Номер 8(65) август 2015 года | |
Владимир Визгин |
Теория относительности за пределами точного естествознания: Россия, 20-е годы[1]
...Та стадия, которой достигло человеческое мышление в своем развитии, бессознательно для людей проникает во все сферы жизни, и чтоесли между, например, Эйнштейном и Эвклидом связь только генетическая, то, скажем, между тем же Эйнштейном, Роденом и Блоком гораздо более глубокая,
хотя и
подсознательная связь. Ю.М. Лотман (из письма сестре Л.М.Лотман от 8.II.1944) [Лотман
1997. С. 47]
Введение
Некоторые
научные свершения, в том числе и фундаментальные теории, подобные теории
относительности, нередко выходят далеко за пределы своей науки и оказывают
воздействие не только на другие родственные науки, но и на философию,
науки гуманитарного цикла и даже на художественную культуру. Конечно,
история создания и развития теории относительности – это важная глава
истории физики. После создания теории относительности она постепенно
становится достоянием научного сообщества физиков. Происходит процесс её
восприятия, а, поскольку сообщество состоит из национальных подсообществ,
в каждой стране имеются свои особенности восприятия. Эти особенности
становятся ещё более существенными, если мы выходим за пределы научного
сообщества, а это важно и необходимо в тех случаях, когда соответствующие
достижения оказывают заметное воздействие на социокультурное окружение,
которое, в свою очередь, может так или иначе влиять и на характер
восприятия этого достижения внутри научного сообщества.
Теория
относительности относится как раз к такого рода свершениям (недаром
Эйнштейна сравнивали с Коперником и Ньютоном). Обострённое восприятие этой
теории в России было связано не только с выделенной ролью диалектического
материализма в стране (эта сторона нами уже изучена), но и вообще с
революционными социально-экономическими преобразованиями, а также с
параллельным мощным взлётом авангардного искусства и литературы. Имело
значение и то, что новый строй в России декларировал свою ориентацию на
науку.
Оказалось,
что теория относительности привлекла внимание философов, филологов,
теоретиков литературы и искусства к анализу пространственно-временных
аспектов соответствующих сфер культуры, исследованием которых с начала
1920-х годов занимались такие крупные фигуры, как П.А. Флоренский, А.Ф.
Лосев, Р.О. Якобсон, М.М. Бахтин, В.Г. Богораз (Тан) и др. В
художественной культуре Эйнштейн и Минковский стали знаковыми фигурами,
ассоциируемыми с крушением пространственных и временных абсолютов,
четырёхмерностью и неевклидовостью пространственно-временных структур,
торжеством научной абстракции, новым синтетизмом и т.д. (В.В. Хлебников,
В.Я. Брюсов, О.Э. Мандельштам, А.П. Платонов, Е.И. Замятин и др.).
Названные
имена относятся к золотому фонду отечественной культуры, к тому же
большинство из них попали под идеологический пресс властей, особенно в
сталинские годы, и даже погибли. Были расстреляны, умерли в лагерях или
при пересылке – о.П. Флоренский, О.Э. Мандельштам, А.И. Введенский,
репрессировались подвергались травле и не печатались в течение многих лет
– А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, В.В. Хлебников, А.П. Платонов, Е.И. Замятин и
др. В результате их творчество на протяжении десятилетий находилось под
запретом. Конечно, увлечение наших героев (т.е. тех деятелей гуманитарной
и художественной культуры, которые так или иначе испытали влияние идей
Эйнштейна и теории относительности) этими идеями не было главной причиной
их конфликта с властями, но корреляция (прямая) между выборками
«релятивистов» (не физиков!) и «репрессированных» деятелей культуры
очевидна.
Мы, в
основном, рассматриваем вектор взаимосвязи – от теории относительности к
культуре – и это соответствует нашей нацеленности на решение проблемы
восприятия физического релятивизма в его культурном окружении. Но
культурное окружение должно быть подготовлено к этому восприятию и,
действительно, некоторые тенденции развития живописи и литературы,
связанные с ранним авангардизмом или повышенным интересом к
пространственно-временным структурам художественных произведений стали
заметны и до возникновения теории относительности или параллельно с ней (и
независимо от неё). В живописи это были, например, импрессионисты, прежде
всего, Сезанн и кубисты (Пикассо и другие), а в России – художники
объединения «Бубновый валет», Кандинский, Малевич и др.
Конечно, и в
собранных нами именах и текстах присутствуют встречное движение и та
«подсознательная связь, о которой говорил Ю.М. Лотман. Но преобладает
«основной вектор»: от теории относительности к гуманитарно-художественной
культуре.
П.А. Флоренский
Заметным явлением в российских релятивистских
дискуссиях, выходящих за рамки физики, стали «Мнимости в геометрии» о.
Павла Флоренского (1922) [Флоренский
1922]. П.А. Флоренский имел математическое образование (с 1900 по 1904
гг. он учился на физмате Московского университета). Уже в студенческие
годы он пытался соединить аритмологию (учение о прерывности) Н.В.Бугаева с
идеями теории множеств Г. Кантора. Тогда же его занимала проблема
наглядной геометрической интерпретации комплексных чисел, которую
впоследствии он развил в «Мнимостях». Не вдаваясь в детали этой
интерпретации, подчеркнём её основную идею: «Новая интерпретация мнимостей
заключается в открытии оборотной стороны плоскости и приурочении этой
стороне – области мнимых чисел» [Там же. С. 25].
§
9 «Мнимостей» содержит неожиданную физическую и
даже метафизическую наглядную интерпретацию мнимых чисел (в духе
«конкретной метафизики» Флоренского), порождённую идеями теории
относительности и стимулированную 600-летним юбилеем кончины автора
«Божественной Комедии», который отмечался 14 сентября
Логика рассуждений П.А. Флоренского следующая. С
точки зрения общего принципа относительности коперниковская и
птолемеевско-дантовская системы (в отношении вращения Земли вокруг своей
оси) эквивалентны. Но, поскольку, по мнению автора, убедительных
аргументов в пользу вращения Земли нет, то здравый смысл, земной,
подлинно-достоверный опыт, философские и геометрические соображения
говорят в пользу системы Птолемея–Данте. При этом далёкие небесные тела
должны вращаться вокруг земли с огромными скоростями. Скорость света,
являющаяся предельной, согласно специальной теории относительности,
достигается на расстоянии, равном 27,5 астрономических единиц т.е где-то
на расстоянии, соответствующем орбите между Ураном и Нептуном. Иначе
говоря, граница мира оказывалась там, где ей и полагалось быть в согласии
с птолемеевско-дантовской концепцией. За пределами этого мира, т.е. при
переходе через эту границу, характеристики вращающихся тел (длины, объёмы,
массы и др.) становятся мнимыми величинами. И это уже мир небесный. Причём
на границе размеры тел аннулируются, массы становятся бесконечными, время
останавливается. «Разве это не есть пересказ в физических терминах –
признаков идей, по Платону – бестелесных, непротяжённых, неизменяемых
сущностей? Разве это не аристотелевские чистые формы ? или, наконец, разве
это не воинство небесное, – созерцаемое с Земли как звезды, но земным
свойствам чуждое?», – восклицает о.Павел [Флоренский
Заслуживают внимания две реакции на это построение
П.А. Флоренского: физико-позитивистская, скорее критическая, принадлежащая
русскому позитивисту В.А. Базарову [Базаров
1923. С.341–343], и философская, платонистская, почти восторженная,
принадлежащая А.Ф. Лосеву [Лосев
1927. С.282–284].
Критика Базарова была достаточно убедительна и,
несмотря на его уважительное отношение к автору, демонстрировала
курьёзность описанного построения (использование формул специальной теории
относительности в общерелятивистской ситуации, приписывание звёздам
свойств, «земным свойствам чуждых» – в противовес астрономическим
наблюдениям и др.).
А.Ф. Лосев же считал, что Флоренский показал
«возможность выхода за пределы мира», который (выход) логично
интерпретировать как «специфическое
изменение того же самого мира».
Он с энтузиазмом присоединяется к
истолкованию платоновских идей как мнимых величин: «Весь
платонизм в этой формуле:
при условии
v>c».
Лосеву также импонировало то, что в этом «мнимом» мире
нарушается обычная причинность (в нём «следствие предшествует причине»), в
результате чего «причина
превращается в цель, в идеал».
Современные почитатели П.А. Флоренского к этой его
концепции относятся с большим интересом [Бабков.
2000. С.236], или как к вполне оправданной [Русская философия 1995.С.558], или даже восторженно как к
выдающемуся открытию [Кедров 2002.
С.6].
Приведём две последних. Игумен А. Трубачев и С.М.
Половинкин: «...Ф. (Флоренский) из теории относительности выводит
возможность конечной Вселенной, где Земля и Человек становятся средоточием
творения. Здесь Ф. возвращается к миропониманию Аристотеля, Птолемея и
Данте» [Русская философия. 1995.
С.558]. К. Кедров, считающий «Мнимости» главным трудом Флоренского:
«Флоренский предположил, что мнимые математические величины (получающиеся
при
v
>
c)
после нуля дают описание того света... В своей главной книге Флоренский с
помощью математики, физики и поэзии стремится доказать реальность
потустороннего мира» [Кедров. 2002. С.6].
Конструкцию П.А. Флоренского разъясняет С.С.
Хоружий, связывая её с близкими о. Павлу идеями «конкретной метафизики» и
символизма: «Конкретная метафизика – такой вариант символизма, где мир
духовный максимально уподоблен миру физическому и, в частности, наделён
пространственностью. Как
описывают работы «Иконостас» и «Мнимости в геометрии», ноумены пребывают в
некотором особенном пространстве, которое по отношению к физическому
является «обращённым», «вывернутым» или «мнимым»: предметы и процессы в
нём подчиняются таким законам, которые в точности обратны, противоположны
законам природы (например, тут – обратное течение времени и следствие
предшествует причине). Оба мира не отделены друг от друга, но специальным
образом совмещаются. Собственно, они образуют один мир, но двойной,
двусторонний, и предметы в этом мире – тоже двойной, или двуединой,
природы: в физическом мире предмет видим физическим зрением как явление, в
мире духовном он же созерцается духовным зрением по обращенным законам и
потому видим обратным себе, вывернутым. Ясно, что эта модель сдвоенных
взаимно обратных миров полностью отвечает символической реальности, причём
воплощает её самым прямолинейным и натуралистичным способом: стороны
символа, явление и смысл, получаются друг из друга буквальным
выворачиванием наизнанку» [Хоружий
1990.С.4].
К 1922–1924 гг. относятся и некоторые другие работы
о. Павла Флоренского, посвященные в значительной мере проблеме
пространства и времени в художественной культуре (в основном в
изобразительном искусстве) и также стимулированные идеями теории
относительности [Флоренский 1990. С.43–106,109–124;
Флоренский 1993].
Мы коснёмся только последней, которая представляется
наиболее важной. В
В текстах
Хотя о. Павел высоко оценивал как специальную теорию
относительности, так и общую, и их влияние на развитие
«пространствопонимания» во всех сферах науки и культуры,
абстрактно-математический дух современной квантово-релятивистской физики
не был ему близок. В письме к матери с Соловков (от 21–22 апреля
А.Ф. Лосев
А.Ф. Лосев считал себя в какой-то мере учеником П.А.
Флоренского. «Мнимости в геометрии» произвели на него глубокое
впечатление, о чём свидетельствует, прежде всего, небольшой фрагмент,
содержащий в частности почти восторженное описание конструкции
Флоренского. Кстати говоря, в своих воспоминаниях, датированных
Впрочем, судя по всему, А.Ф. Лосев был увлечён
идеями теории относительности и до появления «Мнимостей». Вспоминая «конец
гимназических лет, университетские годы и первые годы после окончания
университета, т.е. десятилетие между 1910 и 1920 годами, он писал:
«Удивительным образом, и...не знаю почему, я с потрясающим энтузиазмом
впитывал в себя впервые тогда появляющиеся сообщения о теории
относительности Эйнштейна. Меня приводило в восторг – и, по-моему, гораздо
больше, чем профессиональных математиков и механиков, то, что пространство
вовсе не есть пустая и чёрная дыра, но что оно везде разное, везде имеет
разную кривизну и, так сказать, свою специфическую физиономию» [Там же.
С.15]. И дальше: «Меня потрясало знакомство с уравнениями Лоренца (т.е. с
преобразованиями Лоренца и вытекающими из них зависимостями длин, объёмов
и масс от скорости движения тел – Вл.В.), которое изображало объём тела в
зависимости от скорости движения тела и согласно которому тело со
скоростью света вообще теряло всякий объём, а со скоростью выше скорости
света принимало объём тела как мнимую величину...Меня потрясало...то, что
превращение объёма тела в нуль вполне мыслимо, что это чудо можно
математически точно сформулировать» [Там же].
Абсолютное, однородное и изотропное (евклидово)
пространство механики Ньютона ассоциировалось у Лосева с образом чёрной
дыры, который фигурирует не только в цитированных воспоминаниях, но и в
работах конца 1920-х гг., например, в «Диалектике мифа»: «Механика Ньютона
построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства. Мир не
имеет границ, т.е. не имеет формы. Для меня это значит, что он бесформен.
Мир абсолютно плоскостен, невыразителен, нерельефен. Неимоверной скукой
веет от такого мира. Прибавьте к этому абсолютную темноту и нечеловеческий
холод межпланетного пространства. Что это как не чёрная дыра, даже не
могила и т.д.» [Лосев 1990,I.
С.405].
Представляют интерес и три небольших фрагмента из
«Античного космоса и современной науки» (1927) [Лосев 1993. С.225–228, 481–483, 282–284].
В первом фрагменте Лосев формулирует четыре в
основном пространственно-временных «основоположения античного космоса» и
заканчивает их рассмотрение следующим утверждением: «Все эти четыре
последних основоположения античного космоса суть современное учение об
относительности пространства и времени. Как раньше диалектика требовала у
нас по категории единого (сущего) неделимой делимости, по категории
подвижного покоя – астрологии, по категории самотождественного различия –
алхимии, так сейчас, по категориям величины, времени и пространства,
диалектика требует теории относительности... Как только вместо Эйнштейна мы согласимся
с Ньютоном, т.е. абсолютизируем пространство, убивши тем самым и живой
смысл, и живую фактичность пространства,– так наступает конец
диалектики...» [Лосев 1993. С.
227]. Этот фрагмент заканчивается примечанием 115 [Там же. С. 481–483],
которое поразительно в двух отношениях. Во-первых, А.Ф. Лосев
демонстрирует более, чем обстоятельное знакомство с отечественной и
переводной релятивистской литературой (от 50 до 70 статей и книг).
Во-вторых, теоретическая и математическая структура эйнштейновских
построений, по его мнению, настолько фундаментальна и убедительна, что
никакие эксперименты не в состоянии их опровергнуть: «Этой теории не было
несколько столетий, и несомненно, её ещё тысячи раз опровергнут, т.к.
любителей опровергать истину всегда было сколько угодно. Но какие бы опыты
Майкельсона ни удавались, диалектика
всё равно требует теории относительности. И пусть хоть сто тысяч
физиков и механиков обрушатся на меня, всё-таки
теория относительности
математически мыслима. А это и
есть всё. Раз она мыслима теоретически, чем вы застрахованы от того, что
попадёте в реальное неоднородное пространство?» [Там же. С. 482–483].
Последний фрагмент из «Античного космоса», в
основном посвящён одобрительному, если не восторженному изложению
концепции Флоренского (хотя и без упоминания о «Божественной комедий
Данте) [Там же. С. 282–284]. (см. об этом С. 5. настоящего текста).
И в двух других сочинениях конца 1920-х гг.
встречаются места, в которых упоминается теория относительности – это
«Музыка как предмет логики» [Лосев
1990
I.
C.373–374]
и «Диалектика мифа» [Там же. С. 407–409], но они, в основном, повторяют
соответствующие фрагменты из «Античного космоса».
В.Г. Богораз (Тан)
В
В.Г. Богораз известен также как крупный деятель
революционного народничества. Он был одним из организаторов южнорусского
отделения «Народная воля» в 1880-е годы. С 1889 по
Что касается его книги «Эйнштейн и религия», то она
в очень небольшой мере затрагивает собственно теорию относительности, хотя
отмеченные автором параллели и аналогии между этими двумя областями знания
представляют интерес. Поэтому в нашу «Антологию» мы включили несколько
«релятивистских» и «пространственно-временных» фрагментов книги Богораза.
Эта книга иногда цитируется и современными исследователями.
Так, В.В. Иванов, анализируя понятие времени в
искусстве и культуре ХХ в. и ссылаясь на него, отмечает: «С новым
пониманием времени в теории относительности этнологи и лингвисты сближают
концепцию, которая вскрывается в мифологии и языках многих народов,
находившихся за пределами основных цивилизаций Старого Света» [Ритм 1974. С. 41].
Процитируем достаточно пространный фрагмент десятой
главы книги Богораза, из которого ясен смысл его работы и, вместе с тем,
видны серьёзные трудности на пути применения релятивистских идей к анализу
религиозных явлений: «Сведя вместе все указанные факты, получаем
нижеследующие выводы. Явления религиозного мира вместе с явлениями других
сопредельных областей, в сущности говоря, ничем не отличаются от всяких
других явлений, как субъективных, так и объективных. Они подлежат
восприятию, а также наблюдению и, стало быть, и исследованию при помощи
измерительного и общего сравнительного метода. В области измерительной они
имеют своё собственное пространство и собственное время и в этом отношении
составляют особую систему
S,
свободную и независимую от нашей земной системы... Пространство и время,
свойственные им, имеют относительный характер. И в этой относительности
можно установить три основных элемента:
1. Изменчивость величины образов религиозного мира в
их отношениях к людям и постоянные переходы по двойной шкале возрастания и
убывания от форм миниатюрных к формам гигантским.
2. Изменчивость наполнения времени, растяжение и
сжатие времени. Отсутствие общего критерия времени, отсутствие
одновременности.
3. Вневременное совпадение различных ипостасей
одного и того же бытия, коллективных или одиночных, длительных или
кратковременных, которое в конечном счёте допускает в виде перемычки
молниеносные промежутки пространственного времени» [Богораз
1923. С.114].
Первые два элемента особых пояснений не требуют.
Менее ясен третий элемент, связь которого с теорией относительности
достаточно туманна. Автор приводит ряд примеров двух- и более – ипостасных
образов, которые можно уподобить как бы различным проекциям «одного и того
же бытия» (касатки – люди-охотники, ворон – человек, духи двойного образа,
понятие о Троице в христианстве и т.д.).
В другом месте Богораз более кратко формулирует суть
третьего элемента: «Вневременное совмещение различных ипостасей одного и
того же бытия» [Там же. С. 69].
В.Г. Богораз полагал, что, как и в теории
относительности, пространственно-временные особенности религиозного мира
основаны на «измерительных данных в религиозных явлениях». Но эти
«измерительные данные» – иллюзия, скорее, метафора. Правда, метафора
полезная, позволяющая обнаружить нетривиальные пространственно-временные
структуры в религиозно-мифологических построениях. В заключение ещё одна
цитата в подтверждение сказанного: «Только теория относительности даёт
возможность применить измерительный метод к религиозным явлениям, ибо она
устанавливает, что каждая система
S, каждая область явлений имеет своё собственное
пространство и своё собственное время, и только с этой точки зрения можно
исследовать измерительные данные в религиозной области» [Там же. С. 4].
Подзаголовок к заглавию книги гласил: «применение
принципа относительности к исследованию религиозных явлений. Выпуск
первый». В этом выпуске автор вдохновлялся специальной теорией
относительности. В следующем выпуске, который, по-видимому, так и не
вышел, он предполагал изучить влияние общей теории относительности на
исследование религиозных явлений.
Футуристы и В.В. Хлебников
Выдающиеся теоретики российского авангарда Н.Н.
Пунин, Р.О. Якобсон, И.А. Аксенов на рубеже 1920-х гг. говорили о своего
рода «пространственно-временном» резонансе в науке и художественной
культуре. При этом главными застрельщиками были творцы теории
относительности Лоренц, Пуанкаре, Эйнштейн, Минковский (~ 1900–1920-е
гг.). В художественной же культуре в этом движении поначалу на передний
план выдвинулись футуристы; в России зачинателями футуризма (1908–1911)
стали поэты и художники В. Хлебников, В. Каменский, Д. и Н. Бурлюки, Е.
Гуро, М. Матюшин, П. Филонов, чуть позже В. Маяковский, А. Кручёных и др.
В этом блистательном созвездии имён особое место занимает Хлебников, уже
при жизни признанный гением. «Хлебников – философ и поэт. Хлебников же и
учёный, с гениальной простотой открывающий законы нового человечества. Это
его манифесты подготовили торжественное шествие футуризма»,– писал поэт Н.
Асеев в
Но вернёмся к оценке ситуации научно-художественного
пространственно-временного резонанса в начале ХХ в. ... «Начало ХХ в.
одновременно в разных областях знания и познания, как бы по закону
детонации, сделало проблему времени (и, добавим, пространства – Вл.В.)
основной проблемой века. Наиболее богатые результаты получены,
по-видимому, физикой и, думаю, в художественном творчестве. Так что мне
вновь представляется,– говорил Н.Н. Пунин 10 сентября 1922 в докладе
«Хлебников и государство времени», читанном в ВОЛЬФИЛе (Петроград),– что
по одну сторону ворот, ведущих в нашу эру, стоит теория
Минковского–Эйнштейна, по другую – теория государства времени В.
Хлебникова» [Мир 2000. С. 160].
Р.О. Якобсон подчёркивал связь итальянского и
русского футуризма, цитируя соответствующие манифесты и вслед за ними
релятивистские тексты, принадлежащие русским физикам-релятивистам 1910-х
гг. (Н.А. Умову, О.Д. Хвольсону и др.). «Изживание статики, изгнание
абсолюта – главный пафос нового времени, злоба текущего дня. Негативная
философия и танки, научный эксперимент и совдепы, принцип относительности
и футуристский
״долой״
рушат огороды старой культуры. Единство фронтов изумляет» [Якобсон
1987. С. 415].
Вяч. Вс. Иванов в вводной статье к «Работам по
поэтике» Якобсона, отмечал раннюю увлечённость последнего идеей
пространственно-временного научно-художественного резонанса, продолжает:
«Но такое острое переживание единства научного и художественного
переворота во взглядах на пространство и время могло быть только в том
десятилетии 1906–1916 гг., на которое приходится появление специальной
теории относительности, по времени совпавшей с ретроспективной выставкой
Сезанна, и становление общей теорией относительности, завершение которой
было одновременным с такими заключительными этапами нового искусства, как
балет «Парад» Кокто и Пикассо» [Иванов
1987. С.12].
Будучи студентом физико-математического факультета
Казанского университета, В.В. Хлебников начал размышлять о природе
исторического времени, и эти размышления вступили в соприкосновение с
релятивистскими и геометрическими идеями Эйнштейна и Минковского.
Профессором будущего поэта был А.В. Васильев – математик, историк и
философ математики, пропагандист идей Лобачевского, а затем и теории
относительности, особенно в её четырёхмерной формулировке, развитой в
1907–1908 гг. Г. Минковский [Бабков
2000. С.162]. В
Так, манифест футуристов «Труба марсиан»,
подписанная Хлебниковым, М. Синяковой, Божидаром, Г. Петниковым и Н.
Асеевым начинается с провозглашения четырёхмерного пространства-времени
как ключевой концепции футуризма: «Мозг людей и доныне скачет на трёх
ногах (три оси места)! Мы приклеиваем, возделывая мозг человечества, как
пахари... этому щенку четвёртую ногу, именно –
ось времени» [Хлебников
1986. С.602]. В программном тексте «Наша основа», который датирован
маем
где
v
– скорость тела, с – скорость
света.
По-видимому, язык так же мудр, как и природа, и мы
только с ростом науки учимся читать его... Мудростью языка давно уже
вскрыта световая природа мира. Его «я» совпадает с жизнью света... Человек
живёт на «белом свете» с его предельной скоростью
Имеется несколько свидетельств того, что Эйнштейн
приветствовал русских футуристов, изучающих время. Н.Н. Пунин: «По
имеющимся у меня непроверенным сведениям Эйнштейн написал приветственное
письмо русским футуристам, изучающим время; письмо было адресовано
Хлебникову. Так как Хлебников не знал, кто, кроме него, из русских
футуристов занимается временем, то письмо это он целиком принял на себя» [Мир
2000.С.160–161]. Художник П.В. Митурич: «... Он (Хлебников – Вл. В.)
упомянул Эйнштейна, говорил, что он присылал поздравления русским
футуристам по поводу их глубоких изысканий о времени, тогда как у них
ничего не имеется. Но так как таковыми изысканиями занимался только он, то
он принял это на себя» [Митурич 1997.
С. 24]. В примечании к этому месту говорится: «Возможно, речь идёт о
воззвании к русским футуристам, опубликованном в журнале «Clarte’»
(издавался А. Барбюсом с конца
В одной из статей Р.О. Якобсона, относящейся к
Близкий футуристам художник М.В. Матюшин в очерке
Литература за рамками футуризма
М.М.Бахтин
Конечно, релятивистские идеи и
пространственно-временной сдвиг в художественном творчестве затрагивали не
только футуристов. Не стремясь к полноте, мы затронем таких разных поэтов,
как В.Я. Брюсов, О.Э. Мандельштам и А.В. Введенский. Несомненно, этот
список можно было бы расширить, включив в него, например, А.А. Блока, А.
Белого, А.А. Ахматову, Н.С. Гумилева, Б.Л. Пастернака и др. В какой-то
степени это движение коснулось и прозаиков. Мы процитируем и обсудим
характерные места из ранних очерков А.П. Платонова и Е.И. Замятина.
Релятивистская, пространственно-временная ипостась
(проекция, грань) духа времени (Zeitgeist)
первой четверти ХХ в. охватывала, таким образом, обширный круг
естественных наук и математики, философии и наук гуманитарного цикла,
художественного творчества. Глубину и загадочность этого феномена отмечал
Ю.М. Лотман в одном из своих писем сестре Л.М. Лотман, датированных
Несколько позже на «пространственно-временной арене»
гуманитарной культуры появляется М.М. Бахтин со своей концепцией
хронотопа, примыкающей к идеям Э. Кассирера и А.А. Ухтомского. Его
фундаментальное исследование «Форма времени и хронотопа в романе. Очерки
по исторической поэтике» датировано 1937–1938 гг. [Бахтин
1975. С.234–407]. Приведём начало этой работы, из которого видна связь
понятия хронотопа с теорией относительности: «Существенную взаимосвязь
временных и пространственных отношений, художественно освоенных в
литературе, мы будем называть
хронотопом (что значит в дословном переводе – «времяпространство»).
Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введён и
обоснован на почве теории относительности. Для нас не важен тот
специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесём
его сюда – в литературоведение – почти как метафору (почти, но не совсем);
нам важно выражение в нём неразрывности пространства и времени (время как
четвёртое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как
формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь
хронотопа в других сферах культуры)» [Бахтин
1975. С. 234–235]. Кстати говоря, сказанное в скобках сопровождается
примечанием: «Автор этих строк присутствовал летом
В письме Л.Л. Фиалковой от 15 июля 1983г. Ю.М.
Лотман также отметил связь категории хронотопа с теорией относительности и
своеобразное родство Бахтина и Эйнштейна как представителей модернистской
культуры: «...Постановка пространственных и временных моделирований в один
ряд сама по себе спорна и принадлежит ХХ в. (эпохе теории
относительности). Для Бахтина как человека модернистской культуры
существует, как и для Эйнштейна, тоже модерниста, хронотоп – время как
четвёртое измерение... Бахтин идёт от идей физики (теория относительности)
и рассматривает пространство и время как явления одного ряда (в
перспективе это восходит к Канту)» [Лотман 1997. С. 719–720. Письмо №731].
А.П. Платонов и Е.И. Замятин (1921–1922)
Задолго до того времени, как А.П. Платонов стал
автором знаменитых романов «Чевенгур», «Котлован» и др., он жил в родном
Воронеже и активно печатался в местной прессе (он писал стихи, прозу, но в
основном – публицистику). Как раз в эти годы он был студентом Воронежского
политехнического института, который окончил в
В
3 х
Сам Минковский называл её мистической [Минковский
1935. С. 199]. Платонов полагал, что в этой формуле заключена
таинственная «зависимость двух основных понятий человеческого сознания,
времени и пространства», связанная загадочным образом со скоростью света.
Через год он пишет заметку «Свет и социализм», в
которой он поёт гимны главному экспериментальному оружию теории
относительности и заключает: «...На свете и из света надо отлить и
выточить коммунизм» [Платонов 1990.
С. 178]. Этому выводу предшествует квази-релятивистский тезис:
«Пространство же и время составляют всё, что мы знаем о мире. Всё, что мы
знаем, есть комбинированные функции пространства и времени» [Там же].
Запасы света неисчислимы: «Света столько – сколько пространства»; «даже
энергия расколотого Резерфордом атома ничто в сравнении с энергией
светового океана» [Там же. С. 179].
Конечно, особый интерес представило бы изучение
хронотопного аспекта в творчестве А.П. Платонова, «писателя с ярко
выраженным пространственным мышлением», в больших романах которого впрочем
частотное соотношение слов пространство и время таково: в «Чевенгуре» – 37
против 182, в «Котловане» 11 против 112 [Панова
2003. С. 235].
Е.И. Замятин на 15 лет старше Платонова, и к началу
1920-х
гг. имел немалый опыт и инженера (он в
Показательны также две его статьи 1922 и 1923–1924
гг.: «О синтетизме» и «О литературе, революции, энтропии и о прочем» [Там
же.
C.
410–416 и С. 431–437], в которых отмечается, что Эйнштейн и теория
относительности символизируют интеллектуальные потрясения в науке и
искусстве, требующие нового синтеза. Вот две цитаты из статьи «О
синтетизме»: «Эйнштейном сорваны с якорей самое пространство и время. И
искусство, выросшее из этой, сегодняшней, реальности – разве может не быть
фантастическим, похожим на сон?». И далее: «После произведённого
Эйнштейном геометрически-философского землетрясения окончательно погибли
прежние пространство и время. Но ещё до Эйнштейна землетрясение это было
записано сейсмографом нового искусства, ещё до Эйнштейна покачнулась
аксонометрия перспективы, треснули оси Х-ов,
Y-ов,
Z-ов –
и размножились лучами и т.д.» [Замятин
1990. С. 414]. И вот концовка второй статьи: «Наука и искусство –
одинаковы в проектировании мира на какие-то координаты. Различные формы –
только в различии координат... Основные признаки новой формы (и в науке, и
в искусстве – Вл.В.) – быстрота движения (сюжета, фразы), сдвиг, кривизна
(в символике, лексике) не случайны: они следствие новых математических
координат. Новая форма не для всех понятна, для многих трудна? Возможно...
Очень прост Эвклидов мир и очень труден Эйнштейнов – и всё-таки уже нельзя
вернуться к Эвклиду и т.д.» [Замятин
1990. С. 436–437] (см. также [Анненков
1990.С. 255–261].
Случайно ли, что наши герои – эйнштейнианцы,
релятивисты в гуманитарной сфере и художественном творчестве – вступали в
идеологические конфликты с властью, репрессировались и даже погибали: о.
П. Флоренский расстрелян в
В.Я. Брюсов
В.Я. Брюсов, пожалуй, был одним из немногих наших
героев (т.е. тех деятелей художественной и гуманитарной культуры, в
творчестве которых Эйнштейн и теория относительности нашли определённое
отражение), кто не пострадал от советских властей (или не успел
пострадать, поскольку умер в
Выдающийся поэт, признанный вождь русского
символизма, вскоре после революции примкнул к большевикам, чуть ли не
единственный из поэтов-символистов вступил в ВКП(б) и работал на
руководящих должностях в учреждениях культуры. Брюсов, и ранее
увлекавшийся наукой и техникой (в
В настоящее время (1960–1970-е гг. – Вл. В.)
наблюдается, особенно среди молодого поколения, повышенный интерес к
״научной
поэзии״
Брюсова. Это, по-видимому, относится более к знакомым животрепещущим
темам, нежели к поэтическому качеству стихов... Брюсов мечтал о читателе,
равном ему по образованности, – мечта нереальная; демонстрация собственной
эрудиции заставляет заподозрить, что в авторе ещё не угасло какое-то
юношеское тщеславие. Между тем, сама тематика
״научной
поэзии״
Брюсова настолько отстает от темпов развития точных наук, что предвидения
поэта устаревают
״на
корню״
(ниже мы увидим, что это не всегда справедливо – Вл. В.). Не следует
упускать из виду и того, что в экспериментах с поэтикой пагубно сказалось
ясно ощутимое соперничество с молодыми футуристами, которые могли помешать
стареющему
״мэтру״
... быть первым; а с этим он не хотел примириться» [Брюсов
1976. С. 20–21].
Фрагменты из статьи Д.Е. Максимова о Брюсове:
«Брюсов настойчиво доказывал право этой (т.е. научной – Вл. В.) поэзии на
существование, и, воскрешая ломоносовскую традицию, создавал
многочисленные образцы стихотворений, соответствовавших его замыслу.
Отличительный признак
״научной
поэзии״,
в понимании Брюсова, заключался в её специфической тематике. Лирические
размышления о прошлом и будущем человечества и вселенной, ..., о теории
относительности, об электроне, об обитаемости звёзд, ...– вот круг тем,
разрабатываемых Брюсовым в его последних стихах... Поворот внимания на
современной основе синкретического поэтическо-научного мышления..., –
неоспоримая заслуга Брюсова ... Система философских решений, положенных в
основу этих стихов ... не вполне совпадала с его стремлениями усвоить
идеологию революционного марксизма. В стихах Брюсова, относящихся к
״научному״
циклу,
мы найдём следы идеализма и пессимизма, которые показывают, что Брюсову не
удалось перестроить своё мировоззрение до конца и т.д.» [Брюсов 1961. С. 62]. Сошлёмся также на интересный анализ
поэтического сборника «Дали», предпринятый М.Л. Гаспаровым [Гаспаров
1997.С. 272–305]. Приведём два фрагмента из воспоминаний о В.Я.
Брюсове этого (короткого, советского) периода. В
В.В. Фефер вспоминал о лекциях Брюсова по русской
литературе в октябре
Рассмотрим, наконец, несколько поразительных
стихотворений Брюсова: «Принцип относительности» (1922) из сборника
«Дали», «Мир электрона» и «Мир
N
измерений» из сборника «Меа», вышедшего посмертно, и «Бесконечность»,
впервые опубликованного в
В стихотворении «Принцип относительности»
подчёркнута революционизирующая роль теории относительности, радикально
изменяющей устоявшиеся «истины» о пространстве и времени: «Первозданные
оси сдвинуты», «...вот-вот адамант
Leges
motus’ов
Ньютона – разлетится в куски!», «Самое время – канатный плясун». Спасаться
надлежит тем, кто не готов принять новый мир. Хорошо известно и часто
цитируется стихотворение «Мир электрона», предвещающее
фридмонные
системы, интерпретируемые и как элементарные частицы, и как квазизамкнутые
метагалактические миры, концепцию, выдвинутую в 1960-е гг. М.А. Марковым,
Г.М. Идлисом и К.П. Станюковичем [Зельманов
1967]: «Ещё быть может, каждый атом – /Вселенная, где сто планет;/ Там
всё, что здесь в объёме сжатом,/ Но также то, чего здесь нет и т.д.».
Фридмоны – общерелятивистские объекты. Так что, едва ли на сто процентов
прав С.В. Шервинский, утверждавший, что «предвидение поэта устаревают на
корню».
Точно так же и стихотворение «Мир
N
измерений» является поэтическим предвестником или спутником не только
пятимерия, которое вошло в физику вместе с пятимерными едиными теориями
поля Т. Калуцы, О. Клейна и Эйнштейна (начиная с
Возможность конечной замкнутой модели Вселенной,
выдвинутая Эйнштейном и поразившая воображение современников, со времён
Ньютона привыкших к бесконечности Вселенной, – тема последнего
стихотворения: «Принципы относительности ставят / Пределы бесконечности.
На ум / То грань без граней тоже давит / «Нет врачества!» – он стонет, как
Наум./ Мы в бесконечности? иль мы в конечности?/ Иль рано разуму познать?
и т.д.» Кстати, Наум – библейский пророк, провозгласивший гибель Ниневии:
«Нет врачества для раны твоей, болезненна язва твоя» [Брюсов
1976. С. 64].
О.Э. Мандельштам
В
В развитии взаимосвязи «Мандельштам – теория
относительности» можно выделить три узловых даты: 1913г.,
Здесь мы обсудим следующие тексты: стихотворение
«Адмиралтейство» (1913), три небольших релятивистских фрагмента из статей
В статье «Франсуа Виллон» (1913) упоминается
«четвёртое измерение» [Мандельштам
1993,
I.
С. 170], а две последних строфы стихотворения «Адмиралтейство» содержат
упоминания о разрыве «уз трёх измерений» и о пятой стихии, созданной
человеком [Там же. С. 83–84]:
«Нам четырёх стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?
Сердито пенятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря,
И вот разорваны трёх измерений узы
И открываются всемирные моря».
Из серии фрагментов статей 1920–1923 гг. видно, что
Мандельштам так или иначе был знаком с неевклидовыми геометриями,
четырёхмерным пространством-временем, теорией относительности. В статье «О
природе слова» мы встречаем сравнение: «Подобно тому, как существуют две
геометрии – Эвклида и Лобачевского, возможны две истории литературы,
написанные в двух ключах: одна – говорящая только о приобретениях, другая
– только об утратах, и обе будут говорить об одном и том же»[Там же. С.
219].
Конечно, О.Э. Мандельштам был близок с В.В.
Хлебниковым и высоко ценил его творчество, и этот канал мог связать его с
кругом релятивистских понятий. В статье «Литературная Москва» (1922) он
писал о литературном критике И.А. Аксёнове [Аксёнов
1923], осветившем «принципом относительности Эйнштейна архаику
Хлебникова» [Мандельштам 1993,
П.С.257].Тогда же в статье «Конец романа» он отмечал, что кризис
классического романа, «то есть фабулы, насыщенной временем, совпал с
провозглашением принципа относительности Эйнштейна», сокрушившего понятия
абсолютных времени и одновременности [Там же. С. 275].
В статье «Буря и натиск» (1922–1923) Мандельштам
сравнивает Хлебникова с Эйнштейном, точнее их концепции времени:
«Хлебников не знает, что такое современник. Он гражданин всей истории,
всей системы языка и поэзии. Какой-то идиотический Эйнштейн, не умеющий
различить, что ближе – железнодорожный мост или
״Слово о полку Игореве״»
[Там же. С. 296]. Анализ этого сопоставления дан в серии статей Т.С.
Гривца, В.Л. Скуратовского и др. в сборнике «Мир Велимира Хлебникова» [Мир
2000. С. 252, 483].
Трагические для Мандельштама 1933–1934 гг. (в ноябре
Перекличка Данте с современностью отмечается и в
других местах: «Страшно подумать, что ослепительные взрывы современной
физики и кинетики были использованы за шестьсот лет до того, как прозвучал
гром...»[Там же. С. 251]. Тут же беглое замечание о структуре дантовской
системы мира и её связи с современной наукой (в духе концепции П.А.
Флоренского, хотя ссылок на него нет): «Птолемей вернулся с чёрного
крыльца!...Напрасно жгли Джордано Бруно!» [Там же]. Конечно, «Мнимости в
геометрии» Мандельштаму были в целом «не по зубам», но парадоксальная
релятивистская интерпретация дантово-птолемеевской системы мира не могла
не привлечь внимания поэта. В этой системе он усматривал также
свойственное ему и Хлебникову «опространствление» времени: «Избранный
Дантом метод анахронистичен – и Гомер ... в сообществе Вергилия, Горация и
Лукиана из тусклой тени орфеевых хоров... – наилучший его выразитель.
Показаниями стояния времени у него являются не только круглые
астрономические тела, но решительно все вещи и характеры. Всё машинальное
ему чуждо. К каузальной причинности он брезглив...» [Там же. С. 256]. В
черновых заметках к «Разговору» («Вокруг
״Разговора
о Данте״»)
тезисы 6 и 7 гласят: «Дант произвёл головную разведку для всего нового
европейского искусства, главным образом для математики и музыки» и «Дант
может быть понят лишь при помощи теории квант» (и следовало бы добавить –
и теории относительности) [Там же. С. 402].
Теперь обратимся к «Восьмистишиям». Когда более
четверти века тому назад я заканчивал свою книгу по истории единых теорий
поля, основанных на расширении четырёхмерной псевдоримановой геометрии [Визгин
1985; Визгин 2006], я увидел, насколько хорошо подходят «Восьмистишия» и
некоторые другие строчки из стихотворений Мандельштама к тому, чтобы
использовать их в качестве эпиграфов к отдельным главам. В
«И дугами парусных гонок /Открытые формы чертя,/
Играет пространство спросонок – /Не знавшее люльки дитя»; «Преодолев
затверженность природы, /Голуботвёрдый глаз проник в её закон...»; «И
тянется глухой недоразвиток / Как бы дорогой, согнутою в рог,/ Понять
пространства внутренний избыток / И лепестка и купола залог»; «И я выхожу
из пространства / В запущенный сад величин/ И мнимое рву постоянство / И
самосогласье причин...» и др.
В «Восьмистишиях» пространство – первоключевое
слово: оно определяет формы движения, оно допускает кривизну (его
«внутренний избыток» – предпосылка геометрических структур купола и
лепестка), оно связано с предпосылками опыта («И те, кому мы посвящаем
опыт, /До опыта приобрели черты»); оно порождает «постоянство величин» и
«самосогласье причин» и т.д. Как будто поэзия Мандельштама каким-то
загадочным образом впитала в себя дух теории относительности и
геометрической программы синтеза физики, и поэт в кратких, афористичных
набросках выразил этот дух, пусть иногда в туманной, трудно
интерпретируемой форме. Некоторую перекличку «Восьмистиший» с «Разговором
с Данте» отмечает Л.Г. Панова [Панова
2003. С. 249, 355].
Наиболее пространный комментарий к «Восьмистишиям»
был дан Н.Я. Мандельштам [Н.Я.Мандельштам
1990. С. 189–312]. Вот фрагменты её комментариев к некоторым
восьмистишиям: «В первом (״Люблю появление ткани...״)
– появление стихотворных строк уподобляется познанию пространства –
свободе движения в пространстве» [Там же. С. 238]. В третьем восьмистишии
(«Когда уничтожив набросок...») «тоже скрыто присутствует образ
пространственный» [Там же. С. 239]. В шестом – «ветер пустыни – это то,
что познает пространство – открытое, не представляющее никаких
препятствий. Пространственные сравнения лежат в основе стихов о
сочинительстве, а в стихах о пространстве появляется определение
познавательной работы поэта: соотношение опыта и лепета» [Там же].
Заслуживают особого внимания и комментарии Н.Я.
Мандельштам №8 – №11, которые касаются таких теоретико-познавательных
категорий, как пространство и бесконечность, время и вечность,
причинность, Вселенная, законы природы и т.д.
А.И.Введенский
Недавно в журнале «Вопросы философии» появилась
статья профессора Белградского университета Корнелии Ичин «Теория
относительности в восприятии Александра Введенского» [Ичин 2011]. Автор ссылается на ряд текстов поэта, в основном
стихотворных, относящихся, главным образом, к 1930-м гг., в которых, по её
мнению, чувствуется влияние теории относительности. Перечислим их: это
«Зеркала и музыкант» (1929), «Факт, теория и Бог» (1930), «Кругом возможно
Бог» (1930–1931), «Серая тетрадь» (1932–1933), «Разговор о бегстве из
комнаты» (1936–1937), «Последний разговор» (1936–1937), пьеса «Ёлка у
Ивановых» (1938–1939). Кроме того, автор использует «Разговоры» Л.С.
Липавского, которые являются «аутентичной записью ... бесед, происходивших
в 1933–1934 гг. в узком кругу «чинарей» и их друзей» [Введенский
2010]. «Чинарями» с середины 1920-х гг. называли себя А.В. Введенский,
который придумал это слово, и Д.И. Хармс, который называл Л.С. Липавского
теоретиком «чинарей». Чуть позже возникает Объединение реального искусства
«Обэриу» (1926), и литераторы, вошедшие в него стали именоваться
«обэриутами». Это – Введенский, Хармс, Липавский, а также Н.М. Олейников,
Н.А. Заболоцкий, Я.С. Друскин, К.К. Вагинов, И.В. Бахтерев и др.
Действительно, обэриутов, в частности Введенского, интересовали проблемы
пространства, времени, причинности, но какого-то определённого влияния
теории относительности на рассмотрение этих проблем в упомянутых
стихотворениях поэта и в «Разговорах» Липавского не видно. В аннотации
статьи К. Ичин говорится, например: «Подвергая критике логику и
причинно-следственные связи, он (т.е. Введенский – Вл. В.) свои сочинения
строит на теории относительности» [Ичин
2011. С.106].
«По земле едва шагаю / За собой не успеваю/ А они
вдруг понеслись / Мысли –я сказал –вы – рысь! / Мысли, вы быстры, как
свет, / Но услышал я в ответ: / Голова у нас болит / Бог носиться не велит
/ Мир немного поредел, и в пяти шагах – предел». Это из стихотворения
«Зеркало и музыкант» [Введенский
2010. С. 103].Следует ли отсюда, что Введенский «обыгрывает теорию
относительности» [Ичин 2011. С.
108]? Точно так же, упоминания о «том постороннем свете» и одновременном
пребывании героя «тут и там» не дает основания связать эти строчки ни с
концепцией Флоренского, ни, тем более, с теорией относительности
(стихотворение «Факт, теория и Бог») [Введенский
2010. С. 117].
Явным преувеличением является утверждение автора,
что в стихотворении «Разговор о бегстве в комнате» [Там же. С. 228–229]
«Введенский проводит испытание на прочность общей теории относительности»
[Ичин
Кстати говоря, даже в квазитеоретических дискуссиях,
зафиксированных Липавским, мы не находим каких-либо явных упоминаний о
теории относительности и Эйнштейне, хотя интерес к
пространственно-временной тематике иногда становится заметен. Например,
Липавский и его друг Д.Д. Михайлов сравнивают средневековые представления
о городе и Вселенной с современными: «В средние века и у Вселенной и у
города были центр и границы ... Теперь же их нет. Вселенная бесконечна и
бесструктурна и т.д.» [Введенский
2010. С. 598]. Правда, это говорит не Введенский, да и следов влияния
теории относительности здесь не усматривается. На с. 602 «Разговоров» они
же обсуждают «пространственность» древнегреческого мышления и
«времéнность» еврейского менталитета, а Липавский добавляет, что
«пространство надо не противопоставлять времени, а выводить из него» [Там
же. С.
602–603].
Эта идея также противоречит смыслу теории относительности. Чуть позже в
обсуждение проблемы времени включается Н.М. Олейников, который, в
противовес теории относительности, замечает «... Все теории о времени –
четвёртом измерении самые неверные и неинтересные» [Там же. С. 611].
Впрочем, Липавский пытается объяснить остальным участникам «Разговоров»
смысл понятия кривизны поверхности и пространства [Там же. С. 613].
Определённый интерес представляют рассуждения
Липавского о пространстве и времени, точнее их построении на основе «не
только воображаемых, но и реальных опытов» [Там же. С. 640–641].
Многозначительно, но весьма туманно звучат заключительные фразы Липавского
о времени: «Мы хотим распутать время, знаем, что вместе с ним
распутывается и весь мир, и мы сами. Потому что мир не плавает во времени,
а состоит из него» [Там же. С. 651]. Но это всё. Липавский; другие
участники дискуссий не вникают в эти тонкости.
Единственное место, непосредственно касающееся
Введенского, это его вопрос о причинности: «А.В.(т.е. Александр Введенский
– Вл. В.): Правда ли, что двое учёных доказали неверность закона
причинности и получили за это нобелевскую премию? Л.Л. (т.е. Леонид
Липавский – Вл. В.): Не знаю. Это связано, верно, с теорией квант, о
которой я слышал, что там законы мира понимаются как статистические...»
[Там же. С. 629]. Но эта тема не получила развития; к тому же это – не
релятивизм, а кванты. Для классика литературы абсурда естественен интерес
к теоретическому обоснованию беспричинности, родственной абсурду.
Вместе с тем, обэриуты – не только Введенский – были
замечательными поэтами и прозаиками, их судьбы были трагичны. Они, в
какой-то степени унаследовали традиции Хлебникова, они на два десятилетия
опередили театр абсурда С. Беккета и Э. Ионеско. Какие-то далекие,
неясные, трудно интерпретируемые связи с релятивистской и
пространственно-временной тематикой ощущаются, но не более того.
Заключительные замечания
Теория относительности – фундаментальная физическая
теория, основанная на эксперименте и весьма непростой математике (теория
групп, риманова геометрия и т.д.). Она радикально изменила наши
представления о пространстве, времени, движении, причинности и т.п. и
поразила воображение не только физиков, астрономов, математиков, но также
и философов, гуманитариев, людей искусства. Релятивистская революция по
времени совпала с серией социальных революций (прежде всего в России) и
революционными свершениями в литературе и искусстве.
Мы попытались проследить влияние релятивистской
революции на литературу и искусство и другие гуманитарные области в России
1910-х и особенно 1920–1930-х гг. В итоге картина восприятия теории
относительности в России и СССР стала более полной и стереоскопичной. В
ней появился целый сектор текстов и имен, характеризующих
художественно-культурную сторону восприятия релятивизма в стране. Этот
сектор, первоначально состоящий из двух-трёх фигур (Флоренский, Богораз)
теперь включает не менее полутора-двух десятков имен. Помимо названных,
это – философ и филолог А.Ф. Лосев, поэты и прозаики В.В. Хлебников, В.В.
Маяковский, В.Я. Брюсов, О.Э. Мандельштам, А.П. Платонов, Е.И. Замятин,
А.В. Введенский, литературоведы и философы Р.О. Якобсон, Н.Н. Пунин, М.М.
Бахтин, Л.С. Липавский и др. Конечно, это движение затронуло и
изобразительное искусство; мы упоминали (и даже цитировали иногда) таких
художников как Матюшин, Митурич, Филонов и др.
При написании этого текста, который можно
рассматривать как своего рода комментарий к публикуемым в «Антологии»
текстам (иногда это небольшие фрагменты), нам пришлось затронуть
современные исследования (работы В.В. Бабкова, С.С. Хоружего, Л.Г.
Пановой, В.В. Иванова, В.А. Шапошникова, М.Л. Гаспарова, К. Ичин и др.).
Картина получилась несколько пёстрой, т.к. теория
относительности по-разному влияла на представителей
гуманитарно-художественной культуры, да и сами её представители были
фигурами разного масштаба. Всё-таки бросаются в глаза некоторые общие
черты этого сектора восприятия релятивизма в России 1920–1930-х гг.:
1. Резко возрос интерес к пространственно-временным
аспектам художественного творчества (Флоренский, Лосев, Якобсон, Бахтин и
др.; в поэзии – Хлебников, Брюсов, Мандельштам и др.).
2. Релятивистские эффекты, фигура Эйнштейна, вообще
точные науки всё чаще попадают в литературу (Замятин, Платонов, Брюсов и
др.).
3. Стимулирующие релятивистские параллели приводят
гуманитариев к нетривиальным открытиям или обобщениям («обратная
перспектива» Флоренского, понятие хронотопа Бахтина и др.).
4. По времени основные события в рассматриваемой
области были сосредоточены в первой половине и середине 1920-х гг.
(Флоренский, Брюсов, Хлебников, Якобсон, Замятин, Платонов, Богораз,
несколько позже Лосев, Бахтин, Мандельштам и др.).
5. Каким-то странным образом многие из наших героев
попали под идеологический пресс властей и некоторые из них, в конечном
счёте, погибли (Флоренский, Лосев, Мандельштам, Введенский, Замятин,
Платонов, Бахтин и др.).
6. Этот блок допускает расширение. Например, есть
материал по В.И. Вернадскому, С.М. Эйзенштейну и, возможно,
А.А. Ухтомскому, который ввёл понятие хронотопа в биологии. Впрочем, Вернадский
и Ухтомский – это, скорее, пространственно-временная проблематика в
биологии, геологии и других естественных науках, не относящихся к
физико-математическим. Возможно, некоторого внимания в рассматриваемом
отношении заслуживают поэты и теоретики искусства А. Белый, Б.Л.
Пастернак, обэриуты Д.И. Хармс и др. Наконец, более детально можно было
заняться художниками русского авангарда. Литература
Аксёнов
1923
– Аксёнов И.А. Велемир Хлебников. Отрывок из «Досок Судьбы» (рец.) //
Печать и революция. 1923. №5. С.278 Анненков
1990
– Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. М.: Советский
композитор. 1990. 344 с. Бабков 2000
– Бабков В.В. Контексты Досок Судьбы // В. Хлебников Доски Судьбы. М.:
Рубеж столетий. 2000. С.160–287 Базаров
1923
– Базаров В.А.. Обзор научно-популярной литературы по теории
относительности // Вестник Соц. Академии. 1923, кн. 3. С.322–343 Бахтин 1975
– Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической
поэтике // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных
лет. М.: Худ. лит. 1975. С.234–407. Богораз
1923
– Богораз (Тан) В.Г. Эйнштейн и религия. М. – Петроград: Изд.
Л.Д.Френкель. 1923. 120 с. Брюсов 1961
– Брюсов В.Я.Стихотворения и поэмы. Библ. поэта. Больш. сер. 2-е изд. Л.:
Сов. писатель. 1961 Брюсов 1976
– Брюсов В.Я. Из неизданных и несобранных стихотворений // Литературное
наследство, т.85. Валерий Брюсов. М.: Наука. 1976. С.35–64 Брюсов 1990
– Брюсов. Среди стихов: 1894–1924. Манифесты, рецензии. М.: Сов. писатель.
1990. 720 с. Булгаков
1978
– Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // М. Булгаков. Белая гвардия.
Театральный роман. Мастер и Маргарита: романы. Л.: Худ. лит. 1978.
С.423–812 Введенский
2010
– Введенский А.И. Всё. М.: ОГИ.2010. 736 с. Замятин
1990
– Замятин Е.И. О синтетизме // Е. Замятин. Избранные произведения. М.:
Сов. Россия. 1990.С.410–418 Гаспаров
1997
– Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.П. О стихах. М.: «Языки русской
культуры». 1997. 503с. Зельманов
1967
– Зельманов А.Л. Космология // Развитие астрономии в СССР. М.: Наука.
1967. С.320-390 Ичин 2011
– Ичин К. Теория относительности в восприятии Александра Введенского //
Вопросы философии. 2011, №1. С.108-115 Казак 1996
– Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. М.: РИК «Культура». 1996.
493 с. Кедров 2002
–
Кедров К. Философ света // Новые Известия 22 января 2002 Лосев 1993
– Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука (1927) // А.Ф.Лосев.
Бытие – имя – космос. /Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1993. С.61-612 Лосев 1990,
I
– Лосев А.Ф.Диалектика мифа (1927-1930) // А.Ф.Лосев. из ранних
произведений / Отв. ред. А.А.Тахо-Годи. М. 1990. С. 393-599. Лосев 1990,
П
– Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. М.:
Совет. писатель. 1990. 320 с. Лотман 1997
– Лотман Ю.М. Письма. М.: Языки русской культуры. 1997. 800с. Мандельштам
Н.Я. 1990 –
Мандельштам Н.Я. Комментарий к стихам 1930–1937 гг. // Жизнь и творчество
О.Э.Мандельштама. Воронеж: Изд. Воронежского университета. 1990. С.
189–312 Мандельштам
1993,
I
– Мандельштам О. Собр.соч. в 4-х томах, Т.I.
М.: Артбизнес-центр. 1993. 368 с. Мандельштам
1993, П
– Мандельштам О. Собр.соч. в 4-х томах, Т.П. М.: Артбизнес-центр. 1993.
704 с. Мандельштам
1994, Ш
– Мандельштам О. Собр.соч. в 4-х томах, Т.Ш. М.: Артбизнес-центр. 1994.
528 с. Мандельштам
1997,
IV
– Мандельштам О. Собр.соч. в 4-х томах, Т.IV.
М.: Артбизнес-центр. 1997. 608
c. Мандельштам
1995
– Мандельштам О. Полное собрание стихотворений. СПб: Акад. проект. 1995.
720 с. Мир 2000
– Мир Велимира Хлебникова. Статьи. Исследования (1911–1998). М.: Языки
культуры. 2000. 880 с. Минковский
1935
– Минковский Г. Пространство и время // Принцип относительности. Сборник
работ классиков релятивизма. Под. ред. В.К. Фредерикса и Д.Д. Иваненко.
Л.: ОНТИ. 1935. С.181-213 Митурич
1997
– Митурич
П.В. Записки сурового реалиста эпохи авангарда. Мир.: ЛИРА. 1997. 312 с. Панова 2003
– Панова А.Г.. «Мир», «пространство», «время» в поэзии О.Э. Мандельштама.
М.: Языки славянской культуры.2003. 808 с. Платонов
1990
– Платонов А.П. Слышные шаги (революция и математика); Свет и социализм //
А. Платонов. Чутьё правды. М.: Сов. Россия. 1990. С.142–144;
С. 177–179 Ранние
формы 1972
– Ранние формы искусства. Сборник статей. Отв. ред. Е.М. Мелетинский. М.:
Искусство. 1972. 480 с. Ритм 1974
– Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б.Ф.
Егоров. Л.: Наука. 1974.300 с. Русская
философия 1995 – Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука. 1995.
624 с. Тахо-Годи
1993
– Тахо-Годи А.А. Алексей Федорович Лосев // А.Ф. Лосев. Бытие – имя –
космос. М.: Мысль. 1993. С.5-30 Троицкий
1993
– Троицкий В.П.. «Античный космос и современная наука» и современная наука
// Там же. С.882-905 Флоренский
1900
– Флоренский П.А. Том 2. У водоразделов мысли. М.: Правда. 1990. 448 с. Флоренский
1922
– Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М.: Поморье. 1922. 70с. Флоренский
1923
– Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в
художественно-изобразительных произведениях. С.: Прогресс. 1993. 324 с. Хлебников
1986
– Хлебников В.В. Творения. М.: Сов. писатель. 1986. 736 с. Хлебников
2000
– Хлебников
В.В. Доски Судьбы. Сост., коммент., очерк – В.В. Бабков. М.: Рубеж
столетий. 2000. 288 с. Хоружий
1990
– Хоружий
С.С. Обретение конкретности // Флоренский П.А. Том 2. У водоразделов
мысли. М.: Правда. 1990. С. 3–12 Шапошников
2011
– Шапошников В.А. «Плотскость мысли» (к философии математики о. Павла
Флоренского) // Истор.-матем. исследования. Вторая серия. Вып. 14 (49).
М., 2011. С.242–265 Якобсон
1987
– Якобсон Р. Футуризм (1919) // Р. Якобсон. Работы по поэтике. М., 1987.
С. 414–420 Чижевский
1974
– Чижевский А.Л. Вся жизнь. М., Сов. Россия. 1974. С.74–79
|
|
|||
|