Про Эдварда Лира и
негодяя по фамилии Бэд
В 2015 году в бостонском издательстве M-Graphics Publishing
(mgraphics-publishing.com) вышла из печати книга переводов Владимира
Ковнера, двуязычное англо-русское издание -
Эдвард Лир. Полное Собрание
Абсурдных Стишков-Лимериков с Рисунками (Edward Lear. The Complete
Limericks with Drawings).
Здесь нет преувеличения. Это самое полное собрание лимериков
Эдварда Лира под одной обложкой не
только на русском, но и на английском языке, числом 267. В книге - около
300 рисунков, в большинстве сделанных самим Лиром. Обычно Лир сначала
делал рисунок, а затем писал к нему лимерик. В десяти случаях, когда Лир
по каким-то причинам написал лимерики без рисунков, эту задачу прекрасно
решил современный художник
Феликс Браславский. Новая книга издана в формате альбома, каким было
большинство изданий Лира в XIX веке, с одним лимериком и одним рисунком на
странице.
Мы с Ковнером давние друзья, и потому наша беседа началась с личных
воспоминаний.
- Представь, Володя, начало семидесятых годов, мой родной город
Петропавловск Северо-Казахстанской области, редакцию областной партийной
газеты "Ленинское знамя". Я приехал из командировки и пишу материал в
номер. О том, что комиссия одного совхоза проверяла в соседнем совхозе,
как там отремонтировали технику к весеннему севу. А потом комиссия из
этого совхоза поедет в тот совхоз... Называлось – взаимопроверка.
- Вот-вот, соседи следят за ремонтом техники в соседнем совхозе
бдительней, чем сами хозяева, им оно нужней, чем хозяевам - так это
выглядело? Помню: в середине 50-х годов, в мои студенческие годы нас
каждую осень отправляли "на картошку"; на самом деле мы делали все, что
только можно вообразить, крыли крыши, работали на мельнице и даже
принимали на ферме роды у коровы.
Где в это время были и чем занимались хозяева - неизвестно.
- Все это идеально укладывалось в общую атмосферу советского абсурда. На
страницах газет печатались рекомендации с чертежами, как лучше и чем
запаривать солому, чтобы коровы ее, солому (!), могли есть. Значит,
коровам есть нечего; а рядом – публиковались статьи и репортажи об
успехах, перевыполнении планов, и на каждой странице – «решающий год
пятилетки», «определяющий год пятилетки»...
- Я жил в Ленинграде, но атмосфера абсурда была та же. Я работал в
конструкторском бюро крупного станкостроительного завода. И вот однажды на
нашем здании, на уровне третьего этажа повесили метров десять длиной
красную тряпку, то бишь, транспарант с впечатляющим призывом:
Рабочему коллективу – нашу инженерную поддержку! А повесили
(наверно, после пол-литра) не просто криво, а так с разницей по высоте не
меньше, чем полметра от конца к концу. Вот такую поддержку пообещали. От
души. Апофеоз абсурда!
- В нашей редакции работал выпускник вашего Ленинградского университета
Боря Тимохин. Переводил непереведенные в СССР рассказы официально
признанных у нас англо-американских писателей и печатал их в нашей
провинциальной партийной газете.
- Замечательно!
- Это еще что! Примерно в то же время, году в 1974-м, я напечатал в газете
«Ленинское знамя» тиражом 110 тысяч экземпляров стихотворение вашего
ленинградского поэта, тогда уже эмигранта-отщепенца, Иосифа Бродского.
Правда, анонимно, как песню, которые поют туристы у костра… А в тот вечер,
когда я строчил в номер репортаж о взаимопроверке, а народ, сошедшийся в
моем кабинете, уже употреблял вечерний портвейн, Боря Тимохин принес в
нашу компанию маленькую зеленую книжку на английском. Лимерики Эдварда
Лира. Читал их на английском, потом в своем переводе, а затем уже кем-то
переведенные на русский:
Негодяй по фамилии Бэд
В старых дев разряжал пистолет.
Горожане узнали –
Пулемет ему дали.
Старых дев больше в городе нет.
Это было ошеломительно. Эдвард Лир пришел в редакцию областной
партийной газеты "Ленинское знамя" как наш друг и товарищ по миру абсурда,
смеющийся над ним. Мы-то смеялись нечасто, мы жили в нем и свыклись с ним.
- Знаешь, когда я готовил мою книгу, то в поисках неопубликованных
лимериков перекопал массу материала,
Книги нонсенса Лира, его письма друзьям, дневники, путевые заметки,
воспоминания его друзей и т.д. Поэтому
я могу надеяться, что знаю практически каждый его лимерик.
Так вот, у меня
есть маленький секрет про прочитанный тобой лимерик, но я оставлю этот
секрет на потом.
А пока вернемся к Лиру, который пришел к вам в Петропавловск,
Северо-Казахстанской области, через 85 лет после смерти. Эдвард Лир
(1812-1888) – блистательный представитель английской литературы «абсурда»
XIX века. Человек многих талантов, знающий несколько языков, он был
поэтом, прозаиком, художником, композитором и исполнителем, орнитологом и
неутомимым путешественником. С его именем, прежде всего, связывают
лимерики - пятистишия, которые Оксфордский словарь 1898 года определил как
"непристойную поэтическую бессмыслицу". В лучшем случае лимерики до Лира
были, мягко говоря, нескромными. Но Лир совершенно изменил их направление.
Он выпустил четыре Книги Нонсенса
(чепухи, вздора, бессмыслицы, абсурда) со смешными, занимательными
абсурдными рисунками и стишками. Фактически он создал новый мир, без
правил и законов пуританского общества, мир свободы и веселья, с
выдуманными забавными растениями и животными, часто с бессмысленными, но
похожими на настоящие словами.
«Ничто не изумляло Лира больше, чем неспособность некоторых людей оценить
по достоинству полное отсутствие смысла в его бессмыслицах», - писал его
друг лорд Кромер.
«Абсурд – это мое дыхание», - заявил сам Лир. Был случай, когда Лир «хотел
просить» у греческого короля место при дворе с титулом Лорда Бессмыслиц и
Корифея Чушесложения. После выхода первой "Книги Абсурда" в 1846 году
Англию, а вскоре и Америку охватила лиромания. Только до конца его жизни
вышло 25 изданий его книг.
- По тем временам что-то непредставимое. В чем секрет?
-Лир рисовал свои ужасно смешные рисунки и сочинял "бессмыслицы", чтоб
развлекать детей...
- Как впоследствии Льюис Кэрролл "Алису в стране чудес"...
- То было викторианское время. Дети росли в атмосфере строжайших правил. И
вдруг Лир своими стишками открыл для них совершенно другой, безумно
смешной мир, где ужасно строгие взрослые превращаются в толстых капризных
шарообразных стариков или, наоборот, становятся такими тонкими, что их
незаметно запекают в пирог; эти строгие взрослые падают в горячий бульон и
летают на мухах, носят парики в рост человека, имеют носы до пола и вообще
постоянно оказываются в дурацких ситуациях. Я бы назвал абсурд Лира
ОСВОБОЖДАЮЩИМ. Именно поэтому неожиданно для самого Лира его лимерики
подхватили взрослые.
- Вчерашние дети, выросшие в жестких правилах...
- Вот именно. Весьма респектабельный английский критик Джеки Вуллшлейгер
писала: "Тот, кто мечтает удрать из однообразной серой реальности, будет
чувствовать себя как дома в абсурдном мире Лира". Англичане уходили от
рутины, от напряжения, от бесцветной жизни в мир абсурда лимериков, чтобы
снять это напряжение, расслабиться.
- Володя, теперь мне все ясно! Теперь я понимаю, почему Эдвард Лир
занимает, на мой взгляд, особое место в русском сознании. Ведь советский
человек жил в таких рамках, по сравнению с которыми викторианские правила
- разгул свободы. И в то же время - в мире официального, утверждаемого
пропагандой абсурда. Нашими лимериками ОСВОБОЖДЕНИЯ сознания были
частушки-нескладушки. Советская народная частушка все больше тяготела к
пародии, высмеивала официальные и свои же, народные, массовые идеологемы:
С неба звездочка упала
Прямо милому в штаны.
Ничего, что все пропало -
Лишь бы не было войны.
А в семидесятые годы пришел черный юмор:
Я спросил электрика Петрова:
"Отчего у вас на шее провод?"
Ничего Петров не отвечает -
Лишь висит и ботами качает.
И еще двустишие, может быть, самое знаменитое из той «черной» серии:
Мальчик в деревне нашел пулемет -
Больше в деревне никто не живет.
- Конечно же, я знаю это двустишие. На его основе у нас в Штатах появился
классический по форме лимерик:
Мальчик в деревне нашел пулемет -
Больше в деревне никто не живет.
Город тоже сражен
Пулеметным огнем...
Где ж он, падла, патроны берет?
(Andy
aka
Colorado)
- Володя, я ведь о родстве просто так сказал, по наитию. А выходит, в
действительности произошло формальное и неформальное соединение английской
поэзии абсурда с русской, английского лимерика с русской частушкой.
- Кстати о слиянии. Открою тебе мой секрет: того знаменитого лимерика про
негодяя Бэда - у Эдварда Лира такого лимерика НЕТ.
- Как так – «НЕТ»?!
- Дело не в том, что во времена Лира и Пушкина пулемет еще не изобрели -
тут можно сослаться на вольное изложение. Вообще никакого Бэда у Лира нет!
Я нашел похожий лимерик неизвестного автора:
There was a young fellow named Sistall,
Who shot three old maids with a pistol.
When 'twas known what he'd done,
He was given a gun
By the unmarried curates of Bristol.
Дословный перевод:
Жил-был парень по имени Систол,
Который застрелил трех старых дев из пистолета.
Когда стало известно, что он сделал,
Ему дали пушку
Холостые кураторы Бристоля.
Возможно, под "кураторами" неизвестный автор имел в виду попечителей
старинного Бристольского университета. Потом известная переводчица Ольга
Астафьева сделала вольный перевод народного лимерика, а уже молва
приписала его Эдварду Лиру.
- Кому ж еще! И этот случай как нельзя лучше укладывается в легенду о
жизни и стихах Эдварда Лира.
- Совершенно верно.
- А теперь, Володя, позволь представить читателям несколько лимериков в
твоем переводе из книги Эдвард Лир.
Полное Собрание Абсурдных
Стишков-Лимериков с Рисунками.
-
Кстати, если
кто-нибудь из читателей захочет увидеть рисунки «в натуральную величину»
(почти на всю страницу), книга доступна на веб-сайт издательства
(mgraphics-publishung.com). Заодно можно прочесть еще несколько лимериков,
да еще и на двух языках.
Дед на флейте играл кое-как.
Заползла ему кобра в башмак;
Он играл день и ночь,
Уползла она прочь,
Больше слушать невмочь – ну никак!
Одной девушке в городе Ницца
Сели прямо на шляпу три птицы.
Ну, а ей хоть бы что:
''Пусть садятся хоть сто,
Хватит места всем птицам из Ниццы''.
Была дама одна из Прованса
Пребольшим знатоком реверанса;
Но она так крутилась,
Что в землю ввинтилась,
Тем расстроив всех дам из Прованса.
Жил старик со своею старухой,
Был он славен присутствием духа;
Он купил скакуна
И умчал, вот те на!
Бросив всех и родную старуху.
На горе умный дед из Кромера
Всё читал, поджав ногу, Гомера;
Затекли его ноги,
Чтоб размяться, о, Боги!
Прыгнул в пропасть любитель Гомера.
Романтический старец из Трои
Тёплый бренди пил, смешанный с соей;
Пил он маленькой ложкой
В свете лунной дорожки
Под старинными стенами Трои.
Ночью милая квакерша Айки
Вышла замуж за деда с Ямайки;
Утром – вопли: ''О, Боже!
Муж-то мой – чернокожий!”,
Огорчив ловеласа из Ямайки.
Худосочный старик из Берлина
Был тонюсенький, как паутина;
Он прилёг не на место,
И замешенный в тесто,
Испечён – без корицы и тмина.
Один старец хотел научить
Разных рыбок по суше ходить;
Рыбки все до одной
Отошли в мир иной,
И умчался старик во всю прыть.
Жил старик в королевстве Непал,
Он с коня неудачно упал;
На две части распался,
Но клей отыскался –
Чинят всех в королевстве Непал.
Старичок жил на барже когда-то,
Его нос был большой, как лопата;
Для рыбалки в ночи
Ставил он две свечи
Прямо на нос, большой, как лопата.
Старикан из посёлка Сумы
Чуть не умер зимой от чумы;
Он лишь маслом питался
И, как грузчик, ругался,
И избавился так от чумы.
Деду жутко блоха докучала,
Злясь, он просто чесался сначала;
Ему дали совет:
«Матерись на чем свет!»
И тотчас старику полегчало.
- Володя, два последних лимерика, написанные 150 лет назад, вроде
бы имеют сегодня научное продолжение и подтверждение. Мне кажется, ты
рассказывал как-то раз, что журнал Time писал, будто люди, часто
употребляющие ненормативную лексику, проще говоря - мат, живут дольше.
Мол, бранные слова, произнесенные даже мысленно, являются своеобразным
способом нервной разрядки. У ругающихся испытуемых в крови отмечены низкие
уровни гормона стресса - кортизола, и высокие показатели гормонов радости
- эндорфинов.
- Я даже сохранил эти материалы – статью об экспериментах
английского психолога профессора Ричарда Стивенса. Стивенс, в свою
очередь, ссылался на профессора Пинкера из Гарварда. Они утверждают, что
сквернословие повышает болевой порог. Объясняют
это тем, что у наших предков, живших в боях и походах, привычка к крепким
выражениям способствовала увеличению агрессии и снижению чувствительности
к боли.
- Если так, то можно сказать, что Эдвард Лир не только живее всех
живых, но и до сих пор впереди науки всей.
Москва - Детройт
|