Номер 8(33) - август 2012
Елена Матусевич

Елена Матусевич Мой Париж будет таким

Я не знаю, каким Париж был очень давно, и у меня нет старческой памяти, когда все, что было, всегда лучше того, что стало. Но в мое давно он был хуже. Я отлично помню, что народ хамил и толкался куда больше, а извинялся куда меньше, чем сейчас; помню, что в метро бегали непуганые крысы, везде сильно пахло мочой, в углах попадались какашки, а на лестницах спящие бомжи, в то время как работники сферы услуг, будь то почта, транспорт или магазин, не улыбались и не говорили дежурных вежливостей. Я имею в виду 90 годы, когда я впервые приехала в Париж.

В мой теперешний визит я сняла угол, то есть, как потом выяснилось, просто раскладной диван, у чувака по имени Хаким в, как он политкорректно выразился, нетуристическом районе. Мой нынешний бюджет позволял выбор между отдельным гробом под крышей а ля Раскольников без душа (для посвященных chambre de bonne) и хакимовским диваном. Сильнее дша мой выбор определило любопытство. Изучать Францию ‑ моя профессия, которая не худо, и, в целом, не очень бедно, не считая нынешнего лета, кормит меня и моих уже лет скоро двадцать, а потому мне захотелось самой понаблюдать вблизи тот Париж, на который не перестают жаловаться русскоязычные путешественники. Намерение намерением, но пересаживаясь на Шатле (Chatelet), я уже нервничаю. Район Хакима, конечно, еще не «зона», «zone d’éducation prioritaire» (как здесь называют неблагополучные пригороды), в зоне никто и не сдает квартир, но я чувствую себя неуютно: по пути к дому Хакима мне не попалось ни одного белого лица. Хаким на работе, и ключи мне передают его молодые соседи Самир и Абрам. Замечаю первый хороший знак в моем временном пристанище: в доме ремонт, заменяют ступени лестницы, по которой Самир любезно втаскивает мой чемоданчик на четвертый этаж, называя меня «Chère Madame». Второй и третий хорошие знаки: Абрам, йеменский еврей с огромным Моген Довидом на груди, спускается за покупками, а Самир кричит ему вдогонку: «Не забудь мне две бутылки красного!». В квартирке Хакима хорошие знаки множатся на глазах: ряд пустых винных бутылок на полу и ряд полных на полке, в холодильнике сплошные сосиски “pur porc” и ветчина, а на полочке, рядом со свернутым алжирским флагом, сюрприз: множество статуй будды и крошечный алтарь. В квартирке нереально чисто. Из комнаты Хакима выглядывает любопытная мося его обожаемой черной кошки.

Нетуристический район кишит всем на свете: магазинчиками, лавками, восточными благовониями, кафе, аптеками, мечетями и барами. Район цветной, без, однако, резкого преобладания какого-то одного тона: арабы, африканцы, вьетнамцы и другие «индокитайцы», бенгальцы, мальгаши, персы, латины. Именно этим непреобладанием какого-то одного меньшинства и обуславливается, как мне кажется, его мирный характер. Все невероятно дешево по сравнению с центром и, перед погружением в библиотеку, я закупаю с собой. Целый день я корплю над никому, кроме меня, неинтересными фолиантами в Национальной Библиотеке имени, черт бы его побрал, Митерана, который по названным им же еще при жизни местам имени его давно перегнал великого Де Голя, а вечером, опять нервничая, еду «домой». Хозяин уверял меня, что район спокойный и бояться нечего. Он прав, конечно, он прав. В целом, если кто-то сдает жилье через AirBnB, очевидно, что район это позволяет. Ведь каждый постоялец оставляет отзыв. Но я все равно нервничаю. Ведь еду я очень поздно, на последнем метро, потому что после закрытия библиотеки хожу гулять или в кино, чтобы не толкаться в крошечной квартирке с Хакимом. Выйдя из метро в моем районе сразу понимаю, что зря волновалась. На улицах полно народу, в час ночи открыты не только кафе и рестораны, что для Парижа нормально, но даже булочные и фруктовые лавки. Моя коллега, живя в буржуазном районе за большие деньги, нервничала куда больше, хотя тоже зря, возвращаясь вечерами по абсолютно пустынным улицам.

Я наблюдаю всех, везде, всегда, цепляю людей взглядом, слушаю разговоры, всматриваюсь в лица, измеряю температуру человеческой атмосферы. Штрих: подросток в метро трогает за плечо пожилую даму: «Извините, Мадам, но у Вас сейчас упадет заколка». Дама не удивляется, просто благодарит. Ничего особенного. Ничего особенного? Не скажите. Подростки вообще погружены в себя, и старики обычно не входят в их поле зрения. Чтобы заметить такую мелочь, как заколка, не на юной, а на седой голове, нужно, мне кажется, именно то, что называется культурой. Другой штрих: молодой парень сидит на откидном сидении в вагоне метро. Входит влюбленная парочка средних лет. Дама садится на страпонтин рядом с парнем. Мужчина встает рядом. Парень встает и уступает место мужчине, чтобы парочка могла сидеть вместе.

- О, что Вы, Вы слишком любезны! - говорит мужчина

- О, что Вы, сделайте одолжение! – говорит парень.

Париж уважает влюбленных. В обоих приведенных случаях любезность исходила от темнокожих пассажиров к светлокожим. Но могло быть и наоборот. И одноцветно могло быть тоже, в любой гамме. Это неважно, это постепенно становится неважным. В очередной раз убеждаюсь, что расовое напряжение во Франции несравнимо ниже, чем в Штатах. Франция действительно интегрирует, и француз арабского, африканского или вьетнамского происхождения - это все-таки прежде всего француз. Для сравнения, французом стать можно, причем, при желании, даже в первом поколении, а вот немцем, при всем этом самом желании, насколько я могу судить, никак. Тут во всем заслуга или вина, кому как, специфики французской республики, которая определяет французскость не по крови, а по культуре. И потому, нравится это или нет, во Франции смешение идет полным ходом: не только на улице, но и на работе, в семье, дружбе, университете, искусстве, библиотеке. В разнообразной пропорции, конечно, но доля смешения куда выше, чем десять и пятнадцать лет назад. Разноцветны не только пассажиры, но и водители метро, не только гардеробщики, но и библиотекари, не только хулиганы, но и полиция, не только студенты, но и доктора наук. Хорошо это или плохо - не вопрос. Раздражает ли это нас, как белых людей? Раздражает. Расовое чувство естественно, оно заложено в каждом из нас и служит для распознавания своих, чтобы выжить. С этим чувством надо считаться, и его надо обсуждать. Замалчивать его опасно. Мы все расисты, разница только в том, признаемся ли мы себе в этом или нет. Если признаемся, то боремся с собой, ну, хотя бы стесняемся этого испуганного зверька в каждом из нас. Если нет, то со словами «я не расист, но ...» рассказываем и пишем о Париже то, что о нем обычно пишут выходцы из белоснежно-белой восточной Европы. Особенно забавно, когда евреи из Восточной Европы сетуют на почернение Парижа, забывая при этом, что для своих соотечественников сами-то они вовсе и не белые люди! Кстати, за все время в Париже толкнули меня в метро только один раз, да и то нечаянно. Ничего особенного в этом нет, со всяким может случиться. Особенное заключалось в другом: толкнувший, славянин, точнее язык указать не могу из-за шума, не извинился. Все извинялись, хотя извиняться было, в целом, не за что, а он нет. Зато бледен он был с перепою до аристократической голубизны. Я ничего не хочу этим сказать, я рассказала только то, что было. Просто я покамест решила, что именно по этому несказанному «извините» и проходит для меня сейчас невидимая и бесцветная граница между цивилизацией и ее отсутствием.

Р.S. По приезде из Парижа я принимала у себя гостя из Австралии, хирурга южноиндийского происхождения. Он очень нервничал перед тем, как решиться приехать в Германию по обмену опытом, а когда мы вышли на улицу, то и вовсе перепугался. «Что с Вами?», удивилась я. Он признался, что ему страшно одному в таком 'белом' городе. Надеюсь, что опасения его напрасны, и ему будет здесь так же хорошо, как было мне в Париже.


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 120




Convert this page - http://7iskusstv.com/2012/Nomer8/Matusevich1.php - to PDF file

Комментарии:

Grigoriy
Canada - at 2017-04-26 18:56:51 EDT
Спасибо. очень интересно
Anna
Paris, France - at 2013-09-11 23:19:02 EDT
А мне понравился рассказ, я как парижанка - "подтверждаю" - верно, очень многое верно и тонко подмечено! Париж сегодня именно такой - цветной и мирный, чистый, намного более чистый, чем 20 лет назад, и полемика по поводу расизма в нем есть, и она менее, чем где бы то ни было тут имеет место быть, в этом смысле она тут и нужна, и не нужна вовсе... Интересный красивый импрессинистский этюд!Спасибо!
Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-30 04:26:27 EDT
Нефранцуз
- Wed, 30 Jan 2013 03:42:32(CET)

>Надеюсь этот перевод не грешит такими ошибками как Ваш в отношении «полицейских отказывающихся исполнять приказы» - помните? Так или иначе, приведенные мною данные не столько опровергают сказанное Вами, сколько показывают, что сказанное Вами не столь определенно, как Вы пытаетесь представить.

Для тех кто не в курсе. Я перевел отрывок статьи. Борис Дынин перевел его тоже и сказал, что его перевод более точный. Я написал другой постиг, от Sat, 26 Jan 2013 06:23:34, в котором пояснил, почему, как мне кажется мой перевод все-таки точнее по смыслу. Дынин мне не возразил и никто другой тоже. Товарищ Нефранцуз молчал 3 дня, мой постинг от
Кремлевский Мечтатель
- Sat, 26 Jan 2013 06:23:34(CET)
проигнорировал, но теперь вбивает в сознание публики, что трактовка слова "pleading" в переводе Дынина, точнее чем у меня.
Либо говори сразу и ответь по существу, либо ответь по существу хотя бы сейчас, либо молчи в тряпочку, других путей нет.
Я вполне могу быть и неправ, но ты сначала это докажи. Нельзя игнорировать постинги оппонента, и при этом обьявлять публике, как доказанный факт, что оппонент не прав.
Более я с ником Нефранцуз не разговариваю, ибо его поведение непорядочно.
Очень надеюсь, что Нефранцуз также и не Борис Дынин.

Нефранцуз - КМ
- at 2013-01-30 03:43:39 EDT
Этот отклик был для КМ
Нефранцуз
- at 2013-01-30 03:42:32 EDT
ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ - ЗАМЕЧАНИЯ В СТОРОНУ

Уровень нищеты среди мусульман во Франции выше средне национального
На 2005 (национальные индексы курсов в круглых скобках):
Безработица: 20.7 % (8.6 %);
Бедность: 26.5 % (6 %);
Семьи с одним родителем: 15 % (8 %). (НЕ ТИПИЧНО ДЛЯ «НОРМАЛЬНЫХ» МУСУЛЬМАН), но общины более молодые, чем с в среднем по стране ( 31.5 % моложе 19 лет по сравнению с 24.5 % в национальном масштабе)

Такая социальная картина порождала бы более высокую преступность и среди коренных французов. Виноват ли в этом ислам как таковой, если речь идет о Франции, или также социальная история мусульманской эмиграции в страну? Заметьте слово «также», поскольку аспекты проблемы связаны, но как? – вот вопрос, который часто упрощается криками об исламизации Европы, в частности Франции.

Но интересна и другая статистика: см. http://en.wikipedia.org/wiki/Islam_in_France

Перевод:
Несколько исследований обнаружили, что,по видимому, во Франции интеграция мусульман идет успешнее и мусульмане чувствуют себя большими патриотами, чем мусульмане в других странах Европы. Французские мусульмане также имеют более положительное мнение о своих согражданах других вероисповеданий. Исследование Pew Research Center on Integration хорошо демонстрирует этот типичное французское явление. При этом 2013 IPSOS опрос, результаты которого опубликованы в Le Monde, показал, что только 26 % участников опроса считали, что ислам совместим с французским обществом (в сравнении с 89 % в отношении к католицизму и 75% в отношении к иудаизму – А КАЗАЛОСЬ БЫ, ТО ИУДАИЗМ ДОЛЖЕН ОТВЕРГАТЬСЯ С РОСТОМ АНТИСЕМИТИЗМА ВО ФРАНЦИИ).

Надеюсь этот перевод не грешит такими ошибками как Ваш в отношении «полицейских отказывающихся исполнять приказы» - помните? Так или иначе, приведенные мною данные не столько опровергают сказанное Вами, сколько показывают, что сказанное Вами не столь определенно, как Вы пытаетесь представить.

Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-30 02:35:43 EDT
А вот еще одна интересная статья как Франция интегрирует мусульман.

The Islamization of France 2012

In February, the Persian Gulf Emirate of Qatar announced plans to invest €50 million ($65 million) in French suburbs, home to more than one million disgruntled Muslim immigrants.
Qatar said its investment was intended to support small businesses in disadvantaged Muslim neighborhoods. But as Qatar, like Saudi Arabia, subscribes to the ultra-conservative Wahhabi sect of Islam, critics say the emirate´s real objective is to peddle its religious ideology among Muslims in France and other parts of Europe.
...
The promotion of Islamic extremist ideologies -- particularly Wahhabism, which not only discourages Muslim integration in the West, but actively encourages jihad against non-Muslims -- threatens to further radicalize Muslim immigrants in France
http://www.radicalislam.org/analysis/islamization-france-2012

Для тех, кто не знает английского.
Исмамизация Франции в 2012
В феврале Катар объявил, что вложит $65 миллионов во реконструкцию французских пригородов, где проживает более чем миллион мусульман иммигрантов.
Катар сказал, что собирается поддерживать небольшие бизнесы в бедных мусульманских районах. Но Катар, как и Саудовская Аравия исповедует ваххабизм - крайне ортодоксальную секту в исламе. И критики говорят, что в действительности Катар хочет усилить влияние этой религиозной идеологии среди мусульман Франции и в других станах Европы. Продвижение исламских экстремистских идеологий, в особенности ваххабизма, которые не только затрудняют мусульманскую интеграцию на западе, но и поддерживают джихад против не мусульман, угрожает дальнейшей радикализации французских иммигрантов во Франции.

Т.е. французские мусульмане сейчас ( после того как Франция их "Интегрировала"), потратив уйму денег на их на интеграцию, тем не менее достаточно радикализированы.
Такие страны как Катар хотят подогреть мусульман еще больше. Что же будет? Какие перспективы? Ну относительно Хакима мы, конечно, можем быть спокойны. Самир будет смотреть, как ведет себя Хаким и значит тоже безопасен. Абрам...хм..Абрам все-таки еврей...хоть и йеменский, тоже наверное выпьет вина и пойдет спать.
А вот как остальные интегрированные мусульмане себя поведут в скором будущем...Сдается мне, что бузит будут.

А вот еще одна статья. Старая 1997 года. Там есть оценки, сколько будет мусульман во Франции в 2016 году.
Extrapolating from these numbers, the low Muslim-population scenario (low immigration, diminishing birthrate, few conversoins) results in a 50 percent increase over twenty years; between 4.5 and 6 million Muslims in France by the year 2016, out of 60 million French, or 7 to 10 percent of the total population.11 The high-number scenario (rampant immigration, higher birthrate for Muslims than for non-Muslims, and a higher share of young people in the Muslim population than among non-Muslims) points to a 100 percent or even a 200 percent increase: 6 to 12 million Muslims by 2016, or 10 to 20 percent of the total population. Then there is the superhigh scenario, in which a rapidly expanding, young, and assertive Muslim community simply outpaces a declining, aging, and unsure non-Muslim community.
http://www.meforum.org/337/islam-in-france-the-french-way-of-life-is-in

1. Консервативная оценка: 50% увеличение, мусульман будет от 4.5 до 6 million к 2016
2. Быстрое увеличение:100 % или даже 200% увеличение, мусульман будет от 6 до 12 million к 2016

В 2012 году во Франции было 6.5 миллиона мусульман. Т.е. с консервативной оценкой погорячились.

Соня Тучинская
- at 2013-01-30 01:51:27 EDT
В районах где предобладает одна религия католицизм и одна этническая группа - коренные французы преступность низкая.
В районах где преобладает одна религия ислам преступность высокая.
В районах где население смешаное степень уровень преступности достаточно тесно связан с процентом мусульман там.
------------------------------------------
Бинго!!!! Простенько и со вкусом.

Хотелось бы услышать хоть одно разумное опровержение этим трем постулатам.
Но, не думаю. Мне, например, так никто внятно и не объяснил, как случилось, что негры и евреи Америки голосовали за одного и того же кандидата. Какая-то из этих групп явно голосовала против своих интересов. На это мне отвечалии, что евреи всегда голосуют за демократов, так как 88 лет назад они делали добро евреям.
Если кто-то решится опровергнуть ваши выводы - то это будет бред, подобный традиции голосовать за демократов.
Потому, то, что Вы написали it´s a fact, not an opinion.

Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-30 01:07:43 EDT
елена матусевич
- Tue, 29 Jan 2013 23:58:04(CET)
И я говорю, что проблемы и причем жуткие именно в районах, где преобладает одна религия или этническая группа, и я про то же!

Если под проблемами понимать уровень преступности, то обставновка такая:
В районах где предобладает одна религия католицизм и одна этническая группа - коренные французы преступность низкая.
В районах где преобладает одна религия ислам преступность высокая.
В районах где население смешаное степень уровень преступности достаточно тесно связан с процентом мусульман там.

Разумеется есть специфические проблемы скажем с циганами, но учитывая, что циган немного, то серьезно криминальную статистику они не портят.

елена матусевич
- at 2013-01-29 23:58:04 EDT
Никакого стокгольмского синдрома у меня нет. Каких диагнозов мне только уже не поставили. Нужен адрес района, дам. Можете все поехать и все живенькие здоровенькие вернетесь. Сняла я заранее зная, что там не долюно быть опасно, потому что сняла официально, через AirBnB у человека с массой положительных отзывов. Сняла потому, что пришлось ехать в последнюю секунду, лето, все забито и т.д Это не зона и в зоне не сдают. Все это уже говорила, не раз, и все бесполезно. То, что ´сородичи Хакима" делали или не делали к Хакиму и таким как он, которые работают, платят налоги и стараются, отношения иметь не должно. Иначе мы точно как они, мол, они все одинаковые, и вот уже из этого тупика выхода никогда не будет. И я говорю, что проблемы и причем жуткие именно в районах, где преобладает одна религия или этническая группа, и я про то же! И ´мой´ район как раз не такой. Об этом и речь. Но это диалог глихих, да это и не диалог вовсе. А уж в романизме меня обвинить (меня вечно обвиняют в обратном), это смешно.
Соня Тучинская и Аня Полянская
- at 2013-01-29 17:49:30 EDT
Историю дискуссии по поводу Лениного "Парижа" я поместила в свой ЖЖ. Там на него и откликнулась Аня Полянская.
Анна Полянская - известный петербургский журналист, участник демократического и правозащитного движения, с 1993 по 1998 год - помощник депутата ГосДумы Г.В.Старовойтовой. Работала ведущей публицистической программы «Альтернатива» петербургского телевидения, корреспондентом радио русской службы Би-би-си, публиковалась в различных российских и западных изданиях. С конца 1998 года живет в Париже.

Мнение русской парижанки, журналистки из цЫничных, дорогого стот. Когда-то она посылала на МАОФ, израильский аналитический сайт, свои великолепные репортажи о горящем Париже, который жгли друзья и сородичи лениного Хакима. Мы читали ее репортажи в режиме реального времени. Аня не еврейка. Тем поразительней ее сочувствие и преданность евреям, Израилю. Тут невольно приходят на ум имена евреев, которые потирали руки, глядя по ТВ как родителей за руки, за ноги, вышвыривали из своих домов на глазах обезумевших от ужаса детей. У меня были такие знакомые в Израиле, but not anymore.

Прочитав Анин комментарий, понимаешь, что и Елена права и ее оппоненты правы.
Елена тем, что правдиво описала тот конкретный район, в котором жила в Париже. Оппоненты в том, что из того, что в этом районе все было уки-дуки, нельзя делать никаких выводов.

Итак, слово Анне Полянской

Мне кажется, в данном случае у Елены сработал некий вариант стокгольмского синдрома. Решаясь на очевидно опасный шаг - снять (по бедности, или по авантюризму), диван в квартире некоего Самира, она заранее проиграла в голове варианты - обкрадет-похитит-изнасилует-обольет кислотой-зарежет-расчленит-вынесет в чемодане на помойку. А Самир, вдруг - добрый и вежливый, не пристает, винцо попивает, даже на Абрама не нападает. Радость-то какая, да такого Самира надо обожать, как собственное дитя, уже за одно то, что мог - и не полоснул! )
Париж очень мозаичный город, вы это знаете, поскольку часто здесь бываете. Например, невидимая граница между Барбесом и горой Монмартр - вот как ее объяснить? Почему жуткий Барбес не поднимается на гору? Мозаика. И таких невидимых границ в городе множество. Начиная с каких-то станций метро после Рома, вагон 2-й линии, до Барбеса практически весь черно-хиджабный, стремительно белеет, выходишь на улицу возле парка Монсо как будто в другом городе, в настоящем Париже.
Честно говоря, я верю в такой парижский микрорайончик, как она описала - кого только нет, на улице чуть грязновато, но еще не кошмар, китайские забегаловки, пьющие вино арабы, индусы, вьетнамцы, Абрам поселился, там же небогатые французы - и все более-менее спокойно. Так бывает. Только глобальных выводов из этого делать нельзя, хотя бы потому, что через две остановки метро уже другой микрорайон, где все очень и очень худо. А через две остановки в обратную сторону, к центру города - наоборот, отлично. Но, конечно, все подороже.
Плохо становится в тех районах, где приезжее население моноэтнично и монорелигиозно - ислам. Вот там засада, это территории, потерянные Францией. И совсем уж плохо в северных пригородах, в 93-м, Сен-Сен-Дени, во многих городках 91-го департамента. В Париже, наверное, вообще нет таких жутких мест, какие встречаются в банльо. У меня муж автоматическим жестом блокирует двери машины, когда мы проезжаем такие бывшие французские городки, они жуткие.
Ваша история с музеем Блока совершенно замечательная..


Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-28 23:01:49 EDT
Т.е. про то, что мы все французы, это и до нее знали, но никто так четко мысль этy не выражал.
Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-28 22:59:00 EDT
Соня Тучинская
- at 2013-01-28 21:03:25 EDT
Соня Тучинская
- Mon, 28 Jan 2013 20:55:35(CET)


Соня, тут двух мнений быть не может - Лена права. Вот она говорит, что понятие "француз" вовсе не "подразумевает автоматической ассимиляции", чего ж с ним спорить? Что я себе враг, с этим спорить? Ну, вот, не получится, не стану американцем, что делать? Всегда можно без труда стать французом. Это как самый последний резерв. Про это и рассказ.

Т.е. про то, что мы все французы, это и до нее знали, никто так четко мысль не выражал. А знали давно. Вот, например, Подхалюзин в пьесе Островского спрашивает слугу :

Подхалюзин. А что, Тишка, похож я на француза? а? Да издали погляди!
Тишка. Две капли воды.
Подхалюзин. То-то, дурак!

То есть если издали посмотреть, то мы все, как один, французы. Две капли воды. Даже Тишке понятно.

У меня был в России приятель, который написал юмористическую песню о Париже. Песня начиналась с небольшого авторского прозаического вступления, в котором, обращаясь к публике, он говорил:
"Это песня о Париже. Естественно о парижанах и парижанках. Т.е. о нас с вами.".
Тоже в корень смотрел человек.

Из песни:
"Интервью у Мари:
О, Мари. Отвори!
О, Пари!!"

Т.е. по сути у нас с Леной спору нет. Весь мир французы и француженки. В самом первом поколении. Нью-Йорк это Париж номер два, а Москва - третий Париж. Раньше она был третьим Римом, но поскольку Рим это тоже Париж, то Москва Париж в квадрате.

А вам, Соня, грех оставлять, столь хорошо написанное в качестве постинга. Доработайте до статьи, славная статья получится.

Тяжелодум - добавка
- at 2013-01-28 21:20:30 EDT
Примечательно, что циников особенно много среди людей вполне преуспевших в жизни.
Тяжелодум
- at 2013-01-28 21:03:50 EDT
Соня Тучинская
- Mon, 28 Jan 2013 20:44:45(CET)
Потому, что спор этот не между двумя диспутантами, а между двумя противоположными мироощущениями - романтическим и цЫиническим. Исповедовать первое - легко и приятно.
++++++++++++++++++++
Исповедовать второе настолько легче и приятнее, что и думать не надо, надо только тыкать в примеры вокруг себя. Понимающие люди найдутся в любой очереди, на пляже, коррумпированной компании - но, понятно, сам себя считаешь реалистом и честным.

Соня Тучинская
- at 2013-01-28 21:03:25 EDT
Соня Тучинская
- Mon, 28 Jan 2013 20:55:35(CET)

Продолжение.

Как поступает в этом случае (перепутав очередь в винный магазин с очередью в музей ) человек с цЫническим типом мышлением?

Первое - он начинает громко смеяться над самим собой. То есть, натурально в голос ржать над своими маниловскими представлениями о действительности.
Второе - он навсегда расстается с доктриной, что Музей Блока может быть объектом паломничества для его бывших соотечественников. И обогащенный этими новыми знаниями цЫнический человек бодро открывает дверь в Музей Блока, где пленительно проводит, в числе трех, четырех других чудаков, два часа своего каникулярного времени. А выйдя из Музея решает написать о себе любимом на фоне Блока. Т.е., начиная с первых впечатлений от блоковских стихов и вплоть до сегодняшнего посещения, включая историю с перепутанной очередью.

Как поступает в этом случае человек с романтическим типом мышления ?

Первое - он сочувственно всматривается в очередь и в каждом из страждущих побыстрее напиться "живой воды" видит пострадавшего, ставшего таковым не по своему собственному выбору, а исключительно силою внешних обстоятельств. Он проводит в разговорах с этими людьми все 15 минут, которые остались до открытия магазина. Потом его просто сметают с ног. В этот момент он решает написать серию импрессионистки-коротких зарисовок о нескольких калеках из очереди, с которыми ему до открытия магазина довелось поговорить по душе. Выйдя из музея романтик остается непоколебимо уверен, что люди в очереди ничем не отличаются от него и его друзей, и как сейчас они одержимы пагубным желанием сообразить на троих, так рано или поздно они так же страстно взалкают поэзии Блока.

Так вот теперь скажите сами, может ли романтик услышать доводы цЫника на такой предмет, как постепенное размывание культурной идентификации французов? Как превращение окраин Парижа в дорогую сердцу романтика ethnical diversity, не имеющую, однако, по мнению цЫника, ничего общего сЕго, цЫыника, представлением о Париже.

Ответ: Нет, романтик никогда не услышит цЫника в силу разного устройства их мыслительного аппарата, хотя и при близком устройстве их, как говаривали братья Гонкур, "земной оптики". Как сказал бы в этом случае мой американский сосед: Because he´s build THIS way.

P.S.

Надо признать, что мысль у меня здесь выражена на уровне грубо-упрощенного концепта. Умный будет тот, кто вспомнит душевнейший рассказ утонченного люмпен-интеллектуала Венечки Ерофеева о засыле его в качестве гонца к открытию винного. Летом - чтобы распить в полях, а зимой - соответственно - в снегах. А тема рока из Пятой Бетховена при приближении продавщицы винного отдела?... Но самое занятное в этой ситуации, что и романтик и цЫыник одинаково нежно любят и Венечку Ерофеева и Блока и, что уже совсем невероятно, одинаково искренне грустят и переживают по поводу людей из очереди, губящих свое тело и душу, когда у них прямо под рукой такая запредельная красота....Просто цЫник не решается о них писать, так как для этого трагического сюжета нужен другой уровень таланта, нежели для его непритязательных зарисовок о жизни...

То есть Романтика и Цыника многое роднит. Но разделяет, их к, сожалению, большее. Верность доктрине vs. верность реальности. И к каким бы грустным для Цыника выводам не приводило честное осмысление этой реальности, он никогда не отступится и не заставит свои глаза видеть не то, что они видят.
В точности тем же пагубным путем пойдет и романтик. Well..

Соня Тучинская
- at 2013-01-28 20:44:45 EDT
В свое время я стояла у истоков первого раунда споров "о Париже Елены Матусевич." Сейчас, через полгода, набирает обороты второй раунд. Но расклад остался прежним. Никакие рациональные доводы, терпеливо приводимые обстоятельным Кремлевским Мечтателем не изменили любовный взгляд Елены на "Ее Париж". Ровно также эти возвышенные взгляды не изменили и мои доводы, близкие к нему, но выраженные более развязанными словами. Елена осталась непоколебимо влюбленной в "Свой Париж", к которому все больше и больше применимо два ее любимых слова: ethnical diversity.

Понятно, что дело Кремлевского Мечтателя - дохлое. Потому, что спор этот не между двумя диспутантами, а между двумя противоположными мироощущениями - романтическим и цЫиническим. Исповедовать первое - легко и приятно. Это не требует ни одного качества, кроме обобщенного сочувствия обездоленным всего мира и ability to "wishful thinking". Что означает верность избранной доктрине вопреки любым любой реальности (в, частности, статистике). Со вторым сложнее - и имидж в глазах зрителей не выходит такой белый и пушистый, и хотя бы средняя способность к анализу причинно-следственных связей должна быть в наличии...

Мне показалось заманчиво продемонстрировать два вышеозначенным типа сознания на одном личном примере.

В один из своих давних визитов в Ленинград я зашла в Синагогу на Лермонтовском и, пообщавшись там с прихожанами, решила заодно наведаться к Блоку на Пряжку. Благо, Музей-Квартира его находятся в более, чем досягаемой близости от Синагоги, да и идти по Лемрмонтовскому - красота, благодать одна.
Что-то я видела накануне по местному ТВ о новых экспонатах полученных Музеем. Вот, думаю, как раз и полюбуюсь . Уже на подходе к Пряжке я увидела довольно длинную очередь.

- Вот так, - подумала я. Нам всегда кажется, что мы такие особенные, что только у нас есть интерес к Блоку, к истиной, а не массовой культуре. А вот, сколько людей, увидев вчерашние новости, пришли ознакомиться с новыми материалами по Блоку.

Пока я так думала, я успела достичь очереди. Было без четверти два, и жители этого микрорайона нетерпеливо ожидали открытия винного магазина, которые, по всей видимости, в рамках борьбы с пьянством, открывались в тот год в 2 часа дня. Вход в магазин был в соседнем с Музеем доме и при моем плохом зрении породил описанную мною выше аберрацию.

Как поступает в этом случае (перепутав очередь в винный магазин с очередью в музей ) человек с цЫническим типом мышлением?
(to be contunued)

Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-28 05:12:12 EDT
ефранцуз
- Mon, 28 Jan 2013 04:47:13(CET)
Личные впечатления о том, о чем пишешь, особенно если они не одноразовые, имеют не меньшее значение, чем то, что читаешь, благо читаешь очень разное. Сколько суждений об Израиле, Америке, Германии здесь высказано на основе именно впечатлений.

И замечательно. Но когда вы, читатель, формируете свое впечатление к чему-то, то надо это делать, прочитав миллион личных впечатлений. Ибо как вы сами говорите - пишут разное. И познакомившись со статистикой. Если она доступна.


>Но, насчет того, что читала или не читала Елена, хотя Вы не имеете возможности знать, но предположить можете. Предположение может перейти в уверенность, если сама Елена прояснит.

Какая мне разница. Я обсуждаю рассказ. А там вывод о том, что "Франция действительно интегрирует" уже сделан.

Нефранцуз
- at 2013-01-28 04:47:13 EDT
Кремлевский Мечтатель
- Mon, 28 Jan 2013 04:37:34(CET)
Не имею ни малейшей возможности знать читала она или не читала. Выводы о том что "Франция действительно интегрирует", сделаны в рассказе по личным впечатления от поездки. Во всяком случае рассказ так посторен: впечатления от общения с Хакимом, а также с Самиром и Абрамом его соседями, впечатления от прогулок по "цветному" (так в рассказе) кварталу. Впечатления от поездок в метро.
+++++++++++++++++++++++++++
Личные впечатления о том, о чем пишешь, особенно если они не одноразовые, имеют не меньшее значение, чем то, что читаешь, благо читаешь очень разное. Сколько суждений об Израиле, Америке, Германии здесь высказано на основе именно впечатлений.
Но, насчет того, что читала или не читала Елена, хотя Вы не имеете возможности знать, но предположить можете. Предположение может перейти в уверенность, если сама Елена прояснит. Возможно, сделает.

Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-28 04:39:09 EDT
Правда она допускает
Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-28 04:37:34 EDT
Нефранцуз
- Mon, 28 Jan 2013 03:50:52(CET)
>>И когда я читаю в статье из Гаареца про то, что французских евреев ожидает небывалое количество антисемитских нападений со стороны мусульман, то я сильно сомневаюсь, что общение Лены с Хакимом дало ей объективную картину хорошей интеграции новых эмигрантов Францией.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
>А это, читаемое и в Канаде, и в Америке (Вы там, или где еще?), и во Франции, и в Италии...Елена не читала?


Не имею ни малейшей возможности знать читала она или не читала. Выводы о том что "Франция действительно интегрирует", сделаны в рассказе по личным впечатления от поездки. Во всяком случае рассказ так посторен: впечатления от общения с Хакимом, а также с Самиром и Абрамом его соседями, впечатления от прогулок по "цветному" (так в рассказе) кварталу. Впечатления от поездок в метро.
Рассуждения расизме, о том, что количество "цветных" в метро белого человека подспудно раздражает поскольку "Расовое чувство естественно".

Раздражает ли это нас, как белых людей? Раздражает. Расовое чувство естественно, оно заложено в каждом из нас и служит для распознавания своих, чтобы выжить. С этим чувством надо считаться, и его надо обсуждать. Замалчивать его опасно. Мы все расисты, разница только в том, признаемся ли мы себе в этом или нет. Если признаемся, то боремся с собой, ну, хотя бы стесняемся этого испуганного зверька в каждом из нас.

Меня правда цвет кожи соседа по поезду совсем не раздражает, если я знаю, что на этой линии нет проишествий. И что цвет кожи как-то связан с этнической преступностью в данном районе. Есть черные банды, есть испанские банды, где-то есть и азиатские банды, а где-то и белые.

Толкнул Лену в парижском метро естественно славянин, а когда она видела случаи межрасовой любезности,то,"В обоих приведенных случаях любезность исходила от темнокожих пассажиров к светлокожим. "

Правда он допускает, что "Но могло быть и наоборот". Нет, сама она такого не видела, но великодушно это допускает.
Короче "Франция действительно интегрирует", но белые расисты этого никак не могут принять. Ведь Лена же доказала нам что "Мы все расисты".

Есть в рассказе и другие интересные этнографические открытия. Например, что французом можно стать и эмигранту первом поколении, а немцем нельзя. Интeресно было бы знать об этом мнение французов, но зачем это Лене?

Нефранцуз
- at 2013-01-28 03:50:52 EDT
Кремлевский Мечтатель
- Mon, 28 Jan 2013 03:29:13(CET)

И когда я читаю в статье из Гаареца про то, что французских евреев ожидает небывалое количество антисемитских нападений со стороны мусульман, то я сильно сомневаюсь, что общение Лены с Хакимом дало ей объективную картину хорошей интеграции новых эмигрантов Францией.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А это, читаемое и в Канаде, и в Америке (Вы там, или где еще?), и во Франции, и в Италии...Елена не читала?

Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-28 03:29:13 EDT
Нефранцуз
- Mon, 28 Jan 2013 03:09:11(CET)
Я уверен, Кремлевский Мечтатель не живет в Париже, да и вообще во Франции. Елена Матусевич, если и не живет там постоянно, можно сказать "поживает". Чувствуете разницу и основательность сравнения ее французов с французами знакомым КМ по рецензии Станислава Лема.

Да живу не во Фрации и даже не в Канаде, как "нефранцуз". Но Лена судит о том, как Франция "интегрирует", прожив пару недель в квартире Хакима, а я сужу о том как она "интегрирует", читая французскую статистику.
И когда я читаю в статье из Гаареца про то, что французских евреев ожидает небывалое количество антисемитских нападений со стороны мусульман, то я сильно сомневаюсь, что общение Лены с Хакимом дало ей объективную картину хорошей интеграции новых эмигрантов Францией.

Нефранцуз
- at 2013-01-28 03:09:11 EDT
Кремлевский Мечтатель
- Mon, 28 Jan 2013 02:32:02(CET)
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Я уверен, Кремлевский Мечтатель не живет в Париже, да и вообще во Франции. Елена Матусевич, если и не живет там постоянно, можно сказать "поживает". Чувствуете разницу и основательность сравнения ее французов с французами знакомым КМ по рецензии Станислава Лема.

Кремлевский Мечтатель
- at 2013-01-28 02:32:02 EDT
елена матусевич
- Mon, 28 Jan 2013 00:40:27(CET)
Я сказала и повторю, что француз любого происхождения, черный он или зеленый, прежде всего француз. Я сказала ´француз´, а не просто житель, эммигрант, легал или нет или их потомок. Моя фраза вовсе не подразумевает автоматической ассимиляции.

У Станислава Лема? есть совершенно потрясающая рецензия на ненаписанный роман. Я читал ее только один раз на интернете, но сколько не пытался найти ее еще раз не нашел.
Сюжет ненаписанного романа примерно такой(прошу простить пересказ по памяти).
В 70-х годах прошлого столетия, сравнительно молодой банковский клерк получает письмо от дяди, брата отца. Об этом дяде он в семье слышал несколько раз. Дядя был крупным нацистским чиновником и перед концом войны сбежал из Германии. Дядя пишет из Аргентины и сообщает, что он очень богат, у него большое поместье, нет наследников и поэтому он зовет племянника в Аргентину, чтобы познакомится и передать дела, когда он совсем уж не сможет их вести.
После некоторого раздумья клерк едет в Аргентину в поместье дяди, ибо перспектив разбогатеть в Гемании у него никаких.
В поместье он к удивлению для себя обнаруживает, что дядю все называют: "Ваше величество". А он кому говорит:"Герцог", кому "Граф",кому "Шевалье". И довольно быстро племянник понимает, что дядя гауляйтер создал в своём поместье подобие двора Людовика VI.
Есть король, есть знать и есть крепостные. Их роль выполняют местные пеоны.
Нравы в поместье очень крутые. Если кто провинился, то в качестве наказания его более чем реально убивают.
Провинностью может служит нарушение придворного этикета,которого толком никто не знает. Кроме дяди. Все говорят по французски. Т.е. французского тоже никто не знает, но все делают вид, что говорят по французски, и если кто-нибудь показывает, что говорит по французски не всерьез, его тоже убивают...

Далее я пересказывать рецензию не буду, если кому повезет найти, прочтете. Рассказывал я собственно потому, что когда я слышу про "француза, который любого происхождения, черный он или зеленый", и при этом он "´француз´, а не просто житель, эммигрант, легал или нет или их потомок" и при том, то, что он называется французом "вовсе не подразумевает автоматической ассимиляции", я вспоминаю тех самых французов из поместья дяди гауляйтера.

елена матусевич
- at 2013-01-28 00:40:27 EDT
Потому что мы говорим о разных вещах и меня не слышат от собственного крика. Я сказала и повторю, что француз любого происхождения, черный он или зеленый, прежде всего француз. Я сказала ´француз´, а не просто житель, эммигрант, легал или нет или их потомок. Моя фраза вовсе не подразумевает автоматической ассимиляции. Впрочем, все это бесполезно, ведь вы все знаете лучше меня.
Кремлевский Мечтатель
- at 2012-12-01 21:15:41 EDT
>Так кто же спорит? И я того же мнения! Полностью. И я не верю в универсальность, и то же самое аж в американском университете говорю. Но только при чем здесь мои очерк, вот чего я не пойму никак. И прекрасно я понимаю, что очерк это не ´рассказулька", а совсем другой жанр.

Совершенно не понимаю какая разница в очерке или в рассказе написана фраза "Франция действительно интегрирует, и француз арабского, африканского или вьетнамского происхождения - это все-таки прежде всего француз" если она не верна для очень большого процента "французов" арабского и африканского происхождения. Которые в качестве новостей смотрят исключительно Аль Джазиру и стереотипы поведения у них, как где-нибудь в Мали или Нигере.

Игорь Ю.
- at 2012-12-01 19:35:55 EDT
Елена, так ведь практически все, меня включая, отнеслись к Вашему очерку как к рассказу. Особенно это стало очевидно в комментариях, после которых об очерковости Вашего очерка все окончательно забыли. Меня включая.
Я, в свою очередь, воспользовался образом Хакима, как некоего более органичного для времени и места Ахмеда, только из-за того, что Ваш очерк и комментарии к нему затронули так много людей в Гостевой. Это была такая интеллектуальная ссылка на всем хорошо знакомый образ культуры

елена матусевич Игорю Ю.
- at 2012-12-01 11:31:44 EDT
Так кто же спорит? И я того же мнения! Полностью. И я не верю в универсальность, и то же самое аж в американском университете говорю. Но только при чем здесь мои очерк, вот чего я не пойму никак. И прекрасно я понимаю, что очерк это не ´рассказулька", а совсем другой жанр.
Игорь Ю.
- at 2012-11-30 22:05:06 EDT
(продолжение)

8. Заключение: пока все хорошо – все хорошо. Пока мусульман – или подставьте сюда ПОЧТИ любую другую религиозную или этническую группу – сравнительно мало внутри чужой культуры, пока экономические катастрофы не приводят к поискам виновных и резкому ухудшению жизни, до тех пор Ахмеды, Миколы, Петруси, Иваны, Вано, Гиви, Гансы, Жаки, Яны, Джоны, Изи и Хаимы в своих собственных интересах соблюдают цивилизованную терпимость. Но вся история человечества говорит о том, что хорошие времена кончаются. И та же история утверждает, что всегда за ними приходят плохие – перед тем, как опять пойдут хорошие. И вот тогда, в условиях гарантированного увеличения радикализма, национализма, пропаганды крайностей и даже простого демагогического популизма, перед Ахмедом и другими встает один простой вопрс: с кем ты, Ахмед? И против кого ты, Ахмед? И хуже всего оказаться в этой ситуации нейтральным, хорошим, вежливым, и «вашим и нашим». Именно они часто погибают первыми – их убивают с двух сторон, они не могут надеятся на помощь ни с одной стороны... за всегда существующими исключениями. Потом в честь этих исключений сажают очередную аллею Праведников. Собственно, об этом – у Хантингтона, об этому – у Джеймса Кэррола в «Меч Константина», когда он рассказывает об англо-ирландских взаимотношениях после 1916 или о римско-иудейских в конце той эпохи и начале этой. То же было в Баку в 1990-91. То же было в Тбилиси, в Ереване, Сухуми. То же было в всегда и везде в подобных случаях. И так, к сожаленю, будет еще не раз. И Ахмед будет резать не-Ахмедов. Или же окажется настолько цивилизованным и терпимым, что его зарежет Мухамед. Или даже Хаким.
9. Пример Израиля и отношеня евреев-израильтян с «их» соседями-арабами до первой интифады – еще один пример «дружбы разных народов» в относительно хорошее время. И он же пример - в плохое.
10. Если Вы когда-либо навестите замечательный интернациональный, сверхтерпимый, гостепреимный, разноплеменный и разноязычный городок Сан-Франциско, то за чашкой кофе я смогу рассказать Вам, если будет желание слушать, о событиях в моей жизни и жизни друзей-родственников, которые замечательно и, надеюсь, убедительно иллюстрируют приведенные мной положения. А если не захотите слушать, поговорим с удовольствием о чем-нибудь более веселом. В любом случае, показ города – за мной. Ибо – смотри пункт 1.
11. И, наконец, эпиграф, который долже был быть в начале:

Воспоминанья только потревожь я -
Всегда одно: "На помощь! Караул!.."
Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,
А место битвы - город Барнаул.

Когда дошло почти до самосуда,
Я встал горой за горцев, чье-то горло теребя, -
Те и другие были не отсюда,
Но воевали, словно за себя
.


Игорь Ю.
- at 2012-11-30 22:01:03 EDT
елена матусевич Игорю Ю.
- Thu, 29 Nov 2012 00:18:21(CET)

Он не Ахмед, а Хаким, и Вы крайне плохо читали, то есть читали то, что хотели прочитать, предвзято, чтобы делать такой вывод. С уважением.
******

1. Елена, Вы один из моих самых любимых авторов Портала. В доказательство можете открыть отзывы под самыми первыми Вашими рассказами, правда там у меня был другой ник – Игрек. Давайте будем плясать от этой печки.
2. Несмотря на отвратительную память, я помню имя героя Вашего рассказа.
3. Имя Ахмед было выбрано только из соображения дать более очевидное мусульманское имя для усиления моей точки зрения. Хаким – не такое известное мусульманское имя, как Ахмед или Мухамед (Махмуд). Согласитесь, в том районе Парижа, Ахмедов куда больше. Как пишет всезнающая ВИКИ, Мухамед – самое распространенное имя, данное при рождении мальчика во Франции в 2011 году. Ахмед, думаю, где-то близко, может быть, в первой тройке.
4. Я полностью доверяю Вашему впечатлению о Хакиме и районе Парижа, где Вы и он обитали.
5. Разговор был о другом.
6. Я прожил примерно в два раза дольше на этом свете, и, наверно, дольше в СССР, чем Вы в целом. Так получилось, что в основном на окраинах нашего бывшего многонационального и интернационального. У меня есть некоторый личный опыт, который я дополнял «пытливоым взором» по сторонам, наблюдая за взаимоотношениями белорусов и украинцев, украинцев и русских, армян и грузин (я одно время жил в Сочи и у меня в подчинении было примерно 10 славян, 5 грузин и 20 армян), армян и айзербаджанцев, грузин и абхазцев, русских и грузин, русских и абхазцев, негров и белых, азиатов и негров, американских итальянцев и негров, американских ирландцев и негров, пуэрто-риканцев и мексиканцев... всех вместе – с евреями. И из этого опыта и наблюдений я сделал некоторые выводы, которым я доверяю, ибо они мои собственные, основанные на фактах моей жизни, либо фактах из жизни близких друзей и родственников – жителей Еревана, Баку, Тбилиси, Сухуми. А также – Сан-Франциско, Лос Анжелеса, Бруклина.
7. Выводы эти полностью, как ни странно, согласуются с положенями С. Хантингтона в его теперь знаменитой книге «Столкновение цивилизаций?»: «В будущем мире этнических конфликтов и столкновения цивилизаций западная уверенность в универсальности западной культуры страдает тремя дефектами: она фальшива, аморальна и опасна.» Опасна не только на уровне цивилизаций, но и смертельно опасна на нашем бытовом, человеческом уровне. В классовых и идеологических конфликтах ключевой вопрос был: «На чьей ты стороне?», и люди могли выбирать и менять стороны. В конфликтах цивилизаций вопрос стоит: «Кто ты?», и тебе не дано это изменить. И, как мы знаем на примерах Боснии, Кавказа и Судана, ошибочный ответ на этот вопрос означает пулю в лоб». (продолжение следует)


елена матусевич
- at 2012-10-24 06:48:08 EDT
Вера вопрос вне моей компетенции. Но я нисколько и никогда ничего не лакирую. Меня часто обвиняют в обратном. Конечно, Вам виднее, чем Сергею, живущему в данный момент в Алжире и владеющему материалом.
Cоплеменник
- at 2012-10-24 04:13:02 EDT
Не верю. Не будет Париж таким уже никогда.
Елена, Вы - "лакировщик действительности"(С).

Serge Nadoenko
Oran, Algerie - at 2012-10-23 14:32:24 EDT
Лена, очерк замечательный! критики всегда правы, т.к. они смотрят со своей колокольни, которая у каждого своя. а ты права за всех, ведь ты абстрагировалась от собственной, насколько я понял. официальные доклады- это часть политики. и правильно- дряхлеющая Европа защищается от культурной ассимиляции, как может. а национальная "культура" и культурное поведение, о котором ты пишешь- две большие разницы. даже не поведение, а нечто, вошедшее в кровь и душу. будем надеяться, оно преобладает. я здесь в Алжире понял, что экстремизм и фанатизм определяются не религией и расой, а уровнем образования и воспитанием, хотя и нац. происхождение, конечно, влияет. Ты как всегда попала в точку!

Фаина Петрова
- at 2012-09-29 04:32:22 EDT
Дорогая Елена! С большим опозданием прочитала Ваш текст. Спасибо Вам за то, что поделились своими очень симпатичными впечатлениями. Я с большим предубеждением отношусь в целом к мусульманам. Но вот в Израиле живут мои родственники, у которых внучка вышла замуж за палестинского араба. Они молятся на него. Будучи в Израиле, я неоднократно общалась с ним и тоже ничего мало-мальски отрицательного не заметила. Он труженик, замечательный муж, прекрасный отец трех сыновей, очень заботится о всех близких своей жены. Даже выучил русский язык. Так случилось, что в семье практически нет мужчин (есть один престарелый) и без его душевного участия им пришлось бы нелегко.
Еще раз спасибо.


елена матусевич
- at 2012-09-02 10:02:31 EDT
Дорогой Ефим,

Спасибо, но я не заслужила последней похвалы. Неверие в людей никуда не делось, я человек крайне несклонный к романтизму, просто работаю над собой, чтобы это неверие не зависело от внешней оболочки человека, а было, так сказать, общечеловеческим. Я приехала к Хакиму полная самых черных подозрений и не было предрассудка, который я, кажется, не прихватила с собой. От одного его имени холодело внутри. Но вышло, как вышло, и я написала правду. Он был так любезен и доброжелатилен, что мне до сих пор стыдно за свои мысли. И даже если бы он был на всех алжирцев один такой, и его одного бы хватило, чтобы не считать огульно, что они все одним лыком шиты. В этом цель моего очерка. В свой предыдущий приезд мы, кстати, останвливались у белого Винсента, хама и грязнули, кот. нам даже полотренец не дал. Кстати, чего проще проверить мои слова, пойдите на airbnb, Paris, найдите Хакима и поживите сами. Убедитесь, будете живы и здоровы, и, может, подобреете.

Ефим Левертов
Петербург, Россия - at 2012-09-02 09:34:19 EDT
Я тоже не так давно был в Париже, видел тружеников различного цвета кожи и откровенных лентяев, оказывавшихся чаще белыми, и все это похоже на нашу жизнь, в которой имеющий думает, что имеет это по праву рождения, а не по праву заработанного.
Спасибо Вам, госпожа Матусевич, за прекрасный, честный и искренний очерк, но самое главное, спасибо за собственную работу преодоления неверия в людей, которое я видел в Ваших прежних записках.

Кремлевский мечтатель.
- at 2012-09-02 05:29:06 EDT
Phil Osofsky
- at 2012-09-02 04:42:12 EDT
>Чем же эти ваши мусульмане отличаются от Борисов, становящихся Борухами, Михаилов - Мойшами, Ефимов - Хаимами и так далее? И какое отношение это имеет к очерку Елены? Если она напишет, что сходила в лес и набрала сотню прекрасных боровиков, вы тоже приметесь ее обвинять в том, что она не отразила дикое количество комаров в лесу и наличие волков? Но у неё на столе сотня белых, а у вас? Чувство собственной важности? Попробуйте воткнуть в него вилку...


Во первых не грубите. Грубость не довод. Не можете вежливо разговаривать не пишете. Извиняю вас первый раз, второго не будет.
Во вторых перенимать имена коренных жителей черта любой иммиграции, которая старается интегрироваться в стране. Именно поэтому Мойши и Берки американизировали свои
имена и давали американские имена своим детям в США и дети послереволюционных эмигрантов во Франции потомки Иванов и Констнтинов становились Полями и Гастонами. Такая вот социальная мимикрия.
А вот чтобы отказываться от имен данных при рождении, менять записи в документах иметь головную боль в судах, и только для того, чтобы быть своими в дичающем в ненависти к стране пребывания мусульманской комьюнити, это явления совершенно новое и показывает насколько сильны антиинтеграционные мотивы у мусульман в Европе.

Phil Osofsky
- at 2012-09-02 04:42:12 EDT
Кремлевский мечтатель.
- at 2012-09-02 03:26:40 EDT

Чем же эти ваши мусульмане отличаются от Борисов, становящихся Борухами, Михаилов - Мойшами, Ефимов - Хаимами и так далее? И какое отношение это имеет к очерку Елены? Если она напишет, что сходила в лес и набрала сотню прекрасных боровиков, вы тоже приметесь ее обвинять в том, что она не отразила дикое количество комаров в лесу и наличие волков? Но у неё на столе сотня белых, а у вас? Чувство собственной важности? Попробуйте воткнуть в него вилку...

Кремлевский мечтатель.
- at 2012-09-02 03:26:40 EDT
елена матусевич
ФРГ - at 2012-09-01 19:02:37 EDT
А разноцветность студентов, служащих, библиотекарей, апирантов, кот. меня поразила в Нац. Библиотеке, результат интеграционной политики, это тоже все приснилось или они все переодетые интегристы?

Muslims reject Christian names in France - Мусульмане отказывайтся от христианских имен данным им при рождении во Франции.
From The Times
They are born in France and called Louis, Laurent or Marie but they want to become Abdel, Said or Rachida. Such requests from immigrants’ children for name changes are mounting in the French courts and worrying a state that lays store on melding a single national culture.
http://www.newenglishreview.org/blog_email.cfm/blog_id/18019

Виктор Каган
- at 2012-09-01 19:22:17 EDT
елена матусевич
ФРГ - at 2012-09-01 19:02:37 EDT
Перечитала собственный опус и просто диву даюсь. Там же все ясно сказано...

А что удивляться? "Ничто так не мешает видеть, как точка зрения". /Дон-Аминадо/ - за ней уже не до того, что сказано.

елена матусевич
ФРГ - at 2012-09-01 19:02:37 EDT
Перечитала собственный опус и просто диву даюсь. Там же все ясно сказано, что район разноцветный, без преобладания одной этнической группы (это самое важное), не зона. ЭТО НЕ ЗОНА. Неужели не ясно? В зоне не сдают квартиры и тот же Хаким туда ни ногой. Но люди упорно читают только собственные предрассудки! Видимо мысль, что район может быть цветным, но безопасным не укладывается в головах? Думаю, что это именно так. Это же противоречит готовому лекалу, шаблону. Тот же шаблон был и у меня в голове до поездки. Именно потому я и написала. Под впечатлением. Какой полет фантазии, может, мне еще галлюцинации припишут? Все, что здесь описано правда, от начала и до конца. А разноцветность студентов, служащих, библиотекарей, апирантов, кот. меня поразила в Нац. Библиотеке, результат интеграционной политики, это тоже все приснилось или они все переодетые интегристы? Группа наших студентов только что вернулась из Парижа и их впечатления совпадают с моими. Но ведь предрассудки, все, основываются на предрассудках же. Я и Германии живу в "плохом" районе, где кого только нет, в одном нашем доме 8 национальностей представлено. Мой сын живет в Ноекелне в Берлине, в самом что ни на есть "плохом" районе. И ничего. Тихо там. Конечно, это не парижские зоны в создании кот. виноваты сами французы, но я и не претендую (еще раз, повторение, мать учения), на знание зон.
Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2012-09-01 07:00:20 EDT
«Ваш» Париж может и выглядит в Вашем сознании таким.
Полет человеческой фантазии остановить и ограничить невозможно. А желание видеть положительное, даже там где его нет, не наказуемо. Надо будет перевести моему товарищу по работе Моррису, уроженцу Марселя, он узнает много нового и познавательного для себя.
М.Ф.

А. Избицер
- at 2012-08-30 23:22:25 EDT
Pardon! "Не убирайте ладоней" - точнее.
Александр Избицер
New York, NY, - at 2012-08-30 23:19:12 EDT
Елена, примите и мои поздравления за статью, коей подзаголовком мог бы послужить титул известного романа: «Вопреки».
Ваш выбор впечатлений отразил Ваше бесценное, не часто встречающееся мировоззрение. Как видите, это оказалось небезопасно.
Бригаду Ваших критиков возглавила мадам, в т.ч., к которой Д.И. Писарев отнёс своё горькое наблюдение (несколько перефразирую):

«Читая [статью], она производила над автором строжайшее следствие, и, чуть только замечала, что автор в чём-нибудь погрешил против её корана, она немедленно причисляла этого автора к огромной толпе пишущих идиотов и негодяев».

Будьте здоровы, Елена, и… не отрывайте ладоней со лба!

Кремлевский мечтатель.
- at 2012-08-30 01:34:06 EDT
Игорь Ю.
- Wed, 29 Aug 2012 22:12:03(CET)
Неужели Париж - исключение?

Вообще, по данным на конец 2011 года мусульмане соствляют 70% французских заключенных.
Minority Muslims, 70% of French inmates
http://www.presstv.ir/detail/211745.html

Может, конечно, Париж исключение? Но в 2005 году сильно мусульмане сильно бузили и в Париже.


елена матусевич
ФРГ - at 2012-08-30 01:33:04 EDT
Спасибо за дитя. Молодею на глазах. Какие наши годы!
Соня Тучинская
- at 2012-08-30 01:23:41 EDT
елена матусевич
- at 2012-08-29 02:16:59 EDT
Мне просто думается, нет, я уверена, что проблема иммиграции во Франции СЛОЖНАЯ, а не черно-белая в прямом смысле. Вот и все. Да, Франция несомненно интегрирует, но не всех, и не сразу. О промахах, слишком хорошо мне известных, проблемах, провалах, сами французы и сами французы арабского происхождения, прежде всего, говорят, снимают и пишут неустанно. И правильно. Но вот о том, что пережила я, к полной моей неожиданности, никто не пишет. А, как выяснилось и это есть. В моем очерке все правда, я писала на ходу, по живому. И именно поэтому сваливание всех в одну кучу по цвету кожи и происхождению чистейший расизм. Что и требовалось доказать.
---------------------------------------------------

Прелестное в своей неискушенной доверчивости дитя, внимательно рассматривает букашку и взахлеб рассказывает взрослым о том, какие у этой букашки красивые крылышки. А дело, между тем, происходит в перерыве между воздушными налетами на город. "Мой Париж будет таким" - это живописный рассказ о букашке. Лепечущее дитя - это восторженный и не понимающий страшного будущего автор. А взрослые - это Янкелевич, Алтшуллер, и еще пара-тройка вменяемых читателей. А вообще-то, все это необычайно напоминает письма французской девочки Зигетты. Об этом - в одном из блистательнейших эссе Бормашенко - "Зигетт в годы террора" - http://gazeta.rjews.net/borm1.shtml

Я лично знаю людей, которые поменяли свои взгляды, причем не только на Париж, прочтя эту статью. Вдруг и Вы, Елена, по прочтении, тоже окажетесь среди этих счастливчиков.Только не повторяйте вслед за Коганом, что Ваша статья не про "политику и социологию". Очень даже. "Белые, цветные, расисты" - это не из области импрессионистких зарисовок.

Кстати, о расистах, которыми Вы не долго думая, припечатали меня со товарищи. За этот необдуманный и жестокий выпад позвольте Вам пожелать и впредь останавливаться в Париже исключительно "У Хокима", деля с ним кухню, места общего пользования и черного кота, который, в харизме, смею надееться, не уступает своему замечательному хозяину. А мы уж по- обывательски, по старинке, по приезде в Париж, опять поселимся в каком-нибудь скучном буржуазном районе. Я, к примеру, предпочитаю Hotel des Grandes Ecoles, вблизи Place de la Contrescarpe, что на Левом Берегу.

Кремлевский мечтатель.
- at 2012-08-30 01:21:21 EDT
Я не знаю, где уважаемый автор нашла Францию с интегрированными мусульманами. Сравнительно свежий 2011 года "2200-страничный доклад " Banlieue de la République" (Пригороды Республики) " говорит о совершенно другой тенденции, о тендеции отчуждения, которая набирает силу в в мусульманской общине ресублики.

Французские пригороды - автономные исламские сообщества
http://www.newsland.ru/news/detail/id/804031/

Вот часть статьи на затравку.

Исследование было заказано влиятельным французским аналитическим центром «Институт Монтеня», и проводилось под руководством Жиля Кепеля, известного политолога и специалиста по мусульманскому миру, совместно с пятью другими французскими исследователями.

Авторы отчета показывают, что Франция, которая имеет от пяти до шести миллионов мусульман (Франция имеет самое большое мусульманское население в Европейском союзе), находится на грани социального взрыва, в основном из-за отказа мусульман интегрироваться во французское общество.

Отчет также показывает, как проблема усугубляется радикальными мусульманскими лидерами, которые продвигают социальную маргинализацию иммигрантов-мусульман, чтобы создать во Франции параллельное мусульманское общество, в котором правит закон шариата.

Исследование в основном проводились в Клиши-су-Буа и Монфермеле, двух пригородах на северо-востоке Парижа, которые были эпицентром мусульманских погромов в 2005 году. Клиши и Монфермель - части района Сан-Сен-Дени, в котором одна из самых высоких концентраций мусульман во Франции.

Сан-Сен-Дени, который в докладе описывается как "пустошь деиндустриализации", является домом для более чем 600 тысяч мусульман (в основном из Северной и Западной Африки), при общей численности населения 1,4 млн. человек.

"В некоторых районах, треть населения города не имеет французского гражданства, и многие жители тянутся к исламской идентичности", - говорится в докладе.

В исследовании также говорится, что мусульманские религиозные институты и обычаи, все больше вытесняют институты государства и Французской Республики, которая имеет сильную светскую традицию.


И т.д. и т.п.

Буквоед
- at 2012-08-29 22:46:01 EDT
В феврале сего года мой сын с невесткой провели неделю в Париже. Политические взгляды моего сына, мягко говоря, более, чем очень консервативные (г-н Герцман не даст соврать), но, облазив весь Париж, он остался в совершеннейшем восторге от всего. Другое дело, что наличие мусульман большого восторга у него не вызвало, но "париж - это Париж". Быть может, Париж очарвательной г-жи Матусевич и есть тот Париж, на который смотрят "без очков и шор", как это сделал мой сын, "палеоконсерватор", как таких называют в США?
Игорь Ю.
- at 2012-08-29 22:12:03 EDT
В одном из последних журналов "Экономист" рассуждали о причинах резкого сокращения преступности в Лос Анжелосе. Среди прочего там была фраза (по памяти) - "Как известно, преступность в эмигрантских районах [Западного мира] меньше, чем в белых...". Для меня это супротив всех представлений (и фактов в нашем городском районе Mission), но я склонен верить журналу. Это один из редких журналов, которому еще можно верить. Может быть, Париж Елены соответствует такому статистическому представлению? Мне интересно другое: эмигрантский, многоцветный Еленин Париж в эмигрантских предместьях чище или грязнее старого белого Парижа? Мои личные представления о южной Франции говорят о том, что как только попадаешь в цветной район, то грязь и запах отбивают всякую охоту "исследовать" эти районы. Слышал то же о турецких районах в городах Германии. Вижу то же в черных кварталах США. И в латинских кварталах США. Неужели Париж - исключение?

Maxim
Jersey City, NJ, USA - at 2012-08-29 03:01:07 EDT
В Ленином эссе я вижу не столько наивно-либеральные, политически-корректные мечтания, сколько реквием по мультикульти (ну и неизбываемую любовь к Парижу и Франции, разумеется). Ну и хорошо, ну и слава Богу. Араб, посылающий своего друга еврея не куда подальше, а наоборот, куда поближе - в магазин за вином... ведь это совершенно замечательно. Абсурдно тосковать по европейской белизне. Во-первых, потому, что это тоже миф, а во-вторых, бывшим колониальным метрополиям невозможно избежать смешения с бывшими подопечными. Нечего было завоевывать в свое время. Проблема тут не рассовая, а культурная. Мультикультурный подход провалился, туда ему и дорога. Вместо изолированных друг от друга общин, появляется единая многоцветная, но все равно европейская культура, вернее целый ряд европейских культур. Европу, на мой заокеанский взгляд, это только оживляет, придает ей новые силы. Лене спасибо за яркий текст.
Кремлевский мечтатель.
- at 2012-08-29 03:00:09 EDT
>Франция несомненно интегрирует, но не всех, и не сразу

Ах, Елена, если бы вы были бы правы, то не появлялись бы статьи с подобными названиями.

"After Toulouse, More Attacks on Jews" - После инциндента в Тулузе - еще больше атак на евреев.
http://www.commentarymagazine.com/2012/06/04/after-toulouse-more-attacks-on-french-jews-anti-semitism-israel/

Боюсь, что в вашей интегрированной Франции места для евреев не будет.

Борис Дынин
- at 2012-08-29 02:55:17 EDT
Борис Дынин
- Wed, 29 Aug 2012 02:53:04(CET)

Виктор Каган
- Wed, 29 Aug 2012 02:47:50(CET)
А Ваш "этюдик" по поводу записи Буквоеда и "Не позволите ли Вам, уважаемая, выйти вон?" комментировать не стану - просто оставлю на Вашей совести до Йом-Кипур.
============================

Вынужден заметить: "Что за чушь?"

И с уважаемым мною человеком бывает, так что и в Йом-Кипур не буду каяться за это свое замечание.

Виктор Каган
- at 2012-08-29 02:47:50 EDT
Борис Дынин
- at 2012-08-29 02:30:54 EDT

Совершенно согласен с тем, что это не социологическое исследование и не, добавлю, политический трактат. А Ваш "этюдик" по поводу записи Буквоеда и "Не позволите ли Вам, уважаемая, выйти вон?" комментировать не стану - просто оставлю на Вашей совести до Йом-Кипур.

Борис Дынин
- at 2012-08-29 02:30:54 EDT
Почти все, что пишет Елена - для меня - это раскрытие ее таланта находить хороших людей или раскрывать во встречных людях хорошее. Так и этот рассказ не есть социологическое исследование Парижа, а её Париж. И её Париж мне по душе!

Что мне не по душе, так это её Гостевая. Если "такую реакцию и ожидала. Предсказуемую",, а также по слову Буквоеда, если "Собака лает, а караван идет", то где собака, и где караван?

Если можно найти свой Париж, то трудно ли найти "свою Гостинную", а если такой нет, то уж не знаю, зачем "лаять" (если понять ув. Буквоеда буквоедски :-)

С уважением к Елене и Буквоеду, а также с добрым чувством к Гостевой,
бд

елена матусевич
- at 2012-08-29 02:16:59 EDT
Мне просто думается, нет, я уверена, что проблема иммиграции во Франции СЛОЖНАЯ, а не черно-белая в прямом смысле. Вот и все. Да, Франция несомненно интегрирует, но не всех, и не сразу. О промахах, слишком хорошо мне известных, проблемах, провалах, сами французы и сами французы арабского происхождения, прежде всего, говорят, снимают и пишут неустанно. И правильно. Но вот о том, что пережила я, к полной моей неожиданности, никто не пишет. А, как выяснилось и это есть. В моем очерке все правда, я писала на ходу, по живому. И именно поэтому сваливание всех в одну кучу по цвету кожи и происхождению чистейший расизм. Что и требовалось доказать.
Буквоед - Елене Матусевич
- at 2012-08-29 02:03:04 EDT
елена матусевич
- at 2012-08-29 00:55:28 EDT
Именно такую реакцию и ожидала. Предсказуемую.
========
Очерк мне очень понравился. Реакцию же большинства "почтеннейшей публики" предсказать было не так уж сложно, учитывая настроения "личного состава" и здесь, и в русскоязычной общине в целом. Поскольку, как говорят, арабы: "Собака лает, а караван идет", - то Вы не обращайте внимания и пишите, а мы будем ждать Ваших новых произведений.

Кремлевский мечтатель.
- at 2012-08-29 01:53:52 EDT
Кремлевский мечтатель.

correction

60% обитателей французских тюрем мусульмане

Кремлевский мечтатель.
- at 2012-08-29 01:50:53 EDT
Это был мой опыт. Мой Париж. Было так, а не иначе. Эти книги и фильмы мне хорошо известны, я их преподаю. Это моя профессия, так что не по адресу. В Марселе была в октябре. И районы эти знаю. В статье, кажется, ясно сказано, что речь не о них. Это не zone, и не опасный пригород, а просто цветной район.

Франция действительно интегрирует, и француз арабского, африканского или вьетнамского происхождения - это все-таки прежде всего француз.


Дорогая Елена Матусевич вы уж все-таки определитесь какие выводы вы делаете.

Если вы про какой-то один чудесный цветной район, который вы полюбили всем сердцем из-за замечательности жителей данного района, то тогда конечно можно наплевать на национальную статистику преступлений и на то что делается в других районах. Но тогда надо все время повторять именно мои впечатления, именно в данном районе и никаких выводов про Францию я не делают.

Но если вы говорите, что "Франция действительно интегрирует", да да именно вся Франция интегрирует, то куда мы денем национальную статистику по преступлениям из которой следует, что 60% французских тюрем мусульмане, куда денем принятые во Франции законы о запрете паранджи?

Или одно дорогая Елена или другое. Вместе плюрализм мнений в одной голове.

Виктор Каган
- at 2012-08-29 01:39:27 EDT
елена матусевич
- at 2012-08-29 00:59:52 EDT

Спасибо за очерк, Елена. Мне кажется, что и в нём, и в обсуждении Вы вполне объяснили, что значит и на чём держится "симптоматический".

елена матусевич
- at 2012-08-29 00:59:52 EDT
Кстати, что это за слово такое "симптоматический"?
елена матусевич
- at 2012-08-29 00:55:28 EDT
Именно такую реакцию и ожидала. Предсказуемую. Я написала как было, в точности. Это был мой опыт. Мой Париж. Было так, а не иначе. Эти книги и фильмы мне хорошо известны, я их преподаю. Это моя профессия, так что не по адресу. В Марселе была в октябре. И районы эти знаю. В статье, кажется, ясно сказано, что речь не о них. Это не zone, и не опасный пригород, а просто цветной район. И цветной не равняется опасный, не равняется хам, не равняется дикарь. Но разве можно что нибудь обьяснить тем, кто уже заранее все знает?
Кремлевский мечтатель
- at 2012-08-28 01:10:37 EDT
В дополнение к постингу Альтшулера.
http://en.wikipedia.org/wiki/Samira_Bellil

Статья о молодой арабской Самире Белил выросшей в пригороде Париже и которая в 2002 году написала автобиографическую книгу (´In the hell of the "tournantes") о отношение молодых арабов к женщинам.
Книга описывает насилие, которое она и другие молодые женщины испытали в мусульманских предместьях Парижа, где ее и других женщин регулярно насиловали банды подростков.

Самира Белил получила офицальное признание.
Ее лицо было выбрано как одно из нескольких образов новой Марианны, символа Франции.
Ее портрет был повешен на стене французкого парламента.

Трудно писать о деликатности и вежливости иммигрантов ( в том числе и по отношению к женщинам) и не упоминуть судьбу и книгу Самиры Белил. Но кому-то это удачно удается.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2012-08-27 23:43:46 EDT
Прочитал вчера путевые заметки хорошего франкофоного человека Елены Матусевич, короткие рассказы которой я люблю читать,- и просто нижняя челюсть от изумления отвалилась. К счастью, Соня Тучинская меня опередила и написала очень хорошую рецензию, под которой я, долгое время живший в городе на самой границе с Францией и часто наведывавшийся в Париж, готов подписаться.
Где-то полгода назад в ночной программе вновь посмотрел по ТВ очень сильный, документальный французский фильм о типичном парижском пригороде, banlieue. Фильм был снят французскими арабами-киношниками, у которых не было проблем контактов с протагонистами пригорода.
Героиня фильма - молодая красивая француская марокканка, социальный работник этого пригорода, жившая там в одной из квартир. Создатели фильма в подробностях показали её работу с арабскими тинейджерами, которые в долгих тирадах убеждали всех и вся в высоком положении женищины в исламской культуре. Где-то в середине фильма эта красивая женщина устало призналась, что её в подъезде собственного дома те же самые симпатичные ребята уже несколько раз изнасиловали. К концу фильма социальный работник уже больше не появлялась на экране, а дикторский голос за кадром сообщил, что женщина покончила собой после ешё одного изнасилования в том же родном подъезде. На меня это фильм произвёл очень сильное впечатление.
Так что, Елена, должен сказать, что вам после всех ваших парижских восторгов ещё здорово повезло...

Соня Тучинская
- at 2012-08-27 21:35:28 EDT
Текст талантливый и при этом чрезвычайно симптоматический. И поэтому стоит того, чтобы о нем поговорить.
Ну, кто бы мог подумать, что знаменитое "Лев и агнец вкупе почиют" сбудется именно в нетуристическом районе Парижа. Если бы автор, как это случилось с ее несчастной коллегой, квартировался не у чувака Хакима, а в отвратительно-буржуазном 7-ом округе, разве предстала бы перед ее зоркими глазами такая неземная этническая гармония, на наших глазах плавно переходящая в пророчимую благодать.

Какая сладкая, но само-очевидная не только для читателя, но и для автора ложь заключена в этом небольшом и ловко скомпанованном тексте. Черные подростки в "добром" мире Елены Матусевич разъезжает на метро единственно для того, чтобы смягчать своим добрым присутствием общественные нравы парижан. Ну, просто, братия сан-францисканских монахов, а не черные подростки. В тоже самое время, как отдельные белые славяне- подростки пихаются в трамвае и не приносят извинений. А для воспитанного автора именно по этому "несказанному «извините» и проходит сейчас невидимая и бесцветная граница между цивилизацией и ее отсутствием."
А мне казалось что эта граница совсем не невидимая, а огневая, и лежит совершенно в другом измерении. Она - между теми, кто жег несколько месяцев Париж в 2005-ом и их жертвами, белыми парижанами. (Не пробовал любознательный автор именно в то время "измерять температуру человеческой атмосферы" в Париже?) Между теми, кто убил недавно детей в еврейской школе и еврейской общиной Парижа. Между выходцами из Магреба, превратившими Марсель в выгребную яму и коренными марсельцами. (Вы давно не были в Марселе?) Издревна благополучные французские евреи тысячами бегут теперь из Франции на постоянное жительство в Нетанию. А допустившим в свои пределы эти несметные полчища неблагодарных дикарей французам, в отличие от евреев, и бежать некуда.

Говорю не с чужих слов, а исколесив Францию вдоль и поперек.
Поймите меня правильно. У меня нет ни малейшего сомнения в правдивости трогательного эпизода со старушечьей заколочкой. И в остальных мелких эпизодах. И в том, что Хаким вполне себе обаян и симпатяга.
Но какая же болезненная еабберация зрения и сознания должна прилючиться с автором, чтобы за этими миленькими "сценками из жизни" не разглядеть зловещую общую картину.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//