Номер
12(81)
декабрь 2016 года
mobile >>> |
|
Михаил Юдсон |
Сумерки муз
Роман создан, как сознается Нина Воронель, на основе писем и дневников
самих героев – естественно, автор руководит движением и жужжанием роя
персонажей, заполняя многочисленные пробелы, додумывая лакуны, соединяя
оборванные ниточки судеб. Очам читателя открывается вереница творцов,
властителей дум – Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Зигмунд Фрейд, Ромен
Роллан, Александр Герцен, а сам роман крепко и последовательно стоит на
трех, так сказать, слонихах: Л (Лу фон Саломе), М (Мальвида фон
Мейзенбуг), Н (Ницше Элизабет) – они создают и фон, и атмосферу, и
вращение фабулы. Три музы-колдуньи – роковая, добрая, злая.
По словам Нины Воронель: «Никто до меня не догадался назвать Лу Саломе
самой блистательной женщиной Европы, и я принялась собирать и просеивать
детали ее жизни. В результате начала складываться занятная картина, больше
похожая на ковер, заслоняя известные мужские лица, все яснее проступали
магнетические притягательные лица женщин. И прослеживая, как нити мужских
судеб завихряются вокруг этих лиц, я замечала, что история Европы,
написанная мужчинами, преобразилась, она стала кристаллизоваться
по-новому, хочется сказать, – по-женски».
В общем, мифологически говоря, не Бык похитил Европу, это она его на скаку
оседлала. Итак, Лу, Матильда, Элизабет – полет валькирий проходит
нормально! Особенно наглядно, по-моему, женское-властное выглядит в случае
с Элизабет Ницше, сестрой философа. Маленькая некрасивая женщина для
начала, став женой харизматического говорливого антисемита Бернарда
Фюрстера, создала в дебрях Парагвая колонию «Германия Нова» - арийский рай
без евреев среди джунглей и болот (и нашлись ведь в тогдашнем европейском
мире семьи, что все бросили и устремились!), а потом, через много лет
после смерти супруга Фюрстера, обаяла очередного бесновато-крикливого
юдофоба – фюрера всея Германии Адольфа Гитлера. Грубо переделывая, нагло
дописывая, умышленно искажая оказавшиеся в ее распоряжении тексты брата,
Элизабет своей невероятной безумной волей создала представление, что
Фридрих Ницше – антисемит, – предтеча и идейный вдохновитель германского
нацизма. Она вылепила образ, не имеющий ни малейшего отношения к
действительности, карлицей-нибелунгшей выковала символ зла. Уродливая,
страдающая косоглазием Элизабет назойливо передала свой взгляд хлопающему
глазами человечеству.
И совсем другой феей была Мальвида фон Мейзенбуг – она раскрывала талант
человека, иногда даже скрытый от него самого (как это было с молодым
заурядным пианистом Роменом Ролланом, далеким от писательства), она
поддерживала и вдохновляла похвалами освистываемого Рихарда Вагнера, она
перевела на немецкий Александра Герцена и вырастила его дочь Ольгу.
А вот Лу Саломе становилась музой знаменитостей по причине вечной и
истинно женской – они мгновенно и неизменно влюблялись в нее. Ее
«донья-жуанский» список включает только мужчин нетривиальных, попросту
выдающихся, их слава вывозила ее, порой буквально, как на известном
фотографическом групповом портрете: «Вместо лошадей она впрягла в тележку
своих готовых на все поклонников (тут подвернулись Поль Ре и Фридрих
Ницше), а сама, вооружившись кнутом, уселась на место кучера». Втиснутые в
оглобли философы – эх, резвые, ах, романтично, хотя и слегка напоминает
Цирцею, обращавшую мужчин в свиней (ну, в случае с водоплавающим Одиссеем,
видимо, щадящее, в морских свинок). Читая «Былое и дамы», мы как бы совершаем путешествие из Петербурга, где маленькая безутешная Леля Саломе хоронит свою кошку Мурку, в Парагвай, где хладнокровная Элизабет Ницше хоронит отравленного стрихнином (по версии Нины Воронель) непутевого мужа Бернарда Фюрстера. А по пути нас ждет Европа – Антверпен, Байройт, Вена, Лондон, Париж, Рим… Любовь, ненависть, интриги, страдания, годы неудач, мгновения творчества, муки и радости – обычная поразительная жизнь человечья. Короче, читайте. |
|
|||
|