Номер 6(31) - июнь 2012 | |
Ошибочная атрибуция картины об открытии Америки
В мире имеется
бесчисленное множество книг, картин, гравюр и рисунков, посвященных истории
открытия Америки Христофором Колумбом, а также легендам, связанным с этим
событием. Более пяти веков накапливается разнообразная Колумбиана.
К 400-й годовщине открытия Америки Колумбом в 1892 г. две мануфактуры
выпустили жаккардовые полотна, посвященные открытию Америки, которые приведены
ниже (Фиг. 1 и 2). Дальнейший анализ будет относиться к установлению авторства
художников этих двух редких по исполнению работ.
Фиг. 1.
Фиг. 2.
Позволю себе сразу отметить, что я не являюсь нейтральной стороной.
Картина, показанная на Фиг.1, с детства знакома мне. Такая картина и сейчас
висит у меня дома.
В нижней части этой картины даны вытканные сведения об авторах (Фиг. 3а, б, в):
Julius List
Crefeld tex. (Фиг. 3а) Christian Ruben pink. (Фиг. 3б) Ewald Feldmann Crefeld delin. (Фиг. 3в)
Имена исполнителей: художник Христиан Рубен, а также Эвальд Фельдман (подготовка
производства) и Юлиус Лист (ткачество) из Крефельда. Работа
выполнена на мануфактуре Юлиуса Листа в старинном немецком городе Крефельде
(Германия,
Северный Рейн-Вестфалия).
Крефельд
(Krefeld,
до 1929 г. –
Crefeld) был
основан в 1105 под именем Кринвельд. Город был давно известен изготовлением
шелков и бархата, Шелковая промышленность особенно быстро развивалась после
предоставление городу монополии в 1760 г. королем Пруссии Фридрихом
II. В
Крефельде работало около 30 шелковых мануфактур.
Для более полной характеристики города можно отметить
музеи Крефельда: Немецкий музей текстиля
(Deutsches
Textilmuseum)
и Музей культуры шелка (Haus
der Seidenkultur)
В нижней части
второй картины указано место изготовления (Фиг. 4), но не указаны авторы. Из
этой подписи следует, что картина под названием «Колумб видит Америку» (“Columbus
Sighting
America”) выполнена на
фабрике Arlington
Mills в Лоуренсе, штат
Массачусетс, США.
Фиг.
4
В 1898 г. была
издана великолепная по оформлению и полноте книга об Арлингтонской мануфактуре.
В нее включено приложение, посвященное этой картине (приложение
B, стр. 121-127) /1/
как одной из самых выдающихся работ фабрики. О художественной первооснове
жаккардового полотна в книге написано следующее: это копия с оригинального
живописного полотна, которое находится в Национальной галерее в Берлине,
Германия. Художник Герман Фрейхольд Плюддеман (Hermann
Freihold
Plüddemann), немецкий живописец,
автор исторических сюжетов. Картина имеет международную известность.
В 2004 г. в
Германии была издана монография профессора Эккерхарда Мэя (Ekkehard
Mai), посвященная творчеству художника Г. Плюддемана /2/. В
ней значительное внимание уделено картине художника с интересующим нас сюжетом
(Фиг. 5). Она считается одним из лучших произведений живописца.
Картина многие годы
находилась в коллекции Национальной галереи в Берлине. Перед самым началом
II Мировой войны в
1939 г. она была предоставлена для выставки в Колберг (ныне Польша), родной
город художника Г. Плюддемана. Видимо, во время войны картина погибла. В
настоящее время неизвестны и ее копии. Однако эта картина многократно
публиковалась в виде иллюстраций в книгах и журналах. В монографии Э. Мэя
приведен обширный список таких публикаций.
Фиг.
5
Репродукция
картины художника Х. Рубена из Национальной галереи в Праге, выполненная в
2008 г., показана на Фиг. 6.
Фиг. 6
В
классической энциклопедии Брокгауза и Ефрона /3/ в статье о художнике Христиане
Рубене написано:
"Колумб открывает
Америку" – лучшее из его произведений, сделавшееся популярным, благодаря
изданным литографическим и политипажным копиям с него».
Статьи о Г. Плюддемане в энциклопедии не было.
Техника
машинного жаккардового плетения изобретена французом Жозефом Жаккардом (Joseph
Marie
Jacquard).
В 1801
году он изобрел ткацкий станок сложного плетения, благодаря чему стало
возможным изготавливать такие ткани сложного плетения в промышленных условиях.
Работа направляется автоматами с помощью перфокарт,
а сейчас
– компьютеров. Предварительно
контуры узора срисовываются ткацким рисовальщиком на канвовую бумагу с модели,
выполненной художником, и заполняются графическими элементами различных
переплетений (так называемое патронирование). Для художественной росписи
наиболее подходят шелковые ткани. Роспись по шелку является исключительно
трудоемким делом. Каждое полотно приходится создавать по точкам, подобно
развертке телевизионного изображения. Для картины необходимо более
2 миллионов точек. На выполнение такой работы уходило
примерно 1000 часов. Полностью процесс изготовления мог занять 2-2,5 года.
Приведу только несколько
цифр из описания процесса изготовления американской картины:
Для создания образца
для жаккардового плетения была сделана копия размером 2,1 х 2,9 м. – в 3 раза
больше площади оригинала.
Количество
использованных перфокарт – 21 024.
Общее количество
точек в картах – 4 162 750!
***
Таким образом, можем
констатировать: в 1892 г. к 400-й годовщине открытия Америки две шелковые
мануфактуры, расположенные в старом и новом свете, выпустили на шелке
жаккардовые многофигурные картины. Изображение на обеих картинах в большей
части очень схожи. Автором картины, сделанной в Германии, указан Христиан
Рубен. Автором картины, сделанной в Америке, указан Герман Плюддеман.
Налицо не
согласующаяся между собой информация. Авторами источника двух очень схожих жаккардовых
изображений указаны два разных художника! Еще со
времен появления Козьмы Пруткова бытует пропись, что если на клетке с тигром
написано «лев», не верь глазам своим. В почтенной старой книге написано
«Плюддеман». Глаза говорят «Рубен». Но даже для очевидного желательно
объективное подтверждение, необходим анализ возможных предположений. Где
истина? Предмет для небольшого детективного, почти криминального расследования…
Попытаюсь кратко сформулировать
цель такого расследования:
Полотно американской мануфактуры выполнено по картине
(гравюре) Рубена, а не Плюддемана, как это указано в источниках конца
XIX века и повторено многократно позднее.
Для начала отметим,
что технология получения патрона для воспроизведения оригинала жаккардовыми
машинами не оставляет возможности искажения или неточного переноса прототипа на
полотно. Таким образом, сравнение изображений тканых повторений эквивалентно
сравнению оригиналов.
Есть много различных
работ, посвященных открытию Америки и построенных на легенде появления земли в
момент назревшего бунта команды против Колумба. В том числе работы Плюддемана и
Рубена, показанные на Фиг. 5 и 6.
В конце
XIX века в
1893 г. вышла монография о живописи и исторических материалах, посвященных
Колумбу /4/. Эта работа является одним из самых полных источников информации по
иконографии Колумба. Книга содержит сжатый перечень работ (иногда с краткими
пояснениями) объемом более 200 страниц. Раздел Х книги целиком посвящен
картинам, имеющим почти тождественные названия: открытие Америки или первый
взгляд на Новую землю. Обе анализируемые картины входят в этот перечень и
следуют подряд под номерами 51 и 52 (стр. 153):
51. RUBEN, (CHRISTIAN.) COLUMBUS DISCOVERING LAND, (1843.) Prague Gallery.
52. PLÜDDEMANN, (HERMANN.) COLUMBUS DISCOVERING LAND, (1836.) National
Gallery, Berlin.
51. Христиан Рубен, Колумб обнаруживает землю, 1843, Пражская
галерея.
52. Герман Плюддеман, Колумб обнаруживает землю, 1836,
Национальная галерея, Берлин.
Большинство картин
этого раздела монографии показывают на фоне мачт парусного корабля гордо
стоящего человека с устремленным в даль взглядом. Все они различны в деталях,
но почти тождественны в передаче сюжета победы воли Колумба над
обстоятельствами. Работы Плюддемана и Рубена наиболее выразительны в воплощении
этой устремленности к вновь обретенной земле (и это притом что Колумб считал,
что достиг давно известную Индию!). Картина Рубена содержит наиболее динамичную
композицию.
Это, в частности,
точно подчеркивается овалом на гравюре из Грейнджер коллекции (Granger
Collection), автором сюжета
которой называют Х. Рубена (Фиг. 7). Эту репродукцию прислал мне несколько
лет тому назад основатель и бессменный директор коллекции Вильям Гловер (William
Glover).
Фиг.
7
Отметим еще раз, что
при сходстве сюжета воплощение его в картинах Плюддемана и Рубена явно различно.
Даже облик Колумба значительно отличается один от другого. В частности, на картине
Рубена он показан с бородой, а на второй – с гладко выбритым лицом. При
отсутствии достоверных прижизненных портретов Колумба эта деталь облика
постоянно является предметом споров, например, при обсуждении сюжетов юбилейных
марок 1893 г. На одном из наиболее популярных портретов 1519 г.,
хранящемся в музее Метрополитен, кисти Себастьяна дель Пиомбо (1485-1547) (Sebastiano
del
Piombo) Колумб изображен без бороды (Фиг. 8).
Фиг. 8
При сравнении полотен
мануфактур Крефельда и Лоуренса кажется, что американская картина является
фрагментом немецкой.
Попробуем поставить
небольшой эксперимент.
1. На более полном
варианте из Крефельда выделим совпадающую часть изображения;
2. Отрежем
исключенную часть;
3. Распечатаем в
одинаковом масштабе оба фрагмента картин (Фиг. 9 и 10)’
4. Наложим один
вариант на другой и сравним.
Придирчиво,
внимательно…
Фиг.
9 Фиг. 10
Подведем итог
эксперимента:
1. Весь рисунок на американской
картине совмещается с рисунком из Крефельда;
2. На сравниваемом
фрагменте картины из Крефельда остаются частично отсеченные фигуры;
3. На месте этих
фрагментов на американской картине пустота.
Можно представить,
как с традиционными инструментами – ножницами и резинкой – получить из более
полного изображения фрагментарное. При этом, конечно, на зачищенной части
оказывается композиционная пустота. Да и частично отрезанные фигуры (см.,
например, крайне правую голову в шляпе-шлеме) заставляют усомниться в
целесообразности их присутствия в такой композиции.
Весьма
проблематичным является предположение о вторичности работы автора более полного
изображения. При этом пришлось бы предположить, что Рубен абсолютно точно
перенес основную часть (1:1 – до штрихов одежды), но дополнил улучшающими
композицию полотна фигурами, а также деталями, выявляющими смысл некоторых
слегка бытовавших фигур в меньшем варианте.
Приходим
к выводу: жаккардовые картины сделаны по одному и тому же оригиналу. Художники
– авторы оригинала - не могут быть разными.
Имя
Христиана Рубена указано на более полном варианте изображения (Фиг. 1). Авторство
этого художника подтверждает Сабина Хассель (Sabine
Hassel) из Немецкого музея
текстиля (Крефельд), в экспозиции которого имеется такая картина.
Остается еще один
гипотетический вариант: каждый из названных художников имеет картину с почти
неразличимыми отличиями. (Определяя чуть более смело, случай плагиата).
Наличие такого
сюжета открытия Америки у Христиана Рубена не вызывает сомнений. Наличие точно
такой же картины у Германа Плюддемана остается попытаться проверить. Современных
американских источников по этой теме найти не удалось. Выяснять вопросы с
авторами публикаций конца
XIX века
затруднительно. Лучше перспективы выяснить точность информации об авторе в
Национальной галерее в Берлине. Музейная информация мало подвержена временному
влиянию. Современной обильной информации этого музея о работе Плюддемана
«Колумб открывает Америку» постоянно сопутствует надпись – теперь картина
отсутствует. Сам же музей долго молчит… Но в итоге любезно присылает
репродукцию исчезнувшей картины Г.Плюддемана и высказывает мнение, что
жаккардовые картины выполнены на основе свободно трактуемой картины Г. Плюддемана.
Поиск
позволяет найти современные публикации о художнике Плюддемане. Главные из них
это работы немецких специалистов: уже цитированная монография /2/ и развернутый
биографический очерк Идис Хартман. Пытаюсь установить контакты с авторами. Пишу
автору монографии Эккехарду Мею, профессору факультета философии Кельнского
университета, и Идис Хартман, специалисту-исследователю, в Музей современного
искусства в Карлсруэ
(MuseumfuerNeueKunst).
В разделе
биографического очерка, написанного Идис Хартман, посвященного теме Колумба в
творчестве Г. Плюддемана, картины с таким содержанием нет. В подробном перечне
работ художника в монографии Эккехарда Мэя указаны три работы Г. Плюддемана,
изображающие момент обнаружения земли Колумбом.
Обратим
дополнительно внимание, что Плюддеман неоднократно обращался к этому сюжету на
протяжении многих лет. На Фиг. 11 и 12 показаны две такие работы. Первая из
них, написанная 1835 г., предшествует основной работе, показанной на Фиг. 5.
Вторая работа выполнена через много лет – в 1852 г. В каждой из приведенных
картин художник сохраняет неизменной композицию произведения. Ни в одной из
работ нет композиционных решений, приближающихся к картине Христиана Рубена,
которая, кстати, датируется 1843 г. – внутри временного диапазона вышеназванных
работ Германа Плюддемана. У каждого из них сохраняется свой «канонический»
подход в рамках легенды об открытии Америки.
Фиг. 11
Фиг. 12
По
поводу авторства жаккардового полотна американской мануфактуры, показанного на
Фиг. 2, Эккерхард Мэй безапелляционно констатирует: «Действительно, живопись и
шелковое переплетение отличаются только в деталях и людях, но никакого сомнения,
что живописная работа Плюддемана (и, возможно, его гравюра на дереве для "Deutsches Balladenbuch",
1852, которая повторяет его известную композицию 1836 г.), находящаяся
в the Consul Wagener Collection, источник сюжета для Вашей картины. Христиан
Рубен (1805-1875) был живописцем, который учился в Дюссельдорфской академии.
Он, должно быть, знал работы Плюддемана».
(Здесь
для подлинности я пытаюсь сохранить непростой строй текста немецкого автора).
Национальная галерея
в Берлине также полагает возможным авторство Плюддемана.
«Источник
сюжета» - с таким утверждением трудно спорить, тем более что источником в обоих
случаях является старая легенда о бунте на корабле и молении о прощении
бунтовщиков в момент счастливого обнаружения земли. На полотне есть Колумб,
есть мачта и паруса, есть коленопреклоненные матросы… Но авторство картины –
это совсем другое. Было бы странно обнаружить приписывание авторства картины
«Даная» Рембрандта кисти Рубенса из-за сходства библейского сюжета и даже поз
натурщицы на одноименных картинах двух художников. При этом напомним, что в
монографии /1/ было написано, что американское полотно - это копия с оригинального
живописного полотна Германа Плюддемана, которое находится в Национальной
галерее в Берлине. Понятию «копия» столь различные варианты изображения точно
не соответствуют.
Любой незашоренный
взгляд засвидетельствует, что изображение на американском полотне это не копия
с картины Плюддемана из музея в Берлине. Но с той же очевидностью приходится
констатировать – это копия центральной части картины Рубена из музея в Праге. Специалисты из музея ткачества в Крефельде называют имя именно
этого автора.
Каждая
группа специалистов считает за истину авторство художника, картины которого ей
ближе, предполагая, что есть одна оригинальная работа, послужившая основой
жаккардовых полотен. Но разные эксперты указывают работы разных художников!
Характеры оппонентов
определяют степень безаппеляционности высказываемых мнений. К консенсусу среди экспертов прийти не удалось.
С другой стороны,
обращает на себя внимание, что оба художника (Рубен (1805-1875), Плюддеман (1809-1868)
жили практически в одно и то же время, учились в одной и той же академии в
Дюссельдорфе, общались, как можно предположить, с одними и теми же людьми
своего круга. Работы каждого из них уже в то время были в экспозиции известных
музеев.
Наличие очень
близкого заимствования не могло бы пройти мимо внимания специалистов,
художников, друзей. Оно не могло бы не найти отражения в литературе или в
воспоминаниях. В то же время наличие сходных сюжетов картин у двух
современников, специализирующихся на изображении исторических событий, никакого
внимания привлечь не могло.
Г. Плюддеман и Х. Рубен имели работы с
похожими названиями, но не идентичные, естественно, по изображению, технике и
т.д. Впоследствии близость названий сыграла провоцирующую роль, и работа одного
из художников была отождествлена с другой работой второго художника. Последующие
авторы и комментаторы по ошибке назвали это второе имя через много лет, когда
художники уже покинули этот свет. Герман Плюддеман был известным художником,
специализировавшимся на исторических сюжетах, и поэтому могло показаться
естественным его авторство изображения, выполненного американской мануфактурой.
Тем более что непосредственно на тканой работе не было указано имя художника.
Возможно, что непосредственным образцом для обеих
жаккардовых картин явилась не живописная работа Х.Рубена из пражской галереи, а
гравюра,
выполненная немецким художником Францем
Ханфштенглем (Franz
Seraph
Hanfstaengl, 1804-1877). На большеформатных
литографиях с этой гравюры авторство Рубена было указано непосредственно в
тексте названия, размещенном под литографией. Отпечатки
с гравюры Ф.Ханфштангеля по картине Х.Рубена были сделаны в 1850 г. в качестве новогоднего подарка
всем членам ассоциации художников Мюнхена. Также известна раскрашенная вручную
литография с указанием автора Х. Рубена, выпущенная примерно в 1850 г. Херлин & Хенсел (Herline
& Hensel) (Филадельфия)
(Фиг. 13).
Фиг. 13
С результатами этой
работы в предварительном порядке я познакомил
cсотрудников музея современного искусства в Бостоне (Museum of Fine Arts, Boston
MFA). В фондах музея
имеется жаккардовая картина американской мануфактуры с указанием в каталоге
автора Плюддемана. Они признали правильными высказанные выше доводы. В каталоге
музея сейчас автором указан Х. Рубен. Однако
по-старому осталось ошибочное указание, что гравюра принадлежит Плюддеману.
Мы убедились в
близости изображений на картинах обеих мануфактур, при этом в экспозиции
Пражского музея имеется картина Х.Рубена с тождественным изображением. В то же
время у Г.Плюддемана во множестве известных публикаций такого изображения нет. Все
это заставляет предположить, что прототип сюжета открытия Америки Колумбом для
жаккардовых полотен принадлежал Христиану Рубену, а не Генриху Плюддеману. Анализ
изображений и всех источников убедительно подтвердил это. Детальный поиск не
дал ни одного объективного факта, противоречащего такому выводу.
Вызывает некоторое
удивление, что проблема этого несоответствия, сомнительности атрибуции полотна
американской мануфактуры возникла только через 120 лет после создания картины. Но,
так или иначе, можно считать, что ошибка ныне устранена. Следуя старой
мудрости: лучше поздно, чем никогда…
Библиография
1. Tops, a new American industry a study in the development of the American
worsted manufacture by Arlington Mills (Book), 1898, p.
121-127.
2. Ekkehard Mai: Hermann Freihold Plüddemann – Maler und
Illustrator zwischen Spätromantik und Historismus (1809–1868). Ein
Werkverzeichnis., Böhlau, Köln 2004, ISBN 3-412-06204-9, p. 8, 164-166.
3. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон, Энциклопедический словарь, 1890-1907, Статья
«Христиан Рубен».
4. Néstor Ponce de León, The Columbus Gallery.The 'Discoverer of the New
World' as represented in Portraits, Monuments, Statues, Medals and Paintings
Historical Description,
New York: N. Ponce de
Leon, 1893, p. 153. |
|
|||
|