Номер 7(76)  июль 2016 года
mobile >>>
Яков Фрейдин

Яков Фрейдин Лицо Джоконды*

Вот уж более 500 лет самая знаменитая и загадочная картина в мире это портрет Моны Лизы (Джоконды) работы Леонардо да Винчи. Слово «мона» это сокращение от слова «мадонна», а оно, в свою очередь, означает «моя дама». С тех пор, как художник и историк Джорджо Вазари в 1550 году описал эту картину в своей книге «Жизнеописания», считается, что Мона Лиза это 24-летняя жена флорентийского торговца шёлком Франческо Джокондо. Часто говорят о её «загадочной» улыбке. Я этого не понимаю – улыбка, как улыбка, ничего в ней особенного нет. Как писал Вазари, когда Леонардо работал над этим портретом Моны Лизы, чтоб она не скучала, сидя перед ним, он нанимал музыкантов, танцоров и прочих развлекателей. Это ей положительно нравилось, так почему бы и не улыбаться? Никакой тайны тут как-то не видно.

Об этой картине до сих пор не прекращаются разговоры. Некоторые подозревают, что Леонардо на самом деле написал на холсте не Мону Лизу, а самого себя в женском обличии, иные подозревают, что там нарисована его мать. Но никаких доводов никто не приводил. В этой статье я предлагаю свою версию того, кто нарисован на этом портрете. Но прежде напомню некоторые факты.

1.      Картина «Джоконда» была заказной работой, которую Леонардо начал в 1503 году в то время, когда у него было весьма туго с деньгами. Поскольку он всегда был очень неаккуратен со сроками, картину он вовремя не закончил, и денег за работы ему не заплатили. Но вот странность – денег не заплатили, контракт разорвали, а он тем не менее продолжал над ней скрупулёзно работать ещё по крайней мере 4 года, а по некоторым источникам - даже 13 лет.

2.      По непонятной причине Леонардо с этой картиной никогда не хотел расставаться – весьма странное отношение к заказной работе. Во времена своих странствий он всегда возил её с собой и держал при себе, как икону. Под конец жизни, несмотря на плохое здоровье (его частично парализовало) он вёз её с собой в последнюю и изнурительную поездку во Францию на осле через горы. А когда приехал, то наотрез отказался продать её своему благодетелю королю Франции Франсуа I. Лишь пообещал, что король сможет её забрать только после смерти Леонардо. Какая-то параноидальная привязанность к собственной работе!

3.      Французский исследователь Паскаль Котт в течение 10 лет изучал эту картину в Лувре, использую самые современные технологии. Он обнаружил, что под десятками слоёв краски лица «Монны Лизы» написано лицо совсем другой женщины, на «Мону Лизу» не похожую. Котт пришёл к выводу, что это скрытое лицо и есть настоящая Мона Лиза Джоконда, а то, что всем видно на поверхности – совсем иная женщина. Кто же она? Быть может Леонардо испытывал сильную привязанность вовсе не к картине, а к лицу на ней изображённому?  

4.      Если вглядеться в лицо «Моны Лизы», то можно заметить, что у неё совершенно нет ни бровей, ни ресниц. Довольно странно. Когда Котт проводил свои исследования, он нашёл только один волосок нарисованный на бровях. Однако, тот же Вазари, рассказывая об этой картине, дал нам детальное описание: «…Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью…» Похоже, что он говорит о какой-то другой картине. Скорее всего, он вообще не мог видеть «Мону Лизу». Леонардо умер, когда Вазари был ребёнком, а когда он вырос, «Мона Лиза» была у французского короля, куда Вазари вряд ли имел доступ. Скорее всего, своё описание он делал со слов кого-то другого, который видел, как Леонардо работал над первым вариантом картины.

5.      В тот самый 1503 год, когда он писал «Мону Лизу» ему заказали картину для алтаря во флорентийской церкви. На ней должны были быть изображены Дева Мария, её мать Св. Анна и младенец Иисус. Картину эту он написал и она сейчас, как и «Джоконда», находится в Лувре. С моей точки зрения, эта картина куда более загадочна, чем «Мона Лиза». Самое непонятное в ней это её композиция. На ней изображена взрослая Дева Мария (ей должно быть лет 18 – по тем временам средний возраст), сидящая на коленях (!), как ребёнок, у своей мамы, Св. Анны. Младенец Иисус пытается от неё уйти, чтоб поиграть с ягнёнком. Никогда ни один художник ни до, ни после не изображал взрослую Деву Марию на коленях у своей матери (40-45 лет, то есть пожилой женщины по меркам античности). Для Леонардо в этом был какой-то пока нам непонятный смысл.

6.      Эта картина со Св. Анной в значительной степени основана на подготовительном наброске, который сейчас находится в Лондонской Национальной Галерее. Леонардо сделал этот набросок по разным оценкам где-то между 1490 и 1499 годами, то есть когда он жил в Милане и у него гостила его мать. Набросок отличается от картины в Лувре – вместо ягнёнка там изображён ребёнок. Это двоюродный брат Иисуса, то есть Иоан Креститель. Но та же странная композиция, где взрослая Дева Мария сидит на коленях у своей матери.

7.      Катерина, мать Леонардо, была молоденькой крестьянкой, родившей сына вне брака с его отцом Пьеро да Винчи. Это всё, что о ней было известно. Но вот совсем недавно выяснилось, что Катерина была невольницей, вероятно арабских кровей, привезённая в Италию скорее всего из Константинополя. Она была крещена и получила христианское имя Катерина. Ею владела вдова, у которой Пьеро выкупил Катерину в обмен на дом, дал ей свободу, а через 3 месяца после рождения Леонардо выдал замуж за местного крестьянина.

8.      Леонардо жил с матерью до 4-х лет и был к ней нежно привязан. Но потом его забрал к себе отец Пьеро да Винчи. Его бесплодная жена хотела ребёнка и Леонардо стал для неё сыном. Так, у него появились как бы две матери, но до конца своих дней он сохранял нежные чувства и привязанность к своей родной матери. Когда Катерине уже было за 60, он привёз её к себе в Милан на долгой срок. Вероятно там же она и умерла в 1495 году. Похоже, что она была единственной женщиной, к которой Леонардо испытывал привязанность и нежность. Я вовсе не подозреваю у него эдипов комплекс, но очевидно, что он любил свою мать, а других женщин в его жизни никогда не было. Как писал более ста лет назад Зигмунд Фрейд: «…И поэтому, может быть, жизнь Леонардо настолько беднее была любовью, чем жизнь других великих людей и других художников. Его, казалось, не коснулись бурные страсти, сладостные и всепожирающие, бывшие у других лучшими переживаниями…”

Ну а теперь поговорим о гипотезе - кто же изображён на картине «Мона Лиза»? Подчеркну - это всего лишь теория, доказательства которой, скорее всего, никогда найдены не будут.

Смерть матери в 1495 г. глубоко опечалила Леонардо, и когда он задумал и стал делать эскизы к новой картине, где должен был быть изображён младенец Иисус, его двоюродный брат Иоан, дева Мария и бабушка Анна, он решил увековечить свою мать, дав Св. Анне лицо Катерины. Как многие гении, Леонардо был глубоко одинок, и мать была для него самым близким человеком. В его сознании всплывали воспоминания детства, когда любящая мать качала его на коленях. Потому, он решил на колени Св. Анны усадить её дочь Марию, символизируя тем тесную связь между матерью и дочерью. Этот набросок был выполнен на 8 листах, склеенных воедино, однако он так и не написал по нему картину. Отчасти потому, что, как обычно, его отвлекали другие проекты, а потом в 1499 г. французы оккупировали Милан. Его благодетель герцог Сфорца бежал из города, а за ним уехал и Леонардо и после долгих скитаний по итальянским городам-государствам, опять поселился во Флоренции.

Во Флоренции в 1503 году он стал писать портрет Лизы Джоконда, только недавно ставшей матерью. Это его глубоко волновало, всплывали воспоминания детства, и он чувствовал некую эмоциональную связь между ней и своей матерью. Не исключено, что это мешало и тормозило его работу, но он все же продолжал писать её портрет. Когда все сроки прошли, муж Джоконды был разъярён и заявил, что ждать более не намерен и платить отказывается. Картина осталась у Леонардо и он решил её изменить – переписал лицо Лизы, сделав его лицом своей матери Катерины, как он помнил её в молодости. Катерины уже много лет не было в живых и он писал по памяти – долгий и эмоционально мучительный процесс. Чем больше он работал над портретом, тем более он привязывался к своей молодой матери на этой картине и никогда не мог с ней расстаться.

В тот же год, когда он работал над Моной Лизой, ему заказали картину со Св. Анной, её дочкой и внуком. Он решил использовать для неё свой старый эскиз, который он сделал ещё в Милане, Там у Св. Анны было лицо его матери Катерины. И опять он писал свою мать, но уже в более зрелом возрасте, и как «Мону Лизу», писал её по памяти. Таким образом он сделал два портрета своей матери – молодой и пожилой. Это даёт нам возможность их сравнить. Если мы поместим их рядом и уровняем угол поворота и размеры, становится ясно, что на них изображена одна и та же женщина, хотя и в разных возрастах. Таким образом, можно заключить, что на картине «Джоконда» Леонардо да Винчи нарисовал свою мать Катерину в молодом возрасте.

Эту гипотезу можно продолжить. Если Св. Анна это Катерина, тогда сидящая у неё на коленях Св. Мария, это никто иной как Леонардо собственной персоной. Таким образом он на этой картине поместил себя на колени своей матери как ребёнка. Леонардо мог проводить мысленные параллели между собой и Девой Марией: оба были девственниками, у обоих было божественное благословение – у неё произвести на свет Спасителя, у него — создать науки и изобретения. Ни Спаситель, ни его творения не были поняты людьми и не приняты ими.

К сожалению, до нас дошли лишь несколько изображений самого Леонардо, и все они с бородой. Поэтому совсем непросто сравнить его лицо с лицом Девы Марии на картине, где она сидит на коленях у Св. Анны. Но стоит сделать попытку и поместить рядом два портрета, уравняв их размеры и углы поворота. Для портрета Леонардо мы возьмём сравнительно недавно найденный так называемый Lucan Portrait. С некоторой долей воображения можно увидеть явное сходство, особенно в формах носа и губ. Если я прав, то портрет Девы Марии это единственный дошедший до нас автопортрет Леонардо без бороды, хотя и несколько феминизированный.

Всмотритесь в эти четыре лица («Мона Лиза», Св. Анна, Дева Мария и Леонардо) – не кажется ли вам, что на них изображены близкие родственники – мать и сын?

©Jacob Fraden, March 22, 2016 (www.fraden.com)

Примечание

* Перевод на русский язык моей статьи, опубликованной в Art News в марте 2016 г.

 ***

А теперь важное объявление.

Где зарегистрироваться для участия в Международном открытом фестивале-конкурсе «Волшебство акварели»?

Рисование акварельными красками пользуется большой популярностью не только среди профессиональных художников, но и среди детей. Многие рисуют акварелями и хотят продемонстрировать свои работы. Юные таланты могут принять участие в Международном открытом фестивале-конкурсе Волшебство акварели и получить оценку своим рисункам. В жюри профессиональные художники с большим опытом.

Организатор конкурса – ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андриякина». Известный художник хочет предоставить всем юным дарованиям возможность не только показать свои рисунки другим участникам, но и узнать мнение экспертного жюри. Принять участие могут дети и подростки со всех регионов.

Как проводится фестиваль-конкур

Организаторы интересного мероприятия планируют провести фестиваль-конкурс в два этапа. Первый дистанционный этап позволит отобрать работы для участия во втором очном этапе. Для участия в конкурсе принимаются рисунки выполненные акварелью в различных стилях:

  • этюды;
  • натюрморты;
  • пейзажи;
  • портеры и т. д.

На сайте можно скачать условия и правила конкурса. Это позволит записаться в свою возрастную группу и принять участие в мероприятии. Самым маленьким участникам помогут зарегистрироваться их родители. Они не только скачают правила, но и отправят на конкурс наиболее интересные рисунки своих детей.

Всего в конкурсе пять возрастных групп. Для того, чтобы объективно оценить способности всех участников, все участники делятся по разным возрастным группам. Это позволит жюри выбрать троих победителей в каждой группе.

Какой призовой фонд?

Победители первого дистанционного отборочного этапа получат электронные сертификаты и профессиональные акварельные наборы ГАММА. Участников, которые займут в конкурсе 1, 2 и 3 места получат дипломы и памятные подарки. За 1-е место в конкурсе победитель получит сертификат на бесплатное обучение в академии акварели и изящных искусств Сергея Андриякина.

Участник, который займет 2-е место, получит сертификат на 3 месяцы обучения в онлайн школе АРТ ГАММА. Участник, занявший 3- е место, получит сертификат на 1 месяц обучения в школе АРТ ГАММА. Для любителей рисовать акварелями – это замечательная возможность получить оценку своих работ со стороны профессиональных художников.

Вывод

Регистрация и участие в фестивале-конкурсе Волшебство акварели станет для многих юных художников первой ступенью на пути к успеху. Возможно, не все в будущем станут известными художниками, но участие в конкурсе – это уникальная возможность выставить на всеобщее обозрение свои работы и сравнить с рисунками других участников. Заявки на участие принимаются онлайн круглосуточно.

 

 


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:4
Всего посещений: 3898




Convert this page - http://7iskusstv.com/2016/Nomer7/JFraden1.php - to PDF file

Комментарии:

Соплеменник - Б.Тенебауму
- at 2016-07-17 06:23:32 EDT
Вьется горная дорога, по бокам лежат века!
...
Что-то "левертов" немного и "амлинская" слегка.

Фаина Петрова
- at 2016-07-16 21:38:31 EDT
Интересный и вполне убедительный аспект.
Сергей Чевычелов
- at 2016-07-16 20:13:17 EDT
Ефим Левертов
Петербург, Россия - 2016-07-16 17:55:59(716)

Дорогой Сергей Чевычелов!
Что Вы думаете о "медицинской карте" Моны Лизы?
///////////////////////СЧ////////////////////
Может, оно так и было. Автору я доверяю. Об этом же можно прочитать у Фрейда
http://www.vinci.ru/fr_04.html
И вот еще. В конце XV и начале XVI веков в моде были полностью выщипанные брови. Можно предположить, что изображенная на картине женщина определенно следила за модой и соответствовала этому эталону красоты, однако французский инженер Паскаль Коте открыл, что у нее на самом деле были брови.

С помощью сканера с высоким разрешением он создал копию картины очень высокого качества, на которой были обнаружены следы бровей. По мнению Коте у "Моны Лизы" изначально были брови, но затем со временем они исчезли.

Одной из причин их исчезновения могли быть чересчур усердные попытки сохранить картину. В музее Лувра и при дворе короля шедевр на протяжении 500 лет регулярно чистили, в результате некоторые особенно тонкие элементы картины могли и пропасть.

Другой причиной исчезновения бровей могли быть неудачные попытки провести реставрацию картины. Впрочем, до сих пор непонятно, как брови могли исчезнуть совсем. В любом случае, сейчас над левым глазом можно видеть следы мазка кистью, которые свидетельствуют о том, что брови у "Моны Лизы" все же были.

Ефим Левертов
Петербург, Россия - at 2016-07-16 17:55:59 EDT
Дорогой Сергей Чевычелов!
Что Вы думаете о "медицинской карте" Моны Лизы?

Б.Тененбаум
- at 2016-07-16 16:52:52 EDT
Не берусь судить о "... степени научности изысканий ...", но читать было и в самом деле интересно.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//