Номер 7(64)  июль 2015 года
Борис Тененбаум

Борис ТененбаумКолена Израилевы
Главы из новой книги "Израильские войны"

(предыдущие главы см. в №6/2015 и сл.)

 

I

 

В 1926 году достопочтенный и богобоязненный человек, которого именовали Мулла Мурад (Mullah Murad), проживавший в священном для шиитов городе Мешхеде, снялся с места и со всеми своими чадами и домочадцами двинулся в путь. Дорога была дальней, но он прошел ее до конца, хотя и трудно ему было двигаться - ибо Мулла Мурат вступил уже в восьмой десяток лет жизни, дарованной ему Аллахом.

 

И достиг он Иерусалима, и поселился там, и его подворье стало местом, куда приходили евреи персидские и бухарские, потому что Мулла Мурад был родом из еврейской общины, силой обращенной в Ислам в 1839 году, и прослышал он, что в Палестине теперь есть "... еврейский очаг ...", и отправился он к этому очагу, и стал там известен как рабби Мордехай бен Рафаэль Аклар, человек премудрый и справедливый.   

 

А в том же 1926-ом в семье переселенцев из Америки,  Морриса и Голды Меерсонов, родилась дочка Сарра. Она стала вторым ребенком Меерсонов - у них уже был сын, Менахем – и денег стало сильно не хватать. Голде пришлось брать на дом стирку для соседей – хотя ее муж в то время работал бухгалтером в маленькой конторе в Иерусалиме, но платили ему плохо.

 

Она, однако, не унывала.

 

Ее родители перебрались в Америку из Киева, неплохо там прижились, и Голда – в то время она носила фамилию Мабович – росла в Милуоки в относительном достатке. Но мысль о "... еврейском очаге ..." вошла ей в душу так глубоко, что она обменяла этот достаток на нелегкую жизнь в сельскохозяйственной коммуне в Изреэльской долине.

 

Там она и работала на земле, и к тому же, будучи человеком глубоко убежденным в великой силе социалистических идей, оказалась представителем своей коммуны вo Всеобщей федерации трудящихся Палестины. 

 

Коммуну, тем не менее, пришлось оставить.

 

Муж Голды Меерсон свалился от тяжелой малярии. Оставаться в этих местах ему не рекомендовалось – и пришлось семье перебираться в Иерусалим. Голде Меерсон теперь надо было и тянуть на себе дом, и растить детей,  но, тем не менее, у нее хватило сил продолжать заниматься общественной работой. У нее это хорошо получалось.

 

B 1928 Голда Меерсон возглавила женский отдел Всеобщей федерации труда ишува.

 

II

 

Слово "ишув" старое, встречается еще в Талмуде, а на русский может переводиться по-разному: и как "заселенное место", и как "заселение определенного места", и как "население". К 20-м годам ХХ века словом "ишув" называлось еврейское население Палестины, причем, различался "старый ишув" – еврейские общины, которые жили в Иерусалиме с незапамятных времен и существовали  в основном за счет филантропии (их поддерживали взносами, собираемыми в диаспоре) – и "новый ишув", то есть люди, которых двинул в Палестину "...  призыв Герцля ...".

 

В этом смысле и Мордехай бен Рафаэль, и Голда Меерсон могли считаться представителями "нового ишува”, но понятно, что молодая женщина, одержимая идеями социализма, и реб Мордехай отличались друг от друга, как день и ночь.

 

Новый ишув вообще был разнообразен просто до невозможности.

 

Он формировался иммиграционными волнами – каждая такая волна на иврите именовалась "алия" – “восхождение”.  Собственно, само понятие "восхождения" существовало задолго до начала движения сионистов. Жизнь в библейской "Стране Израиля" религиозными людьми рассматривалась как высокая цель, и издавна еврейские общины селились в "святых городах" –  Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.

 

Ну, а в Иерусалиме евреи и вовсе составляли большинство населения.

 

Так вот, первая значительная алия из России в Палестину  началась еще до Герцля, в 1882, и к жизни была вызвана погромами.

 

K 1903 году в турецкую еще Палестину переселилось около 35 тысяч человек.

 

Волна еврейской эмиграции в 1904 вообще резко усилилась – сказался кишиневский погром.  Большая ее часть  двинулась через океан, в сторону Америки – но некий ручеек отделился и пошел в Палестину.

 

Были это, в основном, идеалисты.

 

Уезжая из России навсегда,  они кое-что увезли с собой – скажем, эсеровскую идею социалистических сельскохозяйственных коммун. Дгания, самый первый киббуц, был основан на полном равенстве, полной общности имущества и полном отказе от наемного труда, и все последующие в той или иной мере строились по той же модели.

 

Считалось, что это создает новый тип евреев – свободных  тружеников и землепашцев.

 

Революция 1917 отрезала Россию от остального мира, и "вторая алия" потеряла самый крупный источник пополнений – но в 20-х годах пошла "третья алия" из Польши и Румынии.

 

Эти переселенцы и думать бы не думали о "восхождении", но жизнь заставила.

 

Новые государства, возникшие в Европе после Первой Мировой Войны, к своим национальным меньшинствам отнеслись без восторга, старались их выдавить – и в результате к 1926 году еврейское население Палестины по сравнению с 1918 почти удвоилось и превысило 100 тысяч человек.

 

Жизнь была трудной – многие уезжали.

 

B Палестине не было ни промышленности, ни торговли, ни развитого сельского хозяйства. Каждый, даже самый неудобный участок земли, приходилось сначала выкупать по сильно завышенной цене, а потом неимоверным трудом делать пригодным к обработке.

 

Но понемногу труд стал приносить плоды – появлялись все новые поселения, складывались городки, трудами доктора Вейцмана в Палестине был основан университет, в школах, даже в маленькой Дгании, преподавание шло на иврите.  Таким образом, Голду Меерсон и рабби Мордехая бен Рафаэля объединил общий язык.

 

Но понятия, которые они на нем выражали, совпадали очень мало.

 

III

 

В 1927 был опубликован роман Жаботинского "Самсон-Назорей". Книга была написана на русском и частями публиковалась в "Рассвете", в то время – еврейской  эмигрантской газете, выходившей в Европе, сперва в Германии, а потом – во  Франции. Тираж у нее был невелик, в пределах тысячи экземпляров, но Жаботинский состоял членом ее редколлегии, и, по-видимому, потому "Рассвет" и выбрал.

 

Вообще-то непонятно, каким образом у него нашлось время на литературную деятельность – его  главным занятием была политика.

 

Но, как бы то ни было, роман он написал. Сюжет взят из библейской Книги Судей. В иудаизме есть понятие "назорей" — "посвящённый Богу"— это человек, принявший обет, и в числе прочих наложенных на себя ограничений, он не стрижет волосы.

 

Действие происходит в Земле Обетованной, и живут в этой земле и иудеи, которым земля эта была обетована Господом, и все еще уцелевшие остатки туземных племен. Hо правят тут филистимляне, народ, пришедший с моря, и правят они железной рукой - иудеи же, потомки Иакова,  разделены на 12 колен.

 

И вот, родился в колене Дана мальчик, которому дали имя Шимшон (Самсон в русском переводе Библии), и обладал он с детства необыкновенной силой. И водил он дружбу с филистимлянами, и любил их строй и обычай, и надумал жениться на филистимлянке, и так и случилось – но  нарушил его тесть свое обещание, и уже после заключения брака отдал свою дочь другому.

 

И оскорбился Самсон, и начал великую с филистимлянами свою распрю – ну, и так далее, все по Библии ...

 

Не нужно никаких  литературоведческих исследований для того, чтобы понять "подкладку" романа – она понятна и так. Ну, конечно же, филистимляне – это англичане, и Самсон - это сам Жаботинский, и в его глазах "... нарушение обязательства по уже заключенному браку ..." просто вопиет к небесам, и требует отмщения.

 

Но роман не сводится к конфликту с филистимлянами – есть  в нем и колена Израилевы, от единства далекие, цели свои понимающие по-разному, и меж собой нередко враждующие. Тут, конечно, тоже просматривается аналогия – ишув  делился на группы и фракции, насчитывал добрую дюжину партий, и споры нередко принимали личный характер.

 

Скажем, к середине 20-х мнения Жаботинского и доктора Вейцмана в отношении "... брака по расчету ..." разошлись.

 

Вейцман стоял за сотрудничество с Англией, Жаботинский же считал, что сотрудничество с Англией себя исчерпало – но  оба они оказались перед лицом нового фактора – набирающих  силы рабочих профсоюзов.

 

В романе Жаботинского партии ишува представлены в виде колен Израилевых:

 

"... Иаков, отец наш, разделил свою душу между сынами и внуками: вкрадчивое очарование свое отдал Ефрему; страсть любовника, покоряющую женщин, - Вениамину; жажду скитания, создающую новые города, – Дану ...".

 

А дальше там говорится о самом многочисленном из них всех – колене Иуды:

 

"...  Ho свой дар сновидца и свое упорство погони за невнятными снами [Иаков] завещал Иуде; и, как он, пойдет Иуда, ради невнятного замысла, на раздор и с отцом, и с братом, и с Богом; и схитрит, и солжет – и изменит, ... и предаст лучшего и ближайшего, ради того замысла, на неслыханные муки ...".

 

Этот абзац – на редкость достоверный портрет Давида Бен Гуриона.

 

IV

 

В 1926 году ему исполнилось 40 лет, и к этому времени он был известной фигурой уже лет пять - в конце 1921 его ввели в состав секретариата Общей федерации рабочих Палестины. 

 

Путь, пройденный им к этому времени, был поразительно извилист.

 

Давид Бен-Гурион родился в Плонске, в семье Авигдора Грина, судебного писца. Мальчика в школу отправили в 5 лет. Учился Давид Грин хорошо и в 1904-ом, в возрасте 18 лет, уехал в Варшаву. Город считался третьей столицей Российской Империи, сразу после Петербурга и Москвы – там  были хорошие учебные заведения, и юный Давид Грин попытался поступить в политехникум. 

 

Толка из этого не вышло, и тогда, в 1906, он уехал в Палестину.

 

Там он поработал как сельскохозяйственный рабочий, как грузчик на винном заводе, как охранник, как журналист в рабочей газете в Иерусалиме.

 

И там-то и стал подписываться как Давид Бен-Гурион.

 

К концу 1911 он проникся мыслью, что "... палестинские евреи должны принять турецкое подданство и бороться за свои интересы через государственные институты Оттоманской Империи ...". И вообще, он собирался стать депутатом турецкого парламента, в связи с чем начал изучать турецкий язык, а в 1912 с блеском сдал вступительные экзамены в школу права при Стамбульском университете.

 

Свой пылкий турецкий патриотизм в 1914 он попытался подтвердить делом – предложил  создать еврейскую военную часть, которая должна была сражаться на стороне Турции.

А когда турки эту идею отвергли и выслали его из Палестины, он пробовал уговорить Трумпельдора отказаться от присоединения к англичанам, а когда это не удалось – уехал  в США и попытался там создать еврейское военное формирование.

 

Ну, не удалось и это ...

 

Тогда Давид Бен-Гурион вступил в "легион Жаботинского", который формировался в Англии, был очень быстро произведен там в капралы, за 4-х дневную самоволку разжалован в рядовые, переведён в другую роту, а еще через несколько дней "... получил месячный отпуск, из которого не вернулся ...".

 

Прибавим к вышесказанному еще один эпизод: в 1908 Давид Бен-Гурион – в  то время все еще Давид Грин – возвращался  из Палестины в Россию, потому что он числился военнообязанным, a семьи "уклонистов" штрафовались на огромную по тем временам сумму в 300 рублей. 

 

Kак и положено новобранцу, он присягнул на верность российскому царю – но   очень скоро дезертировал прямо из военного лагеря, и перешел границу с Германией по фальшивым документам, явно заготовленным заранее.

 

В общем, картина получается такая: в период с 1908 по 1918 Давид Бен-Гурион принес три клятвы верности: Российской Империи, Османской Империи и Британской Империи. Османы его клятву не приняли, а две другие он нарушил сам.

 

Так что прав был Жаботинский  - "...  и схитрит, и солжет - и изменит ...". Но остается ведь еще и "... упорство погони за невнятными снами, и невнятный замысел ..." ради которого пойдет Бен-Гурион хоть на край света?

 

Да. Замысел был.

 

Tолько он не был невнятным, а очень даже отчетливым.

 

V

 

 Теодор Герцль дал евреям Мечту.  Ну, мечта – дело  неясное, и неверное, и фантастическое, и не для практичных людей. Но нашлись и такие, которые этой мечтой – еврейское  государство для еврейского народа – увлеклись  просто до самозабвения, и назвали они себя сионистами.

 

Хаим Вейцман дал сионистам Хартию. Крупный ученый, он оказался еще и замечательным дипломатом, великим мастером по "... сглаживанию углов ..." – и  умудрился подвести под Мечту некую юридическую базу в виде Декларации Бальфура.

 

Владимир Жаботинский создал Легион. Он был удивительно одаренным человеком, прямо-таки впору эпохе Ренессанса – сразу и писатель, и поэт, и оратор, и публицист, и переводчик, и публицистику при том писал на иврите, а художественную прозу – на  русском, а для политических речей свободно использовал идиш.

 

А впридачу ко всему этому он был одарен исключительно трезвым умом. В новой Европе, той, что образовалась после Первой мировой войны, Жаботинский увидел новые, националистически устроенные государства, ощетинившиеся оружием.  И он пришел к выводу, что в этом волчьем мире еврейскому народу без меча не выжить.

 

Давид Бен-Гурион, конечно, не мог состязаться ни с Герцлем, ни с Вейцманом, ни с Жаботинским. Но он взял Мечту, Хартию, и Легион – и  начал строить из них Аппарат.

 

Дом за домом – так  строились поселения. Посаженное дерево следовало за деревом – и  так осваивалась земля. А отделы Всеобщей федерации труда шаг за шагом брали на себя организацию и управление строительством. 

 

Tак создавалось  руководство. 

 

А во главе этого руководства,  с муравьиным упорством и изворотливостью ящерицы, Давид Бен-Гурион поставил себя.  

(продолжение следует)

 


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:5
Всего посещений: 2084




Convert this page - http://7iskusstv.com/2015/Nomer7/Tenenbaum1.php - to PDF file

Комментарии:

Сильвия
- at 2017-07-05 11:59:28 EDT
"В общем, картина получается такая: в период с 1908 по 1918 Давид Бен-Гурион принес три клятвы верности:
Российской Империи, Османской Империи и Британской Империи. Османы его клятву не приняли,
а две другие он нарушил сам."
----------------------------------------------
Типичная еврейская судьба, многие до нас и из нас уже успели два раза поклясться, а некоторые и больше.
Так что в вопросе "нарушения клятвы" следует быть скромнее.
Не забыть бы только историку, что все три империи канули в Лету. ;-)

Шомер
- at 2015-08-15 11:07:10 EDT
Революция 1917 отрезала Россию от остального мира, и "вторая алия" потеряла самый крупный источник пополнений – но в 20-х годах пошла "третья алия" из Польши и Румынии.
-//-
Неправильно.
Не всё так просто.
После 1917 года и до начала 30-х евреи продолжали уезжать из России в Палестину как напрямую, так и через другие страны. Так знаменитый еврейский поэт Хаим Бялик в 1921 проделал путь в Палестину через Европу, где пожил какое=то время. Еврейская сионистско-коммунистическая молодежь - шомеры, халуцим, проходила подготовку в Крыму для жизни в киббуцах и группами выезжала в Палестину. Многочисленные семьи, в том числе и мои родственники, в годы НЭПа и даже в начале 30-х переезжали в Палестину. По этой теме имеется огромное количество литературных материалов, воспоминаний, исторических документов.
При общей небольшой чмсленности на 20-30 годы евреев в Палестине, количество приехавших в это время из России было достаточно заметно. Статистические данные на этот период можно найти.



Б.Тененбаум
- at 2015-08-08 17:04:27 EDT
"... но как же демократия, либерализм? ..."
==
Как и многие другие хорошие вещи, это достояние живых. Покойникам ни к чему. Разве что в раю?
А в ситуации "жизнь или смерть" есть три выхода: или умереть, или убежать, или сражаться.
Евреям, убегавшим из Европы в Палестину, пришлось сражаться ...

Б.Тененбаум-Л.Камень
- at 2015-08-08 16:54:24 EDT
как будто всё это знаю, недаром всего Жаботинского прочла в своё время,etc
==
Видите ли, этот текст - глава из довольно толстой книги. А книга делалась с расчетом на российское издательство, и для аудитории, которая о Жаботинском и слыхом не слыхивала. Задача была показать, так сказать, "российские корни сионизма", и сделать это по-человечески, убрав пелену сложившейся в России демонизации Израиля.

райский либерал
- at 2015-08-08 14:07:52 EDT
"В новой Европе, той, что образовалась после Первой мировой войны, Жаботинский увидел новые, националистически устроенные государства, ощетинившиеся оружием. И он пришел к выводу, что в этом волчьем мире еврейскому народу без меча не выжить."

Сила это замечательно, но как же демократия, либерализм? Неужели всё должно было делаться только в приказном порядке. Даже кровавые российские революционеры мечтали когда-то о народном представительстве типа Учредительного собрания.

Лида Камень
Израиль - at 2015-08-08 12:49:39 EDT
Я как будто всё это знаю, недаром всего Жаботинского прочла в своё время, но всё равно интересно читать Тененбаума, очень рельефное отражение процессов.
Спасибо

Алекс Б.
- at 2015-07-26 19:05:57 EDT
В общем, картина получается такая: в период с 1908 по 1918 Давид Бен-Гурион принес три клятвы верности: Российской Империи, Османской Империи и Британской Империи. Османы его клятву не приняли, а две другие он нарушил сам.
Так что прав был Жаботинский - "... и схитрит, и солжет - и изменит ...". Но остается ведь еще и "... упорство погони за невнятными снами, и невнятный замысел ..." ради которого пойдет Бен-Гурион хоть на край света?
Да. Замысел был.
Tолько он не был невнятным, а очень даже отчетливым.
----------------------
Интересно и познавательно.

Алекс Б.
- at 2015-07-26 19:05:07 EDT
В общем, картина получается такая: в период с 1908 по 1918 Давид Бен-Гурион принес три клятвы верности: Российской Империи, Османской Империи и Британской Империи. Османы его клятву не приняли, а две другие он нарушил сам.
Так что прав был Жаботинский - "... и схитрит, и солжет - и изменит ...". Но остается ведь еще и "... упорство погони за невнятными снами, и невнятный замысел ..." ради которого пойдет Бен-Гурион хоть на край света?
Да. Замысел был.
Tолько он не был невнятным, а очень даже отчетливым.


Б.Тененбаум-Е.Кушнеровой
- at 2015-07-26 18:36:20 EDT
Елена,
То, что вы прочли - часть целого проекта. Самое начало было опубликовано в Мастерской под подходящим к случаю названием "Преамбула":

http://club.berkovich-zametki.com/?p=15366

А потом в журнале "Семь Искусств" было помещено еще три главы:
http://7iskusstv.com/2015/Nomer5/Tenenbaum1.php - "Хартия и Легион"
http://7iskusstv.com/2015/Nomer6/Tenenbaum1.php - "Брак по расчету, в котором оказался изъян"
http://7iskusstv.com/2015/Nomer7/Tenenbaum1.php - "Колена Израилевы", которые вы и прочитали.

Вся книга, по идее, должна была выйти в свет в Москве этой осенью, но не выйдет. И в Израиле она тоже не пригодилась - но будет напечатана в Бостоне, в издательстве M-Graphics

P.S. Спасибо за рецензию :)

Елена Кушнерова
Германи - at 2015-07-26 18:13:29 EDT
Блестяще написанное эссе. Невозможно оторваться, не говоря уже о познавательности. С нетерпением жду продолжения!
Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2015-07-16 20:34:07 EDT
"... политические разногласия остаются,etc".
==
Разногласия наши, Элиэзер, касались роли Англии, которую вы однозначно оцениваете как положительную. Сознаюсь вам, что и сам думал точно так же - пока не начал "раскопки" вокруг периода 20-х годов. Следующая глава расскажет о 1929 году и о хевронской резне - как раз тут-то мое мнение и изменилось.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2015-07-16 19:31:06 EDT
Блестяще написанное интересное повествование. как всегда.
Некоторые мои политические разногласия остаются, но я их уже обсуждал как здесь, так и приватно с автором, так что не думаю, что стоит повторяться.

Benny from Toronto
Canada - at 2015-07-16 17:52:06 EDT
Прочитал с удовольствием, было интересно и узнал много нового.
Обязательно постараюсь купить "бумажный вариант".

Б.Тененбаум-М.Фуксу
- at 2015-07-16 17:27:55 EDT
Марк,
В дополнение к словам М.Минаева: книга выйдет в его издательстве M-Graphics, в Бостоне, где-то в сентябре. Но мы поместим в журнале "7 Искусств" еще пару глав, и пожалуйста, обратите внимание на главу 5-ю, следующую после "Колен Израилевых". Она называется "Линия разлома", и описывает причины, по которым образовался разрыв между ишувом и английской администрацией в Палестине.

Марк Фукс
Израиль - at 2015-07-16 16:11:19 EDT
Занимательный, увлекающий читателя рассказ, легкий для восприятия и усвоения язык, документальная точность и кинематографическая иллюстративность с параллельным монтажом.
Все как обычно у Б.М.
Только начал читать, разогнался и… фрагмент подошел к концу. Жаль.
Спасибо.
М.Ф.

Б.Тененбаум-Асе Крамер
- at 2015-07-16 14:01:52 EDT
насыщенный бульон, столько фактов,etc
==
Тема книги - необъятна. Для того, чтобы уложить ее в 80 тысяч слов, море доступной информации прошлось процеживать через густое сито и отбирать то, что (по-моему) могло сказать больше, чем непосредственно сказано. Изобразить Бен Гуриона на основе его мемуаров невозможно - там столько "... общих слов про партийные дела ...", что их мог бы написать и Поспелов. Но вот крошечная деталь про его присяги трем Империям, из которых одна не была принята, а две другие оказались сразу же нарушены, кое-что о нем сказала. Особенно после того, как я выяснил что Менахем Бегин из армии Андерса не дезертировал, а испросил бессрочный отпуск - который ему и даровали без всяких проблем. Надо полагать, и потому, что не хотели евреев в своих рядах - но и с долей уважения к нежеланию нарушить присягу. И вот этот "контраст в мелочах" между Бен Гурионом и Бегиным многое объяснил мне, когда я раскапывал материалы, связанные с "Альталеной".

Что сказать? Работа, связанная с этой книжкой, была интересной ...

Ася Крамер
- at 2015-07-16 04:15:57 EDT
Очень интересно. Замечательное сочетание информативности с художественным пространством. Но для меня - очень насыщенный бульон, столько фактов, столько тонких характеристик - теряюсь. Я человек старой формации - привыкла вылавливать крупинки и ими довольствоваться. Как тот герой Тувима: мне нужен один галстук, а у них - столько!
Б.Тененбаум
- at 2015-07-15 03:28:32 EDT
Ontario14
- at 2015-07-15 02:52:05 EDT
==
Книжка предполагалась как некая переработка "Арабо-Израильских Войн", вышедших в Бостоне в 2008 в издательстве M-Graphics, и предназначалась для одного московского издательства, с которым имелась предварительная договоренность. Они хотели связное и хронологически построенное повествование, которое объясняло бы российскому читателю процесс возникновения Израиля. Их интерес был в том, что алия из Российской Империи оказала очень большое влияние на то, каким Израиль и вырос.

Как всегда в тех случаях, когда касаешься огромных вопросов, пришлось искать баланс - с одной стороны, хочется показать общий процесс как бы сверху, с другой стороны, приходится отсекать массу подробностей. В итоге общая картина поневоле получается "... нарисованной пунктиром ...", и к тому же "делаешь открытия". Для меня таким "открытием" оказалась личность Бен Гуриона - вместо седовласового Отца Отечества я увидел очень ушлого политика, иной раз - умного и прозорливого, а иной - мелкого и мстительного.

Надеюсь, вы дождетесь следующей главы, она повествует о линии разлома между ишувом и Англией после хевронской резни в 1929 ?

P.S. А между тем:
1. Уговор на издание в Москве пролетел, как пресловутая фанера над Парижем :)
2. Попытка связаться с издательством "Гешарим" провалилась, и ссылки на две дюжины передач по Сетевизору никого не убедили. Что интересно - отказали без рассмотрения рукописи :)
3. Книжка, по-видимому, все-таки выйдет в свет в Бостоне под названием "Холм Весны".


Ontario14
- at 2015-07-15 02:52:05 EDT
БМ, заметил две неточности:

...и "новый ишув", то есть люди, которых двинул в Палестину "... призыв Герцля ..."
***************
Ну, "Новый Ишув" начался , так принято считать, с БИЛУ и "Ховевей-Цион" и к моменту суда над Дрейфусом уже был сформирован и вел войну со старым.

Теодор Герцль дал евреям Мечту.
*************
Мечту евреям дал Бог. А Герцль Мечту перевел в разряд надежды, т.е., м.с. отобрал :-)))

И еще мне непонятны два момента - почему главы публикуютя не в Заметках, и что символизирует образ рабби Мордехая Аклара ?
В остальном все хорошо, большое спасибо.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//