Номер
11(80)
ноябрь 2016 года
mobile >>> |
|
Александр Фролов |
За́мок
Памяти Европы
Не могут быть ареной катастроф?»
М. Кузмин
1.
Не «Реквием», не «Ода к радости»,
не трубы грозные «Восьмой…»,
так – пустячок: «Mein
Lieber
Augustin” –
раскачка мюнхенской пивной.
Под вюрстхен с кружкою «баварского»,
под доннер-веттер злых речей
крути, тщедушная, свой ласковый
мотивчик общий и ничей.
Пока еще поля Евразии
под ноль не выкосила смерть,
покуда не обезобразили
развалины земную твердь,
крутись, играй, пока играется
в кругу обыденных забот…
Пока пружинка разжимается,
пока не кончился завод.
2.
Никому не защита эти камни, никому не угроза;
на воротах – следы древоточца и бурой гнили…
И под стогнами вольготно пасутся козы.
Их зачем-то из Камеруна сюда тащили.
Вот сюжет для Умберто или для Милорада,
да, вообще, для любого, кто в креативном
угаре
эту жизнь заселяет, сочиняет ее обряды,
кто придумывает государства и государей.
Мир был юн восемьсот лет назад.
Недомерок тощий
был жесток, как и все подростки, но любви его ради
Нахтигаль заходился от страсти в прозрачной роще;
отдыхал под стеною единорог, на Марию глядя.
…Гобелены его, менестрели его, мистрали;
стрелы сводов его, турниры, пробитые латы,
и т.д. и т.п.…
Как мы все туристами стали?
Что досталось – сличать приметы, считать утраты.
Что осталось? – строить из слов прясла наши, куртины
и донжоны смыслов, торчащие одиноко…
Соответствует ли картина описанью картины,
распадающемуся, с какого не глянешь бока,
на фрагменты, детали, в которых немного толка?
Скопидом, ни высот тебе, ни ужасов на дороге…
Что там «Кэнон» твой сам по себе нащелкал? –
Только козы и вышли лучше всего в итоге.
3.
Тебя не похитят – не до затей – просто прирежут ножом кривым… Они не простили твоих детей, Царьградский они не забыли дым А как ты старалась их всех принять! О, как ты хотела их всех любить! К своей материнской груди прижать, одеть и обуть, в себе растворить. Ну, что же, вставай на последний бой. И к смерти последней себя готовь, когда с минаретов раздастся вой и хлынет на приступ чужая кровь. И выпадет красный от крови снег. И черный от гари ударит град. И ты похоронишь свой долгий век под каменным небом своих утрат.
4.
Тонконогая девочка. Горький
рассказ;
неизвестности ужас, и так –
день за днем…
Я себе представлял его
множество раз,
но не смог, не решился придти
в этот дом.
Я себе говорил, выходя на
канал:
ну, сходи, ведь всего от тебя
в дух шагах…
Но зачем? – чтоб отметиться:
видел, бывал
и с толпой экскурсантов
толпился в дверях?
Инсталляция страха,
перформенс беды,
экспозиция смерти – смотри,
ротозей,
как старательно мы сохраняем
следы
изувеченной жизни, построив
музей.
Нет, не смог, не сумел. Здесь
бетон и стекло.
Где тот склеп, тот сарайчик,
тот лаз потайной?
Не увидишь за спинами –
слишком светло…
Не пошел?.. Ну, оставь этот
долг за собой.
Вспоминай наших Тань, наших
Ань дневники.
Проклинай европейскую “donkere
nacht”…
…Группа вышла. Вдохнули. И
кормят с руки
тонконогую цаплю на
Блоуменграхт."
5.
В этих домиках пряничных – как здесь спокойно живут
с вечным видом на тисовый лес и в снегу перевал.
Пастораль предальпийская, сказочный детский уют…
Я видал этот клин Бодензее: проезжал, пролетал.
Не ценивший утрат и еще не считавший потерь,
соглядатай чужого довольства, любитель щедрот
жизни легкой и светлой, о чем ты не вспомнишь теперь,
когда ниву вспахал опереньем своим самолет,
когда все здесь измазано сажей, и дымной каймой
обведен тот веселый, казавшийся мирным, пейзаж?..
Свой диспетчер у каждой трагедии, свой рулевой.
Вероятность случайности или случайная блажь?
Равнодушное общее небо и общий закат.
В кости Бог не играет – предпочитает лото.
Не ищи виноватых. Каждый в чем-нибудь виноват.
Но детей, Всеблагий, Всемогущий, детей-то за что?
6.
В узкой щели бойницы догорает твоя звезда.
С нераспознанным ужасом один на один –
представляешь? – ты останешься здесь навсегда
среди пыточных этих, убойных этих машин.
В стену взглядом упрешься, не помня, где верх, где низ.
И напрасно все у колодца весточки ждешь…
Ты уронишь поднос, разобьешь кофейный сервиз;
белоснежную скатерть утюгом паровым прожжешь.
В наказанье тебе – не колючий стальной насест –
бесконечные, как сплошная эта стена,
кафкианские будни; вставай и
неси свой крест
отрешенья от смыслов, падения в бездну сна.
А когда не увидишь ни солнца уже, ни звезд,
ты поймешь, что сбежать отсюда тебе не успеть…
Слышишь? – ржавые цепи скрипят. Поднимается мост.
Мир закрылся. От жизни осталась смерть.
7.
Прощай, умытая Европа!
Тебя почти уже и нет…
Твоя кадриль на три притопа,
твой венский вальс, твой
менуэт,
твой нежный Шуман в птичьем
гаме,
твой резвый Моцарт на воде…
Прощайте! Вы покуда с нами,
но скоро будете нигде.
Пропела и оттанцевала
свой век… И кодой – карачун.
И Гайдн крадется вдоль
дувала, задув последнюю свечу.
8.
Живешь, как и все, в ногу с
веком.
А сколько его там осталось?
Смерть шарит по нашим
сусекам,
где прячутся нежность и
жалость.
Дождь падал на Падую скудный.
Ты помнишь ли, как мы плутали
в той Пинакотеке безлюдной,
пока не нашли, что искали?
«Так смертный не может! Не
может!» –
о чем я, пылая, сгорая…
Кого моя грусть потревожит?
Кому моя просьба немая:
«Пускай мы уже только тени,
и нам Ты давно не мирволишь,
–
оставь нам Мадонну Мантеньи.
Мадонну
Мантеньи! Всего лишь.
И если нас в мире не станет,
хоть кто-нибудь в самом
начале
иного пути нас помянет
и скажет: «Они что-то знали…»
9.
Мат в три хода. Все пешки – в
расход.
Королю – одинокая старость…
Эту партию выиграет тот,
кто поставил на зависть и
ярость.
И не Патмос последних времен,
и не грохот ночных эшелонов –
ты уйдешь под малиновый звон
сладкозвучных своих
карильонов.
Как сияли твои витражи!
И какая музыка
звучала!
Для кого этот бисер, скажи,
ты столетьями щедро метала?
Затухает соната в с-dur,
солнце Реймса во мгле догорает…
На доске не осталось фигур.
Игры кончились. Кнехт умирает.
Пританцовывал, подпрыгивал,
с подбородка пену стряхивал;
ножкой левою подрыгивал,
ручкой правою помахивал.
С визгом расчленял историю
не по долгу – по призванию,
и склонял аудиторию
к добровольному признанию.
Чем гордишься ты, юродивый –
вашей догмы вязким ливером?
О каком таком народе вы
так пеклись, что чуть не
вымер он?
От Кавказских гор до полюса
как земля вас только вынесла:
ваши умыслы без помысла,
ваши замыслы без вымысла?
АКТЕРЫ
Белый тюль, черный бархат и
серая вата…
И герой в одночасье кончает
собою,
и под сцену летит навсегда
без возврата.
Не твое ль, Персефона, там
царство ночное?
Мед густеет, воск тает. И
плачут актрисы:
он упал, он пропал, он
скончался… И что же? –
вот выходит живой из-за левой
кулисы…
Это– сцена!..
"
Ну, то есть, как будто похоже
на тягучую жизнь без ремарок,
кавычек,
где надеждой живем и подобиям
верим…
Есть скрипучая правда ключей
и отмычек,
отпирающих темные ржавые
двери.
Там подъем или спуск? Или
сразу – лужайка?
Папа Карло, куда их все тянет
и тянет?
По проходам снует разноликая
стайка;
бубенцами звенит, и галдит, и
шаманит.
Сколько раз понарошку они
умирают!
Но воскреснув опять на
подмостках забытых.
и смеются, и бегают дерзко по
краю,
и рыдают навзрыд в ярком
свете софитов.
****
С каждым днем невыносимей
новости и глупей реляции и схолии.
Нет причин для радости. От
гордости
надуваться нет причин тем
более.
Эта часть симфонии затвержена
назубок. Иголка спотыкается
через такт: пластиночка
заезжена…
Ничего у нас не получается.
Эта часть истории закончена;
если правильней сказать,
загублена.
И окно как будто заколочено,
а еще точней –
не допрорублено.
От загона тропка и
до выгона;
вот и всё. В другое и не
верится…
Эта часть судьбы уже
отыграна.
Счет не в нашу пользу,
разумеется.
** * *
«Великое
Может Быть…»
Франсуа Рабле
Не отыщешь панацею
от сомнений и тревог.
Всяк свою теодицею
тайно
сочиняет впрок.
Так почто скулишь и нудишь,
вопрошая у небес:
кем ты будешь, если будешь?..
Кем угодно, вот те крест!
Будешь тихим, будешь резвым.
Мудрым будешь и тупым.
Будешь пьяным или трезвым,
Будешь добрым, будешь злым.
Будешь жить среди развалин
или в горних строить дом.
Будешь славен и бесславен;
и овцой и овчаром.
Будешь навсегда свободным
или навсегда пленён…
Будешь сытым. И голодным
будешь.
И в конце времен
тело к боли приохотишь,
душу робкую
– к любви…
Будешь, будешь, кем захочешь… Но пока еще – живи! |
|
|||
|