|
|
|
Номер 1(49) - январь 2014 года |
|
Культура |
Марина Аграновская
"Колыбель моей души". Германия Марины Цветаевой*
Жизнь сестер во Фрайбурге мало походила на шварцвальдскую вольницу, но и здесь они смогли найти свою сказку. Картинкой из книжки братьев Гримм казался им мостик Швабенторбрюкке со статуями рыцарей, с игрушечными островерхими башенками, покрытыми цветной черепицей.
|
Лев Бердников
Этюды. У истоков русского сонета
Со временем императрица из зависти начала преследовать всех мало-мальски смазливых молодых женщин. Стоило несчастной одеться красиво и броско, она тут же становилась жертвой монаршего произвола. Сколько дамских платьев, лент, причесок искромсала императрица ножницами!
|
Мина Полянская
77 дней Марины Цветаевой в Берлине. Цветаева, Вишняк, Гейне…
Уникальным явлением в истории русской литературы, феноменом её является литературный Берлин двух лет (с 1922 по 1924 год), когда чуть ли не все русские писатели оказались в немецкой столице, пристанище русской эмиграции.
|
История |
Игорь Юдович
Борис Дынин
Игорь Юдович: Протестантский век. Послесловие Бориса Дынина*
Фактически английские протестанты отказались от важнейшего постулата католической церкви, утверждавшего, что Новый Завет отменил Ветхий; они заменили его своим собственным постулатом, согласно которому евреи остаются избранным народом и сохраняют Завет с Богом, но они - протестанты - являются прямыми наследниками евреев в своем времени и в своем пространстве.
|
Борис Тененбаум
Муссолини. Главы из новой книги
К концу 1918 Муссолини стал прилично зарабатывать. Разрыв с социализмом пошел на пользу его внешнему облику - теперь он регулярно брился, хорошо одевался и даже носил рубашки с крахмальным воротником.
|
Галерея |
Семен Талейсник
Художник «Бродяга» – Адриан Браувер
Ни на одной картине не обозначен его автопортрет. Ни одно из произведений Брауэра не подписано. Лишь на некоторых стоят его монограммы. Исследователи его творчества приписывают ему всего около 80 картин и несколько рисунков. Большинство картин невелики по размерам и написаны на дубовых панелях.
|
Люди |
Белла Езерская
О пользе борща в культурных связях. Памяти Виталия Вульфа
Вульфа было лучше слушать, чем читать. Его эссе теряют в сравнении с прочитанными перед телекамерой. Потому что перед микрофоном вступал в силу его артистизм. «Говорящая голова» Вульфа была самодостаточной и могла обходиться без видеоряда.
|
Лев Харитон
Уроки английского*
Эта подозрительность и недоверие, с которыми выросло подавляющее большинство людей его поколения, остались у него на протяжении всей его долгой шахматной карьеры. Известно, например, что, играя в 1951 году матч с Д.Бронштейном, Ботвинник после откладывания партии зачастую опасался сообщить своему секунданту записанный им секретный ход, так что секунданту приходилось работать над отложенной позицией по существу «в потемках».
|
Людмила Суркова
Григорий Соломонович Померанц (1918-2013). Воспоминания и переписка*
Это был человек редкой доброты и обаяния, что привлекало к нему несчётное количество друзей, слушателей его лекций, читателей его книг – они становились его соратниками. Одним из них был талантливый учёный – физик и математик Валентин Турчин, у которого и проходили семинары, упомянутые А.Д. Сахаровым.
|
Андрей Алексеев
А.А. Ухтомский, В.Н. Муравьев и другие. Монах в миру и естествоиспытатель, советский академик и потаенный епископ(?) Алексей Алексеевич Ухтомский
С теорией доминанты тесно связано представление Алексея Алексеевича об интегральном образе мира. По Ухтомскому, для каждого человека реальностью опыта обладают не отдельные ощущения, как это считалось раньше, а сложные интегральные образы, а всякий интегральный образ является продуктом прожитых доминант.
|
Печатаем с продолжением
Семен Резник
Против течения. Академик Ухтомский и его биограф. Документальная сага с мемуарным уклоном
Ухтомский как раз был продолжателем Сеченова. Он принадлежал к школе Н.Е. Введенского, наиболее одаренного ученика Сеченова в Петербургском университете. Введенский унаследовал кафедру физиологии от Сеченова, Ухтомский – от Введенского: преемственная связь очевидна.
|
Музыка |
Александр Туманов
Шаги времени
Программа первого концерта была составлена Андреем, как мы поняли значительно позже, мудро – в расчете на публику и исполнителей, впервые встречающихся с незнакомым пластом музыкальной культуры, о которой если кто и знал, то только понаслышке, из книг.
|
Мемуары |
Ася Лапидус
Лето 1968, Коктебель
Театр на Таганке. 72-й год – два года готовили спектакль. Под кожей статуи Свободы – задорная антиамериканская агитка на американские стихи-поэму Евтушенко. Билеты в первый ряд не продавали – в первый ряд усадили полицейских с дубинками, и если кто на сцене распоясывается – дубинкой по голове и выкидывают в фойе, и зрителям дубинками помахивают, чтобы знали порядок. Блестящий спектакль. За нашу и вашу свободу. Аминь.
|
Наталия Рапопорт
Семья от бога нам дана. Глава из новой книги «Личное дело»
Сегодня, когда прилавки магазинов ломятся от разнообразных яств – были бы деньги – мало кто помнит те дни, когда хозяйки мгновенно расхватывали мясо в раскалённых очередях и на прилавках оставались только вонючие кости, которые Вайсберг даже псу своему не варил.
|
Дмитрий Бобышев
Я в нетях. Человекотекст, книга 3
Помимо всех своих ренессансных качеств, Яков Виньковецкий обладал ещё одним талантом – умением дружить с самыми разными людьми, которых иначе свести было совершенно невозможно. В каких-то делах несомненный практик и прагматик, во многих других отношениях он был совершенным идеалистом и терпел пребольные удары «мордой об стол», – по энергичному выражению его Дины.
|
Поэзия |
Борис Кушнер
Дорога в два стихотворения. Из новых стихов, сентябрь-декабрь 2013 г.
Верлибр самою сутью прост,
Не с рифмой лёгкий флирт в беседке.
Иль всё же прав суровый Фрост –
Верлибр – род тенниса…без сетки?
|
Генрих Тумаринсон
«Квакающие стихи»*
Квакать умеют
Не только лягушки,
Так что не очень
Гордитесь, квакушки.
|
Лариса Миллер
«Стихи гуськом» Книга XVII: октябрь-декабрь 2013 г.
Мне Господь подаёт, потому что я рано встаю.
Мне Господь подаёт всевозможные знаки, сигналы.
У Него есть для этого разные чудо-каналы:
Птицы, небо, листва. Чтоб Ему благодарность свою
Показать, я бы стих, да такой, чтоб парил,
Подарила б Ему. Но Он сам мне его подарил.
|
Проза |
Галина Гампер
История заблудших. Фрагменты из новой книги
Ужас перед неизвестностью охватывал Мери, хотя с тех самых пор, когда голос Монстра произнёс роковые слова, ей уже не являлись никакие знаки или распоряжения Дьявола. Лишь с регулярной настойчивостью она вспоминала то полную невыносимых страданий исповедь Монстра, то исповедь самого Франкенштейна.
|
Светлана Смолина
Сотворение женщины*
Похоже, собеседник убедился, что Ева действительно не прикрывает эту дуру. В отношениях виртуальных собеседников наметился некоторый прогресс, если таковыми можно было считать третьи сутки странной переписки двух незнакомых людей.
|
Переводы |
Валерий Черешня
Переводы: Луиза Глик, Джеймс Мерил, Роберт Фрост, Дилан Томас
И вновь, и вновь листва, до смерти падка,
устав дарить нам тень и ветром петь,
летит плашмя, чтоб землю, как перчаткой,
коричневою шелухой одеть.
|
Изабелла Мизрахи
Переводы: Шемас Хини, Луиза Глик, Марк Стрэнд, Роберт Лоуэлл, Дерек Уолкотт, Мария Чурсина*
Твой голос затих, я едва слышу тебя.
Твой звёздный голос теперь только память,
и земля опять потемнела,
когда Ты нахмурился.
|
Владимир Гандельсман
Переводы: Имон Греннан, Энтони Хект
Лёд с озера сошёл, волна под ветром
доказывает с пеною у рта,
что так и есть. Но ниже полуметром -
лишь руку погрузи - твердыня льда.
|
Читальный зал |
Марина Мануйлова
Пророчество или предание, или Небывалые комбинации бывалых впечатлений. О книге М.Юдсона "Лестница на шкаф"*
Почему это вы будете ее читать? Потому что Дмитрий Быков сказал, что это, возможно, главная книга современности. А он слов на ветер давно уже не бросает. Он аргументирует, совмещая рваные края действительности с нашим угловатым, несовершенным ожиданием.
|
Ян Пробштейн
«Пространством и временем полный…». История, реальность, время и пространство в творчестве Мандельштама*
Поэзия прозы, не менее метафоричной и экспрессионистически необузданной, нежели стихотворный цикл, в значительной степени выявляет мотив странствия в творчестве Мандельштама и проясняет его поэтику — «тропы» и метафорическое видение.
|
* - дебют
в журнале
|
|