Номер 6(43) - июнь 2013
Борис Тененбаум

Борис ТененбаумКорень всякого зла ...

Главы из новой книги "Гитлер"

(продолжение. Начало в №4/2013  и сл.)

I

Свою книгу "Майн Кампф", "Моя Борьба" - Гитлер начал писать в Ландсбергской тюрьме. Вообще-то поначалу он думал описать только историю своей политической карьеры, и книга должна была называться "Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости". Но первоначальные заметки все разрастались и разрастались, и понемногу книга стала чем-то вроде смеси из автобиографии и политического манифеста.

Как из всякого связного текста, из книги выпирает на свет личность ее автора.

Он сентиментален. Он дилетант, часто - вопиюще невежественный. Самоучка, убежденный в том, что “…владеет научной истиной…”, и что “…правота его неопровержима…”.

В чтении текст не производит впечатления даже связности - но у нас есть и другие свидетельства.

Как уж и говорилось - при всем почтении к своему узнику тюремные службы все-таки настаивали на соблюдении каких-то внешних приличий. Доступ посетителей к Гитлеру был, в принципе, вполне свободным, и завидел только от его желания (или нежелания) их принимать - но существовали и тюремные правила. Согласно им, при свидании заключенного - с кем бы то ни было - в камере должен был присутствовать кто-то из тюремной службы.

И это не обязательно был обычный надзиратель. Гитлер вызывал большой интерес, и обязанности "присматривающего за визитом" старшие чины Ландсбергской тюрьмы часто брали на себя.

Обставлялось это с соблюдением всех возможных форм вежливости: дежурный офицер просто садился в кресло, разворачивал газету, и делал вид, что ни к чему не прислушивается. Согласно мнению одного из этих надзирателей, Франца Хеммериха, не было ни одного человека, который устоял бы перед Гитлером в беседе один на один - такова была сила его личности.

Hy, само по себе это свидетельство мало что стоит. В конце концов, в тюрьме узника навещали в основном его восторженные поклонники. И какой же поклонник устоит перед обаянием "звезды", которой он восхищается? Однако, согласно тому же Хеммриху, во всей Ландсбергской тюрьме, от коменданта и до последнего истопника, не было человека, который не был бы убежден в правоте Адольфа Гитлера, и в том, что он герой и мученик.

Речи Гитлера в разговорах с его посетителями, по-видимому, близко соответствовали записям, которые легли в основу его книги. Записи делались, как правило, не им самим. Рудольф Гесс не был арестован после путча, но добровольно сдался властям, получил уменьшенный приговор, и был помещен в той же Ландсбергской тюрьме, в камере неподалеку от той, в которой был помещен Гитлер. Он имел право свободного доступа к своему кумиру, и правила ночного отбоя на них не распространялись - они могли беседовать хоть за полночь. Вот Гесс-то и вел почти всю секретарскую работу - он записывал слова Гитлера, сводил сказанное воедино, редактировал рукопись, обсуждал текст с автором, уточняя его - ну, и так далее. Кое-что делал в этом смысле и Путци Хейнштенгль - ордер на его арест был отменен, он смог вернуться в Германию, и конечно же, немедленно навестил своего "...великого друга...". Путци смог посмотреть собранные записки, и даже внести пару предложений по тексту, которые были полностью проигнорированы. В тюрьме Ландсберг уже начал осуществляться "принцип фюрера".

Слово Адольфа Гитлера должно было быть последним словом.

II

В "Майн Кампф" нет никакой ясно изложенной политической программы. Собственно, это признавал даже сам Гитлер - он говорил потом, что книга состоит из отдельных материалов, каждый из которых - набросок статьи для "Фёлькишер Беобахтер". Но какое-то представление о ходе мысли автора книга все-таки дает.

Он видит мировую историю как нескончаемую борьбу, в которой высшая раса, арийцы, не может занять своего законного места в мире из-за непрерывной подрывной работы евреев, низшей расы, все усилия которой идут на разрушение расы-хозяина, на которой евреи паразитируют.

Расовый вопрос" - пишет Гитлер - "дает ключ не только к мировой истории, но и ко всей человеческой культуре".

Кульминацию процесса подрывной деятельности евреев он видел в Октябрьской Революции в России. Согласно ему, жидо-большевизм нечеловеческими пытками и голодом убил там 30 миллионов человек в своем желании установить власть еврейских так называемых интеллектуалов над великим народом. Попутно там еще говорится о махинациях биржевиков, хотя связи между биржевиками и большевиками вроде бы не просматривается.

Но для Адольфа Гитлера это, конечно, не так - для него это две лапы одного и того же чудовища.

И вообще - миссией национал-социалистического движения является "...разрушение еврейского большевизма...". Это разрушение, кстати, послужит и еще одной цели - даст германскому народу жизненное пространство на Востоке. Насчет "...жизненного пространства на Востоке..." он ничего нового не придумал - это была идея пангерманистов, выдвинутая задолго до Первой мировой войны, когда никакого "жидо-большевизма" не было и в помине.

Просто было тогда в Германии некое ощущение, что для истинной Империи нужно пространство целого континента, а не узкие границы страны в центре Европы.

Нy, Гитлер смотрел на вещи пошире. Для него вопрос сводился к борьбе не на жизнь, а на смерть, и шла она между "германизмом" и "мировым еврейством". И полумеры тут не годились. "Расовый туберкулез" должен быть устранен. В "Майн Кампф" Гитлер говорит, что если бы при начале Первой мировой войны 12-15 тысяч еврейских разрушителей нации были бы сунуты под отравляющие газы, то жертвы, принесенные миллионами германских солдат на фронте, не остались бы напрасными.

Поэтому миссией немецкого народа должно быть уничтожение большевизма, и на этом не следует останавливаться, потому что настоящий смертельный враг - это мировое еврейство, породившее большевизм.

Это битва даже не германского, а мирового значения:

“…большевизация Германии <...> означает полное уничтожение всей христианской европейской культуры…”.

Надо сказать, что большевизм всплыл в "Майн Кампф" не случайно. В окружении Гитлера было несколько человек из числа "немцев, рожденных вне Рейха". Например, шедший с ним рука об руку Макс фон Шойбнер-Рихтер, убитый полицейской пулей, родился и вырос в Риге. Для него русская революция 1917 была воплощением чудовищного зла, несчетных бед и разрушений - и винил он в ней Троцкого и прочую “…еврейскую шваль, прикрывшуюся именем Ленина…”.

Россия с ее большевизмом сильно занимала воображение Адольфа Гитлера.

Он думал, что настало время прекратить все попытки найти жизненное пространство для Германии в колониях - это только ссорит немцев с англичанами - и обратить взор на необозримые просторы за пределами восточных границ Рейха. В конце концов, именно Германия питала своими соками старую российскую элиту, создавая “…германское ядро…” верхнего слоя российского общества. Теперь это ядро заменили собой евреи. Но абстрактный "мировой еврей" есть паразит. Он может только разрушать сделанное другими, а сам на созидание не способен. И это означает, что гигантская Империя, лежащая на восток от Германии, созрела для крушения, ибо крушение ее новой еврейской элиты будет означать и крах России как государства.

Гитлер выражал надежду, что современники станут еще свидетелями катастрофы, которая станет полным, неопровержимым доказательством верности теории высшей расы. Надо только подготовить немецкий народ к этой титанической борьбе.

Сделать это может только лидер, осененный гением.

III

В самых первых страницах "Майн Кампф" Гитлер пишет о том, что само Провидение помогло тому, что он родился именно в городке Браунау, что стоит на реке Инн в Австрии. Потому что городок расположен как раз на границе между Австрией и Рейхом, на границе, разделяющей два германских государства - границы этой не должно быть вне зависимости ни от каких экономических соображений. Даже если бы их слияние в чисто материальном смысле было бы вредным, оно должно быть осуществлено. Потому что “…единая кровь необходимо требует и единый Рейх…”. Осуществить такое великое деяние, конечно же, нелегко.

Но надежда все-таки есть:

“…если искусство политика на самом деле есть искусство возможного, то теоретик - человек, о котором можно сказать, что они говорит то, что внушено им свыше, и требуют и желают невозможного. Очень редко в истории встречаются случаи, когда теоретик и политик слиты в одном и том же лице...”[1].

Кто это лицо, читателю уже понятно, не правда ли? Ну, а дальше автор переходит к вопросам более конкретным и чисто практическим. Он обсуждает средства и методы достижения поставленных целей, и, в частности, он заявляет следующее:

“…Искусство пропаганды лежит в понимании эмоциональных нужд широких масс… Надо иметь в виду, что их способность к пониманию очень ограничена, что их способность к суждению крайне мала, но способность забывать – огромна…”.

Из вышесказанного с необходимостью вытекает, что эффективная пропаганда должна быть простой, и касаться только очень немногих пунктов - которые, естественно, следует тщательно выбирать.

Дальше в "Майн Кампф" следует такой пассаж:

“…искусство всех подлинных национальных лидеров всех времен состоит в том, что они не распыляют внимание народа, а концентрируются на одном враге…”.

Гитлер добавляет, что большое число самых разнообразных противников должно быть представлено как щупальца одного и того же главного врага, и что последователи лидера должны верить в то, что с ним-то, с этим главным врагом, они и ведут битву.

Он даже приводит практический пример того, как это должно делаться:

“…это евреи приводят негров на Рейн, как всегда, с тайным замыслом и с ясной целью - разрушить ненавистную им белую расу путем ее заражения чуждой кровью…”.

Эта фраза, конечно, нуждается в некоторых комментариях.

IV

Как ни странно, тезис о “…неграх на Рейне…” имел некие реальные основания: огромные потери во время Первой мировой войны вынудили Францию использовать в Европе и свои колониальные войска, набранные в Марокко и в Сенегале. Поскольку они к тому же, как правило, не подлежали демобилизации, то их часто использовали для оккупации германских территорий - и на Рейне, и в Сааре. С дисциплиной что у сенегальцев, что у марокканцев дело обстояло так: своих офицеров-французов они слушались беспрекословно, всех остальных игнорировали, а на побежденных смотрели как на законную добычу.

В итоге в оккупированных районах прокатилась волна грабежей и изнасилований. Французские власти пытались бороться с этим злом, преступления против гражданских лиц расследовались, и как правило, наказывались - но тем не менее они случались, с периодичностью в два-три каждый месяц.

Националистическая пресса, разумеется, изображала их как дикое изнасилование всех германских девушек по Рейну - так что мысль о “…заражении чистой германской крови неграми и арабами…” была довольно обычным мотивом.

Новостью было приписывание "оккупационных изнасилований" евреям, которые вроде бы, не имели никакого отношения ни к французской оккупации, ни тем более к сенегальским стрелкам - но Гитлер следовал своим принципам, столь ясно изложенным в "Майн Кампф":

1. Враг должен быть один.

2. Все зло должно идти от него, даже если это не так.

3. Широкие массы имеют слабую способность понимать.

4. Широкие массы имеют неограниченную способность забывать.

Но, пожалуй, стремление свести все беды Германии к еврейскому заговору было у Адольфа Гитлера не только рациональным расчетом, но и совершенно искренней манией. Он видел их повсюду.

В его воспоминаниях о голодной венской молодости вдруг, как бы из ниоткуда, появляется “…еврей в грязном кафтане…”. Кстати, еврей в грязном кафтане и в самом деле вполне мог встретиться Гитлеру в Вене - в столице Австро-Венгерской Империи случались и более неожиданные посетители, чем какой-нибудь приезжий из Галиции, откуда-нибудь из тамошнего захолустья.

Но он видел тут не одного непривычно одетого человека, а целое явление:

“…была ли когда-нибудь какая-то форма грязи или гнусного распада - особенно в культурной жизни - в которой не был бы замешан, по крайней мере, один еврей? …”.

Более того, продолжает Адольф Гитлер:

"...если вы вскроете это абсцесс, вы непременно найдете в нем, как вы нашли бы личинку в гниющем трупе, какого-нибудь еврейчика, моргающего при неожиданно упавшем на него свете. Это зараза, духовная зараза, хуже чем чума старых времен - и люди ей непрерывно отравляются...".

Дальше автор "Майн Кампф" говорит, что это беда не только духовная или интеллектуальная проблема - о нет, отнюдь нет. Суть дела закопана куда глубже:

“…Связь евреев с проституцией, и даже еще хуже - с торговлей женщинами - может быть изучена в Вене так, как, может быть, нигде больше ... там на темных улицах и в закоулках вы увидите то, что скрывается от германского народа...“.

И Гитлер говорит дальше, что проблема лежит в продажности любви, в превращении ее в объект торговой сделки. И что это ведет к моральному опустошению, к дегенерации, разрушающей германский народ медленно, но верно. И вообще:

“…евреизация нашей духовной жизни и монетизация нашего инстинкта к продолжению рода рано или поздно разрушат все наши подрастающие поколения …”.

Ну, дальше там идет долгий поток обвинений евреев в темных грехах заражения народа, смысл которых не ясен - важно только то, что Адольф Гитлер видит свою миссию в очищении мира от этого зла.

Гитлер был странным человеком. В числе прочего в нем удивляло не только наличие огромных способностей к внушению толпе своих мыслей, эмоций и переживаний, но и то обстоятельство, что с ним было что-то не так в смысле пола.

Жена Путци Хейнштенгля сказала мужу, что Гитлер - кастрат. И удивилась тому, что сам Путци этого не видит. Ну, кастрат он или нет, было неясно - но тот факт, что вроде бы здоровый 35-летний человек не только не был женат, но даже и не обзавелся никакой подругой, выглядел действительно странно.

Под этот факт подводились самые разнообразные объяснения.

Говорили, например, что "...все силы и помыслы Адольфа Гитлера отданы его борьбе...", и на прочее у него нет времени. Другие люди, настроенные не столь благожелательно, говорили, что чувства, которые Гитлер испытывает, говоря с толпой, заменяют ему нормальные половые отношения. Но было и такое мнение: в годы венского бродяжничества Адольф Гитлер подхватил сифилис и потом плохо лечился.

В итоге зараза ударила ему в мозг.

Примечание

1. Все цитаты из "Майн Кампф" даны в обратном переводе с английского и приведены в книге “Hitler, Path to Power”, by Charles B.Flood, Hoghton Mifflin Company, Boston, 1989.


К началу страницы К оглавлению номера
Всего понравилось:0
Всего посещений: 2643




Convert this page - http://7iskusstv.com/2013/Nomer6/Tenenbaum1.php - to PDF file

Комментарии:

Б.Тененбаум-А.Штильману
- at 2013-07-25 21:50:36 EDT
История "Русалки" у двух композиторов / а может и больше, чем двух , не знаю/ никак не сопоставима с историей Гитлера и Германии 1933-1945 года.

В 1912 году вышла книга Мережсковского, "Наполеон". Мережковский полагал, что у него не менее сорока тысяч предшественников, включая в это число и таких авторов, как Стендаль. К 2012 "... число предшествеников ..." по крайней мере удвоилось, и если брать только российских авторов, то имеются две великолепные книги, Е.В.Тарле и А.З.Манфреда.

Это сопоставимо с историей Германии 1933-1945 ? И с уровнем ее освещения ?

И знаете - ничего. Мой "Наполеон" довольно хорошо продается, недавно вот вышел вторым изданием.

A.SHTILMAN
New York, NY, - at 2013-07-25 20:51:35 EDT
Очень рад, что ошибка устранена, но вот в журнале осталась,увы. Что до книги - не смею судить -нечитал. Уверен, что написано увлекательно. "Русалка" и иные оперы - не при чём.История "Русалки" у двух композиторов / а может и больше, чем двух , не знаю/ никак не сопоставима с историей Гитлера и Германии 1933-1945 года. Так мне кажется.С лучшими пожеланиями.
Б.Тененбаум-А.Штильману
- at 2013-07-25 19:42:34 EDT
Друзья автора указывают на отсутствие или малое количество книг о Гитлере на русском. Это не совсем так, или лучше - совсем не так. За последние два десятилетия вышло много переводных книг о Гитлере, включая Феста и даже Ширера. Так что ,конечно подбодрить автора и сделать приятное - для друзей - дело святое, но это не так.

Глубокоуважаемый Артур Давидович, с вашей фразой, приведенной выше, я не согласен по целому ряду соображений.

Во-первых, значительное количество книг, вышедших на затронутую тему, в несколько иных терминах означает всего лишь то, что есть значительное число постановок оперы "Русалка". Наверное, это не отменяет попыток поставить ее еще разок - в другой интерпретации и с другим составом исполнителей ?

Во-вторых - почему же обязательно "вышедших по-русски" ? Имеется целое море источников, вышедших на английском. Главным "оппонентом" в данном случае мне послужил англичанин Иэн Кершоу, и слово оппонент я хотел бы подчеркнуть.

В-третьих - насчет "... подбадривания друзей ...". Уверяю вас, что дело происходило с точностью до наоборот. ВСЕ мои друзья говорили, что не след мне лезть на эту горку, ибо есть огромный риск сломать на ней шею - и, честно говоря, я совсем не уверен, что не сломал.

Ну, будущее покажет ...

Что касается того, что ...нужно внимательно относиться к ошибкам и ляпам ..., то совершенно с вами согласен, замеченную вами ошибку в тексте книги немедленно поправил, и очень вам признателен за ее обнаружение.

A.SHTILMAN
New York, NY, - at 2013-07-25 16:58:56 EDT
По моей просьбе Редакция поместила этот пост, так как любой мой пост, кроме ТЕСТа блокируется здесь, под статьёй о Гитлере. Друзья автора указывают на отсутствие или малое количество книг о Гитлере на русском. Это не совсем так, или лучше - совсем не так. За последние два десятилетия вышло много переводных книг о Гитлере, включая Феста и даже Ширера. Так что ,конечно подбодрить автора и сделать приятное - для друзей - дело святое, но это не так. Всё же нужно внимательно относиться к ошибкам и ляпам ,допущенным даже во всеми признанных здесь работах Историка.
По просьбе А.Штильмана
- at 2013-07-25 13:39:55 EDT
Алекс
Вюрцбург, Германия - at 2013-07-03 13:02:14 EDT
Хотелось бы обратить внимание автора на то, что фамилия Путци - все же именно Ханфште́нгль Hanfstaeng

Артур Штильман
- at 2013-07-08 23:25:41 EDT
Начал читать и сразу спкнулся - "Путци Хейнштенгль"?
Эрнст Франц Седжуик ХАНФШТЕНГЛЬ /1887-1975/ был третьим сыном богатого мюнхенского издателя Эдгара Ханфштенгля и американки- кузины генерала Джона Седжуика – героя гражданской войны. Компания его отца впервые в истории стала выпускать репродукции всемирно известных картин из музеев мира, как например «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Все известные нам портреты Бетховена, Баха, Шуберта, Шумана и многих других композиторов также были продукцией этой фирмы. Именно в доме Эрнста Ханфштенгля был арестован Гитлер, куда он пришёл прятаться после неудачного путча в ноябре 1923 года. Что касается клички «Путци», то её дала Эрнсту Ханфштенглю его нянька. На баварском диалекте это означало «паренёк».

*********
Несмотря на два постинга об ошибке автора в написании имени довольно важного персонажа – Эрнста /«Путци»/ Ханфштенгля, автор статьи о Гитлере не счёл нужным исправить эту ошибку. Она вошла также в текст только что отпечатанного номера «Семи Искусств» за июнь 2013 года. Конечно, это дело самого автора, оставлять такие ляпы в своём тексте, если он верит в сей лучший вариант. Так сказать – «не в интересах правды, а в интересах истины».

Pahan
- at 2013-07-12 01:14:48 EDT
Pahan
- at 2013-07-08 03:03:52 EDT

...................................

Основоположник сионизма Моше наносит удар палкой по der Herr zu sein - das liegt alles zugrunde...
=====================

Так вот, углубляя мною нижеприведенное, обращаю всё же ваши взоры к моменту, когда Моше видит избивание экплуататором египтянином еврея раба.
Вскипание Мойсеевого разума возмущённого, его разбужение происходит не от национального. Это уже как следствие удар палкой по египтянину цепляет национальное, групповое. Импульс побуждения на удар, повод был классовый. Моше был и до того момента в курсе положения евреев как национальности в те времена в Египте, но он как-то стерпливал до поры.

Б.Тененбаум-Э.Бормашенко
- at 2013-07-12 00:09:19 EDT
"... я, конечно, не историк. Но мне бы заведомо не удалась ровная интонация, совершенно необходимая для исторического ислледования, при написании книги на эту специфическую тему ..."

Да. Ровная интонация далась огромным усилием. И не знаю, насколько получилась. Рассказать о невообразимом ужасе невозможно. Но можно обозначить намек. Скажем, упомянуть, что в рижском гетто происходит рядовой случай: два еврея тащат бревно. Проходящий мимо офицер находит, что для двоих ноша легковата. Ну, он считает, что им надо прививать трудолюбие - и без всякого раздражения одного из евреев пристреливает.

А второй пусть идет своей дорогой - ноша теперь соразмерна заданию ...

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-07-11 15:48:44 EDT
Видите ли, Борис, я, конечно, не историк. Но мне бы заведомо не удалась ровная интонация, совершенно необходимая для исторического ислледования, при написании книги на эту специфическую тему.
Б.Тененбаум-Э.Бормашенко, по поводу "Гитлера&
- at 2013-07-11 15:40:57 EDT
Когда мне предложили договор на эту книжку, я взялся за проект без особых колебаний. В конце концов, есть опыт с "Черчиллем", про Вторую Мировую Войну я знаю довольно много - надо только поменять перспективу и снять уже известный "пейзаж" с другого угла. А оказалось, что все это совершенно не так. В "Черчилле" в центре стоял яркий, неординарный человек, и в его действиях была отвага, плюс некая логика. В "Гитлере" центральный персонаж - "... лунатик, которого ведет Провидение ...". Опасностей он не боится, потому что не видит. Логики у него нет. Вообще никакой - она отрицается в принципе. Есть порывы вдохновения ... Богема у власти ... Гиммлер как возможный наследник отбраковывается за недостаточную артистичность. Так откуда же идут успехи ? И вроде бы получатся, что они отнюдь не результат "директив фюрера", а результат высочайшей профессиональной компетентности немецких военных и всего общества в целом.

При этом - при выборочно выключенной этической составляющей.

И в итоге книжка получилась не про Гитлера, а про Германию, и вертится она не вокруг военных/дипломатических/экономических вопросов, а как-то все больше вокруг того, что отразилось в литературе. Про Паулюса - очень мало. А про Фейтвангера, Чапека, М.Алданова, Т.Манна - и даже, как ни странно, А.С.Пушкина - довольно много.

Борис Э.Альтшулер
- at 2013-07-11 15:13:41 EDT
Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-07-11 14:46:47 EDT

Несколько вопросов:
"большевизация Германии <...> означает полное уничтожение всей христианской европейской культуры…”."
А, казалось бы, какое Гитлеру дело до христианской культуры?
----------------------------------------------------------------------------------------------------

Гитлер до последнего вздоха платил налог в пользу католической церкви и из церкви никогда не выходил.

Б.Тененбаум-Э.Бормашенко
- at 2013-07-11 15:10:42 EDT
"большевизация Германии <...> означает полное уничтожение всей христианской европейской культуры…”."

Я не думаю, что сюда вкладывался какой-то особый смысл - это было типовым клише того времени. Считалось, что европейская цивилизация может быть смыта волной варваров, а под "варварами" понимался пролетариат. "Майн Кампф" - вообще набор штамповок, и именно поэтому опасения нашего коллеги Ю.Ноткина по поводу перевода кажутся мне избыточными. Это не высокая поэзия и вовсе даже не философия, а набор надерганного отовсюду общепита.

Так что особый филологический анализ текста ни к чему, надо только передать его общий смысл.

P.S. По поводу Амоса Оза и его идеи сосредоточения на поселенцах: мне кажется, что как Макиавелли в свое время первым открыл и сформулировал общие принпципы удержания власти, вне зависимости от ее "моральной основы", так и Геббельс в этом плане оказался пророком пропаганды. Есть единые методы, которые хорошо работают на любую цель: массы не рассуждают, а чувствуют, им нужна не логика, а эмоция, лучше всего - ненависть - цель этой ненависти в каждый данный момент должна быть одна - ну и так далее.


Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-07-11 14:50:23 EDT
Гитлер следовал своим принципам, столь ясно изложенным в "Майн Кампф":
1. Враг должен быть один.
2. Все зло должно идти от него, даже если это не так.
Да, это ценные руководства к действию. Я читал статьи Амоса Оза, в которых он пишет следующее: "необходимо убедить жителей Израиля, что все зло идет от поселенцев". Так это или нет, на самом деле, не имеет значения.

Б.Тененбаум-Э.Бормашенко
- at 2013-07-11 14:49:22 EDT
Спасибо, Эдуард. Посмотрю еще разок. Рукопись должна быть сдана не позднее 22-го июля - и честно говоря, я на нее уже смотреть не могу.

Ощущение - как после прыжка в высоту примерно на пол-метра выше, чем можешь.
И вот лежишь на мате, видишь, что планка осталась нетронутой - но пролетел ты НАД ней, или ПОД ней, тебе пока неизвестно.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-07-11 14:46:47 EDT
Несколько вопросов:
"большевизация Германии <...> означает полное уничтожение всей христианской европейской культуры…”."
А, казалось бы, какое Гитлеру дело до христианской культуры? Он, вроде бы ее не шибко жаловал.
"Он сентиментален. Он дилетант, часто - вопиюще невежественный. Самоучка, убежденный в том, что “…владеет научной истиной…”
И этот присягает на научной истине, кто только на ней не присягал. Хотя, вроде бы, и мистик, но, разумеется, последовательности у Гитлера искать не следует.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2013-07-11 14:42:33 EDT
Борис Маркович, Вам, я так понимаю, скоро сдавать рукопись в печать. Посему я решился послать Вам несколько ремарок, быть может, полезных при верстке окончательного текста:
В тексте: "Доступ посетителей к Гитлеру был, в принципе, вполне свободным, и завидел только от его желания..."
Очевидно имелось ввиду: "Доступ посетителей к Гитлеру был, в принципе, вполне свободным, и зависел только от его желания..."
В тексте у Вас:
Рудольф Гесс не был арестован после путча, но добровольно сдался властям, получил уменьшенный приговор
"Уменьшенный" мне кажется здесь неловким прилагательным, надо бы поискать слово.
В тексте у Вас:
Потому что “…единая кровь необходимо требует и единый Рейх…”
Необходимо: “…единая кровь необходимо требует и единого Рейха…”

Артур Штильман
- at 2013-07-08 23:25:41 EDT
Начал читать и сразу спкнулся - "Путци Хейнштенгль"?
Эрнст Франц Седжуик ХАНФШТЕНГЛЬ /1887-1975/ был третьим сыном богатого мюнхенского издателя Эдгара Ханфштенгля и американки- кузины генерала Джона Седжуика – героя гражданской войны. Компания его отца впервые в истории стала выпускать репродукции всемирно известных картин из музеев мира, как например «Монна Лиза» Леонардо да Винчи. Все известные нам портреты Бетховена, Баха, Шуберта, Шумана и многих других композиторов также были продукцией этой фирмы. Именно в доме Эрнста Ханфштенгля был арестован Гитлер, куда он пришёл прятаться после неудачного путча в ноябре 1923 года. Что касается клички «Путци», то её дала Эрнсту Ханфштенглю его нянька. На баварском диалекте это означало «паренёк». Кличка приклеилась и стала играть роль второго имени. Роль Ханфштенгля в жизни Гитлера до середины 30-х была довольно значительной. Не только, как музыкального врачевателя ненормальной души фюрера, но и как спасителя газеты партии «Фёлькишер беобахтер». Он на свои деньги какое-то время издвал её и не дал остановиться её выпускам в самое трудное время для нацистской партии.
Второе: среди важных гостей в Ландсбергской тюрьме была Уиннифред Вагнер – невестка композитора, привозившая своему подопечному писчую бумагу в нужном количестве, и по сведениям некоторых авторов, увозившая оттуда уже отпечатанную «продукцию». Так что она была не простой посетительницей. Ну, а дальше нужно будет читать.

Борис Э.Альтшулер
- at 2013-07-08 17:05:37 EDT
Т. к. мой постинг не прошёл, помещаю его ещё раз.
«Пивной путч» (начался в Бюргербройкеллер и известен также как "путч Гитлера и Людендорфа") был неудачной попыткой захвата государственной власти, предпринятой ветеранской организацией «Kampfbund» во главе с национал-социалистом Гитлером и генералом Людендорфом 9 ноября 1923 года в Мюнхене. Во главе колонны шли Гитлер, Людендорф и Геринг. Путч был подавлен, Геринг ранен выстрелом в бедро, а сам Гитлер очутился в тюрьме Ландсберг, где написал (продиктовал) большую чаcть фрагментов своей программной книги „Моя борьба“.
Историку из университета Бремен Лотару Махтану (Lothar Machtan) удалось раскрыть "секрет Гитлера": страдающий манией величия "вождь" был геем. Махтан нашёл полицейские протоколы и опросил бывших любовников фюрера или людей из его окружения на войне. Поэтому учёный интерпретирует эпизод с «путчем» рейхсминистра Рёма в 1934 г. и расправой над штурмовиками СА иначе - как попытку шантажа Гитлера из-за тайных склонностей фюрера (Lothar Machtan: "Hitlers Geheimnis". Das Doppelleben eines Diktators, 2001). По версиям разных авторов Гитлер на различных этапах своей жизни был геем, би- и асексуалом и, что маловероятно, гетеросексуалом. Вполне возможно, что это было одной из причин его "магического" воздействия на женскую аудиторию - некоторые из его возможных любовниц пытались покончить с собой..
Гитлер был осведомлен об инцухте в своей семье и точно знал о своём происхождении и поэтому никогда не хотел касаться этой темы. Доказано, что Гитлер боялся стать отцом. Он боялся, что у него может быть ненормальный ребенок из-за своего происхождения, связанного с инцухтом. Считается, что он состоял в интимной связи со своей племяницей Гели Раубаль. Один из соперников Гитлера в нацистской партии, Отто Штрассер, утверждал, что нацистский диктатор страдал перверзиями и вынуждал свою племянницу Гели Раубаль мочиться и испражняться на него. Связь Гели с Гитлером продолжалась предположительно с 1925 года до самой её смерти в 1931 г. Последнее время она жила на квартире Гитлера. По некоторым сведениям была в 1931 году перед самоубийством беременна.

Сергей Чевычелов
- at 2013-07-08 16:25:33 EDT
А вот еще точка зрения, от друга, так сказать:

Был ли Гитлер диктатором?

Год: 1994
Автор: Принц Фридрих Кристиан цу Шаумбург-Липпе
Издательство: Критик
ISBN: 3-88037-066-4
Язык: Русский
Формат: DOC/PDF
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 65

Описание: Выросший в немецкой провинции принц Фридрих Кристиан цу Шаумбург-Липпе (1906-1983), был достаточно авторитетным человеком, чтобы рассказать нам о Гитлере и его деятельности во главе Третьего Рейха. Личный друг фюрера еще до прихода того к власти, принц в первые годы его правления часто бывал его собеседником. Принц вступил в НСДАП при посредстве Рудольфа Гесса, был членом СА, а затем стал помощником доктора Йозефа Геббельса в Министерстве пропаганды.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4354494

Б.Тененбаум-С.Чевычелову
- at 2013-07-08 15:44:31 EDT
По мнению Феста, чудовищная по своим масштабам воля к власти Гитлера обусловила установление нацистской диктатуры и продемонстрировала "поразительную силу влияния личности на исторический процесс".

Ну вот видите, коллега - а мне кажется, что на самом деле все обстояло с точностью до наоборот. Потому что маниакальная уверенность в своей правоте - это НЕ сила воли. И здесь не личность влияет на социум, а социум ДОБРОВОЛЬНО следует неким принципам, возникшим без всякого участия данной личности. Скажем, "принцип фюрерства" - беспрекословного подчинения воле вождя - был внедрен не только в НСДАП. И даже такой умный и независимый человек как Грегор Штрассер - и то ему следовал, и ничего странного в этом не находил.

Процесс достижения германских побед выглядел так: псих, вообразивший себя великим волшебником, взмахивал волшебной палочкой - и случалось чудо. Как оно случалось, он не имел ни малейшего представления. А если что-то не получалось, то он обвинял в этом "волшебную палочку" и менял ее. Экономика Третьего Рейха управлялась именно по такому принципу - как, впрочем, и армия.

Система вообще держалась только на исключительно высоких деловых качествах исполнителей ...

P.S. Разумеется, все вышеизложенное - мое личное мнение, а не истина в последней инстанции.

Сергей Чевычелов
- at 2013-07-08 15:10:46 EDT
Гитлер. Биография. Триумф и падение в бездну


Год: 2006
Автор: Фест И.
Переводчик: Федоров А., Летнева Н., Андропов А.
Жанр: Биографии
Издательство: Вече
ISBN: 5-9533-1179-6
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 674
Описание: Книга Иоахима Феста - известного немецкого историка Третьего рейха, многие годы являвшегося редактором авторитетной газеты "Франкфуртер альгемайне цайтунг", по праву считается одной из лучших биографий Гитлера. В свое время она стала сенсацией. Несмотря на внушительный объем и высокую цену, первое издание разошлось почти мгновенно. За первым последовал ряд других изданий, книга была переведена на многие языки и даже экранизирована. Центральной фигурой талантливо и увлекательно написанной книги является Адольф Гитлер. По мнению Феста, чудовищная по своим масштабам воля к власти Гитлера обусловила установление нацистской диктатуры и продемонстрировала "поразительную силу влияния личности на исторический процесс".
Книга "Гитлер. Биография. Триумф и падение в бездну" посвящена двенадцатилетнему правлению Гитлера, ставшему для Германии величайшей трагедией за всю ее историю.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4426752

Сергей Чевычелов
- at 2013-07-08 14:18:37 EDT
Адольф Гитлер. Легенда. Миф. Действительность

Год выпуска: 2004
Автор: Вернер Мазер
Жанр: Биография, военная история
Издательство: Попурри
ISBN: 985-438-404-7 985-483-297-Х
Формат: FB2
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 496
Язык: Русский
Описание:
В книге детально и подробно описывается жизнь Адольфа Гитлера как рокового персонажа истории XX века. На основании 20-летнего изучения литературы и первичных источников автор даёт массу неизвестных подробностей о личности Гитлера и его окружении, которые были овеяны спорами и легендами. Для широкого круга читателей.

Ссылка на торрент
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1893798

Pahan
- at 2013-07-08 03:03:52 EDT
по поводу обкатки-обтёрки содержания будущей книги...
я тут с вашего позволения своё на вас обкатаю...

В книге "Майн кампф" где-то в самом начале есть такие слова "Herrschen, der Herr zu sein, Macht über anderen (Sachen, Menschen) verfügen – diese Wunsch /Bestrebung liegt alles zugrunde..."
Это так, слёту, не 100% дословно он крайне близко к тексту. Расстараетесь найти.

В основе же еврейского осправедливлевания мира лежит негодование Моше тем как жёстко эксплуататоры (египтяне) притесняли эксплуатируемых (еврев).
По этому критерия шла разделительная.
И эта еврейская справедливость утверждает доминирование сочуствия, сострадания и стремления к свободе над Herrschen, Macht über anderen verfügen.
Основоположник сионизма Моше наносит удар палкой по der Herr zu sein - das liegt alles zugrunde...

Этого я не разглядел освещённым в содержании.

Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2013-07-07 19:34:34 EDT
фильм "Шоа" в конце показывает главного нацистского "героя", который попадает в плен и гордо показывает фотографии гор трупов, полагая, что немцы сослужили огромную службу цивилизации. Когда американский (или английский) офицер в ужасе отшатывается, немец перекусывает ампулу с ядом.

Элиэзер,

История из жизни: Гиммлеру после задержания и опознания показали фотографии, сделанные в концлагере. И он сказал, что несправедливо спрашивать с него ответ за экцессы, допущенные его подчиненными. Англичане такой аргумент во внимание не приняли - и тогда он перекусил ампулу, запрятанную у него во рту его дантистом.

Б.Тененбаум-М.Фуксу
- at 2013-07-07 19:24:24 EDT
Марк,
Спасибо вам на добром слове. Пациент, что и говорить, действительно неординарный :)

Марк Фукс
Израиль - at 2013-07-07 19:10:08 EDT
Б.М!
Я читаю с интересом, к предыдущим своим положительным отзывам в принципе добавить нечего. Конечно, следует читать не отрывками, а единым блоком, мне кажется это очень важно в данном случае. Уж больно пациент неординарный.
Спасибо.
М.Ф.

Б.Тененбаум->Sava
- at 2013-07-07 18:16:07 EDT
Склонен предполагать,что подобное злокачественное образование было, в определенной мере, присущим и другим европейским народам.Но явление САТАНЫ выпало на долю немцев.
Абсолютизация доверия к нац. лидеру,разгадавшего затаенные до времени чаяния своего возбужденного соц.неурядицами племени,явилась решающим фактором единения фюрера и народа.
Нечто подобное происходило и при диктатуре Сталина, но, на мой взгляд,с существенно меньшим уровнем доверия народа к лидеру.

Уважаемый коллега, согласен с каждым вашим словом. По поводу степени доверия вождю - в России то, что там называли "социализм", стало формой правления только после кровавой Революции и еще более кровавой Гражданской Войны. А в Германии все случилось относительно мирно, после более или менее удачных выборов.

И Гитлер совместил в себе сразу несколько функций - и вождя пришедшего к власти движения, и лучшего оратора партии, и главы государства. В российских реалииях - и Ленина, и Троцкого, и Сталина. А поскольку раз за разом под его руководством случались оглушительные успехи, то службам СД даже и необходимости не было в широких мерах по подавлению недовольных.

Вот один только пример:

в феврале 1934 обер-бургомистр Кёльна НЕ вывесил нацисткие флаги в честь посетившего город фюрера и НЕ поехал встречать его - послал зама. И его, представьте себе, не казнили, а просто отстранили от должности.

Бургомистра звали Конрадом Аденауэром.

Но, скажем, обер-бургомистр Лейпцига, человек с высокой репутацией в области экономики и администрации, изо всех сил сотрудничал с новым режимом на министерском посту - и ушел оттуда в обратно бургомистры только к 1937. Его звали Карл Гёрделер, в 1944 заговорщики будут прочить его на пост главы после-гитлеровского правительства.

Sava- Б.Тененбаум
- at 2013-07-07 17:37:39 EDT
Б.Тененбаум:
".... как мне кажется, все что вылезло при нацизме наружу, оказалось злокачественным разрастанием того, что уже существовало и без Великой Национальной Германской Революции 1933-года"

Склонен предполагать,что подобное злокачественное образование было, в определенной мере, присущим и другим европейским народам.Но явление САТАНЫ выпало на долю немцев.
Абсолютизация доверия к нац. лидеру,разгадавшего затаенные до времени чаяния своего возбужденного соц.неурядицами племени,явилась решающим фактором единения фюрера и народа.
Нечто подобное происходило и при диктатуре Сталина, но, на мой взгляд,с существенно меньшим уровнем доверия народа к лидеру.

Б.Тененбаум->Sava
- at 2013-07-07 13:32:32 EDT
"... не заострили внимание на глубинной сущности феномена- массового психоза немцев ..."

Я думаю, увaжаемый коллега, что мне не следовало публиковать и без того не слишком традиционно написанную книгу отдельными главами. А поскольку решительно все в той или иной мере знакомы с предметом, и ожидают увидеть в публикации то, что они уже знают - и этого там не находят - то и получается, что опубликованный тут "осколок целого" много чего не отразил. Или не заострил. Или не вник в необходимо важное. Если же говорить по существу, то, как мне кажется, все что вылезло при нацизме наружу, оказалось злокачественным разрастанием того, что уже существовало и без Великой Национальной Германской Революции 1933-го года.

По договору, я должен сдать в издательство рукопись в конце этого месяца. Если все пойдет по плану, то в октябре книга будет напечатана и поступит в продажу, а где-то к Рождеству текст будет украден и помещен на флибусте.

Как только это случится, я поставлю в Гостевой линк на эту бесплатную эл.копию. И тогда, может быть, вы захотите посмотреть на весь текст целиком - и судить о нем уже после этого ?


Sava- Б.Тененбаум
- at 2013-07-07 12:30:18 EDT
Препарируя "Маин Кампф" и результаты успешного внедрения ее установок на практике,Вы, уважаемый Борис, не заострили внимание на глубинной сущности феномена- массового психоза немцев, оказавшего стойкую и долговременную поддержку фюреру, несмотря на его откровенную жестоковыйную античеловеческую политическую программу.Возможно версия Э.М. Рабиновича о готовности немцев бороться с еврейством, явилась основным консолидирующим фактором,который Фюрер тонко предчувствовал и умело использовал.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2013-07-07 06:27:06 EDT
Как всегда, написано замечательно и интересно. Автор, пу сути, принимает версию, которую мы здесь часто обсуждаем: борьба с еврейством служила такий национальной задачей, что немцы были, скорее, готовы на поражение, чем на победу без гибели еврейства. Если не ошибаюсь, фильм "Шоа" в конце показывает главного нацистского "героя", который попадает в плен и гордо показывает фотографии гор трупов, полагая, что немцы сослужили огромную службу цивилизации. Когда американский (или английский) офицер в ужасе отшатывается, немец перекусывает ампулу с ядом.
Б.Тененбаум-Алексу
- at 2013-07-07 05:42:15 EDT
Алекс
Вюрцбург, Германия - at 2013-07-03 13:02:14 EDT
Хотелось бы обратить внимание автора на то, что фамилия Путци - все же именно Ханфште́нгль Hanfstaeng
==
Уважаемый коллега, вы совершенно правы. Нелепая ошибка - я ее немедленно поправлю.

Б.Тененбаум-Б.Дынину
- at 2013-07-07 05:37:00 EDT
мне кажется, это не Ваш стиль и многое у Вас здесь сказано слишком мимоходом и иной раз очень «кавалерийски», как например, о кастрации или сифилисе в конце. Эта часть рукописи мне показалась не оригинальной и, повторю, не в Вашем стиле. Не погребает ли Вас под себя Ваш замысел?

Глубокоуважаемый тезка, вот только сегодня вернулся с "... дачных островов ..." у нашего Кэйп-Кода, где примерно неделю жил без Сети. Поэтому, сразу же - мои извинения за запоздание с ответом.

Теперь, если позволите - по существу дела.

Книга про Гитлера - помимо прочего - представляет для меня своего рода производственный проект. Она выйдет по обьему большой, примерно на 110 тысяч слов - но все-таки конечной. И имеется чисто технологическая проблема - как впихнуть в конечный обьем сразу несколько бесконечностей ? Потому что и Первая Мировая Война, и Вторая Мировая Война, и то, что случилось в Европе с 1918 по 1939 - это бесконечности.

Уж и не говоря о вещах, касаться которых я просто не смею ...

Поэтому - в попытке не утонуть в деталях - я с самого начала взялся делить материал на короткие главы. Их в итоге набралось 50, и выходит, что с каждой опубликованной главой вы читаете не больше 2% общего текста книги.

Отсюда и впечатление "кавалерии". Может быть, материал вообще не следует публиковать такими мелкими кусками. А может быть, вы правы - и возводимое здание сыпется вниз само по себе, под собственной тяжестью. Не знаю - надеюсь, что нет, но вполне могу быть неправ.

Теперь - по поводу сифилиса.

В главе, прочитанной вами, она появляется в первый раз - и читатель про нее с течением времени должен подзабыть (по крайней мере, так было задумано автором). Но потом, в последней трети книги, она всплывет снова - и на этот раз в связи с "... заговором Гиммлера ...".

Если помните, в комментариях к "Барабанщику" я все удивлялся - как это Гитлера не зарезала его собственная охрана, СС ? Ну и оказалось, что глава этой организации, собственно, к такого рода действиям и готовился. Во всяком случае, рассматривал как рабочую гипотезу. И запасся документом-отмазкой - медзаключением личного врача Гитлера, как раз на тему сифилиса мозга ...

Ну, а потом эта же тема всплывет в третий раз - в 1946 выйдет роман Т.Манна, "Доктор Фаустус". Там в центре повествования стоит фигура некоего германского композитора - в принципе, списанная с Ницше. Так вот, герой романа продает душу дьяволу за возможность творить. И дьявол честно выполняет свою часть сделки. Дать дар он не может - это дело Творца - но он может “… освободить душу художника от всех оков …”.

И средство тут простое - сифилис мозга.

книгу Манна можно толковать на тысячу ладов - в частности, и как описание того, что случилось с Германией между 1933 и 1945. И сделка с дьяволом, и неслыханные победы, и крах и безумие на эту подкладку ложатся очень хорошо. Tолько в одном великий писатель погрешил против истины – сумрачный германский гений у него воплотился в человеке высокой души, а не в “…лицемернoм садистe и бесчеловечнoм лгунe …”, как случилось на самом деле. Из гнусного фарса Томас Манн сделал высокую трагедию. Но - что поделать ? Манн любил свою Германию. И он как бы "облагородил" случившееся - так или иначе, с множеством лукавых оговорок, на которые он был великим мастером.

А мне Гитлер кажется вполне адекватным выражением германского духа того времени - знаете, как если бы это был выдох великого народа, пришедшийся в пузырь из мерзкой слизи ...






Борис Дынин (еще замечание)
- at 2013-07-06 04:01:53 EDT
Борис Маркович! Возможно, имеет смысл вспоминать "Мою борьбу" в связи с тем или иным фактом, событием, решением и пр. в жизни Гитлера, но не посвящать этой книге особую главу (главку).
Борис Дынин
- at 2013-07-06 03:54:37 EDT
Борис Маркович! Я согласен с замечанием Юрия Ноткина по поводу цитирования «Моей борьбы». Тема столь серьезная и столь проштудированная сотнями историков, что здесь нужна особая щепетильность. Вот, например, Вы пишите, что в книге «новостью было приписывание "оккупационных изнасилований" евреям». Гитлер был способен на всякую ложь по отношению к евреям, но это вопрос обращения с источником. А там сказано: «Стремление французов привезти негров на Рейн в сердце Европы и тем отравить нашу кровь является выражением садистской, прямо противоестественной мести, которой пылает к нашему народу этот наш исконный враг, полный шовинистских чувств; но и хладнокровно мстительные евреи стремятся к тому же». Так, что конкретно приписывается евреям: оккупационные изнасилования, или сожительства с неразумными немками и пр. Это только момент, прозвучавший у Вас мимоходом, но я говорю об обращении с источником. В этой части своего повествования Вы отошли от конкретного жизнеописания своего «не-героя» и стали пересказывать с интерпретациями, не то что бы вопросительными, но без должного базиса, «Мою борьбу». С одной стороны, этого трудно избежать в исследовании о Гитлере, но с другой стороны, мне кажется, это не Ваш стиль и многое у Вас здесь сказано слишком мимоходом и иной раз очень «кавалерийски», как например, о кастрации или сифилисе в конце. Эта часть рукописи мне показалась не оригинальной и, повторю, не в Вашем стиле. Не погребает ли Вас под себя Ваш замысел?

Юрий Ноткин
Гиват Шмуэль, Израиль - at 2013-07-05 17:02:44 EDT
Г-н Б.Тененбаум,
прошу прощения за случайное искажение Вашей фамилии в моем предыдущем комментарии-бес попутал, транслит, а также давняя профессиональная связь с Б.Танненбаумом. Надеюсь, что Вас не обидела моя невольная ошибка.
Все остальное в предыдущем комментарии -без изменений.

Юрий Ноткин
Гиват-Щмуэль, Израиль - at 2013-07-05 16:05:39 EDT
Г-н Танненбаум,
позвольте полюбопытствовать, почему обратившись к фигуре А.Гитлера,предлагая свою работу в жанре исторического эссе на русском языке и используя естественно выдержки из книги "Майн Кампф", вы пишете:

"1. Все цитаты из "Майн Кампф" даны в обратном переводе с английского и приведены в книге “Hitler, Path to Power”, by Charles B.Flood, Hoghton Mifflin Company, Boston, 1989."

Разве не более естественно было бы приводить цитаты из первоисточника, а не обращаться к третьему автору пишущему о Гитлере, его пути к власти и о его программной книге.
Я вполне допускаю, что Вы недостаточно владеете немецким, чтобы пользоваться для цитирования широко распространенным оригиналом "Майн-Кампф", однако имеется вполне аутентичный перевод данного произведения на русский язык Карла Радека. Ну а коль скоро Вы данному автору не доверяете, испытываете трудности в доступе к этому переводу или же просто предпочитаете переводить с английского, то и в этом случае не лучше ли обратиться непосредственно к широко известному и многократно рядом автором цитированному переводу "Майн Кампф" James V. Murphy, выполненному в 1939 и доступному даже в Интернете http://www.magister.msk.ru/library/politica/hitla002.htm
Кстати мне довелось сравнивать переводы К.Радека и James V. Murphy и могу Вас заверить, что они практически идентичны по содержанию с точностью до специфики русского и английского языков.
Мне кажется, что в жанре исторического эссе такое цитирование было бы более убедительным.

М. ТАРТАКОВСКИЙ - Б.Альтшулеру..
- at 2013-07-04 10:48:52 EDT
БЭА - БМТ - Wed, 03 Jul 2013 22:01:25(CET)

Это третья глава из новой книги Бориса Тененбаума. В примечаниях к второй главе Редактор уже заметил, что „Существует два способа описания истории Третьего Рейха, сторонники первого называются «интенционалистами», сторонники второго – «функционалистами». Я, со своей стороны, заметил, что стиль такого серьёзного исследования-эссе несколько легковесен (дайджест)...

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Вы правы: грамотный дайджест. Скомканое повествование.
Я (с женой) был в тюрьме Ландсберга-ам-Лех (в Германии два Ландсберга): нынешние заключённые "исторической камеры", даже не подозревают о своей удаче. Администрации запрещено сообщать об этом.

Алекс
Вюрцбург, Германия - at 2013-07-03 13:02:14 EDT
Хотелось бы обратить внимание автора на то, что фамилия Путци - все же именно Ханфште́нгль Hanfstaeng

_Ðåêëàìà_




Яндекс цитирования


//