Номер 2(39) - февраль 2013
Лев Мадорский, Анатолий Зак

Анатолий Зак Лев Мадорский Удивительные истории о музыке

(продолжение. Начало в 6/2011)

Однорукий скрипач

Человек, который любит музыку, способен творить чудеса…

3 июня 1929 года мексиканскому мальчику Анхелю Тавира исполнилось пять лет. Вечером после праздничного ужина, на котором собралась вся семья (родители, трое детей и дедушка) папа весело подмигнул, встал на стул, достал со шкафа продолговатую картонную коробку, перевязанную цветной ленточкой, и вручил её Анхелю: «Это тебе». Мальчик стал быстро развязывать ленточку. Она не развязывалась. «Давай помогу, - подбежала старшая сестра Глория. «Нет, я сам. Я сам». Наконец, у него получилось. Анхель открыл коробку и закричал от восторга. Там, поблескивая розоватым лаком, лежало то, о чём уже давно мечтал - маленькая скрипочка. Не игрушечная, которая у Анхеля уже была, а самая что ни на есть настоящая. Позже Анхель вспоминал, что тот день рождения был для него самый счастливый.

До этого скрипки были почти у всех: у дедушки, папы, дяди, старшей сестры. Потому что семейство Тавира зарабатывало себе на жизнь тем, что работало уличными музыкантами. А, точнее, уличными скрипачами. Это была самая, пожалуй, большая династия мексиканских уличных скрипачей.

Уличные музыканты - это совсем не то, что обычные музыканты. Большинство из них никогда не посещало музыкальную школу. Многие даже не знают нотной грамоты. Им приходится играть при любой погоде. Иногда их, как обычных нищих, гоняет полиция. Бывало, что проиграв целый день, они зарабатывали недостаточно, чтобы поужинать. И всё же среди уличных музыкантов встречаются настоящие мастера своего дела. Которые могли бы украсить любой оркестр или даже выступать как солисты. Во всяком случае, в Мексике эта профессия была и остаётся уважаемой и мало кто из обычных музыкантов может так же хорошо, как уличные, сыграть мексиканскую народную музыку: танго, марьячи, кукарача и др. Поэтому в Мексике без них не обходится ни одна свадьба, ни один большой праздник.

С того дня скрипка стала лучшим другом Анхеля. Он любил разговаривать с ней как с живой. Иногда, даже тайком от родителей брал с собой в постель. Вообще-то, он в глубине души и считал её живой. Потому что только живое существо может издавать такие красивые звуки и говорить человеческим голосом. Особенно, когда её берут в руки папа и дедушка. Папа стал первым учителям Анхеля.

- Почему, когда я играю, она так сердится, скрипит и не поёт красиво как у тебя? – спрашивал Анхель папу.

- Потому что так она говорит тебе: «Ты неправильно держишь смычок. Ты слишком сильно жмёшь на струны. Ты мне делаешь больно». Когда ты будешь держать смычок и скрипку, верно, она с тобой подружится и начнёт петь красиво.

Анхелю очень хотелось подружиться со скрипкой, и он много занимался. Играл упражнения и пьесы, которым показал ему папа. Постепенно он замечал, что скрипка уже не так сердится и голос её становился всё более красивым и певучим.

Однажды наступил день, и папа пошёл на работу играть на улице вместе с сыном. К этому дню Анхелю приготовили сомбреро и мексиканский костюм. Он волновался так, как если бы это было выступление в настоящем концертном зале. Игру маленького музыканта прохожие принимали хорошо. Теперь каждый день после школы мальчик играл на улице два-три часа. Со временем он стал играть один. Без папы. Мастерство юного скрипача росло с каждым днём.

Беда пришла, как это всегда бывает, неожиданно, 31 января 1942 года. Прямо под новый год. Анхелю было 13 лет. В тот вечер, как и под Рождество, у уличных музыкантов много работы. Да и платят прохожие в праздничные дни особенно щедро. Анхель так увлёкся игрой, что не заметил, как мальчишки, чтобы подшутить над юным музыкантом, подложили петарду прямо у его ног. Они не хотели ничего плохого, но случилось ужасное. Петарда взорвалась и тяжело ранила мальчика. Истекающего кровью скрипача скорая помощь доставила в больницу. Вскоре началась гангрена, и врачи вынуждены были ампутировать ему кисть правой руки.

Когда Анхель выписался из больницы, он впал в глубокую депрессию. Жизнь потеряла смысл. Он даже перестал ходить в школу. Отец отвёз его в клинику пластической хирургии в Мексико. И тут мальчику повезло. Ему захотел помочь чудо-хирург Освальдо Риос: «Я сделаю тебе такой протез, - сказал он, - что ты сможешь снова играть на скрипке». В то время пластическая хирургия делала только первые шаги, и мало кто верил в такую возможность. Но у Анхеля появился шанс и он решил сделать всё возможное и невозможное, чтобы его использовать. Когда протез был готов, однорукий скрипач взял в искусственную руку смычок и начал заново учиться играть. Чтобы снова скрипка запела человеческим голосом. Это был адский труд. По много часов каждый день. Чтобы скрипка красиво пела, музыкант и инструмент должны хорошо чувствовать друг друга. Должны составлять, как бы, одно целое. Добиться этого с протезом было очень нелегко. Порой, особенно, первое время приходилось преодолевать нестерпимую боль. Когда пишем о Анхеле Тавира, вспоминаем лётчика Алексея Маресьева, который потерял обе ноги, но сумел вернуться в небо. У Анхеля, как и у Алексея, получилось. Он сумел подняться в небо: снова вышел на улицу и стал играть. Со всего города приходили люди послушать однорукого скрипача. Не только прослушать, но и убедиться на что способен человек, если он чего-нибудь очень захочет.

Анхель Тавира

В 60 лет Анхель Тавира (рекорд для книги Гиннеса) поступил в консерваторию. В 2006 году, снялся в главной роли в фильме режиссера Фернандо Варгаса «Скрипка» и получил за эту роль пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Однорукий скрипач прожил долгую жизнь и умер 1 июля 2008 года в возрасте 84 лет. В центральной мексиканской газете ему был посвящён некролог, заканчивающийся словами: «Умер скрипач, доказавший, что любовь к музыке позволяет сделать невозможное».

***

НАРОДНАЯ МУЗЫКА ПОБЕЖДАЕТ БЕЗВКУСИЦУ

Не все согласятся, но, по нашему мнению, конкурс «Евровидение» редко пересекается с настоящей музыкой. Чаще это не столько музыка, сколько яркие костюмы, прекрасно оформленные танцевальные номера и шумовые эффекты. Оценка этих эффектов происходит не столько с музыкально-эстетической, сколько с национально - патриотической точки зрения. Поэтому удивительная история ансамбля бурановских бабушек, исполняющего народные песни, и ставшего кандидатом на участие в «Евровидении», символична. Суть истории этой мы вынесли в заголовок и готовы повторить ещё раз: народная музыка побеждает безвкусицу.

Если проехать по шоссе от Ижевска на восток вёрст 30-35 (чтобы войти в ритм этой чисто российской истории будем измерять расстояние в вёрстах), а потом через лес, по просёлочной, мало хоженой дороге ещё вёрст пять, то попадаешь в деревню Бураново. Довольно большую. Примерно, 200 дворов. Если вы приехали зимой часов в пять, то кругом стоит темень. Единственно освещённое место - высвеченный прожекто­ром скотный двор. И ещё светятся окна сельского клуба, откуда разно­сится по всей деревне стройное, задушевное пение. Это репетирует хор бабушек - главный герой нашей удивительной истории. Остановитесь, прислушайтесь и услышите удмуртские, русские народные песни, дру­гие песни в народной обработке.

В этой истории три составляющие, которые удачно совпали и создали этот своеобразный феномен: народная музыка, певучие деревенские старушки, или, как их ласково называют, «бабули», из забытой богом удмуртской деревни, и талантливый руководитель, Ольга Туктарёва.

Хор «Бурановские бабушки»

Народная или фольклорная музыка, прекрасная и разнообразная, как известно, является музыкально-поэтическим творчеством народа. Но это вовсе не музыка второго сорта. Народная музыка, без сомнения, не только стоит в одном ряду с музыкой классической, но, зачастую, является для последней важным источником вдохновения. Не случайно многие композиторы - классики использовали народные ме­лодии в своих произведениях. Например, русская народная песня «Во поле берёза стояла» в четвёртой симфонии П.Чайковского, или русская народная песня «Во саду ли в огороде» в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Из народной музыки черпали мелодии М. Ипполитов-Иванов, М.Глиэр, И.Стравинский (вспомним хотя бы его балет «Жар-птица»), Б.Барток, З.Кодаи, М.Глинка, Л.Бетховен, многие другие композиторы.

«Бабули». Бабушкам в хоре, в основном, далеко за семьдесят. Таких старушек, добрых, всё понимающих, ласковых, («Зайди сынок, попей молочка») можно, наверно, встретить только в русских деревнях.

- Мы пели всегда, - так ответила на вопрос корреспондента мест­ной газеты: «Когда вы начали петь?» старейшая участница хора Ели­завета Зарбатова (84). – В нашей деревне испокон веков пели народ­ные русские и удмуртские песни. И когда пряли, и на сенокосе, и на скотном дворе, и когда на грузовике с полевых работ возвращались. Раньше пели и на свадьбах и на больших праздниках. Говорю раньше, потому, что теперь молодых в деревне, практически, не осталось. Все в город уехали.

Ольга Туктарёва. Без неё бы, конечно, эта удивительная история не состоялась. Ольга родилась и выросла в Бураново. С детства любила петь. И мать у неё была певунья, и бабушка. Ольга училась в Кирове. Потом что-то не сложилось. Она вернулась в деревню и иногда пела вместе с бабушками. Позже стала заведующей сельского клуба.

Ольга – человек талантливый и энергичный. Всё, что делает, делает основательно. «Если хор так хорошо поёт, - посчитала она, - то почему он не может спеть для других. Мы вполне могли бы пением заработать деньги на постройку нового клуба». Молодая заведующая становится не только художественным руководителем хора, но и деловым органи­затором. По-современному - продюсером. Бабушки тоже загорелись. «Если получится заработать деньги, - решили они, - построим православный храм».

И дело начало раскручиваться. Местные рукодельницы пошили для хористок удмуртские национальные костюмы. Ольга под будущие заработки пригласила хорошего баяниста из города. Но главной силой стала, конечно, прекрасная, народная музыка.

О бабушках узнали. О них стали писать в газетах. Их приглашали выступить на праздниках, на свадьбах в городе. Про них организовали передачу работники местного телевидения. Постепенно хор бабушек стал своеобразным культурным брендом Удмуртии. И вот, как кульми­нация, приглашение «Бурановских бабушек» в 2010 году выступить в Москве на отборе к ежегодному конкурсу «Евровидение». Бабушки занимают второе место после Петра Налича. В 2011 году ещё одно приглашение. На этот раз они получают третье место.

В чём секрет успеха бабушек из Бураново? В талантливом орга­низаторе и руководителе? Да, конечно. В хороших голосах старушек? Тоже. Но главный секрет успеха, повторяем, в силе музыки. Удивитель­ной силе народной музыки. Музыки, которая пробила все препоны шоу-бизнеса, разбросала в стороны однотипных, как будто клонированных, «звёзд» и расставила всё по своим местам. Благодаря исполнительни­цам народных песен, бабушкам из Буранова, всем стало ясно, где ис­кусство, а где безвкусица…

***

ОРДЕН ЗА МУЗЫКАЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Трудно поверить, но такое, действительно, случилось. Орден за музыкальную память получил в 1770 году 14-летний мальчик. Впро­чем, не простой мальчик, а Вольфганг Амадей Моцарт. И не от кого-нибудь, а от папы Римского.

Чтобы лучше понять в чём, собственно, состоял подвиг юного Моцарта, давайте разберёмся, что означает это словосочетание - му­зыкальная память? Ведь наряду с музыкальным слухом и ритмом, му­зыкальная память традиционно входит в число компонентов, опреде­ляющих музыкальные способности ребёнка. Во всяком случае, в тех музыкальных школах, где мест меньше, чем желающих, и при посту­плении есть конкурс. После обычных «Спой песню, простучи ритм», приёмная комиссия просит: ребёнка повторить мелодию. Считается, что чем более длинную и сложную мелодию сумеет повторить юный абитуриент, тем лучше у него музыкальная память.

Музыкальная память – это, с одной стороны, способность узна­вать музыкальные произведения и, с другой, играть те или иные пье­сы, подчас, очень длинные, без нот. Наизусть. Нас иногда спрашивают, чем отличается музыкальная память от обычной человеческой памяти. Отвечаем: ничем не отличается. Это просто один из видов памяти. Как есть память на лица, на местность (одни люди ориентируются хуже, другие лучше), на запоминание стихов, так есть память на узнавание и исполнение музыкальных произведений.

Мнения о том, как проходит запоминание исполняемого произ­ведения у музыкантов разделились. Одни (Г.Нейгауз, А.Рубинштейн) считали, что надо запоминать осмысленно. Другими словами, чтобы лучше запомнить, необходимо проанализировать произведение. Представить себе его структуру, гармонию, эмоциональный характер. Другие (Д.Ойстрах, С.Рихтер) были убеждены, что музыкальные произведения запоминаются автоматически, само собой, в процессе работы. Авторы тоже придерживаются последней точки зрения. Не случайно говорят о механической, непроизвольной «памяти пальцев».

Конечно, у всех процесс запоминания происходит индивидуально. Одни музыканты запоминают быстрее, другие медленнее. Одним помогает погружение в те или иные образы, воспоминания, у других, как, например, у А.Скрябина музыка вызывает цветовые ассоциации. То, что сделал Моцарт, совершенно невероятно и вряд ли кто-нибудь, когда-нибудь сможет это повторить. А дело было так…

В 1770 году Моцарт и Наннерль (сестра Моцарта прекрасно играла на клавесине) были на гастролях в Риме. У Наннерль приближался день рождения и Вольфганг раздумывал, какой же сделать подарок любимой 16-летней сестричке. Как-то он услышал, что по религиозным праздникам папский хор исполняет литургическую мессу известного итальянского композитора Грегорио Аллегри для двух хоров. Рассказывали также, что месса Аллегри – личная собственность папского хора. Её ноты запрещено переписывать и, тем более, издавать. Месса хранится в Ватикане под строгой охраной в рукописи и в одном экземпляре. Тогда у юного композитора появляется сумасшедшая, немного мальчишеская идея - записать по памяти эту мессу и подарить ноты сестре.

Как раз приближался религиозный праздник. Моцарт пошёл в церковь, прослушал один раз эту сложнейшую, девятиголосую, длившуюся целый час, мессу и, придя домой, записал её в нотах. По памяти! Наннерль была очень довольна необычным подарком.

Доносчики Папы Римского знали всё и через некоторое время Святейшему сообщили о случившимся. Но он не поверил: «Человеку такое не под силу» Однако, упорные слухи, что великий музыкант сделал невозможное, продолжали ходить по городу. Однажды вечером около гостиницы, где во время гастролей проживал Леопольд Моцарт с детьми, остановилась карета с папским вензелем. Из неё вышел священник в чёрной сутане. Он спросил портье, в каком номере проживают Моцарты, поднялся на второй этаж и постучал. Открыл дверь Моцарт старший.

- Я руководитель папского хора, - представился пастор.

- Проходите, пожалуйста, садитесь, - пригласил его Леопольд, подозревая, о чём пойдёт речь, и немного волнуясь.

Они сели. Вольфганг и Наннерль вышли из соседней комнаты.

- Это правда, что Ваш сын по памяти записал мессу Аллегри?»

Леопольд помолчал и посмотрел на сына.

Вольфганг Амадей Моцарт

- Да, правда, - сказал мальчик. – Разве это запрещено?

- Принеси, пожалуйста, ноты, - не отвечая на вопрос, попросил пастор.

Вольфганг взглянул на сестру. Та ушла соседнюю комнату вернулась с рукописью и передала её священнику. Тот погрузился в изучение нот. Все напряжённо молчали.

- Просто немыслимо! - воскликнул пастор, просмотрев ноты до конца.- Я не нашёл ни одной ошибки. Неужели ты слушал мессу всего один раз? – спросил он мальчика.

- Да, один.

Пастор восхищённо развёл руками и удалился.

Через некоторое время вышел указ папы Римского о награждении Вольфганга Моцарта одним из высших орденов Ватикана, орденом рыцаря Золотой Шпоры за удивительный, данный Богом, музыкальный дар.

***

ШАЛЯПИНА НЕ ПРИНИМАЮТ В ХОР, А ВЕРДИ В КОНСЕРВАТОРИЮ

Сын крестьянина Федор Иванович Шаляпин родился и провёл детство в Казани. Семья жила крайне бедно и Федя с детства вынужден был зарабатывать себе на жизнь самостоятельно. У мальчика был кра­сивый голос (дискант) и он любил подпевать матери. Когда Феде испол­нилось 15 лет, он прочитал в местной газете, что объявляется конкурс на место хориста в Казанский драматический театр. Это был прекрас­ный случай улучшить материальное положение семьи. Трудность была в том, что как раз в это время у подростка началась голосовая мутация.

Прослушивание было назначено в 10 утра, но Фёдор пришёл на час раньше. Однако оказался не первым. У дверей в театр уже прохаживался долговязый юноша лет 18-ти. Прослушивал конкурсантов весь хор. Федю пригласили первым. Никогда ещё он не выступал перед таким количеством слушателей. Неизвестно какую песню выбрал мальчик. Позже, уже будучи известным певцом, Шаляпин рассказывал, что спел очень неудачно. Чуть ли ни после каждой ноты, что называется, «давал петуха». В хор отобрали долговязого, сильно «окающего» юношу.

Фёдор Иванович Шаляпин

Через много лет, когда в Нижнем Новгороде познакомились, а поз­же, подружились уже известный певец Фёдор Шаляпин и молодой, подающий надежды писатель, Алексей Пешков (Максим Горький), Шаляпин рассказал Пешкову-Горькому историю своего провала в хор.

Горький расхохотался: «Феденька, это же был я. Правда, вскоре меня из хора выгнали, так как голоса у меня не было никакого».

***

Гениальный итальянский композитор Джузеппе Верди (полное имя Джузеппе Фортунино Франческо) родился в 1813 году в глухой деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии, в небогатой семье трактирщика. Он тянулся к музыке и начал учиться игре на органе у местного деревенского органиста Петро Байстрокки. Позже музыкальное дарование Джузеппе заметил купец и любитель музыки Барецци и в 12 лет мальчик переезжает жить к нему в Буссето. По воскресеньям Джузеппе приезжает к себе домой в Ле Ронколе и играет там в церкви на органе. С 17 лет он также становится штатным органистом в Буссето.

Джузеппе Верди 1888 г.

В 1833 году, когда Верди исполняется 20 лет, муниципалитет горо­да выделяет юноше стипендию для обучения в миланской Консервато­рии, в то время лучшей в Италии. И тут случается невероятное. Верди в Консерваторию не принимают ввиду, как записано в решении приёмной комиссии, «…недостатка музыкальных способностей». Остаётся доба­вить, что после смерти великого композитора миланской Консервато­рии присвоили имя Джузеппе Верди.

Подобные нелепые ошибки встречаются не так уж редко. Это только кажется, что большой талант всегда найдёт своё место. Особен­но много ошибок происходит на приёмных экзаменах в музыкальную школу. Причины разные. Встречаются дети замкнутые, застенчивые, которые теряются при виде приёмной комиссии. У других плохо развит голосовой аппарат или очень небольшой диапазон голосовых возмож­ностей. Поэтому они не могут повторить голосом тот или иной звук (это часто входит в программу экзамена) или спеть песню. Встречаются му­зыкально одарённые дети, которые попросту не знают песен и потому остаются за бортом музыкального обучения. И мы, возможно, теряем великих музыкантов или композиторов.

Что можно посоветовать родителям? Узнайте заранее требования приёмного экзамена и соответственного подготовьте ребёнка. Разучите с ним песню. Научите повторять за вами (хлопать в ладоши или стучать на бубне) тот или иной ритм. Сначала простой, потом более сложный. Неплохо, если удастся показать сына или дочь преподавателю музыкальной школы, чтобы он прослушал ваших детей в спокойной обста­новке.

ГАММЕЛЬНСКИЙ ДУДОЧНИК

Благодаря легенде о гаммельнском дудочнике, (его ещё называют «гаммельнский крысолов», а также, видимо, за пристрастие к яркой одежде, «пёстрый дудочник», «пёстрый флейтист»), город Гаммельн в Германии излюбленное место для туристов. Гиду есть, что показать экскурсантам: дом крысолова, улицу молчания, где нельзя играть на музыкальных инструментах, церковь XIII века с табличкой, рассказывающей о произошедших в легенде событиях, мост через реку Везер, по которому дудочник вошёл в город.

Легенда о дудочнике явно отличается от других произведений средневекового фольклора. Отличается не только необычностью сюжета, но и его почти документальной подтверждённостью. Судите сами. Нам известна точная дата, когда эти удивительные события произошли - 6 июля 1284 года. В день святых Иоанна и Павла. Этот день официально считается началом истории Гаммельна. В ежегодных празднованиях, посвящённых этому события, проводятся костюмированные балы, на которых, как правило, обыгрываются события легенды.

Гаммельн 2009 год

Этим событиям историк и монах Йобус Финцелиус во второй половине XVII века посвятил целую главу в книге «Правдивые описания событий необыкновенных». Да, что там главу. Современная американская исследовательница Шейла Харти посвятила целую жизнь сбору данных, подтверждающих эти события. Именно она нашла в Хрониках 1384 года запись: «Десять лет назад пропали наши дети».

Думаем, что достаточно заинтриговали читателя, чтобы перейти к изложению самой легенды.

В начале 80-х годов XIII века город Гаммельн подвёргся крысиному нашествию. Крыс было так много и они были такие большие, что справиться с ними городу оказалось не под силу. Злобные, вечно голодные животные огромными стаями бегали по городу, нападая не только на кошек и собак, но даже на маленьких детей. Это была катастрофа. Жители покидали город. Спасение пришло неожиданно. 26 июня 1284 года весёлый молодой человек в красной шляпе и ярком костюме охотника вошёл в город и направился к зданию магистрата.

- Я могу спасти город и уничтожить крыс, - твёрдо заявил он бургомистру. - Сколько Вы заплатите за это?

- Если сможете уничтожить крыс,- воскликнул бургомистр, - то мы дадим Вам столько золота, сколько Вы сможете унести. - Горожане, присутствовавшие при разговоре, громкими криками подтвердили слова бургомистра.

Тогда молодой человек достал из кармана серебряную флейту (в некоторых вариантах дудку) и заиграл. На необыкновенно красивые звуки стали собираться крысы. Огромные полчища крыс. Флейтист, играя, уходил из города, а крысы шли за ним. Он зашёл в реку и утопил всех, оказавшихся такими музыкальными, грызунов.

Дудочник уводит из города крыс

Однако, счастливый конец не наступил. Напротив, дальнейшие события приобретают трагический характер. Когда крысолов-дудочник вернулся за обещанной оплатой, то получил отказ.

- Если каждый будет получать кучу золота за игру на флейте, это будет слишком накладно для города, - заявил бургомистр под одобрительные возгласы всё тех же горожан.

- Но Вы же обещали, - возмутился дудочник.

- Да, пообещал сгоряча. Извините, - ответил бургомистр. Выражаясь современным языком, «…чего не скажешь в шутейном разговоре».

Молодой человек ушёл, затаив обиду. Через несколько дней он снова в том же ярком костюме появился в городе. На этот раз, когда «крысолов» достал флейту и заиграл, стали собираться заворожённые его игрой дети. Флейтист уходил из города и дети, 130 мальчиков и девочек, уходили за ним. Больше никто детей не видел. По одной версии, молодой человек увёл их в пещеру горы Коппельберг и никого из них больше не видели, по другой, дети перешли горы и обосновались в Трансильвании, сегодняшней Румынии.

Дудочник уводит детей

О чём эта легенда? О наказании за обман или о волшебной силе музыки? Наверно, и о том и о другом. Во всяком случае, на протяжении многих столетий трагедия, разыгравшаяся в Гаммельне, привлекает внимание поэтов, писателей, композиторов. Из наиболее известных произведений отметим балладу И. Гёте, стихотворение «Крысолов» Г. Гейне, рассказ А.Грина под таким же названием, «Романс Крысолова» И. Бродского, Романс «Крысолов» C. Рахманинова, пьесу американского драматурга Р. Нолли «Пёстрый флейтист», концерт для флейты с оркестром Д. Корньяна.


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 2930




Convert this page - http://7iskusstv.com/2013/Nomer2/Madorsky1.php - to PDF file

Комментарии:

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//