Номер 9(66) сентябрь 2015 года | |
Александр Бабушкин |
Проспект энтузиастов
С
КЕМ МНЕ?
– Мам. Да не выметай
ты иголки. Все равно нападает…
– Мам. Да хватит уже.
И так чисто было…
Мама уже очень много
лет тому наказала, как отрезала: меня здесь. Отец (дед мой) где-то под
Киевом (в 41-ом погиб). Так что разлучены. Маме только с мамой. Одной.
Жена ходит к своим. На
новое Кузьмоловское. Теща с тестем там. Голый песок. Аккуратные могильные
камни ровными рядами – как в американских фильмах. Прям через дорогу для
миллионеров отгрохан коттеджный город «Небо». Давно хотел на трассе
поставить указатель «С неба на землю». Жаль, денег нет… Я всегда мечтал, чтоб все вместе. И детям потом проще. Да внуки уже выросли. Они счастливые. Живую прабабушку видят. Дай Бог, чтоб запомнили. У меня ничего этого не было.
Здесь никогда не будет правильного решения. Только разорваться. И
что-то главное разорвать. У жены свои могилы. От Питера до Донбасса. У
меня только мама. А у мамы – только её мама.
Куда мне?
С кем?
«ВАШ МАГНИТОФОН»
***
В конце 70-х я ждал
этого мгновения так, как, наверное, не ждет ортодоксальный мусульманин
встречи с Черным камнем Каабы. Каждую субботу в 23.15 я как штык уже сидел
у радиоприемника. Это была передача ленинградского радио «Ваш магнитофон».
Нет, не сама передача меня так будоражила. Хотя мало где (кроме
перебиваемых глушилками вражеских голосов) можно было услышать хоть что-то
из Западной музыки. Я ждал заставки. Ждал грудных виолончельных переборов,
ждал мелодии, от которой цепенел. Что это? Кто играл? Странно, но я даже
не задавался вопросами. Просто ждал встречи с непостижимым.
***
Через уйму лет в
90-ом, будучи глубоко и безнадежно женатым, я попал под паровой каток.
Влюбленность. Убийственная. Парализующая. Притом, что я любил свою жену
гибельно. На каком-то клеточном уровне. Это уже и не любовь была, а обмен
веществ. И тут… Sturm und Drang. На охоту вышла амазонка. Разведенная. С
маленькой дочкой. Филфак.
Уроки французского… Что тут
объяснять?
***
Потом, через месяцы
комы, хлынут стихи. Каких раньше не было. Это будет очень короткий и
грустный период (с 1991 по 94 год) практически стоической отстраненности и
отрешенности от всего. Какой-то философско-поэтический постфактум.
Прощание это будет. Со сказкой. После которого – ни строчки за 17 лет.
А в 90-ом, в самом
эпицентре этой трясины меня держала та далекая мелодия из «Вашего
магнитофона». Я крутил и крутил её в голове.
***
В начале нулевых
что-то кольнуло. Словно летаргический сон прервался. Буквально за год до
смерти отчима вдруг (и это через четверть-то века!) решил у него,
всезнающего, спросить, что это за мелодия? Он попросил хоть как-то
изобразить. Наверное, это было чудовищно. Но прошитое тоской безголосое и,
напрочь лишенное слуха, существо выдавило то, на что отчим, грустно и
мудро прищурившись, молниеносно выдал слова-заклинания.
Как же я бежал в
музыкальный салон на Малой Морской. Я протянул трясущимися руками листок с
магическими символами с такой мольбой в глазах, что благороднейшей красоты
музыкальная дама, сверкнув бесовскими искорками, едва не утопила меня
ответными токами… Каблучки постучали вдоль рядов стеллажей, и через
считанные мгновения я держал в руках квадратик компакт-диска.
***
Откуда она могла
знать? Сейчас в моей коллекции все мыслимые и немыслимые варианты
исполнения этой вещи. Но мне был дан… нет, даже не аутентичный, звучащий в
«Вашем магнитофоне». Мне было дано больше. Голос. Все эти долгие долгие
годы, накрываемый грудным виолончельным, я искал именно этот Голос.
Villa Lobos: Bachianas
Brasileira n.5.
ARIA — Anna Moffo
Голос далекого
неотпускающего прошлого.
JARVINEN
В конце 80-х
мы часто сталкивались с ней на пригородной платформе в ожидании электрички
на Ленинград. Она была чуть старше. Мы не дружили. Но общее лыжное прошлое
давало пищу для незамысловатых разговоров. Я преподавал в институте. Она…
раз за разом делилась своими мечтами свалить из Совка. От безнадёги.
Собственно ради этого и пошла в «Интурист». Когда узнал, что уже в Суоми –
воспринял как само собой разумеющееся.
В 90-е ее
приезды домой были сродни явлению Санта-Клауса в колымскую зону. Но уже
тогда это её сверху-вниз перебивалось такими нашими уголовными и
бандитскими откровениями, что… Впрочем, люди свои. Посмеялись и обнялись.
А в нулевые русские полетели так, что Финляндия тихо сжалась при виде
пролетающих косяками «поршей» с северо-западными российскими номерами.
Страна тысячи озер иначе, чем экологическим огородом-пригородом Питера и
не воспринималась. Да кишки еще евросоюзовские. Но это так – культмассовая
забава.
Пять лет
назад в 46… вдруг решила родить четвёртого. С нашего берега виделось это
крепким подтверждением веры в себя, семью и скандинавскую социалку.
Социалка тамошняя – это да.
За последние
годы пересеклись пару-тройку раз. На похоронах… (куда она заявилась в
ситцевом сарафане и высоких расшитых казаках – мода лихих девчонок
середины нулевых) да на паре праздников у близких друзей. Что-то меня все
эти годы после ее отъезда задевало. Снисходительное высокомерие её? Может
быть. Ловил себя на мысли: вроде и знаешь ты нашу жизнь – и не знаешь
совсем.
А 1 января
2015-го её не стало. Не выдержала страшного инсульта. И хваленая чухонская
медицина не спасла. Собиралась на лыжах – трасса прямо у дома. А вышло…
В 70-е в
лыжной секции предметом гордости были деревянные финские Jarvinen.
Доставались исключительно мастерам. Еще многие годы спустя, когда встречал
на пригородных платформах пожилых лыжников с Jarvinen – долго смотрел им
вслед. Хорошие были лыжи.
Беги,
девочка.
Мы догоним.
– умер
ПРОЗА
ЖИЗНИ
По большому счету
писание проз – издевательство над собой. Вот именно проз, или как там
называется то, что…
А прозы…? Ну это
онанизм. Ни дня без строчки – чистой воды мазохизм и мозговредительство. И
не надо начинать про дисциплину ума. А уж все эти рулады про стиль, язык и
прочие отточенности форм… Не, не то. Хоть и выпит залпом Казаков. И куда
уж круче? Да, можно и в юродствующем панке планку на небо закинуть. Веня
Ерофеев поднял – выше нельзя. Розанов потому что выше. Но это уже
дьявольские штучки Бога. Иные миры.
А ушибленному стихами?
У него и прозы – недоразумения. Это – ток пошел, а муза на толчке. Вот и
забилась рука в конвульсиях писчебумажных. Нацарапалась жизнь. А кому она
нужна? Каждому – со своей бы разобраться.
А чужая – шла бы
лесом.
Язык – он же меток.
Все банальное – проза жизни.
А на небо смотрим.
С грустью.
ПАУК
***
Спина – хоть линейку
прикладывай. Каблуки – шпильки. Уххх. Но мы ее не любили. Зося. Наша
классная. 81-ый. Весна. О чем думается? Да о чем угодно, только не об
уроках. В девятом-то классе. А тут:
– … и вы не можете не
согласиться, что добрым и хорошим кроме всего, о чем я сказала раньше,
быть еще и выгодно.
Верила ли сама?
Хреново ей было. Вялотекущий антисемитизм не одну судьбу сломал. Зосей
звали болонку ее сестры. Почему на нее перекинулось – уже и не вспомню.
Зато слова о рационализме добра запали. И всю жизнь мучают. Что-то поганое
в них. Какая-то неуловимая липкая зараза.
…
По окончании Универа
часто к ней заходил. Делился впечатлениями первого опыта преподавания. Ну
и тщеславие. У нее школа, у меня ВУЗ. Но этого, мучившего меня вопроса, не
касались. И не успели. Умерла она страшно. И одиноко. Что-то тогда
дернулось в душе, и довел я ее классы до выпуска. Хоть и не был историком.
Да вначале 90-х и пофиг всем было. Преподавай что хочешь. Я и оторвался. О
самом сокровенном да с 9-10-тиклассниками. Пожалел на всю жизнь. Бензин да
в костер.
***
Как же меня раньше
трясло от ее прямолинейности. С порога в лицо входящему могла такую
правду-матку зарядить. Да и за столом праздничным – сколько раз. Любому
гостю – такую шпильку. Вот что думает, то и… И тишина. И оглушительно
кто-нибудь вилкой о тарелку. Сколько раз я мысленно залезал под стол.
Сколько раз сквозь землю готов был провалиться. От стыда.
Мама.
Сейчас чаи
гоняем-курим-смеемся. Над глупостью моей.
***
Когда теща умерла,
представить не мог – как мы все соберемся, что говорить-то будем. Сложным
была человеком. Трудным. Сказать, что я ее не любил – ничего не сказать.
Но столько лет вместе. А когда на поминках повисла пауза, и надо было
срочно первым тостом как-то все это напряжение снимать, вдруг не выдержал
и выпалил всё, что долгие эти годы думал:
– А ведь я ей
завидовать должен. Да и завидовал. Она прожила жизнь так, как хотела – ни
у кого не спрашивая разрешения. И говорила то, что думала. А думала прямо
и ясно. Не было в ее жизни двойного дна. И если кто-то из нас за что-то
мог ее не любить, ему не надо было это что-то искать. Она ничего не
прятала. И это тот урок, который мне еще предстоит усвоить. Если потяну.
***
Зато как крепка
веревка, связывающая двоих. Где один – смертельно зависим. Гвозди из него
делать. На полосы резать.
Он примет. Всё.
А любовь?
Когда научный
руководитель в Универе прочел тему диссертации, которую я сам себе
придумал – надо было видеть его глаза. Если б я сейчас такую у кого-то
обнаружил, у меня б скулы от смеха свело. «Смысл любви в философии XIX-XX
вв.». Вот и собрал он, копаясь в моей писанине, все подъёбки на сей
амурный счет: от Шопенгауэра, Кькркегора и Ницше, до Вейнингера, Соловьева
и Розанова. В конце лечить нас нужно было обоих. Он как-то мудро вырулил.
Соскочил. Я ж пер аки танк – и повалился. А потом за три года повалил все
свои группы в институте. Шесть семестров шизанутой гештальт-терапии и
параноидальной интеллектуальной камасутры. На неокрепшие студенческие
мозги. Бедные дети. Простите вы меня.
***
Жаль поздно понял…
***
Одна из любимых тем
лекций в институте – мораль. Наверное, я издевался. Над собой. Студенты –
просто попадали под раздачу. Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха… А
вот муж из командировки… И – тут из маминой из спальни кривоногий и
хромой… И все смеются. Всем весело.
Всем не страшно. Еще.…
Тук-тук. Это паук.
Нет, это не вибрация ниточек паутины, в которую я попал. Это я паук. Это я
ловлю вибрацию тех далеких слов про выгодное добро.
ОКНО
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
… сижу-курю на кухне.
А в голове: иду я как бы бутылки сдавать, а тут «мерин» со свистом
тормозит шыстисотый и из него типа «как проехать?» — и вдруг искра!…. там
детали какие-то (лень додумывать), и …открывается ОКНО возможностей, меня
издают стотыщмильённым тиражом (понятно дело — слава там до неба, розы
охапками, денег — оффффшоры лопаются, залы полные) — а я всё черней и
черней — и бац, на ремне в замке хранцузскам вешаюсь. А все — он был такой
одинокий и бля глубокий, а мы, суки, не разглядели и думали, что он
блатной…. И артхаусные литерадурные иЗследыватели ну давай иЗследывать мой
творческай почирк — а я значит такой на небе и мне….? А вот тут уже не
придумывается…
эххххх, Саня. помыл бы
лучше посуду.
КОНЕЧНАЯ
А надо ли…?
Генис (зараза) прибил
своим «Иваном Петровичем»*
Так надо ли?
И что?
Строчить
автобиографию**** в удобоваримых текстоидах размером с абзац? Больший
объем пророчеством
Брэдбери***** противопоказан.
Онлайн рефлексия накрыла сетевое человечество.
Жизнь в перерывах…
Почти полвека назад Владимир Солоухин писал про ледяные вершины
человечества. ******
Сюда б его. В нонче.
Вот сюжет.
Столетия писатели крапали до слепоты.
Теперь всё оставшееся время человечество на свой
произвольный манер это будет в онлайне заново пересказывать.
Когда на нас нападут гуманоиды, они просто хакнут сети, и у
_____________________
ПОДВОДНАЯ
ЛОДКА
Вдоха нет.
Был выдох. И давно
был.
А вдохнуть никак.
И черно в голове после
глаз расклеившихся.
Рука шарит на полу у
дивана.
«Не дай бог!»…
«Ну слава те!.., на
месте».
Надо перевалиться на
бок и отвинтить крышку. Три огромных глотка с полным напряжением нёба
(контррвотное) и навзничь на несколько минут.
Горячая волна пошла к
желудку – пар полетел в мозг. И ужас фрагмент за фрагментом растворяется в
дурманящем мареве.
«Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это
взаимно».
НЕВИДИМКА
От избы до погоста и
рукой подавать не надо. Вон на пригорке. За огородами. Всегда на глазах,
как на горизонт смотришь. А значит и в голове спокойно. Так есть. Всегда.
Как снег зимой и трава летом. Одно приходит. Другое уступает. Срок вышел,
значит. У соседских из девяти трое лишь поднялись. Шесть рядком лежат.
Отсель видать. Трое бегают. Слышно далеко. А у нас теленок вот. Да у
коровы молока не стало – и зарезали. Лишний рот. Теленок сам и помер. С
чего жить-то. А картошка не удалась (мелкая как ягода), и в зиму чуть зубы
на полку не положили всей деревней. И так все вокруг прибывает и убывает.
На глазах. Не спрячешь. Просто и обыденно. Как рождение и смерть – ни
близко, ни далеко.
Всюду. Порядок. Как
положено.
А как в город
перебрались – и встало все с ног на голову. Дверей больше, чем людей. А
люди все чужие. Что откуда берется – загадка. Деньги всё. А за что дают –
тайна. Все куда-то бегут, на часы смотрят. А время не идет. Стоит большое.
Безвременье. Была соседка-старушка. А уже и нет. Третьего дня как. И то
чудо, что сказали. Походя на лестнице. Отошла. Вот и свезли куда-то. Детям
банку дали. Пепел. Они и не знают, что с ней делать. Так и сами уйдем –
никто не заметит. Как в яму кромешную. И ладно бы пропадем. Не от того
сердце болит. А что украдкой. Как нечисть какая. А от мира этого и не
убудет. Вон он какой большой, мир-то городской. И не заметит.
ПАРАД
ПЛАНЕТ
***
Веки расклеились. В проеме дверном
белый халат растворился. Ах, да… На стуле у изголовья миниатюрный
пластиковый контейнер с разноцветными таблетками. Значит через час
капельница. А сейчас. Сейчас должен нарисоваться Толик. Точно. Долговязая
фигура тут как тут.
Вот и Толик. Клювом не
щелкает.
Вопросов нет. Кто в
медицину не играет – сам отдает Толику таблетки. Как он в них разбирается?
Но через 20 минут уже в дзэне. Блаженный. Все дети – святые. Хотя сорокет
Толику точно натикал. Живучий. Редкий для них возраст… Значит опытный.
Волк. Стаи быстро гаснут. Выживают только одиночки.
***
Вот и Нина. Нине,
навскидку, 35. Красоты гибельной. Глаза – озёра. Но не синие. Такой
медсанбАД черный… Сутки ни на минуту не отходила. Пока откачивали. Морду
потную тряпочкой влажной вытирала. Истерику сопливую заговаривала –
ворожеи отдыхают. А как оклемался – в миг подобралась и тихая. Как будто и
не было утешительного оргазма. Всю б жизнь оставшуюся ладонь её на черепе
лысом чувствовать, с ложечки, с рук её пить, в глазах её молящих
зареванных тонуть.
Сейчас мышкой сидит,
смолит тоненькую модную цигарку. Взглядами-приветами перекинулись – и то
ладно. Слова все … уже были. Настоящие. А пустые ни к чему.
***
***
А эти сами. Химфаки –
ясли в сравнении с их опытом.
***
Хорошо бы, доча
приехала…
***
ПРОСПЕКТ
ЭНТУЗИАСТОВ
***
Январь 87-го.
Профессор ЛГУ смотрит на меня с грустью. Причина грусти в его руках –
стопка листков, пафосное и пугающе верхоглядное дацзыбао вместо того, что
ведущий специалист страны по истории экономики 20-х годов СССР мог бы
счесть за дипломную работу своего ученика.
…
– В нашей стране всего
два специалиста по это теме.
– А кто второй?
Кроме него я стоящих
специалистов не знал.
– Второй я. А первый…
вы.
***
***
Как и всякий человек,
у которого руки растут из известного места, я боготворю всё сделанное
руками. И всех, кто умеет руками создавать предметный мир. Но еще больше
тех, кто всё это придумывает. Я преподавал философию в институте, в
котором готовили специалистов по ядерным реакторам, и где любая теория не
стоила и гроша ломаного, если за ней не стояло священное «Заработало!» А
вот у меня не работало. И разрыв между читаемым словом и реальностью
становился катастрофическим.
В конце 80-х хлынул
поток ранее запрещенной литературы. Захлебнулись все. Истосковались.
Заждались. Пока материалисты претворяли в жизнь «куй железо, пока
Горбачев», идеалисты глотали чтиво тоннами. К середине 90-х навалилась
пугающая пустота. Выговорился век. А прокуренный, отравленный «Роялем»
мозг пух от раздражения. Не то. Вокруг бурлила жизнь. Ларёчная,
бандитская, угарная, распальцованная. Смерть стала обыденностью. И
физическая, и профессиональная. Но самое грустное – в океане литературы
по-прежнему не было правды.
***
***
А потом случился
обвал. Для человека, выбравшего своей профессией слово – убийственный.
Из-за открывшейся лжи,
пугающей всезаполняющей серости я ушел из института. Из-за расползающегося
словно опухоль офисного фашизма ушел из трех мега-холдингов, пары
гипер-издательств и трех топовых коммуникационных агентств. Но это мелочь
в сравнении с навалившимся на пятнадцать лет отвращением к литературе.
Любой. Это началось в середине 90-х и растянулось на все нулевые.
***
|
|
|||
|