Номер 3(84) март 2017 года
mobile >>>
Григорий Быстрицкий

Григорий Быстрицкий За кулисами

Обычно на концерты их сопровождают профессионалы. Сегодня по ряду причин скрипачку пришлось везти мне.

Подъезжаем к театру. Он расположен в центре Москвы. Сцена, акустика, зал мест на 500, освещение, расположение кресел, уют и общая обстановка делают этот театр удобным для восприятия живой музыки, оркестра и солистов.

Служебный вход, строгая пропускная система. За два часа перед концертом назначен последний прогон с оркестром.

Нас уже встречают, проводят по длинным коридорам в гримерную с табличкой "Солист, имя..., (скрипка)". Маленькая гримерная, с софой, двумя креслами, столиком трюмо с лампочками, дальше дверь в туалет с  душевой кабиной.

Солистка быстро снимает верхнюю одежду, достает скрипку. Тут же входит костюмер и вывешивает привезенное концертное платье на специальную подставку-вешалку. Следом заходит официантка с подносом закусок, чаем и кофе.

Солистка кивает ей на столик, берет скрипку и мы с сопровождающей дамой идем по коридорам.

- Зайдем через сцену? - спрашивает дама.

- Через зал, - машинально говорит солистка.

В театре еще пусто. Проходим через вестибюль, подходим к двери в зал. Оркестр играет финальную часть, потом становится тихо.

Осторожно открываем большую, тяжелую дверь и тихо входим. На сцене оркестр в обычной одежде, дирижер в джинсах и футболке полусидит на высоком стульчике и что-то объясняет музыкантам.

Солистка, не задерживаясь, быстро поднимается на сцену, подходит к дирижеру. Тот здоровается, находит нужную партитуру. Первая скрипка тут же дает тон, солистка корректирует строй своей скрипки, смотрит на дирижера. Тот взмахивает руками, как птица крыльями.

Концерт для скрипки с оркестром пролетает одним дублем, без остановок, уточнений, повторений и исправлений. Это похоже на слаженную машину, все части которой по отдельности работают безукоризненно, а все вместе составляют гармоничное целое. Такое впечатление, что солистка работает с этим оркестром много и постоянно. Я точно знаю, что это вторая репетиция.

По окончанию музыканты тихо стучат смычками по инструментам в знак уважения к исполнению. Переходят на крещендо, потом встают.

Дирижер говорит: "Хорошо", солистка спускается со сцены, и мы в том же порядке быстро продвигаемся к гримерной.

Честно говоря, я по-другому представлял себе генеральный прогон. Но не было ничего лишнего. Было уж слишком профессионально. Вся репетиция заняла столько времени, сколько композитор отвел для Концерта. Вероятно, все уточнения прошли в предыдущий раз.

К нашему приходу в гримерной снова подготовили горячие чай и кофе. Солистка перекусила и оставшееся до концерта время шлифовала отдельные фрагменты.

За час перед концертом в коридоре зашумели музыканты, потом из других гримерных стали доноситься звуки разнообразных пассажей.

По ретранслятору объявили, что был второй звонок, и музыкантов пригласили за кулисы.

- Ты лучше слушай здесь, - сказала солистка, уже одетая к сцене.

- Нет уж, я в зал пойду, - воспротивился я.

- Ну, как хочешь. - Она хотела еще что-то добавить, но сдержалась.

Вообще, мне показалось, что за полчаса перед концертом обстановка в гримерной как-то незаметно изменилась. То ли возросло напряжение, то ли перед выступлением накалились нервы... В этой маленькой комнате повис какой-то особый накал, тревожная и мощная энергетика стала как бы осязаемо ощущаться. Я благоразумно решил оставить её наедине с бедным Феликсом, с его мистической разрушительной любовью, я не мог  мешать ей настраиваться и ушел в зал.

Феликс Мендельсон написал свой выдающийся Концерт для скрипки с оркестром ми минор в конце своей недолгой жизни. В нем он выразил все глубочайшие переживания от неудачной любви к оперной певице Женни Линд. Так получилось, что он, успешный, богатый, зрелый мужчина, отец пятерых детей, муж красавицы, безнадежно влюбился. Она не захотела разрушить его семью, она сама знала, как это, когда уходит отец. Поэтому Линд не смогла ответить Феликсу взаимностью. Его переживания стали последним, непревзойденным взлетом музыкального гения композитора.

Тонкие, пронзительные звуки скрипки, отражающие состояние его души, перекрывались мощной игрой оркестра, олицетворяющей бурные, фантастические страсти. Солистка тактично и бережно, твердо, точно, но без малейшего намека на неуместное вмешательство постороннего вела свою партию.

Когда перед финалом первой части она подошла к каденции, я потерялся от переживаний. Это соло не было самой трудной частью произведения, но оркестр молчал, и солистка осталась наедине с залом. Страдания Феликса я понимал, но еще больше я сам страдал за солистку.

После заключительных аккордов в зале наступила тишина. Потом взорвались аплодисменты.

Через минуту я нашел её в гримерной. В коридоре было тихо, музыканты еще оставались на сцене. Она стояла, бессильно уронив руки на пышное концертное платье.

Обычно живая, веселая и энергичная, она была полностью выжата исполнением Концерта. Мы никуда не зашли, нигде традиционно не посидели после концерта, просто ждали, когда подойдет машина.

У подъезда я вышел, чтобы проводить её до двери.

- Ты возишься, дедушка, со мною, как с маленькой... А мне ведь уже тринадцать...

Я посмотрел на нее, на её слабую улыбку, и подумал, да, она уже совсем взрослая...

 


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:8
Всего посещений: 179




Convert this page - http://7iskusstv.com/2017/Nomer3/GBystricky1.php - to PDF file

Комментарии:

Григорий Быстрицкий
Москва, Россия - at 2017-03-15 15:49:11 EDT
Хочу поблагодарить комментаторов. Отдельно останавливаюсь на деталях:
1) Леня - это был не конкурс, а обычный концерт классической музыки. К победам или неудачам на конкурсах они относятся почти одинаково: всё понимают, это их жизнь. Ну разве что к призам - как должное, а завалил нагло недавно скрипачку один корифей в пользу своих протеже, пожала плечами.
2) Ефим - тот оркестр состоял из выпускников консерваторий, классных, состоявшихся, молодых музыкантов. Дирижер - Илья Гайсин. 13-ти летняя солистка эмоционально - что такое неудачная любовь - уже понимает, а технически - уж извините, с Мендельсоном справилась.
3) г-н Фирш - мастер-классы мирового уровня - тема нам известная. География тут не основное, главное - кто проводит.
Еще раз: всем спасибо!


Ефим Левертов
Петербург, Россия - at 2017-03-14 20:28:30 EDT
Уважаемый Григорий!
Я рассматриваю Ваш текст не как автобиографический отрывок, а как художественное произведение. В таком качестве он может быть не только единодушно одобрен, но и подвергнут определенному критическому рассмотрению. Вопрос такой. В каком коллективе игрался концерт Мендельсона? Я сомневаюсь, что этот концерт может быть понят тринадцатилетними исполнителями, хотя в качестве тренировки, возможно, он мог бы быть исполнен. Я смотрю на свою 15-16-летнюю внучку, и думаю о ее подростковом максимализме. Она не музыкант, но будь она музыкантом, смогла бы она проникнуться настроением этого концерта, вникнуть в ее тему? Нет, не могла бы, хотя руками специалистов, думаю, что и она могла бы быть натаскана на разовое исполнение.
Было бы интересно узнать мнение по этому вопросу профессионалов Артура Штильмана и Александра Избицера.

Фаина Петрова
- at 2017-03-14 04:20:50 EDT
Текст, который трогает душу. К тому же хорошо сделан: неожиданной концовкой напомнил О´Генри.
Элиэзер
- at 2017-03-14 00:27:04 EDT
Замечательный рассказ!
Моему внуку тоже тринадцать.
Тоже со скрипочкой вчера в концерте в Нью Йорке.

Владимир Фрумкин
Вашингтон, DC, USA - at 2017-03-13 21:16:34 EDT
Увлекательно, проникновенно, изящно. Браво, Г.А.!
Тамара Львова
Петербург, РФ - at 2017-03-13 21:08:12 EDT
Прелестный рассказ! И главное, по-моему, его достоинство - ВСЕ НАРАСТАЮЩЕЕ МОЕ, ЧИТАТЕЛЯ, ВОЛНЕНИЕ, ВМЕСТЕ с АВТОРОМ, сопровождающим скрипачку. Кто она: жена, сестра, подруга?.. Любящей рукой написано. И - такой неожиданный конец: "ДЕДУШКА"!.. Спасибо, Григорий Александрович!
Л.С.-2
- at 2017-03-13 18:43:52 EDT
Помню этот конкурс, частично следил. Сколько их ещё будет - удачи.
Интересно, эти юные музыканты, 8-13 лет, участвуют в серьёзных конкурсах, выигрывают, не выигрывают,- как они реагируют на результат: по-взрослому или как и положено детям?

Пишу и слушаю тот самый концерт в исполнении той самой скрипачки. Очень хорошо!

Фирш
Израиль - at 2017-03-13 18:16:23 EDT
Прочёл с интересом. Прелестная история. Зарисовка с натуры.
Всегда поражаюсь серьезности этих детей, взявших в руки инструмент и определивших свое будущее уже в детстве. Правда детства, как такового, они не видят. Знаю по своей Лене (дважды заканчивала консерваторию).
В Израиле проводят мастер-классы мирового уровня. См. http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer5/MFuks1.php.
Счастливому деду имеет смысл выяснить вопрос и возможно поучаствовать. Эти мастер-классы рассматриваются как путевка в лучшие академии мира.
Мои поздравления Г. Быстрицкому а) с внучкой и б) с удачным рассказом.

Б.Тененбаум
- at 2017-03-13 17:03:28 EDT
Блеск!

P.S. Вот все-таки что значит искреннее и глубокое переживание ...

Лев Мадорскуий
- at 2017-03-13 16:50:20 EDT
Очень хорошо, Григорий! Кратко, с интригой и без лишнего сюсюканья: "Ах, какая талантливая!" Спасибо.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//