных
таких дел – участие в создании «Эха Москвы». Весной 1990 года мне в
редакцию позвонил человек, который представился как Григорий Аронович
Клигер. И спросил: «Скажите,
вас не задевает, что в нашей стране иностранцы открывают одну за другой
радиостанции – «Европа плюс», «Ностальжи»? Неужели мы сами не в состоянии
создать хоть одну свою новую радиостанцию?»
«Напишите об этом, а мы напечатаем», - нетерпеливо ответил я, потому что
спешил куда-то «бодаться» с тогдашними супостатами – то ли в отдел
издательств ЦК КПСС, то ли в Госкомиздат.
«Нет, я не об этом, - сказал Клигер. - Почему бы вам, «Огоньку», вместе с
нами не сделать новую станцию?» - «С нами – это с кем?» - «С «Ассоциацией
Радио». - «Ну, тогда приходите, поговорим», - сказал я, зная, что
большинство прожектеров на встречи не является.
Клигер пришел и рассказал... Решение о выделении частоты для вещания
принимали Гостелерадио и Министерство связи, а технически обеспечивала
организация под названием «Ассоциация Радио». Глава ее Владимир Гурьевич
Буряк и его заместитель Григорий Александрович Клигер тогда и подумали…
«Мы припрятали одну частоту, - сказал Клигер. - Если быстро создать
«контент» и выпустить в эфир, отобрать ее обратно уже не смогут. Но
времени в обрез, очень много заинтересованных лиц с большими деньгами, и
скоро до этой частоты могут докопаться…»
Завязывалась история вполне в духе тогдашнего «Огонька». Я тут же
отправился к Льву Гущину, первому заместителю главного редактора. Он не
думал ни минуты: «Конечно, делаем». И закрутилось.
- Саша! Но ведь морока. Мало вам было своих хлопот? Я же хорошо помню,
какое шипение с разных сторон вызывал «Огонек».
- Авантюра в чистом виде! Буряк и Клигер побывали уже и в «Московских
новостях», и в «Аргументах и фактах» - все отказались. Чуть ли не
посмеялись над ними: дескать, кто это начинает создание радиостанции с
такой вот беготни, а не с решения ЦК КПСС?
- То есть
смелости не хватило, энергии, напора?
- Может быть…
- Однако это абстрактные понятия.
Мы же знаем, что многое зависит от
конкретной личности. А ты, прости, не похож на таран, который лбом
вышибает железные бюрократические двери. Или в тихом омуте черти водятся?
- Дело не во мне. «АиФ» – все-таки специфическое издание, «МН», несмотря
на громкую славу, читали, в основном, в Москве и Ленинграде.
- Да, был в те
годы в далеком областном городе, и узнал, что «МН» в розницу продается
только в одном киоске «Союзпечати» - в здании обкома партии, и у киоскерши
коротенький список лиц, кому дозволено купить…
- А «Огонёк» ограничить уже не могли – тираж 5 миллионов! И ведь каждый
номер читал не один человек. Горы писем! Выбирай и печатай – и будет в
нерв жизни! Как сказал недавно Валя Юмашев (в 1987 – 1996 г.г.
обозреватель, заместитель главного редактора, директор ЗАО «Огонёк», в
1997 – 1998 г.г. глава администрации президента РФ. – Ред.), «Огонёк»
начинали читать с писем. Так что это была энергия «Огонька»: мы не сами по
себе – за нами десятки миллионов читателей. Вот какой был «таран».
К тому времени, благодаря смелости, дипломатическим способностям Виталия
Коротича, его хорошим отношениям с Горбачевым и, особенно, с главным
идеологом, секретарем ЦК КПСС Александром Яковлевым, «Огонёк» мог печатать
практически все. Как раз тогда мы начали борьбу за свободу с отделом
пропаганды и отделом издательств ЦК КПСС – свободу юридическую,
организационную, финансовую. Ведь все деньги от нашего огромного тиража
уходили в бюджет КПСС. Мне (почему – это отдельная история) редакция
поручила… - Нет уж, расскажи, почему именно тебе…
- Элементарно, Ватсон! Виталий Алексеевич Коротич – человек мира, и сам не
мог поручиться, в какой точке земного шара окажется послезавтра. У его
первого зама Льва Гущина тоже было много забот за рубежом. А ввязавшись в
«боевые действия» с ЦК и с Госкомиздатом, уже нельзя было снимать руку с
пульса событий. Прозеваешь ход супротивника – и пиши пропало, при
нашей-то, в общем, юридической и экономической лопоухости.
С одобрения Гущина я привел в редакцию команду юристов во главе с Михаилом
Федотовым – Левон Григорян, Николай Исаков, Инэсса Денисова, Ольга
Гюрджан. (Михаил Федотов с Юрием Батуриным и Владимиром Энтиным работали
тогда над первым нашим Законом о печати). Каждую среду мы собирались в
редакции и разрабатывали первый в стране устав независимого от властей
средства массовой информации. И когда мы зарегистрировали «Огонёк» и
объявили о первом в стране независимом издании, на редакцию обрушился
поток поздравительных телеграмм. Победа!
- Понятно, после этого вам и черт был не брат. Не то что организация
радиостанции.
- Вот именно. Но многоопытные Буряк и Клигер мудро решили: в эту затею
надо вплести столичное начальство. Позвали в учредители Московский
городской совет народных депутатов. Лев Гущин, используя свои обширные
московские связи, организовывал нужные встречи, а мы мотались по конторам,
собирая подписи, ходатайства и прочее. А еще наши Буряк и Клигер вовлекли
в круг соратников факультет журналистики МГУ. Вся компания раз в неделю
собиралась в кабинете декана Ясена Николаевича Засурского...
- А это уже фантазия! В кабинете нашего патриарха и одному-то человеку
места не было – все завалено бумагами, книгами, подшивками.
- Да, это самый живописный кабинет, какой я видел. Но мы все же там
умещались, каждый разгребал себе местечко и стерег его. И едва ли не
каждый писал свою концепцию нового радио. Ученые мужи с факультета – на
солидной теоретической основе и на многих листах. Я – на полутора
страницах, под названием «Каждый имеет право быть услышанным». О
мобильниках тогда у нас знали по научной фантастике, я развивал идею
ведения уличных репортажей из будок телефонов-автоматов. И когда я ныне
слышу, как простодушный гориллоид в прямом эфире говорит главному
редактору «Эха…» Алексею Венедиктову: «Вы куплены госдепом США и
международным сионизмом», меня охватывает зло и одновременно – чувство
законного удовлетворения. Я улыбаюсь: «Каждый имеет право быть
услышанным». Много ли мы вспомним программ в прямом эфире, где
предварительно не просеивают звонки? Хотя, конечно, понимаю и грустное
венедиктовское сетование: «Меня очень расстраивает несправедливость
слушателей в отношении к радио и очень радует их справедливость. Хотелось
бы больше справедливости». Не дождетесь, Алексей Алексеевич! Нет у нас для
вас другого народа...
- И потому в
эфире «Эха Москвы» регулярно были гориллоиды?
- Ну, это дело редакции. А я и сегодня считаю: каждый имеет право быть
услышанным.
- Но вы-то с
Коротичем и Гущиным не допускали гориллоидов в «Огонёк» и «Литгазету»…
Значит, были недемократичны?
- Спорный вопрос. Каждая редакция имеет право печатать или не печатать,
приглашать или не приглашать в эфир тех или иных лиц. Но если говорить про
те времена, то… Как любил повторять тогдашний огоньковец, а впоследствии
еще один главный редактор «Огонька» Володя Чернов, редакция была как бы
отрядом коммандос с задачей взорвать абсолютно неприступный мост. Мог ли в
отряде оказаться охранник моста?.. Это с одной стороны. А с другой, это
было время утверждения гласности. Девиз «Каждый имеет право быть
услышанным» вполне соответствовал принципам гласности. Увы, при
сегодняшнем состоянии российских СМИ о воплощении этого девиза снова
остается только мечтать. Хотя мне лично не нравятся, к примеру, ни
Леонтьев, ни Проханов, довольно долго пасшиеся на полях и лугах «Эха
Москвы», я за их дремучие воззрения ни в коем случае не брошу камень в
радиостанцию.
- Понятно. Но вернемся в 1990 год.
Частота частотой, а эфир делают люди.
- Здесь тоже любопытная история. Как раз в те дни Буряк с Клигером ехали к
заместителю председателя Гостелерадио, включили в машине приемник на волне
советского Иновещания и услышали проникновенный, абсолютно французский,
обворожительный мужской голос. «Густой, с обертонами, - описывал Владимир
Гурьевич. - Не знаю, про что он говорил, но я поверил ему сразу и
безусловно». Обсудив с зампредом технические проблемы, гости спросили: а
кто это только что вещал по-французски таким красивым голосом? «А, -
сказал зампред. - Если красивым, то это Сережа Корзун». - «А какой он
журналист?» - уходя, спросили хитрые радийщики. «Профессионал!» - ответил
собеседник.
«Корзуна надо брать главным редактором! - убежденно говорил нам Буряк.
На следующий день ко мне в «Огонек» пришел высокий молодой человек с
несколько напряженным взглядом.
- Сергей Корзун, - представился он.
Голос и впрямь был божественный... В общем, в мае 1990 года мы в кабинете
Засурского назначили главным редактором Сережу Корзуна. После чего Буряк и
Клигер начали каждый день требовать – выходите в эфир! Как, мы ж еще не
зарегистрированы! А неважно, отвечают, надо частоту застолбить. Если ее
заберут – регистрировать будет нечего. И тут все уперлось в проблему –
названия-то у радиостанции нет. Как выходить без названия?
- Никто, ничто и
звать никак.
- Вот именно. Сережа Корзун, как только мы его назначили, буквально через
минуту сказал: «Станция будет называться «Радио-М» Почему? Ответ: «Не
знаю, но я так слышу».
«Да ну, ерунда, - отмахивался Буряк. - Название давно есть: «Радио-СТ»
(Латинскими буквами: «Радио-ST»). - «Почему?» - «Потому что это хорошо и
правильно».
Вот и весь сказ. Владимир Гурьевич на следующий день приехал ко мне в
редакцию. «У нас есть такая техника, - рассказывал он, - ревербератор
называется. Он дает замечательный эффект. Я прямо слышу, как диктор
объявляет: «Говорит радио ST!» И эхо, затихая, долго повторяет: «Эстэ…
эстэ… эстэ». Потрясающе! К тому же у нас в учредителях Моссовет, а СТ
можно расшифровывать как «Радио Столица»…
А Сережа Корзун стоит на своем: «Радио-М»!
И пришел день, когда уже не было времени на споры, от наличия названия
стало зависеть – быть или не быть станции? Я черкал на бумажке,
фантазировал на темы «ST» и «М»: СТолица, СТалкер, СТудио, Метрополис,
Мозаика, Монитор, Монтекристо и т. п.
Не изобретя ничего путного, с распухшей головой, поехал в метро по
домашним делам. Но, видно, слова Буряка засели в подсознании: эхо, эхо,
эхо… Проезжая над Москвой-рекой, сделал открытие: «СТ» – это не две буквы,
а четыре звука (э; с; т; э). Поэтому их можно расшифровать, скажем, так:
СтЭ – Столичное эхо. Или: ЭСт – Эхо столицы. А буква «М»… - это звук «Э» и
звук «М». То есть… «Эхо Москвы»!
Вышел из метро, записал слова на бумажку и из автомата позвонил домой
Корзуну: «Сергей Львович! «Радио-М» - это Радио «Эхо Москвы»!
- Значит, ты -
человек, который придумал «Эхо Москвы».
- Нет, станцию придумали Владимир Гурьевич Буряк и Григорий Аронович
Клигер. А я – только название.
- Как вы лодку назовете – так она и поплывет…
- Не совсем. Переломный год был - 1994-й. Вспомни, многие наши
друзья-товарищи стояли у руля средств массовой информации. На волне
энтузиазма, гласности и перестройки, свободы слова. Но потом, в
практической жизни, оказались лопухами и упустили руль из рук, а с ним – и
принципы ответственной журналистики. А капитаны «Эха Москвы» - нет. Они
тогда грамотно провели акционирование, чем отбили грядущие атаки пиратов.
И, не растеряв профессионального достоинства, довели корабль «Эха Москвы»
до наших времен.
Помню, в первый год жизни станции мне позвонил Сергей Корзун (а может, и
директор) и сказал, что им не хватает 100000 рублей на срочный ремонт.
Бухгалтерия «Огонька» на другой же день перечислила деньги. Задним числом
заключили договор на эфирную рекламу журнала. «Огоньку» в то время реклама
не требовалась. О чем мы и сказали «Эху». Однако нет, вскорости ко мне
пришла симпатичная девушка, принесла прослушать три или четыре ролика.
Тексты были хорошие, с юмором. Девушка радовалась: «Ой, а мы боялись, что
вам не понравится». Запомнилась музыкальная шутка, более года звучавшая на
волне станции: «И пока за туманами видеть мог паренек, на окошке на
девичьем все лежал «Огонек».
А позднее, когда "Эху" понадобилось сосредоточить у себя пакет акций,
огоньковцы уступили ему свой пакет
Если в архиве радиостанции сохранились пленки вещания за дни августовского
путча 1991 года, то там есть такое сообщение: «Нам позвонил из «Огонька»
Александр Щербаков и сказал: если закроют «Эхо Москвы», то «Огонёк» примет
всех сотрудников радиостанции в свой штат». Было ясно: если победит ГКЧП,
у «Огонька» гораздо больше шансов выжить, чем у молодого безбашенного
«Эха…» А еще раньше, в пору вильнюсских событий, когда «Эхо…» провело
сенсационный репортаж из окруженного войсками литовского парламента, мы
пришли на Октябрьскую улицу, дом 7, чтобы пожать руки коллегам, подбодрить
их.
Мне нравится думать: «Огонёк» той поры как бы передал «Эху…» эстафету
журналистской честности, смелости, талантливости. Владимир Гурьевич Буряк
Григорий Аронович Клигер
Александр Сергеевич Щербаков
|
|
|||
|