Номер 12(25) - декабрь 2011 | |
Эволюция метафизики
В этом небольшом очерке сделана попытка схематично
наметить историческую логику последовательной трансформации метафизики, как самой
существенной и, в действительности, единственной темы философии, как системы
убеждений людей относительно фундаментальной природы мироустройства. Аристотель, после которого возникло понятие
метафизики, назвал ее Первой Философией, поскольку в ней рассматривается
наиболее общие принципы бытия. Непрерывное видоизменение метафизических концепций
является не только важнейшей философской проблемой. Оно неизбежно затрагивает формирование
мировоззрения и мироощущения поколений людей, для которых понимание бытия
является существенным жизненным интересом и важным компонентом их сознания. Полноценный и адекватный анализ этой проблемы
требует привлечения громадного ресурса информации, выходящего за пределы
журнальной публикации. В предлагаемом очерке делается попытка лишь проследить последовательность
звеньев одной из возможных цепочек развития метафизики. Со времени зарождения Западной философии вплоть до
18-го столетия метафизика формулировалась пророками, богословами и
священниками. Источниками их метафизических представлений были откровения -
особые психические состояния, возникающие в результате возбуждения,
экзальтации, галлюцинаций, а также порывов фантазии, не контролируемых разумом
и не проверяемых логическим мышлением. В определенной, завершенной и бесспорной форме
метафизические концепции мира содержатся в теологической метафизике, лежащей в
основе мировых религий. В 19-м столетии возник новый тип философов, философов
– ученых. Одними из наиболее выдающихся мыслителей этого типа являются Чарльз
Дарвин, Анри Пуанкаре, Альберт Эйнштейн. Мотивацией их интеллектуальных усилий
было желание вручить людям божественный месседж, переданный им свыше через
божественное озарение для принятие людьми определенной системы ценностей,
образа мыслей и требующий следование назначенным правилам жизни. Философская форма метафизики, состоящая из
онтологии - исследования основных категорий бытия, и космологии - исследовании
происхождения и структуры вселенной, базируется на научном методе познания,
является открытой для дискуссий, развивающейся системой идей, не содержащих законченных
и неизменных концепций. Тем не менее, следует отметить, что в основе
научных концепций, выработанных в результате самых объективно проведенных
экспериментов, самых точных наблюдений и строгих вычислений лежат
метафизические убеждения ученых порой незаметные для них самих. В основе философской метафизики лежит утверждение,
что мироздание наблюдаемо, но необъяснимо. Являясь основным разделом философии, метафизика по
существу является главным, обобщенным и всеобъемлющим инструментом постижения
окружающей нас реальности. Философская метафизика не ответила и очевидно
никогда не ответит в законченной форме на фундаментальные вопросы мироздания,
однако ее развитие глубоко влияет на ход истории людей. В последние столетия возникло множество разделов
знания, использующих философский метод и относимых к философии, как например,
философия языка, философия бытия людей, философия права и другие, радикально
отрицающих метафизику, как безнадежное и бесполезное направление. Однако глубокий метафизический интерес людей, питающийся
их непреходящим стремлением постичь сущность бытия, не иссяк и остается самым
необычайным свойством человеческого сознания. Предрасположение к созданию метафизических
концепций в постижении реальности мира заложено в самом человеческом сознании,
в конфигурации человеческого разума, в самой психо- физиологической технологии мышления. Бесспорно и то, что метафизика не является для людей
жизненной необходимостью и большинство человечества проходят свой путь, не
вглядываясь с замиранием сердца в звездное небо. Интерес к философии и,
особенно, к метафизике всегда является уделом относительно небольшого процента
образованных людей, способных подняться над ежедневной борьбой за место в
жизни, за умножение благосостояния, за власть над другими. Раздел между этими категориями людей проходит
через различия в их взглядах на прошлое и будущее. Тем, кто живет лишь настоящим, не задумываясь о
прошлом и будущем, метафизика не представляет интереса. Те же, кто задумывается
о смысле существования, неизбежно обращаются к прошлому, нередко темному и
трудному, и способны жить для будущего, всегда неопределенного. Эти люди
вознаграждаются чувством свободы, избавлением от экзистенциального страха
смерти. Метафизический интерес возвышает людей, успокаивает страсти, примиряет
людей с реальностью бытия. Жизнь философов, посвятивших себя метафизике,
отличается простотой, нетребовательностью, отсутствием интереса к материальному
благосостоянию, отрешенностью от политических страстей. В отличие от естественнонаучного познания, в
философии решение вопросов ищется не путем прямых научных наблюдений,
экспериментов или математического анализа, а лишь посредством усилий “чистого
разума”, применения классической логики, диалектики, усилий воображения. Метод
философии во многом базируется на умозрительном синтезе результатов
естественных наук и их экстраполяции, на опыте аналитического мышления, на
интуиции, на нахождении в языке эквивалентов мысли. Философская метафизика никогда не сможет слиться с
экспериментальной наукой в силу принципиального различия методов. В то время,
как наука концентрируется на частном, метафизика всегда соприкасается с общим. На протяжении тысячелетий жажда людей постичь
смысл всего сущего утолялась религиозными метафизическими концепциями. Лишь в
последние столетия под влиянием накопленных сведений о мире метафизика, из религиозной,
теологической и чисто умозрительной формы знания, развилась в
научно-философское и, по сути, атеистическое направление в познании мира. В последние 3-4 столетия в результате необычайного
роста интереса к достижениям науки и накопления добытой наукой огромной и
сложной информации в метафизике произошли глубокие изменения. Постепенно исчезает убеждение в двух
фундаментальных эпистемологических аксиомах: в том, что наблюдаемая реальность
не зависит от наблюдателя и что в процессе познания реальности мы имеем дело с
определенно предсказуемыми наперед событиями. Многие современные теории исходят из того, что
наблюдаемые объекты и события взаимодействуют с наблюдателем, испытывают его
воздействие и изменяются в результате наблюдения. Современная фундаментальная наука вместо
определенного предсказания будущего предлагает лишь спектр его вероятностей. Более того отдельные научные теории утверждают,
что вероятностью обладает не только будущее, но и прошлое. Существует ряд средневековых и современных теорий
возникновения религиозных нарративов, объясняющих бытие. Некоторые мыслители полагают,
что основа всех религий - теологическая метафизика - возникла в результате
усложнения человеческого мышления в процессе дарвинской эволюции человеческого
вида, через экономическое, социальное и психологическое развитие человеческого
сообщества. Христианский теолог Фома Аквинский (1225-1274)
видел возникновение религии как следствие устройства человеческого разума, как
результат присущей процессу мышления подчиненности закону каузальности, как
следствие закона причинности. «Каждое следствие имеет причину. Бесконечный
поиск предшествующих причин бессмысленен. Следовательно, должна существовать
беспричинная причина, первопричина всего последующего, а это и есть Бог»,
утверждал Фома Аквинский. Эпистемологический механизм активности человеческого
разума оперирует в системе каузального детерминизма, выстраивает познаваемые
факты реальности в причинно – следственные цепочки. Человеческий разум функционирует
в границах дефолта, по которому каждое воздействие на объект немыслимо без
предшествующей причины, ex nihilo nihil! В наше время детерминированность материального
мира, исключающая «божественный волюнтаризм», не вызывает больших сомнений. Спорным
остается лишь проблема недетерминированной свободы человеческой воли, поскольку
каузальный детерминизм мышления исключает существующие в веках фундаментальные
этические концепции человеческого сообщества. В детерминированном сознании людей не может
существовать ни добра, ни и зла. Детерминированность человеческого сознания отрицает
свободу воли, отвергает существование преступлений, подвигов, милосердия,
альтруизма и эгоизма и других привычных этических категорий коллективного
существования людей на планете Земля, нарушает конструкцию человеческого
социума. Детерминированность сознания атеистична, поскольку
отвергает метафизическую природу морали. Сторонники допустимости свободы воли в каузально
детерминированном мире исключают человеческое мышление из системы мировой
необходимости. Они полагают, что в то время, как объекты неживой материи
обладают лишь одной возможной реакцией на конкретное внешнее воздействие,
человек обладает способностью свободного выбора из нескольких возможных
реакций. Однако эта концепция в итоге приводит к заключению,
что при окончательном осознании индивидуумом с конкретной психогенетической
структурой, сущности внешнего воздействия, его неизбежный выбор сводится лишь к
одной, единственно возможной для этого индивидуума ответной реакции. Так утверждает классическая логика. Современная неврология оставляет возможность для
свободы воли и склоняется к тому, что у человека есть не одно, а несколько Я. В
разных обстоятельствах доминируют различные из них. Тем не менее, вопрос о свободе воли этим не
снимается поскольку, даже при наличии у человека спектра Я, легко предположить,
что различные внешние воздействия возбуждают детерминированную реакцию
определенного Я из имеющегося спектра. Метафизическая проблема наличия морали, являющейся
атрибутом свободы воли, поразила воображение Канта. Но никакого решения он не
предложил. Нахождение консенсуса в вопросе о свободе воли затрудняется
недостаточностью знания о происхождении и работе человеческого сознания. Со времени Канта прогресса в понимании свободы
морального выбора не наступило. Воображение, играющее важную роль в развитии
метафизических концепций, есть продукт непроизвольной активности подсознания, рациональным
сознанием не контролируемого. Оно лежит в основе человеческого творчества, способности
людей создавать образы, концепции, сценарии событий и испытывать ощущения в
отсутствии зрительных, слуховых и других внешних воздействий. Воображение питает как религиозный, так и
философский метафизический нарратив. Оно помогает сознанию создавать модели
элементов реальности и в научных исследованиях. Фантазия - форма воображения, выходящая за пределы
реальности. В снах (ночных и дневных) фантастическое мышление создает далекие
от действительности образы и сценарии, по которым развиваются фантастические
причинно-следственные цепочки событий. Фантастические образы и ситуации конструируются в
подсознании из реально существующих материальных
элементов и событий, но способны приобретать нереальные черты, развиваться в
нереальных обстоятельствах, достигать нереальных результатов. Спонтанные продукты фантазии часто приобретают
желаемые для людей черты и играют важную роль в метафизических убеждениях
людей. Примером такой фантазии, в которой из реальных
элементов сконструирована желаемая фантастическая картина может служить
пророчество Исайи о наступлении мира на Земле: «Волк будет жить рядом с
ягненком и леопард будет лежать с младенцем, теленок будет тучнеть вместе с
молодым львом и ребенок будет пасти их». Активность подсознания изучена недостаточно. В
ночных снах мозг человека создает сценарии, «автором» которых, а часто и
действующим лицом в них, является ничто иное, чем сознание и подсознание самого
человека и он сам. Существующий опыт рационального создания любых нарративов
предполагает, что «автор» контролирует развитие событий, происходящих в его
истории. Однако сюжеты снов порой развиваются неожиданным для самого «автора»
образом, ведут к внезапным резким поворотам событий, вызывая у него чувства
ужаса, боли, стыда и т.д. Нередко сны ведут себя подобно сюжетам научной
фантастики, где сконструированные человеком роботы, выходят за пределы контроля
их создателя и действуют против него. Фантастические теологические нарративы рисуют
бессмертных антропоморфных богов, совершающих чудеса, неотрывно следящих за судьбами
людей, оценивающих человеческие поступки, вмешивающихся в жизнь смертных. Концепции теологической метафизики привлекают
верующих гарантиями божественной защиты от бед, воздаянием по заслугам,
возможностью получить прощение за любые грехи. Многие религиозные нарративы содержат
фантастические концепции Армагеддона - всемирной битвы перед пришествием
всесильного спасителя, несущего наступление всеобщего мира. Ряд религий включает
существование у человека бессмертной души, воскресения из мертвых. Фантазии, заложенные в теологических нарративах,
поражают воображение религиозных людей и служат притягательными элементами для
верующих. Теологическая метафизика необычайно прочно закрепляется в сознании
людей и нередко ведет к религиозному фанатизму. На заре цивилизации религии объединяли и, тем
самым, укрепляли этносы, давали им преимущества в борьбе за выживание. В развитых религиозных цивилизациях метафизические
сюжеты формировали понятия о прекрасном, стимулировали изобразительное
искусство, архитектуру, поэзию, драму, музыку. Расцвет изобразительного
искусства и литературы в эпоху европейского Ренессанса был одухотворен
фантастическими образами эллинской и иудео-христианской мифологии. Многие
шедевры классической музыки навеяны религиозными чувствами. Однако на счету у религий имеется длинный список исторических
катастроф, вызванных в человеческих сообществах религиозным фанатизмом. В нем
фигурируют кровавые межрелигиозные конфликты и религиозные войны, крестовые
походы, инквизиция, казни несогласных с религиозными догмами, отлучения и
преследования инакомыслящих, запреты на развитие естественных наук, порабощение
человеческого сознания, неукоснительное исполнение религиозных обрядов,
отнимающих у людей время и энергию. Жесткие рамки религиозных догматов арестуют
воображение - самый ценный ресурс человеческого сознания. Фанатическая метафизическая убежденность в
богоизбранности тяжело отразилась на истории евреев, прервав на два тысячелетия
существование национального еврейского государства в Иудее. Начало причинно-следственной
цепочки в этом витке истории евреев теряется в облаках на вершине горы Синай,
где, в соответствии с религиозным нарративом, Бог продиктовал Моисею текст
Торы. Инспирированные верой в неотвратимую божественную
поддержку, зелоты и сикарии подняли в Иудее, а затем на Кипре, в Месопотамии и
Египте три последовательных волны безнадежных восстаний против разумной части
еврейского населения стран, пытавшейся избежать военной конфронтации с
могущественным Римом, и против римской администрации и армии. Тяжелое поражение в первом восстании (66-73), возглавляемым
Йохананом Гушхалав, Шимоном Бар Гиорой, Элиазаром бен Яиром (командиром
Массады) и другими вождями завершившееся разрушением Второго Храма и пленением выживших воинов, не остановила
второго восстания зелотов (115-117), в еврейских общинах, обосновавшихся в
Римских провинциях Киренаике, на Кипре, в Месопотамии и Египте. Эта волна
восстания была безжалостно подавлена легионами центуриона Люциуса Квиетуса,
берберского принца на службе у Рима. Иудея, бывшая в то время лишь небольшой провинцией
Римской Империи, не имела ни малейшего шанса на какой либо успех в войне против
Римской сверхдержавы. Несмотря на катастрофические последствия восстаний
в Иудее и в римских провинциях, необычайная метафизическая сила веры еврейских
лидеров Бар Кохбы и раби Акивы в божественную защиту евреев привела во время
правления ненавистника евреев цезаря Адриана в 132-133 гг. к третьей волне
восстания, (третьей Иудейской Войне). Римскими легионами командовал тот же
Люциус Квиетус. Восстание закончилось полным опустошением Иудеи. Историк Иосиф Флавий, один из военных лидеров
восстания, перешедший впоследствии на сторону Рима, критически оценивал
идеологию восстания. Он считал ее «принесшим несчастье отклонением от основной
традиции еврейского мышления и практики» и посчитал зелотов «опасными
фанатиками». В некоторых текстах своих хроник он называл их «бандитами». Героические, но напрасно начатые, войны привели к
неминуемым поражениям, к поголовному уничтожению еврейских общин в странах
Римской империи, а после поражения Бар Кохбы к изгнанию евреев из пределов их
страны. За изгнанием последовала двухтысячелетняя диаспора,
приведшая в 20-м столетии к Холокосту,
почти полностью уничтожившему европейское еврейство. Вышеупомянутая причинно-следственная цепочка
исторических событий завершилась восстановлением еврейского государства лишь в 1948 г.
С этого года начался новый виток еврейской истории. Научно-фантастическая литература, получившая
широкое развитие в 20-м столетии, неизбежно конкурирует с религиозной
фантастикой в воздействии на воображение людей. Базируясь на современных
достижениях науки, образы и события, описанные в современной научно-фантастической
литературе, по силе воображения значительно превосходят неизменные
фантастические сюжеты теологических нарративов. Научная фантастика вплетается в канву современной
науки. Рационалистическое мышление и развитие естественных наук постоянно бросают
вызов теологическим концепциям метафизики, снижают их убедительность,
предъявляют теологии требования логически доказать существование Бога, лежащего
в основании теологической метафизики. Несмотря на всесильность религиозной метафизики,
глубоко укоренившейся в человеческом сознании, надежным способом нахождения
истины для образованных людей служит рационалистическое мышление, суждение,
основанное на логике. Фома Аквинский утверждал, что и существование Бога,
и другие положения теологической метафизики могут успешно быть доказаны на
основе рациональных, логических аргументов. В качестве обоснований центрального
метафизического тезиса о существовании вечного всесильного Бога, создателя
и царя вселенной, в разное время был сформулирован ряд логических философских
аргументов. Так утверждается, что поскольку ничто не может
существовать без того, что бы быть предварительно созданным чем-то или кем-то,
существующим вовне, сам факт существования вселенной есть доказательство
существования Бога. Вселенной бы не было, если бы нечто, существующее вне нее, не привнесло бы ее в мир. Это всесильное
нечто и есть всемогущий создатель,
Бог. Вселенная не хаотична, а упорядочена. Это означает,
что ее созданию предшествовал предварительный план. По своей сути план не может
быть без автора. Следовательно, автором плана является мудрый и всесильный Бог. Декартовский тезис Cogito ergo sum (я мыслю,
значит я существую) используется в качестве рационалистического доказательства
реальности Бога. Декартовское утверждение, означает, что сам факт мышления о
каком-либо объекте доказывает реальность его существования. Если в сознании
людей возникла идея существования Бога, это означает, что Бог существует и в
реальности. Существование чего-либо не нуждается в мысли о нем, но без
реального существования чего-либо мысль о нем возникнуть не может. Атеисты также используют рационалистические
логические аргументы для отрицания существования Бога. В них утверждается,
например, что существование всемогущего Бога невозможно и вселенная им не
создана. Используется известный парадокс о тяжелом камне. Спрашивается, может
ли Бог создать столь тяжелый камень, который и он сам не в силах поднять? И положительный, и отрицательный ответы отвергают
само существование свойства всесильности и, следовательно, всесильного Бога. Утверждается также, что существующий, далекий от
совершенства, мир, в котором зло ни чем не ограничивается, никак не может быть
творением совершенного, всесильного и милосердного Бога. Разрушительные природные
катастрофы, смерть детей, войны и эпидемии не могут быть частью мира, созданного
всесильным и милосердным Богом. Атеисты утверждают, что идея Бога есть
эмоциональная поддержка («костыль») для слабых и необразованных людей. В своем трактате Критика чистого разума Иммануил Кант (1724-1804) подвел итог
рационалистическому спору о Боге. Кант писал, что “для того, чтобы все
аргументы в пользу существования Бога имели теоретическую значимость, они
должны начинаться со специфических и исключительно рациональных или чисто феноменологических
данных, с использованием концепций физической науки, и должны закончиться
экспериментальной демонстрацией объекта, подходящего или соответствующего идее
Бога. Однако эти требования удовлетворены быть не могут. Говоря научно, существование и абсолютная
необходимость Бога не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Именно поэтому
для веры открыты двери для проникновения в сознание людей через моральные, а не
научные аргументы”. Так Кант утвердил неизбежность широко распространенного
нейтрального агностицизма. Хотя элементы теологической метафизики имеются в
индуизме, буддизме, исламе и некоторых малых религиях, в наиболее полной форме
они существуют в древнем зороастризме и европейской и ближневосточной
теологических традициях. Бенедикт Спиноза (1624-1677) предложил
метафизическую систему, в которой Бог-создатель вселенной не антропоморфен, а
его сущность сливается с природой. Бог Спинозы подчинен той же всеобъемлющей
необходимости, которой подчинены его атрибуты. В спинозианской пантеистической метафизике
проблема рационалистического доказательства существования создателя вселенной
исчезает, поскольку утверждается что Бог и природа неразличимы, а наличие
природы самоочевидно и доказательств не требует. Спиноза утверждает, что мир со всеми материальными
вещами, событиями и человеческим сознанием есть элементы Бога, а их бытие есть
результат заложенной в них внутренней необходимости. Внутренняя программа
возникновения, трансформаций и исчезновения есть неотъемлемая часть всего
сущего, включая и Бога. Возникновение и существование как материальных
вещей, так и человеческого сознания подчинены своим внутренним
детерминированным программам и включены в божественную пантеистическую орбиту
всеобщей необходимости. Научные открытия 16-ого и 17-ого столетий внесли в
теологическую метафизику новую концепцию существования постоянно
функционирующего механизма, посредством которого осуществляется божественная
воля. Действующие во вселенной законы природы, открытые Коперником (1473-1543),
Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилеем (1564-1642) и, особенно Исааком
Ньютоном (1642-1727) стали рассматриваться теологами как божественные
инструменты, созданные для управления вселенной. У образованных людей постепенно возникло ощущение
абсолютности, неизменности и независимости открытых наукой законов, не
нуждающихся в мастере. Подвергалась сомнению сама необходимость существования
божественного разума. Так Пьер Симон Лаплас (1749-1827), на вопрос Наполеона,
почему в его книге об астрономии нет упоминания имени Бога, ответил,
что «в этой
гипотезе он не нуждается». С начала 18-го столетия разум, логика и
естественнонаучный подход стали нормами мышления образованных людей. В
различных подразделениях христианства получили развитие рационалистические
интерпретации религиозных концепций мироздания. Тем не менее, вера во всесильного Бога не была
поколеблена даже такими потрясениями как Французская Революция. Большевистский переворот в России с первых дней
своего контроля над страной начал истреблять религию и ее служителей. После
краха коммунизма в конце 20-го столетия религия вновь приобрела важное место в
жизни Российского государства. Политические лидеры страны усердно демонстрируют
приверженность к православию. Метафизическая вера в чудеса вновь обрела власть среди
российского населения. Великая Французская Революция, произошедшая под
влиянием рационалистической философии Просветителей, не посягнула на веру в
божественную основу мира. После казни короля и отмены монархии во Французской Республике, Культ Верховного Существа и
новая революционная метафизика заменили христианского бога и христианскую
теологию. При этом во Французской Республике атеизм карался смертной казнью. Как результат признания непроницаемости
мироустройства новая философия, появившаяся в конце 19-го столетия, ознаменовалось
отрицательным отношением к метафизике. Философы утратили интерес к онтологии и
космологии и призывали к концентрации на анализе жизни и чувств человека вне
связи с окружающими миром. Возникли два центра развития философской мысли, получивших
название Аналитической и Континентальной школ философии. При всем отличии в их
концепциях они в равной мере отрицали метафизику как бесполезное направление в
познании реальности. Предполагалось, что новые философские течения будут
направлены на поиск ответов на вопросы, занимающие интерес большинства, а не
узкого круга интеллектуальной элиты, склонной с глубоким интересом вглядываться
в звездное небо. Возникла надежда, что появится философия, свободная от
метафизики, открытая для всех людей. Однако упрощения философии не произошло. Погружение
в чувства, мысли и реакции человека вызвало необходимость в сложном языке, в
привлечении новых образов и моделей, делающих работы философов мало доступными
для неподготовленного читателя. К представителям Континентальной философии принадлежит
неокантианец Эдмунд Гуссерл (1859-1938), призывавший философов сосредоточиться на
сущности бытья человека, к возврату к вещам «самим по себе». «Только выяснение
сущности человеческого бытья раскрывает саму сущность бытия» утверждал Гуссерл. Феноменология - созданное им направление в
философии - исследовала поток человеческих переживаний - суждения, восприятие и
эмоции - не поддающихся никаким внешним средствам анализа. Феноменология
анализирует структуру сознания вне ее связи с внешней реальностью и явлениями,
возникающими в процессе сознания. При этом отвергаются как научные средства
клинической психологии и неврологии, так и метафизические интерпретации. Метафизику Гуссерл видел как бесполезное риторическое
и догматическое занятие, как спор, базирующийся на предпосылках, основанных на «вероятности
и неопределенности». Ученик Гуссерла, феноменологист и экзистенциалист Мартин
Хейдегер (1889-1976), также критиковал традиционную метафизику. В то же время
он критиковал возникшую после Великой Войны школу Позитивизма. После окончания Второй Мировой войны
экзистенциализм стал одним из доминирующих направлений философской мысли. Отец экзистенциализма Сёрен Кьеркегор (1813-1855)
полагал, что каждый человек ответственен за то, чтобы дать смысл своей жизни.
Без обращения к метафизике человек способен бороться с волнениями, отчаяньем,
страхом, абсурдностью, отчуждением, скукой. Философия должна научить людей, каким
образом достичь полноценной жизни. Он полагал, что традиционная философия
далека от нужд людей. Гигант философской мысли Фридрих Ницше (1844-1900),
исследовавший фундаментальные аспекты человеческого сознания и поведения, с
иронией относился к философам-метафизикам, иронизировал над Кантом и Гегелем. Экзистенциалист Жан Поль Сартр (1905-1980) считал
возможным исследовать широкий спектр проблем человеческого существования, не
прибегая к элементам метафизики. Наиболее острая критика метафизики исходила от
философов Аналитической школы, от сторонников логического или эмпирического
позитивизма, возникшего в 20-х годах в Вене и Берлине, а с приходом нацизма
переместившейся в Англию и Соединенные Штаты. Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и
Бертран Рассел (1872-1970), видные мыслители философской школы логического
позитивизма, придерживались резко отрицательного взгляда на метафизику,
которая, по их мнению, была не ошибочна, а просто бессмысленна. Позитивисты
утверждали, что истина не может быть достигнута с помощью логики и математики,
которые в конечном итоге ведут к тавтологии. Истинное знание достигается
эмпирическими методами, должно быть проверяемо и систематизировано с помощью
единого стандартизированного языка. Все остальные утверждения есть абсурд. Этика и эстетика являются субъективными
предпочтениями. Теология и другие формы метафизики не есть правда или неправда.
Они попросту есть бессмыслица. «То, о чем мы не можем говорить, должно быть
обойдено в молчании», писал Витгенштейн. Он считал, что
метафизика зиждется на бессмысленном
использовании слов, полна неточностей, основана на спекулятивных и
сверхъестественных теориях. Позитивисты убеждены, что ценное знание о мире не
может быть достигнуто без уточнения того, как язык достигает компромисс между
мыслями и словами и формирует наше восприятие и понимание или непонимание мира.
По мнению позитивистов, метафизические утверждения темны, претенциозны и лишены
доказуемости. «Не говорить ничего за исключением того, что могло
быть сказано» призывал Витгенштейн. Но потребность в метафизике
заложена глубоко в
человеческом сознании. Со всей ее неточностью, недостоверностью и непроверяемостью утверждений она не исчезла под влиянием новых философских школ. По следам ухода логического позитивизма с позиции
главного направления в современной философии, метафизика возвратилась в
мировоззрение людей в форме современной высокой науки, концентрирующейся на сущности
естественных законов, на современных концепциях природы и происхождения
вселенной. На смену божественному откровению и его
интерпретациям как источнику метафизических представлений пришла информация из
лабораторий и обсерваторий, а место интерпретаторов - священников заняли
интерпретаторы-ученые. По силе воображения новые научные модели
реальности бесконечно превосходят долголетние теологические и философские
модели. Лишь предложенная Спинозой концепция мироздания,
возникшего и действующего как результат Необходимости, нисколько не противоречит современным представлениям о мире. В своей работе над физическом устройством вселенной
Эйнштейн целиком принял метафизику Спинозы и эйнштейновское виденье мироздания
во многом является следствием спинозианской концепции Бога и спинозианского детерминизма. Сегодня доминирующая концепция метафизической
космологии концентрируется вокруг различных версий теории Большого Взрыва. Эта
модель возникновения мира продолжает накапливать подтверждающие аргументы. Успехи в развитии квантовой механики привели эпистемологию к принципиально новой проблеме неуниверсальности
действия закона причинности. В результате дуализма элементарных частиц противоречащая
интуиции «свобода воли» обнаруживается не только в поведении людей, но и в
поведении отдельной микрочастицы. Многочисленные онтологические эксперименты
последних десятилетий, по прохождению фотонов и других элементарных частиц
через двух-щелевую преграду и их последующего столкновения с различными чувствительными
преградами, проведенные в квантовой механике, показали невозможность детерминированного
предсказания пути их движения. Оказалось, что предсказание их траекторий
возможно лишь статистически. Астрофизик Стивен Хоукинг назвал такое
предсказание не детерминизмом, а детерминированной вероятностью. Вернер Гейзенберг (1901-1976) предполагал, что
корпускулярно-волновой дуализм в природе элементарных частиц, приводящий к
неопределенности в поведении индивидуальной частицы, усугубляется еще и тем, что
экспериментатор в процессе измерений оказывает влияние на наблюдаемый им
процесс. Двадцатый век ознаменовался почти полным отказом
от теологической концепции вечного вневременного существования пространства,
времени, материи космических тел и Бога, мастера-создателя всего сущего. Ряд современных мыслителей склоняется к тому, что
пространство, время, энергия и материя, наполняющие вселенную с ускоренно
разбегающимися галактиками небесных тел, возникли без какой либо разумной
творческой силы. Они появились 13,7 миллиардов лет назад в неизмеримо короткое
мгновения взрыва в особой зоне, получившей название «сингулярность». Взрыв - не единственная концепция начала вселенной.
Другие модели основаны на расширение вселенной не в форме взрыва, а на подобии
растяжения поверхности пустотелого бесконечно эластичного
шара, накачиваемого газом. Элементы поверхности этого шара движутся, как
радиально от его центра во вне, так и удаляются друг от друга вдоль растягивающейся
наружной стороны сферы. До начала этого процесса не существовало ни
пространства, ни времени, ни энергии, ни материи. Не существовало ничего! Так в сознание людей возник новый, противоречащий
интуиции и человеческому опыту, метафизический концепт «Ничего», абсолютной
пустоты, лишенной пространства и времени. Начало вселенной положено возникновением
сингулярности (singularity). Этим абстрактным английским термином латинского
происхождения обозначается исключительная, ранее неизвестная физике, зона
бесконечных малых размеров, стремящихся к точке, с нулевым объемом и бесконечно
большой кривизной. В этой зоне действует бесконечно большая гравитационная
сила, спрессовавшая до бесконечной плотности всю массу существующих в космосе небесных
тел. (Подобные по характеристикам сингулярные зоны возникают при образовании
черных дыр в гигантских коллапсирующих звездах - суперновах). Известные законы физики и физические константы, а
также закон причинности в этой зоне не действуют. За прошедшие 13,7 миллиардов лет фрагменты, разогретой
до бесконечно высокой температуры, спрессованной массы сингулярности, в
процессе их движения в космосе остыли до их современной температуры, приобрели
конечные размеры и конечную плотность. Неизвестно откуда и почему возникла вышеописанная
сингулярность. Современная метафизика отказалась от теологической
определенности сотворения мира и оставила открытыми причины и обстоятельства
его возникновения. В соответствии с иудео-христианской метафизикой
мироздания созданию Земли и Неба предшествовала вселенная в форме «бесформенной
бездны» и «мглы» и бескрайности воды, над которой «парил дух божий». В какой-то
момент, всего 5772 года назад, Бог произвел свет
и отделил его от тьмы с постепенными суточными переходами от темноты к свету.
Затем из воды были созданы небеса и из нее же вышла суша с флорой. Затем были
созданы Солнце, Луна и звезды. Часть земной фауны, включая насекомых и птиц,
тоже вышла из воды, а другая часть, включая домашний скот и диких зверей была
порождением Земли. Последним актом божественного создания мира было появление
людей: мужчины, а затем и женщины, созданных «по образу и подобию божью». Очевидно, что авторы библейской космологии
полагали, что бесформенная, полная воды, бездна вселенной существовала вечно,
так же как и «парящий над поверхностью воды дух божий». Никакого объяснения причины решения Бога создать
нашу планету с ее физическими законами, ее флорой, фауной и людьми авторы
библейской космологии не дают, а вопросы о происхождении Бога в религиозном
контексте немыслимы и из религиозной доктрины исключены. Эта теологическая
концепция мироздания доминировала в сознании религиозных евреев и христиан
несколько тысячелетий. Современный метафизический консенсус мироздания
сводится к следующему. Человечество - сингулярный род живой и мыслящей материи
- существует на сингулярной планете Земля, вращающейся вокруг Солнца -
гигантской горячей звезды, включенной в движение сотен миллиардов других звезд нашей
и многих других галактик, летящих через космическое пространство.
Население, недавно достигшее семимиллиардной численности, в соответствии с
общепринятой теорией эволюции образовалось посредством спонтанно усложняющейся
биологической трансформации элементарной живой клетки в организм гуманоидов. Метафизическая теория эволюции утверждает, что
биосфера нашей планеты возникла из живой клетки, которая появилась на планете
Земля 3.7 миллиардов лет назад по неизвестным причинам и, по неизвестным же
причинам посредствам усложнения циклов ДНА, эволюционировала от примитивного
одноклеточного организма до сложного человеческого организма, наделенного
сознанием. Живая клетка, есть уникальная форма материи, до
настоящего времени существующая в исследованной части космоса лишь на планете
Земля. Посредством прогрессивной модификации сознания вертикально ходящих
гуманоидов в последние несколько десятков тысяч лет они превратились в людей,
обладающих логическим разумом, творческой способностью и стремлением понять мир.
Неизвестно продолжится ли эволюция человека, существует ли предел эволюционного
развития этого вида живой материи и каков он. В наши дни теория Дарвинской эволюции видов
посредствам естественного отбора (выживания сильнейших), в отношении к
животному миру особых возражений не вызывает. Однако теория эволюции, отнесенная к происхождению
человека, вызывает неумирающий диспут, особенно активный в Соединенных Штатах.
В этом вопросе возник острый идеологический конфликт на религиозной почве,
казалось бы, давно утративший всякую актуальность и немыслимый в 21-м столетии. Именно Дарвинизм в наше время вызвал деление на
верящих в сотворение человека и всей вселенной божественным разумом, и на
верящих в появление вселенной и в эволюцию биосферы, происходящих по
неизвестным причинам, но без вмешательства разумной божественной воли. В наши дни в школах преподаются или только теория
эволюции, или только религиозная концепция происхождения человека, или
знакомство с обоими взглядами на происхождение человека и ученикам предлагается
сделать самостоятельный метафизический выбор. Проблема включения в школьную программу теории
эволюции во многих американских штатах разрешалась в судебном порядке. В Европе
в ряде стран выбор между религиозной концепции происхождения мира и теорией
эволюции разрешался через правительственные органы. Конфликт имел место в
Дании, Голландии, Норвегии, Польши, Сербии и Англии. В Азии эта проблема
возникала в Пакистане и Турции. Конфликты на почве преподавания теории эволюции
возникали в Австралии и Бразилии. В наши дни развитие онтологической части
метафизики целиком подчинено прогрессу в квантовой механике, которая в равной
степени влияет на космологию и биологию. Существует тенденция слияния этих трех
разделов знания. Такие биологические процессы, как фотосинтез и различные виды
трансформации клеточной энергии сегодня рассматриваются с квантово-механических
позиций. Квантовая космология основывается на квантово-механическом принципе
неопределенности. Квантовая механика рассматривает онтологическую
структуру вселенной как комбинацию фундаментальных частиц материи (кварков и
лептонов) и частиц энергии (бозонов), которые по существу являются двумя
сторонами одной сущности. Это означает, что каждая материальная частица, такая
как кварк имеет партнера в форме частицы силы, а такая частица силы, как фотон
имеет партнера в форме материальной частицы. Послекризисный мир конца 2011 г. кипит
политическими и экономическими страстями. Продолжаются старые и разражаются
новые племенные гражданские войны с участием западных держав. Необычно большое
число людей одновременно в разных точках Земли вовлечено в коллективные
политические и военные акции. Правительства технологически развитых стран с
различными политическими культурами вовлечены в гонку вооружения, с
перспективой на использование его в случае военной конфронтации. Уличные политические манифестации с применением
насилия и потерями жизни в разных странах возникают на площадях городов, на
которых подобные события были немыслимы еще несколько лет назад. Тем не менее, все эти события не влияет на
извечный и непреодолимый метафизический драйв людей. В лабораториях и
обсерваториях мировых научных центров не на минуту не останавливаются поиски
ответов на фундаментальные вопросы мироздания. В декабре 2011 г. в экспериментах на Большом
Адронном Коллайдере в ЦЕРНе была сделана обнадеживающая попытка обнаружить бозон
Хиггса - фундаментальную элементарную частицу, обладающую массой и энергией. В
случае ее обнаружения и совпадения ее физических параметров с теоретически
предсказанными, современная квантово-космологическая «Стандартная Модель»,
позволит разрешить противоречие между квантовой механикой и теорией
относительности и сможет объяснить каким образом субатомные частицы
взаимодействуют друг с другом в создании элементарных материальных блоков
мироздания. По современным представлениям каждой элементарной
частице соответствует античастица с равной массой, но противоположным зарядом.
Существование античастиц было установлено экспериментально при наблюдении
космических частиц. Например, протону соответствует антипротон, а электрону -
позитрон. При их соединении образуется антиводород. Соединение частиц с античастицами
ведет к выделению энергии. Установлено также, что в процессе возникновения
материи образовалось значительно меньше античастиц, чем частиц. Существует особый класс частиц, называемый
виртуальными частицами. Эти частицы существуют ограниченное время и их энергия
и момент неопределенны. Всеобщим стремлением ученых метафизиков последних
столетий является создание «теории всего», теории, объединяющей в
причинно-следственную систему все материальные и силовые частицы. Теория тонких пружинок, развившаяся в теорию
сверхпружинок – одна из таких теорий. Для своей приложимости она требует, чтобы
пространственно-временной континуум обладал десятью размерностями вместо
четырех. (Такая высокая степень размерности моделируется системой двумерных
тончайших цилиндров, закрученных один вокруг другого). Более фундаментальной «теорией всего» является
М-теория, возникшей в 1990г. из развития теории тонких сверхпружинок.
Используемые в этих теориях образы имеют лишь математическое описание и плохо
представляются средствами языка и геометрическими схемами. М-теория объединяет
онтологические и космологические концепции, но не является законченной теорией
в обычном смысле этого понятия. Это скорее направление мышления, что по
существу является новой метафизической формой видения реальности, открытой для
дальнейшего развития. Можно полагать, что современная космическая
метафизика началась в 1925 г. с решения российским физиком Александром
Фридманом (1888-1922) уравнения общей теории относительности для вселенной с
положительной, нулевой и отрицательной кривизной пространства. Решение с нулевой кривизной пространства означало
замедление его расширения со стремлением к полной остановке. Именно это решение
было положено Эйнштейном в основу его видения вселенной. Он полагал, что со
временем в космическом пространстве возникнет состояние равновесия сил
гравитации и инерции и вселенная обретет стабильность. Положительная кривизна вела бы к постепенному
сжатию пространства до микроскопических размеров, к раздавливанию небесных тел,
и к конечному коллапсу вселенной. Решение Эйнштейновского уравнения с отрицательной
кривизной пространства открыло новые возможности, означало существование совсем
иной, постоянно и ускоренно расширяющейся вселенной. Американский астрофизик Эдвин Хаббл (1889-1953),
открывший существование ряда новых галактик, решил проверить путем
астрофизических измерений, какое из этих решений соответствует реальности
вселенной. Он измерил доплеровское смещение красной части спектра нескольких
дальних галактических систем и пришел к выводу, что правильным является решение
с отрицательной кривизной пространства. Эйнштейн посчитал этот результат
ошибочным. В 1927 г. бельгийский физик-теоретик,
католический священник монсеньор Жорж Леметр (1894-1966) обратил внимание на проведенные
Эдвином Хабблом наблюдения и обработал результаты его измерений. Леметр пришел
к выводу: измерения подтверждают, что галактики «разбегаются» и их движение
ускоряется с возрастанием расстояния между ними. Так укрепилась гипотеза
отрицательной кривизны пространства. В современную доминирующую концепцию она
превратилась лишь после развития астрофизических инструментов, позволяющих
провести проверяемые измерения. Политические страсти наших дней, занимающие умы и
чувства большого числа людей, не отвлекли астрофизиков из Астрофизической
лаборатории Калифорнийского университета в Беркли, наблюдающих угасание
супернов дальних галактик. Движимая метафизическим интересом публика заполняла все
доступные места на лекциях лидера этого проекта Саула Перельмуттера, занимая
все стулья и стоя в коридорах аудитории. Подобная посещаемость лекций о
затухании звезд случалась лишь на концертах звезд рока. В 2011 г. Перельмуттеру и двум другим физикам
была присуждена нобелевская премия за открытие свойства саморасширения
космического пространства, которое приводит к постоянному возрастанию ускорения
движения небесных тел за счет взаимного отталкивания. Это заключение было
сделано посредством сравнения ускорения 42 супернов из отдаленных галактик с
красным смещением спектра близких галактик. Предполагается, что загадочная
темная энергия космоса, до сих пор не нашедшая объяснения, может быть
ответственна за ускорение небесных тел. Однако теория вселенной, как структуры, возникшей
в фиксированный момент времени из ничего, не является единственной современной
концепцией метафизики. В то время, как подтверждаемое измерениями, расширение космического
пространства нашей «исторической» вселенной сомнений не вызывает, под знак
вопроса ставится сама ее единственность. В последние десятилетия появилось несколько
вероятных астрофизических гипотез метафизического порядка, утверждающих
одновременное существование множества параллельных вселенных, различающихся
действующими в них физическими законами. В соответствии с теорией физиков Стэндфордского
университета (в прошлом работавших в ФИАНе) Андрея Линде и Виталия Ванчурина в
гипер–вселенной (вселенной, вмещающей нашу «историческую» вселенную наряду с
бесконечным числом иных вселенных), в результате квантовых флуктуаций в
процессе многоступенчатого хаотического расширения этой «исторической»
вселенной, возникают постоянно расширяющиеся Фридмановские вселенные с
отрицательной кривизной пространства. По их подсчетам число параллельно
существующих миров достигает гигантского, превосходящего (10500), но
конечного числа. Предполагается существование каналов коммуникаций
между различными вселенными. Среди нескольких моделей
многомирной гипервселенной одна из наиболее плодотворных была предложена в 50-х годах физиком из
Принстонского университета Хью Эвереттом. Его модель существования множества
параллельных вселенных с идентичными физическими законами базируется на
многомирной интерпретации квантовой механики, противоречащей взгляду
Копенгагенской школы. В соответствии с интерпретацией Копенгагенской
школы в процессе измерения параметров элементарной частицы, где бы во вселенной
она не находилась, она мгновенно втягивается в точку измерения. Такой подход
приводит к противо-интуитивному заключению о том, что для того чтобы прибыть в
точку измерения в момент измерения из любой сколь не было далекой области
вселенной частица должна двигаться со скоростью, превосходящей скорость света.
Это неизбежно ведет к заключению, что следствие может опережать причину,
поскольку скорость света, как предельная в природе определяет
причинно-следственную последовательность. Теория Эверетта предполагает, что существует множество
вселенных и каждая частица (как и каждый объект или событие) существует
одновременно в них всех. Проблема состоит в том, что наши измерения
обнаруживают ее лишь в одной из вселенных. Более того, каждый измерительный процесс,
включающий три взаимодействующих и изменяющихся в ходе измерения объекта - частицу,
инструмент и наблюдателя - вызывает «разветвление» параллельных вселенных в гипер-вселенной. Хотя общими для обеих форм метафизики
(теологической и философской) является концепт одномоментности эпизода
возникновения вселенной и возникновения живого на Земле, теологическая
метафизика игнорирует эволюцию, как космоса, так и биосферы нашей планеты и
рассматривает вселенную как неизменную систему, не выделяя ни возникновение в
ней эволюционирующей живой клетки на безжизненной материи планеты, ни появление
человеческого сознания у неразумного гуманоида. Научная метафизика основывается на динамическом
изменении космического пространства и постепенном развитии живой клетки как биологической
сингулярности, происхождение которой неизвестно. Она не предлагает концепций,
объясняющих структуру реальности, предшествующей возникновению вселенной, причины
и цели ее возникновения и положение в ней мыслящего существа. Она лишь делает предсказания, касающиеся
продолжительности существования солнечной системы. Коллапс Солнца, достигшего в наше время середины
своего энергетического цикла, ожидается через 5 миллиардов лет. С остыванием
Солнца в результате радиации, давление, вызванное высокой температурой, падает
и в силу гравитации атомы водорода сжимаются, сплавляются и превращаются в
гелий, а с дальнейшим понижением температуры гравитация сплавляет атомы гелия,
превращая их в углерод. Сначала Звезда увеличивается в объеме, превращаясь в небулу. Процесс завершится сокращением объема звезды, превращением ее в белый
карлик или в нейтронную звезду, образованную нейтронами, образовавшимися в результате
гравитации путем сплавления протонов с электронами. Температура на Земле сравняется с космической и жизнь
остановится. Продолжение существования живой и, особенно,
мыслящей материи зависит от успехов человечества в освоении космоса в течение жизни
солнечной системы. Ответственность за выживания людей лежит на них самих.
|
|
|||
|