Номер
4(73)
апрель 2016 года
mobile >>> |
|
Михаил Юдсон |
Дорожная проза*
Начну с того, что издана книга
весьма изысканно – отменная картина Андриана Жудро «Зуниар» украшает
обложку. Аннотация настаивает, что текст – «криминальное чтиво», но не
соглашусь учтиво – тут проза хорошей выделки, с мистической подкладкой,
первой свежести, парная в разрезе.
Чуть только отворяешь обложку
и осторожно входишь в «стражное» (то есть охраняемое) отделение
судебно-психиатрической экспертизы города Астрахани – хватают тебя
персонажи под микитки и волокут уже до конца книжки. Не оторвешься!
Повествование точное, сочное, смачное – во первых же строках описывается,
как в жаркой ординаторской, орудуя хирургическим ножом, прямо на
письменном столе судебный психиатр разделывает баранью тушу – привезли
бакшиш «следаки-важняки» из Калмыкии – взять бандита на обследование вне
очереди. Живые люди, знакомые дела, а не фанерные фигуры с прекрасными
манерами и заоблачной нравственностью. Мы ж наблюдаем в реале межобластное
судебно-психиатрическое отделение: «Коек всего-то двадцать пять, а
душегубов по стране – сотни-тысячи. Очередь на экспертизу расписана на
месяцы вперед».
Здесь мы и знакомимся с
главным злодействующим лицом книги – серийным убийцей Виталием Кочергой,
доставленным в столицу Нижнего Поволжья после жутких гастролей в
Приднестровье, Киеве, Белой Церкви, Москве, Ставрополе, Ростове-на-Дону…
Слышим его ленивое: «Слышь, эксперт, я не псих, ты давай покороче».
Вердикт – абсолютно вменяем. Ближайшая судьба – убит при попытке к
бегству.
А дальше время откручивается
назад, и свитком разворачивается сюжет, как учит опять же аннотация: «с
неожиданными поворотами и географическими перемещениями, стремительным
развитием событий, непредсказуемостью поступков героев. Преступления
совершаются с обыденной простотой, нередко без серьезного мотива.
Ненаказуемая подлость продумана и изощренно выполнена. В повести нет
положительных героев, нет назиданий «хорошо» и «плохо», здесь «каждый
выбирает для себя».
Да уж, Григорий Подольский
создал завораживающую ужасом прозу, этакое «психо» славянских и прочих
просторов – о том, что происходит, когда зверь, дремлющий во тьме
подсознания, вырывается наружу, выходит на свет и бродит среди людей…
Вторая красная, в смысле,
кровавая линия нашей криминальной повести – это скверная подруга Кочерги,
красавица Наташа. Её пращур, «нищий сотник русской казачьей сотни, выкрал
юную калмычку Зуниар из хошеутовской кочевой кибитки. Мать украденной
девушки, шаманка – удугун, прокляла все потомство сотника». В общем,
миндалевидные карие глаза, длинные каштановые волосы, статность, хрупкость
и тому подобное с ходу пленяли множество мужчин, в дугу гнули, минутным
блаженством дарили. «Только судьбы их оказывались несчастными, а развязки
– трагическими».
Авантюрные путешествия Наташи
в Турцию и Израиль ничем хорошим для окружающих не заканчиваются. Кстати,
след Наташин тянется по Святой земле совсем не даром. В этой книге наряду
с криминальной канвой существует ещё и «подканвойный» слой. Автор
описывает преступления, совершающиеся не впрямую, не кистенем в лоб и
«пером» под ребро, а шито-мыто, тихо-гладко, пером, так сказать, и кистью.
Израильский «околохудожественный» тусняк-сорняк с его куплями-продажами,
доносами-предательствами встаёт перед нами как лист перед травой –
плодовитый, вороватый, шантажистый и прижимистый. Наташа привычной
ведьмой, своей в чёрную доску, носится средь этой бесовщины – от шабаша до
шабата – а потом улетает обратно на Русь, возможно на помеле. Дальнейшая
её судьба – сожжена, хотя и не на костре, а в строительном вагончике.
Однако вопросы у читателя остаются – а вдруг сгинула не она, или всё же
она, но того гляди воскреснет – множественные нити этой паучихи, «чёрной
вдовы», автором умышленно не оборваны – продолжение грядет?..
Автор повести Григорий
Подольский – врач-психиатр, доктор медицины. Покинув Астрахань, отныне
живет в Иерусалиме и заведует отделением в психиатрической больнице
«Кфар-Шауль», для души изучает изобразительное «искусство с отклонениями»,
в частности, творчество Михаила Врубеля, Ричарда Дадда и другие интересные
случаи. Пишет прозу – в книгу вошли также пять рассказов, сопутствующих
повести погромыхивающим мотивом дороги: «Движение железнодорожных
составов, парижского метро, московской пригородной электрички, эхо
мусульманских молитв, кружение иерусалимского снега, страсти по медузе».
Рассказы везут нас по книжным страницам странной и порой окончательно
спятившей дорогой жизни к неизбежной конечной станции… Слышал я когда-то
от старших, что мир – театр, и стоя у вешалки в лапсердачке, послушно
кивал: «Верю», но нынче, начитавшись, прозрел, убедился, что жанр
мирозданья – дорожная проза. * Григорий Подольский, «Проклятие удугун», Иерусалим, 2016 г., 138 стр., ISBN 978-965-7094-88-4 |
|
|||
|