Приглашение на малину
(Марк Розовский. Папа, мама, я и Сталин – М.: Зебра Е, 2013 – 768 с.)
По-разному
эту книгу можно назвать: роман-пьеса, драма в письмах; но я бы сказал
попросту, без затей, с грубой прямотой старого рецензента – поразительная
проза Розовского! Когда-то меня солженицынский «Иван Денисович» зачаровал
нескончаемым морозным днем подневольных каменщиков, гематрией нумеров:
Щ-854 – оруэлловский 84-й в колонну по пять... Потом обрушились «Колымские
рассказы» Шаламова («К.Р.» – как лагерная отметка контрика) – бездна
отчаяния, ледяная безнадега. Позже «Прогулки вокруг барака» Губермана
провели кругами бытового ада: там вергилиевы вериги уже не звенели
кандально, а порой вызванивали малиново про веру-надежду-любовь...
И вот недавно
мне судьба послала (дотопал, видно, поэтапно) том Марка Розовского –
знаменитого режиссера и, как оказалось, замечательного писателя. На
обложке со стилизованной колючей проволокой, которая как детские рисунки,
каракули человечков, сжато выражено содержание: «История любви и история
разрыва. Человеческие судьбы, погруженные в самое страшное время в истории
человечества, эпицентр катаклизмов эпохи, несшей распад и гибель всему
живому. Быть может, одна история из сотен тысяч. Одна из миллионов. И
всегда единственная. Тщательно задокументированная и кошмарная в своей
странной, внезапной неотвратимости. И пронзительно человечная.
Рассказанная автором подробно и предельно откровенно. Ибо всё, что кажется
нам теперь далеко за пределами здравого смысла, за зыбкой гранью Добра и
Зла, случилось с папой автора, его мамой и самим автором в то время, когда
на вершине громадной горы под названием СССР величественно возвышался
жестокий отец всех и вся – И.В.Сталин».
А потом я эту
книгу прочитал, проглотил без малого восемьсот страниц («подлинность
включает длинность», замечает Розовский) – пресветлая печаль, благая весть
от Марка! Не зря гласит подзаголовок: «Документальное повествование».
Многолетняя переписка отца и матери – послания из лагеря и письма из дома,
выбранные места из следственного дела отца (добыто автором в архиве
органов) – шито, конечно, суровыми белыми нитками, по обычаю того времени.
И все это в книге скреплено, соединено мостками детских воспоминаний
Марка. Не того Марка Григорьевича Розовского, которого все мы знаем (это
уже от отчима), а маленького Марика – Марка Семеновича Шлиндмана.
История
вечной любви и разлуки молодых инженеров Семена Шлиндмана и Лидии
Котопуло, комсомольцев-добровольцев, окончивших строительный институт в
Москве и с энтузиазмом ринувшихся в Петропавловск-Камчатский, строить
судоремонтный социализм вблизи огнедышащей сопки Ключевская. Третьего
апреля 1937 года у счастливых родителей появился сын Марк, а третьего
декабря того же дивного года отца арестовали. По бредовому,
разнарядочно-привычному обвинению: «Будучи начальником планового отдела
треста «Камчатстрой», как участник контрреволюционной право-троцкистской
организации активно проводил подрывную работу, направленную на срыв
строительства». Ну, чтоб прекратить запирательство и получить правдивые
показания, развязать, так сказать, язык – сразу зубы выбили...
Кстати, о
языке. Алексей Толстой утверждал, что язык его «Петра Первого» (воистину,
великий-могучий-прекрасный) – это из «Пытошных записей» тогдашней Руси:
живой, матерный, великорусский! А вот читаешь «Дело Шлиндмана» – и
наваливается невероятная, запредельная тоска, абсурдно-серая
камчатско-кафкианская канцелярщина, убогий слог протоколов допросов – вот
откуда весь соцреализм вылупился! И лаконичное мужество главного персонажа
дела: «Нет, не подтверждаю ни в коей мере»; «Категорически отрицаю»;
«Этого никогда не было». Поток несознания, уход в несознанку – смелое
противоборство с кошмарами обвинений, ночными демонами НКВД. Обломал он им
малину, не сдался, не подвел себя под вышку...
Вчитываясь в
Розовского, начинаешь всматриваться его глазами – и складывается пазл зла,
возникает огромная страна без закона и заповедей, зона нравственной
мерзлоты с колючкой по периметру, стахановски пашущая за кашу с баландой,
оболваненный стан Пахана, кремлевская «малина», окруженная сплошными
врагами народа, которых давно пора под ноготь, дабы «не мешали строить
социализм в одной, отдельно взятой за жопу стране».
Может, у меня
излишне свободное прочтение, но почудилось, что у романа Розовского есть
две ипостаси, пара параллельных измерений – свет и тьма. Свет – это
любовь, папа и мама, их трогательные «достоевские» письма – бедные
советские люди! Маточка моя!.. Тихие письма, объясняет Розовский, «потому
что личные, а значит, сокровенные, в них все припрятано, таится и
светится, светится и таится...»
Временами
прорывающаяся ревность, слезы одиночества, наравне с регулярными просьбами
прислать портянки, нитки, сухари «и, если можно, жиры и сахар». Выживание
отца в сибирском лагере и бедствия матери, перебравшейся с Камчатки в
московский подвал – это отдельная баллада, нескончаемый сериал. Тридцать
одна копейка полагалась в день на заключенного: мол, вот вам, иуды, ваши
сребреники с плюсом! И мама, хорошая девочка Лида, выбивалась из сил,
рвалась изо всех своих жил – только бы любимый муж жил! Только бы вернулся
к ней!
Увы, быль не
сделалась сказкой – после долгих-долгих лет лагерей и ссылки Семен
вернулся, но уже не к ней. «Та любовь, высокая и нежная, которую, был бы я
поэтом, можно было бы воспеть... Эта любовь рано или поздно не могла не
задрожать и не дрогнуть. Все, что чувственно, – не из железа и не из
железобетона», – элегически вздыхает автор. Но на фотографии с обложки
книги родители рядом – красивые и молодые, теперь уже навсегда. Это были
светлые люди в темное время – почитайте их письма, всем советую, и вы
полюбите Семена с Лидой, с их жадною жаждой радостного и доброго, и они
оживут и будут обитать в вашей душе – и увидите вы, что это хорошо.
«Работаю
крепко и много, очень устаю и перемерзаю. Но хорошо, что возвращаюсь с
работы и попадаю в теплое светлое общежитие – оштукатуренный барак, нары
вагонной системы, чисто и тепло». Эх, жисть-жестянка, разлюли-малина, сон
золотой, советское кино! «Такое в Каннах не приснится, что снилось моему
отцу в Канске!.. – пишет Розовский. – Реальность отступает – а это ведь
только и нужно узнику». Красноярский край, кругом тайга да вохра –
Краслаг. Не красна страна углами, а красна лагерями... А в Москве «мама
вкалывала – брала на ночь какие-то чертежи и горбилась, переводя их в
копии на огромных ватманах», зарабатывала на посылку мужу, ютясь по
адресу: Петровка, 26, кв. 50. Хорошая квартира!
Марк
Розовский, говоря о переписке родителей, отмечает скромно: «Конечно, это
не литература» Еще какая!.. Давно я подобного не читал, чтоб у меня,
эмоционального скупца, средь страниц слезу вышибало! М-да, шибко трудно
про эту книгу отзываться – тянет неустанно дифирамбы расточать, а ведь
надо читателям и суть осветить. Придется на манер зощенковского монтера:
«Пущай одной рукой поет, а другой свет зажигает!» В общем, пока не забыл,
всем эту книгу рекомендую – очень очистительно для извилин, полезно для
спасения организма.
Нельзя также
забывать и об иосифо-виссарионычьей, змей-горынычьей, мрачной половине
текста – шевеля усищами, из щели эпохи выползает сам товарищ Сталин. Марк
Розовский жанр своего романа определяет как «ненаписанная пьеса». А там,
глядишь, и говорящая коробочка подоспеет!.. Что ж, книга-пьеса покамест
соткалась потрясающая – копьем под сердце колет: «Проклинай игемона!» Для
Розовского Сталин – абсолютное зло, библейских масштабов: «Если бы всю
пролитую Сталиным и его прихвостнями кровь собрать вместе и спустить в
Тихий океан, он вышел бы из берегов. Никогда в мировой истории
человечества не было ничего подобного. Отныне Сталин становится титаном
тирании, в сравнении с которой все инквизиции, все самые гигантские
преступления против человечности меркнут как жалкие дилетантские попытки
насилия». Да уж, известное дело – что ни казнь у него, то малина! Тома
малины этой колючей закручены и завалены в погреба архивов – не
разгребешь! Больно цифры большие, жуткие... Так и живем потихоньку, по
Достоевскому: «Ко всему-то человек привыкает!»
И вообще
тяжко тащить бадью былого из колодца времени, как отменно описано
Розовским: «Что-то громыхнуло там, в отдалении, в глубине шваркнуло,
грюкнуло, стукнуло чем-то обо что-то, зачерпнуло со всасывающим чмоком – и
бадья медленно, натужно и напряженно полезла наружу, со скрипом, с ленцой,
но все-таки преодолевая собственную тяжесть, плеща излишки в разные
стороны». Имплицитная цель моего, однако, множественного цитирования –
показать вам замечательные особенности стиля Розовского, крепкий наст
звукописи (поэт он, и хорей ему не чужд!), хотя, честно говоря, его текст
сложно привычно тестировать (кисло-сладко-горько), ибо данная книга не
выпечена из сдобного литературного теста, но явно вылеплена из глины жизни
и судьбы.
Тьма
окутывает нас при чтении многих и многих ее страниц, охватывают сомненья и
грусть – может, именно такова Русь, природа вещей? И вечный зов – с вещами
на выход? Безымянная яма Мандельштама, закатанный в общий ров Бабель,
стигматичный гвоздь Цветаевой – нет Спасу, схарчило, съелабужило чудище
обло! Какая там севрюжина с хреном и конституцией – куды!.. Тут обычные
люди пьют чай, сидят и классически пьют чай со страхом – сорт называется
«чефир». И всю дорогу смотрят киношку с рвущейся лентой, сплевывают
шелуху, матерят непруху и с надеждой орут в будку: «Сапожник!..»
Это как в
древнем анекдоте: « – Печень у вас здоровая... – Спасибо, доктор! – Да
нет, в смысле размера... » Вот и Россия – страна здоровая, в принципе, но
государство-левиафан издревле гниет с головы. Сталин лишь стал
персонификацией тоталитаризма, усатым тотемом. Эх, боюсь сэкклизиастить,
но не будет, не будет ничего нового... И грядущий Джамбул так же примется
бренчать «Стих об Иосифе Прекрасном»: «Кому повем печаль мою? Ково призову
ко рыданию?»
Набоков
когда-то предложил методу истребления тиранов – смехом их, смехом! Марк
Розовский признаётся, что его оторопь берет, когда он изучает упертую
переписку отца с органами (вёрсты бумаг!) – чтобы ему вернули пропавшие
при аресте одеяло шерстяное – 1 шт. и манную крупу. А мне очень
понравилось – тут Кафка, тут как тут! Тянет одеяло на себя! Подполковник
госбезопасности рапортует в конце концов, что одеяло будет возвращено, а
вот крупа, увы... Ну, крысы же!
Напослед еще
одно послание от Розовского: «Дело, конечно, не в Сталине, а в
сталинщине... Сталинщина – та самая сатанинская сила зла, сделавшая людей
послушным стадом баранов, не желающих знать правду о себе и продолжающих
эту правду или скрывать, или атаковать». Кто-то скажет – а, тоже мне
откровение, с баранами это он перегнул, сегодня мы чаще жуем мягкую жвачку
про «эффективного менеджера» и мычаще тоскуем по Благодетелю, уставясь на
новые ворота телеящика – спасибище за сводку погоды и свежую связку
бананов! Но кто-то, я надеюсь, прочитав эту книгу, обрящет новый взгляд на
людей и идолов, на страну и историю.
|