Номер 8(77)  август 2016 года
mobile >>>
Эдуард Бормашенко

Эдуард БормашенкоАлкиона
Главы из новой книги

בס''ד

А. Воронелю

Среди ранних Диалогов Платона есть один очень необычный, стоящий особняком: "Алкиона". Сократ со своим другом Херефонтом, прогуливаясь по берегу моря, слышат звук, тревожный, но, заметьте, приятный на слух. Херефонт поражен, кому принадлежит этот голос? Ведь рыбы безгласны. В ответ Сократ рассказывает приятелю (а может быть ученику) миф: Алкиона была дочерью царя Эола. Удачно выйдя замуж, она посмела быть столь счастливой в браке, и так любила мужа, что вызвала гнев богов, и они превратили ее в зимородка, а мужа в чайку. Пока ничего занимательного, как всем известно, боги завистливы, и человеческое счастье не одобряют.

Но дальше, Сократ говорит следующее: "По гнездам этих птиц Космос устанавливает так называемые "дни Алкион", образующие рубеж между зимним холодом и погожей порою, и сегодня, скорее всего, один из таких пограничных дней. Разве ты не видишь, как сейчас безоблачно небо, а море спокойно и безмятежно и напоминает, если можно так сказать, зеркало".

Без комментаторов понять что-либо в этом рассказе трудно, и А. Ф. Лосев и А. А. Тахо-Годи, разъясняют, что согласно древним авторам, Алкиона делает гнезда на берегу моря, и они уничтожаются волнами. Поэтому Зевс из жалости предписал ветрам спокойствие в течение семи дней до зимнего солнцестояния и семи после него, чтобы Алкиона высидела птенцов. Это тихое время именуется алкионовыми днями.

Миф замечательно поэтичен, но не только. В наказание за счастье, Алкиону помещают на границу между бурными, непогожими и спокойными днями. И птенцов она высиживает на узкой полоске, отделяющей воду от суши. На самом деле, Алкиону учат жить, учат пограничности жизни.

А. Воронель, как-то заметил, что человеческая жизнь возможна в очень узком зазоре физических параметров — слегка перегрей, переохлади или придави наше физическое тело, и ему одна дорога — на кладбище. "Температура 36.6ºС, при которой успешно функционирует организм человека, находится в узком ( ±5º, меньше 2% в абсолютных единицах) зазоре между недопустимо смертельным переохлаждением и столь же недопустимым перегревом. Однажды, присутствуя на биологической конференции, я обратил внимание, что оптимальные условия для жизни биологических организмов всегда оказываются в опасной близости к температуре разложения ДНК (т.е. ядер) их клеток, поддерживая их в состоянии, близком к критическому. По-видимому, в ходе эволюции интенсивная жизнь (и необходимая для творчества эволюции изменчивость) сложных организмов вообще оказалось возможной лишь на самом краю гибели, в окрестности критической точки, с которой она только и могла бы начаться" (А. Воронель "Жизнь на краю").  

Сократ теории эволюции не знал, понятия о ДНК и критической точке не имел, но из его дальнейшей речи получается, что тревожная жизнь Алкионы на узкой полоске суши, жизнь во имя гнезд, которые через неделю смоют волны, не наказание, но — дар божий. Быть может, этот короткий диалог — самый протоевропейский, самый западный, из дошедших до нас текстов Платона. Демаркационная линия, разделяющая восточное и западное мировоззрения очень петлиста и размыта. Непросто указать пальцем на какой-нибудь текст, и сказать: вот здесь определенно западом пахнет. Но миф, возводящий тревогу и беспокойство в подарок богов, несомненно — европейский. Востоку больше по душе бесплодие покоя.

***

Ничем не обусловленные беспокойство, озабоченность, тревога делают человека человеком. Сытое животное, когда ему ничто не угрожает — беззаботно. Кришнамурти призывал любоваться безмятежностью развалившейся в пыли пышной собаки. Она не озабочена завтрашним днем, экологической и ядерной катастрофами; ее не кусают блохи, и ей хорошо (мы отчасти оттого так любим наших собак и кошечек, что, завидуя, охотно принимаем их несуетность за мудрость). Сократу, Декарту и Канту умилиться посапыванием сытой суки не удалось бы.

В этом смысле, евреи, конечно, народ западной цивилизации. Яаков, вырвав семью из лап Лавана, просил у Вс-вышнего немного покоя. Ответом была катастрофа, приключившаяся с Иосифом. Не положен праведнику на Земле покой. Евреи, наверное, самый беспокойный народ на земле, и потому самый творческий.

Творческие люди слишком часто загоняют себя в критическое, пограничное, полугибельное состояние, лишь в котором жизнь и есть жизнь, то есть творчество. Неизбежная ненависть мещанина, пошляка к творцу и понятна и оправдана, им неуютно жить на краю; врата ада — не лучшее место для пикника с булочками и кофе.

***

Миф об Алкионе поразителен концентрацией и гармонией, слитностью мысли и чувства. Век Просвещения эту гармонию разрушил. В научной статье нелепы проявления чувства, в стихах немыслимы логические выкладки. Мы разучились думать как герои диалогов Платона. Миф всегда больше того, кто его пересказывает; современный поэт и настоящий ученый, напротив, крупнее своих произведений. Но мерой того, что мы делаем (или не делаем), и сегодня остается мера мифа. Ибо она же — мера смысла.

 


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:5
Всего посещений: 2492




Convert this page - http://7iskusstv.com/2016/Nomer8/Bormashenko1.php - to PDF file

Комментарии:

АБ
- at 2016-08-28 17:41:24 EDT
Л. Беренсон Еврейское государство - at 2016-08-28 16:22:15 EDT
Вместо комментария. Полностью разделяю мнение АБ
А что касается выпада АLT New York, NY, USA то голос доморощенного философа из глубокой провинции только так и может прозвучать.
--------
Спасибо за поддержку, уваж. г-н Беренсон. Цель моего ком-ия - всего лишь сослаться на Зеева (В.Евг.) Ж-го, что иногда "на краю" неуютно и хочется "немножечко назад". Не согласен, дорогой Л.Б., что "доморощенный философ" Алт пишет свои отклики из "глубокой провинции". Все ж Нью-Йорк - не провинция. Или Вы о том, что Бруклин - провинция по географическому отношеню к Израилю? Тогда в этом есть резон.
Однако, разве в "провинции" дело? Многие еврейские мудрецы жили и творили в провинциях "более глубоких", чем Н-Й.

Л. Беренсон
Еврейское государство - at 2016-08-28 16:22:15 EDT
Вместо комментария. Полностью разделяю мнение АБ- at 2016-08-16 00:10:22 EDT и по части впечатления от работы Э.Б. и в отношении очень удачно, по-моему, приведенной цитаты из Жаботинского. А что касается выпада "АLT New York, NY, USA
Доморощенная философия. Провинциально.", то голос доморощенного философа из глубокой провинции только так и может прозвучать.

Мальтиец
- at 2016-08-25 05:34:44 EDT
ALT
New York, NY, USA
Доморощенная философия. Провинциально.
====
"евреи народ западной цивилизации", но после комментария ALT в этом можно и засомневаться.
Комментарий будённовский, перпендикулярный.

ALT
New York, NY, USA - at 2016-08-25 05:01:44 EDT
Доморощенная философия. Провинциально.
ВП
- at 2016-08-17 14:35:13 EDT
"евреи, конечно, народ западной цивилизации." В этой фразе на любимого мною Эдуарда оказалось довольно простоты.
MB
- at 2016-08-16 16:01:57 EDT
1. Читать уважаемого Бормашенко, как правило (мне) интересно. Но вот иногда (и нередко) приводимые им "научные" аргументы, его (или, в данном случае, А. Воронеля?), действуют прямо противоположным образом. "Однажды, присутствуя на биологической конференции, я обратил внимание, что оптимальные условия для жизни биологических организмов всегда оказываются в опасной близости к температуре разложения ДНК (т.е. ядер) их клеток, поддерживая их в состоянии, близком к критическому."

По-моему, все это настолько приблизительно, что становится не неточностью, а ошибкой."температура разложения ДНК" - различие в 30-40 градусов, по сравнению с температурой (человеческого) тела - это "опасная близость?" и почему, ДНК, а не энзимы, у которых температура денатурации может быть гораздо ближе к температуре человеческого тела? ..... и вообще, это все "зависит"....от ситуации, биологического организма (который может выживать при гораздо высоких температурах, или гораздо более низких)... честно говоря, такого рода "научные " аргументы" притянуты за уши, и едва ли самому автору понравилось бы, если бы с подобной вольностью и легкостью обращались с физическими наблюдениями и законами. И это потому, что они сами по-себе - тема для размышлений. Профессиональных.

2. "Миф всегда больше того, кто его пересказывает; современный поэт и настоящий ученый, напротив, крупнее своих произведений. Но мерой того, что мы делаем (или не делаем), и сегодня остается мера мифа. Ибо она же — мера смысла."

Являются ли размышления автора мифом? И что есть мера их смысла?

Б.Тененбаум
- at 2016-08-16 01:16:06 EDT
Заранее прошу прощения и у автора, и у участников дискуссии с бОльшим пониманием вопросов такого уровня - но вот, вспомнилась как бы цитата из Олдоса Хаксли. Мне-то она известна стороной - попалась в юности как замечание на полях (кажется, у С.Лема ?) - но поразила на всю жизнь.

Сводилось все к положению, что каждый из нас волей-неволей попадает в положение доктора Фауста, продавшего бессмертие за возможность жить более интересно. Под "бессмертием" понималось скорее "неведение неизбежности смерти" - условно говоря, корова на лугу до поры живет счастливее нас, ибо не ведает о конечности своего земного бытия. Так вот, Хаксли утверждал, что многие охотно "... поменялись бы с Мефистофелем обратно ..." - но не могут.

И дальше он делает такой, я бы сказал, "коммерческий" вывод: цена уже уплачена. Остается получить за нее возможно больше - и не в дешевой эпикурейской валюте "радостей коровки на лугу", а чем-то более ценным. Духовной жизнью - если сумеешь. Исследованием, если сможешь. Глубоким переживанием - если ты на это способен ...

АБ
- at 2016-08-16 00:10:22 EDT
Э.Б.: Творческие люди слишком часто загоняют себя в критическое, пограничное, полугибельное состояние, лишь в котором жизнь и есть жизнь, то есть творчество. Неизбежная ненависть мещанина, пошляка к творцу и понятна и оправдана, им неуютно жить на краю; врата ада — не лучшее место для пикника с булочками и кофе.
::::::::::::
Замечательная статья, в первом комментарии всё главное сказано. Никак не разделяя мнений мещан и пошляков, могу только добавить - на краю всё же неуютно. И не в кофе с булочками дело. Сошлюсь на В.Е. Жаботинского:..Первое января 1906 года (я встретил) в вагоне около Бердичева. Первое января 1907 года в вагоне где-то не доезжая Ровно. — Я немного устал.
В этот раз я никуда не поехал и никуда не пошел. Люди Вены ждут первой январской полночи на площади у собора св. Стефана, веселятся и шумят; но я никуда не пошел. Я устал, я слишком много шуму переслышал за эти четыре года.
У меня горела на столе моя лампа и в печке рдели угольки, у меня был чай, диван, книги, опущенные занавесы и тепло в комнате. Это было, вероятно, то самое, что люди зовут мещанским уютом. Ну, и пусть. Я заработал свое право один раз дождаться новогодней полночи в ласке домашнего тепла. Иногда надо жить, как все живут. Если носишь постоянно не такие галоши, как у всех, то наконец душа не вытерпит. Перетянутым нервам лучшее лекарство шаблон. И, кроме того, после такой жизни именно шаблон представляет все очарование новизны..."
Возможно, этот комментарий - всего лишь попытка оправдать своё неприсутствие "на краю", в Стране, на холмах Самарии, в Галилее. Не знаю. Кроме всего прочего, повышенная активность европейских, американских и др. евреев несколько уравновешивается (imho) золотой ленью сефардов. И это мне также по душе, как и активность и творчество тех же сефардов и ашкеназим. А статья блестящая, как и другие работы уважаемого Э.Б.





Е. Майбурд
- at 2016-08-16 00:02:54 EDT
Согласен, статья замечательная. И ничего в ней не меняет то, что идея, высказанная Воронелем, не оригинальна, даже если он сам до нее додумался. Я это знал лет 40 или 50 назад, когда много читал по теории систем, гомеостазе, эволюции живых организмов. Возможно, это была статья Дж. Уолда "Детерминизм, индивидуальность и проблема свободной воли" в "Науке и жизни", или где-то у Эшби, или у Сент-Дьёрдя, или в сборнике "Проблемы самоорганизации". Не помню точно. Осталось лишь ощущение, что автор сказал об этом почти мимоходом, не претендуя на открытие.

Дорогой Эдуард, "Все существенное было сказано прежде, и не теми, кто это сказал" (кажется, Уайтхед).

Б.Тененбаум
- at 2016-08-15 21:12:12 EDT
Этот короткий материал, вероятно, окажется лучшим в номере. IMHO.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//