Номер 5(6) - май 2010
Люсьен Фикс

Еврейские звёзды мировой сцены

Владимир Спиваков – Миша Майский – Максим Венгеров

Имя скрипача и дирижера Владимира Спивакова известно далеко за пределами России.

К окончанию Московской государственной консерватории по классу профессора Юрия Янкелевича (учителем Владимир Спиваков называет и Давида Ойстраха. Во время учебы в Консерватории он был вольнослушателем в его классе) имя талантливого музыканта было уже широко известно.

В 1965 году он получил первую премию на международном конкурсе им. Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже, в 1967 году премию на Конкурсе скрипачей имени Паганини в Генуе, в 1969 году первую премию на Международном конкурсе в Монреале и в 1970 вторую премию на Международном конкурс им. П.И. Чайковского. В тринадцать лет Владимир Спиваков получил первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде и дебютировал в качестве солиста на сцене Большого зала Ленинградской консерватории.

Спиваков неоднократно выступает в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Вены, Лондона и Нью-Йорка, амстердамский оркестр «Концертгебау», симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда под управлением выдающихся дирижеров современности – Е.А. Мравинского, Е.Ф. Светланова, Ю.Х. Темирканова, М.Л. Ростроповича, Л. Бернстайна, С. Озавы, Л. Мазеля, К.М. Джулини, Р. Мути, К. Аббадо и др.

В 1979 году Владимир Спиваков совершил первую гастрольную поездку в США в качестве дирижера, где дебютировал с Чикагским филармоническим оркестром на фестивале в Равинии. После этого он выступает в крупнейших концертных залах мира с ведущими оркестрами – Лондонским, Филадельфийским, Кливлендским и Будапештским, с оркестром театра «Ла Скала», академии «Санта-Чечилия», Кёльнской филармонии и французского радио, лучшими российскими оркестрами. В том же году Владимир Спиваков создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», в котором объединил музыкантов лучших российских оркестров. За годы своего существования «Виртуозы Москвы» выступали с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, Европы, США и Японии. В 1990 году оркестр «Виртуозы Москвы» подписал пятилетний контракт с Фондом принца Филиппа Астурийского и до 1993 года находился в Испании.

4 декабря 1992 года Спиваков выступил в Центре исполнительских искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне с Национальным симфоническим оркестром США под управлением Мстислава Ростроповича. Он играл скрипичный концерт П.И. Чайковского. После концерта я спросил музыканта, почему из всех известных скрипичных произведений он выбрал концерт Чайковского:

«Должен сказать, что я всегда очень волнуюсь, когда исполняю этот концерт, особенно с того времени, когда я переехал в Испанию. Я совсем по-иному и глубже чувствую русскую музыку. Она мне стала еще ближе и еще дороже».

В ходе интервью в 1992 году Владимир Спиваков сказал мне, что собирается в Москву, где выступит с несколькими концертами:

«Мы скоро увидимся с российскими слушателями. Концерты состоятся в Москве 25 декабря, где мы с Евгением Федоровичем Светлановым откроем традиционный фестиваль «Русская зима» в Большом зале консерватории имени Чайковского, 26 декабря состоится вечер памяти выдающегося скрипача Бориса Гольдштейна, 28 декабря в Большом зале консерватории состоится концерт «Виртуозов Москвы» с замечательным молодым пианистом Могилевским, и 29 числа оркестр выступит в Ленинграде, ныне Петербурге, в прекрасном, святом, зале филармонии».

По приглашению Михаила Плетнева в 1999 году Спиваков занял пост главного дирижера Российского национального оркестра. В этой должности он работал до 2002 года.

 

 

Я снова встретился с Владимиром Спиваковым в 2003 году, когда в ходе турне по Соединенным Штатам оркестр «Виртуозы Москвы» выступил в пригороде Вашингтона. Тогда Спиваков сказал мне, что планирует создать в Москве новый независимый от государства оркестр под названием Национальный филармонический оркестр. Он осуществил свою мечту. Этот оркестр является своего рода культурным посланником пост советской России. Национальный филармонический оркестр совершил первую гастрольную поездку по Соединенным Штатам в 2007 году, а в марте-апреле 2009 года этот оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера совершил тридцатидневную гастрольную поездку по Соединенным Штатам, в ходе которой дал 36 концертов. 24 апреля он выступил в Вашингтоне. В программе концерта были произведения русских композиторов Лядова и Рахманинова. Первый концерт Рахманинова исполнил победитель XI конкурса имени Чайковского Денис Мацуев, о котором я рассказывал во Фрагменте № 5 «Мои американские родственники».

Знакомство со знаменитым американским композитором и дирижером Леонардом Бернстайном произвело на талантливого советского музыканта глубокое впечатление. Они познакомились в середине 1980 годов в Зальцбурге во время совместного выступления на фестивале Моцарта. К тому времени Спиваков был уже известен как талантливый дирижер. В знак своей симпатии и веры в будущее Спивакова как дирижёра выдающийся американский музыкант подарил ему свою дирижёрскую палочку. Что может сказать об этом ныне выдающийся российский дирижер?

«Да, моя дирижерская палочка – это подарок Леонарда Бернстайна. Я бережно храню ее в скрипичном футляре и никогда не выхожу без нее на сцену. Можно сказать, она стала моим талисманом».

***

Миша Майский – один из горстки выдающихся виолончелистов нашего времени. Его интерес к инструменту, как он рассказал мне в интервью перед концертом в Центре исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне 14 мая 2005 года, проявился, когда ему было 8 лет. В 1965 году, когда ему было 17 лет, Миша Майский получил первую премию на Всесоюзном конкурсе виолончелистов и был приглашен Мстиславом Ростроповичем продолжить обучение у него в Московской консерватории. Уже в следующем году Майский стал лауреатом Московского международного конкурса имени Чайковского.

«Официально я начал учиться у Ростроповича после того, как внезапно умер мой отец. Мстислав Леопольдович очень помог мне именно в житейском плане. Он практически стал для меня вторым отцом», говорит Майский.

В 1970 году Миша Майский был арестован. Что послужило поводом для ареста?

«Когда я поступил в Московскую консерваторию, я купил на небольшую премию Конкурса имени Чайковского портативный магнитофон «Sony» и стал записывать мастер-классы Ростроповича. Это закончилось для меня плачевно. После четвертого курса «Sony» пришел в негодность. На толкучке мне предложили приобрести сертификаты для магазина «Березка», где я мог купить новый магнитофон. Меня тут же арестовали. Я полагаю, что всё было организовано заранее. За два года до этого моя сестра эмигрировала в Израиль и, как я думаю, советские власти полагали, что я последую её примеру. Их очень раздражало то, что я учился у Ростроповича и что образование получил бесплатно. Я был хороший студент, лауреат Премии Чайковского, и выгнать меня из Консерватории не могли. Самый простой путь избавиться от меня и лишить права продолжать заниматься в Консерватории лежал через Бутырскую тюрьму. Таким образом, я остался без формального образования».

Как сложилась дальнейшая судьба молодого музыканта?

«В Бутырской тюрьме я сидел четыре месяца, а потом четырнадцать месяцев в поселке Правдинск, Горьковской области, где я, вместо того, чтобы играть на виолончели, грузил лопатой цемент. Я строил коммунизм. После освобождения из лагеря, чтобы не попасть в армию я был вынужден два месяца провести в психиатрической больнице. Чтобы продолжать заниматься музыкой, мне нужно было уехать».

В 1973 году в возрасте 25 лет Миша Майский эмигрировал в Израиль. В том же году он вышел победителем на Международном конкурсе имени Гаспара Кассадо во Флоренции, а в ноябре состоялся его дебют в нью-йоркском Карнеги Холле с Питтсбургским симфоническим оркестром. После концерта меценат, пожелавший остаться неизвестным, подарил ему виолончель работы итальянского мастера Монтаньяни.

Миша Майский – единственный виолончелист, который учился у двух звёзд – Мстислава Ростроповича в Москве и Григория Пятигорского в Америке. Что дали эти великие мастера молодому музыканту?

«Ответить на этот вопрос нужны недели, а не минуты. Я всегда говорил, что я самый счастливый виолончелист в мире, потому что мне посчастливилось учиться у Ростроповича и Пятигорского, которые, на мой взгляд, были не только великими виолончелистами, но и замечательными педагогами и личностями. Оба они заменили мне отца – Ростропович в первой моей жизни (мой отец умер очень рано) и Пятигорский – во второй, уже на Западе».

В заключение интервью я спросил, не думает ли он, как это делают другие выдающиеся музыканты, на каком-то периоде своей творческой деятельности взять в руки дирижерскую палочку? Вот как ответил на это Миша Майский:

«В настоящее время я довольно сильно занят игрой на виолончели. Для меня качество всегда важнее количества. Я предпочитаю не распыляться, а продолжать делать то, чем могу приносить радость людям».

О себе Миша Майский говорит:

Я – космополит. Я родился в Риге, учился в Москве и Ленинграде. Я играю на итальянской виолончели с немецкими струнами французским смычком. Я езжу на японской машине, у меня израильское гражданство, я долго жил в Париже, а сейчас живу в Бельгии.

Исполнительская манера Майского отличается ярко выраженной романтической направленностью интерпретации. Он исполняет музыку разных эпох – барокко, классицизма, произведения XX века (особенно сочинения Прокофьева и Шостаковича). Миша Майский записал все сюиты для виолончели соло Баха, сонаты Шуберта, Франка, Дебюсси, концерт для скрипки и виолончели Брамса и концерт для виолончели с оркестром Шумана, два концерта для виолончели с оркестром Гайдна и другие произведения. Интерпретация Майского еврейской рапсодии «Шломо» Эрнста Блоха с Леонардом Бернстайном и Израильским филармоническим оркестром считается одним из лучших исполнений этого сочинения.

 

 

Миша Майский очень экстравагантен. Он выходит на сцену с взбитой шевелюрой седых волос в рубашке или свитере темного цвета или в робах из жатого шелка с массивным золотым ювелирным украшением с бриллиантом старинной огранки и множеством других камней. На концерте в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, на котором мне довелось присутствовать, Миша Майский исполнил три сонаты Баха для виолончели соло, три раза меняя наряды золотого, серебряного и бронзового цвета, которые носили музыканты во времена Баха.

***

«Максим Венгеров – гигант в музыке и международная суперзвезда», – писала о нем лондонская газета «Таймс». «Максим Венгеров олицетворяет вершинный уровень исполнительского мастерства», – высказывание Тихона Хренникова.

Лауреат Конкурса Венявского в Варшаве в возрасте 10 лет, лауреат премии «Слава», учрежденной Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, музыкант, которому Родион Щедрин посвятил скрипичный концерт «Кантабиле», посол Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ. Все это относится к Максиму Венгерову.

 

 

28 ноября 2002 года состоялось сольное выступление Максима Венгерова в Центре исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне. Он исполнял произведения Баха, сонату «Эхо» Родиона Щедрина и четыре сонаты Эжена Изаи. После концерта молодой музыкант любезно согласился дать мне интервью.

Из нашей беседы я узнал, что у новосибирского вундеркинда было всего два учителя – Галина Турчанинова и Захар Брон, которые привили ему «потрясающую русскую школу исполнения Давида Ойстраха и Петра Столярского».

После возвращения домой с конкурса Венявского в Варшаве десятилетний Венгеров сыграл Родиону Щедрину его сонату «Эхо». Как это произошло?

«Я хотел удивить композитора. Мне стоило огромных усилий выучить эту сложнейшую сонату. Помню, пришел я в Дом композитора и сказал Родиону Константиновичу: «Я могу сыграть вашу сонату наизусть». Он был несколько удивлен и несколько раз произнес: «Ну, интересно, интересно...» Я ему сыграл, а потом он пригласил меня на фестиваль советской музыки в Америке. Тогда мне было, как вы правильно заметили, 10 лет. К сожалению, советской группе не дали виз, и я тогда в Америку не попал. Через 12-13 лет после этого Родион Константинович позвонил мне и сказал, что хочет написать для меня концерт. Он написал потрясающий концерт «Кантабиле».

В 1998 году Максим Венгеров стал лауреатом премии «Слава». За что присуждается эта премия, и кто состоит в составе жюри?

«Это премия "музыканта года". Это очень почетная премия. Я думаю, что это премия за заслуги в музыкальной деятельности. Я езжу с концертами по всему миру. Меня оценили в России, и это для меня большая честь. Я получил эту премию из рук самого маэстро. В жюри этой премии состоят такие великие музыканты как Пласидо Доминго, Иегуди Менухин, Вэн Клайберн и многие другие».

Максим Венгеров часто выступал с Мстиславом Ростроповичем. Что связывает этих выдающихся музыкантов разных поколений?

«С маэстро Ростроповичем связала меня подготовка к записи двух концертов – Шостаковича и Прокофьева. Помню, приехал я к нему во французский город Эвиан и сказал, что хотел бы ему поиграть. Он согласился. После этого он сказал: «Хорошо, давай начинать работу. Мы с тобой должны сделать «Запись века». Мне тогда было 17 лет. Он дал мне часть своего восприятия музыки, научил меня по-настоящему любить музыку и по-настоящему вникать в музыкальный репертуар и, конечно же, передал мне свое восприятие музыки Шостаковича и Прокофьева. Это было бесценно для меня как молодого музыканта. На протяжении многих лет мы продолжали сотрудничать и на сцене, и в записях.

 

Обложка диска с записью сольных концертов Максима Венгерова (2002 г)
 

 

Максим Венгеров – первый классический музыкант, назначенный послом Детского Фонда ООН «ЮНИСЕФ». Какие страны по заданию ЮНИСЕФ посетил музыкант?

«Я был в Таиланде, где посетил лагеря для детей, которых забрали у родителей. Эти дети пережили большую травму. Многие из них пользовались наркотиками, над ними издевались, многие были изнасилованы. Работа для ЮНИСЕФ дала мне возможность играть для детей во всем мире, не только в цивилизованных странах, но и в таких отдаленных местах, куда очень трудно добраться. Один из самых сильных опытов был в Уганде, где я играл для детей, которые были украдены мятежниками. Эти дети уже успели быть солдатами, их заставляли брать в руки оружие. У них трудная судьба. ЮНИСЕФ делает всё, чтобы вернуть им детство. Это была очень важная поездка, потому что я понял, как много музыка может сделать для этих детей».

На вопрос – почему он решил выступить с сольным концертом, Максим Венгеров ответил так:

«Я просто хотел увидеть, что может скрипка сделать без аккомпанемента. Вначале это был просто чистый эксперимент, а потом это превратилось в огромное турне с записью диска виртуозных произведений Изаи, Щедрина, Иоганна Себастьяна Баха. Что самое интересное – я могу со скрипкой и с этими произведениями создать прекрасную атмосферу в зале. И действительно, зал любого масштаба превращается в маленькую комнатку, я выхожу, играю с удовольствием. Для меня это всегда прекрасное событие».

В заключение интервью я спросил выдающегося музыканта, гражданином какой страны он является и где живет постоянно. На этот вопрос он ответил так:

«У меня два гражданства – израильское и германское, а живу я постоянно в самолете».

С июня 2007 года из-за травмы плеча Максим Венгеров, которого называют самым высокооплачиваемым скрипачом в мире, не выступает как солист и отменил расписанные на несколько лет вперед концерты.

В интервью лондонской газете «Таймс» Максим Венгеров сказал, что намерен отложить смычок и взяться за дирижерскую палочку. Эти слова уже подкреплены делом. Музыкант, выступающий в лучших концертных залах мира, упражнялся в дирижерском искусстве с молодежным оркестром UBS Verbier Festival Chamber Orchestra, а недавно продирижировал концертом другой молодой звезды — американского скрипача Джошуа Белла на открытии скрипичного конкурса имени Иегуди Менухина в Кардиффе. Недавно Венгеров стал заниматься педагогической деятельностью. С 2005 года он преподает в лондонской Королевской академии музыки и уделяет много внимания созданной им недавно в небольшом израильском городке Мигдаль школе для музыкально одаренных детей.

 

 

  Продажа квартир в Москве - нелегкое дело. Попробуйте обратиться на сайт naprostore.ru


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 2536




Convert this page - http://7iskusstv.com/2010/Nomer5/Fiks1.php - to PDF file

Комментарии:

Гилат
Кирьят-Арба, Израиль - at 2010-05-30 09:58:11 EDT
Уважаемый Люсьен! Я был многолетним слушателем ваших передач на волнах Голоса Америки и в бывшем СССР, и на моей новой родине, Израиле. Ваши передачи во многом способствовали падению железного занавеса и развалу Советского Союза. Жаль, что Голос Америки прекратил вещание на русском языке, но, как говорится, всему свое время. Я рад, что вы нашли свое место в весьма популярном Интернет-Альманахе "Заметки по еврейской истории". Жду новых очерков в Заметках и в журнале Семь искусств.
София и Юрий
Нью-Йорк, Н.Й., США - at 2010-05-28 21:13:16 EDT
Как всегда,здорово!
Интересно,познавательно,согромным чувством любвик тем, о ком идет речь.
Спасибоогромное!

Люсьен Фикс
- at 2010-05-28 10:12:36 EDT
Уважаемый IG,
Я не кривлю душой, когда называю дорогое украшение на шее Миши Майского тем, чем оно есть. Может оно и несколько напоминает крест, но я не уверен, что это свидетельствует о его принадлежности к христианской вере. Видел я и другие ювелирные украшения на шее Миши Майского в виде филигранной работы золотых колье с жемчужными подвесками, но это говорит больше о его экстравагантности, чем о принадлежности к религии. По поводу ювелирных украшений Миши Майского писал также Коммерсантъ в журнале "Weekend" №40(86) от 17.10.2008 г.: "На его загорелой породистой шее сияет высокопробная голда". Что это - крест? О своей принадлежности в племени Израилеву Миша Майский говорит "Я стопроцентный еврей и израильский гражданин... Я езжу по миру с израильким паспортом, хотя мог бы сменить его на американский, поскольку моя жена американка".

Просмотрел я множество фотографий Натальи Гутман, но увидеть крест на её шее мне не удалось. Могу поверить вам на слово, если вы видели его своими глазами.

Я цитирую Вас, уважаемый IG. "Спиваков,говорили, тоже был в числе паствы отца Меня". ГОВОРИЛИ. Мне об этом ничего не известно и я его об этом не спрашивал. Но к пастве отца Меня можо причислить и Александра Галича, если внимательно прочесть его стихотворение "Когда я вернусь". А в доме Эрнста неизвестного я видел огромное распятие.

Но не в моих правилах судить людей по их действиям, и я принимаю их такими, как они есть. В свободном мире каждый человек волен поступать так, как велит ему сердце.

Виктор Ф.
Германия - at 2010-05-27 06:18:48 EDT
Шимону из Нетании Дорогой Шимон! Жаль,что Вам не известен довольно популярный ,частично цитируемый мной анекдот.Он (анекдот) ни в коей мере не относится к персонажам очерка,а характеризует,по моему впечатлению, соотношение последних и автора ( Я и Спиваков, Я и Майский,Я и Венгеров). Естественно,что весьма распространенная фамилия Рабинович использована соверщенно случайно и подтверждает лишь мегаломанию её носителя (в анекдоте,конечно).Что же касается музыкантов из Рабиновичей,то рекомендую найти записи прекрасного ленинградского дирижера Николая Семеновича Рабиновича,который к тому же был видным педагогом. И ещё реплика к комментарию IG. И меня зачастую весьма смущают христианские символы ,которыми себя украшают видные деятели искусств явно еврейского происхождения. И причислить их к еврейским ,в частности,"звездам",как в случае с некоторыми героями данного очерка (см.название рубрики журнала) я уже просто не могу.Спивакова,например,у которого практически всегда интерьеры украшены православными образками.Да и некоторых,как оказывается,других.Впрочем,это дело их совести.
IG
CLIFFSIDE, NJ USA, NJ , USA - at 2010-05-27 00:01:46 EDT
- Wednesday, May 26, 2010 at 23:57:19 (EDT)
ГОСПОДИН ФИКС!
А ОТЧЕГО ВЫ СТЕСНЯЕТЕСЬ НАЗВАТЬ "ДОРОГОЕ УКРАШЕНИЕ" НА ШЕЕ МИШИ МАЙСКОГО СВОИМ ИМЕНЕМ - КРЕСТОМ? Это действительно дорогой крест, а не "украшение".Дело это,понятно,хозяйское и таланта Миши Майского никак не умаляет, но журналист-рецензент может вполне называть крест тем, чем он есть. Кстати и его коллега Наташа Гутман тоже носит аналогичное "дорогое урашение". А Миша Майский на концертах С ГОДАМИ стал напоминать "батюшку" на возрасте. Это пикантно, особо оттого, что гражданин Израиля. Да и Спиваков,говорили, тоже был в числе паствы отца Меня. Много чудес на земле!Правда чудеса эти к музыке и таланту отношения не имеют, но как курьёз - занятно!

Шимон
Нетанья, Израиль - at 2010-05-26 14:34:29 EDT
Не могу согласиться с мнением Виктора Ф.

Для меня, "обычного слушателя классической музыки", этот очерк представляет большой интерес. Я не знал о многих моментах жизни и творческой деятельности перечисленных музыкантов. Не знал я, например, что великий Леонард Бернстайн подарил Владимиру Спивакову, начинающему дирижеру, свою дирижерскую палочку, с которой он не расстается по сей день.

Не знал я, что послужило поводом для ареста студента Московской консерватории Миши Майского, которого заставляли лопатой грузить цемент, вместо того, чтобы играть на виолончели. Эти методы мало чем отличаются от действий нацистов или японцев во время Второй мировой войны. Хотелось бы привести пример европейской панистки Лили Краус, которая во время гастролей на острове Ява попала в плен к японцам. Чтобы повредить ей руки, выдающуюся пианистку заставляли стирать бельё в холодной воде.

Не знал я также, что Родион Щедрин написал для юного Максима Венгерова концерт «Кантабиле» и что Венгеров был первым классическим музыкантом, назначенным послом Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ, и многого другого.

Сам факт, что автор очерка встречался и беседовал с такими знаменитостями как перечисленные выше музыканты, а также с Мстиславом Ростроповичем, Владимиром Ашкенази, Исааком Стерном (я читал об этом в "Заметках по еврейской истории") вызывает у меня к нему большое уважение.

Анекдот, приведенный Виктором Ф. считаю неуместным. Уверен, что среди Рабиновичей есть много талантливых людей, но мне не приходилось видеть их на музыкальном небосклоне.

Виктор Ф.
Германия - at 2010-05-26 10:19:38 EDT
На мой взгляд,сей материал для обычного слушателя классической музыки представляет небольшой интерес и напоминает старый анекдот про Папу Римского и Рабиновича "... А кто это там, рядом с Рабиновичем?...".
Борис Э.Альтшулер
- at 2010-05-23 18:29:53 EDT
Прекрасная информация. Спасибо.

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//