Из ранних стихов
ВЕСНА,
БУКОВИНА
Такая
одинокая весна! Душа в садах блуждает,
в небе
где-то. И в помыслы дождя углублена. И эта капля, - может быть, она:
вон, по ветвям бежит полуодетым.
И
что ни делаю, и что ни слышу - сон. А наяву: плыву сквозь крыши,
тучи. Листком нераспустившимся закручен. Пушинкой в лужу занесён.
В
предчувствии вечерней синевы гляжу, как за тынами, за садами заныли
окна желтыми шмелями и влагу пьют из молодой листвы.
А
дождь бродил, шумел и ненароком уснул, как цапля, на одной ноге.
Остался лепет капли в бочаге и за город скатился грома рокот.
И
пауза со вкусом вишни пьяной - как пауза в сонате фортепьянной: звук
не растаял полностью, завис и каплею вот-вот сорвется вниз...
1957
ВОРОЖБА
Дождь. Темно. Тишина. В водосточных трубах
струйки колотятся. Я один, и гляжу в окно, как со дна
колодца.
Жду тебя с сумеречной поры. С вечера. Деревьев сомкнутые шары
зыблются и просвечивают.
Трубки дневного света слепят, над проводами подвешены. Их лунный
свет у листвы нарасхват;
струится асфальт
голубым потоком, и желтые пятна к воде (от окон) подмешаны.
Перекресток. Я взглядом к нему пригвожден. И сквозь дым водяной, что
над ним -
как торец пластового стекла, появляешься ты: в одиночку, в
обнимку,
и с треском зонтов купола раскрываешь. И брызжут цвета.
Обрастают тени дождём.
Все равно ты придешь. Ты сама. Больше нет ничего: только дождь,
как танцующий, руки раскинул. Только окна в ресницах. И как
лошади, сбились дома, уложив свои головы на ночь друг другу на спины.
Только я. Только яма, в которой тепло. И глаза в этой яме: мир
проходит сквозь них, словно лунного света пятно, расплываясь краями.
1958
ЛЕТО, ЛЬВОВЩИНА
Старик в
зеленой шляпе старомодной
(ей не
хватает белого пера
за
узелком плетёного шнура) -
старик в
зеленой шляпе старомодной
слоняется
с утра
под
окнами по стёжке огородной.
Глядят подсолнухи, ощерясь.
Кочны капустные сопят.
По грядке ходит красный перец
и задирает всех подряд.
Под сводом неба колоссальным
у тучи сжались кулаки.
и не своими голосами
кликушествуют индюки.
Он как-то
криво произрос:
одна
лопатка у него горбата, другая вмята, и подбородку кланяется нос.
Смешной
старик. Я вспомнил: это он в буфет является к обеду и чинно отдает
поклон случайному соседу (а тот, сглотнув бульон, оторопело
кланяется деду). Путейский шут. Из венгров, говорят. Как видно,
смене сдал шлагбаум и предаётся выходным забавам на стариковский
лад.
Здесь кухня. Кухонные девки весь день к помойке - и
назад. И хохот, визг и сочный мат сопровождает их проделки:
щипки, тяжелые шлепки, бесстыдные дурные игры... Дрожат под кофтами
соски. Мелькают розовые икры.
Он
наблюдает, бровью поводя, нездешний гном в зеленой шляпе, не замечая
первых редких капель дождя...
И
вдруг - петух! Он растерзал лопух,
продрался
с треском через стебли
и
выступил: взъерошен пух,
и красный
перец в гребне.
Клюёт!..
Удар в ладоши: хлоп!
Теперь
пинка: чтоб долго помнил! -
Старик
сражается взахлёб.
По
грядкам разлетелись комья.
Ударил гром. Но брови тучи рваной задумались на
несколько минут - вот пауза меж вескими словами которых ждет
листва, тугие тыквы ждут...
Но снова гром! Забились ветки, и дождь, обрушась,
захлестал. (Дырявый толь пристройки ветхой накрыт заплатой из
холста).
Кивая
горбиком и шляпой, старик во весь несется дух! И взбалмошно кидая
лапы, в другую сторону - петух...
1958
РАННИЕ ПОЕЗДА
Я ими всеми побежден...
Б.П.
Забито
снегом Переделкино. Плечом не высадишь калитку.
И как на
плёнке передержанной, поселок слеп и недовыткан.
Крутым
яйцом и чаем наскоро дымятся
губы на морозе. В мозгу бело, и рифмы заспаны и сдвоены, как след
полозьев.
Вбирать
рассвет бровями в инее. Идти, белея в негативе, и коченеть до самой
линии в демисезонном на ватине. И хлопать валенком о валенок,
взобравшись на перрон из досок... Но вот, из-за лесов заваленных -
сирены хриплый отголосок.
Вокруг, мерцая папиросками, с молвой житейскою, мирскою, идет мостками,
как подмостками, закутанное Подмосковье. Зятьями, снохами и свёкрами
переполняется платформа. И тянет пряниками, свёклою, овчиной, варевом
для корма...
Вагон.
Глазищами бездонными попутчиков окинув мельком, вслед за мешками и
бидонами он пробирается к скамейкам.
Ему
твердят, что в дни великие повесток, митингов, развёрсток в домах
осыпались религии, как ёлки в "дождиках" и звёздах. Что связи вечные
разрушены пятой
железной и бетонной. И нет душе иной отдушины, помимо бездны
отворённой! Но детский плач. И вёдер лязганье. И спор о ценах за
спиною. И говор акающий, ласковый. И смеха молоко парное!
У
окон спят. В углу раскашлялись. В дверях мешки берут на плечи. Вагоны
катятся раскачливо, подобно акающей речи. Все реже стук; уже передние
заходят за угол вокзала. И солнце в белом оперении седые окна
продышало!
1961
БЕТХОВЕН
По площадям в огне реклам. По улочкам, где дух жаровен. Сквозь толчею
пальто-реглан. Среди борделей и диковин. Среди процессий и костров,
автомобильных катастроф, ссутулившись, идет Бетховен.
Пригнувши голову, как бык, он подагрически ступает. Его высокий
воротник листва и перхоть посыпает. Он гладко выбрит и скуласт. И на
пути встречаясь с нами, он побивает нас камнями тяжёлых глаз.
Он глух. Не слыша ничего, пытается упорным взглядом постичь: какое
торжество опять отмечено парадом? Зачем дрожат колокола? И
запрокинуты фанфары? С чего бы вновь на праздник старый его Европа
позвала?
Глухого обмануть легко. Не раз, не два к нему взывали, когда трухлявое
древко во флаги новые вдевали. Его тащили на балкон вслед за
ораторами в хаки. Его вели перед полком. И в руку вкладывали факел!
Его никто не проведёт. И на пути встречаясь с нами, он замкнуто сжимает
рот и побивает нас камнями.
1961
|