Номер
1(82)
январь 2017 года
mobile >>> |
|
Сергей Баймухаметов |
Об очерке Владимира Фрумкина
Во-первых, спасибо времени и судьбе, что у нас
есть Владимир Фрумкин. Его книги, очерки, мемуары – бесценны. Это
художественно-публицистический документ эпохи, портрет эпохи.
Меня с Владимиром Фрумкиным разделяет 21 год. Но
у нас одно прошлое – СССР. Только Володя с 1974 года смотрел на страну
из-за океана, а я – здесь, обитаю в новой России, для него, наверно,
странной, незнакомой.
Давно уже бродит в мыслях, звучит рефрен: «Кому
нужна наша молодость?» Даже думал так назвать ненаписанную статью-отклик
на очерки, книги Кирилла Ковальджи, Владимира Фрумкина, Александра
Щербакова, Андрея Яхонтова… Если мы изучали культурное наследие прошлого,
жадно интересовались, искали в запретных и закрытых источниках, а в
изданных книгах вычитывали между строк сведения о жизни в царской России,
о 20-х и 30-х годах в СССР, то нынешним молодым россиянам глубоко
фиолетово все, что было в СССР в действительности.
Почему? Не знаю. А это ведь была уникальная
эпоха. По большому историческому счету – уникальный исторический
эксперимент, поставленный на нас, наших отцах и дедах. Неужели не
интересно? Абсолютно.
Ну ладно, у них своя жизнь. Может, просто время
еще не пришло, не выросло еще поколение, которое будет спрашивать, искать,
читать…
Я немного о другом. Условно говоря, о качестве.
В Литинституте в 1977-78 годах я говорил своим
сотоварищам: «Смотрите, Субботин (Василий Субботин, автор знаменитой книги
«Как кончаются войны», руководитель нашего семинара прозы) – воспитанник
Маршака, Маршака воспитывал Стасов, привозил его фотографию Толстому,
просил благословить мальчика. Вот уйдет поколение Субботина – и останемся
только мы, слушать будет некого, не будет авторитетов, глотки будем рвать
друг другу».
Юрий Трифонов, руководитель другого
литинститутского семинара, нас учил: «Олеша, Бабель… Они предъявляли себе
гигантский счет. Такую фразу, ну, скажем, как: «Его глаза с добрым,
лукавым прищуром...» — они не могли бы написать даже под угрозой
пистолета, ибо им показалось бы, что такая фраза — предательство».
Через каких-то 15 лет, в 1992 году, я писал в
журнале «Журналист», что начинаю понимать состояние и самочувствие русских
интеллигентов, живших в России 20-х годов. Они, имеющие классическое
образование, вынуждены были смотреть, читать и слушать чушь и ахинею,
которую несли выпускники краткосрочных курсов марксизма. И все это в
газетах и на радио выдавалось за достижение человеческой мысли.
То же самое происходило в новой России, начиная
с 1990-91 годов.
Перестройка и гласность, а затем и крах СССР
отменили цензуру. Литература стала свободной. Но так получилось, что
вместе с отменой цензуры отменили талант, профессионализм. Вместе с водой
выплеснули ребенка. Если при коммунистической власти настоящий талант (не
приспособленец и не певец режима) пробивался сквозь
идеологически-редакционные рогатки, выходил в свет, он безусловно
почитался профессиональной литературной средой.
То, что началось с вознесения новых имен в
первые постсоветские годы и продолжается доселе - большой блеф, шулерство,
игра в платье голого короля. (Прошу простить за жестокую субъективность.)
Все, что в девяностые годы и позже выходило в
свет под видом чуть ли запрещенной, подпольной, антисоветской литературы,
модернизма и постмодернизма, присутствовало в те же
семидесятые-восьмидесятые. Разумеется, считалось чуждым. Но как участник
тогдашнего процесса могу заверить – это было просто неинтересно,
утомительно скучно, не выдерживало никакой конкуренции с тем, что мы
имели. А у нас была великая советская литература. Прямо сейчас, навскидку,
могу привести десятки и десятки имен – созвездие! От Чингиза Айтматова до
Василия Шукшина. Вспомните, к примеру, «Привычное дело» Василия Белова или
«Старика» Юрия Трифонова – и все сразу встанет на свои места.
Когда же рухнула прежняя
государственно-политическая система, вместе с партийными иерархиями,
авторитетами, радостно и расчетливо сокрушили и литературные иерархии. На
расчищенное поле хлынули сотни и сотни… авторов, скажем так. Они
действовали и действуют в лучших традициях революционного пролетариата -
лавой, массой, напором и нахрапом, повсюду устанавливая свой стандарт,
называя друг друга культовыми, знаковыми, раздавая премии, и т.д. Ну
хорошо – установили и назвали. Некоторая публика даже поверила. А дальше
что? А дальше все то же – пустота. Как писал еще в семидесятые годы Юрий
Кузнецов: «И шифровальщики пустот, и общих мест дрозды». Потому я
говорю не о нынешней литературе, а об ее отсутствии. Но процесс идет.
Бурное обсуждение платья голого короля – вечный сюжет.
Многочисленные литературные премии стали самой
настоящей литературной дезориентацией. Оговорюсь - авторы ни в чем не
виноваты. Каждый человек, если хочет, волен писать – в меру таланта,
грамотности. Это члены жюри возводят подобную продукцию на пьедестал,
объявляют эталоном. Раз премия – значит, перед нами эталон художественного
слова.
То же самое и в других областях.
Помните, как в конце 2011 года прославилась
девушка из города Иваново, из молодежного прокремлевского движения «Наши»
(использованного и ныне забытого властями)? В интервью московскому
корреспонденту как одно из достижений партии «Единая Россия» она отметила:
«Мы стали более лучше одеваться».
Запись попала в интернет, фраза стала мемом.
И вдруг эту девушку сделали телеведущей на НТВ.
Она выходила в эфир со своей передачей каждую субботу, в лучшее время, с
19.25 до 20.00. Диктор, представляя, называл ее звездой, и сама она
говорила о себе: «Я – звезда».
О, как оскорбилось телевизионное сообщество!
Какие непечатные слова отдавались эхом в коридорах Останкино! Кто-то из
обозревателей писал: «Канал НТВ плюнул в профессионалов, ясно дав понять,
что ни знание, ни талант, ни труд не стоят ничего. Берем любого
человека... Желательно, чтобы к человеку прилагалась грудь четвертого
размера... Остальное - дело техники».
Обозреватель, на мой взгляд, ошибался, говоря
про талант и труд. Суть глубочайшей оскорбленности телевизионщиков была в
том, что им (случайно) дали понять: передачи их идейно-профессионального
уровня может делать любой с улицы. Или так: к передачам их
идейно-профессионального уровня можно приставить как автора-ведущего -
любого с улицы. И зритель не почувствует (и не чувствовал!) разницы. А
ведь телевизионщики мнили себя высокими профессионалами, властителями
умов, интеллектуалами…
То же самое - в действительности.
Вспомним отбор руководящих кадров. Да,
партийность часто заменяла специальность и профессию. На самый верх
попадали известно кто, персонажи, о которых слагались анекдоты. И в то же
время… Например, о референтуре ЦК КПСС можно говорить только в
превосходных степенях. Помню случай из своей редакционной жизни конца 70-х
годов. Один из журналистов-международников, уезжая, просил меня
согласовать его статью о Камбодже (Кампучии) с куратором из
соответствующего сектора ЦК. Из телефонного разговора с куратором (внося
его правки в статью) я вынес убеждение, что он знает там не только каждую
деревню, но и каждую вторую кумушку и каждого третьего раздолбая в тех
деревнях.
В ведущих отраслях экономики было много
профессионалов. Тем более - на должностях республиканского, всесоюзного
ранга. Туда попадали люди, прошедшие все производственные ступени. Мастер
цеха, начальник участка, начальник цеха, начальник производства, директор
завода. Потом его забирали в ЦК - инструктором в отраслевой отдел. Он
кое-что терял: ведь директор - царь и бог в своих владениях, а то и в
своем городе. Но он знал, что инструктор ЦК - стартовая площадка. Там он
знакомился со всей отраслью, вникал в масштабы. Оттуда – уже в заместители
министра, в министры. Практически на всех уровнях сидели сведущие люди.
Самое же главное - за пределами той советской
номенклатуры были миллионы рядовых инженеров и техников, младших научных
сотрудников, талантливых специалистов среднего звена, которые знали свое
дело досконально, поскольку талантливы, и других увлекательных и достойных
занятий, кроме работы, нет. Просто система, в которой они работали, не
имела будущего, губила сама себя.
Многие из нас в семидесятые годы посмеивались
над «бездельниками из расплодившихся НИИ», не понимая, что это –
питательная среда, в которой и вырастают, появляются ученые, создающие
настоящее и будущее мира. Наконец, просто образованное сословие,
определяющее лицо общества. В итоге сформировалась критическая масса
образованных, самостоятельно мыслящих людей, не подверженных воздействию
коммунистической идеологии.
Когда во всех городах страны работали заводы,
НИИ и КБ, на инженеров и МНС (младших научных сотрудников) те же рабочие с
тех же заводов смотрели с уважением, хотели быть, как они - умными,
начитанными, интересными. Сейчас этой прослойки нет. Одни инженеры и
мэнээсы, чтобы прокормить семьи, в 90-е годы стали "челноками". Другие
подались на жительство за границу. Вслед за ними - их младшие товарищи,
братья, дети, и процесс этот не прекращается, а только усиливается.
Изменились и рабочие. Теперь нет у них пиетета
перед образованием, знанием, теперь широкие народные массы считают, что
они и сами с усами. Компьютерная эпоха породила ОКОЛОЗНАНИЕ.
Итак, выводы. Парадокс в том, что
коммунистический режим, практически уничтожив дореволюционный культурный
слой, тем не менее, создал на оставшемся фундаменте новый культурный слой.
И сегодняшнее старшее поколение – последние его носители, представители.
После них – тьма, убожество и ничтожество.
Парадокс в том, что высокообразованных людей,
профессионалов (тем более – художников) при советской власти ценили и
уважали. Да, Хрущев безобразно орал на известных выставках и встречах с
интеллигенцией, но знаете, что я скажу?.. В этом крике сквозил и страх.
Во-первых, страх за идеологическую систему. Если «учение Маркса всесильно,
потому что оно верно», то чего кричать-то? Во-вторых, страх перед
непонятными писателями-художниками, которые что-то там себе пишут-говорят,
когда все ведь ясно, и не боятся ведь, паразиты! То есть был страх перед
непонятной природой искусства как таковой и людьми искусства, которые как
будто бы не такие, как все, которые как будто бы подчиняются непонятной
силе.
Да, музу делали придворной. Но она ведь по
природе своей упряма. Гони природу в дверь – она влетит в окно. Например,
что можно было сделать с музой Окуджавы? В 1975 году официально выпустили
большую пластинку, после чего на всех посиделках вольномыслящая,
диссидентствующая публика распевала под гитару: «Как вожделенно жаждет век
нащупать брешь у нас в цепочке... Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за
руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Парадокс в том, партийно-советская номенклатура
испытывала перед высокообразованными людьми, перед художниками, даже некий
трепет. Было понятие дистанции. Да, мы, секретари райкомов-обкомов –
правим, но эти люди… они совсем другое… А уж в народе относились к ним с
особым пиететом.
Сейчас все переменилось. Авторитетов нет. Какой
может быть авторитет, когда «мы и сами все знаем!» Кто ни попадя, бормочет
что-то о «нашей исконной высокой духовности», как в 20-30-е годы
полуграмотные "выходцы" и "выдвиженцы" бормотали о "марксизме".
Бескультурье, безграмотность, убожество. Но это - особые убогость и
ничтожество. Они правят бал. Они самодовольны, упоены собой. Убогость и
ничтожество выдаются за ум, вкус, знание.
Сверху донизу и снизу доверху.
Поэтому очень к месту в очерке упоминание мысли
Ханны Арендт о том, что тоталитарное общество, в отличие от тирании,
создается снизу, и в определенных условиях отвечает глубоким потребностям
масс. Поэтому сегодня очерк Владимира Фрумкина обретает особую актуальность. Как новое звучание прежних нот в современной партитуре. |
|
|||
|