Номер
6(75)
июнь 2016 года
mobile >>> |
|
Михаил Юдсон |
Бунт конформиста*
Вполне необычная книга,
написанная талантливым художником Сашей Окунем – о кунсткамерном
искусстве, о жизни человечьей, катящейся в метафизическую дыру и о
чудесном физиологическом отправлении, называемом творчеством.
С обложки соблазнительно
звучат слова людей замечательных и знаменитых: Игоря Губермана, Юлия Кима,
Людмилы Улицкой – Людмила меж двумя русланами-богатырями: «Это просто
очень интересная книга. Я радуюсь за каждого, кто ее прочитает».
В предвкушении, для затравки
читки набросимся на аннотацию: «Два художника – две судьбы. В прошлом
лучшие друзья Михаил Камов и Александр Каминка встречаются после многих
лет разлуки в Иерусалиме, а путь их начинается ещё в андеграундном
богемном Ленинграде пятидесятых годов прошлого века, где красивые женщины
проповедуют свободную любовь и даже полковник КГБ становится ярым
поклонником прогрессивного искусства. Один художник станет скучным
конформистом, а другой сохранит веру в творчество и победит скуку,
доказав, что гораздо важнее на самом деле быть, чем казаться. Этот роман
написан в духе лучших вещей Дины Рубиной и обладает долгим послевкусием
настоящей качественной прозы!» Лучше и вещей не скажешь! Вот и Дина Рубина
присоединилась к хорошей компании – тут уж грех не обречь книгу на успех…
Итак, два главных героя с
говорящими фамилиями: приспособившийся Каминка (явно
«сome
in», вхожий) и творяга Камов («come
off», маргинал). Конформист и нон.
Словно перевернутое бормотание под кайфом: «А к ним аки во мак!» - потому
как остальные персонажи, похоже, вынырнули из травки босховского Сада –
какие-то рожи, хари, мордки, уши зубастые, головы на ходулях, кружащиеся
на страницах в живописном хороводе. Автор неустанно иронизирует, обращая
лозы прозы в желчь и саркастически сознавая вину – может, истина как раз в
этой вине?.. Скачут, вьются перед нами монстры местного розлива,
«хворческого» истеблишмента. И стёб лишь ментальность затрагивает –
местечково-израильскую, провинциально-снобистскую.
Звонкоструйно описана (во
всех смыслах) иерусалимская Академия художеств «Бецалель» и цельные кучи
происков, интриг и прочих нехороших художеств ихнего начальства. Вот,
скажем, ректор по имени Дуду: «поджарый, с седеющими висками и лаковой
чернотой плотно прилипших к черепу волос, глубоко сидящими под накатом
пологого лба горящими глазами, острым носом и маленькой щёлкой безгубого
рта…» Да это злой колдун какой-то, основатель «дудуизма»! Средиземномор!
К этому кощею плавно
примыкает молодая академическая Баба-Яга, мадам Смадар: «костистая
брюнетка лет под сорок, одетая в чёрные тайцы и спадающую с плеч чёрную
накидку с палестинским орнаментом. Пальцы тяжелых больших кистей рук были
закованы в крупные перстни. Под синего цвета волосами в правой изломанной
черной брови блестела золотая булавка, из крашенных тёмно-фиолетовой
помадой губ свисала сигарета, а чёрные, конские, окружённые тонким
колечком синеватого белка зрачки мрачно метались в тёмных глазницах…»
Данные красавцы со своей
камарильей всячески гнобят и щучат нещастного Сашу Каминку, мягкого и
безобидного преподавателя, придумывая ему провинности, давя ступой и гоняя
метлой – вроде как постаревшего Гарика Поттера. Запрещают, злодеи,
преподавать перспективу, академический рисунок – знай себе распыляй по
холстам краску из аэрозольных баллончиков да ходи по ним босиком, вот тебе
и трансцендентный акт! Посконный и сермяжный!
Весь этот развеселый скотный
двор, иерусалимский серпентарий, все эти вечнозелёные чёртики и синевласые
ведьмы, занимающиеся, как сказал бы кузнец Вакула, «малеваньем» - в книге
даны выпукло, сочно, яркими красками. Фигуративная проза. Хорошо видно.
Чувствуется, что автор таки преподавал перспективу! Первое моё
читательское побуждение, естественно, сопереживание – да их всех надо
вязать, запихивать в «скорую» и отправлять скопом с горы Скопус в тихое
местечко Кфар-Шауль, в маленькую психиатрическую больничку, где мой друг
Гриша заведует отделением. А какой там с койки открывается дивный вид!
Натюрморт пейзажа!
Короче, в книге достаточно
подробно показана робкая бесполезная борьба Каминки с
абстрактистами-халтурщиками (вспомним пророческие слова древнего
мыслителя, незабвенного товарища Хрущёва: «Рисуют дрисню из помойной
ямы»). Мы наблюдаем своеобразный бунт конформиста – осмысленный и щадящий.
Потихоньку-полегоньку… Вежливо, интеллигентно… Так бы и остался наш бедный
герой на бобах, но на помощь явился товарищ – Миша Камов. Камов грядеши!
Старый питерский друг
андеграундной ленинградской юности, харизматичный художник, «похожий на
древнерусского князя», приходит в Иерусалим на лыжах, в ушанке и ватнике –
а чаво, однако, «это у вас тут теплынь, а у нас – снега». Так в центре
повествования вырастает могучая фигура православного голубоглазого
богатыря, слезшего с полатей (исполать, исполин!) и по первой пороше
попершего «увидеть и поучаствовать». Добрыня в ватнике издавна привык
бороться со злом, привычное дело, тем паче забавное в фантастических
израильских реалиях. А то ж прилетаешь на Святую землю – глядь, а это
планета обезьян! Визги с экранов и лиан о свободе безумной совести и
идиотского слова, повсюду сидят под пальмами макаки и обвиняют друг дружку
в маккартизме – один правый, другой левый, два весёлых пейса…
Исраэлопитеки!
А вокруг творческих затей не
слаще – художники круга Хомы, упыри с вурдалаками! Прыткие господа – зубы
стучат, глаза боятся, а руки бегают! Так и слышится балагановский вопль:
«Я же машинально!» Израильский художественный каббалаганчик с его
микроскопическими премудростями, кукольными страстями и клюквенной кровью
обрисован автором смешно и арлекинно – чистое кино, цирк на дому,
шапиро-шапито, жалкие потуги сменять район Шило на виноградники в Арле.
«Цвет израильской тусовки» - жуткое жуликоватое убожество, даже не Егупец
с Кабцанском, а пуще прежнего вздурившаяся Касриловка, воображающая себя
Парижем.
Книга Окуня переполнена
добрым сарказмом и злой иронией – о, израильский изобразительный маразм,
крепчающий на дивном пленэре, средь библейских холмов! Эта страна вообще
не для творчества, а для молитв? Вовсе нет. Автор, конечно же, живописует
не израильских художников как класс (среди них, несомненно, немало
достойных), он шпыняет лишь «чиновников от искусства», чванливых
чинуш-кураторов и хитрозадых шарлатанов, захвативших высоты мольберта и
жирные куски холста. Ну, это общемировая проблема и здешняя стая лишь
пятнышко на планетарной заляпанности. Именно поэтому роман-памфлет Окуня
интересно читать не только в тель-авивских окрестностях Иерусалима, но и в
Москве, и в Нью-Йорке. Это «всеобщее письмо», а не этнографический экскурс
– увлекательное повествование о «культурной бюрократии», о великих
кураторах – уродливых карликах-нибелунгах с эго богов, кующих фальшивые
имена, крошках Цахесах, пожирающих цимес искусства. А также, безусловно,
речь идет о талантах и бездарностях.
Талант, как известно, –
древняя мера веса, где-то двадцать пять кило. И тем бедолагам, кому Бог не
дал ни таланта, ни пуда, ни даже фунта сего божественного изюма –
доводится ох несладко! Вдобавок, ежели муза – грымза, совсем приходится
лаптем лихо хлебать! Они, горемыки, вынуждены тогда хлопотливо
выцарапывать гвоздём на стекле и заборе разнообразные «концепции»,
переливать из Пустого в Порожнее, превращать унылые ряды консервных банок
в якобы хлеба и рыбы.
Вся эта консервированная
живопись в жестянках, гиль и дичь, которую академические уорхолуи выдают
за Снайдерса с Мясоедовым, очень смешно отражена в книге. Остап Бендер
легко стал бы в «Бецалеле» старшим преподавателем, ловко орудуя по
художественной части – обучение по комплексному методу! Но что там делать
настоящему художнику, с душой и даром? Юлий Ким отменно объясняет с
обложки: «У художника Окуня есть картина “Неудавшийся побег”. На ней
совершенно голый мужчина с неописуемым выражением восторга устремляется
навстречу ясному свету. Его слабо удерживают женщины, так что побег
безусловно удавшийся. Я глаз не мог оторвать от этой картины. В ней я
почувствовал почвенную мощь Сезанна, темперамент Гойи и человечность
Рембрандта. Что-то похожее я испытал, прочитав книгу художника Окуня про
художников. В ней также описан порыв – и прорыв! – к свету. Оказывается, и
перо послушно мастеру, как и его кисть».
Но вернемся к сюжету. Как
добрый дух без машины, на лыжах появляется Камов – этакий Аввакум в
Иерусалиме, паломник с двумя посохами. Он и проповедует по-протопопову, и
топает по жизни с той же истовостью – до самыя смерти, Маркович (отец Марк
его крестил)! Лыжной палкой, яко копьём побивает Камов-Победоносец
главного змия Става Альперона – куратора Иудеи, узурпатора, пытавшегося
объегорить творчество, соблазнить истинное искусство. «Карьерист,
спекулянт, сноб, жулик», по выражению Каминки, заслужил и от Камова
ревущее: «Скотина! Сатана! Предатель!»
Зло, таким образом, было
временно покарано, покарябано, но оно ж неистребимо! Увы, друзьям пришлось
спасаться бегством. Куда ж бежать? Тут для меня началось самое интересное.
Оказывается, под рынком «Кармель» в Тель-Авиве, на некоторой глубине
находится Подпольная Академия Художеств (ПАХ), и в этом тель-авивском
паху, в самом корне, так сказать, преподают умершие гении – паханы
искусства, катакомбные академики. Исаак Ильич, Казимир Северинович, Пабло,
Винсент, Поль, Анри, Леонардо, далее сами уясните… Печально, конечно, что
и эта академия устроена под рынком, под чревом, под Железистой Пятой, но
так уж, видно, суждено художникам. А я хочу привести напослед слова Игоря
Губермана: «Это очень, очень необычная книга. Она читается как
увлекательный роман, хотя её сквозная нить – глубокие и тонкие размышления
о современном искусстве. Они печальны, эти размышления, но глава о
подпольной школе давно умерших гениев оставляет надежду. Почитайте – не
пожалеете».
Воистину, Окунь словно окно
открывает, врата распахивает в причудливый храм живописи, приглашает
радушно – разуйте глаза и дерзайте! Входите. А там уж как карма ляжет.
|
|
|||
|