Номер (19) - июнь 2011 | |
Елена Тайчер-Минкина: жизнь прежде всего
Что приятно удивляет в прозе Елены Тайчер-Минкиной
– искрометная живость, ощущение прелести жизни. Одно из главных качеств
настоящего писателя – своя, незаемная интонация. Этим искусством, почти
музыкальным, виртуозно владеет Минкина: Они встретились в Париже, почти год
назад, сразу решили работать в две гитары, Таки к тому времени уже прилично
владел басом. Но кого удивишь в Париже? Дороговизна жуткая, бродили
полуголодные, снимали проходную комнату в черном квартале за Монмартром. И
звука, честно говоря, сильно не хватало, требовался ударник, хоть самый
простенький. Какие-то случайные знакомые посоветовали
перебраться в Прагу, дай Бог здоровья этим хорошим людям! (“Michel, ma belle”). Женщина, женственность, женское... К женскому
началу в искусстве можно относиться по-разному, амплитуда критических и
читательских пристрастий здесь слишком широка – от преклонения перед «Вечно
Женственным» до презрения к «дамскому», к «альковно-кухонному». В текстах Елены
Тайчер-Минкиной есть одно драгоценное свойство, которое позволяет воспринимать
ее творчество как истинное искусство: ирония, улыбка, самоирония. Если человек
весело и непредвзято относится к себе и к жизни – он и в искусстве выскажется
столь же свободно, непринужденно, грациозно: Нет, не хочу Рахели!
Слишком грустно быть одной из жен, лежать без сна в холодной кровати, знать,
что его щека прижата к чужой щеке и сонная рука лежит на чужой груди... Пусть лучше Лаура!
Чудесная Лаура в белом платье и облаке кудрей, недоступная хохотушка и
прелестница. Не спи ночами, умирай от восторга, всю жизнь мечтай коснуться моей
руки... Нет, что-то мне не хочется
платонической любви на всю жизнь. Помрешь от скуки... Тогда Кармен? Лара?
Настасья Филипповна? Какие глупости! Давай ты просто будешь
спокойным и добрым...» («На заданную тему»). Подметить точный жизненный
поворот. Увидеть ярко и рельефно портрет. И, перенося его на холст, положить
единственно верный штрих. Тайчер-Минкина – несомненный мастер словесного
портрета, ей удается изображение человека, под ее пером он обретает плоть и
кровь, в то же самое время оставаясь «артефактом», предметом художественного, а
значит, мифологического бытия: А бабушка не разрешала лежать на подоконнике. Бабушка
была похожа на королеву – большая, толстая, в прекрасных широких и длинных
платьях. Ее все немного боялись, даже папа. Хотя папа был еще больше. И очки
большие, с толстыми претолстыми стеклами. Из-за этих очков папу забрали не на
простой фронт, как, например, дядю Мишу, а на трудовой («Но в памяти моей»). По сути, всякий художник запечатлевает жизнь, в какие бы фантастические обличья выдумки, жанра, условностей, символики она ни рядилась. У Елены Тайчер-Минкиной есть несомненное художественное достоинство, и хочется, чтобы она сохранила его в дальнейшей работе, в других своих книгах, – тех, что задуманы и еще не воплощены: его можно, наверное, назвать — почти по-актерски – ВЖИВАНИЕМ В ОБРАЗ. Автор искренне и даже страстно, увлеченно вживается в своих героев и героинь, автор всецело становится ими, наделяет их своими чувствами, переживаниями, мыслями; этот процесс обоюдоостр, вот уже и герои так воздействуют на автора, что выстраивают эмоциональный вектор рассказа или повести, направляют замысел. Бесспорная удача Минкиной
– диалоги. Живую речь персонажей она воссоздает просто и
безыскусно, и в этой естественности и гармоничности таится, на самом деле,
достигнутое мастерство: Мама, – спросил мой мальчик, – тебе нравится этот учитель? – Даже сама не знаю, – вдруг ответила я, как говорила бы со своей
подругой. – Может, нравится, а может, твой папа никогда не баловал меня
вниманием. И страшно обидеть их обоих. Ты знаешь, мама, – сказал мой мальчик,
– мужчины народ крепкий, ничего с ними обоими не
случится. Делай, как тебе лучше!» («Полания»). У Тайчер-Минкиной, как сказали бы художники, богатая
палитра. Она умеет не только рассказывать интересные истории (что, конечно,
плюс для писателя). Не только веселиться. Не только окунаться в реку чистой
лирики. Она еще может – и умеет – раздумывать о жизни и смерти, о
времени, и делает это тонко, чутко, нежно прикасаясь к самому больному и
сокровенному, что несет нам, людям, неумолимый ход времени:
Из-за открытой
двери виднелась макушка Старика, как лег, так и лежал на диване лицом к стенке.
Как-то слишком тихо лежал... Не дышит?! Отбросил стул, рванулся в комнату... Показалось!
Старик дышал ровно, даже чуть похрапывал. Во сне складки на лбу разгладились,
лицо казалось спокойным и довольным, как у человека, который достойно завершил
все дела» («Старик»). Быть может, можно придраться в иных фрагментах к
изощренному многословию, в иных – к неясно проговоренным ситуациям.
Понятно одно: автору нигде не изменяет чувство эстетики текста, его
нравственного наполнения. А это уже, что ни говори, традиция именно русской
литературы. Итак, литературный мир обрел еще одного талантливого
автора. Русский читатель – еще одного писателя, книги которого он будет
открывать с интересом, с предвкушением открытия, с радостью встречи с
прекрасным: с любовью, доверием, живой душой. |
|
|||
|