Номер 7(8) - июль 2010 | |
Что запомнилось?
Письма другу Маленькое предисловие: Долгие годы, начиная со школы, я вел записи, которые можно
«читательским дневником». Записывал, как правило, в школьных тетрадях в
клеточку по 24 листа. Тетради нумеровал. И таких «номеров»
накопилось-сохранилось где-то с полсотни. Иногда в этот ряд встраивались разные
записные книжки нестандартных форматов. Стиль записей свободный и меняющийся.
Как полагается, так наз. выходные данные. Иногда собственные мысли. Но, в
основном, цитаты (с номером страницы). Как правило, много, иногда и большие.
Такое вот желание оставить с собой и поделиться с друзьями понравившимися
местами... Ведь сканеров и Интернета тогда не было! Потом свободного времени, эмоционального волевого накала и
самодисциплины становилось меньше и чит. дневник как «жанр» прекратил свое
существование. Но желание что-то фиксировать и делиться осталось. И вылилось в
то, что и представлено вашему вниманию ниже. 1. Переписка из
трех углов Берг Р.Л., Биневич Е.М., Тамарченко А.В. Б48 Переписка из трех углов:
эпистолярный роман / Раиса Берг, Евгений Биневич, Анна Тамарченко. – СПб.:
Алетейя, 2009. – 336 с.: ил. ISВN 978-5-91419-139-6 В основе книги подлинные письма Р.Л. Берг, генетика с мировым именем, диссидентки, высланной из СССР, автора воспоминаний «Суховей» (Нью-Йорк, 1983; Москва, 2003), и литературоведов А.В. и Г.Е. Тамарченко, профессоров, учителей Е.М. Биневича, покинувших страну из-за уехавших детей и внуков. В их письмах рассказывается о том, как они входили в жизнь Америки. А в письмах из России Евг. Биневич без цензурных внутренних «тормозов» рассказывал о жизни и событиях, происходящих на покинутой ими родине. В книге использованы фотоматериалы из личных
архивов Р.Л. Берг и Е.Б. Биневича. Очень понравилось! Но что значит «понравилось»?! Это рассказ о нашей жизни здесь в 1970-90-е годы (письма Биневича) и о жизни наших друзей, уехавших за рубеж (письма Берг, Тамарченко). И здесь, и там – жить – трудно! Здешнюю жизнь в те годы я еще помню. Рассказ о тамошней жизни – правдивый, непредвзятый и … и изнутри, без всяких прикрас, для меня местами был нов. Рассказ, показывающий, что … «везде хорошо, где нас нет». И что люди – везде люди, с их достоинствами и пороками. Как в России, так и на Западе. И еще что люди меняются. Как менялись и герои данного романа. 2. Дм. Быков. Булат Окуджава (ЖЗЛ). М., 2009 (еще не дочиталL). Я, не умея
петь, очень люблю бардовскую песню. Будучи сентиментальным по природе, люблю её
еще и как память о детстве-юности и как воспоминание о том, что было в стране, о
наших «оттепелях» и «заморозках». Для меня хорошая литература всегда еще и
квинтэссенция моей и нашей жизни. «На них (стихах – В.З.) лежит отблеск
эпохи, они удивительным образом вобрали и тогдашнюю наивность, и тогдашний
пафос, – а ведь мы ценим песню еще и за эту способность: она концентрирует то,
чем мы жили. Бессмертие обеспечивается не только совершенным образцам, … но и
сочинениям, в которых время явило себя с наибольшей полнотой» (с. 333-334). И Окуджава ‑ из
тех бардов (немногих), которых я «боготворю», может быть, самый любимый. Но
помимо Окуджавы, в книге есть и второй «герой» ‑ сам Дмитрий Быков. Этого талантливого
писателя, поэта и публициста я знал по откликам и по публикациям в «Новой
газете». Здесь же я увидел тонкого, умнейшего и высоко эрудированного литературоведа.
А уж я в этой «братии» разбираюсь! Тем более, на книге стоит посвящение одному
из моих любимых и уважаемых критиков-литературоведов, Льву Александр.
Аннинскому. От автора Эта книга еще не была закончена, когда ее
автору уже пришлось столкнуться с неудовольствием отдельных читателей по поводу
первых опубликованных глав. Одним – быть может, заслуженно – не нравилась
кандидатура биографа, другие – быть может, обоснованно – полагали, что время
для взвешенной работы на эту тему еще не пришло. Булат Окуджава жил среди нас недавно:
одиннадцать лет для истории не срок. Многим из нас – подобно автору – повезло
его слушать и с ним говорить (сказать «мы знали его» имеют право лишь ближайшие
родственники и узкий круг друзей). Его жизнь тесно сплетена с историей
российского двадцатого века, несколько раз эта история проехалась по его
биографии асфальтовым катком, а однозначно оценить великие и страшные события,
пристрастным свидетелем и участником которых ему довелось быть, вряд ли смогут
даже потомки. Все еще горячо – и вряд ли остынет, если так и будет повторяться. Наверное, другой персонаж не вызвал бы такой
полемики. Но Окуджава – случай особый: каждый чувствует его личной
собственностью. С помощью сложных, сугубо индивидуальных приемов, которых мы
попытались коснуться в этой книге, он создавал рамочные конструкции, в которые
слушатель может поместить себя и свою судьбу – так сказать, пропитать его
стихи, песни и даже прозу личными биографическими обстоятельствами. Каждый был
уверен, что Окуджава поет лично для него и о нем. Каждый – кроме тех, кто с
первых звуков его песен и самого имени испытывал к нему необъяснимую,
избыточную злобу, подобную той, какую ладан вызывает у чертей. В результате почти любой слушатель Окуджавы
имеет свою версию его биографии и тайного смысла его сочинений, а к чужим
попыткам истолковать и просто изложить его судьбу относится с пристрастием и
ревностью. Это не просто нормально – для поэта это счастье, свидетельствующее о
стойком читательском неравнодушии. Проблема в одном: между биографами и
исследователями поэта, на которого каждый смотрит как на близкого родственника,
существуют неизбежные разногласия, переходящие в конфликты. Автору хотелось бы призвать к некоему «водяному
перемирию». Все, кто любит Окуджаву, заинтересованы в том, чтобы появилась его
научная биография, чтобы вышло тщательно выверенное и по возможности полное
собрание сочинений с черновиками, вариантами и комментариями, чтобы мы получили
наконец полное собрание его песен (честь, которой уже неоднократно
удостаивались Галич и Высоцкий). Его творчество активно изучается, чему порукой
регулярные научные конференции в переделкинском дачном музее. Биографических
книг об Окуджаве выйдет еще не один десяток: места хватит всем. Я постарался
учесть пожелания, советы и поправки родных и близких поэта, всех его друзей,
кто любезно согласился ознакомиться с рукописью, и наиболее видных
исследователей его творчества. Разногласия в оценках и расхождения в
датировках, увы, неизбежны, поскольку речь идет о недавней истории, а главное –
о литераторе, сознательно и умело путавшем следы при создании авторского мифа.
Мне кажется, создание полного, документированного и выверенного жизнеописания
одного из самых известных и значимых поэтов России – повод забыть о любых
личных трениях и общим усилием осмыслить его судьбу и дар. А предложить читателю нечто безупречное я не
надеюсь. При работе над книгой мне часто приходилось вспоминать слова из
авторского предисловия к повести «Будь здоров, школяр!»: «Всем ведь не
угодишь». При всей своей простоте они серьезно облегчают работу. Москва, сентябрь
2008 3. Виктор Астафьев.
Веселый солдат. СПб., 2002 Ты знаешь, я довольно хорошо знаю русскую и особенно советскую литературу. И многих писателей ценю. По разным критериям. Но есть среди них и любимые: Ю. Трифонов, Ю. Домбровский, В. Некрасов, В. Распутин, В. Белов, В. Шукшин, А. Платонов, А. Володин и мн. др. Но может самый близкий мне – Виктор Астафьев. И вот я, наконец, добрался до его последнего маленького автобиографического романа (читал летом в Болгарии). Роман состоит из 2 частей: война и после войны. И то, и то показано правдиво и без прикрас. С любовью к жизни и с ненавистью к ее мерзостям, которых всегда хватает, а в те страшные времена их было через край. К писателю Астафьеву судьба была благосклонна («правда побеждает»), личная же жизнь Виктора Петровича полна трагизма. И остается «любить и плакать», как пишет он на последней странице романа, и перечитывать его исповедальные произведения. 4. Виктор
Астафьев. Нет мне ответа. Эпистолярный дневник. 1952-2001. Иркутск, 2009
(читал
выборочно). И не только произведения. Следующая книга из моего списка, еще более исповедальная: это письма В.П. Астафьева разным людям, упорядоченные по хронологии. 720 страниц, с фотографиями. Здесь всё: и жизнь самого писателя, и судьбы других людей, и жизнь страны, и политика, и идеология, и философия… «Казалось, жизнь делала всё, чтобы не было у нас такого писателя – изувечила его детство, кинула в мясорубку войны, добивала вернувшегося с фронта солдата послевоенной нищетой и голодухой, мучила сознание идеологическими догмами, кромсала безжалостным цензурным скальпелем лучшие строки. Он выстоял! Не сделался ни озлобленным обывателем, ни диссидентом с кукишем в кармане, ни литературным барином вроде тех, чьи имена как-то мгновенно исчезли и забылись в наши дни. Он всегда оставался самим собой, не считаясь с пустыми и бездарными мнениями, с «веяниями» времени, с навязываемыми нормами. Астафьев сам по себе был и норма, и правило и, как доказало время, стал истинно национальным писателем в самом высоком смысле этого трудного понятия», ‑ читаем мы в предисловии составителя. И ему, Ген. Сазонову, за эту книгу отдельное и огромное спасибо! И чтение этих писем не только даёт какие-то новые знания и понимания, но и очищает душу и помогает каждому из нас выстоять в нашей жизни. Делир Гасемович, сын классика таджикской советской поэзии (Лахути Абулькасим (Гасем) Ахмад-заде), мой хороший коллега по информационному поиску и очень интересный человек. Жил и по сей день живет в «Доме на набережной».
Делир Гасемович Лахути Помимо множества разных научных статей и промышленных информационно-программных разработок перевел, например, Карла Поппера – знаешь кто это? J Ну, или вот эта книга… (См., кстати, ссылку на того же Поппера). Книга анализирует буквальный и сопутствующий смысл «Оды к Сталину» и др. текстов. Большой библиограф. список и анализ лит-ры по теме. Любопытно, но … мало что добавляет к пониманию М-ма.
6.
Věra Olivová. Československo v rozrušené Evropě. Praha, 1968 Глубоко качественное исследование того, как зародилась Чехословакия, как она развивалась на фоне событий в Европе и как она пала, проданная/преданная так наз. западными демократиями. Особенно мне показался интересным последний раздел «Крушение маленького государства». Причем это чтение напомнило мне читанный когда-то замечательный детективный роман выдающегося чешского переводчика, писателя, литературоведа Яна Забраны «Убийство с гарантией» (Vražda se zárukou,), действие которого развивается в то же время. Фронтисписы разделов иллюстрированы графикой Тойена, великой чешско-французской художницы (sic!), см., напр.:
Marie
Čermínová, connue sous le nom de Toyen, née à Prague, le 21
septembre 1902
et morte à Paris
le 9
novembre 1980
est une artiste peintre
tchèque surréaliste
(http://fr.wikipedia.org/wiki/Toyen). 7. Michal Viewegh.
Román pro ženy. Brno, 2005 Любовный роман современного популярного чешского писателя. От лица молодой
чешки (Лаура) о ее отношениях с людьми (с мамой), и, в первую очередь, с
мужчинами (Оливер). Написан живым языком. Замечательные диалоги. Есть и образы,
и сюжетец, и психология, и юмор, и пародия. Все дано в письмах или в пересказе.
И всё кончается хэппи-эндом. От лица молодой чешки
(Лаура) о ее отношениях с людьми (с мамой), и, в первую очередь, с мужчинами
(Оливер). Написан живым языком. Замечательные диалоги. Есть и образы, и
сюжетец, и психология, и юмор, и пародия. Все дано в письмах (Продолжение следует) *** А теперь несколько слов о новостях экономики и бизнеса. Мало кто задумывается сейчас над смыслом слова «дача». Всем понятно, что речь идет о домике с участком за городом, где можно отдохнуть от городских забот и хлопот. Дачей называют и домишко на шести сотках без каких-то удобств, и шикарный каменный дом-дворец на участке, поросшем лесом, площадью гектар и более. Дача – заветная мечта горожан. А слово имеет общий корень со словами «давать», «дар», «дань» и «подарок». Раньше царь мог подарить поместье с домом, дать «дачу» своему подданному. Сейчас «дачи» не дают, а покупают. Цены, конечно, разные, многое зависит от того, вблизи какого города стоит дача. Самые дорогие, естественно, в Подмосковье. Прежде всего, потому, что дороги земельные участки в Подмосковье. Ведь многие из многомиллионного мегаполиса хотели бы иметь такой участок – поближе к городу, но и в местах, не загаженных цивилизацией. Хорошо бы вблизи воды, реки, озера, водохранилища... А если еще и лес рядом, и сообщение с Москвой удобное – то тут высокие цены себя оправдывают. Вот, например, участки во Фрязино. Тут строят и дорогие коттеджи, и дома экономкласса. И скоро уже места для нового строительства не останется. Поэтому так важно вовремя сориентироваться и купить участок, пока есть. Покупка земельного участка – лучшее вложение денег. |
|
|||
|