Номер 7(44) - июль 2013
Виктор Каган

Виктор Каган Характер

Когда необходимо набросать беглый портрет человека, мы обычно говорим о поле, возрасте и характере – «девушка лет 20-ти, веселая и немного взбалмошная», «степенный, неторопливый мужчина 60-ти лет», «женщина бальзаковского возраста, постоянно готовая расплакаться», «юркий, пронырливый мужичок лет 30-ти», «темпераментный молодой человек»... Самого человека еще в глаза не видели, и вроде ничего толком не сказано, а первое представление уже есть.

Слова «темперамент» и «характер» часто используются так, будто они означают одно и то же. На самом деле за ними кроются разные смыслы.

Темперамент – в переводе с латинского это «соразмерность» – одно из самых старых психологических понятий. С ним человек появляется на свет. Первые упоминания о нем относятся еще к Древним Греции и Риму. Гиппократ говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, лимфа, желтая и черная желчь, от соотношения которых зависят темперамент и состояние здоровья. Гален выделил девять темпераментов, но в обиход вошли только четыре: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. И.П. Павлов, сохранив галеновские названия, наполнил их новым содержанием. Сопоставляя силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в нервной системе, он выделил четыре типа высшей нервной деятельности: 1) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический), 2) сильный, уравновешенный, инертный (флегматический), 3) сильный, неуравновешенный (холерический), 4) слабый (меланхолический). В поведении они проявляются различиями активности (инертность, пассивность, спокойствие, инициативность, стремительность; темп, скорость, ритм, общее количество движений) и эмоциональности (впечатлительность, чувствительность, импульсивность). На такого рода признаках построены системы определения темперамента с самого раннего возраста, когда специально разработанные опросники заполняются родителями или постоянно наблюдающими малыша воспитателями. Казалось бы, это очень ненадежная система – там или не там поставит галочку захлопотавшаяся мать или озабоченный воспитатель? Но множество проверок показало высокую надежность этих опросников и выявленный с их помощью тип темперамента сохраняется на протяжении всей жизни.

Если попытаться кратко определить, что такое темперамент, то это врожденный тип реагирования нервной системы на раздражители – внешние (шум, свет, холод или жар и т.д.) или внутренние (голод, боль и др.).

Характер же – это индивидуальный почерк поведения, которое вовсе не исчерпывается только реакциями на что-то. Он формируется на основе темперамента, но не сводится к нему. Наблюдение за поведением ребенка 8-9-ти месяцев от pоду позволяет с очень высокой точностью описать его будущий характер. В ходе жизни одни черты характера обминаются, притираются, другие, наоборот, заостряются, но в целом характер штука очень устойчивая.

Черты характера не подобраны по росту, как солдаты королевской гвардии. Какие-то из них выражены ярче других или отчетливее проявляются в ситуациях напряжения, стресса, заинтересованности: музыка поведения от этого не нарушается. Тогда говорят о характере акцентуированном – это не диагноз, а лишь признание того, что в характере есть достаточно выраженные ведущие черты. По А.Е. Личко, «акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим».

Но порой какая-то черта (или группа черт) характера выражена настолько сильно, что начинает заглушать все остальные, управляя поведением. Раньше это называли «психопатией», теперь – «расстройством личности». Точнее всего ее определяли старые врачи. Психопат, говорили они, это человек, трудный для себя и/или окружающих, поскольку его реакции не соразмерны по силе и продолжительности вызвавшим их событиям. Чтобы говорить о психопатии, требуется наличие одновременно трех признаков: 1) тотальность – свойства характера проявляются во всем поведении и всех ситуациях; 2) стабильность – психопатия никогда не начинается, с ней рождаются и заявляет она о себе уже в самом раннем возрасте, другое дело – распознается ли это окружающими; 3) дезадаптация – проявляется в разных сферах жизни; можно допустить, что психопат с садистическими чертами вполне найдет себя в роли пыточных дел мастера, но его отношения с коллегами по цеху, в семье, с другими людьми всегда будут так или иначе страдать.

Говорят о нормальном характере. Но и он определяется не только наличием, а выраженностью черт и их сыгранностью в оркестре характера. Я бы скорее говорил о гармоничности характера, чем о его нормальности или ненормальности. Из представлений о норме не стоит делать культа. Часто в ответ на вопрос: «Что вас беспокоит в вашем характере?» слышишь: «Беспокоить-то не беспокоит. Но ведь это ненормально!» То есть человек чувствует себя в жизни, как в строю, – «стоять по росту и видеть грудь четвертого, не высовываясь и не западая». И тогда кто-то нам или мы кому-то со стальной ласковостью конвоира разъясняем: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». В каких-то специфических ситуациях в этом, наверное, есть резон. Но возведи мы такой лагерно-строевой устав характера в правило – любовь потеряет право сводить нас с ума, Коперники и Галилеи будут просиживать штаны в НИИ и писать ежегодные отчеты о вращении Солнца вокруг Земли, а Спартаки с безграничной любовью к своему господину отправятся на мечи друг друга и на рога быков.

Совсем еще зеленым врачонком в Алма-Ате у букиниста натолкнулся на несколько редких книг со штампиком хозяина – Иосифа Лазаревича Стычинского (1896-1969). С молодой наглостью и желанием книгами разжиться нашел адрес и напросился в гости. Патриарх. Одышка. Манишка из трех подбородков. Живые глаза. Яркий собеседник. При разгроме педологии в начале 1930-ых его выслали в Алма-Ату, где он организовал кафедру психологии в педагогическом институте и заведовал ею до ухода на пенсию. После нескольких часов вижу, что он устал, и книг купленных у меня уже изрядная стопка, и уходить пора. Не без робости задаю один из главных моих вопросов – о диагностике характера (тесты меня тогда очень интересовали). И.Л. поводит рукой вдоль стен – на нижних полках стеллажей папки, папки, папки: «Здесь протоколы исследований. Хотите - забирайте. Но я вам вот что скажу: рассыпьте коробок спичек и попросите человека их собрать – если умеете видеть, много о нем узнаете. А не умеете – и тесты не помогут». Много лет спустя нашел ту же мысль у Владимира Набокова: посмотрите, как человек набирает номер телефона – это расскажет о его характере не меньше, чем содержание разговора.

Э. Кречмер в своей знаменитой книге «Строение тела и характер», опубликованной в 1921 г., связал характер с конституцией. Он обследовал около 200 душевнобольных, сопоставляя их душевные расстройства с физической конституцией и характером и на этом основании заключил, что разница между болезнью и здоровьем прежде всего количественна (количество переходит в качество) – те же черты, что у больных, есть у здоровых, но выражены не так ярко. В самом общем виде можно выделить три типа телосложения – астеническое, пикническое и атлетическое (вижу их в геометрических образах вытянутого по вертикали узкого прямоугольника, круга и квадрата); если сравнивать с литературными героями – Дон Кихот и Печорин, Санчо Панса и Гаргантюа, Собакевич и Иудушка Головлев. Для самодиагностики можно посмотреть на образуемый нижними краями ребер угол: острый у астеников, прямой у пикников и тупой у атлетов). C ними связаны характерологические круги с нормой на одном и вероятными заболеваниями на другом полюсе.

Другими словами, конституциональные особенности могут быть представлены с разной силой в здоровье, психопатии и болезни. Соответственно этому говорят о шизоидном круге (шизотимия как норма – шизоидия как расстройство характера с замкнутостью, рассудочностью, эмоциональной холодностью, потаенным и богатым внутренним миром – шизофрения), циклоидном (циклотимия как норма со склонностью к колебаниям настроения – циклоидия как расстройство характера с волнами подъемов и спадов настроения – маниакально-депрессивный психоз) и эпилептоидном (эпитимия с присущими ей аккуратностью, педантичностью, некоторой занудинкой и внезапными сменами аффекта – эпилептоидия, при которой те же черты усиливаются, отчетливо осложняя жизнь – эпилепсия c так наз. эпилептической психикой).

Если вспомнить определение Рудольфа Вирхова: «Болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь», выведение представления о характере из болезней с их уменьшением степеней свободы может показаться натяжкой. Но подходу Кречмера трудно отказать в известной справедливости. Один из старых психиатров описывал человечество примерно так. Люди шизоидного круга делают все принципиально новые открытия, совершают прорывы в науке. Люди циклоидного круга проталкивают их в жизнь на подъеме настроения и мучаются совестью за последствия – на спаде. Люди эпилептоидного круга берут на себя подробную и детальную разработку и доводку открытий. Сегодня А.П. Егидес пишет: «...паранойяльный становится руководителем, подбирающим группу для осуществления какой-то цели. Эпилептоиды, его помощники, организуют микрогруппы для разработки отдельных узлов проблемы. Шизоиды должны располагать собой, свободно перемещаться и генерировать идеи. Если им платить и слегка направлять к цели, они будут заниматься этим повсюду, доказывая известный тезис, что, если физик идет на рыбалку, значит, это нужно для физики. Эпилептоид, хорошо организованный и хорошо организующий дело человек, востребует нужных шизоидов как источник новых идей. Другие эпилептоиды и психастеноиды проверят их гипотезы, отделив фантастические от реалистических. Проверят сначала теоретически, просто обмозговав все «за» и «против», затем в эксперименте и сделают модель, а потом и собственно машину. Гипертимные, сензитивные, психастеноидные и шизоидные лаборанты будут выполнять техническую работу. Истероиды будут петь, танцевать и веселить весь научный коллектив. Гипертимы будут всех развлекать выпивкой и перехваченными в электричке сексуальными анекдотами».

Правда, истероиды на самом деле сложнее. Они ярки, демонстративны, артистичны, умеют произвести впечатление, интуитивны. Все эти замечательные качества, служат, прежде всего привлечению внимания. Для людей этого типа внимание – воздух, без которого они начинают задыхаться. Внешне, поведенчески чувственные, они часто в отношениях поверхностны и холодны, поскольку умеют скорее брать, чем давать. И раскладывающая поклонников штабелями вокруг себя яркая женщина, в дальнейшем часто не нуждается и может быть сексуально холоднее лягушки. Они не столько стремятся к собственно власти, сколько завоевывают и боятся утратить внимание к себе – отсюда политика «разделяй и властвуй» в отношениях. В пору работы с детьми меня удивляло, как маленький ребенок с таким характером умеет развести и построить всю семью вокруг себя. В литературе это Хлестаков, Грушницкий. Яркий пример из жизни – Мэри Бейкер Эдди, история жизни которой прекрасно описана С.Цвейгом. Легкая истеринка может даже украшать человека, но – как острые пряности – чуть переложено и...

Широко используемый опросник Гарри Айзенка позволяет определить характер как разные сочетания «экстраверсии (обращенности к внешнему миру) – интроверсии (обращенности внутрь себя)» и «нейротизма (эмоциональной неустойчивости) – стабильности».

Сангвиник

Активность, возбудимость, общительность, выразительные мимика и пантомимика. Легкие откликаемость и включаемость. Хорошие сосредоточение внимания и работоспособность – преимущественно в том, что так или иначе интересно. Быстрота ума, находчивость. Подвижность интересов и чувств. Хорошая адаптивность. Азартность, склонность к риску. Неплохие лидерские качества. Проблемы и переживания других воспринимаются не всегда.

Холерик

Живчик. Эмоционален, легко возникают ситуативные беспокойство и тревога. Быстр, порывист, несдержан, нетерпелив, обид не держит – что называется, вспыльчив, но отходчив. Общительный, сопереживающий, сочувствующий, открытый. Быстрая переключаемость, часто оборачивающаяся снижением внимательности и организованности. Планирование действий больше ситуативное и тактическое, чем стратегическое. Трудности в определении приоритетов.

Флегматик

Медленный, невозмутимый, проявление эмоций приглушено, речь, мимика и пантомимика замедлены и маловыразительны. При этом достаточно энергичен, терпелив, выдержан. Медленное сосредоточение и трудное переключение внимания. Человек привычек, сложно приспосабливается к новому. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Требует изрядного времени на сосредоточение внимания. Предпочитает привычный круг общения и трудно сходится с новыми людьми.

Меланхолик

Всегда с налетом подавленности и тревожности, заторможенности. Мимика, реакции – все как бы на убавленных громкости и яркости. Чувствительные до слез. Мнительные, ранимые. Не слишком активны, нерешительны, фиксируются на своих ошибках и неудачах, не уверены в себе, не настойчивы, легко опускают руки, утомляемы. Невысокая работоспособность.

Внутри себя эти типы, как и кречмеровские, достаточно разнообразны. Кандинский, Филонов, Пикассо, Дали в живописи или Хлебников, Крученых, Хармс в поэзии – люди ярко шизоидные, но как же сами они и их творчество различны. К тому же, обычно мы имеем дело не с чистыми типами, а с характерологической мозаикой, многообразие типов которой пытается ухватить множество других классификаций характера.

Когда я только начинал работать, мне казалось, что, определив характер человека, я буду знать о нем все и смогу раскладывать людей по десятку-другому полочек. Потом это прошло. Возьмем один из распространенных тестов характера – опросник Кеттелла. Он выделяет 16 черт характера. Каждая из черт может быть выражена более или менее. Сколько вариантов перестановок возможно? Перемножив только факторы – 16, получаем 3 000 000 000 000. Это в 60 раз больше сегодняшнего населения Земли. Но одни черты характера во взаимодействии с жизнью чуть приглушаются, другие, наоборот, проявляются сильнее. Если ограничиться только воспитанием в семье и принять, что есть 4 его типа, а воспитание каждого ребенка представлено тем или иным их сочетанием, то по той же формуле получаем 24 варианта. Тогда итоговое число – при очень большом упрощении – оказывается 72 000 000 000 000, то есть в 1440 раз больше, чем людей на Земле. Вероятность встретить свою точную характерологическую копию составляет, таким образом, ничтожную величину 0,0000000000000139 %. Куда как легче выиграть несколько десятков миллионов в лотерею... (надеюсь, что не наделал ошибок в этих несложных расчетах...)

Ни разу в жизни не встречал человека, которому не было бы интересно узнать что-то о своем характере. Никто не знает нас лучше нас самих, но разобраться в этом знании частенько бывает так сложно, что даже самым глупым тестам люди склонны доверять больше, чем самим себе. Попытки определить свой характер могут быть вполне интересной игрой. Сегодня есть не только множество книг с тестами такого рода, но и возможность протестироваться в Интернете. Играйте на здоровье, но не заигрывайтесь и не забывайте, что у этой игры есть свои правила. В частности, имеет смысл быть осторожными с самодеятельностью самодиагностики по профессиональным тестам (к сожалению, вопреки всем правилам многие из них существуют в открытом доступе). Они требуют вполне определенных умений и техник интерпретации, не обладая которыми, легко оказаться в роли героя Дж.К. Джерома, севшего за медицинскую энциклопедию и нашедшего у себя все болезни кроме родильной горячки и воспаления коленной чашечки.

Прежде всего – зачем, для чего вам это? Просто так? Но «просто так» – ни с того, ни с сего – не бывает. Все-таки трата времени на заполнение теста должна быть чем-то продиктована – интересом к себе, каким-то своим состояниям, поворотам жизни, переживаниям. К каким именно? Что подталкивает меня именно сейчас вдруг взяться за это? Все мы несем в себе маленькие, не известные нам самим тайны. Иногда они вполне безобидны, а иногда заряжены болью, которая может вспыхнуть при выполнении теста.

Тест – не линейка, годная для измерения всего и у всех. Простой вопрос: «Любите ли вы помидоры?» «Обожаю» – выдохнет удачливый огородник, «Терпеть не могу» – дружно ответят человек с подагрой и тот, кто недавно попался на краже томатов, «Кушать люблю, а так нет» – сообщит персонаж анекдота.

Метрической системою владея,

Удобно шею или брюхо мерять.

Душевным меркам невозможно верить.

Портновская идея.

     Борис Слуцкий

Нередко люди пытаются «переиграть» тест. Можно так ответить на вопросы теста на вспыльчивость, что окажется, что вы тише воды и ниже травы, а порадовавшись такому замечательному результату, закатить грандиозный скандал домашним за не выключенный в ванной свет. Но, отвечая на вопросы теста открыто и искренне, можно получить довольно интересный материал для размышлений о себе любимом (или ненавидимом).

Серьезные профессиональные тесты, требующие соблюдения особых условий их проведения, знаний и навыков интерпретации результатов, для развлечений типа «Проверь себя» не используются. Наспех составленными опросниками можно позабавиться, но особенно доверять результатам не стоит (знаю, о чем говорю, – сам сочинял такие игрушки).

Главное, чего следует остерегаться, – это попыток разделить черты характера на хорошие и плохие. Во-первых, таковых просто нет. Во-вторых, нахождение «хороших» черт не делает нас лучше, а нахождение «плохих» хуже: мы такие, какие есть. В-третьих, как я уже говорил, мы можем вольно или невольно передергивать карты в ходе выполнения теста. В-четвертых, восприняв «плохое» со звериной серьезностью, можно начать такую войну против себя самих, что никакие миротворческие силы ООН не помогут.

Дело не в чертах, а в том, находят ли они и как находят место в жизни. Вот этот шкет с вечным гвоздем в известном месте – от него стонут учителя, перешли на аспириновую диету родители и катаются со смеха товарищи – не новый ли это Райкин или Полунин? А этот – такой маленький, а уже занудливый умник, не вылезающий из книг, не слышащий никого и ничего вокруг, не знающий радостей детских игр, затюканный сверстниками и затасканный по психиатрам – не он ли годы спустя расшифрует на изъеденном временем камне надписи, которые тысячи взрослых, как ни бились, расшифровать не могли?

В свое время в одном из ленинградских институтов, где готовились будущие строители дорог и мостов, ходили легенды о человеке, которого называли Дедом. Он приезжал на распределение из Средней Азии набирать специалистов. Отличники его не интересовали: «Это вам для аспирантуры и протирания штанов». Он смотрел личные дела. Этот схватил трояк и четырежды пересдавал экзамен, пока не получил желанную «пятерку» – «У меня есть место для этого упорного вола». Этот к концу зачетной сессии подошел без единого зачета, а к середине экзаменационной уже опередил всех, сдав и зачеты и экзамены, – «Для этого авральщика у меня есть отличная работа». Деда любили и приезжали из среднеазиатского пекла счастливыми.

То в характере, что мы знаем и принимаем, доступно нашему контролю и управлению, а то, что остается неизвестным или отвергается, – управляет нами. В конце концов, звуки одних струн моего характера нравятся мне больше, других – меньше, но дело в том, как и что я на них играю. Рвущийся в торговые агенты меланхолик, стремящийся в бухгалтеры холерик, мечтающий стать популярным ведущим ток-шоу флегматик – примеры неумения пользоваться своим характером так, чтобы быть успешным и получать максимум удовлетворения от работы и жизни. И вместо того, чтобы «ровнять» характер своего ребенка, может быть, лучше подумать, какая работа, какие занятия ему по характеру, а какие нет.

Трудно ли с людьми, характеры которых уж очень бугристы? Да, безусловно. Но, замечу, им и самим трудно. Как мало кто другой это чувствовал и понимал Ф.М. Достоевский, выписывая характеры Раскольникова, Мышкина, Карамазовых, Смердякова, Сонечки Мармеладовой… и принимая их такими, какие они есть. Оно конечно, принимать характеры литературных героев легче, чем характеры окружающих людей и свой собственный. И все-таки другого выхода нет, хотя бы уже потому, что принять значит понять. Если мы знаем, что в ответ на крик человек заводится с пол-оборота, то, может быть, лучше попробовать говорить с ним, не повышая голоса, чем кричать: «А ты не ори!»? Я вовсе не имею в виду, что все вокруг должны приносить себя в жертву такому бугристому человеку, становясь для него психотерапевтами или окружая его всепрощающим сюсюканьем. Это попросту невозможно, да и сам он скорее всего рванет рубаху на груди, мол, мы – психопаты, а «ты, пионер, не спи, глаз не закрывай, ты меня воспитывай!». Но не слишком часто друзья и соратники становятся злейшими врагами, не различая близости за частоколом черт характеров друг друга.

Многие люди ужасно недовольны характером (реже – своим, чаще – чьим-то) и пытаются наращивать «хорошие» черты и выжигать каленым железом «плохие», причем иной раз так усердно, что, кажется, сейчас паленой человечиной запахнет. Если с вами такое случается, возьмите лист бумаги, разделите его пополам и напишите слева, какие черты вашего характера вам нравятся, а справа – какие не нравятся. Не спешите – для себя же делаете. А когда наберется хотя бы штук по десять с каждой стороны, посмотрите, что получилось. Много интересного можно для себя открыть.

Даже если вам не нравится какая-то черта характера другого человека, не спешите настаивать: «Если я тебя придумал(-а), стань таким(-ой), как я хочу». Ничего из этого не получается, кроме конфликтов и душевного раздрая. Характер – это ансамбль черт, и важно, как он играет, как звучит в целом. Иногда человек спасается бегством не потому, что трус, а потому, что практичен, а иногда лезет в драку не от храбрости, а по безрассудству. Наконец, даже если взять одно какое-то измерение характера, например «трусость – храбрость», то практически никогда нельзя сказать: «Или трус, или храбрец». Всегда приходится поискать место на шкале между этими полюсами. Потому что и то и другое – в наличии. В зависимости от ситуации человек может проявить одно или другое: зайчиха будет защищать зайчат, как львица, а цирковая львица – безропотно подчинится этому хилому дрессировщику, которого ей и на обед было бы маловато.

Я бы сравнил характер с арсеналом личности. И может быть, стоит начать с того, чтобы узнать и понять свой и ближайших людей характеры и поучиться использовать это знание? А то ведь недолго оказаться в роли обладателя фамильного столового серебра, владеющего им, как мартышка очками, рядом с соседом, который пластиковыми вилкой и ножом над бумажной тарелочкой орудует с изяществом аристократа в седьмом поколении.

На протяжении жизни характер заявляет о себе то больше, то меньше. Два пика привлекают внимание: заострение черт характера в старости и у подростков (подростковые акцентуации характера по А.Е.Личко). Иногда при этом требуется помощь психолога, но в общем приходится помнить, что это заострение в кризисные возраста выполняет адаптационные задачи, помогая освоиться в новой возрастной и социальной роли, так что сведение его на нет лечебной ретивостью может послужить далеко не лучшую службу.

В старой литературе было выражение «человек как носитель черт характера». Сегодня говорят о характере личности, имея в виду целостность человека, его принципиальную неделимость на отделенные от него черты и жизненную динамику, в которой встречаются и взаимно друг на друга влияют, с одной стороны, генетические и другие биологические факторы, а с другой – проживаемая человеком жизнь. Как говорил в несколько иной связи Симон Соловейчик, в человеке не столько-то процентов от генетики и столько-то от воспитания, а все сто процентов от генетики и все сто процентов от воспитания. В своем жизнетворчестве человек – являющийся орудием языка поэт, орудием которого является слово.

Случай из практики, хотя слово «случай» по отношению к человеку и не люблю.

Пожилая пара профессоров – им было под 60, оба интеллигенты в энном поколении, очень деликатные люди. Поглощенность университетской карьерой, потом выяснившаяся невозможность забеременеть, короче, после долгих размышлений они решили усыновить ребенка, которому к моменту их обращения шел 16-ый год. Они усыновили милого двухлетнего мальчугана, от которого, как им сказали, отказалась юная мать из «благополучной» семьи. Но чуть не в первый выход в песочницу он разметал детей вокруг себя и пошло-поехало... Родители старались, как могли: элитный детский сад, музыка и танцы плюс английский для детей в Доме Ученых, лучшие книги и т.д. и т.п. А он не просто оставался, но и становился по мере их усилий все более «диким волчонком» – умный и хорошо успевающий, во всем остальном он был бичом уже не знавших, что с ним делать, родителей и школы. Когда они обратились, он после многих побегов из дома уже третью неделю жил у товарища. Передо мной сидели два пожилых, бесконечно уставших и отчаявшихся кролика, пытающихся воспитывать молодого волка. Что делать – совершенно непонятно. Единственное светлое пятно в их рассказе – парень переживает нескладывающиеся отношения с ними, а, перебравшись к другу, позвонил, попросил не волноваться, так что они знают, где он. Все последовавшее собственно психотерапией назвать трудно. Было поддержано их постепенное вызревавшее принятие ситуации такой, какая она есть, без попыток вернуть его домой и «заботливых» звонков ему. Удалось установить телефонный контакт с парнем и время от времени он звонил мне, чтобы выговориться, что-то спросить или обсудить под мое исходное обещание, что все это исключительно между им и мной. Среди прозвучавшего: он любит родителей и благодарен им, но с ними и так, как они, жить не может, не умеет. Насколько мне известно, месяцев через шесть он все же вернулся и им удалось установить какие-то границы вмешательства в жизнь друг друга, оказавшиеся приемлемыми и для него, и для них.

Сегодня о характере говорят и пишут ощутимо меньше, чем совсем еще недавно. На первый план выходит не то, носителем каких черт является человек и как одни из них убрать, другие заменить, третьи подрихтовать, четвертые подкрасить, а отношения и возникающие в них эффекты типа зависимости, созависимости, манипулятивности и т.д. и т.п., связанные с жизненным развитием. Человек имеет право быть таким, какой он есть, и при этом реализовать себя по возможности наилучшим для него образом. Многообразие сталкивается с меньшим количеством ограничений и рамок, пакующих его в классификационные клетки и сковывающих личность ограничениями так наз. нормы. Сплошь и рядом не так важно, что за характер у человека, а то, как он им распоряжается. Но это предполагает обращение, скажем так, к своему характерологическому арсеналу и умению пользоваться тем или иным инструментом в нужное время и в нужном месте. Что, как известно, и есть одно из условий счастья.


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 6103




Convert this page - http://7iskusstv.com/2013/Nomer7/Kagan1.php - to PDF file

Комментарии:

Гинзбург Лея
Иерусалим, Израиль - at 2014-08-11 03:03:20 EDT
Здравствуйте! Совершенно случайно (если вообще в нашем мире есть место для "случайностей") наткнулась на Вашу статью, когда пыталась найти кого-то из родственников по фамилии Стычинский. "Набрала" в Гугле имя моего дедушки - Стычинского Иосифа Лазаревича, и прочитала Ваши слова о нем... Не верится, что есть люди, которые его помнят! Возможно, Вы вспомните и квартиру в Алма-Ате на улице Шевченко, не знаю, существует ли сейчас этот дом? Вспомните и меня - младшую внучку (нас с сестрой двое, но моя старшая сестра всегда жила с родителями отца), мою маму - Стычинскую Мириам Иосифовну... Она умерла, когда мне было восемь лет... Простите, ничего не сказала о Вашей статье, точнее эссе. Перечитываю и не могу сосредоточиться, думаю о дедушке. Я его обожала... И хотя: "В гостевой обсуждаются тексты, а не биографии или личные качества их авторов", не могу без личного отношения. Спасибо Вам! За деда!
Эмиль Менджерицкий
- at 2013-08-10 09:39:07 EDT
Уважаемый Виктор! Простите за ошибку в предыдущем тексте в слове "антисемитизм".
Эмиль Менджерицкий
- at 2013-08-10 09:06:13 EDT
Уважаемый Виктор!
В ответ на Ваше заключение что моя "гипотеза в самой своей основе ошибочна", я хотел бы еще раз отметить,что Вы опускаете тот факт, что гипотеза моя была призвана дополнить, а не отменить, все известные объяснения антисиметизма.

Виктор Каган
- at 2013-08-05 08:58:36 EDT
Эмиль Менджерицкий
- at 2013-08-05 03:40:03 EDT

Уважаемый Эмиль!
http://en.wikipedia.org/wiki/16_Personality_Factors
http://vsetesti.ru/357/
По этим ссылкам Вы можете, если хотите, познакомиться со шкалами теста Кеттелла и убедиться в том, что содержание шкалы А не имеет отношения к доброте. Могу лишь принести свои извинения за то, что в своём ответе Вам я использовал не лучший перевод шкал, хотя антоним "добросердечности" в виде "отчуждённости" достаточно говорит о содержании/смысле шкалы.

Впрочем, это никак не меняет дела. Повторю: характер - почерк переживаний/поведения, а не содержание или, скажем иначе, характер это КАК, а убеждения - ЧТО. Антисемитизм - содержание, мировоззрение. Вы же не станете оценивать содержание "Мальчика Мотла" по почерку Шолом-Алейхема, хотя его почерк может многое рассказать графологу о характере писателя. Многие крошившие еврейские головы погромщики и заправлявшие евреев в газовые камеры были добры и нежны со своими мамами-папами, жёнами-детишками, котиками и собачками. Поэтому Ваша гипотеза в самой своей основе ошибочна.

Эмиль Менджерицкий
- at 2013-08-05 03:40:03 EDT
Уважаемый Виктор! Я не понял, почему Вы в своем комментарии от 2013-08-04 обсуждаете якобы высказанное мной в моем комментарии от 2013-08-03 утверждение о близости применяемого (якобы) мной термина "миролюбивость" с упоминаемым у Кеттелла термином "добросердечность", в то время как я там говорю о близости между применяемой мною "добротой" и кеттелловской "добросердечностью".
Виктор Каган
- at 2013-08-04 16:57:52 EDT
Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-08-02 11:45:49 EDT
Кажется, никогда человеком так умело не манипулировали средства массовой информации, колдуны от рекламы, политики и биржевой статистики. Недавно прочитал книжицу таких колдунов: М. Дж. Пенна и К. Э. Залесн "Микротенденции" и был поражен тем, как умело эти ловкие манипуляторы обыгрывают черточки человеческого характера. А профессия-то Ваша, Виктор, поопасней моей будет, мы ничего хуже водородной бомбы не выдумали.


Манипулировали, Эдуард, ещё как манипулировали – просто психотехники действовали в других культуральных условиях и оставались прерогативой к тому предназначенных лиц/групп/сословий с нечастыми исключениями. Так что профессия моя не опаснее многих других, хотя, конечно, почти из любой можно наделать непоправимых фокусов. Но есть, Вы совершенно правы, и кое-что похуже водородной бомбы – связанные между собой успехи техники и нейропсихофизиологии, потенциально способные превратить человечество в биороботов. Я уж не говорю о том, что хакеры сегодня развлекаются попытками взлома лечебных систем – представляете себе эффект взлома управления кардиостимуляторами? И где гарантия защиты от перепрограммирования встроенных в тело с самыми благими намерениями чипов? Сказал бы: «Поживём – увидим», но едва ли – и, наверно, это хорошо – до таких времён.

Виктор Каган
- at 2013-08-04 16:57:08 EDT
Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, Израиль - at 2013-08-03 08:55:25 EDT
... в Вашем рассмотрении понятия "характер" ничего не упоминается о чертах, связанных с отношением носителя характера к другим людям, например, о таких свойствах как доброта и злобность. Казалось бы, что в характере человека, то, как он относится к другим людям, является очень важной стороной. Вы замечаете, что этих качеств нет в известных вопросниках. Но, например, у Кеттелла такие черты как "добросердечие" и "отчужденность" (довольно близкие к предлагаемым мной свойствам) есть.
Коснусь Вашей новой интерпретации моей статьи от 2010 г.
Вы пишете: Основной посыл Вашей статьи: “Поскольку мы твердо знаем о себе, что мы вполне достойные, вывод мы должны сделать противоположный - что плохие не мы, а они, что они от природы злобные и агрессивные” может быть с равным успехом вышит золотом на знамёнах юдофобов всех мастей и степеней, что, собственно, и происходит.
В моей статье процитированной фразы нет. Наиболее близко к ней по смыслу и структуре следующее заключение: "Его (антисемитизма) природа определяется не столько поведением евреев, сколько психологическими особенностями самих антисемитов". Согласитесь, что мою формулировку трудно вывести на знамена.
Я выбрал слово "злобность" (хоть и не очень используемое) специально для описания свойства характера в отличие от таких понятий как "злоба", "злость", "озлобленный", которые описывают состояние. Мое утверждение о роли агрессивности и злобности антисемитов в феномене антисемитизма - это только гипотеза, предложенная для привлечения внимания профессионалов.


Прошу прощения – в Вашей статье действительно этой фразы нет. Но она есть в обсуждении:

Эмиль
Иерусалим, - at 2010-07-25 03:53:03 EDT
Кажется, из-за Виктора мы в нашей дискуссии сосредоточились на справедливости тезиса об агрессии, который является моим вторым утверждением, и почти забыли о моем главном, исходном тезисе о виновности в антисемитизме не столько евреев, сколько самих антисемитов. Ведь невозможно слышать жалобы моих соплеменников, что раз нас почти весь мир не любит, значит, мы действительно плохие. Посколько мы твердо знаем о себе, что мы вполне достойные, вывод мы должны сделать противоположный - что плохие не мы, а они, что они от природы злобные и агрессивные.. .


Так вот, это калька логики любой ксенофобии, включая юдофобию.

Не знаю, чем и как Вы измеряли близость кеттелловской шкалы «добросердечие – отчуждённость» к «миролюбивости – злобности», но это совсем, принципиально разные вещи. На каком основании Вы вводите злобность в качестве черты характера и вовсе непонятно. Разве что в развитие Вашего исходного посыла.

Если Вы заметили, то в моей статье характер определяется как почерк поведения, но не как содержание определяющих поведение мировозрения и убеждений. Выводить ксенофобические, в частности – антисемитские, убеждения из свойств характера – принципиальная ошибка, Тем более – из надуманных черт характера. Характер может сказываться в том, как проявляет свой антисемитизм его обладатель, но не в образовании антисемитских убеждений. Всё это лишает Вашу гипотезу оснований.

Привлекая внимание профессионалов к ней, Вы заранее обезоруживаете их недоверием к использованию опросников как психологических и социологических средств: «Конечно, для пущей убедительности хорошо было бы провести статистический опрос антисемитов на предмет выяснения, чем, по сути они мотивированы в антисемитских эксцессах. Но при опросах, проводимых официально, трудно рассчитывать на искренные ответы» . Между тем, существуют шкалы типа, например, шкалы Богардуса, градуирующие выраженность таких установок от явно враждебных (помню, в журнале «Наш современник» в 1990-ых строки: «Выхожу один я на дорогу. Ночь темна, В руках моих топор. Говорят, жидов в стране не много, а по мне один уж перебор») до житейских (например, нежелание семьи вступления детей в брак с евреями; ну, так и евреи против браков своих детей с гоим – что ж, евреи тоже злобны и агрессивны?). Исследования с помощью таких шкал опровергают написанное Вами в этом же комментарии: «антисемитизм вскоре после его возникновения и независимо от того, в каких условиях он проявлялся, отличался своей свирепостью. В нем звучала не столько критика евреев, сколько стремление к их уничтожению. Значит дело не в евреях, а в природе самих антисемитов».

Извините за разговор о Вашей статье, но Вы сами вернули меня к нему. Надеюсь, что этот разговор не будет воспрнияять как порча впечатлений от Вашей статьи её читателям. Если у Вас будут вопросы и замечания по самой моей статье, милости прошу.

Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
- at 2013-08-04 16:53:29 EDT
О типах ЛИЧНОСТИ.

Имею ли я в виду физический тип человека, отражающийся в поведении, согласно исследованиям Шелдона либо Кречмера? И это тоже. Имею ли в виду типологию характеров, всякий раз уточняемую и утрясаемую по-новому? Отчасти и ее -- в общих чертах... Но и физический тип, и темперамент, и даже характер присущи животному тоже - собаке или кошке, уж во всяком случае - приматам. В подобных классификациях отсутствует специфично человеческое, отражающее не только природу индивида, но и его историко-культурный архетип. Я говорю о ЛИЧНОСТИ, тогда как упоминаемые автором типологии -- лишь, о человеческих особях, где природа, физиология, - суть альфа и омега. Говоря о типология личности я (в самом грубом приближении) выделяю следующие типы душевной организации:
чувственный, стремящийся, прежде всего, к наслаждению, к сиюминутному, с обостренным ощущением бытия, часто непрактичным, "жадностью до жизни"; материальный -- воспринимающий мир по преимуществу предметно, с его практической стороны, рассчитывающий свои действия и в силу этого ограничивающий себя в удовольствиях; духовный -- со склонностью к абстрагированию, к углублению в суть явлений, часто мнимому, оторванному от реалий. Чувственность в той или иной мере дарована нам самой природой, бродит в крови. И нас инстинктивно покоряет естественность чувственной душевной организации при всей ее очевидной примитивности и неосознанном эгоизме. "Здоровая натура" -- говорим мы о таких людях, не то посмеиваясь, не то завидуя этой стихийности... Материальный склад натуры уже не прямо привнесен природой, но возник вместе с трудовой деятельностью человека; он осознал мир как материал, пригодный для обработки себе во благо. Склонность такого индивида вторгаться в мир бывает и разрушительна, но чаще всего -- созидательна и благотворна, хоть побуждением служат сугубо личные потребности -- "эгоистические". "Чтобы снискать себе завтрак, мы обращаемся не к совести булочника либо колбасника, но к их карману", -- писал Адам Смит. Люди такого склада -- активный материал мировой истории... Духовный склад личности -- производное уже всей мировой цивилизации, эры возникновения идей и обмена ими. Мозгу -- как структуре организма, предназначенной экстраполировать, использовать имеющуюся информацию для прогнозирования -- свойственно создавать модели, на человеческом уровне -- теории, мечтания...
Благо, когда перед индивидом некоторый; "пасьянс идей", и он выбирает между ними или хотя бы сравнивает их; чаще же он прислоняется к уже готовой "истине", обычно модной или господствующей. Все плотское, материальное, для личности духовного типа приемлемо лишь в рамках некоей теоретической модели, оправдывающей наслаждение. Кинорежиссер Андрей Тарковский ответил американскому студенту на вопрос, как тому быть счастливым: "А ЗАЧЕМ вам быть счастливым?" Счастье в понимании такого субъекта предполагало и непременное ОПРАВДАНИЕ этого счастья...
Внешне выглядит чрезвычайно благородно и нравственно, - на деле же обеспечивает носителю такого свойства жизненные неудачи и несчастье. Я пишу об этом в своих работах об Александре Блоке (есть в интернете)... Надо сказать, что чистый тип личности (редко встречающийся) обычно непригляден. Достаточно сказать, что не только Блок, Тарковский, Врубель, академик Сахаров, фактически сдуру придложивший тоталитарной власти рецепт мегаоружия - и всю последующую жизнь посвятивший "очищению" собственной совести... – всё это духовные типы, но Ленин и Гитлер, увы, тоже...

М. ТАРТАКОВСКИЙ. Нет следствия без причины.
- at 2013-08-04 16:45:27 EDT
Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, Израиль - at 2013-08-03 08:55:25 EDT

Его (антисемитизма) природа определяется не столько поведением евреев, сколько психологическими особенностями самих антисемитов. Согласитесь, что мою формулировку трудно вывести на знамена.
Я выбрал слово "злобность" (хоть и не очень используемое) специально для описания свойства характера в отличие от таких понятий как "злоба", "злость", "озлобленный", которые описывают состояние. Мое утверждение о роли агрессивности и злобности антисемитов в феномене антисемитизма - это только гипотеза, предложенная для привлечения внимания профессионалов.

::::::::::::::::::::::МСТ::::::::::::::::::::::

Когда говорят об антисемитизме как природном явлении (зоологический, нутряной, даже и - генетический), всегда хочется отозваться встречно: назовите народы, которых мы любим. Один народ, может быть, назовёте, - хотя бы несколько. На Земле две сотни государств и на порядок (более того! больше народов.

Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, Израиль - at 2013-08-03 08:55:25 EDT

Уважаемый Виктор! Спасибо за содержательный ответ на мое замечание. Но кроме интересных сведений и соображений в Вашем ответе я вижу критику моей статьи "Еще об одной причине антисемитизма", опубликованной в "Заметках"№7(2010)
Мой первый комментарий возник из-за удивления, что в Вашем рассмотрении понятия "характер" ничего не упоминается о чертах, связанных с отношением носителя характера к другим людям, например, о таких свойствах как доброта и злобность. Казалось бы, что в характере человека, то, как он относится к другим людям, является очень важной стороной. Вы замечаете, что этих качеств нет в известных вопросниках. Но, например, у Кеттелла такие черты как "добросердечие" и "отчужденность" (довольно близкие к предлагаемым мной свойствам) есть.
Коснусь Вашей новой интерпретации моей статьи от 2010 г.
Вы пишете: Основной посыл Вашей статьи: “Поскольку мы твердо знаем о себе, что мы вполне достойные, вывод мы должны сделать противоположный - что плохие не мы, а они, что они от природы злобные и агрессивные” может быть с равным успехом вышит золотом на знамёнах юдофобов всех мастей и степеней, что, собственно, и происходит.
В моей статье процитированной фразы нет. Наиболее близко к ней по смыслу и структуре следующее заключение: "Его (антисемитизма) природа определяется не столько поведением евреев, сколько психологическими особенностями самих антисемитов". Согласитесь, что мою формулировку трудно вывести на знамена.
Я выбрал слово "злобность" (хоть и не очень используемое) специально для описания свойства характера в отличие от таких понятий как "злоба", "злость", "озлобленный", которые описывают состояние. Мое утверждение о роли агрессивности и злобности антисемитов в феномене антисемитизма - это только гипотеза, предложенная для привлечения внимания профессионалов.

Марк Фукс
Израиль, К.Хаим, Хайфа - at 2013-08-03 04:29:07 EDT
"Чего же боле, что я могу еще сказать?". Много чего.... "
Виктор Каган
(из биографической справки на портале)


Действительно так, много чего.
Интересно и полезно послушать все понимающего профессионала, наделенного талантом.
Спасибо.
М.Ф.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-08-02 11:45:49 EDT
Спасибо Виктор, очень интересно и поучительно. У Вас в тексте: "Сплошь и рядом не так важно, что за характер у человека, а то, как он им распоряжается". По-моему, сегодня уместнее сказать: "Сплошь и рядом не так важно, что за характер у человека, а то, как он им распоряжаются". Кажется, никогда человеком так умело не манипулировали средства массовой информации, колдуны от рекламы, политики и биржевой статистики. Недавно прочитал книжицу таких колдунов: М. Дж. Пенна и К. Э. Залесн "Микротенденции" и был поражен тем, как умело эти ловкие манипуляторы обыгрывают черточки человеческого характера. А профессия-то Ваша, Виктор, поопасней моей будет, мы ничего хуже водородной бомбы не выдумали.
Виктор Каган
- at 2013-08-02 11:29:58 EDT
(продолжение)
a опросник Кеттелла – структуру личности по 16 факторам:
А: добросердечность — отчужденность.
В: мышление абстрактное — конкретное.
С: эмоциональная устойчивость — неустойчивость.
Е: доминантность — подчиненность.
F: беспечность — озабоченность.
G: обязательность — безответственность.
H: смелость — робость.
I: мягкость — твердость характера.
L: подозрительность — доверчивость.
M: мечтательность — практичность.
N: проницательность — наивность.
O: тревожность — безмятежность.
Q1: радикализм — консерватизм.
Q2: самостоятельность — зависимость от группы.
Q3: самоконтроль — импульсивность.
Q4: напряженность — расслабленность.

Слово «агрессивный» можно найти в секторе «холерик» приведенного в статье круга Айзенка. Но при этом надо отдaвать себе отчёт в том, что оно описывает не сквозную черту характера, а грань возбудимости со склонностью к эмоциональным и поведенческим вспышкам – далеко не только агрессивности. Слова «злобность» и у Айзенка нет. И это не удивительно, так злоба – это преходящее аффективное состояние, раздражённо-враждебное настроение, вспышка сильных эмоций, всегда адресованная каким-то людям или себе. В этот момент и в этой ситации человек озлоблен/злобен, в другие моменты и в других ситуациях – нет. Обозлиться и совершить агрессивный поступок могут люди самых разных характеров и то, как это будет проявляться, во многом зависит от структуры характера. Как Вы можете себе представить злость у холерика и флегматика будет иметь разные поведенческие портреты. К тому же есть ещё один интересный момент: об агрессии можно говорить тогда, когда агрессивное действие выражает агрессивной намерение. В забое барашка на шашлык не больше агрессивных намерений, чем в задирании барашка волком. На эту тему есть старое эзоповское: волк, подойдя к пастухам, поедающим барашка в виде шашлыка, сказал: «Представляю, какой шум вы бы подняли, если бы это сделал я». Наконец, добавим трудности различения злобы и гнева: часто одни и те же переживания и поведение у себя толкуются как гнев, а у другого – как злоба.
Давайте чисто условно обопрёмся на наличие агрессивности в описании холерического характера. Вы уверены, ччто все антисемиты – холерики? Не встречали среди них сангвиников, флегматиков и меланхоликов? Тот же пресловутый нордический характер – сдержанный сангвиник.
Таким образом, говорить о врождённых злобности и агрессивности как причинах антисемитизма нет, хотя он может проявляться через озлобленность и агрессивность. Но и тут не всё так просто. Есть такая шкала Богардуса. Вопросы в ней примерно такие: допущение или недопущение брака с человеком другой национальности, дружественное или недружественное восприятие людей другой национальности, принятие-неприятие их в качестве а) соседей, б) коллег по работе, в) жителей своей страны, г) посетителей своей страны, недопущение в свою страну. Есть и другие шкалы, построенные на том же принципе.
В итоге... Чтобы Ваш тезис о врождённых агрессивности и злобности был хоть мало-мальски доказателен, надо сопоставить серьёзные характерологические исследования антисемитов в корреляции с выраженностью антисемитизма по таким шкалам. А без этого основной посыл Вашей статьи: “Посколько мы твердо знаем о себе, что мы вполне достойные, вывод мы должны сделать противоположный - что плохие не мы, а они, что они от природы злобные и агрессивные” может быть с равным успехом вышит золотом на знамёнах юдофобов всех мастей и степеней, что, собственно, и происходит.


Виктор Каган
- at 2013-08-02 11:28:39 EDT
Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, Израиль - at 2013-08-01 16:32:09 EDT
Уважаемый Виктор! Не могу не присоединиться к многочисленным комплиментам Вашей статье.
Но не могу и не напомнить Вам, как 3 года назад Вам столь же талантливо удалось испортить впечатление читателей от моей статьи об антисемитизме. В той статье, названной "Еще одна причина антисемитизма" и опубликованной в журнале "Заметки по еврейской истории" в №3(2010), я показывал, что неотступность антисемитизма и его всемирная распространенность, во многом связаны с врожденным свойством злобности.
Скажите, а какое место в Вашей иерархии черт характеров занимают такие свойства как злобность и доброта?


Уважаемый Эмиль!
Мне казалось и сейчас кажется, что «Отзывы» - место для обсуждения статей и, стало быть, выражения не только согласия с автором. Но, если Вы считаете, что несогласие – маска на физиономии желания испортить впечатление читателя, то считайте, что, сказав сейчас об этом, Вы поквитались со мной :)
У меня нет своей «иерархии черт характера». В своей статье Вы пишете: «Посколько мы твердо знаем о себе, что мы вполне достойные, вывод мы должны сделать противоположный - что плохие не мы, а они, что они от природы злобные и агрессивные”... «главная идея, развитая в настоящей статье, относительно причин юдофобии, состоит в утверждении о важной роли природной агрессивности в неутомимости антисемитизма». В известных мне серьёзных описаниях характера таких черт как злобность и доброта или агрессивность и миролюбивость не нахожу. Например...

Опросник К. Леонгардa-Н. Шмишекa оценивает характер по 10 шкалам:
1 - высокая жизненная активность
2 - возбудимость
3 - глубина эмоциональных реакций
4 - педантизм
5 - повышенная тревожность
6 - перепады настроения
7 - демонстративность
8 - неуравновешенность
9 - утомляемость
10 - сила и выраженность эмоций
(продолжение в следующей записи)

Беленькая Инна - Б.Э.Альтшулеру
- at 2013-08-02 10:32:12 EDT
Уважаемый Борис! Я хоть и с запозданием , но написала Вам. Но, когда нажала на кнопку "отправить" , куда-то все исчезло. А писать заново - сами знаете, как. Но , если будет повод (автор еще опубликует статью), тогда обязательно поговорим на заинтересовавшую Вас тему .
Виктор Каган
- at 2013-08-01 21:51:34 EDT
Борис Э.Альтшулер
- at 2013-08-01 20:19:30 EDT

Я дал Вам линки, по которым сначала открыл тексты - совершенно бесплатно. Если что-то не так, погуглите названия на русском - есть другие сайты, где обе книги читаются и/или скачиваются бесплатно.

Борис Э.Альтшулер
- at 2013-08-01 20:19:30 EDT
Виктор Каган
- at 2013-07-31 17:12:37 EDT
Борис Э.Альтшулер
- at 2013-07-31 11:07:00 EDT
ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёё

Спасибо за тип. К сожалению все сайты хотят чтобы у них чего-нибудь скачали и заплатили.
Поробую поискать на немецком

Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, Израиль - at 2013-08-01 16:32:09 EDT
Уважаемый Виктор! Не могу не присоединиться к многочисленным комплиментам Вашей статье.
Но не могу и не напомнить Вам, как 3 года назад Вам столь же талантливо удалось испортить впечатление читателей от моей статьи об антисемитизме. В той статье, названной "Еще одна причина антисемитизма" и опубликованной в журнале "Заметки по еврейской истории" в №3(2010), я показывал, что неотступность антисемитизма и его всемирная распространенность, во многом связаны с врожденным свойством злобности.
Скажите, а какое место в Вашей иерархии черт характеров занимают такие свойства как злобность и доброта?

Виктор Каган
- at 2013-07-31 17:12:37 EDT
Борис Э.Альтшулер
- at 2013-07-31 11:07:00 EDT
Тут минимум несколько стволовых тем, каждая из которых бурно ветвится: подросток и культура. подростковые акцентуации характера, подростковый кризис идентичности, подросток глазами семьи, семья глазами подростка, историко-культурная динамика подростничества. Литературы – океан. Может быть, покажутся интересными книги Франсуазы Дольто:
На стороне ребёнка - http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/2035994/
На стороне подростка - http://moszeldom.ucoz.ru/load/f_dolto_na_storone_podrostka/1-1-0-4

Борис Э.Альтшулер
- at 2013-07-31 11:07:00 EDT
Интересный очерк. Мне была бы интересна реакция на него уважаемой Инны Беленькой.
И ещё (затронуто в тексте и сегодня актуально): как влияет половое созревание на формирование характера? Откуда берутся конфликты и переживания в семье в этот период?

Phil Osofsky
- at 2013-07-30 19:33:35 EDT
Буквоед - В.Е. Кагану
- at 2013-07-30 17:32:51 EDT

На уровне того времени даже с учётом изрядной умозрительности работ Ломброзо это было интересно - во всяком случае, стимулировало много направлений и работ. Сегодня интерес скорее исторический. Хотя нередко, на лица глядя, невольно вспомнишь Ломброзо.

Виктор Каган
- at 2013-07-30 19:30:09 EDT
Маркова
- at 2013-07-30 18:05:49 EDT

Спасибо. Докладчик прекрасный и очень интересно. Судить не могу - не моя область.

Маркова
- at 2013-07-30 18:05:49 EDT
Уважаемый Виктор! Спасибо за полный ответ. С подкаблучником Вы меня рассмешили. Вспомнился анекдот: зачем ты меня из болота вытащил? Я здесь живу…
А как поэт, Вы тоже считаете, как говорит господин Л.Кацис в этом ролике
http://www.youtube.com/watch?v=khyBDnE5j7I
ОБЭРИУты, в частности Хармс, - это «третий дух»?
Или я что-то не так поняла?

Буквоед - В.Е. Кагану
- at 2013-07-30 17:32:51 EDT
Виктор Ефимович! Хвалить не буду: обвинят в подхалимаже:), а вопрос задам: "Как Вы относитесь к исследованиям Ломброзо? Они имеют какую-либо ценность сегодня?". Спасибо
Виктор Каган
- at 2013-07-30 17:19:03 EDT
Игорь Ю.
- at 2013-07-29 08:12:27 EDT
Вы говорите, что по поведению ребенка 8-9 месяцев можно определить его характер на всю дальнейшую жизнь. Но в жизни на разных ее этапах случаются довольно неожиданные вещи. Например, человек проходит через тяжелую болезнь, через многолетнюю неподвижность в результате болезни или несчастного случая. Говорят, что "болезнь изменила его характер". Или кто-то невольно становится причиной, или поводом, или просто свидетелем трагедии и это тоже как будто бы меняет его характер. Так ли это? В самом общем случае, смерть любимого (-ой), ребенка, тяжелая болезнь кого-то в семье - может ли все это действительно изменить характер?. Тот, который как будто бы заложен в 9-ти месячном ребенке.

Маркова
- at 2013-07-30 16:34:51 EDT
Так может с годами человек из флегматика, например, превратиться в холерика? Многое зависит не только от воспитания, но и от давления внутри семьи. Про одного мужчину мне сказали, что он «никакой». Но я знала темперамент его жены, и поняла, что он просто «забит» её характером…


По поведению 8-9-месячного ребёнка можно описать его характер. Французы когда-то сделали это. Потом, уже взрослыми эти дети были обследованы не знающими об эксперименте психологами; совпадение результатов было где-то порядка 60-80%. Характер в 8-9 мес действительно, безо всяких «как бы» уже заложен, пророс из темперамента. Но это не гарантия на всю жизнь, не прогноз его динамики, которая будет определяться возрастом, биологическим состоянием и биологическими факторами, жизненным опытом. Изменения поведения в таких случаях вовсе не обязательно обязаны изменениям характера. И больше – от характера в значительной мере может зависеть то, как поведенчески заявляют о себе даже болезненные изменения. Всегда приходится смотреть, имеем ли дело с собственно динамикой характера, симптомами телесного заболевания (заболевание щитовидки, например), психоневрологического расстройства (те же лобный или височный синдромы) или результатами peak experience (посттравматический стрессовый синдром или так наз. реактивный невроз). Даже годами прикованный к постели человек с сохранной психикой будет проявлять свой характер в выборе других доступных ему занятий, отношениях и т.д. Холерик от этого во флегматика не превратится, если, конечно, не станем путать его депрессию с флегматическим характером. С интерпретацией приходится быть осторожными. Так, «никакой» мужчина, чей характер «забит» характером жены – это Ваше мнение со стороны, факт Вашей, но не этого мужчины биографии. В реальности гораздо чаще встречаемся с выбором пассивным мужчиной активной женщины: не она его под каблук загнала, а он искал каблук и вытащи его оттуда – быстренько заползёт обратно, ему там хорошо и уютно. Не знаю, ответил ли на ваши вопросы в достаточной мере. Но за интерес спасибо.


Маркова
- at 2013-07-30 16:34:51 EDT
Уважаемый, господин Каган!
Спасибо за интересную статью.
Вы пишете:

тип темперамента сохраняется на протяжении всей жизни.

и далее:
На протяжении жизни характер заявляет о себе то больше, то меньше..
Так может с годами человек из флегматика, например, превратиться в холерика?
Многое зависит не только от воспитания, но и от давления внутри семьи. Про одного мужчину мне сказали, что он «никакой». Но я знала темперамент его жены, и поняла, что он просто «забит» её характером…
А Вы можете по типу лица определить состояние человека, как например, в этом ролике (ничего личного, просто пример). Кстати, Вам, как поэту, будет интересна тема
http://www.youtube.com/watch?v=khyBDnE5j7I

Националкосмополит
Израиль - at 2013-07-30 11:10:32 EDT
«В человеке не столько-то процентов от генетики, а столько-то от воспитания а все 100% от генетики и все 100% от воспитания»
**************
Прекрасные слова, которые помогут мне бороться с презрительным понятием «полукровка» - имеется ввиду человек, которого отец и мать разных национальностей.
Я же борюсь за двойную национальность в таких случаев, что бы такой человек чувствовал и реально был 200% человеком полноправоным националом и от своей матери, и от своего отца.

И еще о контактах с психиатором.
Был у меня друг – психиатор с 25 летним стажем, зав. отделением из Ленинграда.
Я пару месяцев, как устроился на новую работу и плохо спал, ибо все время новая для меня американская техника в голове у меня крутилась.
Я ему на это пожаловался, а он говорит:»ты извини за правду, но такое твое состояние – верный признак профессиональной некомпетенции».
Была Пятница, я поэтому поводу купил бутылку водки и хорошо поужинал после тяжелейшей трудовой недели, а потом заснул, как новорожденный младенец, и с тех пор прекрасно спал ночью, что бы не быть профессионально несостоятельным.

Соня Тучинская
- at 2013-07-30 04:45:13 EDT
Дорогой Виктор Каган, это написано сверх-мастерски.
Изумительно прозрачной четкостью определений и глубиной, в одно и тоже время.
Я не верю ни в какие градации непостижимой человеческой личности, которая сегодня может быть (по себе знаю) ближе холерику, а завтра вдруг - раз, и обратилась в абсолютного меланхолика.
Ваше же эссе прочла с огромным интересом и пользой.
Но больше всего я люблю Ваши фотографии в Вашем же ЖЖ. Это чистейшая поэзия.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2013-07-29 21:42:41 EDT
Бесконечно интересно. Это, конечно, особая удача (treat), когда специалист высокого класса допускает нас в свой профессиональный круг. Хотелось бы узнать попоробнее насчет спичечного коробка и набора по телефону. Как это работает для того, кто видит?

Маленькое замечание, скорее, к техническому редактору: нельзя ли улучшить разрешение и размер единственного рисунка в статье? Даже если на него щелкнуть, он остаётся неразборчивым.

Б.Тененбаум
- at 2013-07-29 19:44:00 EDT
Очень интересно. А история с "... супружеской парой кроликов ...", усыновивших волчонка - просто буквальная цитата из известной мне действительности.
Юлий Герцман
- at 2013-07-29 19:38:20 EDT
Замечательная статья! Заставляет пересмотреть сложившиеся уже оценки поведения знакомых людей. Мы часто разбрасываемся хлесткими: "шизофреник", "параноик", абсолютно не понимая истинного значения этих терминов. Спасибо, Виктор.
Надежда Кожевникова
- at 2013-07-29 19:19:26 EDT
Замечательно, высокопозновательно и целительно. Истинное наслаждение. Спасибо.
Игорь Ю.
- at 2013-07-29 08:12:27 EDT
Виктор Ефимович, Вы говорите, что по поведению ребенка 8-9 месяцев можно определить его характер на всю дальнейшую жизнь. Но в жизни на разных ее этапах случаются довольно неожиданные вещи. Например, человек проходит через тяжелую болезнь, через многолетнюю неподвижность в результате болезни или несчастного случая. Говорят, что "болезнь изменила его характер". Или кто-то невольно становится причиной, или поводом, или просто свидетелем трагедии и это тоже как будто бы меняет его характер. Так ли это? В самом общем случае, смерть любимого (-ой), ребенка, тяжелая болезнь кого-то в семье - может ли все это действительно изменить характер?. Тот, который как будто бы заложен в 9-ти месячном ребенке.
Соплеменник
- at 2013-07-29 07:00:52 EDT
Уважаемый Виктор Ефимович!
Где-то я читал, что к четырём типам темпераментов стоит добавить (слева и справа) ещё два крайних - психопат и идиот. Разумеется. как типы темпераментов, а не оскорбления.
Имеет ли такое предложение научную основу или это, скорее, неграмотность автора.

Самуил
- at 2013-07-29 05:57:49 EDT
Эту работу глубоко мною уважаемого Виктора Кагана прочитал еще днем, когда свежий номер только был объявлен. На минутку присел к компьютеру, открыл оглавление, потом эту статью и... не мог уже оторваться. Пообещал себе, что вечером, когда освобожусь наконец от дел, перечитаю и обязательно напишу отзыв. Что и делаю: спасибо Виктор!

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//