Номер 3(72) март 2016 года | |
Александр Лейзерович |
Упущенный юбилей Козьмы Пруткова1
Как свидетельствует каноническая биография, Козьма Петрович Прутков родился в деревне Тентелевой Сольвычегодского уезда Вологодской губернии 11 апреля 1803 г. и скончался после продолжительной тяжёлой болезни 13 января 1863 г. в Санкт-Петербурге “на руках нежно любившей его супруги, среди рыданий детей его, родственников и многих ближних, благоговейно теснившихся вокруг страдальческого ложа...” Всю свою жизнь, кроме годов детства и раннего отрочества, Козьма Прутков посвятил государственной службе: сначала по военному ведомству, затем по гражданскому. Вступив в 1816 г. юнкером в один из лучших гусарских полков, в 1823-м он оставил военную службу и определился в Пробирную Палатку при Министерстве финансов. Учреждение под тем же названием существует в России и поныне (только размещается теперь в Москве, а не в Петербурге) и занимается контролем изделий из драгметаллов и проставлением на них пробы, если таковую есть куда ставить. В 1841 г. Прутков занял открывшуюся вакансию директора Пробирной Палатки и на этом посту дослужился до чина действительного статского советника – 4-го класса по Табели о рангах, что соответствует званию генерал-майора в армии, контр-адмирала во флоте или придворному чину камергера и требует обращения “Ваше превосходительство”. Сам он характеризовал себя так: “Мой ум и несомненные дарования, подкрепляемые беспредельной благонамеренностью, составляли мою протекцию”. За безукоризненную двадцатилетнюю службу был удостоен ордена святого Станислава 1-й степени. По статуту ордена, им награждались те, “кто преуспеянием в христианских добродетелях или отличной ревностью к службе, совершением какого либо подвига на пользу человечества или общества, или края, в котором живёт, или целого Российского государства, обратит на себя особенное внимание”.
Козьма Петровичъ Прутковъ (1803 – 1863)
Но каковы бы ни были служебные достоинства и успехи Пруткова, они одни
не доставили бы ему даже малой доли той славы, какую он приобрёл
литературной деятельностью. Чуть не перед самой своей кончиной он вывел
слабеющей рукой:
ПРЕДСМЕРТНОЕ Посмертная публикация этого стихотворения сопровождалась комментарием со следующим завершением: “Уже в последних двух стихах второй строфы, несомненно, выказывается предсмертное замешательство мыслей и слуха покойного; а читая третью строфу, мы как бы присутствуем лично при прощании поэта с творениями его музы. Словом, в этом стихотворении отпечатлелись все подробности любопытного перехода Козьмы Пруткова в иной мир, прямо с должности директора Пробирной Палатки.”
У памятника Козьме Пруткову, рис. Н.В.
Кузьмина Упомянутое “предсмертное замешательство мыслей и слуха покойного” выразилось, по-видимому, в употреблении совершенно немыслимого для XIX века рифмоида “лампадка-лодка” (а также, добавлю, в следуюшей строфе – на удивление новаторской рифмы “Бог помочь-Пахомыч”), хотя это скорее похоже на предсмертное предвидение обращения поэтов следующего, ХХ, века к таким неведомым XIX веку формам как консонанс и его производные, опирающимся на перекличку согласных звуков при различии ударных гласных. Прозрение, доступное лишь подлинному гению!
Литературные
(поэтические) произведения Козьмы Пруткова впервые появились в печати
под его собственным именем в 1853 г. – в журнале «Современник»,
издаваемом Николаем Некрасовым и Иваном Панаевым. Тогда же мир узнал
Козьму Пруткова и в его физическом обличии – Лёв Жемчужников, Лёв
Лагорио и Александр Бейдеман выполнили ставший каноном его
литографический портрет.
В 2003 г. Россия имела возможность торжественно отметить двухсотлетие со
дня рождения, 140 лет со дня смерти, 180 лет чиновничьей и 150 лет
литературной деятельности этого выдающегося поэта, философа и
государственного служащего. То ли страна не оправилась ещё от
грандиозных пушкинских юбилеев 1937-го, 1949-го и 1999-го гг. и
побаивалась повторения сопутствовавших им акций со стороны государства,
то ли была полна предчувствий надвигающегося лермонтовского юбилея 2014
г. (только бы не как в 1941-м!), то ли в силу каких-то иных, не менее
существенных обстоятельств, но шанс был упущен, и в 2003 г. ожидаемое
общественностью всенародное празднование юбилея Пруткова не состоялось.
Правда, в 2013 г. 210-летие Пруткова было отмечено специальным
арт-фестивалем в Сольвычегодске, но мероприятие это носило сугубо
локальный характер, никак не соответствующий масштабу фигуры Козьмы
Пруткова, в почитании которого сходились философ Владимир Соловьёв,
писатель Фёдор Достоевский, поэт Александр Блок, театральный деятель
Николай Евреинов и многие другие. Афанасий Фет именовал Пруткова
несравненным поэтом. Пруткова цитировали Александр Герцен, Иван Тургенев
и Иван Гончаров, о его феномене писали Николай Чернышевский, Николай
Добролюбов и Аполлон Григорьев, ему подражали Александр Островский,
Михаил Салтыков-Щедрин, Владимир Маяковский и Даниил Хармс. Георгий
Плеханов, высмеивая утверждения оппонентов, любил щегольнуть цитатой из
Пруткова. Владимир Ленин в 1921 г. включил сочинения Пруткова в список
книг, которые пожелал иметь в своей личной библиотеке в Горках. Владимир
Бонч-Бруевич вспоминал: “Ленин очень любил меткие выражения и суждения
Пруткова и очень часто повторял известные его слова, что "нельзя объять
необъятного", применяя их, когда к нему приходили со всевозможными
проектами особо огромных построек и пр. Книжку Пруткова он нередко брал
в руки, прочитывал ту или иную его страницу, и она нередко лежала у него
на столе.”
Однако, по нашему мнению, подлинно юбилейным годом Пруткова следовало бы
назначить 2014-й, хотя в этом году, в отличие от 2003-го, все периоды
времени, отделяющие нас от основных событий жизни Пруткова, обозначаются
далеко не “круглыми” числами? Действительно:
По знаменательному совпадению, это почти всё - “простые” числа, то есть
делящиеся только на единицу и на самоё себя. И это представляется
глубоко символичным, поскольку Козьма Прутков высоко чтил и предпочитал
всё простое, несомненное, само собой разумеющееся, не требующее
доказательств и опровергающее своей самоочевидностью любые логические
построения и доводы разума. И даже если, на самом деле, 161 не является
простым числом (делится на 7 и на 23, а ближайшее простое число - 163),
это всего лишь напоминает нам о том, что первые стихотворные
произведения Пруткова были созданы на два года раньше, чем напечатаны, а
именно – в 1851 г., как раз за 163 года до 2014-го. Вместе с тем, не
забудем и того, что 163 года литературной деятельности Пруткова
исполнится в 2016-м.
Подобно автоэпитафии звучат две строки из стихотворного послания Козьмы
Пруткова под названием «Безвыходное положение». В этом послании Прутков,
в противовес “теории литературного творчества, настойчиво проповеданной
г. Аполлоном Григорьевым”, формулирует свой девиз:
Без задней мысли, я к простому пониманью Обыденных основ стремился всей
душой, и эти слова как нельзя лучше определяют позицию автора
применительно к жизни, истории и литературе – “простое пониманье”.
Вослед Пруткову многие наши соотечественники и современники приняли эту
парадигму, просто не все ещё готовы это открыто признать.
И есть ещё
одно обстоятельство, по которому представляется уместным не упустить
отметить нетривиальный юбилей Пруткова. Многие, включая меня, говорили о
сходстве общественной жизни России в начале 2000-х с Россией последней
четверти XIX века, при Александре III. Точно так же, уже становится
самоочевидным сходство сегодняшнего дня России с последним годом
царствования Николая I – годом 1854-м. Но кто же больше, чем Козьма
Прутков, принадлежит именно этому моменту в истории России и кто, как не
Козьма Прутков, наиболее ярко характеризует его?!
В 1961 г. художник Николай Кузьмин проиллюстрировал книгу Пруткова
«Плоды раздумья. Мысли и афоризмы». В качестве послесловия книга
завершалась “Письмом К. Пруткова к художнику, записанным под диктант
медиума NN самим Н.В. Кузьминым”: “Художник! я духовным оком просмотрел
твои картинки к «Плодам раздумья». Изрядно, но местами вольномысленно и
высокоумно! Изображая меня, ты подчеркнул во мне гениального поэта и
философа, но оставил в тени государственного мужа! Чему, как не
небрежению, следует приписать то, что на всех моих портретах ты забыл
поместить на борте моего форменного фрака орден святого Станислава 1-й
степени, коим был я награждён в должности директора Пробирной
Палатки...”
Примечательно, что художник завершил работу над книгой в 1961 г., то
есть за 53 года до 2014-го – снова простое число! Да и наступившая в те
поры “оттепель” настойчиво навеивала сопоставления с эпохой реформ
прошлого века... Но те, кто думает, что фамилия художника Кузьмин
произошла от имени Пруткова, категорически ошибаются, потому как сам
Прутков нарочито писал своё имя не “Кузьма”, но преимущественно
“Козьма”, как прославленные его соименники: святой Козьма (брат
Дамиана), Козьма Медичи, Козьма Минин.
К историческому фону появления и собственно содержанию «Плодов раздумья»
Козьмы Пруткова мы ещё вернёмся, но трудно удержаться от того, чтобы,
упоминая эту вершину его творчества, не процитировать некоторые из
наиболее ярких и содержательных мыслей и апофегм, поставивших имя Козьмы
Пруткова в один ряд с великими афористами прошлого – такими, как герцог
Франсуа де Ларошфуко князь де Марсильяк, Блез Паскаль, Георг Кристоф
Лихтенберг, Жан де Лабрюйер, Иоганн-Вольфганг Гёте, Артур Шопенгауэр,
Оскар Уайльд, Жозеф Эрнест Ренан, Джордж Бернард Шоу, Франтишек
Вымразил, Станислав Ежи Лец, Виктор Степанович Черномырдин, Михаил
Михайлович Жванецкий и немногие другие.
Не совсем понимаю, почему многие называют судьбу индейкою, а не
какой-либо другою, более похожею на судьбу птицею.
Никто не обнимет необъятное!
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но
потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют. Так:
не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по
сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?
Усердие всё превозмогает!
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не
можешь?
Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь.
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Болтун подобен маятнику: того и другого надо остановить.
Ещё раз скажу – нельзя объять необъятное.
И, наконец:
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое
бросание будет пустою забавою.
Если у тебя есть фонтан, то заткни его – дай отдохнуть и фонтану.
Превратности людского суждения, непредсказуемость человеческой судьбы,
неуправляемость грядущего приговора истории приводили Пруткова в трепет
и отчаяние.
ПЕРЕД МОРЕМ ЖИТЕЙСКИМ
Публикаторы сопроводили это стихотворение ремаркой: Напоминаем, что
это стихотворение написано Козьмою Прутковым в момент отчаяния и
смущения его по поводу готовившихся правительственных реформ.
“Читатель, вот мои «Досуги»... Суди беспристрастно! Это только
частица написанного. Я пишу с детства. У меня много неоконченного. Издаю
пока отрывок. Ты спросишь, зачем? Отвечаю: я хочу славы. Слава тешит
человека. Слава, говорят, ”дым”; это неправда. Я этому не верю! Я –
поэт, поэт даровитый! Я в этом убедился; убедился, читая других: если
они поэты, так и я тоже!... Суди, говорю, сам, да суди беспристрастно! Я
ищу справедливости; снисхождения не надо; я не прошу снисхождения!..
Читатель, до свидания! Коли эти сочинения понравятся, прочтёшь и другие.
Запас у меня велик, материалов много... Читатель, прощай! Смотри же,
читай со вниманием да не поминай лихом! Твой доброжелатель – Козьма
Прутков. 11 апреля 1853 года” И в дальнейшем все свои публикации Прутков датирировал 11 числом, желательно апреля – но не в честь дня своего рождения, а в память об увиденном им в тот день знаменательном сне, в котором перед ним явился “голый бригадный генерал в эполетах”.
«Досуги» Козьмы Пруткова открывались его стихотворным автопортретом
(сейчас мы бы сказали - “селфи”).
МОЙ ПОРТРЕТ
Как признавался сам Прутков, он жаждал славы – всеобъемлющей, как и его
творчество, всечеловеческой, на всех поприщах - на меньшем он бы не
помирился. Кабы ко времени Пруткова были изобретены мотопланы и
возобновлены древнегреческие дельфийские игры, он бы летал с журавлями и
открывал Дельфиаду в Сольвычегодске. Похоже, что даже лúца иного пола
или нетрадиционной ориентации вызывали у него ревнивые чувства.
МОЁ ЧЕСТОЛЮБИЕ
В ХХ веке большую популярность получили спекуляции (в сугубо научном
смысле этого слова) о том, что произведения, авторство которых
традиционно приписывается Гомеру, Шекспиру или Шолохову, на самом деле,
не только были написаны не ими, но и, вообще, являются плодами
коллективного творчества. Поэтому даже самый неискушённый читатель
совершенно спокойно примет сообщение о том, что в реальности Козьма
Прутков не просто не существовал, будучи фигурой вымышленной, но ещё и
имел, по крайней мере, четырёх родителей. Как я уже говорил, Козьма
Прутков появился на свет в 1853 г., впрочем первые его произведения
возникли и даже были анонимно напечатаны ещё за два года до того и
писались, так сказать, в четыре руки…
Среди породивших Пруткова следует особо отметить замечательного русского
поэта Алексея Константиновича Толстого и его кузена - Алексея
Михайловича Жемчужникова. Алексей Константинович Толстой, 1817 г.
рождения, умер в 1875 г. от передозировки морфия, которым пользовался от
астмы и головных болéй. Алексей Михайлович Жемчужников, будучи на четыре
года моложе кузена, надолго пережил его – он умер в 1908 г. Иван Бунин в
«Автобиографических заметках» записал его рассказ: “Мы, я и Алексей
Константинович Толстой, жили вместе и каждый день сочиняли по
какой-нибудь глупости в стихах, а потом решили собрать и издать их,
приписав нашему камердинеру Кузьме Пруткову.”
Несколько по-иному ту же историю излагают два других брата Жемчужниковы:
Владимир и Александр: “Служил у нас тогда камердинером Кузьма Фролов,
прекрасный старик, мы все его очень любили. Вот мы с братом Владимиром и
говорим ему: ”Знаешь что, Кузьма, мы написали книжку, а ты дай нам для
этой книжки своё имя, как будто ты её сочинил… А всё, что мы выручим от
продажи этой книжки, мы отдадим тебе”. Он согласился. ”Что ж, - говорит,
- я, пожалуй, согласен, если вы так очинно желаете… А только, говорит,
дозвольте вас, господа, спросить: книга-то умная аль нет?” Мы все так и
прыснули со смеха. ”О, нет! – говорим, - книга глупая, преглупая.”
Смотрим, наш Кузьма нахмурился. ”А коли, - говорит, - книга глупая, так
я, - говорит, - не желаю, чтобы моё имя под ей было подписано. Не надо
мне, говорит, и денег ваших…” Когда брат Алексей услыхал этот ответ
Кузьмы, так он чуть не умер от хохота и подарил ему 50 рублей. ”На, -
говорит, - это тебе за остроумие”. Ну, вот мы тогда втроём и порешили
взять себе псевдоним не Кузьмы Фролова, а Кузьмы Пруткова. С тех пор мы
и начали писать всякие шутки, стишки, афоризмы под одним общим
псевдонимом Кузьмы Пруткова...”
Несколько слов о происхождении Алексея Толстого и его кузенов - братьев
Жемчужниковых. Их общим дедом был Алексей Кириллович Разумовский, сын
Кирилла Разумовского, последнего украинского гетмана, брат которого –
Алексей Григорьевич - был морганатическим супругом императрицы Елизаветы
Петровны. Алексей Кириллович более 35 лет прожил в фактическом браке с
Марией Михайловной Соболевской, но поскольку брак этот не был освящён
церковью, их пять сыновей и четыре дочери формально считались
“воспитанниками” Разумовского и носили фамилию Перовские (от названия
подмосковного имения Перово, где теперь станция метро). Одна из дочерей,
Анна Алексеевна, вышла замуж за пожилого вдовца графа Константина
Петровича Толстого. Брак этот был несчастлив; между супругами вскоре
произошёл открытый разрыв, и, открывая “летопись внешних событий” своей
жизни, Алексей Толстой писал: “Ещё шести недель я был увезен в
Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем
Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского
университета, известным в русской литературе под псевдонимом Антония
Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении.”
Алексей Перовский примыкал к литературному кружку Дельвига, писал
фантастические истории в стиле Гофмана, составившие книгу «Двойник, или
Мои вечера в Малороссии». Об одной из этих историй - «Лефортовская
маковница» - Пушкин заметил, что был от неё “без ума”. В 1829 г. вышла
“волшебная повесть для детей” «Чёрная курица, или Подземные жители»,
которая, собственно, только и осталась в памяти русских читателей из
всего творческого наследия Погорельского.
Ещё одна дочь Разумовского - Ольга - вышла замуж за сенатора Михаила
Николаевича Жемчужникова, который возводил свою родословную и родовое
имя к турецкому принцу Джему, сыну султана Оттоманской империи Мухаммада
II и младшему брату унаследовавшего престол султана Баязида II. В этом
браке и были рождены вышеназванные братья Жемчужниковы.
К этому можно ещё добавить, что старший сын Разумовского – Лев
Алексеевич Перовский – был генерал-губернатором Санкт-Петербурга; другой
сын – Василий Перовский – стал генерал-губернатором оренбургским и
самарским; их племянник Лев Николаевич Перовский был губернатором
Петербурга, а его дочь (их внучатая племянница) Софья Львовна Перовская
стала членом Исполнительного комитета партии Народная воля и была
казнена за участие в цареубийстве Александра II. Вот такое было
незаурядное семейство.
Восьми лет от роду Алексей Толстой, с матерью и дядей, переехал в
Петербург. При посредничестве близкого друга Алексея Перовского –
Василия Жуковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда
наследнику престола, будущему императору Александру II и был в числе
детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Завязавшиеся
таким образом дружеские отношения продолжались в течение всей жизни
Толстого.
Вступая в 1856 г. на престол, Александр II назначил Толстого своим
флигель-адъютантом, но тот отказался от этой чести. В прошении об
отставке Толстой писал Императору: “Государь, служба, какова бы она ни
была, глубоко противна моей натуре. Знаю, что каждый должен в меру своих
сил приносить пользу отечеству, но есть тому разные способы. Путь,
указанный мне для этого Провидением, - моё литературное дарование, и
всякий иной путь для меня невозможен.” О том же - в стихотворной форме:
* * *
Всю жизнь Толстой на дух не принимал славянофильского умиления перед некоей “особенностью” России, оправдания этим её бедности и скудости. В частности, он резко обрушился на Тютчева с его восторгами: “Эти бедные селенья, Эта скудная природа!”
* * *
В спорах
западников и славянофилов, монархистов и сторонников конституции Толстой
занимал независимую позицию, не связывая себя никакими идеологическими
соображениями, движимый только внутренним чувством. В одном из писем
жене Толстой пишет: “Я слишком художник, чтоб нападать на монархию… Но я
ненавижу деспотизм, как ненавижу Сен-Жюста и Робеспьера”. В другом
письме: “Я не принадлежу ни к какой стране – и принадлежу всем. Моя
плоть – русская, славянская, но душа общечеловеческая.”
Aлексей Михайлович Жемчужников служил в Сенате, был назначен помощником статс-секретаря Государственного совета. Его карьера развивалась вполне успешно, однако в 1858 г. он неожиданно и демонстративно вышел в отставку. Последующие пять лет жил в основном в Калуге, общаясь с несколькими поселившимися там после амнистии декабристами. Затем почти 20 лет прожил заграницей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Наиболее известно стихотворение Жемчужникова «Осенние журавли» (“Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим Слышен крик журавлей всё ясней и ясней...”), написанное в 1871 г. в Германии. Правда, более популярна оказалась переделка этого стихотворения неизвестным автором: “Здесь, под небом чужим, я как гость нежеланный Слышу крик журавлей, улетающих вдаль…”, лёгшая в основу известного романса неизвестного композитора. Стихи Жемчужникова были впервые собраны вместе и вышли отдельным изданием лишь в 1892 г. (в двух томах, с портретом и автобиографическим очерком); на следующий год это издание было отмечено поощрительной Пушкинской премией Российской Императорской Академии наук. В 1900 г., в честь 50-летия литературной деятельности, Жемчужников был избран почётным академиком. У него была устойчивая репутация поэта демократического направления, автора многих как лирических пейзажных, так и сатирических стихов. Он писал:
Вы все, в ком так
любовь к отечеству сильна,
Козьма Прутков “в молодости”, рис. Н.В.
Кузьмина
В 1853 г., в год “появления на свет” Козьмы Пруткова,
Алексею Толстому было 36 лет, а братьям Жемчужниковым – от 32 (Алексею)
до 23 (Владимиру). Как пишет современный биограф Пруткова, “кузены были
очень дружны между собой, и общее их времяпрепровождение часто
оборачивалось соревнованием в шутовстве и насмешничаньи. Все они были
весьма к этому склонны: излюбленным занятием Толстого....было
эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников писал комические пьесы для
домашнего театра, Владимир пародировал стихи современных поэтов,
Александр был неистощимым изобретателем рискованных проделок,
острословом, сочинителем нелепиц, стилизованных под басни. Сочинения
Александра назывались в домашнем кругу “Сашинькиными глупостями”, однако
летом 1851 г. несколько таких “глупостей” удостоились одобрения старшего
брата Алексея; он доработал их стилистически, присочинил свои стихи в
том же роде и принёс эту подборку в редакцию журнала «Современник».
Издателя журнала Ивана Панаева эти шедевры нелепости в басенной форме
рассмешили и восхитили, и он опубликовал их в ноябрьском номере журнала
за 1853 г.”
Известный писатель и критик того времени Александр
Дружинин откликнулся в журнале «Библиотека для чтения» обширной
рецензией, начинавшейся так: “Басен этих нет возможности прочитать, не
выронив книги из рук, не предавшись самой необузданной весёлости и не
сделавши несколько энергических возгласов. Это верх лукавой наивности,
милой пошлости, ”збу-рифантности и дезопилянтной весёлости”, как сказал
бы я, если б желал подражать некоторым из моих литературных
приятелей...”
НЕЗАБУДКИ И ЗАПЯТКИ Жанр басни во второй половине XVIII и в начале ХIХ века
был очень популярен в России. Предшествуя Крылову или одновременно с
ним, басни писали многие русские пииты разного уровня и калибра. Однако
после смерти Крылова (в 1844 г.) жанр этот в русской литературе пришёл в
совершеннейший упадок – то ли отпугивало неизбежное сопоставление с
баснями покойного классика, то ли сам жанр на фоне расцвета
реалистической и психологической сюжетной прозы потерял свою
притягательность. Реабилитация и реанимация басенного жанра в русской
литературе произошла лишь в начале ХХ века, но это были уже совсем
“другие времена, другие песни”. Пародийные басни Пруткова послужили как
бы отметкой завершения крыловского этапа российского баснеписания.
Отметим, что Прутков носил тот же орден святого Станислава 1-й степени,
что и Крылов, со звездой которого он изображён на самых известных его
портретах.
В отличие от крыловских, басни Пруткова, по сути,
относятся к жанру скорее аполóга – краткой дидактической
(нравоучительной) притчи. Ироническим примером может послужить опус,
вышедший из-под пера братьев Алексея и Александра Жемчужниковых:
ЧЕРВЯК И ПОПАДЬЯ (басня)
Однажды к попадье заполз червяк за шею; Понятно, что это совсем уже другой подход к самому “предназначению” басни, другой “вкус”. Ещё одна из наиболее известных басен Пруткова – «Разница вкусов», написанная Владимиром Жемчужниковым, - завершается следующим эпилогом:
В конце 1920-х гг. это стихотворение Пруткова вдохновило Владимира
Маяковского на написание своего варианта -
СТИХИ О РАЗНИЦЕ ВКУСОВ
В конце 1930-х гг. это четверостишие претерпело трагическое преображение у Даниила Хармса, в его стихотворении и судьбе:
Из дома вышел человек
“Зерно” образа Козьмы Пруткова, на мой взгляд, уже содержалось в записи
Толстого на полях стихотворения Пушкина «Царскосельская статуя»
Владимир Жемчужников кончил Санкт-Петербургский
университет. Когда началась Крымская война, записался волонтёром в
Стрелковый полк и участвовал в боях. Впоследствии служил по министерству
путей сообщения, дослужился до чина директора департамента общих дел.
После кончины Козьмы Пруткова принял самое активное участие в издании
его произведений, формировании их канонического корпуса. Основными объектами пародирования Пруткова были Николай Щербина, Афанасий Фет, Алексей Хомяков, Аполлон Григорьев, Яков Полонский, Иван Аксаков, Аполлон Майков, Владимир Бенедиктов...
В официальной российской прессе пародии Пруткова встретили крайне недоброжелательный приём. Обозреватель газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» резюмировал: “Во всех этих пародиях нет цели, нет современности, нет жизни”. В мае 1854 г. появился ответ – “Письмo известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «Санкт-Петербургских ведомостей» по поводу статьи сего последнего”. “Я пробежал статейку... - начиналось Письмо Пруткова. - Здесь уверяют, что я пишу пародии: отнюдь! Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда взял г. фельетонист, что я пишу пародии? Я просто анализировал в уме своём большинство поэтов, имевших успех; этот анализ привел меня к синтезису: ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещёнными во мне едином!.. Прийдя к такому сознанию, я решился писать. Решившись писать, я пожелал славы. Пожелав славы, я избрал вернейший к ней путь: подражание именно тем поэтам, которые приобрели её в некоторой степени. Слышите ли? - "подражание", а не пародию!.. Откуда же взято, что я пишу пародии?..”
Излюбленным объектом “подражания” Пруткова был Владимир Бенедиктов,
“сослуживец” Козьмы Петровича по Министерству финансов (к которому
относилась Пробирная Палатка). Бенедиктов же служил секретарём министра
Канкрина, а в последние годы своей службы ещё занимал пост члена
правления Государственного банка. Был он, как и Прутков, действительным
статским советником, Вашим превосходительством. Литературной известности
Бенедиктов достиг в 1835 г., выпустив небольшую книжку стихотворений,
которая привлекла к нему внимание критики и публики. Сочетание неистовой
романтической образности с прозаизмами - характерная черта стиля
Бенедиктова – вызывало у одних критиков ощущение “безвкусицы”, у других
- “нового поэтического стиля”. Белинский, в обзоре русской поэзии за
1835 г. заявил,что в стихах Бенедиктова виден талант стихотворца, то
есть умение ловко владеть размером и рифмой, но почти совсем отсутствует
поэтическое дарование. Зато Жуковский отзывался о новом поэте с
восторгом. Отовсюду слышались самые лестные суждения, Бенедиктова
сравнивали с Пушкиным, и сравнение это было, как правило, не в пользу
последнего. Пик восторгов пришёлся на вторую половину 1830-х гг., но и в
первой половине 1850-х в определённых читательских кругах Бенедиктов был
ещё чрезвычано популярен.
Так, славу Рýси
охраняя,
П. Клодт. Памятник Николаю I в
Санкт-Петербурге
Периоду начала 1850-х гг., о котором говорит
Тургенев, для Николая I предшествовал период унизительного испуга: в
1848 г. по Европе прокатилась волна революций, получивших название
“весна народов”. Революционные волнения охватили Францию, Германию,
государства Италии, Австрию, где активизировались
национально-освободительные движения итальянцев, венгров, хорватов.
Николай имел основания опасаться, что эти волнения перекинутся и на
Россию. По приказу Николая, русские войска приняли непосредственное
участие в подавлении венгерского восстания.
Во Франции революция
привела к низвержению короля Луи-Филиппа и провозглашению Второй
республики, президентом которой был избран племянник Наполеона, сын его
брата Людовика и его падчерицы Горации Богарне, - Луи-Наполеон Бонапарт.
Со временем его правление становилось всё более авторитарным, и в
декабре 1852 г. он провозгласил себя императором. Николай счёл для себя
унизительным обращаться в письмах к новоиспечённому монарху “брат”, как
если бы тот был наследным правителем, и отказывался признавать за ним
титул Наполеона III, что, естественно, было воспринято последним как
личное оскорбление. К тому же у России с Францией и Турцией назрел
болезненый дипломатический конфликт по вопросу контроля над церковью
Рождества Христова в Вифлееме, в Палестине, входившей тогда в состав
Оттоманской (турецкой) империи. Конфликт этот был разрешён турками в
пользу католической церкви, Франции.
Всё это, вместе взятое, привело
Николая к идее проведения очередной победоносной русско-турецкой военной
кампании – в порядке как бы “сублимации” или, что ли, отвлечения для
российского общества. Предыдущая русско-турецкая война 1828-29 гг.
закончилась подписанием Адрианопольского мира, по которому к России
перешла бóльшая часть восточного побережья Чёрного моря и дельта Дуная
на западном побережьи, Османская империя признала российский протекторат
Грузии и значительной части Армении, даровала автономию Сербии. Теперь
Николай был нацелен на полное лишение Турции её балканских владений,
преимущественно населённых православными народами, и достижение контроля
над проливами Босфор и Дарданеллы, соединяющими Чёрное море со
Средиземным, - заветная мечта Екатерины II, а также на расширение
русских владений в Закавказьи и усиление присутствия России в Палестине.
Вопреки тому, что обычно утверждается официальной российской историографией, весьма консервативный российский дипломат, философ и публицист Константин Леонтьев отмечал: “Война 53-го года возгорелась не из-за политической свободы единоплеменников наших, а из-за требований преобладания самой России в пределах Турции... Сам Государь считал себя вправе подчинить себе султана, как монарха Монарху, — а потом уже, по своему усмотрению (по усмотрению России, как великой Православной Державы), сделать для единоверцев то, что заблагорассудится..”
Эта имперская
позиция нашла фанатическую поддержку в русской так называемой
патриотической поэзии. Лучше всего это видно на примере Фёдора Ивановича
Тютчева. (Я, в частности, писал об этом в эссе «Перечитывая Тютчева» -
Вестник, 2001, № 24). Самый конец 1840-х и начало 1850-х гг. – время бурной политической и поэтической активности Тютчева. Неколебимость российской империи на фоне общей европейской нестабильности пробуждает в Тютчеве сильнейшие геополитические амбиции. В ноябре 1849 г. появляется его стихотворение
РАССВЕТ В другом программном в геополитическом плане стихотворении Тютчев, излагая своё понимание “призвания” России, проповедовал экспансию России, обосновывая её историческими прецедентами и “всемирной судьбой”:
Удивительно, что 160 лет спустя на концерте в Кремлёвском дворце в присутствии членов правительства и кремлёвской “элиты” на сцене оказывается Жанна Бичевская, исполняющая песню Геннадия Пономарёва «Куликово поле» с таким финалом:
Я уже не говорю об очевидной подмене слов: вместо “другим злодеям” явно должно звучать нечто более определённое, лучше рифмующееся с “прозреем”. Но весь текст песни, особенно учитывая последующий крымский “референдум” и “воссоединение” Крыма с Россией в марте-апреле 2014 г., невольно заставляет вспомнить риторику Тютчева 160-летней давности и последующее развитие событий. Кстати, сама песня и её исполнение Бичевской просто превосходны как пропагандистский материал – вполне на уровне, скажем, песен «Если завтра война...» или «Хорст Вессель».
Спустя много лет после “кончины” Козьмы Пруткова, в 1883 г., Алексей
Жемчужников писал из Бёрна своему брату Владимиру, жившему во Франции, в
ответ на просьбу принять участие в написании биографии Пруткова:
“Достопочтеный Косьма Прутков – это ты, Толстой и я. Все мы тогда были
молоды, и “настроение кружка“, при котором возникли творения Пруткова,
было весёлое, но с примесью сатирически-критического отношения к
современным литературным явлениям и к явлениям современной жизни. Хотя
каждый из нас имел свой особый политический характер, но всех нас
соединяла плотно одна общая черта: полное отсутствие “казённости“ в нас
самих и, вследствие этого, большая чуткость ко всему “казённому“. Эта
черта помогла нам – сперва независимо от нашей воли и вполне
непреднамеренно - создать тип Кузьмы Пруткова, который до того казённый,
что ни мысли его, ни чувству недоступна никакая, так называемая, злоба
дня, если на неё не обращено внимания с казённой точки зрения. Он потому
и смешон, что вполне невинен... Уже после того, по мере того как этот
тип выяснялся, казённый характер его стал подчёркиваться...”
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПЕСНЬ
Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая.
Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Имея в виду какое-либо предприятие, помысли, точно ли оно тебе
удастся.
Когда народы между собой дерутся, это называется войной. Последняя простодушная констатация невольно вызывает в памяти столь же безмятежное “Она утонула...” Тема вождя, правителя, побудительных мотивов и результатов его действий немало занимает и Пруткова, и Кузьмина, и, конечно, нас с вами.
Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру.
Лучше держать вожжи, чем бразды правления.
Только в государственной службе познáешь истину.
Самолюбие и славолюбие суть лучшие удостоверения бессмертия души
человеческой.
Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь.
Что есть лучшего? – Сравнив прошедшее, свести его с настоящим.
Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.
Муравьиные яйца более породившей их твари; так и слава даровитого
человека далеко продолжительнее собственной его жизни.
Пояснительные выражения объясняют тёмные мысли.
Человек довольствует вожделения свои на обоих краях земного круга.
Чужой нос другим соблазн.
Козыряй!
Исполнение предприятия приятно щекочет самолюбие.
Ещё раз скажу - никто не обнимет необъятного.
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём
пятна.
Стремись исполнить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем
самым его исполнишь.
Укрываться от дождя под дырявым зонтиком столь же безрассудно, как
чистить зубы наждаком или сандараком.
Если на клетке слона прочтёшь надпись “буйвол”, не верь глазам
своим.
Мудрость, подобно черепаховому супу, не всем доступна.
Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так, от курящего
табак нередко пахнет духами.
Ну и, наконец, рисунок Кузьмина, который, как мне кажется, наилучшим
образом раскрывает связь «Плодов раздумья» с событиями всё того же, 160
лет назад, 1854 г., с ходом Крымской войны – Прутков на коне!
Кузьмин соотнёс свой рисунок с афоризмом Пруткова “Если хочешь быть
красивым – поступи в гусары!” Но, пожалуй, в большей степени он
соотносится с казённым “Военные люди защищают отечество!” Сам же
рисунок, похоже, что вдохновлён клодтовским памятником Николаю. Вот так,
скорее всего, казённый Петербург представлял себе предстоящую
русско-турецкую войну. На самом деле, события развивались совсем
по-другому сценарию. Война закончилась подписанием 18 марта 1856 г. в Париже мирного договора, по которому Черное море объявлялось нейтральным и России было запрещено держать там военно-морской флот. Кроме того, Россия лишалась захваченной в этой войне крепости Карс в Армении, устья Дуная, южной части Бессарабии, и возможностей влияния на Сербию, Молдавию и Валахию.
Император Николай не дожил до этого - он скончался 18 февраля 1855 г.
Четвёртый из братьев Жемчужниковых, Лёв, писал о его смерти: “Смущённый,
он ежедневно молчa смотрел нa неприятельский флот под Кронштaдтом, нaдел
солдaтскую шинель, худел, слaбел и умер от стыдa и огорчения”.
Непосредственной причиной смерти явилось воспаление лёгких, но в
обществе и в народе ходили упорные слухи, так окончательно и не
опровергнутые, о самоубийстве. Уже будучи на смертном одре, император
сказал наследнику: “Сашка, сдаю тебе команду в дурном порядке!” И даже
Тютчев, находившийся под сильнейшим очарованием николаевского режима,
после севастопольской катастрофы и смерти Николая находит самые жёсткие
слова в его адрес, совсем непохожие на то, что он писал всего несколько
лет назад: “Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, - Всё было ложь в тебе, всё призраки
пустые: Ты был не царь, а лицедей.” И в частном письме – “Чтобы
создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого
злополучного человека”.
Как пишут современные российские историки, “Николай I не понимал Запада,
и недооценивал его решимости, зато переоценивал собственные силы. На
предупреждение Наполеона III против начала военных действий он надменно
ответил: "Россия в 54-м году та же, какой была в 12-м!" Уничтожив ростки
гражданского общества, и построив "вертикаль власти", Николай работал,
"как раб на галерах", по 12 часов в сутки, спал у себя в кабинете на
солдатской койке, знал по фамилиям всех гвардейских офицеров и
петербургских городовых, вмешивался в личную жизнь придворных и
рассматривал рапорты о наказании пьяных извозчиков. При этом Россия
имела почти двухмиллионную армию, но выплавляла чугуна на душу населения
в 20 раз меньше Англии, и вступила в Крымскую войну с единственной
железной дорогой, гладкоствольными ружьями и 24 военными пароходами
против 150 английских и 108 французских…”
В Крымской войне Россия потерялa полмиллионa человек - вдвое больше, чем
неприятель. Зaдним числом было признaно, что виной тому отстaлое
вооружение, ужaсные дороги, неустройство интендaнтской чaсти. Профессор
Московского университетa Тимофей Грaновский в "сaмиздaтской" стaтье того
времени «Мысли вслух об истекшем 30-летии в России» (1855 г.) тaк
резюмировaл основные приоритеты внутренней и внешней политики Николaя:
“Поддержaние status quo в Европе...; возвещение и огрaждение словом и
делом охрaнительного, неогрaниченного монaрхического нaчaлa повсюду;
преимущественнaя опорa нa мaтериaльную силу войскa; поглощение влaстию,
сосредоточенной в одной воле, всех сил нaродa, что особенно порaжaет - в
оргaнизaции общественного воспитaния и в колоссaльном рaзвитии
aдминистрaтивного элементa в ущерб прочим,… подaвление всякого
сaмостоятельного проявления мысли и нaдзор нaд нею; реглaментaция,
военнaя дисциплинa и полицейские меры... Всё это неопровержимо обличaет
присутствие у нaс системы, мешaющей прaвильному рaзвитию… нрaвственных,
умственных и мaтериaльных сил.”
Современный исследователь творчества Пруткова подводит итог: “Именно эти
человеческие кaчествa - уверенность в себе, сaмоупоение, нaчaльственную
величaвость - пaродировaл Козьмa Прутков нa своем скромном уровне
директорa Пробирной Пaлaтки, и мы можем без большой нaтяжки допустить,
что, в конечном счёте, пaродировaл он ни больше ни меньше кaк сaмого
госудaря имперaторa”. В 1855 г. имя Козьмы Пруткова напрочь исчезло с журнальных страниц. Началось новое царствование, шло время, а о Пруткове по-прежнему ничего не было слышно – граф Алексей Толстой, выйдя в отставку, жил в основном в своих поместьях Пустынька и Красный Рог и обратился к “большой” литературе – в этот период были написаны поэмы «Грешница» и «Иоанн Дамаскин», роман «Князь Серебряный» и пьеса «Дон Жуан». Алексей Жемчужников, не дождавшись реформ, также вышёл в отставку в 1858 г. и уехал сначала в провинцию (в Калугу), а затем за границу. У оставшихся в Петербурге братьев Владимира и Александра Жемчужниковых не получалось представить себе Пруткова в новых условиях – слишком плотно он был связан с ушедшим (или – уходящим) временем. Спустя много лет Александр Блок писал о Пруткове, что он явился “естественной реакцией против несмеющейся эпохи” Николая I – эпохи “предписанного мышления и торжества благонамеренности”.
Но вот через пять лет о “забытом гении” вспомнил новый распорядитель
сатирического отдела журнала «Современник» Николай Добролюбов. По его
инициативе, с 1858 г. начал выходить “журнал в журнале” - сатирическое
приложение «Свисток», где в 1860 г. появились новые (или, по крайней
мере, ранее не печатавшиеся) произведения Козьмы Пруткова: стихотворения
и басни, дополнившие былые «Досуги Козьмы Пруткова» - теперь они носили
название «Пух и перья», взятое с вывески некоей немецкой лавки на
Васильевском острове: Daunen und Federn. Почти одновременно с появлением
«Свистка» поэт Василий Курочкин и художник-карикатурист Николай Степанов
начали издавать сатрический журнал «Искра», который также печатал
Пруткова.
Публикация «Пуха и перьев» в журнале «Современник» № 3 за 1860 г.
сопровождалась Предисловием самого Пруткова: “Я знаю, читатель, что
тебе хочется знать, почему я так долго молчал? Мне понятно твоё
любопытство!.. В обществе заговорили о каких-то новых потребностях, о
каких-то новых вопросах... Я – враг всех так называемых вопросов! Я
негодовал в душе – и готовился поразить современное общество ударом;
но... Так прошло более трёх лет. Время показало мне, что я боялся
напрасно. Общество наше оклеветано; оно изменилось только по
наружности... Мудрый смотрит в корень: я посмотрел в корень. Там всё
по-прежнему... Это успокоило меня. Я благословил судьбу и вновь взялся
за лиру!.. 24 октября 1859 года.” Наверное, лучшим из того, что было опубликованного во время “второго пришествия“ Пруткова, следует, по-моему, назвать “лирическо-бюрократическое” стихотворение, названное «К М.П.» - к Месту Печати. Напомню, что в церковно-славянской азбуке полное наименование букв М и П звучало как мыслéте и покой.
От Александра II российское общество нетерпеливо ждало реформ: крестьянской (освобождение крестьян от крепостной зависимости произошло в 1861 г.), образования, судебной, земской (1864 г.), военной (1870). Трагическое, насколько может быть трагическим стихотворение Пруткова, «Перед морем житейским»: “Всё стою на камне – Дай-ка брошусь в море. Что пошлёт судьба мне, Радость или горе?..”, написанное Алексеем Жемчужниковым и напечатанное только после кончины Пруткова, напомню – сопровождалось примечанием о том, что было написано им “в момент отчаяния и смущения его по поводу готовившихся правительственных реформ”. Реформы были несовместимы с Прутковым (или, точнее – он с ними).
И вот в 1859 г. Владимир Жемчужников “по поручению” Пруткова и от его
имени набросал черновик «Проекта о введении единомыслия в России». Сам
«Проект...» состоит из трёх частей: Приступ, собственно Трактат и
Заключение. В Приступе (сиречь Предисловии) словам тесно от обуревающих
автора эмоций: “Наставить публику. Занеслась. Молодость; науки;
незрелость!.. Вздор!.. Неуважение мнения старших. Собственное мнение! Да
разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверия
начальства?! Откуда оно возьмётся? На чём основано?..”
«Проект...» был опубликован в журнале «Современник» лишь в 1863 г., уже
после объявления о кончине Пруткова. Очень любопытно использование прутковского проекта, в комедии Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты...». Комедия была впервые напечатана в журнале «Отечественные записки» и поставлена на сцене Императорского Александринского театра в 1868 г., то есть через пять лет после публикации прутковского «Проекта...»
Главное действующее лицо комедии - “молодой человек” по фамилии Глумов – является на приём к Крутицкому, который в списке действующих лиц обозначен как “старик, очень важный человек”. Вот их диалог:
Без Пруткова тут, явно, не обошлось!
Козьма Петрович Прутков скончался 11 января 1863 г. “от органических
причин”. Краткий некролог (“Ужасное горе постигло семейство, друзей и
ближних Козьмы Петровича Пруткова, но ещё ужаснее это горе для нашей
отечественной литературы. Да, его не стало! Его уже нет!..”) и два
посмертные его произведения (одним из которых как раз и был «Проект о
введении единомыслия в России») были напечатаны в журнале «Современник»
1863 г. № 4 – такое решение было принято тремя его “присными”, по
выражению Владимира Жемчужникова, а именно: им самим, его братом
Алексеем и кузеном Алексеем Толстым. И, действительно, - время Козьмы
Пруткова ушло, и делать ему на земле было решительно нечего. Кроме того,
в начале 1860-х гг. именем Пруткова стали бесцеремонно пользоваться
разного рода мелкие литераторы-бумагомараки, принявшиеся взапуски
обличительствовать и ёрничать “под Пруткова”. Так что, вроде бы, он
совершенно во время сошёл со сцены.
Важной вехой в судьбе творческого наследия Козьмы Пруткова было издание
его «Полного собрания сочинений», выпущенного в 1884 г. усилиями
Владимира Жемчужникова, поставившего задачу формирования прутковского
“канона” и отсечения множества появившихся к тому времени подделок.
Собрание сочинений было снабжено биографией автора и его портретом - тем
самым ещё 1853 г. Первый тираж книги (600 экземпляров) был раскуплен довольно быстро. Но, как ни забавно, именно “прогрессивная” печать встретила издание “в штыки” как “пустячное балагурство”. И лишь рецензент реакционного «Нового времени» Виктор Буренин взял Козьму Пруткова под защиту и разглядел в реакции блюстителей порядка в литературе: “казённый либерализм”, чванное отсутствие чувства юмора, а также “тупость и литературное и эстетическое невежество” – зеркальное отражение мира Пруткова.
Примечание
1
Настоящий материал был подготовлен к публикации в 2014 году, однако по
независяшим от автора обстоятельствам не был в своё время опубликован,
но, по мнению автора и к его глубочайшему сожалению, ни в малой степени
не утратил актуальности и посему предлагается читателю в своём
изначальном виде. |
|
|||
|